Дендропарк "Александрия". Самый, самый

1 58618

Фото Александровского сада

Адрес:

Александровский сад - Москва, Александровский Сад

Станция метро:

Александровский Сад, Боровицкая, Библиотека им. Ленина

Как добраться:

В самом центре столицы, рядом с находится небольшой кусочек рая, парк невероятной красоты – Александровский сад. В этом месте можно насладиться великолепием ухоженных деревьев, кустарников и газонов, полюбоваться причудливыми фонтанами, почувствовать нежный аромат свежей травы и цветков.

Гармоничное переплетение древней истории и природы, величественной архитектуры и душевной атмосферы – все это завлекает в Александровский сад и всегда завораживает посетителей.

Александровский сад разместился за Иверскими воротами на склонах Боровицкого холма и протягивается вдоль западной кремлевской стены: от Площади Революции до Кремлевской набережной.

Когда-то давно здесь протекала речка , со стороны Красной Площади – был обустроен ров, который соединял Неглинную с Москва-рекой. Таким образом, Кремль со всех сторон был окружен водой, что превращало его в неприступную для врагов крепость.

Но со временем побережье реки начало обваливаться, зарастать растениями, на берегу Неглинной стали строить бытовые сооружения – все это существенно портило вид. После окончания Отечественной войны 1812 г. когда после пожара началось восстановление Москвы, Император Александр I решил засыпать ров, реку Неглинную заключить под землю, а на образовавшемся месте разбить сады.

Изначально парк именовался Кремлевскими садами и только после коронации Императора Александра II (1856 г.) его начали называть Александровские сады. При этом ранее говорили именно «сады», а не «сад». Дело в том, что сам Александровский сад – это три сада, задуманные в едином ландшафтном стиле

Верхний сад , длиной в 350 м, открыт в 1821 г. (тянется от Площади Революции до Троицких Ворот).

Средний сад , который открыт в 1822 г., имеет в длину около 382 м и пролегает от Троицких до Боровицких Ворот.

Самый короткий сад – Нижний (132 м), открыт в 1823 году и тянется от Боровицких Ворот до самой Кремлевской набережной.

В Нижнем саду отсутствуют прогулочные аллеи, в Верхнем и Среднем садах расположены три аллеи, которое тянутся параллельно Манежной Площади и Кремлевской стене. Между ними на газонах высажено большое количество деревьев и декоративных кустарников, а на ухоженных клумбах с весны по осень посетителей радуют многочисленные цветы.

В процессе реставрации Манежной площади в 1996 году, вдоль забора Верхнего сада был возведен искусственный водоем со скульптурами и фонтанами, который имитирует русло речки Неглинная.

Главный фонтан искусственного водоема – «Гейзер». Такое название он получил за струи, которые выстреливают ввысь подобно гейзерам.

Четыре бронзовые лошади, размещенные на том же водоеме, именуются «Четыре времени года».

В искусственном русле реки Неглинная находятся также скульптуры разнообразных героев сказок: от спящей девы-русалки до Ивана-царевича с лягушкой.

Могила Неизвестного солдата

В 1967 году, в честь 25 годовщины победы над немецко-фашистскими войсками под Москвой, на территории Верхнего сада был создан архитектурный мемориальный ансамбль – Могила Неизвестного солдата. Здесь были перезахоронены останки неизвестных красноармейцев, которые пали смертью храбрых в 1941 году в Московской битве.

На надгробной плите установили бронзовую композицию, которая состоит из солдатской каски, лавровой ветви и боевого знамени.

В самом центре мемориала находится ниша из лабрадорита, на которой выбита надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Слева от могилы находится стена, сделанная из шошкинского малинового кварцита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945».

С правой стороны от могилы находится гранитная аллея с отдельными блоками, сделанными из темно-красного порфира. На каждом из блоков – наименование города героя, чеканное изображение «Золотой звезды», а внутри блоков – капсулы с землей городов-героев.

