Для чего служит катушка. Катушки для рыбалки – какие бывают и как выбрать для удочки

Б олее чем полвека эволюции карбюраторных бензиновых моторов с контактной системой зажигания катушка (или как ее часто называли шоферы прошлых лет – «бобина») практически не меняла конструкцию и облик, представляя собой высоковольтный трансформатор в металлическом герметичном стакане, заполненном трансформаторным маслом для улучшения изоляции между витками обмоток и охлаждения.

Неотъемлемым партнером катушки был трамблер – механический коммутатор низкого напряжения и распределитель высокого. Искра должна была появляться в соответствующих цилиндрах в конце такта сжатия топливовоздушной смеси – строго в определенный момент. Трамблер осуществлял и зарождение искры, и синхронизацию ее с тактами работы мотора, и распределение по свечам.

Классическая маслонаполненная катушка зажигания - «бобина» (что по-французски и означало «катушка») - была чрезвычайно надежна. От механических воздействий ее защищал стальной стакан корпуса, от перегрева – эффективный теплоотвод через заполняющее стакан масло. Однако согласно малоцензурному в оригинальном варианте стишку «Дело было не в бобине – идиот сидел в кабине…», получается, что надежная бобина таки порой подводила, даже если даже водитель не такой уж идиот…

Если посмотреть на схему контактной системы зажигания, то можно обнаружить, что заглушенный мотор мог останавливаться в любом положении коленвала, как с замкнутыми контактами прерывателя низкого напряжения в трамблере, так и с разомкнутыми. Если при предыдущем глушении мотор остановился в положении коленвала, в котором кулачок трамблера замыкал контакты прерывателя, подающего низкое напряжение на первичную обмотку катушки зажигания, то когда водитель по какой-то причине включал зажигание, не запуская мотор, и оставлял ключ в таком положении надолго, первичная обмотка катушки могла перегреться и сгореть… Ибо через нее начинал проходить постоянный ток в 8-10 ампер вместо прерывистого импульсного.

Официально катушка классического маслонаполненного типа неремонтопригодна: после сгорания обмотки она отправлялась в утиль. Однако когда-то давно на автобазах электрики умудрялись ремонтировать бобины – развальцовывали корпус, сливали масло, перематывали обмотки и собирали заново… Да, были времена!

И лишь после массового внедрения бесконтактного зажигания, при котором контакты трамблера сменились на электронные коммутаторы, проблема сгорания катушек почти исчезла. В большинстве коммутаторов было предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания на включённом зажигании, но не запущенном двигателе. Иными словами, после включения зажигания начинался отсчет небольшого временного интервала, и если водитель за это время не заводил мотор, коммутатор автоматически выключался, защищая и катушку, и самого себя от перегрева.

Сухие катушки

Следующим этапом развития классической катушки зажигания стал отказ от маслонаполненного корпуса. «Мокрые» катушки сменились на «сухие». Конструктивно это была практически та же самая катушка, но без металлического корпуса и масла, покрытая сверху слоем эпоксидного компаунда для защиты от пыли и влаги. Работала она совместно с тем же самым трамблером, и часто в продаже можно было встретить и старые «мокрые» катушки, и новые «сухие» на одну и ту же модель авто. Они были полностью взаимозаменяемыми, соответствовали даже «уши» креплений.

Для рядового автовладельца в изменении технологии с «мокрой» на «сухую» не было, по сути, никаких преимуществ или недостатков. Если последняя, конечно, была изготовлена качественно. «Профит» получали только производители, поскольку изготовить «сухую» катушку несколько проще и дешевле. Однако если «сухие» катушки иностранных производителей автомобилей изначально продумывались и изготавливались достаточно тщательно и служили почти столько же, сколько и «мокрые», советские и российские «сухие» бобины снискали дурную славу, поскольку имели массу проблем с качеством и выходили из строя достаточно часто без каких-либо причин.

Так или иначе, сегодня «мокрые» катушки зажигания полностью уступили место «сухим», а качество последних даже отечественного производства практически не вызывает нареканий.


Были и катушки-гибриды: обычную «сухую» катушку и обычный коммутатор бесконтактного зажигания иногда объединяли в единый модуль. Такие конструкции встречались, к примеру, на моновпрысковых Фордах, Ауди и ряде других. С одной стороны, это выглядело в некоторой степени технологично, с другой – снижалась надежность и увеличивалась цена. Ведь два изрядно нагревающихся узла объединили в один, тогда как по отдельности они и охлаждались лучше, и при выходе из строя того или иного замена обходилась дешевле…

Ах да, еще в копилку специфических гибридов: на стареньких Тойотах нередко встречался вариант катушки, интегрированной прямо в распределитель трамблера! Интегрировалась она, конечно, не намертво, и при выходе из строя «бобину» можно было без труда снять и приобрести отдельно.

