Багам город в бирме. Древние храмы Багана - лучшее место в Мьянме (Бирме)

О, Баган. День первый.

Будучи на озере Инле, в Индейн, мы встретили русских туристов, которые уже завершали свое путешествие по Бирме. И на наш вопрос, что понравилось больше, они в один голос отвечали – БАГАН! Так что же такое – Баган?

Сейчас это руины, занимающие огромную территорию, руины храмов и пагод, руины религиозных сооружений, большинство из которых было построено в период XI-XIII веков, когда Баган был столицей царства. Именно в Багане был Золотой век Бирманской империи. В 1057 король Аноратха овладел столицей монского царства и конфисковал древние рукописи, увёл буддийских монахов, художников и ремесленников, чтобы превратить Баган в культурный центр. Баган стал центром науки, религии и культуры, одним из крупнейших городов мира. Храмы и пагоды строились на протяжении двух веков. Сложно сказать сколько всего здесь было храмов. По некоторым данным до прихода монголов их было около 5 000. В 1287 Баганское царство было занято монголами. Этому предшествовало сражение, в ходе которого бирманская армия выстроила своих мощных боевых слонов. Но монголы начали стрелять из луков по глазам слонов, и те затоптали свою же пехоту. Город был разграблен, золотые пагоды ободраны, многочисленные религиозные реликвии были украдены. Баган пришел в упадок…

Сейчас Баган как большая деревня, тут очень тихо, спокойно, лениво. После сумасшедшего Мандалая это было особенно заметно. Въезд на территорию Багана стоит 10 долларов с человека-туриста – все-таки это исторический объект.

Немного передохнув в отеле после переезда, мы вышли в свет. Взяли напрокат два велосипеда и поехали изучать Баган. Но сначала три организационных момента: обмен валюты, завтрак и карта.

Карту выдали в отеле, но довольно посредственную, поэтому ее лучше все же купить. Деньги в отеле не меняли, но охотно поменяли в крупном сувенирном магазине Shwe War Thein, с дороги имеется указатель на него. Курс хороший, сам магазинчик тоже неплохой. Позавтракали традиционным чикен-карри в какой-то местной кафешке без названия. Основной туристический центр старого Багана находится в районе храма Ананда – тут есть и кафе-рестораны, магазины типа почти супермаркет, сувенирные лавки и прокат лошадей-велосипедов. Пешком от отеля идти минут 20, на велосипеде – минут 7.

В первый день у нас получился такой маршрут: Gawdapalin Temple - Mahabodi Temple – BuPaya Pagoda – Ananda Temple – Shwe San daw Pagoda.

Храм Gawdawpalin

Этот храм был самым первым от нашего отеля. Поэтому естественно мы начали с него. Gawdawpalin построен в 11-м столетии. Один из древнейших и почитаемых храмов Багана. Храм высотой 60м, квадратной формы, с каждой стороны помещены изображения Будды, всего их в храме 10. Храм имеет два этажа, но вход на второй ярус сейчас закрыт, в связи с тем, что сооружение очень древнее и второй этаж небезопасен. Запреты установили буквально пару лет назад. Раньше лазить можно было везде.

Это был наш первый храм, первые Будды в Багане, поэтому осматривали мы его долго.

Стоит отметить один неприятный момент – огромное количество народа везде! Причем не туристического народа, а именно местного. Хотя и туристического было тоже достаточно. Дело в том, что мы приехали в Баган в период школьных каникул и массовых отпусков, поэтому местных было, наверно, даже больше чем туристов. Их привозили целыми грузовиками, это все создавало толпу в храме, и портило все ощущения загадочности места.

Храм Mahabodi
Этот храм существенно отличается от всех храмов Багана. Он построен по образцу индийских храмов, в 13 веке. Весь украшен статуями сидячего Будды. Хотя некоторые ниши пустые – статуи Будд посбивали монголы во время взятия Багана. Кое-где виден новодел – статуи восстановлены.
На территории храма милая бирманка рассказала нам основные правила поведения в храме: хочешь курить – кури, это можно, хочешь поспать, отдохнуть – ложись и спи, даже выпить можно, если хочешь, главное обязательно перед входом на территорию храма снять обувь и носки и не садиться ступнями к Будде, их надо или убрать под себя, или поставить на пол, а то неуважение получается. А так можно все, Будда не обидится. Хорошая религия – буддизм)

На пути к БуПайя нас застал дождь, от которого мы прятались в этой безымянной пагоде, ну имя у нее наверно все же есть, только на нашей карте его не было. Местные же несмотря га дождь жили своей жизнью и занимались своими делами.

Проехав поворот на БуПайю, мы наткнулись на еще одну «безымянную» пагоду, которая стояла просто посреди огородов. Здесь нас опять застал дождь. Вообще погода в первый день была пасмурной, но с одной стороны это плюс – не было сильной жары. Неизвестная пагода была вся украшена резьбой, по углам мифические животные и никого.

Вернувшись чуть назад мы добрались, наконец, до БуПайи.

БуПайя – старейшая из пагод Багана, первоначально она была построена 1162г, хотя по некоторым источникам сама ступа относится к третьему веку. Расположена она на берегу реки Иравади. Во время «землетрясения 1975 г. ступа рухнула в воду, но была полностью восстановлена. Это место также почитаемо у бирманцев, поэтому их тут было много. Также много было и магазинов, и попрошаек, и типа кафе. Но не все кафе, особенно те, что на самом берегу, вызывали у нас доверие…

На берегу, около ступы, очень много лодочников, которые за вознаграждение катают по реке. Кстати, как вариант на Иравади можно встретить закат.

Решив, что на сегодня нам храмов хватит, мы хотели отправиться в отель, тем более, что опять начинался дождь. Но сначала хотелось пообедать. Обедали в ресторане для туристов, прямо рядом с древними каменными воротами. Обед стоил 10 тысяч кьят на двоих, но ели мы пасту. По факту это оказались просто макароны, но после чикен-карри, макароны были хоть каким-то разнообразием.

После обеда и дождик кончился, и желание смотреть пагоды снова появилось. И мы отправились в храм Ананда, про который нам рассказывал еще в поезде наш знакомый монгол.

Ananda Temple
Как гласит Lonely planet, если у вас совсем нет времени и вы можете осмотреть один-два храма в Багане, то один из этих храмов должен быть именно храм Ананда – самый большой, самый величественный, самый красивый и важный и почитаемый храм Багана. И действительно, это так. Храм занимает первое место в моем рейтинге храмов Багана. И это единственный храм Багана, куда мы приезжали дважды.

Храм построен в 1090г. Он символически выражает бесконечную мудрость Будды. Его квадратный периметр (53 м каждая сторона) окружен стенами. Над ними возвышаются 17 ступ высотой до 51 м. Храм представляет собой классическое религиозное сооружение раннего Багана. На 900-летие храма в 1990 году ступы Ананды были позолочены. С каждой стороны к храму ведет длинная галерея. В центральной галерее, как водится, расположились торговцы сувенирами.