Возле мемориала горит «Вечный огонь», который был доставлен с Марсового поля из Ленинграда.

К 50-летию со дня победы в Великой Отечественной войне напротив входных ворот сада был установлен памятник маршалу Советского Союза Георгию Жукову.

На сегодняшний день Могила неизвестного солдата – традиционное место посещения туристов и новобрачных.

Одной из достопримечательностей парка, которая напоминает о военном триумфе, являются массивные чугунные ворота, через которые можно попасть в Александровский сад со стороны Исторического музея.

Грот «Руины»

В 1841 году у самого основания Средней Арсенальной башни, в центре Верхнего сада, был возведен грот «Руины» (автор проекта – О.И. Бове) – полукруглая арка из черного гранита и красного кирпича, внутри – ворота из мрамора с четырьмя массивными колоннами.

При оформлении грота в качестве строительного материала Бове использовал обломки московских домов, разрушенных французской армией, а также в большом количестве каменные ядра, которые лежали в Кремле и в былые времена использовались вместо чугунных ядер.

В южной части грота «Руины» есть лестница, которая ведет на площадку со скульптурами двух львов.

Памятник-обелиск

В 1913 году в память 300-летия царствования Романовых возле главного входа в сад был установлен памятник-обелиск.

Заостренный сверху четырехгранный обелиск венчал двуглавый орел, ниже – лев с мечом и щитом, далее герб Романовых, имена Романовых, гербы княжеств и губерний Российской Империи.

По окончанию Октябрьской революции обелиск было решено не сносить, а по инициативе В.И. Ленина полностью переделать: убрать символику царя, а имена Романовых заменить именами выдающихся мыслителей-социалистов и революционеров.

Так, герб Романовых и гербы губерний страны были заменены шаром, а обелиск был украшен рельефным орнаментом с надписями: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» и «РСФСР» и получил название Обелиск «Борцам-мыслителям».

В 1966 году обелиск переместили в центральную часть Верхнего сада рядом с гротом «Руины».

После реставрации в 2013 году, обелиск предстал перед москвичами в первозданном виде.

Памятник Патриарху Гермогену

Памятник патриарху Гермогену – скульптура из бронзы на массивном мраморном постаменте, установлена в мае 2013 году в память о Патриархе Гермогене, чья роль в истории России в Смутное время близка по значимости роли Минина и Пожарского.

По двум сторонам постамента расположены бронзовые барельефы, на которых изображены: сцена избрания М. Романова царем Руси; сцена изгнания Патриархом Гермогеном бояр, которые просили у него благословения перейти в подданство Владиславу – польскому королевичу.

Позади памятника, на отдельно расположенном постаменте расположена надпись, которая повествует об истории создания скульптуры.

Кутафья башня

Единственной сохранившейся отводной башней-стрельницей Московского Кремля является , которая находится перед Троицким мостом, напротив Троицкой башни. Высота Кутафьей башни всего 13,5 м. Возведена башня в 1516 году.

Невысокая, окруженная рекой Неглинной и рвом, с единственными воротами, которые при опасности закрывались подъемным мостом, башня была грозным препятствием для тех, кто осаждал крепость. У башенных ворот до сих пор можно обнаружить щели для подъемных механизмов.

Свой сегодняшний вид Кутафья башня получила в конце XVII века, когда ее было решено украсить ажурной короной с отдельными белокаменными деталями.

На данный момент Александровский сад является одним из самых любимых мест отдыха москвичей и гостей столицы.

4. Чугунная беседка (не сохранилась)

11. Мост-плотина

Продолжающий Александрию на юге Александрийский парк был создан в середине 1830-х гг. на основе лесного массива, сохранявшегося в южной части бывшего зверинца. В 1835 г. Николай I распорядился считать эту часть зверинца парком.