Модуль зажигания – отказ от трамблера

Заметная эволюция в катушечном мире произошла в период развития инжекторных моторов. Первые инжекторы имели в своем составе «частичный трамблер» – низковольтную цепь катушки уже коммутировал электронный блок управления двигателем, а вот искру по цилиндрам по-прежнему раздавал классический бегунковый распределитель, приводимый во вращение от распредвала. От этого механического узла стало возможным полностью отказаться, применив комбинированную катушку, в общем корпусе которой скрывались отдельные катушки в количестве, соответствующем числу цилиндров. Такие узлы стали называть «модулями зажигания».

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) содержал в себе 4 транзисторных ключа, которые поочередно подавали 12 вольт на первичные обмотки всех четырех катушек модуля зажигания, а те в свою очередь отправляли искровой импульс высокого напряжения каждая на свою свечу. Еще чаще встречаются упрощенные варианты комбинированных катушек, более технологичные и дешевые в производстве. В них в одном корпусе модуля зажигания четырёхцилиндрового мотора помещается не четыре катушки, а две, но работающие, тем не менее, на четыре свечи. В такой схеме искра на свечи подается попарно – то есть, на одну свечу из пары она приходит в нужный для воспламенения смеси момент, а на другую – вхолостую, в момент выпуска отработавших газов из этого цилиндра.

Следующим этапом развития комбинированных катушек стал перенос электронных коммутирующих ключей (транзисторов) из блока управления двигателем в корпус модуля зажигания. Вынос мощных и греющихся при работе транзисторов «на волю» улучшил температурный режим ЭБУ, а при выходе из строя какого-либо электронного ключа-коммутатора достаточно было заменить катушку, а не менять или паять сложный и дорогущий блок управления. В котором ещё часто прописаны индивидуальные для каждого авто пароли иммобилайзера и тому подобная информация.

Каждому цилиндру – по катушке!

Еще одно типичное для современных бензиновых автомобилей решение в сфере зажигания, существующее параллельно с модульными катушками, – это индивидуальные катушки для каждого цилиндра, которые устанавливаются в свечной колодец и контактируют со свечой непосредственно, без высоковольтного провода.

Первые «персональные катушки» были именно катушками, но потом в них переехала и коммутационная электроника – так же, как это произошло и с модулями зажигания. Из плюсов такого форм-фактора – отказ от высоковольтных проводов, а также возможность замены при выходе из строя только одной катушки, а не целого модуля.

Правда, стоит сказать, что в этом формате (катушки без высоковольтных проводов, монтируемые на свечу) существуют и катушки в виде единого блока, объединенные общим основанием. Такие, к примеру, любят использовать GM и PSA. Вот это воистину кошмарное техническое решение: катушки вроде бы отдельные, но при выходе из строя одной «бобины» приходится менять в сборе крупный и очень дорогой блок…

К чему мы пришли?

Классическая маслонаполненная бобина была одним из самых надежных и неубиваемых узлов в карбюраторном и ранних инжекторных автомобилях. Внезапный выход ее из строя считался редкостью. Правда, ее надежность, к сожалению, «компенсировал» неотъемлемый напарник – трамблер, а позже – и электронный коммутатор (последнее, правда, относилось только к отечественным изделиям). Пришедшие на смену «масляным» «сухие» катушки по надежности были сопоставимы, но все же несколько чаще выходили из строя без видимых причин.

Инжекторная эволюция заставила избавиться от трамблера. Так появились разнообразные конструкции, не нуждавшиеся в механическом высоковольтном распределителе – модули и отдельные катушки по числу цилиндров. Надежность таких конструкций еще более снизилась в связи с усложнением и миниатюризацией их "потрохов", а также крайне тяжелыми условиями их работы. Через несколько лет работы с постоянным нагревом от двигателя, на котором катушки были смонтированы, на защитном слое компаунда образовывались трещины, через них влага и масло попадали на высоковольтную обмотку, вызывая пробои внутри обмоток и пропуски зажигания. У отдельных катушек, которые установлены в свечных колодцах, условия работы еще более адские. Также не любят нежные современные катушки мойку моторного отсека и увеличенный зазор в электродах свечей зажигания, образующийся в результате длительной работы последних. Искра всегда ищет наиболее короткий путь, и нередко находит его внутри обмотки бобины.

В итоге на сегодняшний день наиболее надежной и правильной конструкцией из существующих и применяемых можно назвать модуль зажигания со встроенной коммутирующей электроникой, установленный на двигателе с воздушным зазором и соединенный со свечами высоковольтными проводами. Менее надежны раздельные катушки, установленные в свечных колодцах головки блока, и совсем неудачно, с моей точки зрения, решение в виде объединенных катушек на единой рампе.

