История бронзовой собаки в московском метро. Чудо-статуи на станции метро площадь революции Скульптуры на площади революции

Инструкция

Станция «Площадь революции» Арбатско-Покровской линии – одна из самых первых станций московского метрополитена, была сдана в эксплуатацию в довоенном 1937 году. Уникальность этой станции придают 76 бронзовых скульптур, размещённых в арках как вдоль платформ, так и в центральном зале. Эти скульптуры – застывшие живые символы времён Октябрьской революции, гражданской войны и последующих лет становления советской власти: солдаты, матросы, колхозники, рабочие, пионеры и школьники – по 4 экземпляра каждой скульптуры (точнее, только 18 представлены четырежды, а две – дважды). Пассажиры московского метро, находясь на станции «Площадь революции», могут наблюдать, как постоянно около той или иной скульптуры останавливаются люди и начинают тереть и поглаживать какие-то бронзовые элементы, причём все эти элементы уже отполированы до зеркального блеска.

Особенной популярностью пользуется скульптура пограничника с собакой. Пограничник особо никого не интересует, а вот собака, точнее – четыре собаки – постоянно в центре внимания. Традицию гладить нос бронзовому животному придумали в 1938 году студенты МГТУ имени Баумана, который находится на той же ветке метро на станции «Щёлковская». Кто-то из студентов решил, что если перед экзаменом погладить собачий нос, то экзамен будет сдан успешно. Затем появилось мнение, что поглаживание лапы собаки принесёт удачу на зачёте.
Изначально «волшебной» считалась только одна из четырёх собак – та, что находится при выходе из третьего вагона с конца поезда по направлению из центра к «Щёлковской». Позднее все четыре пса были наделены магическими свойствами, и к ним потянулись студенты не только «Бауманки», но и других вузов. Смешно, но иногда в разгар сессии около бронзовых собак собираются целые толпы или даже выстраиваются очереди студентов. Некоторые перед экзаменом специально едут к собаке «за удачей», даже если вуз находится на другом конце Москвы. Можно наблюдать сцены, когда из подъехавшего поезда выскакивает молодой человек или девушка, хватает собаку за нос, а затем успевает впрыгнуть обратно в вагон до того, как двери закроются. Высший пилотаж – потереть носы всем четырём псам, тогда в зачётке точно будет минимум «четыре».
Со временем собаку полюбили не только студенты, но и прочие граждане: гладят нос и лапы на удачу, на везение в делах, просто для того, чтобы день был удачным. Некоторые мимолётно касаются скульптуры, проходя мимо, а иные подолгу стоят, что-то бормочут и чуть ли не молятся на бронзовое животное. Исполняет ли собака желания? Весьма вероятно, иначе не пользовалась бы такой популярностью.

Ещё одна любимая пассажирами станции «Площадь революции» скульптура – птичница с петухом и курицей. Считается, что если потереть клюв петуха, то непременно произойдёт улучшение материального положения: человека ждёт премия, повышение в должности, прибавка к зарплате. В результате клюв петуха блестит как золотой. Однако есть и другое мнение, что петуха и тем более его клюв не просто гладить, но даже и случайно касаться нельзя – это может принести несчастье. Поэтому если кто-то хочет поэкспериментировать – четыре петуха ежедневно к вашим услугам.

Девушки, стремящиеся к обретению серьёзных отношений с молодым человеком или даже к замужеству, подходят к статуе студентки, читающей книгу. Достаточно потереть бронзовую туфельку – и можно ждать своего принца! Студентка с туфелькой «помогает» также тем, у кого уже есть пара, и ей угрожает разлад: прикосновение к туфельке предотвратит несчастную любовь.

Скульптура матери с ребёнком также, естественно, привлекает молодых девушек и женщин. Логично, что различных деталей этой скульптуры касаются те, у кого есть желание родить ребёнка, а также беременные, обращающиеся с просьбой о благополучных родах. Иногда можно увидеть представительниц слабого пола, которые проводят ладонью по груди бронзовой женщины – можно только предполагать с какой целью.

И Москве. Как-то не располагает московская толчея и суета к рассуждениям о райских уголках. Но и в сумасшедшем ритме города люди продолжают мечтать, надеяться и верить в чудеса.