В самом храме сотни статуй Будды: 4 тиковые позолоченные 9,5 метровые статуи в полный рост (только две из четырех статуй подлинные, а две другие всего лишь копии, оригинальные были утрачены во время пожара 1600 года) и сотни маленьких в нишах высоченных стен храма. Входы в храм закрываются огромными тиковыми дверями. Во время землетрясения 1975 года храм сильно пострадал, но был полностью восстановлен. Верхние ярусы храма для посетителей закрыты.

Не смотря на огромное количество народа в храме, во внутреннем дворе людей практически не было. Здесь можно было спокойно посидеть на лавках, разглядывая каменные статуи, украшающие храм, наслаждаться тишиной и созерцать прекрасный мир вокруг. На территории храма предполагается наличие Free WiFi. Как он работает мы не проверяли.

Тишину нарушали только удары в колокол. Кстати об этом. Практически в каждом крупном храме есть колокол (мы прозвали его почему-то бубном), в который надо трижды ударить на удачу или на желание. Поэтому ударить в бубен для нас было своеобразным ритуалом, без которого не обходилось ни одно посещение храма.

Время близилось к закату, а закаты в Багане принято созерцать на вершине какой-нибудь пагоды. Самое популярное и ближайшее к нам место – пагода Shwe San Daw – Швезандо. Одна из немногих теперь пагод, куда можно забраться и посмотреть виды вокруг. Всего лишь 500 метров от храма Ананда до Швезандо. Дословный перевод пагоды – золотые волосы, так как именно волосы Будды были помещены в пагоду в качестве священной реликвии. Считается что это пагода архитектурная прародительница всех дальнейших ступ не только Багана, но и Бирмы.

Когда мы приехали, народу уже было много… Подниматься надо было высоко наверх, по довольно крутой лестнице. Народ лез вверх наперевес с камерами и штативами. Сама терраса пагоды не такая уже и большая и не резиновая… По количеству профессиональной фото-техники да и вообще всяких современных гаджетов можно было устроить целую выставку. Я со своей полупрофессиональной зеркалкой нервно курила в сторонке. Такого количества фотографов в одном месте на одной пагоде я еще не встречала, ну разве что во время встречи рассвета в Ангкор Вате, но там и территория была поболее.

А народ все прибывал и прибывал, на велосипедах, повозках, автомобилях…

Но если отключиться от количества человеко-туристов на квадратный метр пагоды и посмотреть вокруг, то дух конечно захватывало. Пагоды, пагоды, пагоды, храмы, большие и маленькие, близкие и далекие, едва различимые на горизонте – какой-то космический и нереальный пейзаж. С закатом в этот вечер не повезло, весь день было пасмурно и дождливо, поэтому небо было затянуто облаками, солнце через них пробивалось лишь пару раз под восторженные охи-ахи туристов и сотни щелчков затворов фотоаппаратов.

Когда солнце совсем село, все двинулись вниз. Мы же чтобы не создавать толпы, остались еще на вершине пагоды. Внизу стелился какой-то голубой завораживающий туман….

О, Баган. День второй.

На второй день мы решили взять повозку с лошадью и посмотреть дальние для нас храмы. Повозку сторговали за 15 тысяч кьят на весь день (16 долларов), и отправились к пагоде Швезигон, которая находится в пяти километрах от Старого Багана, практически в Ньянг У.

Древние хроники свидетельствуют, что король Аноратха поместил налобную повязку Будды на спину украшенного драгоценностями белого слона и повелел: «Там, где слон преклонит колени, и будет построена ступа для хранения священных реликвий!» Так было определено место. В основании пагоды Швезигон вмурованы зуб, ребро и налобная повязка Будды. Пагода строилась двумя правителями 7 лет и 7 дней. В переводе она означает – Залог победы. Пагода представляет собой огромную позолоченную ступу с различными павильонами и галереями вокруг. Пагода очень почетаема среди местных, к тому же расположена не в археологической зоне, поэтому утром здесь были в основном местные.

Они приносили Будде утренние дары и лакомства, молились и пели песни.

Погода сегодня разгулялась, солнце светило ярко и золото в пагоде просто слепило глаза. Наше внимание привлекла небольшая лужица перед ступой, у которой толпился народ. Местные по очереди вставали на колени и смотрели что-то в этой луже. Как нам объяснили, именно в этом месте в отражении воды хорошо виден шпиль ступы.

К пагоде, как водится, ведет галерея, в которой расположился рынок. Мы пошли по галерее, чтобы немного отдохнуть от солнца, которое сегодня отрабатывало и вчерашний день. В итоге в повозку вернулись с майками, тремя банками танаки, монетами и прочими сувенирами, избежать торговцев нам не удалось).

Htilominlo Temple

Храм расположен между Ньянг У и старым Баганом. Этот большой храм построен в виде ровного правильного квадрата в 1218 году королем, имя которого я не могу даже произнести, – королем Nantaungmya. Король воздвиг этот храм в Багане именно на этом месте, потому что в момент, когда его избрали королем среди других пятерых братьев, он находился именно здесь.

Сняв обувь, мы зашли на территорию храма. Храм примечателен тем, что помимо статуй Будд (по четыре на каждом этаже с каждой стороны света) на его стенах сохранились также и фрески с изображением Будды. Проход на верхние этажи естественно закрыт.

В храме мы застали группу молящихся монахов. Зрелище очень аутентичное и завораживающее.

На внешних стенах храма сохранились резные каменные фигуры, но обойти храм вокруг и рассмотреть их было настоящей пыткой: красный кирпич храма был просто раскален под полуденным солнцем. Поэтому кое-как, проскакав на одной ноге, мы осмотрели лишь одну сторону храма.

Сувениры-сувениры вокруг храма, здесь их было много: куклы, майки, колокольчики, картины….

После Htilominlo Temple мы вернулись в центр Старого Багана, чтобы пообедать. По дороге я наблюдала за жизнью вокруг…. Баган – настоящая деревня, как Кало в Северной Бирме. Непонятные драндулеты, велорикши, повозки с лошадьми, туристы на велосипедах – каждый ехал по своим делам… А вокруг храмы, пагоды и ступы…

Мы же приехали в ресторан Star Beans , основанный поваром, проработавшим 15 лет в отельных ресторанах. То есть по определению ресторан должен быть крутым и очень туристическим. И скоро должен войти в топ Lonely Planet.

Белые скатерти на столах, живые цветы в белых вазах, имеется даже умывальник, где милая бирманка из серебряного кувшина польет вам на руки и предложит белое полотенце, чтобы вытереть руки. Красиво, но… не очень вкусно. Еда сильно европеизирована и пресна. Не смотря на разнообразное меню, ничего толкового, кроме чикен карри там не было. Вообщем,заказали мы по чикен карри втридорога, принесли отварной рис и пресную куриную грудку. И все. Никаких тебе приправ, салатов и закусок. Муж есть это отказался и пошел в свою любимую местную кафешку, я же заказала десерт – запеченные бананы. Красиво, но очень приторно.