Одним из самых распространенных элементов электрических схем является индуктивность. Это в общем случае катушка с проводом с вставленным в нее ферромагнитным сердечником или без него. Рассмотрим применения свойств катушки индуктивности в различных областях техники.

Индуктивность применяется в различных приборах в радиотехнике, электротехнике, технике связи, электронике, автоматике и многих других областях.

Это трансформаторы, различные электрические фильтры, электромагнитные реле, преобразователи электрической энергии и т.д.

Если конденсатор – это накопитель электрической энергии (заряда), то индуктивность – это накопитель электромагнитной энергии.

Самое простое применение катушки с проводом – это электромагнит.


При прохождении электрического тока по проводу, вокруг него образуется постоянное магнитное поле. Чем больше витков в катушке и чем больше электрический ток, проходящий через нее, тем больше магнитный поток пронизывающий витки катушки.
Для увеличения силы притяжения электромагнита в катушку вводят ферромагнитный (стальной) сердечник.
Свойство катушки с проводом образовывать магнитное поле, используется в мощных электромагнитах, во всевозможных электромеханических реле, электрических двигателях и генераторах и т.д.

Катушка индуктивности — фильтр

Катушка индуктивности имеет минимальное сопротивление для прохождения постоянного электрического тока, но для переменного тока имеет большое сопротивление.

Это свойство индуктивности используется для разделения цепей переменного и постоянного токов.
В технике электросвязи и радиосвязи используется множество различных фильтров нижних и верхних частот, схем дистанционного питания и т.д.
Катушка с ферромагнитным стальным сердечником используется в фильтрах блоков питания сетевых выпрямителей для сглаживания пульсаций переменного тока.

Катушка с проводом источник Э.Д.С.

При воздействии на катушку переменного магнитного поля в ней образуется переменный электрический ток.
Это свойство катушки индуктивности используется в электрических генераторах постоянного и переменного тока.
В них идет преобразование механической энергии в электрическую энергию.

Дизель-генераторные электростанции используют энергию сгорания дизельного топлива;

Тепловые электростанции
– ТЭЦ используют энергию газа, угля, и др.;

Гидроэлектростанции – ГЭС используют энергию падающей воды;
Атомные электростанции — АЭС используют энергию деления атомного ядра.
Во всех циклах преобразования энергии конечным элементом является электрический генератор одно или трех — фазного переменного тока.

Катушка индуктивности — трансформатор.

При протекании переменного тока через катушку вокруг нее образуется переменное магнитное поле, которое в свою очередь воздействует на соседнюю катушку (обмотку) и создает в ней переменный электрический ток.
Трансформаторы тока – напряжения используются для преобразования переменного электрического напряжения и тока одной величины в напряжение и ток другой величины.
Трансформаторы служат также для согласования сопротивления нагрузки с внутренним сопротивлением источника (генератора) электрической энергии.
Трансформаторы используются во всех областях электротехники, радиотехники, электросвязи, автоматики и т.д.

Катушка индуктивности — элемент колебательного контура.

Если объединить свойства конденсатора и индуктивности, то можно создать электромагнитный контур для получения синусоидальных колебаний переменного тока. В этом контуре заряд, накопленный в конденсаторе, передается в катушку и преобразуется в магнитное поле. Магнитное поле в свою очередь, наводит ЭДС самоиндукции в катушке, которая и заряжает конденсатор. Процесс этот повторяется многократно, постепенно затухая из-за потерь в контуре.
Колебательные контуры бывают двух видов — параллельный и последовательный.
Колебательные контуры используются для получения незатухающих колебаний синусоидальной формы низкой – НЧ, высокой ВЧ и сверхвысокой СВЧ частот.
Электросвязь, радиотехника, автоматика, космическая связь – перечень применения колебательного контура в технике безграничен.

Что вы себе представляете под словом “катушка” ? Ну… это, наверное, какая-нибудь “фиговинка”, на которой намотаны нитки, леска, веревка, да что угодно! Катушка индуктивности представляет из себя точь-в-точь то же самое, но вместо нитки, лески или чего-нибудь еще там намотана обыкновенная медная проволока в изоляции.

Изоляция может быть из бесцветного лака, из ПВХ-изоляции и даже из матерчатой. Тут фишка такая, что хоть и провода в катушке индуктивности очень плотно прилегают к друг другу, они все равно изолированы друг от друга . Если будете мотать катушки индуктивности своими руками, ни в коем случае не вздумайте брать обычный медный голый провод!

Индуктивность

Любая катушка индуктивности обладает индуктивностью . Индуктивность катушки измеряется в Генри (Гн), обозначается буковкой L и замеряется с помощью LC – метра .

