Шамординский монастырь: старинный женский монастырь с красивой архитектурой и природой. Шамординский монастырь От монастыря к трудовой коммуне

К азанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней, благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки. В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. С этого дня в нем совершается суточный круг богослужения.

Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор — главный храм обители. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. Это явилось знаменательным событием в истории Шамординского монастыря.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Сейчас в обители подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение. Это событие стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей.

Под благодатным покровом Божией Матери и ее основателей преподобного старца Амвросия и матушки Софии в возрожденной Шамординской обители продолжают возноситься благодарные молитвы.

Выбор жизненного пути

Владыка, какое событие Вашего далекого детства Вы бы сегодня назвали знаковым, судьбоносным?

Конечно, поездку в Москву, о которой я упоминал в своей статье. Мне думается, наша многодетная семья попала в орбиту пристального внимания и доброй заботы со стороны государства потому, что стала своеобразным символом возрождения жизни после той страшной войны. Она вселяла в людей надежду, что все наладится, а значит, можно строить планы на будущее, создавать семьи, безбоязненно рожать детей, как супруги Смирновы. В Москве, отмечавшей свое 800-летие, состоялось тогда и церковное чествование юбилея столицы. Главное празднование проходило в Патриаршем Богоявленском соборе. Служил Патриарх Алексий I, который, спустя годы, рукополагал меня во иеромонаха и сразу возложил на меня наперсный крест.

Возвращаясь из Москвы в родной город Кемерово, я, десятилетний мальчишка, объявил маме, что стану священником. «Только никому об этом не говори», – попросила она. Но какое там! Я, что называется, раззвенелся: по приезду поведал о своей мечте одноклассникам – маму тут же вызвали в школу. Меня увещевали, просили молчать – бесполезно. От избытка сердца уста глаголют...

А у мамы через несколько лет, когда я уже служил у Патриарха Алексия I старшим иподиаконом, произошла личная встреча с Его Святейшеством. Однажды он сказал мне, что хочет повидаться с моей родительницей, посвятившей жизнь рождению и воспитанию десятерых детей, и пригласил ее в свою резиденцию в Переделкине. Во время завтрака они долго беседовали – простая женщина, получившая звание «Мать-героиня», и Предстоятель Русской Православной Церкви...

Вспоминается еще один момент, связанный с Патриархом Алексием I. Святейший часто проводил в Московской духовной академии вечера памяти особо почитаемого им митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Как-то я подготовил доклад на тему «Богослужения митрополита Филарета (Дроздова)». Патриарх поинтересовался у организаторов вечера, кто выступит от лица преподавателей, и, узнав, попросил дать ему мой доклад заранее, чтобы он мог с ним ознакомиться, дабы избежать повторов в своем выступлении. Оглядываясь назад, скажу: всех трех приснопоминаемых Патриархов – Алексия I, Пимена, Алексия II, – по благословению которых мне было суждено пройти разные послушания с высокой степенью ответственности, можно назвать необычайно яркими звездами на небосклоне нашей новейшей Церковной истории.

А вот памятное для многих событие из недавнего прошлого: с великой духовной радостью встречали владимирцы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, прибывшего во Владимир 7 сентября 2014 года с однодневным Первосвятительским визитом, чтобы возглавить торжества по случаю 800-летия Владимирской епархии. «Если бы не было Владимира, то никогда и Москва не стала бы первопрестольной столицей», – подчеркнул он особое значение древнего города в истории России и Русской Православной Церкви.

О том, как Вы стали первым наместником первой возвращенной Церкви советской властью обители в Москве, Вы живо, с интересными подробностями рассказали в своих книгах «Данилов монастырь: дневник возрождения» и «Это было чудо Божие». Многие страницы воодушевляют: какой был подъем, какая деятельная вера! Но есть страницы, пропитанные горечью, где Вы пишете, что мало кто в то время смотрел на Даниловское братство как на монастырь...