Пока муж простаивал очередь с местными, чтобы пообедать, а очередь была приличная, я пошла посмотреть пагоду, которая находилась рядом с Star Beans. К сожалению, названия пагоды я не помню. Но она мне очень понравилась.

Внутри никого не было, только я. Вся пагода резная, какие-то резные орнаменты, цветы и неведомые существа. Будда всего один и к нему вел зеркальный коридор. В пагоде было много тени, поэтому можно было спокойно погулять, без припрыжек)

После нашего обеда, настало время обеда у нашей лошадки, поэтому мы вернулись на полтора часа в отель, прохлаждаться в бассейне.

К середине дня я уже путалась в храмах и их названиях. Поэтому стала просто фотографировать таблички храмов (если они были). После обеда мы поехали к самому большому храму Dhammayangyi Temple. Построен в 1167 году королем Наратху. Храм виден из любой точки Багана, настолько он большой. Внутри храма огромные длинные темные коридоры с высокими сводами. Будды здесь не такие как везде – не золотые, а цветные. В храме много разных резных окошек, входов и выходов. Вообщем, красивый храм.

В одном месте была открыта лестница наверх. Несмотря на запрещающую табличку, мы туда полезли, но ничего интересного, кроме тысячелетнего мышиного дерьма не увидели.. а лезли-то босиком....

Время близилось к закату. Ямщик предложил нам встретить его на пагоде Швезандо, но мы там уже были, поэтому он привез нас в какое-то другое место, название которого я не запомнила…

Мы приехали рано, народ к просмотру заката еще только собирался, поэтому места мы заняли козырные, в партере. Это был двухэтажный мини-храм естественно с Буддами. Чтобы пройти наверх и занять лучшие места надо протиснуться вот в такие узкие башенки.

Наверху местные детишки уже ждали туристов с открытками и «пейнтин». А про «пейнтин» я не рассказывала? Вообщем, это картины из песка: делается набросок на куске ткани, потом покрывается клеем, потом по линиям рисунка посыпается песком и потом добавляют краски. И пейнтин, то есть картина, готова! Мотивы картин одинаковые, как и текст торговцев. Они сначала просят just look, just look, потом рассказывают что в Бирме 8 дней недели, что среда делится на два дня и вот это изображено на картине. Еще показывают пейнтин с чудищами и мутантами слонов и других животных и далее идет рассказ о том, что стоит картина всего 8-10 долларов. Один-два-три раза это послушать можно, но потом «пейнтин» стал напрягать.. Кстати пейнтин мы естественно купили, но до Москвы моя картинка не доехала… где-то я ее потеряла(((

К слову сказать, дети на этой пагоде оказались ненавязчивыми, поняли, что мы уже сами знаем многое про пейнтин, поэтому просто улыбались в камеры.

Тем не менее, солнце медленно садилось, к храму торопились автобусы и сотни повозок, велосипедисты бросали свои велики, толком не припарковав их, снимая обувь на ходу. Все бежали смотреть закат. С закатом сегодня повезло. Как и с видами вокруг.

О, Баган. День третий.

На третий день пребывания в Багане, пагоды, храмы и Будды уже настолько приелись и не вызывали такого дикого восторга, что мы просто взяли велики и катались по Багану без четкого маршрута, заезжая лишь туда, где нам было интересно. Я уже не кидалась от пагоды к пагоде, пытаясь сфотографировать все-все-все храмы со всех-всех-всех сторон, все статуи и каждого Будду. И именно этот день был самым интересным, мы посетили самые красивые пагоды Багана с потрясающими видами.

Храм Татбинью, был последним крупным храмом Багана, который мы не охватили в предыдущие два дня. Надо добить обязательную программу. К храму мы подъехали не с главного входа, а с бокового. У главного было слишком много торговцев. Я только мельком заглянула внутрь храма. В принципе ничего нового, ну кроме статуй Будды. И это была моя роковая ошибка, из храма за мной увязались продавцы драгоценных камней. Ruby, ruby, ruby – как заговор шептали они, преследуя нас, пока мы обходили храм вокруг.

Мне вспомнилась Камбоджа, где тоже торгуют дешевыми драгоценными камнями, в основном сапфирами. Тамошний торговец, чтобы доказать подлинность своих камней по 20 долларов, жег их специальной горелкой. У нас даже сложилось выражение «пойдем стекляшки жечь», значит, пойдем ювелирку посмотрим. Бирманские торговцы предлагали естественно рубины. Но здесь они не имели под рукой газовых горелок, поэтому просто клали камни на кирпич и со всей силы колотили по ним другим кирпичом, доказывая, что это не стекляшки. Так у нас сложилось еще одно выражение «пойдем стекляшки колотить». Стоимость рубинов начиналась от 100 долларов и стремительно падала до 10.

Вокруг Татбинью очень много пагод и ступ. На одну такую ступу можно было залезть, что я и сделала. Как обычно надо разуться, как обычно ступа стоит на солнцепеке и естественно сделана она из красного кирпича. Но виды красивые.

Со ступы очень хорошо виден Татбинью, самый высокий храм Багана между прочим – 61 м. Хорошо видны ярусы храма. К сожалению, храм сильно пострадал во время землетрясения, поэтому, как практически везде, доступ на верхние ярусы в Татбинью закрыт.

Зато доступ открыт в соседнем храме с невыговариваемым названием Shwegugyi, что в переводе значит Большая Золотая Пещера. Храм построен всего за семь месяцев. Внутрь храма мы уже не заходили, ничего кроме Будд, цветов и картин мы бы не увидели. Интересовал нас исключительно второй ярус. И он не разочаровал. Виды вокруг открылись какие-то неземные. Будто с другой планеты. Ступы, пагоды, зеленый ковер из деревьев и кустарников, местами с малиновыми пятнами от цветов. И насколько хватит взгляда, торчат ступы. И как великаны среди этого возвышаются основные храмы Багана, которые мы посетили за эти три дня.

Сам храм красивый, с башенками по углам, украшен декоративными зелеными плитками и каменной резьбой.

Дальше мы решили поехать в сторону Нового Багана. В той стороне, как нам сказали встреченные на одной из пагод русские туристы, находится самая красивая пагода Багана, просто самое-самое крутое место. Как она называется, они не помнили, на нашей карте ее не было, но они показали ее примерное расположение. И вот мы поехали в сторону Нового Багана в поисках неизвестной, но очень красивой пагоды.

По дороге остановились у Manuha temple. Этот храм построен пленным королем монов Манухой. Мануха был пленен во время нашествия Бирмы на королевство монов Татон. Тогда монское королевство было разграблено и уничтожено. Древние буддийские реликвии и рукописи вывезены в Баган, также были вывезены ремесленники и монахи, чтобы построить новый культурный, духовный и религиозный центр. С этой же целью был пленен и сам король монов. Его привезли в Баган на особом положении, и даже разрешили построить храм. Храм интересен тем, что в маленьком помещении лежит огромный Будда. Еле-еле помещающийся в тесное пространство храма.