Что такое индуктивность? Если через провод пропустить электрический ток, то он вокруг себя создаст магнитное поле:

где

В – магнитное поле, Вб

I –

А давайте возьмем и намотаем в спиральку этот провод и подадим на его концы напряжение


И у нас получится вот такая картина с магнитными силовыми линиями:


Грубо говоря, чем больше линий магнитного поля пересекут площадь этого соленоида, в нашем случае площадь цилиндра, тем больше будет магнитный поток (Ф) . Так как через катушку течет электрический ток, значит, через нее проходит ток с Силой тока (I), а коэффициент между магнитным потоком и силой тока называется индуктивностью и вычисляется по формуле:

С научной же точки зрения, индуктивность – это способность извлекать энергию из источника электрического тока и сохранять ее в виде магнитного поля. Если ток в катушке увеличивается, магнитное поле вокруг катушки расширяется, а если ток уменьшается, то магнитное поле сжимается.

Самоиндукция

Катушка индуктивности обладает также очень интересным свойством. При подаче на катушку постоянного напряжения, в катушке возникает на короткий промежуток времени противоположное напряжение.

Это противоположное напряжение называется ЭДС самоиндукции. Эта зависит от значения индуктивности катушки. Поэтому, в момент подачи напряжения на катушку сила тока в течение долей секунд плавно меняет свое значение от 0 до некоторого значения, потому что напряжение, в момент подачи электрического тока, также меняет свое значение от ноля и до установившегося значения. Согласно Закону Ома :


где

I – сила тока в катушке, А

U – напряжение в катушке, В

R – сопротивление катушки, Ом

Как мы видим по формуле, напряжение меняется от нуля и до напряжения, подаваемого в катушку, следовательно и ток тоже будет меняться от нуля и до какого то значения. Сопротивление катушки для постоянного тока также постоянное.

И второй феномен в катушке индуктивности заключается в том, что если мы разомкнем цепь катушка индуктивности – источник тока, то у нас ЭДС самоиндукции будет суммироваться к напряжению, которое мы уже подали на катушку.

То есть как только мы разрываем цепь, на катушке напряжение в этот момент может быть в разы больше, чем было до размыкания цепи, а сила тока в цепи катушки будет тихонько падать, так как ЭДС самоиндукции будет поддерживать убывающее напряжение.

Сделаем первые выводы о работе катушки индуктивности при подаче на нее постоянного тока. При подаче на катушку электрического тока, сила тока будет плавно увеличиваться, а при снятии электрического тока с катушки, сила тока будет плавно убывать до нуля. Короче говоря, сила тока в катушке мгновенно измениться не может.

Типы катушек индуктивности

Катушки индуктивности делятся в основном на два класса: с магнитным и немагнитным сердечником . Снизу на фото катушка с немагнитным сердечником.

Но где у нее сердечник? Воздух – это немагнитный сердечник:-). Такие катушки также могут быть намотаны на какой-нибудь цилиндрической бумажной трубочке. Индуктивность катушек с немагнитным сердечником используется, когда индуктивность не превышает 5 миллигенри.

А вот катушки индуктивности с сердечником:


В основном используют сердечники из феррита и железных пластин. Сердечники повышают индуктивность катушек в разы. Сердечники в виде кольца (тороидальные) позволяют получить большую индуктивность, нежели просто сердечники из цилиндра.

Для катушек средней индуктивности используются ферритовые сердечники:


Катушки с большой индуктивностью делают как трансформатор с железным сердечником, но с одной обмоткой, в отличие от трансформатора.


Дроссели

Также есть особый вид катушек индуктивностей. Это так называемые . Дроссель – это катушка индуктивности, задача которой состоит в том, чтобы создать в цепи большое сопротивление для переменного тока, чтобы подавить токи высоких частот.

Постоянный ток через дроссель проходит без проблем. Почему это происходит, можете прочитать в этой статье. Обычно дроссели включаются в цепях питания усилительных устройств. Дроссели предназначены для защиты источников питания от попадания в них высокочастотных сигналов (ВЧ-сигналов). На низких частотах (НЧ) они используются цепей питания и обычно имеют металлические или ферритовые сердечники. Ниже на фото силовые дроссели:


Также существует еще один особый вид дросселей – это . Он представляет из себя две встречно намотанных катушки индуктивности. За счет встречной намотки и взаимной индукции он более эффективен. Сдвоенные дроссели получили широкое распространение в качестве входных фильтров блоков питания, а также в звуковой технике.


Опыты с катушкой

От каких факторов зависит индуктивность катушки? Давайте проведем несколько опытов. Я намотал катушку с немагнитным сердечником. Ее индуктивность настолько мала, что LC – метр мне показывает ноль.


Имеется ферритовый сердечник


Начинаю вводить катушку в сердечник на самый край


LC-метр показывает 21 микрогенри.

Ввожу катушку на середину феррита


35 микрогенри. Уже лучше.