Одно из таких чудотворных мест в столице — станция метро «Площадь революции». На станции установлены 76 бронзовых фигур скульптора Матвея Манизера, изображающих советских людей различных периодов. Существует поверье, что если прикоснуться к различным частям статуй, то сбудется загаданное желание.

Всего скульптур 76. 20 образов повторены в 4 одинаковых статуях и 2 — только дважды. Скульптуры были установлены на станции в декабре 1937 года в хронологическом порядке, показывая события от октября 1917 до момента установки.

Статуя красноармейца с гранатой — первая, встречающая входящих на станцию. Проходящие мимо трогают гранату в руке мужчины, а также его колено.

Скульптуры на станции метро «Площадь революции» расположены в невысоких нишах, поэтому нет ни одной в полный рост. В советские времена существовала шутка по этому поводу: «Советский народ либо стоит на коленях, либо сидит».

Стоя в нишах поместились только дети-пионеры.

У солдата с ружьем, отполирован до блеска приклад оружия. Интересно, какие желания можно загадать, потирая эту деталь?

Наган в руках у матроса по поверью приносит удачу в бизнесе, его регулярно воруют. На фото видно совсем новое оружие — видимо не успели натереть после очередной замены…

Читающая книгу студентка помогает своей туфелькой от несчастной любви, а также искореняет старых дев в столице.

Хит чудес на Станции «Площадь революции» — собачий нос. Всего собак 4, у всех носы отполированы до блеска.

Мало кто знает, что у бронзовых собак был реальный прототип — умнейшая породистая немецкая овчарка Ирма, принадлежавшая архитектору станции Алексею Душкину, чемпионка России и Украины.

Натирать собачьи носы практически сразу после установки скульптур начали студенты. Считается, что если погладить нос собаки, то сдашь экзамен, а если заднюю ногу — то зачет. Наиболее усердствуют студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, они трут нос той собаки, которая смотрит в сторону уходящего в сторону станции метро «Бауманская» поезда. У этой собаки нос стерт сильнее остальных, потому она уже напоминает добермана…

Молодая девушка, читающая книгу рядом с собакой, наталкивает на мысль, что усваивать науки барбос тоже помогает.

Сегодня собачьи носы на станции «Площадь Революции» трогают все подряд, что в общем верно — учимся чему-то всю жизнь. И что не день, то экзамен…

Птичница с курицей и петухом — тоже объект паломничества. Петушок просто стал золотым от постоянных поглаживаний.

После длительных поисков нашла в Интернете информацию, что петухов трут, чтобы прибавили зарплату. Но не все петухи помогают — один совсем не золотой. Более того, считается, что именно этот петух вообще приносит несчастье и прикасаться к нему нельзя.

Ножка ребенка на руках у мужчины — еще один талисман удачи. К ней прикасаются все, чьи желания так или иначе связаны с детьми.

Что можно просить, прикасаясь к коленке или ботинку отца, понять сложно. Обратила внимание, что большинство трогающих мужскую коленку — женщины. Денег просят или помощи? Судя по тому, что не все коленки у этих статуй натерты, не все мужчины — плохие отцы.

Вообще, ноги бронзовых статуй просто притягивают их погладить… Вспомнила морячку в городе Ллорет де Мар .

Спортсменке-пловчихе, которая держит ребенка, натирают голую коленку (мужчины, это вполне понятно) и туфлю (точнее, спортивный тапочек). А вот зачем трут определенное место мальчику? В Монте-Карло Адаму его же трут для удачи в знаменитом казино.

Странно, что до сих пор не натерли грудь пловчихе. Вероятно, потому что только левая доступна… Спортсменке-дискоболке уже наполировали правую грудь, как и Джульетте в Вероне .

Зачем трогают ботинок у студента, выяснить пока не удалось. Но на всякий случай тоже потрогала…

Воистину, люди делятся на тех, кто считает, что чудес не бывает, и на тех, кто уверен, что мир полон чудес! Судя по скульптурам на московской станции метро «Площадь Революции», последних в столице немало. Ждем чудес!

Узнайте больше о чудесах Москвы, побывав на экскурсии.