Да, и меня иногда даже поправляли: не «монастырь», а «административный центр». Одни утверждали, что в Даниловом ничего серьезного нет и не будет, другие считали непомерной строгостью (чуть ли не фанатизмом) наши уставные богослужения и быт. Некоторых смущало, почему мы медлим с освящением храмов. Это сбивало с толку, удерживало от пожертвований. Кроме того, люди, в которых мы очень нуждались, боялись поступать к нам. Искушения настигали братию всюду. Не припомню ни одного дела по монастырю, которое бы не сопровождалось кривотолками. И в своих воспоминаниях я написал: «Делаешь доброе, полезное дело согласно, скажем, уставу Церкви, духу монастыря, а мир воспринимает его совсем иначе. Видимо, добро всегда рождается в муках и встречается сопротивлением. Об истинном, настоящем добре сейчас в мире пекутся меньше всего: преобладает то внешнее, что в Евангелии названо ложью и лицемерием. В духовной жизни не может быть компромисса, нельзя работать двум господам. Из одного источника не течет сладкая и горькая вода...» Но, хотя начало возрождения было неимоверно трудным, неизреченную милость Божию мы видели в том, что братство еще не окрепшей обители поддерживал Святейший Патриарх Пимен. Я помню, как он всей душой болел за наш монастырь. А сколько было радости, когда мы получали благословение Его Святейшества на монашеские постриги! К слову, хорошо знавшие Предстоятеля люди полушутя-полусерьезно говорили, что он не стал Патриархом – он им родился. Такой был самородок! Неся послушание наместника Свято-Данилова монастыря, я стал свидетелем радостного этапа: когда Церковь решительно настроилась на возрождение, не замедлили появиться необыкновенные люди, взявшие на свои плечи труды по восстановлению Данилова. Отозвались лучшие из лучших: архитекторы, реставраторы, иконописцы, инженеры, искусные кузнецы. Если начну перечислять всех специалистов, это займет слишком много времени...

Восстановление или «новое погубление»?

Наверное, приобретенный потом и кровью опыт наместничества в столичном монастыре помог Вам в Оптиной пустыни, куда Вы получили назначение на должность наместника летом 1988 года? Схиархимандрит Илий (Ноздрин) пишет, что архимандрит Евлогий (Смирнов) со всем усердием поднимал духовную жизнь и восстанавливал физическое состояние обители...

Время по-прежнему было сложное, коварный враг рода человеческого только усилил нападки. Сразу же нашлись недовольные моей кандидатурой на этом посту, резко осудившие первые шаги наместника. Они заявили, что началось не восстановление прославившейся старцами и монахами Оптиной, а ее «новое погубление». Дескать, после богоборцев, разрушивших святыню, монахи продолжают ее осквернять. Это передали по «Голосу Америки», обвинение прозвучало на весь мир. Однако чуть позже произошло следующее: во время августовского путча 1991 года одно серьезное мероприятие было перенесено из Москвы во Владимир. Оно собрало во Владимире русских эмигрантов – участников Первого конгресса соотечественников. Меня (я уже возглавлял Владимирскую кафедру) тоже на него пригласили. И вдруг в конце встречи поднимается зарубежный корреспондент и на весь зал заявляет, что хочет принести мне публичное извинение за то, что, когда я был наместником Оптиной пустыни, радиостанция «Голос Америки» лила на меня грязь. Позже не только он, но и другие сотрудники осознали, что это клевета. Для меня, признаться, такой поворот оказался неожиданным. Подумал, что, вероятно, прозреть тому человеку и его коллегам помогли сведения о моей поездке в Париж, совершенной по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Дело в том, что русские эмигранты, жившие во Франции, зачитывавшиеся Достоевским, знали об Оптиной пустыни и, услышав по «Голосу Америки» о ее «новом погублении», упросили Его Святейшество отправить наместника монастыря для беседы с ними. Я прибыл в Париж, рассказал представителям русской диаспоры всё, как есть, ответил на вопросы. Это их вполне удовлетворило. А в Оптиной пустыни за два с небольшим года моего служения, слава Богу, удалось сделать немало. В том числе – открыть Иоанно-Предтеченский скит. История со скитом весьма примечательная! Министр культуры РСФСР Юрий Мелентьев сказал мне: «Монастырь восстанавливайте, но скит Вы, может, не станете трогать? В память о том, что до революции там побывали наши великие писатели. Пусть останется сочетание духовной и культурной составляющих...» А через два или три месяца он приглашает меня в Министерство и говорит: «Хочу подписать с Вами договор о передаче скита монастырю». – «Знаете, какой день Вы для этого выбрали?» – спрашиваю у него. – «Какой?» – «День памяти преподобного Макария, к которому в скит на исповедь приходили и Николай Гоголь, и религиозный философ Алексей Хомяков, и другие представители культурной элиты своего времени!»