Продолжаю вводить катушку на правый край феррита


20 микрогенри. Делаем вывод, самая большая индуктивность на цилиндрическом феррите возникает в его середине. Поэтому, если будете мотать на цилиндрике, старайтесь мотать в середине феррита. Это свойство используется для плавного изменения индуктивности в переменных катушках индуктивности:

где

1 – это каркас катушки

2 – это витки катушки

3 – сердечник, у которого сверху пазик под маленькую отвертку. Вкручивая или выкручивая сердечник, мы тем самым изменяем индуктивность катушки.


Индуктивность стала почти 50 микрогенри!

А давайте-ка попробуем расправим витки по всему ферриту


13 микрогенри. Делаем вывод: для максимальной индуктивности мотать катушку надо “виток к витку”.

Убавим витки катушки в два раза. Было 24 витка, стало 12.


Совсем маленькая индуктивность. Убавил количество витков в 2 раза, индуктивность уменьшилась в 10 раз. Вывод: чем меньше количество витков – тем меньше индуктивность и наоборот. Индуктивность меняется не прямолинейно виткам.

Давайте поэкспериментируем с ферритовым кольцом.


Замеряем индуктивность


15 микрогенри

Отдалим витки катушки друг от друга


Замеряем снова


Хм, также 15 микрогенри. Делаем вывод: расстояние от витка до витка не играет никакой роли в катушке индуктивности тороидального исполнения.

Мотнем побольше витков. Было 3 витка, стало 9.


Замеряем


Офигеть! Увеличил количество витков в 3 раза, а индуктивность увеличилась в 12 раз! Вывод: индуктивность меняется не прямолинейно виткам.

Если верить формулам для расчета индуктивностей, индуктивность зависит от “витков в квадрате”. Эти формулы я здесь выкладывать не буду, потому как не вижу надобности. Скажу только, что индуктивность зависит еще от таких параметров, как сердечник (из какого материала он сделан), площадь поперечного сечения сердечника, длина катушки.

Обозначение на схемах


Последовательное и параллельное соединение катушек

При последовательном соединении индуктивностей , их общая индуктивность будет равняться сумме индуктивностей.


А при параллельном соединении получаем вот так:


При соединении индуктивностей должно выполняться правило, чтобы они были пространственно разнесены на плате. Это связано с тем, что при близком расположении друг друга их магнитные поля будут влиять с друг другом, и поэтому показания индуктивностей будут неверны. Не ставьте на одну железную ось две и более тороидальных катушек. Это может привести к неправильным показаниям общей индуктивности.

Резюме

Катушка индуктивности играет в электронике очень большую роль, особенно в приемопередающей аппаратуре. На катушках индуктивности строятся также различные для электронной радиоаппаратуры, а в электротехнике ее используют также в качестве ограничителя скачка силы тока.

Ребята из Паяльника забабахали очень неплохой видос про катушку индуктивности. Советую посмотреть в обязательном порядке:

На что стоит обращать внимание при выборе безынерционной катушки?

  1. Плавность хода
  2. Размер катушки
  3. Шпуля (материал покрытия, размер, глубина, форма)
  4. Удобство рукоятки и ее длина
  5. Количество подшипников
  6. Фрикционный тормоз (чувствительность, расположение)
  7. Байтранер (если требуется)
  8. Качество лесоукладывания (ролик лесоукладывателя)
  9. Общая жесткость корпуса

Рассмотрим представленные параметры более подробно.

Плавность хода катушки

Плавность является предельно важным параметром, так как плавность влияет на чувствительность, и на равномерность наматывания лески на шпулю. На плавность катушки влияет количество и качество внутренних подшипников, сбалансированность ротора, жесткость корпуса и прочие элементы механизма.

Плохо намотанная леска будет вызывать дерганность приманки, и также негативно влияет на дальность заброса приманки. Да и сам процесс выматывания будет не самым приятным при плохой плавности хода.

Стоит отметить, что использование слишком больших грузов при выматывании, может ускорить стирание внутренних деталей катушки, что ухудшит ее плавность.

Размер шпули

Размер шпули зависит от способа ловли и толщины лески. На катушках можно встретить некоторые значения 1000, 2000, 2500, 3000, 4000, 5000 и даже 12000. Число 1000 показывает, что шпуля вмещает в себя 100 метров лески толщиной 0.1 мм, а число 3000 способно вместить сто метров лески толщиной 0.3мм.

  • Для легкого спиннинга (ультралайта) обычно применяются катушки со шпулями 1000-2500.
  • Для среднего спиннинга: 2500-3500.
  • Для тяжелого спиннинга используются шпули размером 4000+.
  • Для фидерной ловли берут катушки со шпулями 2500-5000.
  • Для карпфишинга 5000+.

Размер и глубину шпули стоит подбирать в зависимости от длины и диаметра применяемой вами лески и от дальности заброса приманки.

