Технические и научные достижения ацтеков. Искусство доколумбовой Америки

Экономика. Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приготовлялся алкогольный напиток пульке. Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который культивировался за пределами долины Мехико и ввозился в столицу ацтеков. Носить одежды из хлопчатых тканей имели право только знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми узорами. Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет "плавучих садов" чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда. Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек. Возрастала доля аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники. Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана - Тлателолько: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось от 20 до 25 тыс. человек.

Купить здесь можно было все что угодно - от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью совершения сделок. Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различного рода услуги, в том числе конвоировали пленников, назначенных к принесению в жертву. Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства. Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших за пределами империи.

Социальная организация. Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса - наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы. Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием "калпулли" - своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству. Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть. В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

Образование и образ жизни. Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев. Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием "куикакалли" ("дом песни"), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам. Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток пульке. Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах - так сказать, на своем поле битвы, - сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.

Завоевательные войны и управление империей. Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием "тлатоани" ("оратор"). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана. На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями - одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель. Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.

Религия. Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока ("Курящееся Зеркало"), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль ("Пернатый Змей"), "давший людям маис". Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем. Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.


Введение
В ацтекском мире существовала особая группа интеллектуалов, создавших утонченные метафоры, поэмы и хранивших древние традиции. Они назывались "знатоками вещей" - тламатинами.
Достижение тламатинов состояло в том, что они смогли противопоставить жестокому воинскому, мистико-военному способу служения богам свой собственный путь: постижение сокровенной части небес через создание возвышенных поэм и эстетических работ.
Тламатинами могли быть и живописцы, скульпторы, создающие образы, и философ, поднимающийся духом к небесной вершине, и музыканты, слышащие мелодии небесных сфер, и астрологи, знающие пути богов, - все те, кто ищет истину во Вселенной.
Среди тламатинов особо выделялись Ашайа Кацин-Ицкоатль (1468-1481) - шестой правитель Теночтитлана и Монтесумо Л Шокойцин (тлакатекутли времен Конкисты).
Ацтеки создали зрелую литературу. Главную роль в литературе ацтеков играла проза. Она религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора, практически отсутствует любовная тема.
Наиболее распространенным из жанров была историческая проза: записи о странствиях мифических предков, встречах и перечисление пройденных мест, в которых реальность переплеталась с мифами. Большой популярностью пользовались эпические произведения: эпос о происхождении индейцев, мировых эрах, потопах и о Кетцалькоатле.
Разновидностью прозы были дидактические трактаты. Они представляли собой назидания старцев и обобщали опыт ацтеков в самых различных областях жизни. В этих текстах сильны нравственные критерии и стремление укрепить моральные принципы.
Настоящей жемчужиной поэзии был философский жанр. Его основной мотив - кратковременность человеческой жизни. Самая яркая звезда ацтекской поэзии, образец правителя, человека, законодателя и философа - Постящийся Койот (Незаукойотль, 1418-1472). Речь ацтеков была цветиста и элегантна, а язык - красноречив, метафоричен и богат риторическими приемами.
Существовало особое понятие - "древнее слово". Оно представляло собой своеобразное клише, образец для выступлений, специально запоминалось и приурочивалось к определенным случаям, праздникам. Назначение "древних слов" состояло в наставлении ацтеков в вопросах поведения, обучения и повседневного быта. По знанию правильного ответа на них можно было определить принадлежность человека к определенному социальному слою.
"Древние слова" записывались особым письмом (сочетание пиктографических и иероглифических элементов) на выделанной оленьей коже или на бумаге, изготовленной из агавы. Листья подклеивались друг к другу, и получались книги-"раскладушки".
Существовало два типа общественных школ с целостностью педагогической системы. Они имели массовый обязательный характер: все достигшие возраста 15 лет должны были поступать в то или иное учебное заведение в зависимости от наклонностей или обета, который давали при его рождении.
Первый тип назывался Телпочкалли. Здесь учили сражаться и трудиться. Главные предметы - воинское дело, сооружение каналов, плотин и укреплений.
Второй тип школы - Калмекак - существовал при святилищах и давал более высокий уровень образования, в них больше внимания уделялось интеллектуальному развитию. Юношам давали глубокие знания по математике, летосчислению, астрономии и астрологии. Их учили риторике, стихосложению, законодательству и истории. Учащимся прививали двойной характер мышления: строгий математический склад ума и тонкое чувственное восприятие мира. Юноши и девушки воспитывались по отдельности и с большой строгостью. Целью образования и воспитания было дать им мудрый ум, твердое сердце. Это был ацтекский идеал человека, который в поступках ориентировался на свою душу. Учащиеся Калмекака обычно пополняли слой священнослужителей.
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение шедевров искусства ацтеков.
Тематика сущности и особенностей слабо изучена отечественными, поэтому актуальным является посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний о шедеврах искусства ацтеков.
В связи с этим целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о шедеврах искусства ацтеков.