«Монастыри – это не продукт времени, а Божественные учреждения»

Владыка, давайте обозначим основные этапы Вашего пути. Учеба в Московских духовных школах, многолетнее послушание эконома объединенного хозяйства Лавры и МДА, преподавание в Духовной семинарии и академии. Наместничество в Даниловом монастыре и наместничество в Оптиной пустыни. Наконец Владимирская кафедра, где Вы служите более четверти века и многие называют Вас монахолюбивым архипастырем, потому что столько монастырей на Владимирщине возродилось!

На Владимирской земле открыто 30 обителей, но за количественными показателями не следует гнаться. Монастыри – это не продукт времени, а Божественные учреждения. Открыть обитель, наполнить ее людьми – небольшая заслуга. Важно, чтобы в душах монашествующих разгорелись пламя живой веры и ревность о спасении, укрепился молитвенный дух и все вокруг увидели: монастыри являются для мира спасительной силой. Помогать процессу их становления, духовного возрастания – вот что для правящего архиерея главное. Почти все монастыри в нашей епархии стали возрождаться на местах своих старых намоленных обительных святынь. Открытие каждого монастыря предваряло какое-то чудо. Вот Вы посетили Свято-Введенскую островную пустынь, видели женскую обитель посреди озера и рядом, на «большой земле», детский приют «Ковчег», созданный и опекаемый сестрами. А знаете, как эта обитель возрождалась? Вспомнив чей-то рассказ, что когда-то на острове недалеко от города Покров был монастырь, я решил туда заехать. Подошел к проходной будке, представился сторожу. Тот разрешил мне пройти дальше. Иду – навстречу директор училища для девушек с девиантным поведением, располагавшимся в стенах монастыря. Он удивленно спрашивает: «Как Вы здесь оказались?» – «Случайно заехал». Слышу в ответ: «Нет, Владыка, неслучайно. Пойдемте, я Вам что-то покажу». Прошли мы с ним по мосту на остров, Владимир Сергеевич говорит: «Позавчера на остров обрушился ураган, больше похожий на смерч. Он повалил все большие деревья, которые ветвями упали на храм. Столько лет стояли – и вдруг такое! Это что-то значит?» – «Это значит то, – ответил я, – что вам надо оставлять остров, а мы его заселим. Здесь есть какие-то свободные комнатки?» – «Есть». – «Давайте договоримся, что я привезу и поселю в них нескольких послушниц, инокинь». Владимир Сергеевич согласился. Правда, когда он в Москве сообщил кому-то из начальства о неординарном по тем временам решении, его здорово отругали. Чуть позже директор поведал мне об одном своем сне: ему приснилась мать, и между ними состоялся разговор: «Сынок, оставь им весь монастырь!» – «Я же отдал им остров». – «Нет, отдай всё!» И вот представьте: он стал хлопотать в своем Министерстве, чтобы передать епархии не только бывшие монастырские владения на острове, но и прибрежную полосу.

Ваше Высокопреосвященство, образно говоря, Вы по крупицам собирали людей, возглавивших обители после передачи их Церкви, и сегодня о тех игумениях и игуменах говорят: «Старая гвардия». Чему следует у них поучиться молодым?

Ответ простой: безграничной любви к Богу и жертвенному служению людям. В этой связи хочу вспомнить отошедшую ко Господу в августе 2016 года настоятельницу Муромского Свято-Троицкого женского монастыря игумению Тавифу (Горланову), перед кончиной постриженную в Великую схиму с именем Фамарь. Четверть века матушка Тавифа стояла во главе обители и вместе с сестрами, следовавшими примеру ее самоотверженности, настроенными на молитвенное делание, она сумела вернуть монастырь из небытия. На недавнем торжестве, когда Муромская обитель отмечала 25-летие своего возрождения, меня многое впечатлило: и замечательная выставка, и глубокий доклад матушки-настоятельницы Тавифы, и объединяющее сестер, прихожан, благотворителей чувство радости, что монастырь духовно расцвел, стал притягательным для множества верующих людей местом, где почивают мощи святых благоверных супругов князя Петра и княгини Февронии, издавна считающихся на Руси покровителями христианского брака. А спустя месяц после юбилея я возглавил чин отпевания новопреставленной схиигумении Фамари, почившей на 64-м году жизни... Сотни людей пришли и приехали проститься с дорогой матушкой. Прибыли губернатор Владимирской области, глава округа Муром. Столько соболезнований поступило из разных уголков страны! Матушку знали многие, многие вспоминали о ее благодетельных актах. Таким же деятельным, мужественным и отзывчивым человеком была настоятельница Свято-Покровского женского монастыря в Суздале игумения София (Комарова), отошедшая ко Господу в апреле 2016 года. На протяжении 24 лет она бессменно возглавляла Покровскую обитель, которая под ее мудрым управлением преобразилась не только внешне, но и в духовном плане поднялась на большую высоту. Верное определение: «Старая гвардия». А я к нему добавлю: воистину «Ты еси Бог, творяй чудеса»!