Проект его переустройства был разработан архитектором И.И. Шарлеманем и садовым мастером П.И. Эрлером. Здесь был сформирован парковый ландшафт, проложены живописно извивающиеся дороги, создана система прудов с островами. Основу парка составляли деревья хвойных пород: сосны, лиственницы, ели, посаженные как смешанно, так и группами. В композицию были включены дубовые рощи. В целом в парке преобладали закрытые пространства. Фактически он являлся лесопарком, в первую очередь предназначенным для прогулок верхом или в колясках. Единственной парковой постройкой был Швейцарский домик с садом, сооруженный на одном из островов. На соседнем острове стояла ажурная чугунная беседка, окруженная цветником. В беседке был установлен бюст императрицы Александры Федоровны с сентиментальной надписью: «счастию моей жизни». Ограда у парка отсутствовала, его окружал ров. У входов были построены «готические» караулки. В начале XX в. в северо-восточной части парка возвели электростанцию и гараж, обслуживавшие императорскую резиденцию в Александрии. Кроме того, здесь устроили комплекс казарм Сводного пехотного полка, несшего охрану императорской резиденции.

Сегодня парк сохраняет свою планировочную и водную системы, часть старого древостоя. Швейцарский домик и беседка разрушены, уцелели две каменные караулки и электростанция. Парковая композиция нарушена вновь проложенными дорогами и просеками, а также вторгшейся на его территорию в северо-западной части городской застройкой.

(Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: Историко-архитектурный путеводитель. — СПб.: Европейский Дом, 2001.)

Сейчас же возле станции, минуя площадку и небольшой пруд с бульваром по его берегу, вступаем в огромный и тенистый Александрийский парк. Пространство его около 300 десятин и он тянется до самого Петербургского шоссе, примыкая западной своей стороной к городу, а восточной - к недавно еще незастроенному пустырю, на котором теперь возникает дачный поселок, так называемые Деминские места. Заросший тенистыми деревьями, со своими извилистыми аллеями, вдали от городского шума и сравнительно мало посещаемый парк производит впечатление запущенного, несмотря на образцовое его состояние, и этим выгодно отличается от других Петергофских садов. Кто любит уединение и тишину, найдет их скорее всего здесь. В парке находится ряд озер, соединенных между собою протоками и образующих как бы одно чрезвычайно извилистое озеро. На озере несколько островов. На одном из них в тени вековых деревьев приютился изящный швейцарский домик, построенный Императором Николаем I. Маленький паром соединяет этот остров с берегом.

На другом островке среди густой зелени виднеется ажурная чугунная беседка; в ней бюст Императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I); на пьедестале бюста красноречивая надпись: „Счастью моей жизни". Из нескольких выходов парка два ведут на Петербургское шоссе. Возле восточного выхода - городская застава, образуемая двумя небольшими каменными караулками любимого Императором Николаем I готического стиля.

(Измайлов М. М. Путеводитель по Петергофу: к 200-летию Петергофа /М.И. - Спб., 1909. С.62-64)

Парк Александрия расположен на территории, некогда пожалованной Петром I в качестве земли для частных владений. Владельцы земли постоянно менялись, вплоть до 1725 года. Среди владельцев были и князь Меньшиков, и позже, его оппоненты - князья Долгорукие

В 1733 году земля перешла во владение к императрице Анне Иоанновне, которая принимает решение устроить тут охотничий парк. Специально с этой целью было завезено огромное количество различных животных, среди которых и олени, буйволы, кабаны, зайцы, а так же такие диковинные звери, как тигры. Императрица любила отстреливать животных, выгнанных из загона охотничьими собаками


Спустя некоторое время парк Александрия приходит в упадок, так как императрица избрала для себя другое место отдыха, строения были разобраны на материалы, начался период разрухи. Лишь в 1825 году этими землями заинтересовался Николай I, подаривший их своей жене в качестве дачи. К 1829 году здесь был построен дворец в стиле готики, а так же фермы для разведения животных

Новый период в развитии парка начался после Революции в 1920 году. Это место превратили в музей. Во время Второй Мировой войны территория сильно пострадала, большая часть ценностей была разграблена или уничтожена. Только в 1978 году после масштабной реконструкции дворец-коттедж был восстановлен


В наше время до сих пор ведется реставрация различных сооружений парка, например в 2010 году был открыт для экскурсий фермерский дворец, двумя годами ранее восстановили Руинный мост. Благодаря кропотливой работе архитекторов и реставраторов постепенно удается вернуть к жизни утраченное историческое наследие

г. Петродворец, Санкт-Петербургское шоссе.