Московская станция метро «Площадь Революции» примечательна тем, что ее вестибюль похож на подземный музей скульптур. Пассажиров, приезжающих на станцию, встречает застывшая история в бронзе. В ее арках установлены скульптуры героев, живших во время становления молодой страны Советов: матросы и солдаты, крестьяне и рабочие, студенты и дети - всего семьдесят шесть фигур. Из-за повторения скульптурных образов кажется, что их много, но фактически их всего двадцать. Почти за каждой скульптурой стоит человек, его судьба. В этом обзоре можно узнать об именах, некоторых из них.


Создатель многофигурной композиции бронзовых скульптур, объединенных темой: революции, гражданской войны и мирного довоенного времени - народный художник СССР, Матвей Генрихович Манизер (1891–1966) . В 1943 году Сталинская премия суммой в сто тысяч рублей, полученная скульптором за эту творческую работу, была передана им в Фонд обороны страны.

В конце 30-х годов, когда отливались эти фигуры, страна уже достаточно крепко "встала на ноги". И молодые люди 25-30 лет, послужившие прообразами скульптур, жили верой и надеждой на счастливую жизнь, в стремительно развивающейся стране. Никто еще тогда не знал, что ждет их, и еще миллионов таких же, как они, через несколько лет. И сколько из них останется в живых после войны, и как сложатся их судьбы.

Алексей Диомидович Никитенко


Во второй арке начиная с западной стороны – крестьянин с винтовкой и матрос с наганом, прообразом которого был Алексей Никитенко - учащийся военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде. Его внешность вполне отвечала сложившемуся образу матроса-революционера. В 1937 году полгода по 4 часа в день, с наганом в руке и подпоясанный пулеметными лентами Алексей позировал Манизеру. В то довоенное время, крепкого телосложения парень, занимался спортом, брал участие в шлюпочных гонках. Алексей Диомидович прошел войну, дослужился до капитана крупного военного корабля.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

Сокрушительный" в 1942 году, почти весь командный состав был отправлен под трибунал и приговорен к смерти. А Рудакова лишили звания и отправили на фронт в штрафную роту, кровью искупать свою вину.


Олимпий Иванович после тяжких ранений и геройских подвигов был реабилитирован и восстановлен в звании офицера. И с 1944 года служил на флоте в командном составе.

История повторилась: в 1953 году, будучи командиром крейсера "Свердлов", Олимпий Иванович Рудаков - снова у берегов Великобритании на коронации королевы Елизаветы II. Во время которой сама королева приняла с рук Олимпия Рудакова горностаевую мантию - презент от правительства Советского Союза. И пригласив на вальс морского офицера, королева оживленно общалась с Олимпием, что повлекло за собой немало разных историй «о несчастной любви королевы и простого русского моряка».


Впоследствии легендарный морской офицер продолжал служить на флоте и обучать курсантов военной академии.

Пограничник с собакой

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/metro-4.jpg" alt="Аркадий Антонович Гидрат.

Бронзовые фигуры шахтера с отбойником и студента застыли в соседней арке.
Прототипом образа молодого человека с книгой был Аркадий Антонович Гидрат – преподаватель Института Физкультуры, спортсмен-легкоатлет, многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту с результатом 191.5 см.



Добровольцем ушел на Финскую войну, а вернувшись, написал кандидатскую по педагогике, но так и не успел ее защитить. Отечественная война внесла свои коррективы. На Синявинских высотах под Ленинградом в сентябре 1941 года рота Аркадия Гидрата стояла насмерть, не давая врагу сомкнуть кольцо блокады вокруг города. Бой был жестоким, а после него лейтенант Аркадий Гидрат около шестидесяти лет числился пропавшим без вести.


Благодаря волонтерам, которые ведут и по сей день поисковые работы на полях боевых действий, останки Аркадия Гидрата были обнаружены и опознаны в начале 2000-х годов. Участник поисковой экспедиции Вячеслав Прохоренко нашел в гимнастерке неизвестного офицера солдатский медальон.


Вот как вспоминает он о той драгоценной находке:"Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков, в дрожащих от усталости руках, удается развернуть записку и прочесть: "Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный" . А еще в конце Аркадий дописал: "Живи счастливо!".