Форма конуса шпули и глубина профиля

Глубокие шпули вмещают в себя большее количество лески, дальность заброса такими шпулями невысока, применяются для толстой плетенки или монофильной лески.

Неглубокие шпули Air Spool применяются, в основном, для тонких плетеных лесок. Обычно такие шпули имеют увеличенный диаметр.

Шпули Long Cast обычно применяются на карповых катушках. Длинная конусообразная форма шпули обеспечивает хорошую вместимость и дальний заброс.

Существуют также шпули с обратным конусом, которые применяются для спиннинговых катушек. Обратный конус исключает сброс петель и уменьшает риск запутывания лески.

Материал шпули

Шпуля может быть изготовлена или из пластмассы или из металла.

Пластмассовые шпули лучше обойти стороной, так как они быстро изнашиваются и обладают высоким трением. Плетенка на пластмассовых шпулях не применятся.

Металлические шпули создаются обычно из алюминия, более дорогие из титана или композитов. Есть также алюминиевые шпули с покрытием из нитрита титана, которые обладают очень гладкой поверхностью, износоустойчивостью и прочностью.

Катушки с алюминиевыми шпулями с твердым покрытием из титана стоят намного дороже обычных катушек.


Дужка и ролик лесоукладывателя

При откидывании дужки (при забросе) леска сходит со шпули, при закрытии дужки — сход лески останавливается. Дужка лесоукладывателя, ролик и шпуля должны быть гладкими и без заусенец.

Важно то, чтобы леска попадала прямо на специальный ролик и не зацеплялась при это ни за что.

Фрикцион

Элемент безынерционной катушки, который позволяет стравливать шнур или леску при выматывании рыбы для того, чтобы не порвать леску или губу рыбе. При сильных рывках нужно давать рыбе сматывать леску с катушки, так как рыба при этом устает и не может порвать леску. Фрикцион бывает задним, либо передним.

Для спиннинга обычно используются катушки с передним фрикционом.

Для фидера или карпфишинга используются катушки с задним фрикционом и с байтранером.

Передний фрикцион считается более чувствительным и более надежным и регулируется более тонко.

Безынерционные катушки для рыбалки (видео)

Байтранер

Байтранером называют специальный механизм спуска лески или шнура. То есть, при отведении скобы байтранера шпуля катушки начинает стравливать леску, а при обратном нажатии на скобу шпуля перестает стравливать леску, что очень удобно.

Байтранер чаще всего используется в карповой и фидерной ловле.

Байтранер можно также использовать и как сигнализатор поклевки, так как рыба во время рывка будет тянуть леску с катушки, что будет сопровождаться характерный треском, который можно услышать метров за десять-двадцать.

Вес катушки

В большинстве случаев легкость катушки является преимуществом для рыболова, легкая катушка дает большее удобство и свободу действий, да и уставать с легкой катушкой вы будете меньше.

С другой стороны, экономия на материалах деталей катушки, которые должны быть из метала, увеличивает вес катушки. Поэтому стоит искать некий баланс и знать, что надежность и долговечность катушки все же важнее чем ее легкость.

Другими словами, чем безынерционная катушка тяжелее, тем она надежней, но не всегда. Самые современные катушки могут быть изготовлены из композитных материалов, которые и прочнее и легче алюминия, но стоят при они этом намного дороже.

Вес катушки играет важную роль в общем балансе снасти. Баланс снасти - это правильный центр тяжести удилища и катушки, чем он ближе к рукоятке катушки тем лучше. Такое равновесие меньше нагружает руку и позволяет делать более эффективную проводку.

Особо легкие катушки важны в ультралайте, когда сам спиннинг и приманки максимально легкие. Средний вес катушек для ультралайта составляет 200-260 грамм.

Алюминиевые корпуса безынерционных катушек меньше деформируются под нагрузками, что увеличивает их срок службы.

Нагрузка на катушку

Касательно нагрузки стоит отметить только то, что чем больше катушка тем больше ее внутренние детали, и как следствия, по идеи, она должна выдерживать большие нагрузки и иметь возможность установки больших шпуль. Вот почему карповые катушки делаются такими большими.

На нагрузку на фрикционный тормоз влияет еще и передаточное число безынерционной катушки. Чем число меньше, тем катушка более мощная тяговая.

Пример: катушка с передаточным числом 4:1 будет мощнее аналогичной катушки с числом 5.5:1.

Ручки катушки

Рукоятки бывают следующих видов:

  1. ввинчивающиеся
  2. крепящиеся винтом
  3. с заклепкой.

Особых различий в ходе эксплуатации у видов крепления нет, но вот сама рукоятка должна быть удобной и надежной. Отдается предпочтение прорезиненным и без существенных люфтов рукояткам из метала или твердого пластика которые не прогибаются под нагрузкой.

при выборе безынерционной катушки обращайте внимание на люфты ручки, чем люфты меньше, тем лучше.