Нынче, как мы знаем, в Чехии и Словакии есть православные монастыри. Но это к слову. А я в конце нашей беседы хочу Вас спросить о паломничествах на Афон, поскольку слышала, что они занимают особое место в Вашей жизни.

Хорошо, расскажу.

«Русские умолили Бога не допустить беды»

Сколько раз Вы, Владыка, бывали в этой монашеской республике?

Даже счет потерял! Впервые я попал туда в 1969 году, когда случился сильный пожар в ночь на праздник Преображения Господня. Загорелся большой участок леса, спускавшийся с перевала от Старого Русика к русскому Свято-Пантелеимонову монастырю. Вскоре огонь перекинулся на монастырские крыши. Монастырь в те годы был малочисленным – в нем оставалось лишь 10 насельников. Видя приближающуюся огненную лаву, старцы горевали: наверное, в этот раз всё сгорит дотла. Группу паломников из СССР, прибывших на Афон в связи с 800-летием Пантелеимонова монастыря, возглавлял архиепископ Харьковский и Богодуховский Леонтий (впоследствии митрополит Херсонский и Таврический). Я у него спросил: «Владыка, как быть? Надо служить Литургию, но ведь пожар!» Он благословил служить. Божественную литургию я служил под огнем. После службы нашел Владыку и сказал, что сильно устал – пойду в келию посплю. А где-то через час он меня будит со словами: «Посмотри, какой дождь! Льет как из ведра!» Вскоре приплыл на корабле губернатор Салоников, привез около 50 солдат, чтобы те помогли убрать после пожара. Губернатор сказал: поскольку у нашей поездки такой печальный финал, власти решили ее продлить. И продлили нам пребывание на Афоне на восемь дней, за которые мы обошли все 20 афонских монастырей. Везде мы спрашивали, шел ли у них в ту ночь дождь, и везде нам отвечали, что дождя не было. А во время пожара нам довелось услышать дикое обвинение, что это, мол, приехавшие из Советского Союза коммунисты подожгли лес. Кто-то даже сказал: «Вы берегитесь, вас еще могут побить!» Ну а потом, когда мы отслужили Литургию, когда ливень потушил огонь, вокруг стали говорить: «Это русские умолили Бога не допустить беды!» Так что то мое первое пребывание на Афоне очень мне памятно. Еще оно памятно тем, что в болгарском монастыре Зограф, посвященном святому великомученику Георгию Победоносцу, я подошел к чудотворному образу святого и, полагая, что вряд ли мне удастся побывать на Афоне снова, снял с руки четки, повесил их к иконе. Монах-болгарин сказал: «Знаете, теперь Вам придется приехать сюда не один раз». Так и вышло. Последний раз я был на Афоне, когда в Свято-Пантелеимоновом монастыре отмечали 100-летие его игумена схиархимандрита Иеремии (Алехина). Святейший Патриарх Кирилл благословил меня зачитать текст Патриаршего поздравления и передать наистарейшему игумену Святой Горы Афон высокую церковную награду – орден святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Но особенно тесно связан с Афоном мой младший брат игумен Никон, который более 20 лет является настоятелем Афонского подворья в Москве. Другие мои братья и сестры уже почили, мы с отцом Никоном остались вдвоем. А мама незадолго до своей кончины, последовавшей 8 ноября 1983 года, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, по молитвам преподобного Даниила Московского облеклась в монашескую мантию и в этом чине отошла ко Господу. Почему я думаю, что по молитвам святого благоверного князя Даниила Московского? Узнав о моем назначении наместником Данилова монастыря и освобождении меня от всех должностей в Троице-Сергиевой лавре и Духовной академии, мама сильно расстроилась. Но вскоре ее печаль сменилась живым и радостным участием в судьбе московской святыни. Без колебаний родительница отдала в только что открывшийся монастырь все свои «смертные» сбережения. Она начала молиться о его возрождении. Удивительно было видеть, как Данилов живо ее захватил, стал главным делом жизни. И эта любовь к монастырю принесла добрые плоды: мама приняла ангельский образ с именем Надежда. Память мученицы Надежды приходилась на 30 сентября, когда мама еще была жива. Нельзя было не увидеть в этом сокровенную связь: преподобный Даниил Московский вознаградил свою почитательницу тем чином, в который сам облекся перед праведной кончиной. По благословению Святейшего Патриарха Пимена отпевали монахиню Надежду в Троице-Сергиевой лавре в Духовской церкви по монашескому чину. Так Господь нас утешил, наполнив в тот день любящие сердца не плачем, не скорбью, а тихой радостью...

Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия

На территории Российской империи, было возведено огромное количество монастырей, храмов, церквей, соборов. Каждое строение было разработано и построено известными архитекторами своего времени. Постепенно подобные строения становились памятниками культуры, а теперь представляют историческое наследие. Среди таких достояний России женский монастырь в Шамордино.

Расположение

Каждый, кто хочет посетить это место, должен знать, как добраться в женский монастырь Шамордино. Обитель располагается в Калужской области, недалеко от одноименной деревни. В исторических документах, ее название отображено как Шевардино.

Монастырь находится в четырнадцати километрах от Козельска и в двадцати от По отзывам паломников, со стороны трассы Р-92 видны купола комплекса.

История появления монастыря

История Шамордино началась с 1884 года, когда Святейшим Синодом был издан указ, по которому в селе организовалась женская община. Ее опекуном выступала вдова Ключарева.

Дальнейшая судьба общины связаны с Софьей Болотовой. Та подала прошение в калужскую консисторию епископов в 1884 году о принятии пострига и вступлении в общину. Болотова получила добро на постриг. Ритуал состоялся в начале сентября того же года. При постриге ей оставили имя София.

Первого октября трудами преподобного Амвросия был возведен первый храм в общине. После его освящения, общину реорганизовали, а монахиня София стала первой игуменьей.

Обитель была бедной, денег на содержание монахинь, которых ежегодно становилось все больше и больше, не хватало. Однако отыскались спонсоры, которые выделили средства на строительство храма Свято-Казанского. Также в селе были построены еще две новые церкви.

На протяжении нескольких следующих лет количество монахинь росло уже с большой скоростью. Сестры в монастыре занимались не только богослужением, но и делами милосердия. Так, на прилегающей к монастырю территории был открыт милосердный дом и школа для крестьян.

В 1888 году Матушка София заболела. После нескольких месяцев тяжелой болезни она была пострижена в Великую схиму, а 24 января следующего года умерла.

Время расцвета

У женского монастыря в Шамордино был период расцвета. После кончины игуменьи настоятельницей была назначена монахиня Ефросинья. В 1987 году ее причислили к лику святых.

Монашеская обитель получила статус монастыря только в 1901 году. Тогда ей было присвоено название Свято-Амвросиевской пустыни. Кстати, в тот же год приняла сестра Льва Толстого.

До революции поднимался вопрос о присвоении монастырю ставропигиального статуса, но переворот помешал этому. В 1918 году в монастыре жила тысяча монахинь, а в 1923 году обитель закрыли.

Эпоха возрождения

Женский монастырь в Шамордино был заново открыт в 1991 году, указом патриарха Пимена. Игуменьей была назначена монахиня Сергия. На территории обители была сооружена церковь, посвященная иконе «Утоли мои печали». После этого здесь появились первые поселенцы, которые организовали быт.

Почитаемые иконы

По отзывам, в монастыре особо почитают две иконы: Казанскую и Спорительницу Хлебов. Первая осталась в обители от монахини Амвросии Ключарой. А икону «Спорительница хлебов» заказал старец Амвросий специально для Шамордино в 1890 году. В честь нее был построен храм.

В настоящее время эта икона находится в Литве, куда была перемещена иеромонахом Понтием. По преданию, ему явился старец Амвросий и велел забрать икону из храма и сохранить.

Посещение монастыря

По отзывам, женский монастырь Шамордино предъявляет строгие требования к посетителям. В намоленное место приезжают тысячи паломников со всей страны. Для них организована уютная гостиница. Ухоженная территория монастыря, красивейший источник со святой водой - все это оставляет у посетителей желание еще и еще раз вернуться в этот тихий и мирный уголок.