Министерство образования Российской Федерации

Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого

по Этнологии

тема: Ацтеки

Выполнила:

студентка V курса ФППРР группа 9253

Говорова Е.С.

Проверил:

Десятсков К.С.

Великий Новгород

Введение

Название «ацтеки» (букв. «люди Астлана») напоминает о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.

Мифологические и исторические источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан («Место Цапель»), теночки дошли до Чикомостока («Семь пещер»), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины.

1. История цивилизации

Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под названием «долина Мехико», где теперь расположена столица Мексики. Эта плодородная долина площадью ок. 6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над у.м. и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них, озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения.

Однако там им пришлось вести борьбу с местными племенами, главный вождь которых Кулуакан, правитель города Кошкоштли, весьма недружелюбно к ним относился. Для того чтобы прочно обосноваться, ацтеки строят на одном из островов в 1325 году город Теночтитлан, названный ими в честь вождя Теноча. Город делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько, посередине которых высился храм главного ацтекского бога Уицилопочтли. Однако и после этого борьба не утихла, чему в немалой степени способствовали раздоры среди самих ацтекских племен. Но в 1376 году ацтеки, наконец, избирают верховного вождя Акамапичтли (1376-1395), который укрепил как внешнее, так и внутреннее положение страны. Последующие после его смерти смуты приводят к образованию союза, конфедерации, состоящей из ацтеков, тепанеков и жителей Тескоко.

Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные зоны – относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания.

Обитатели долины Мехико и некоторых других ареалов (например, тлашкаланцы, жившие на территории нынешних штатов Пуэбла и Тласкала) говорили на диалектах языка науатль (букв. «благозвучие», «складная речь»). Он был принят как второй язык у ацтекских данников и стал языком-посредником почти во всей Мексике в колониальный период (1521–1821). Следы этого языка обнаруживаются в многочисленных топонимах типа Акапулько или Оахака. По некоторым оценкам, ок. 1,3 млн. человек до сих пор говорят на языке науатль или его варианте науат, чаще называемом «мехикано». Этот язык входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви, распространенной от Канады до Центральной Америки и включающей около 30 родственных языков.

Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее. В целом во всей Месоамерике (так называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и Сальвадора) сохранилось не более двух десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два – Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.

2. Социальная организация

Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса – наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием «калпулли» – своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству.

Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.

В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

Образование и образ жизни. Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев.

Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием «куикакалли» («дом песни»), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам.

Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток пульке.

Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах – так сказать, на своем поле битвы, – сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.

Завоевательные войны и управление империей. Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием «тлатоани» («оратор»). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана.

На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями – одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель.

Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.

3. Религия

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока («Курящееся Зеркало»), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль («Пернатый Змей»), «давший людям маис». Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая – от ягуаров, вторая – от ураганов, третья – от всемирного пожара, четвертая – от потопа. Современная ацтекам эпоха «Пятого Солнца» должна была завершиться страшными землетрясениями.

Религия ацтеков была кровожадной, поглощавшей бесчисленные человеческие жертвы. Ацтеки верили, что божества повелевают силами природы и действиями людей. Богов они изображали похожими на людей, но придавали им гротескные чудовищные черты, иногда звериные. Верховным божеством считался бог солнца, источник всякой жизни. Восход солнца жрецы встречали псалмами и кровавыми жертвами. Грозный бог войны Уицилопочтль почитался особо: этот омерзительный бог, едва появившись на свет, запятнал себя Кровью собственной семьи: он отрубил головы своим братьям и сестре.

Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим образом. Четыре жреца, размалеванные в черный цвет, в черных одеждах, хватали жертву за руки и за ноги и бросали ее на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ей грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога. У ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце поедали жрецы, а туловище - члены аристократических родов во время торжественных пиршеств. Едва ли не каждый день отмечался праздник какого-нибудь бога, поэтому человеческая кровь лилась непрерывно. Дик и ужасен был культ бога огня. В честь него жрецы разжигали огромный костер в храме этого бога, и, связав военных пленников, бросали в огонь. Не дожидаясь" пока они погибнут, вытаскивали их крючьями из пламени, клали себе на спину и исполняли ритуальный танец вокруг костра, Только после этого жрецы закалывали их на жертвенном камне: Религия ацтеков не щадила даже детей. Младенцев, купленных у нищих родителей, жрецы убивали ножами во время засухи, надеясь, что бог дождя смилостивится.

Ацтекскому государству постоянно приходилось беспокоиться о том, чтобы обеспечить ненасытных богов жертвами. Особая группа воинов только тем и занималась, что доставляла пленников в храмы. Когда Монтесуму спросили, почему он терпел в близком соседстве независимое государство тласкаланцев, он ответил; "Чтобы оно поставляло нам людей для жертв богам". Во время торжественного освящения храма бога войны в Теночтитяане, состоявшегося в 1486 году, было убито 20 тысяч пленников, а на коронации Монтесумы приняли смерть 12 тысяч воинов.

Исторические факты говорят о том, что массовые человеческие жертвы были введены ацтеками только в начале XIV века, когда племенная община уже разложилась, а правящая верхушка во главе с королем воспользовалась древним ритуалом как орудием террора для удержания власти. Поэтому можно утверждать, что страшная религия ацтеков была религией ацтекской аристократии.

4. Достижения науки и искусства

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Десять Орел») получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Заключение

Ацтеки - название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и “ацтеками” иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521.

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14–3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане – огромном городе площадью в 26–28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

Служение и почитание бога заключалось, в первую очередь, в принесении ему человеческих жертв из числа пленников. По верованиям ацтеков человеческая кровь являлась пищей богов, и поэтому чем больше людей, именно людей, а не животных, повергалось на алтарь, тем добрее к ацтекам должен был быть бог. Подсчитано, что всего за несколько лет умерщвлялось таким путем до 150 тысяч человек. При ведении войны ацтеки старались не убивать, а захватить врагов в плен, чтобы принести их в жертву. У этого народа цена человеческой жизни была сведена на нет, и даже простые нравственные установки полностью были отвергнуты. На фоне этих зверств процветали искусство и культура, возводились великолепнейшие дворцы с садами и галереями, огромные храмы-пирамиды, уходившие в поднебесье, каналы, дамбы, школы. Развивались поэзия и философия, но народ, не имеющий фундамента веры в истинного Бога, не мог долго существовать. Началась его деградация, страшный разврат и жестокость наполнила жизнь ацтеков.

Список использованной литературы

  1. Вайан Дж. История ацтеков. М., 1949.

  2. Кинжалов Р. Искусство древней Америки. М., 1962.

    Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. М., 1991.

    Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961.

    Опарин А.А. Древние города и Библейская археология. М.: Прометей, 1991.

    Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985.

название «Ацтеки» было придумано

Многие знают, что ацтеки очень любили шоколад, приносили в жертву своим языческим богам большое количество людей и в итоге были побеждены испанцами. В глазах современных людей они представляются как воинственный варварский народ, по большей части из-за того количества людей, которое они убили.

Однако, несмотря на распространённое мнение, у них была и своя культура. Социальный строй ацтеков был невероятно сложен, а образование, семья и творчество играли в их обществе большую роль. Даже их система рабства была хорошо проработана и совсем не похожа на то, что люди представляют себе, когда слышат о рабстве.

Вкратце, хотя на первый взгляд они и выглядят психопатами, ацтеки не так просты. Ниже вы можете узнать десять интересных фактов об ацтеках, которые позволят вам лучше понять их историю и образ жизни.