Вскоре была найдена дочь Аркадия Гидрата - Ольга. И каково же было удивление волонтеров, когда всплыл факт о том, что найденный ими лейтенант был еще при жизни увековечен в бронзе. К его скульптуре на станцию метро все эти долгие годы ходили мать с дочерью, приносили цветы к подножию и оплакивали любимого мужа и отца.

И вот стало еще на одного без вести пропавшего солдата меньше. А ведь их еще до нескольких миллионов, пропавших без вести, осталось лежать в земле.

Узнать еще больше о малоизвестных фактах отечественной войны вы можете в обзоре:

Сказочница и исследователь

Перепощу у себя, чтобы на всякий случай сохранилось:)

Волшебная площадь.
Приметы – это всегда интересно. Интересно, откуда они появляются и во что развиваются.
Каждый раз, выходя на станции "Площадь революции", я обращала внимание, как люди трут нос собаке на одной из скульптур, украшающих арки. Прогулявшись по станции, я обратила внимание, что на многих скульптурах натерты до блеска выступающие части. И тогда мне стало интересно, какие приметы люди связывают с этими скульптурами?
Итак, путеводитель для ищущих удачи.

Для начала немного информации о самих скульптурах.

(с Википедии)


В нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала, установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей (автор Матвей Манизер). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 - дважды).
Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937.
В 1941 году скульптуры со станции "Площадь революции" были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части - головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.
Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала шутка: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».
Скульптуры восстановленной станции настолько поразили воображение измученных военным лихолетьем горожан, что поползли слухи о залитых металлом немецких военнопленных.
Итак, собственно скульптуры, описания, фотографии и связанные с ними поверья. Для некоторых скульптур есть поверья, некоторые трут просто так за компанию, но интересно посмотреть на все.

Арка I

Революционный рабочий с винтовкой и гранатой.

Рабочий с винтовкой - первая скульптура при входе в зал. Ему немного трут колено, но в основном до блеска натерта граната.

Конкретных легенд, связанных именно с этим рабочим нет, поэтому думается, что так начинаются поиски счастья у некоторых входящих на станцию людей - с гранаты.

Революционный солдат с винтовкой.

Солдат - вторая скульптура, ему трут приклад винтовки.

Вероятно, заодно с гранатой рабочего, хотя приклад винтовки натерт сильнее.

Арка II

Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.

У третьей скульптуры больше всего натерт лапоть и палец (что непонятно и удивительно), хотя эта скульптура намного менее популярна и куда беднее на приметы, чем следующая.

Революционный матрос с наганом.

Вот так он должен выглядеть изначально. Считается, что, если потрогать у матроса наган, день сложится удачно в финансовом и деловом отношении. Поэтому перед заключением важной сделки стоит приехать и потереть дуло нагана.
Но при этом нужно не ошибиться, потому что не каждая из четырех скульптур выглядит именно так.
У другой скульптуры матроса наган постоянно воруют (кто знает? может быть, у наших российских бизнесменов-миллионеров хранится дома по нагану с этой станции?), поэтому выглядит она вот так:

Как можно заметить, у этой скульптуры наган не натерт, зато натерты гранаты. Ну, на безрыбье, как говорится...
Наган и гранаты поближе:

Арка III

Парашютистка ДОСААФ.

Парашютистка почему-то никому не интересна, хотя, казалось бы, у нее достаточно выступающих частей, которые можно натереть. Хотя, вероятно, она теряется в тени следующей скульптуры.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».

Несмотря на то, что на общей фотографии видно не очень хорошо, матрос-сигнальщик - очень популярная скульптура. К нему приходят мечтатели, считающие, что, если потереть сигнальные флажки, их мечта исполнится. Также по утрам к нему приходят и все остальные просто затем, чтобы день сложился удачно. Видимо, это поверье связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднимут флаг на судне.

Арка IV

Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.

Не везет скульптурным девушкам этой станции! Эта - не первая и не последняя, оставшаяся незамеченной и в тени.
Но зато какой у нее сосед!

Пограничник с собакой.