После посещения монастыря все гости и паломники оставляют исключительно положительные отклики и о приеме, о размещении и о самой обители.

Шамординская Казанская Амвросиева пустынь - известный женский монастырь, основанный по благословению преподобного .

Сначала обитель была бедной, но население ее быстро росло: туда принимали нищих и обездоленных девушек, которые приходили за утешением к старцу Амвросию. Несмотря на слабое здоровье, преподобный проводил в Шамордино много времени. Там он и отошел ко Господу в октябре 1891 года. Под покровительством учеников Амвросия - преподобных и - община продолжала расти и благоустраиваться. При ней открылись мастерские, приют, больница.

В 1923 году монастырь закрыли, все хранившиеся в нем ценности изъяли. Монахини были вынуждены переселиться в Козельск, некоторые арестованы и расстреляны. В монастырских зданиях в разное время располагались дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. В Казанском соборе в годы войны находился госпиталь, а после - сельхозтехникум. В 1990 году монастырь был возвращен Русской православной церкви.

Интересные факты о Шамординском монастыре

    Первоначально Амвросиева пустынь не имела статуса монастыря, а была основана как женская община. Звание монастыря было получено только в 1901 году. Община стала называться Казанской по имени чтимой чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая там хранилась.

    Интересным образцом архитектуры конца XIX века является Казанский собор монастыря. Он был построен в 1901 году по проекту Сергея Шервуда, представителя архитекторской династии Шервудов — создателей так называемого русского стиля в архитектуре конца XIX века.

Шамордино женский монастырь — одно из самых известных святых мест России. Официальное название Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, женский монастырь Русской православной церкви, он находится вблизи деревни Шамордино Калужской области.

Женский монастырь расположен в очень живописном месте, среди яркой зелени окружающего леса возвышаются купола его храмов, освящая окрестности, древнюю русскую землю.

Мои друзья были здесь в разгар весны, в мае месяце, посетили обитель, утопающую в зелени и цветах и поделились своими фотографиями. Сразу у входа открывается вид на красивый величественный Казанский собор:

На территории женского монастыря круглый год огромное количество цветов и цветущих деревьев, посаженных и ухоженных заботливыми руками сестер монахинь. Посмотрите, как все красиво:

Шамордино женский монастырь история

Женский монастырь в селе Шамордино был основан великим Оптинским старцем преподобным Амвросием (1812 — 1891 г.). Старец старался помочь женщинам, отчаявшимся в жизни: молодым и старым, здоровым и больным, бедным и богатым, дать им кров и утешение в жизни с верой в бога. Благодаря его терпению, душевному отношению к нуждам людей, святой вере в бога и любви к людям, имя старца Амвросия Оптинского привлекло в обитель сестер со всех концов России, из различных классов и слоев общества. Шамордино стало для него любимым местом трудов и молитв.

Казанская женская община была образована и учреждена в селе Шамордино в июне 1884 года. Большое деятельное участие в организации и обустройстве общины принимала духовная дочь Амвросия Оптинского София Болотова (1845 — 1888 г.), из дворянского рода, которая в сентябре 1884 года была утверждена первой настоятельницей строящейся общины.

Ангел Трубящий на крыше Трапезной в Шамордино:

Сначала на месте обители был деревянный дом с домашней деревянной церковью и несколько домиков для жития сестрам монахиням. Церковь была освящена 14 октября 1884 года (по новому стилю), этот день считается днем создания обители.

Настоятельница матушка София (впоследствии схимонахиня София) заботилась не только о духовной жизни общины, много сил и все свои средства она вложила в строительство будущего монастыря. Она активно участвовала в проекте и строительстве большого каменного Казанского собора. При ней были построены 2 часовни, хозяйственные постройки и сестринские кельи. В обители были сооружены богадельня, скиты, открыты золотошвейная и иконописная мастерские.

8 июля 1901 года женская община Шамордино была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь. При монастыре был открыт приют и детские ясли, открыта начальная школа.

Самый большой на территории монастыря Казанский собор построен в честь иконы Казанской Божией матери. Автор проекта Казанского собора — архитектор С. В. Шервуд (сын В. И. Шервуда, автора проекта здания Государственного исторического Музея в Москве).