Перед храмом стоит некий золотой чан, видимо для каких-то своих религиозных целей. Но что это за чан нам, после трех дней полного погружения в пагоды и ступы, было уже неинтересно.

Сразу после храма мы свернули с дороги на грунтовку и поехали по пересеченной местности в поисках пагоды. Ехали долго, часа полтора. На нашей карте были отмечены какие-то дороги, а какие-то не отмечены. Дорогу пытались спрашивать у местных, мол, где тут beautiful pagoda, но так как пагод тут много, местные отсылали кто куда. Но мы упорно ехали дальше.

И вот на горизонте появилась что-то красно-золотое. Подъезжая ближе, это красно-золотое приняло очертания пагоды. Без сомнения, скорее всего это именно та wonderful pagoda, которую мы ищем. Пагода называлась Dhamma-ya-zi-ka.

Разувшись перед входом на территорию, мы прошли. Внутри естественно Будда. Небольшой, скромный, но в цветах.

По крутой, длинной и очень горячей лестнице мы поднимаемся наверх. Это была самая моя сложная лестница. Солнце стояло в зените и нагрело кирпич так, что я скакала мелкими перебежками от тени к тени, потому что только там можно было наступить на кирпичи.

Но, то что открылось нашему взору, когда мы поднялись, стоило всех поисков и потраченных сил. Не передаваемо словами.

Пагода стоит далеко в стороне от всех основных храмов Багана, поэтому с нее нам открылся весь Баган. Все увиденные и посещенные за эти три дня храмы и ступы. Отсюда виден весь масштаб Багана. Везде, куда достает глаз, везде пагоды, пагоды, пагоды. Их действительно тысячи. И хорошо, что мы посетили ее в последнюю очередь, она стала как бы итогом всего Багана.

Баган часто сравнивают с Ангкором в Камбодже. Мне сложно сравнить их. Они разные. Баган поражает своими размерами и количеством храмов и пагод. А Ангкор – своей затерянностью в джунглях. Да и туристический поток поставлен на разных уровнях. Пока добраться в Баган сложнее.

Сама пагода необычна, она красно-золотая, таких в Багане мы не видели. Пагода украшена различными фигурами и мифическими статуями, а вокруг скачут белки. А внизу как ковер растут малиновые кустарники, которых тут в Багане очень много.

Мы довольно долго сидели на вершине пагоды в тени. Отдыхали и наслаждались Баганом. Завтра мы улетаем в Нгапали. И даже если это была не та пагода, о которой нам рассказали соотечественники, то Dhamma-ya-zi-ka без сомнения лучшая из пагод (не храмов), которую просто необходимо посетить.

В Багане есть еще один интересный храм, о котором я не рассказывала. Названия я не знаю, но найти его легко, он находится у дороги с правой стороны прямо перед центром старого Багана, если ехать из Ньянг У. Храм очень примечателен, мимо не проедете. Он украшен статуями обезьян, слонов и Будды.

Третий закат в Багане мы решили смотреть на реке. Мы поехали в сторону пагоды Бу-Пайя, где очень много кафе. В одном из таких кафе, заказав чикен-карри, мы наблюдали за закатом над Ирравади. Подходил к концу еще один этап нашего большого бирманского путешествия. И Баган – его главная жемчужина.

Баган (Паган ) - главная достопримечательность государства Мьянма (Бирма) , которую обязательно нужно посетить, путешествуя по стране. Тысячи старинных буддийских храмов и пагод, словно проросшие семена, рассыпанные в поле с древних времен, предстают взору на многие километры, погружая в таинственный мир и восхищая туристов со всего света. Рай для историков и паломников, позитивная энергия, одно из наиболее интересных и неповторимых мест не только в Мьянме, но и за ее пределами.

История Багана

Баган до недавнего времени был не столь известен в мире, как, например, храмовые комплексы в Камбодже или на индонезийском острове Ява, но по своей художественной ценности находится в одном ряду с ними. В 850 г. князь по имени Пьинбу (этническое происхождение его неизвестно) основал на месте небольшой крепости Паган столицу своего владения. Удачное расположение - на пересечении торговых путей - закономерно дало импульс развитию города. К XI в. под его властью находилась вся территория современной Мьянмы. Когда в 1057 г. король Аноратха (1044-1077 гг.) присоединил к своим владениям соседнее государство монов, Паганское королевство стало одним из крупнейших и влиятельнейших в Юго-Восточной Азии.

Аноратха конфисковал священные буддийские Палийские рукописи, хранившиеся в столице монов - городе Татоне, переселил в Паган буддийских монахов, художников и ремесленников. Буддийское учение Тхеравада стало государственной религией. Затем Аноратха попросил помощи в Шри-Ланке, также придерживающейся Тхеравады, и оттуда тоже прибыли монахи. Анаратха был также большим ценителем всего прекрасного и разумного. Постепенно Паган превратился не только в религиозный центр, но и в один из крупнейших центров торговли, культуры, науки и искусства, в городе были университет и несколько библиотек. Развивались фольклорный театр, этнические музыкальные жанры, живопись, в том числе фресковая, замечательные образцы которой можно увидеть в храмах Пагана. Велись исторические хроники Мьянмы.

При короле Чанзитхе (1084-1113 гг.) Паган переживает расцвет: идет грандиозное храмовое строительство. Каждый новый король считал своим долгом добавить несколько храмов и пагод к уже имеющимся. Приближенные царя, да и просто богатые люди, старались не отставать, каждый хотел построить хотя бы одну ступу, пусть небольшую. Но внутренние распри ослабили страну, с XIII в. начинается период упадка королевства, оно стремительно теряет свои территории и приходит в упадок под ударами пришедших с севера монголов. В 1369 г. паганский король упоминается в исторических хрониках последний раз. Жители столицы постепенно покидают ее.

Давно заросли улицы города, разрушились деревянные строения, но буддийские храмы и ступы сохранились. В течение многих лет Мьянма была закрытой страной по внутриполитическим причинам, и Паган соответственно тоже - terra incognita. Сейчас ситуация меняется, туристов из-за рубежа и паломников здесь становится все больше. К Пагану нет железной дороги, лишь один небольшой аэропорт расположен вблизи него, так что трудности с посещением города есть и у жителей Мьянмы, но тем не менее это сейчас одно из самых почитаемых мест в стране. По некоторым данным (правда, у многих историков они вызывают сомнения), первым европейцем, увидевшем Паган, был Марко Поло (1254-1324 гг.), в его записях есть описания города, войны с монголами, но, возможно, это изложение чужих рассказов.