Без сомнения, эта - самая известная скульптура из всех на "Площади Революции", а, возможно, и во всем московском метро. Практически каждый проходящий трет собаке нос, лапы, бедра...
Итак, практически всем известная, но от того, не менее интересная легенда.
Родилась эта примета, скорее всего, благодаря студентам МГТУ имени Баумана, расположенного через одну станцию от "Площади Революции".
Считается, если студент дотронется до носа собаки, то это принесет ему удачу. Есть разные варианты этой приметы. Например, выбежать из поезда, дотронуться носа сразу всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд. Есть вариант, что до носа надо дотронуться зачеткой. Также есть вариант приметы, что для успешной сдачи экзамена надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачёта до ее лапы.
Т.к. бронзовые фигуры на станции повторяются, и собачек, как и пограничников, здесь аж четыре. Поэтому носы блестят у всех четырех собак. Студенты МГТУ имени Баумана, к примеру, считают, что "их" собачка - та, что ближе к выходу. Только вот какая ближе - определить тоже трудно. Но большинство учащихся считает, что правильная последовательность действий такова: третий вагон с конца в сторону "Щелковской", и ее называют собака Баумана.
Просить удачи на станцию метро "Площадь Революции" студенты приходят с 1938 года. В разгар сессии, чтобы погладить собачку, порой выстраивается целая очередь.
Вероятно, помогает, ведь помощи, да и просто удачи, приходят просить у этой собаки не только студенты, но и обычные жители и гости столицы.
Нос и лапа поближе:

Арка V

Стахановец с отбойным молотком.

Стахановец, к сожалению, не популярен среди искателей удачи. Лишь коленка слегка блестит - возможно, нет да нет, но кто-нибудь, проходя мимо, все же просит у стахановца немного удачи для себя. Так, заодно со всеми остальными.

Молодой инженер.

Эта скульптура тоже печально известна деятельностью воров-охотников за удачей. В левой руке инженер держит шестерню, а вот касательно того, что он держал в правой, мнения расходятся. Википедия считает, что в правой он держал циркуль, а в народе бытует мнение, что карандаш. Кроме того, существует поверье, что прикосновение к этому карандашу (ну, или циркулю) принесет удачу в научной деятельности. Жаль, сейчас это проверить нельзя, хотя некоторые не теряют надежду и трут шестерню.

Арка VI

Птичница с курицей и петухом.

Мы подошли к самой интересной, на мой взгляд, скульптуре станции. Кроме того, что это одна из двух девушек, которым внимания уделяется больше, чем их соседям-мужчинам, так это еще и единственная скульптура, приносящая вместо удачи - несчастье.
Да, именно так: петуха, а в особенности его клюв, нельзя гладить ни в коем случае: случится что-то ужасное. Но проходящие мимо этой скульптуры об этом либо не знают, либо в приметы не верят, либо хотят проверить свою удачу, но тем не менее, и гребень, и клюв, да и вообще вся голова и шея петуха натерты до блеска.

Хлебороб-механизатор.

А вот сосед-хлебороб остался забытым на фоне птичницы с петухом. Хотя некоторые, проходя мимо, трут ему кончик обуви.

Арка VII

Студент.

Студент, хотя некоторые называют его мечтателем, тоже не самая популярная скульптура. Вероятно, люди считают, что просить что-то у человека, мечтательно смотрящего вдаль, бессмысленно.

Студентка с книгой.

А вот к внимательно читающей студентке обращается намного больше людей, правда, просьбы эти не связаны с образованием. К студентке приходят девушки и трут ее туфельку, чтобы не остаться старыми девами. Кроме того, ее туфелька помогает тем, кто хочет избежать несчастной любви. Ну и, конечно, просто на удачу.
Помимо трогательности самой приметы, студентка интересна и тем, что это вторая после птичницы статуя девушки, более популярная, чем сосед-мужчина.
Та самая туфелька:

Арка VIII

Спортсменка-дискоболка.

По всей видимости, к дискоболке приходят мужчины, насмотревшиеся на романтичных девушек около студентки. Потому что у этой скульптуры натерта грудь.

Футболист.

А вот женщин пример не вдохновляет, и сосед дискоболки не может похвастаться никакими натертыми частями тела.