Главный храм обители большой, основательный, с 15 куполами, сделан из красного кирпича, красиво отделан снаружи и внутри. Двенадцать куполов означают 12 апостолов, остальные три купола — Святую Троицу. Внутри храма много икон, вышитых золотыми нитками, бисером и украшенных полудрагоценными камнями, при свечах лики святых будто оживают.

Архитектурный ансамбль женского монастыря создавался в конце XIX — начале XX веков. Это кирпичные постройки с богатой декоративной отделкой с элементами древнерусской архитектуры. Строительство монастыря осуществлялось в основном на деньги благотворителя женского монастыря московского купца С. В. Перлова и его жены А. Я. Перловой.

На территории монастыря есть дом С. В. Перлова:

В связи с революционными событиями, после Октябрьской революции в 1918 году обитель переименовали в трудовую коммуну, а в марте 1923 года она была закрыта. Все земли и постройки монастыря стали собственностью колхоза.

Монашеская жизнь в обители возродилась лишь в марте 1990 года. Указ о возобновлении монастыря Шамордино был подписан 3 мая 1990 года. Женский монастырь Шамордино вновь открылся освящением храма в честь иконы «Утоли моя печали».

Храмы Шамордино фото

Сейчас в обители три действующих храма.

Главный Казанский собор в честь Казанской иконы Божией Матери:

Храм в честь преподобного старца Амвросия, фото из интернета:

и домовой храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

28 июля 1996 года храм в честь Преподобного Амвросия Оптинского был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Раньше на этом месте был дом-келья, где жил защитник православной веры, старец Амвросий, приезжая в обитель. Он умер в своей келье 28 июля 1891 года. И сейчас сестры монастыря называют его, вспоминая о нем, батюшка Амвросий — говоря о нем, как о живом.

Великий всероссийский старец-духовник иеросхимонах Амвросий Оптинский в 1988 году на Поместном Соборе Русской православной церкви в Троице-Сергиевой Лавре был причислен к лику святых. В храме преподобного Амвросия сейчас проходят службы.

Еще в одном храме — в честь Пресвятой Троицы проводятся восстановительные работы.

На территории монастыря есть и другие монастырские строения — трапезная, богадельня, больница, мастерские, хозяйственные постройки.

Территория монастыря большая, благоустроенная. Шамордино женский монастырь — очень красивое, ухоженное женскими руками, окруженное постоянной заботой сестер монахинь, тихое спокойное одухотворенное святое место, одно из самых посещаемых мест Калужской области.

Женский монастырь Шамордино фото весной

Самые весенние цветы — нарциссы и тюльпаны украшают территорию Шамординского монастыря:

Женский монастырь стоит на холме, у подножия этого живописного холма протекает река Серена, которая питается водами многочисленных родниковых ключей, раньше здесь было несколько святых источников, которые со временем были разрушены.

21 июля 1990 года, после возрождения обители, обустроили и освятили «Живописный источник» в честь Казанской иконы Божией Матери. Пройдя немного по территории монастыря, сюда можно спуститься по деревянной лестнице с лестничными площадками для отдыха, лестница крутая, ведет к купели, часовне и колодцу. Здесь можно набрать святой воды и искупаться в купели, фото из интернета:

Женский монастырь в Шамордино Калужской области ежедневно посещают паломники и туристы, в течение многих лет десятки тысяч людей посещают святую обитель, приезжают в Шамордино к преподобному Амвросию Оптинскому, здесь свято почитается и сохраняется память о чудотворце и учителе, всероссийском святом старце преподобном Амвросии.

Женский монастырь живет ежедневным трудом и молитвами, проводятся богослужения, молебны, отмечаются Престольные праздники, детские Рождественские праздники, сестры монахини принимают участие в православных выставках-ярмарках в разных городах России.

На территории монастыря душа может потрудиться и отдохнуть. Весной и в любое время года здесь приятно погулять, везде красиво, тихо и уютно. Сюда можно приехать с экскурсией по святым местам Калужской области, с паломнической поездкой. Многие приезжают сами, возвращаются сюда снова, чтобы окунуться в этот мир добра и красоты, увидеть все своими глазами, прикоснуться к святыням.

Посмотрите видео — еще больше фото Шамордино:

Шамордино женский монастырь видео

Почитайте и посмотрите также:

Будьте всегда здоровы и счастливы! Приятных Вам путешествий!