Затем город выпадает из поля зрения европейцев вплоть до XVIII в., когда до него добрался англичанин Сайме, увидевший уже разрушающийся Паган и зарисовавший его. Английские офицеры и миссионеры начинают посещать город, но не задерживаются здесь. Мьянма (а тогда она называлась Бирма) была самой дальней окраиной Британской империи. В 1885 г. Бирма официально стала английской колонией под названием Британская Бирма. Для Пагана наступила эпоха авантюристов и алчных грабителей, пытавшихся вывезти всё, вплоть до целых фрагментов фресок, а в первую очередь, конечно, золото.

Ученые - археологи, историки, искусствоведы - пришли в Паган только в начале XX в., но настоящее изучение Пагана началось только после обретения Бирмой независимости от Великобритании, и это произошло в 1948 г.

Баган, археологический памятник Мьянмы

Археологический памятник Мьянмы - руины города Паган (Баган) находится в центре страны, в 145 км на юго-запад от города Мандалай , на плато западного, левого берега полноводной и самой крупной реки Мьянмы Иравади , истоки которой находятся на юго-восточных склонах Гималаев. Территория Пагана тянется приблизительно на 13 км вдоль берега реки.

В Пагане не найти и двух одинаковых храмов - каждый по-своему уникален. Почти в каждом крупном храме есть колокол. Если загадать желание и ударить в колокол три раза, то желание непременно сбудется.

Сейчас обжитая часть Пагана - всего лишь небольшая деревня, в то время как храмы и пагоды раскинулись на площади более 40 км 2 . Храмы разбросаны без какой-либо системы. Некоторые заросли кустарником, другие стоят на открытом месте, а иные скрыты под сенью пальм. Большинство их сложено из красного кирпича и белого камня, наиболее значимые - покрыты листовым золотом.

Подходы к наиболее известным храмам заасфальтированы, и вокруг этих ступ всегда много торговцев и людей, желающих быть проводниками: помочь за скромное вознаграждение подняться по лестнице, посветить фонариком. Однако сохранилось огромное количество заброшенных храмов, затерянных в бескрайних полях Багана. Многие из них разрушены, некоторые реставрируются, а некоторые и по сей день представляют собой площадку для археологических изысканий. Ниже приведены фотографии находок, обнаруженных автором этой статьи за время пребывания в этом удивительном городе.

Чаще всего храмы имеют симметричную форму, четыре алтаря и четыре выхода, ориентированных по сторонам света. Есть «губьяучжи» - пещерные храмы с лабиринтами коридоров, покрытых фресками. Из огромного количества пагод и ступ всех размеров и форм самые яркие, крупные, запоминающиеся в Багане — Мануха .

Достопримечательности Багана

Ананда (Ananda Pahto)

Один из первых великих храмов Багана, остается и поныне одним из наиболее привлекательных и часто фотографируемых. Этот шедевр монского архитектурного стиля, с некоторым северо-индийским влиянием, отражает переход от раннего к среднему периоду бирманской архитектуры. Располагающаяся к востоку от старых городских стен, внушительных размеров белая конструкция доминируют над окрестностями. Храм сильно пострадал во время разрушительного землетрясения 1975 г. и тщательно восстанавливался.

Храм был построен в период с 1090 по 1105 г. во время правления короля Чанзиттха (Kyanzittha) и призван символизировать нескончаемую мудрость Будды. Храм вдохновлял и последующих правителей на возведение прекрасных сооружений. Он отличается совершенством пропорций и симметричностью форм. Периметр храма представляет собой квадрат, каждая сторона которого - 53 м.

Основной массив здания состоит из террас с окнами. Центральная башня достигает в высоту 51 м. Здесь самое большое в Багане количество терракотовых изразцов, а также 4 впечатляющие позолоченные статуи стоящего Будды высотой 9,5 метра, изготовленные из тика и направленные к 4 сторонам света. Однако только 2 статуи (направленные на север и юг) - подлинные, и являются ровесниками здания. Две другие - это копии, созданные для замены разрушенных во время пожара ок. 200 лет назад. В западной части святилища установлены статуи основателя и настоятеля храма Ананда. На пьедестале западного портала видны отпечатки стоп Будды. Первоначально, стены храма были украшены настенной живописью и фресками, однако до наших дней сохранилось немного. В январе, 3 дня во время полной луны проводится ежегодный фестиваль (Ananda Paya Festival).

Суламани (Sulamuni Pahto)

Храм был построен в 1181 году по приказу короля Нарапатиситху и являет собой сочетание двух стилей бирманской архитектуры: раннего и средневекового стиля. Для первого характерны горизонтальные и плоскостные объекты экстерьера, для второго напротив вертикальное направление. Такое сочетание желает храм очень необычным и интересным для туристов.

Храм стоит на террасе и имеет два этажа, что придает ему сходство с пирамидой, его кирпичная кладка считается одной из лучших в Багане. Храмовый комплекс окружает высокая стена, когда-то к её внутренней стороне примыкали сотни монашеских келий, но до наших дней они не сохранились. Пагоды находятся по углам основной террасы.

Внутри храм Суламани представляет собой образец декоративных традиций Багана: резные карнизы, фронтоны и расписные стены. Все это сегодня восстановлено мастерами в первозданном виде.

Дхаммаянджи (Dhammayangyi Pahto)

Гигантский, похожий на одну из древних пирамид храм Дхамаянджи - один из крупнейших буддийских храмов Бирмы, крупнейший по площади храм Багана, построен во второй половине XII века.

Храм Дхаммаянджи построен в 1167 г. королем Наратху (1167-1170 гг.), известным своим жестоким нравом - он убил отца и задушил брата. По злой иронии судьбы, в своем храме Наратху и погиб, убитый заговорщиками. Дхаммаянджи виден практически из любой точки Пагана, он напоминает ступенчатую пирамиду и издали кажется мощной крепостью. Внутри его много сумрачных коридоров, и Будды не золотые, как обычно, а раскрашенные в разные цвета.

Швезигон (Shwezigon Paya)

Ансамбль является одним из крупнейших и наиболее почитаемых буддийских комплексов в Бирме. В святилище Швезигона находятся великие реликвии буддизма: лобная кость Будды и его зуб (впрочем, возможно, что это копия священного зуба, хранящегося в храме «Зуба Будды» в Канди). Эти реликвии - дары Швезигону от сингальского правителя Виджаябаху I (1059-1144), усердного защитника учения хинаяны - одного из толкований буддизма, получившего распространение в Бирме во времена царя Аноратхи. По преданию, король Аноратха велел поместить налобную повязку самого Будды на спину белого слона, сказав: «Там, где слон упадет на колени, будет построена ступа для хранения священных реликвий». Слон опустился на колени на том месте, где сейчас стоит Швезигон. Это единственный храм, сохранивший свое золотое убранство с древних времен. Снаружи он светлый и легкий, но внутри слабо освещен, полон таинственности.