Территория современного парка Александрия была освоена еще до Петра I, в 1670 годах здесь были финские деревни Клементулла, Харье и хутор Поббуль.

Парк Александрия (Дворцово-парковый ансамбль «Александрия») - резиденция русских императоров XIX в. - начала XX в., расположенная восточнее Нижнего парка, она отделена от него каменной стеной, которую прорезают Звериные, Никольские и Морские ворота, а с другой стороны граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница Александрии проходит вдоль шоссе «Петербург - Ораниенбаум (Ломоносов)», а северная - по берегу Финского залива. Площадь парка - 115 гектаров.

Приморский пейзажный парк Александрия раскинулся на двух террасах: нижней (прибрежной) и верхней, на которой были возведены основные архитектурные сооружения ансамбля - Коттедж, Фермерский дворец и Капелла. Рельеф местности позволил создать разнообразные живописные пейзажи, в которых чередуются возвышенности и поляны, пологие склоны и глубокий овраг, широкие тенистые аллеи и узкие петляющие дорожки. Особое своеобразие в пейзаж Александрии привносит море, видимое из многих точек парка.

Территория, на которой расположена Александрия, принадлежала четырем владельцам, получившим от Петра I участки для дач. Согласно описям, это были участки подьячего Александра Яковлева, гвардии поручика Данилы Чевкина, генерала фельдцейхмейстера Якова Брюса и Петра Мошкова. В описи петровского времени нет имени Меншикова. Владельцы менялись уже при жизни Петра I до самого 1725 года. По некоторым данным, А. Меншиков прибрел эти земли в 1725–1726 годах. Здесь Александр Данилович начал строить дворец «Монкураж» («Моя отвага»). После опалы петровского фаворита эти земли были переданы его политическим противникам - князьям Долгоруким, которые мало заботились об их обустройстве, и в народе получили название «Долгоруковых пустых мест».

В 1730 году на русский престол вступила Анна Иоанновна. Императрица не особенно вникала в управление страной, предавалась увеселениям и тратила на них огромные средства. Как утверждают историки, императрица Анна была искусным стрелком, лихой наездницей и заправским охотником. В 1733 году эта местность становится собственностью императрицы, которая приспосабливает ее для царской охоты. В Охотничий парк («Ягд-Гартен») завозится огромное количество животных: оленей, буйволов, кабанов, зайцев и даже тигров. В верхней части парка строится егерская слобода и загоны для зверей; в нижней - деревянный павильон «Темпель». Именно отсюда стреляла императрица в животных, выпускаемых из загона и гонимых собаками. В семидесятых годах XVIII века, когда в качестве летней резиденции было избрано Царское Село, охотничье хозяйство приходит в упадок, а из зверей сохраняются в небольшом количестве только олени, многие из которых стали ручными. За местностью укрепилось название «Олений зверинец». Часть его территории стала использоваться под выгон и огороды лейб-гвардии Драгунского полка.

К концу XVIII века на месте Меншиковского дворца осталась лишь руина, павильон «Темпель» разобрали.

В 1825 году владельцем этих земель становится Николай I, который после вступления на престол дарит это имение своей жене Александре Федоровне, и оно получает название «Собственная ее величества дача Александрия».