10. Творчество

Несмотря на кажущуюся дикость ацтеков – они были очень творческим народом. Ацтеки увлекались скульптурой и гончарством, а также художественной росписью. Они разработали художественные символы, которые наносились на ацтекских воинов в виде татуировок, описывающих их достижения. Они также любили поэзию.

Ацтеки занимались командными видами спорта, в частности одной из самых популярных среди них спортивных игр была месоамериканская игра в мяч. В игре использовался резиновый мяч, который был достаточно продвинутым предметом для их времени, а матчи проходили на поле называемом тлачтли (Tlachtli). Главная задача игры – прокинуть мяч сквозь маленькое каменное кольцо, однако это была очень сложная игра. Мяч не должен был падать на землю, и игроки могли дотрагиваться до него только головой, локтями, коленями и бёдрами.

9. Обязательное обучение в школе

Хотя ацтеки и делали большой упор на то, что родители должны сами правильно обучать своих детей, у них существовало и обязательное обучение в школе для всех детей. Школы были различными для мальчиков и девочек, а также разделялись по принадлежности учащихся к различным кастам.

Дети высших слоёв общества учились в школе Калмекак (Calmecac), где они обучались у священников истории, астрономии, искусству и тому, как править. Мальчики низших каст учились в школе Куйкакалли (Cuicacalli), в которой их подготавливали к военной службе. Девочек посылали в отдельные школы, и большая часть образования заключалась в обучении таким домашним делам, как приготовление пищи и ткацкое дело.

8. Сражённые болезнью

Многие считают, что испанцы победили ацтеков при помощи своих превосходящих военных сил, но это далеко от правды. На самом деле первые атаки испанцев были успешно отражены, и им пришлось быстро отступать. У ацтеков был хороший шанс победить испанцев, и в целом война проходила на равных.

Можно смело утверждать, что если бы не оспа, которую ацтеки подхватили от европейцев, и от которой погибла большая часть их населения, включая лидеров, то ацтеки вряд ли проиграли бы в войне против испанцев. Влияние европейских заболеваний было разрушительным – по оценкам около двадцати миллионов мексиканцев погибло всего за 5 лет от болезней, привезённых испанцами.

7. Неправильное название

Ацтеки известны нам всем именно под этим названием, но на самом деле они никогда себя так не называли. Западные народы, придумавшие название «Ацтеки», скорее всего, взяли его от названия Ацтлан (Aztlan) – мифическая местность на севере Мексики, в которой якобы жили предки ацтеков в 12-ом веке. Однако сами ацтеки называли себя Мешика (Mexica), откуда затем и произошло название страны Мексика.

6. Продвинутая система документации

У ацтеков был свой язык под названием наутль (N’ahuatl), алфавитом которого служила разновидность пиктографического письма. Знание о том, как записывать информацию, было известно только среди священников и специально обученных писарей. Записи делались на бумаге, изготовленной из коры деревьев либо шкуры оленей. Писали обычно при помощи угольков, после чего записям придавался различный цвет при помощи сока овощей и других материалов.

Ацтеки вели налоговую документацию, исторические документы, сохраняли информацию о религиозных жертвоприношениях и других церемониях в письменном виде и даже писали поэзию. Иногда они собирали записи в импровизированные книги, которые они называли кодексами.

5. Обычаи захоронения

Мы все знаем истории о том, что происходит, когда что-то строится на бывшем месте захоронения индейцев, но ацтеки не волновались, когда им приходилось строить что-то на могилах своих предков. Более того, ацтеки довольно часто хоронили своих предков или прямо под своим домом или, по крайней мере, рядом с ним.

Если усопший ацтек принадлежал высшим слоям общества, его обычно кремировали. Ацтеки считали, что кремация поможет изменить душу погибшего воина или правителя и таким образом они быстрее попадут в их версию раю. Иногда ацтеки убивали пса и хоронили или кремировали его с человеком, чтобы он помогал в путешествии по загробному миру.