Подшипники безынерционной катушки

Тут стоит отметить, что чем их больше тем лучше, так как детали катушки будут обладать меньшим трением и соответственно будут более долговечными. Да и в целом катушка будет более плавной и приятной.

Подшипники катушек отличаются качеством и формой. Существуют шариковые и роликовые подшипники. Роликовые подшипники считаются более эффективными.

Вот основные параметры катушек на которые нужно обращать внимание. Сравнивая похожие катушки, стоит отдать предпочтение катушкам фирм Daiwa, Shimano и Ryobi так как они уже давно считаются одними из самых качественных и надежных.

Обзор бюджетных безынерцилнных катушек

Статьи по теме:

Оснастки для спиннинга (Техас, Каролина, дропшот)

Рыболовные узлы и поводки, прочность узлов

Ловля на поверхностные приманки (глиссеры)

Ловля на пропбейт (приманка с пропеллером)

Как выбрать поппер, на что обращать внимание при выборе

Ловля на девон(уникальная блесна с пропеллером)

Cпиннербейт своими руками, (изготовление и ловля)

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки


Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли


Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки


Ни в коем случае не покупайте катушки из пластиковых деталей. В первую очередь это касается шпули.

Наше руководство о том, как выбрать безынерционную катушку для спиннинга новичку-спиннингисту (кстати, сокращенно такая катушка называется «безынерционкой», это идеальный вариант для начинающего рыболова и в плане удобства, и в плане функциональности).

Катушка должна быть гармонична в сравнении с удилищем. Не должно быть большой катушки на маленьком легком спиннинге и наоборот.

Если вы новичок – начинайте с легких спиннинговых снастей. Вам подойдет средний спиннинг не более 2.7 м, а к нему подберите спиннинговую катушку объемом шпули 1500-2500). Дальнейшая инструкция вам в этом обязательно поможет.

Рейтинг лучших безынерционных катушек

11 аспектов, которые помогут определить какая катушка для спиннинга является лучшей

1. Правильный размер катушки спиннинга. Все модели катушек для спиннинга имеют свою классификацию и делятся по объему шпули:

  • 1000;
  • 1500;
  • 2000;
  • 3000;
  • 4000 и т. д.

Например, шпуля с размерностью 2000 говорит нам о том, что она вмещает 100 метров лески диаметра 0.2 мм. Катушка со шпулей, объем которой равен 1000 вмещает 100 метров лески 0.1. Мы ещё в начале руководства дали совет смотреть в сторону 1500-2500, не больше.

2. Безынерционная катушка должна очень равномерно укладывать леску на шпулю. Существует 3 вида намотки:

  • цилиндрическая;
  • обратным конусом;
  • прямым конусом.


В независимости от того, каким является конус намотки – леска не должна ложиться на шпулю волнистым характером. Линия от бордика должна быть прямая. В случае цилиндрической намотки эта линия будет прямая и параллельна шпуле, в случае обратного или прямого конусов линия также будет прямая, но под небольшим углом к шпуле.

Если используете плетеную леску, например, при ловле джигом – лучшим вариантом шпули для катушки будет обратный конус (катушки маркируются меткой ABS).

Такая шпуля не позволяет плетенке слетать с катушки излишне по инерции, что предотвращает запутывания.


Кастинговая катушка имеет шпулю с небольшим запасом для наматывания лески, это позволяет делать дальние забросы и равномерно наматывать леску

3. Новичкам лучше всего подойдет кастинговая безынерционная спиннинговая катушка. Отличается она от обычной тем, что ее шпуля имеет очень небольшой запас для наматывания лески, но этого запаса вполне хватает, чтобы намотать 70-80 метров лески. Преимуществом служит более равномерная намотка.

Не наматывайте на катушку леску до самых краев (во избежание возникновения бород, запутываний), особенно если используете жесткую или мягкую плетенку. Исключение можно сделать для очень мягкой монофильной лески и жесткой плетенки. Хотя 1 мм от края бортика оставить всё-таки желательно, а с опытом к вам придёт понимание можно ли увеличить количество лески на шпуле до самых краев, или этого делать не стоит.

4. Катушка должна иметь легкий ход. Она не должна хрустеть, детали не должны задевать друг друга. Чем больше катушка сделает вращений во после кратковременного рывка ручкой катушки – тем лучше.

5. Скобы лесоукладывателя должны фиксироваться в открытом состоянии очень надежно, а также самостоятельно до конца доводиться в закрытое состояние. Иными словами, во время ловли мы, так или иначе, открываем скобу лесоукладывателя, чтобы сделать заброс и леска сходила со шпули, так вот скоба не должна закрываться самопроизвольно во время заброса, а также от самых легких прикосновений рыболова. Она должна реагировать на закрытие только по четкому движению руки рыболова по направлению к закрытию катушки.