Арка IX

Отец с ребёнком.

И опять мужская скульптура более популярна, чем женская. Хотя казалось бы, почему? Хотя у женской скульптуры тоже есть почитатели, у мужской их несоизмеримо больше.
Здесь трут все: ножку ребенка, руки отца, колено отца, ногу отца. И хоть я и не нашла никаких примет, связанных с этой скульптурой, хочется надеяться, что сюда приходят будущие отцы, мечтающие о сыне.

Мать с ребёнком.

Скульптура, как уже сложилось, менее популярна, чем ее сосед, за исключением одной маленькой детали. У ребенка до блеска натерты гениталии. Чем руководствуются люди, приходящие к ней, неизвестно, хотя возможно, это все те же отцы, мечтающие о сыне. У предыдущей-то скульптуры гениталии не видны.

Замурованный арочный проход.
Здесь скульптуры есть только со стороны платформ, поэтому не все про них знают.

Пионеры-авиамоделисты.

У мальчиков натерты ноги и немного модель самолета.

Пионерки-географы.

А вот девочки, как всегда, остались в тени.

Ну и бонусом - натертая обувь некоторых скульптур:

Таковы уже известные приметы этой станции. Но ведь никто не мешает вам придумать свою и даже выбрать еще никем не облюбованную скульптуру, и пусть она приносит вам удачу:)

Перепостила на днях (монументами, фигурами), установленными в городах и сёлах.
И было в нём коротенькое упоминание о приметах, связанных с памятниками в метро "Площадь Революции" - простите, я понятия не имею, как она сейчас называется.
С этой станцией, как оказалось связаны не только мои личные воспоминания, но и воспоминания моих друзей. Именно по поводу тех самых памятников, ставшими памятными, опять простите - на этот раз за тавтологию. :))

И захотелось мне узнать побольше об этих произведениях искусства, о приметах, связанных с ними, а также о тех, кто эти памятники создавал.
И вот, что я узнала...
Метростанция начала свою работу в 1938 году, 13 марта, на отрезке «Александровсий сад» (ранее «Улица Коминтерна») - «Курская».
Название станции возникло от одноименной площади, под которой она расположена.
Западный наземный вестибюль, возводившийся и открывшийся одновременно со станцией, выходит на площадь и является общим для «Театральной» станции и «Площади Революции».
Архитектор А. Н. Душкин руководил работами по строительству и разрабатывал проект этой станции.
Восточный вестибюль, выходящий к Богоявленскому переулку, был построен в 1947 году при участии архитектора Ю. П. Зенкевича.
По конструкции «Площадь революции» являет собой пилонную трехсводчатую станцию глубокого заложения, возводившуюся по типовому проекту.
Станция отделана черным, белым, золотым и серым мрамором. Для покрытия пола использовался черный и светлый гранит.
76 бронзовых скульптур на «Площади революции», изображающих обычных советских людей, были установлены в арках.
Разработку проекта и руководство работами осуществляли архитектор А. Н. Душкин, а также советские инженеры-конструкторы А. Н. Пирожкова, Н. А. Комаров, М. В. Головинова.
Для оформления зала был приглашен скульптор М. Г. Манизер (очень он мне нравится - А,Г,). В работе над скульптурами также принимали участие А. А. Пликайс, Л. К. Жданов, В. А. Пузеревский, А. И. Денисов и другие советские скульпторы.
Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937.
Эта своеобразная галерея бронзовых скульптур отображает историю советского народа, здесь фигурируют образы революции и последующей счастливой жизни при коммунизме.
Нижняя часть станции облицована черным мрамором, в темно-красных арках расположены скульптуры. Чтобы вместить крупные фигуры в ограниченное пространство станции, пришлось придать им несколько скованные позы. Над этим в свою очередь потешалась вся столица: почему весь советский народ либо сидит, либо стоит на коленях. Однако Сталину изваяния понравились, потому никто не стал ничего менять.