Центром храмового ансамбля является Швезигон-четия - ступа, воздвигнутая на трех больших террасах, возведенных на восьмиугольном многоступенчатом цоколе. Террасы и цоколь золотой ступы первоначально служили для процессий паломников, которые должны были обходить ступу вокруг, поднимаясь и переходя с террасы на террасу. Такие же процессии устраивались и в Боробудуре. Этот обход ступы по часовой стрелке - прадакшина - являлся для буддийских паломников способом выразить почтение к этому месту, посвященному памяти Будды. Специально для этих процессий вокруг Швезигон-четии устроен широкий обход, вымощенный каменными плитами. По углам, на парапетах террас, находятся небольшие кирпичные храмы - уменьшенные копии верхушки ступы. Три террасы опоясаны плитами из покрытой глазурью терракоты, на которых изображены религиозные буддийские сюжеты.

Центральную ступу окружают многочисленные каменные и деревянные постройки, храмы и павильоны различного назначения - для молитв, отдыха и т. д. Деревянные храмы увенчиваются резными многоярусными крышами - пьятта. На территории ансамбля находится множество изваяний демонов-охранителей храма. Предметами поклонения служат 37 статуй натов - древнебирманских языческих божеств, причудливо смешавшихся в Швезигоне с буддийскими святынями.

Татбинью (Thatbyinnyu Pahto)

Массивный и величественный храм Татбинью — это самый высокий храм Багана. Он находится к западу от храма Ананда, в пределах городских стен, к северу от ворот Тог. Высота Татбинью составляет 61 метр, длина каждой стороны – 58 метров. Он был построен около 1150 году в период правления короля Алаунситу. Отличительные особенности храма — многоуровневый архитектурный дизайн в индийском стиле и художественная кирпичная кладка.

В средние века Татбинью был не просто храмом, а целым религиозным комплексом. На первом этаже располагался монастырь, на втором – библиотека. Верхнюю часть здания занимали святилище и ступа. Здание сильно пострадало во время землетрясения в 1979 году, поэтому сейчас вход на верхние террасы для туристов запрещен.

Хтиломинло (Htilominlo Pahto)

Представляет собой храм высотой 46 метров, который имеет сходный архитектурный стиль с Суламани. Он был построен королем Хтиломинло, также известным как Надаунгмьяр. Легенда гласит, что когда король Нарапатиситу задумался о выборе преемника, он решил кинуть жребий, расположив пятерых своих сыновей вокруг белого зонтика в центре. Раскрутив зонтик, он доверился судьбе. Зонтик указал на Хтиломинло, который по и был выбран, став следующим королем.

Храм был построен на месте, где был выбран король Хтиломинло, который, вероятно, выстроил его в знак признательности богам за свое избрание. Снаружи храм покрыт барельефами различных мистических существ. Внутри посетители смогут увидеть четыре больших изваяния Будды, расположенных в каждой стороне храма.

Швезандо (Shwesandaw Paya)

Была построена в 1058 году при короле Аноратха для того, чтобы поместить сюда подаренный королём государства Баго волос Будды. Сама пагода не так архитектурно изыскана, как остальные, но именно с нее открывается потрясающий вид на Баган.

Для того, чтобы увидеть закат с неё, придётся подняться по крутым ступеням вверх. И причём, чем выше, тем круче ступени. Во время заката все стоящие в округе храмы и пагоды окрашиваются в розовато-золотистый цвет, который просто невозможно передать фотоснимками.

Gawdawpalin Pahto )

— один из величайших храмов в Багане, построенный королем Нарапатиситу и завершенный его преемником Хтиломинло. Это двухэтажное здание высотой 55 метров, но несмотря на то, что масштаб храма довольно впечатляющий по сравнению с другими, его архитектурный стиль не столь изыскан.

Существует легенда, что во время царствования король Нарапатиситу, возомнив о себе, самонадеянно провозгласил себя божественной особой, чьи заслуги превосходят заслуги предков. В качестве наказания боги послали ему слепоту, и ему удалось прозреть только после того, как он, выстроив храм, искупил свои грехи.

Самый необычный храм Пагана построен Манухой, пленным королем побежденных монов. Мануха был почетным пленником, ему оставили слуг, часть казны и разрешили построить храм. Он представляет собой три приставленных друг к другу куба, лишенные каких бы то ни было украшений. Но пустоты внутри нет, все пространство занимает статуя сидящего Будды; голова его упирается в потолок, локти - в стены; для того чтобы пройти в следующее помещение, надо протискиваться между стеной и ладонью статуи.

В следующих залах - снова статуи, которым явно мало места. Особенно впечатляет лежащий Будда, и он так стеснен, что кажется, будто комната служит ему гробом. Этот стиснутый стенами Будда - будто бы сам Мануха, выразивший таким образом протест против неволи.

(Паган) — это один из символов Мьянмы и, пожалуй, самое узнаваемое место в стране, куда туристы едут со всего мира! Мы отправились узнать, какие тайны скрывает древний город, и увидеть своими глазами то, что когда-то видели только на картинках в интернете и журналах.

На лодке:

Многие туристы плавают из Мандалая в Баган (или в обратном направлении — против течения) на лодке по реке Иравади. По этому маршруту курсируют медленные лодки и скоростные. Скоростные преодолевают весь путь за 11 часов и стоят 35$ (каждый день в высокий сезон). Медленные лодки больше используются местными, ходят дважды в неделю, в пути 2 дня (!), стоимость 15$.

Проживание и отели в Багане

Дешевле всего остановиться в городке Ньяунг У, тем не менее советуем забронировать заранее, если едете в декабре-январе. Мы сначала час искали свободное место, а когда нашли, еще 3 часа — пока люди выселятся.

И хотя Old Bagan и New Bagan, расположены ближе к наиболее важным точкам, жилье здесь необоснованно дорогое.

Отели в Багане на карте — выбирайте подходящий по цене и бронируйте!

Как передвигаться по территории?

Храмы и пагоды разбросаны на довольно большой территории, и чтобы их хорошенько посмотреть, понадобится транспорт. Самое простое — арендовать велосипед у себя в гестхаусе или в любой другой точке проката за 1500-3000 чат и исследовать Баган. Также доступны мотобайки и электро-велосипеды, есть и такое чудо техники!

По Багану на велосипеде

Можно нанять гужевую повозку — это экзотично и весело первое время, но двигаться вы будете очень медленно, к тому же подвески там нет, а дороги оставляют желать лучшего.

Вариант для тех у кого мало времени, но много денег — взять машину с водителем.

Где поесть в Багане?

В этих местах очень много европейских туристов, и кухня самая разная — почему-то особенно много итальянской, в том числе пицца. В Ньяунг У расположено несколько хороших кафе с приятной обстановкой и невысокими ценами. Мы сначала обходили их стороной, думали будет дорого, а потом заглянули и решили остаться.

В Old Bagan недалеко от стен старого города и пагоды Ananda есть несколько неплохих вегетарианских кафе со всякими вкусняшками.