6. Количество шарикоподшипников в катушке не имеет решающего значения. Да это действительно так, но при одном условии, если есть хотя бы 4 шарикоподшипника, все остальные – это вторичные шарикоподшипники и на элитность изделия это количества никак не влияет. Сейчас даже самые плохие китайские катушки для спиннинга могут иметь в своем составе до 10-12 шарикоподшипников.

Ролик лесоукладывателя должен вращаться, иначе рано или поздно он начнет истираться и портить леску. В его конструкции обязательно должен быть шарикоподшипник

7. Выбирайте фирменные катушки. Даже у и Daiwa есть катушки в доступном ценовом диапазоне практически для любого рыболова, а прослужат они значительно должен любого китайского изделия.

8. Фрикционный тормоз. Сложно найти безынерционную спиннинговую катушку, у которой бы не было фрикционного тормоза. Но эта деталь катушки выполняется в разных катушках двумя типами:

  • передний фрикционный тормоз (на передней части шпули есть рельефная засечка или другие рельефные выемки, за которые этот круглый фрикцион можно вращать в одну и в другую сторону);
  • задний фрикцион (в задней части катушки ручка – это он, крутя ручку можно ослаблять и наоборот делать фрикцион более тугим).

Задний фрикционный тормоз имеет более сложный механизм, утяжеляет катушку и, в целом, катушки с таким тормозом большего размера, также он считается менее чувствительным, нежели передний. Но в противовес недостаткам у него есть и преимущества: во время вываживания рыбы, его намного легче регулировать, в отличие от переднего фрикциона, а также шпуля катушки, у которой фрикцион сзади – легко сменяется и заменяется другой шпулей (например, с другим типом лески).

Передний фрикцион является более чувствительным, катушка меньше весит, но регулировать фрикцион во время вываживания рыбы сложнее, чем задним тормозом. И всё-таки отдадим преимущество именно переднему фрикциону, он облегчает снасть, является чувствительным.


Здесь целых 3 шайбы для регулировки конуса намотки лески, если шайб нет – это минус

Катушка с хорошим фрикционным тормозом не должна стравливать леску рывками. Если вы равномерным движением руки стягиваете леску со шпули, то и фрикцион должен равномерно стравливать леску.

9. Проверьте наличие резиновой прокладки (шайбы), на оси для шпули. В комплекте с катушкой возможно и большее количество таких прокладок, например 3, как на рисунке справа. Их прямое предназначение – регулировать намотку лески на катушке. За счет вставки и снимания таких шайбочек вы сможете отрегулировать намотку лески обратным и передним конусом.

10. Ролик лесоукладывателя безынерционной катушки должен вращаться. В противном случае, особенно, если вы пользуетесь плетеной леской – он будет истираться, появится прорезь, в нее будет заходить леска, мохриться, а в один прекрасный день просто застрянет там и катушку придётся менять.

В конструкции этого ролика обязательно должен быть шарикоподшипник.

11. Не обращайте внимания на передаточное число на катушке. Это количество оборотов шпули, которое совершит катушка за время одного оборота рукояти. Если вы новичок, но этот показатель вам пока не важен. Продвинутые же рыболовы уже имеют представление о том, быстрее им нужен ход катушки, чем у них есть, или хватит существующего. Без опытного пути вы не сможете определить правильное передаточное число под вашу технику ловли.

12. Необходимо подобрать катушку под ваш ваш спиннинг. Если это ультралайт, то и берите катушку поменьше размером (до 1500). Если джиг, то 3000. Обращайте внимание на вес катушки при сопоставлении с вашим спиннинговым удилищем.


– расскажет руководство по одной из самых многофункциональных линеек спиннинговых удилищ, джиговых снастях.

– тест, длина, строй и другие важные параметры.

– руководство по выбору ультралайтовой спиннинговой снасти.

Видеоинструкция о том, как выбрать безынерционную спиннинговую катушку

Блиц-итоги

  1. Новичку лучше начинать с катушки для спиннинга объемом 1500-2500.
  2. При использовании плетенки берите катушки с обратным конусом шпули (ABS).
  3. Кастинговая катушка более равномерно наматывает леску.
  4. Ход катушки должен быть равномерным и без стука.
  5. Скобы лесоукладывателя должны четко фиксироваться как в закрытом, так и в открытом состоянии.
  6. Шарикоподшипников может быть всего 4, но они должны быть в теле катушки и один в ролике лесоукладывателя.
  7. Выбирайте фирменные катушки и в последнюю очередь берите китайский товар.
  8. Передний фрикцион немного лучше заднего, но всё на усмотрение рыболова.
  9. Резиновые прокладки на оси для шпули – это хорошо.
  10. Ролик лесоукладывателя должен вращаться.
  11. Передаточное число на катушке подбирается только опытным путем.