Среди скульптур выделяются статуи, иллюстрирующие реальные события. Матрос в бескозырке с надписью «Марат» напоминает о линкоре, сражавшемся за правое дело Революции. Девушка-снайпер со значком «Ворошиловский стрелок» иллюстрирует пропаганду оборонно-массовой работы в стране. В предвоенные годы овладение стрелковым делом превратилось в широкое движение трудящихся и молодежи.
Также обращают на себя внимание скульптуры с отполированными до блеска деталями. Это связано с различными московскими традициями, котрые так же можно назвать суевериями.
Постараюсь перечислить те, о которых мне стало известно на данный момент.
- Статуя пограничника с собакой, по мнению студентов, если накануне как следует потереть песику нос, приносит успешную сдачу экзаменов. В последнее время собачке натирают так же и бедро задней лапы.
- Желающим избежать несчастной любви, следует потереть носок бронзовую туфельки студентки.
- Удачу в научной деятельности принесет прикосновение к карандашу молодого изобретателя.
- Удачу на весь день принесёт прикосновение к сигнальному флажку матроса.
- С какой целью натирает пистолет матроса, а порой и вовсе ворует его из рук бронзового изваяния, остается загадкой.
- Столь же таинственна история суеверий относительно петуха. Долгое время прикосновение к нему считалось приносящим несчастье, в отличии от прикосновения к курочке, которой было принято насыпать семечки - к удаче и благополучию. Но в настоящее время что-то переменилось и петушка трут и трут - он стал похож на Золотого петушка из сказки - видимо, приметы тоже могут изменяться. :)
- Для чего-то прикасаются к одному из пальцев руки крестьянина в лаптях.
- Трогают гранату одного из матросов,
- Наглаживают левую грудь спортменки-дискоболки...

Дорогие люди! Когда будете в Москве, - настоятельно рекомендую посетить станцию метро "Площадь Революции" (продолжаю не знаю, как она называется ныне) и потрогать всё, до чего сможете дотянуться! :)))

А теперь галерея скульптур. Прошу извинить за качество - чтобы найти все скульптуры, я несколько часов просеивала интернет и выложила то лучшее, что могла найти.

Арка I
Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатой

Революционный солдат с винтовкой

Арка II

Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие

Революционный матрос с наганом

Прототипом матроса стал кадет Ленинградского Краснознамённого высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Его имя - Алексей Никитинко. Во время русско-японской войны он командовал монитором, а позже дослужился до капитана первого ранга.


Посмотрите, какое портретное сходство!

Арка III

Парашютистка ДОСААФ

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

Для создания образа матроса-сигнальщика советскому скульптору Матвею Генриховичу Ма́низеру позировал молодой курсант Ленинградского военно-морского училища Рудаков Олимпий, который сделал великолепную карьеру, дослужился до высокого звания контр-адмирал, работал при Генштабе Минобороны, возглавлял военно-морскую кафедру в академии.
Известно, что летом в июне 1953 года, капитан 1-го ранга Рудаков Олимпий Иванович специально для участия в торжественном параде в честь королевы Елизаветы II по случаю ее восшествия на престол привел крейсер «Свердлов» в Портсмут. Тогда же Рудаков был приглашен на бал, посвященный коронации, он был удостоен чести танцевать с королевой вальс.
Вот какую фотографию мне удалось найти:

Арка IV

Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой

Пограничник с собакой

Арка V

Стахановец с отбойным молотком

Пишет smolenski

Шахтёра-стахановца М. Г. Манизер делал со своего студента, Михаила Павловича Крамского. Во время войны Крамской был тяжело контужен и вывезен в Нижний Тагил, куда ранее эвакуировали его сестёр. Здесь он основал Музей изобразительных искусств и художественное училище, стал скульптором, почётным гражданином города. В городе и пригороде установлено несколько памятников его работы.


Молодой инженер.

В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует). Многоуважаемый ksvs совершенно справедливо заметил, что скорее не циркуль, а кронциркуль держал когда-то в руке молодой инженер - это подтверждается расположением пальцев его руки - очень характерная постановка пальцев - всем, кто когда-то держал в руках кронциркуль это совершенно очевидно. :)) На этой фотографии можно рассмотреть подробнее.

Арка VI

Птичница с курицей и петухом

Хлебороб-механизатор

Арка VII

Студент

Студентка с книгой

Арка VIII

Спортсменка-дискоболка