Недалеко от рынка в Ньяунг У расположена чайная — у нее не очень презентабельный вид, зато она открывается в 5 утра и весьма популярна у местных. Можно заказать горячий бирманский черный чай с молоком и сгущенкой за 300 чат, а вкусный жареный рис с бобами стоит всего 600 чат — дешевле только даром!

Смотровая башня

Карта Багана

На карте я отметил только самые значительные храмы в Багане, вообще же их тысячи.

Баган - столица первого государства на территории Мьянмы. В период расцвета на местных равнинах было выстроено больше 10 тыс. религиозных сооружений, сегодня в заброшенном храмовом комплексе насчитывается более 2 тыс. древних буддистских храмов. Древние пагоды, храмы, священные пещеры и ступы, расположившиеся в излучине реки Иравади, хранят память о былой столице Бирманской империи. Баган представляет собой удивительное и эклектичное зрелище: храмы выстроены из известняка, песчаника, мрамора, с изразцами и подземными галереями - и каждый хоть чем-то отличается от своих соседей. В наши дни это место стало своеобразной буддистской Меккой и популярным туристическим центром. Сюда приезжают паломники со всей Азии, а также путешественники, интересующиеся архитектурой и культурой древней Мьянмы. Многие настолько проникаются местной культурой, что остаются жить в Багане на несколько дней и даже недель.

Баган представляет собой удивительное и эклектичное зрелище: храмы выстроены из известняка, песчаника, мрамора, с изразцами и подземными галереями.

Из истории Багана

Баган сыграл важную роль в культурном становлении бирманских королевств, именно здесь зародилось бирманское искусство. Но он привлекает внимание историков не только как культурная столица. История возникновения Баганского государства поистине феноменальна: не было привычных долгих лет развития и становления, Баган появился стремительно и тут же представил миру свои восхитительные храмы, полноценные административную и религиозную системы.

Датой основания Багана принять считать 850 г. н. э. Вскоре после этого начались нескончаемые кровавые сражения за трон и дворцовые перевороты. В 1044 г. на престол взошел князь Анируда, и этот год считается датой создания Баганского государства. В годы своего правления Анируда значительно расширил территорию, присоединив к ней соседние земли, поднял культурный уровень жителей и укрепил внешнеполитические союзы. Он стремился, чтобы Баган превзошел все известные на то время государства, привозил сюда самых талантливых мастеров, которые создавали невероятные шедевры.

Кстати, от Анируды среди баганских царей, а также вельмож, министров и прочей знати пошла традиция возвеличивать свое имя строительством храмов.

После смерти Анируды Баганом правили множество царей; одни были миролюбивыми и делали упор на дипломатические отношения, другие вели кровопролитные войны и собирали военные походы, периоды мира сменялись годами жестоких восстаний. С конца 12 в. для Багана началось время забвения, поражений в войнах, развала государственности, сокращения населения.

Формально баганский престол просуществовал еще почти 9 веков, за это время разрушенный и разграбленный Баган постепенно обезлюдел, деревянные постройки сгорели в военных пожарах, каменные были разрушены землетрясениями. До наших дней в зачарованном городе-призраке сохранились только ступы и храмы, хранящие память о величии Багана.

Летом 1975 г. Бирма, особенно Баган, существенно пострадала от особенно жестокого землетрясения. В 90-е гг. военные власти страны занялись восстановлением города с целью создать привлекательный туристический объект. К сожалению, эта неумелая «реставрация» нанесла памятникам больше ущерба, чем пользы, так что, несмотря на очевидную культурно-историческую значимость, ЮНЕСКО не стало включать Баган в Список объектов Всемирного наследия.

Баган - земля пагод

Как добраться

Прямых рейсов из России в Мьянму нет, до Багана самолетом без пересадок тем более не добраться. Несколько авиакомпаний организуют перелеты в Мьянму, однако обходятся они весьма дорого и предполагают пару пересадок (в Европе и Азии). Оптимальный способ попасть в Мьянму - на самолете прилететь в Бангкок, Куала-Лумпур или Сингапур, затем пересесть на самолет до Янгона, а оттуда до Багана уже рукой подать. Недалеко от Ньянг-У расположен аэропорт, который принимает лайнеры из Янгона.

Добраться до Багана можно и по суше из Таиланда (границы Мьянмы с Бангладеш, Индией, Лаосом и Китаем закрыты). Если вы предпочтете этот вариант, учтите, что при въезде в Мьянму через наземную границу туристы ограничены в передвижениях по стране, поэтому вам придется оформлять краткосрочные визы на 2-14 дней с правом пребывания в районе границы. Из Янгона и Мандалая до Багана отправляются туристические автобусы. Еще один вариант - сесть в Мандалае на туристический пароход и добраться до Багана по реке Иравади, рейс займет примерно 12 часов.

Поиск авиабилетов в город Янгон (ближайший а/п к Багану)

3 вещи, которые нужно сделать в Багане:

  1. Прокатиться на воздушном шаре. Полеты организуются только ранним утром, стоимость уникального аттракциона составляет порядка 300-400 USD с человека.
  2. В одном из храмов сфотографироваться с местными жителями, облаченными в красочные костюмы. За небольшую плату они с радостью продемонстрируют для фото свою длинную шею, украшенную спиралями, похожими на медные кольца.
  3. Встретить закат, забравшись на вершину пагоды Шве-Сан-Да.

На чем передвигаться

Храмы Багана бессистемно разбросаны по довольно большой территории. До тех, что расположены в окрестностях деревень и Старого Багана, еще можно дойти пешком, а вот чтобы добраться до удаленных храмов, придется ехать.

Существует несколько способов передвижения по Багану. Самый бюджетный вариант - арендовать велосипед за 1,50 USD в сутки. Вариант подороже и поэкзотичнее - взять напрокат конную повозку за 15 USD в день, правда, учтите, что местные водители никуда не торопятся, так что передвигаться вы будете с черепашьей скоростью. И, наконец, те, кто ограничен во времени и не соблазняется местной экзотикой, могут взять в аренду авто с водителем, стоимость - от 25-35 USD в день. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Где остановиться

Выбирать, где остановиться: в Старом Багане, Новом Багане или в Ньянг-У - нужно на основании ваших предпочтений в отдыхе. Если основная цель - посещение храмов, а в вечерних развлечениях потребности нет, обратите внимание на Старый Баган, отсюда удобнее всего добираться до святынь. Если без ночной жизни и посещения ресторанов вы свой отдых не представляете, ваш выбор - Новый Баган. Здесь сосредоточена основная часть кафе и других развлекательных заведений, а также имеется приличный выбор отелей. Правда, из Нового Багана добираться до храмов придется на транспорте. Примерно такая же картина и в Ньянг-У: много недорогих отелей, есть рестораны, кроме этого, здесь расположена автостанция и работает рынок. Из неудобств: до храмов также нужно добираться на транспорте.