4. Продажа детей

Продажа своих детей бедными ацтеками не считалось чем-то необычным в их обществе. Причём всё не ограничивалось детьми, бедняки иногда продавали в рабство и себя. Во многих случаях, когда кто-то становился банкротом и не видел другого выхода, продажа детей в рабство приносила им некоторый доход, и если ребёнок хорошо и много работал, они могли в итоге выкупить себя из рабства. Некоторые оставались рабами большую часть своей жизни, что неудивительно, так как быть рабом в обществе ацтеков было не так уж плохо. Рабы могли жениться, заводить детей и даже обладать своим участком земли.

3. Полигамия

Ацтекским мужчинам было разрешено заключать брак с несколькими жёнами, однако существовало несколько строгих правил, связанных с подобными отношениями. Первая жена, на которой женился мужчина, считалась его «основной» женой и была единственной, с которой он проводил свадебную церемонию. Остальные жёны были «второстепенными», но их официально признавали в документах.

Хотя первая жена считалась самой важной, мужчина должен был с одинаковым уважением относиться ко всем своим жёнам. Мужчина считался главой семьи, но женщины всё же обладали достаточным влиянием в отношениях и к ним хорошо относились в ацтекском обществе. Дополнительные жёны вносили вклад в богатство семьи и считались признаком высокого положения в обществе, что позволяло им быть высокоуважаемыми в обществе. Разводы были позволены в некоторых случаях, но измена любой из сторон брака наказывалась смертной казнью.

2. Рабство

Рабство в обществе ацтеков отличалось от европейской системы и действовало согласно другим правилам. Дети рабов не попадали автоматически в рабство, и рабам разрешалось обладать чем-либо – даже своими рабами. Если раб попадал в храм – их освобождали, также их освобождали, если им удавалось убежать от своего хозяина и наступить на человеческие экскременты. Если раб пытался убежать – гнаться за ним мог только его хозяин или его родственники. Рабы могли даже выкупить свою свободу. Система рабства ацтеков была уникальна и более похожа на договорную зависимость, чем на современное представление о рабстве.

1. Человеческое жертвоприношение

Хотя самая распространённая теория об ацтекских жертвоприношениях гласит, что они просто проводили ритуалы, посвящённые языческим богам, антрополог Майкл Харнер (Michael Harner) считает по-другому. Согласно оценкам Харнера, ацтеки приносили в жертву ежегодно около 20000 человек. Людей, которых приносили в жертву, в ходе ритуала зачастую съедали. Харнер предположил, что каннибализм, замаскированный под жертвоприношение, был обусловлен тем, что в диете ацтеков присутствовало недостаточное количество мяса. То, что ацтеки ели друг друга из-за белкового голодания, конечно, не доказано, но признаки существования каннибализма сложно не заметить.

Краткий исторический экскурс. Средние века, о которых будет идти речь в статье, заняли период в истории человечества с X по XVI столетие. Их началом стало крушение мощнейшей в Европе мировой империи – Западной римской. А конец XIV столетия ознаменовался господством на значительной части Мезоамерики империи ацтеков, или, как их называли соседние племена, – теночек.

Топонимика проживаний ацтеков часто изменялась, ведь из-за своей воинственной агрессивности они не уживались с ближними племенами, народами. Им приходилось кочевать с места на место. Каковы же были достижения цивилизации ацтеков в средние века?


«Мейд ин» в доколумбовой Америке

Уровень развития этой Америки невозможно сравнить с европейским уровнем того же времени. В лучшем случае сопоставим с Древним Востоком - Вавилоном или Египтом. Подобный труд рабов, хотя больше было свободных земледельцев, ремесленники, объединение населения в общины. Возрастало влияние правителей и религиозных деятелей в лице жрецов. Правда, цивилизации Мезоамерики больше строились на труде неутомимых племен, чем на захватах ими чужих материальных ценностей. Это можно сказать и об очень воинственных ацтеках.

Озеро Шочимилко в бывшей столице ацтеков - единственное сохранившееся до сих пор, названное позже Венецией Нового света. Сеть искусственных островов, множественные каналы, – все это было создано руками ремесленников и рабов. Так эти племена, между налетами на чужие земли за рабами, пытались цивилизованно обустроить свою жизнь. И сейчас мексиканцы оберегают его как заповедные места площадью в 12 миллионов квадратных метров.