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

В долине реки Иравади хранят память о былой столице бирманской империи древние пагоды, храмы, священные пещеры и ступы. Сегодня Паган (Баган) называют городом-призраком. В 849 году его основал король Анорахта, а уже в 1287 году он был разрушен войсками могольского хана Хубилая. С тех не было сделано ни одной попытки его восстановить. Жители, которые так много сил потратили на возведение многочисленных храмов и пагод, покинули свой город, и сотни лет он стоял в величественном безмолвии.

Сегодня Баган является своеобразной буддистской меккой. Сюда стекаются паломники со всей страны, а также туристы, которым небезынтересны архитектура и культура древней Мьянмы.

На территории Багана расположено более 5000 пагод. Большинство из них выполнено из красного и белого камня, но самые значимые, Шве Зигон и Локанда Кьяунг, покрыты золотом. Они очень популярны среди паломников. Подходы к ним заасфальтированы, а вокруг разбросано множество торговых павильонов.

История создания пагоды Шве-Зигон очень интересна. Цейлонский король привез из Канди в дар баганскому королю Ануратхе священный зуб Будды. Пагоду построили специально для хранения реликвии, а место для строительства указал белый слон. Ануратха возложил на спину слону копию драгоценного дара и сказал, что эта святыня будет храниться в том месте, где слон преклонит свои колени. Царь сдержал свое слово, и на том месте, где слон преклонил колени, было начато строительство пагоды Шве-Зигон. Но дни Ануратхи были сочтены, и он успел возвести только три террасы этой пагоды. Кьянситха, наследник царя, закончил строительство, которое, в общем, длилось всего 7 месяцев и 7 дней. Материалом для строительства пагоды послужил камень с горы Тийун. По велению господина его добычей занимались десятки подданных. После возведения пагода была покрыта золотом и до сегодняшнего дня является необычайно красивым строением. «Шве-Зигон известен в мире людей, в мире духов и в мире Брахмы» - так было объявлено о завершении строительства великой пагоды.

Особенно популярна среди туристов Пагода Шве Сан Да. В вечернее время суток, забравшись на ее вершину, можно наблюдать великолепные закаты.

Кроме большого количества пагод Баган также знаменит своими храмами. Эти строения, как правило, имеют симметричную форму и по четыре алтаря со статуями Будды, которые направлены в каждую сторону света. Храмовые пещеры губьяукжи известны своими лабиринтами, стены которых древние баганцы украсили фресками с зачастую совершенно фантастическими сюжетами.

Храмы Багана до сих помнят его былых правителей. Третий король Багана Алаунгситу выстроил великолепный храм, ниши для медитаций которого имели замечательный вид на город. Король проводил здесь много времени и был убит как раз во время медитации собственным сыном, пожелавшим захватить трон своего отца.

Удивительный храм построил Монский царь Мануха, взятый в плен царем Анирудой. Архитектура храма Манухи представляет собой три куба разного размера. Изнутри все квадратное пространство зала занимает десятиметровая статуя сидящего Будды. Его голова упирается в потолок, спину, локти и колени со всех сторон подпирают стены. Мастера, занимавшиеся строительством, сумели передать, насколько тесно Будде в этом заключении. В боковых залах - то же изображение неволи с помощью стиснутого со всех сторон Будды, а в четвертом Будда изображен в состоянии нирваны, лежа в гробу. Но даже гроб для него слишком тесен, и его крышка находится всего в нескольких сантиметрах от головы Будды. Царь Мануха, потерявший свободу и проведший остаток жизни в плену в чужой стране хотел передать с помощью этого строения всю горечь неволи. Хроники рассказывают, что для того, чтобы построить такой удивительный храм, Мануха продал свой царский рубин.

Храм Ананда, названный именем одного из любимых учеников Будды - один из самых посещаемых храмов в Багане. Он был построен в 1091 году и очень хорошо сохранился до сегодняшних дней. На стенах храма - жизнеописания Будды в письменах, а в центре - четыре девятиметровых статуи стоящего Будды, достигшего нирваны. Когда-то две из этих статуй сильно пострадали от пожара, и их пришлось заменить копиями. Скульптуры на террасах храма изображают сцены из джатак, повествований о предыдущих рождениях Будды. Легенды рассказывают, что восемь монахов, которые занимались строительством храма, после окончания работ были убиты для того, чтобы где-нибудь еще не появился храм, подобный этому.

Самый высокий храм в Багане - Тхат Бинь Ю. Название переводится как «Всеведущий», это одно из воплощений Будды. Храм в 12 веке построил король Алаунгситху. С его террас открываются роскошные виды на древний Баган. Центральная лестница, которая ведет в храм, украшена статуями стражей с обращенными на восток лицами, а внутри царит необыкновенный эффект легкости строения, который возникает благодаря игре солнечных лучей, проникающих сквозь многочисленные оконные проемы.

С тех пор, как распалось Баганское царство, в городе много что изменилось - высохли водоемы и пруды, заросли густой травой улицы. И только бесчисленные храмы и пагоды хранят память о былых временах.

Но кроме архитектурных достопримечательностей местные жители сумели сохранить до сегодняшних дней и культурное наследие своих предков. Характерной чертой баганской культуры является театр марионеток. Ведь самые первые театры в Бирме появились в 11 веке, и это были именно кукольные театры. Баганские артисты, настоящие виртуозы своего дела, и сегодня дают интереснейшие представления с красивыми богато одетыми куклами.

Есть в древнем городе место и для шопинга. Местные фабрики лаковых изделий предлагают восхитительный выбор всевозможных лакированных вещиц. Это одно из самых древних ремесел в Багане. На каждой фабрике есть возможность понаблюдать за работой мастеров - это очень кропотливый труд. Каждое изделие создается вручную, в несколько этапов. Материалом, в основном, служит бамбук. Готовые изделия настолько красивы и уникальны, что уйти без покупки практически невозможно.

Удивительной достопримечательностью окрестностей Багана является гора Попа, расположенная в 60 км на юго-восток от города. В переводе с бирманского «Popa» - «цветущая». Высота этой горы над уровнем моря - 1518м. В ясную погоду ее видно из самого Багана.

Получасовой подъем на гору окупится великолепными видами на Баган и глубокий живописный каньон, которые открываются сверху. Довольно-таки крутую лестницу к вершине горы построил буддистский монах.

Эта гора особенно популярна среди паломников уже более 700 лет. Поверья называют ее местом обитания духов. В средневековье, в праздник полнолуния, на вершине горы осуществлялись обильные жертвоприношения.

Кроме того, что «Цветущая гора» является важным религиозным центром, она также представляет собой интереснейший природный памятник - потухший вулкан. Ведь на его вершине образовался настоящий оазис, который изнутри питают около двухсот подземных источников.

А островком цивилизации в Багане стала Обзорная Башня с открытой и закрытой обзорными площадками. Туристам здесь предлагаются скоростные лифты, кондиционеры, ресторан с роскошным панорамным видом и множество сувениров, выполненных руками местных ремесленников.