Инки, ацтеки, майя: достижения и изобретения древних

Так что весь мир должен знать, что подарили ему инки, майя, ацтеки и другие индейские цивилизации центральной и южной части Американского континента. Когда европейцы покупают чистый шоколад или шоколадные конфеты, картофель, кукурузу, подсолнечное масло и еще десятки других наименований, должны помнить: все это пришло к ним из индейской Латинской Америки.

Однажды древние племена попробовали плоды какао и оценили их вкус. Какао придавало организму крепости и улучшало настроение. Их стали высаживать целыми плантациями, годами добиваясь улучшения качества бобов. Бобы шли на изготовление «чоколатля». Так зародился будущий шоколад.

Вскоре зерна какао поднялись в своеобразной цене, что стало служить деньгами. За них можно было купить и животное, и раба. Они стали экспортными, - корабли везли зерна какао на кораблях, забив ими все трюмы. Майя вырастили огромные плантации этих деревьев, которые плодоносят дважды в год в течение восьмидесяти лет. А ацтеки решили по-другому: обложили данью производителей какао-бобов на захваченных территориях. Плата – бобами!


Она была для индейцев тем же, что и хлеб для европейцев. Исследователи Нового света отыскали древнейший початок кукурузы, установив его возраст в 7000 лет. С тех пор длина початка выросла в 10 – 15 раз!

Но сегодня он в большинстве случаев служит кормом для скота и птицы. Для пищи зерна перерабатываются, - в тот же поп-корн или кукурузные палочки.

Оттуда пришел в Европу и подсолнечник. Но его вывод из дикой среды и окультуривание происходили ближе к нашим временам – всего 2500 лет. Но сложная селекция, направленная на улучшение качества семян и повышение урожайности, ведется без остановки во времени.

Табак

Конечно же, курильщики благодарны индейцам за табак. Он рос сам по себе шесть тысяч лет, пока аборигены не поняли его значение для человека.

Никто до этого не анализировал, как индейцы жили среди растений табака и не придавали ему особого значения. Но через какие-то сто лет о нем узнали индейцы с других территорий, а испанские завоеватели привезли его в Старый свет.

Сегодня крепкий спиртовой напиток текила завоевал если не весь мир, то многие территории. Текилу в современном ее понимании изобрели не майя или ацтеки. Из агавы «пульке» индейцы первоначально получали выброженный сок крепостью четыре – шесть градусов спирта. По-нашему, – это была брага, которую там называли «даром богов».

К этой примитивной технологии испанские моряки добавили европейский метод получения спирта. В 1600 году уже заработала фабрика по выпуску текилы. Власти сразу же обложили ее налогом. И текила пошла на экспорт под маркой «Jose Cuervo». Данный бренд жив до сих пор.

Гомеопатия

Индейцы, как и все другие люди, подвержены болезням, тем более - в древности. А чем лечиться? Средства от различных недугов искали в растительном мире. С тех времен берет свое начало гомеопатия.

Племена хорошо изучили всю палитру цветов и других растений, испытывали на себе. Одни изгоняли из груди кашель, другими снимались желудочные колики и всевозможные расстройства, третьими заживляли воспаленные раны, четвертые использовали бактерицидные свойства жаб.

Можно и еще назвать множество древних рецептов, которые прошли апробацию в Мезоамерике. И весь мир перенял опыт индейцев этого региона. В российских деревнях и сегодня лечат ангину и другие болезни полости рта, дыша на земляную жабу, кожа которой бактерицидная. Это помогло создать препарат буфариан как раз для лечения названных заболеваний. О силе древней индейской медицины свидетельствует такой факт. Если за лечение ран брались индейцы, после их обработок раны затягивались быстрее.

Медики племен майя преуспели в древнем врачевании, при этом у них зародилась существующее в наши дни медицинское разделение труда. Одни были травматологами, другие – стоматологами. Внешние повреждения как-то проще было устранить даже с каменным медицинским оборудованием, а вот как с зубами - трудно представить. Собственно, как во многих случаях поступают стоматологи и сейчас: если заболел зуб, то его надо вырвать!

Перечень достижений древних индейцев этим списком не исчерпывается.