В 1826 году последовало распоряжение царя: «Строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик, или так называемый «котичь» со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка». С этого года и началось устройство парка, строительство летнего, в английском стиле дворца, который назвали «коттедж». Работы возглавил архитектор Адам Менелас (1753–1831 г. г.), англичанин, приехавший в Россию в 1784 году в молодом возрасте и много лет проработавший здесь. Строительство дворца было закончено в 1829 году. Дворец, выполненный в готическом стиле, представлял двухэтажное здание небольшого размера с тройным делением фасадов, украшенных балконами и террасами. Ажурные чугунные аркады с изящными цветами, стрельчатые ограждения балконов и террас придавали дворцу легкость и нарядность. На фасадах Коттеджа был помещен герб Александрии - щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Романтический рыцарский герб был придуман поэтом В. А. Жуковским. Этот герб имеется на всех главных постройках Александрии.

В 1840-х годах здание Коттеджа было несколько видоизменено. По проекту А. И. Штакеншнейдера с востока к нему была пристроена столовая с открытой террасой, выстланной мозаикой из разноцветного мрамора. На террасе был установлен двухъярусный мраморный фонтан со скульптурой, выполненной итальянскими мастерами.

В 1844 году в нише северной стены, обращенной к морю, была помещена мраморная статуя «Мадонна с младенцем» работы скульптора И. П. Витали. В отделке интерьеров дворца принимали участие лучшие мастера того времени. На поляне перед возвышенностью, на которой стоит Коттедж, вырыли пруд, соединив его с бегущим из оврага ручьем.

Одновременно со строительством дворца шло формирование пейзажного, романтического парка. Двадцать лет трудился над созданием парка замечательный садовый мастер Петр Иванович Эрлер, продолживший работы, начатые Ф. Вендельсдорфом и А. Гомбелем.

Отличительной особенностью Александрии является разнообразие зеленых насаждений. Здесь можно встретить дубы и липы, березы и клены, тополи и ясени. Много и редких, экзотических древесных и кустарниковых пород. Открытые зеленые поляны чередуются с группами деревьев и кустарников. На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами - скульптурами, беседками, караулками, где использовались элементы готической архитектуры. Так, вблизи Коттеджа стояли «готические диваны» с высокими спинками. И сейчас рядом с Коттеджем можно увидеть ажурную зеленую металлическую беседку. Романтический характер парка подчеркивал и Руинный мост, переброшенный через глубокий овраг. Он был сооружен А. Менеласом в 1827–1829 годах из грубо отесанных каменных плит вблизи бывшего Меншиковского дворца. Вместо перил лежали стволы берез. По краям на постаментах покоились массивные вазы из известняка.

Чтобы еще сильнее подчеркнуть идиллический характер резиденции, архитектор А. Менелас недалеко от Коттеджа в 1829–1831 годах построил «Ферму» с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. Основание Фермы было положено выпиской из Англии породистых коров и даже пастуха (англичанина) к ним. По внешнему виду это был скромный сельский домик с крышей, окрашенной под цвет соломы, с навесом, колонны которого были обвиты берестой.

В 1838–1839 годах по проекту уже другого архитектора - Андрея Ивановича Штакеншнейдера - к Фермерскому павильону была сделана двухэтажная пристройка, в которой разместились новые жилые комнаты для наследника будущего императора Александра II.

В последующие годы, вплоть до 1859 г., здание Фермы неоднократно переделывалось Штакеншнейдером и было приспособлено под летний дворец Александра II, ставшего в 1855 году императором. Хозяйство же бывшей Фермы было перенесено к южной границе Александрии в невысокое здание с маленьким внутренним двориком (дом 5 по Красному проспекту), построенное архитектором Э. Л. Ганом в 1853 году. В облике фасадов и отделке интерьеров Фермерского дворца прослеживаются готические мотивы, общие для построек Александрии. С восточной стороны от дворца был устроен «Собственный садик». Главным его украшением был фонтан «Ночь» - один из лучших среди украшений Петергофа.

Недалеко от Фермерского дворца архитектором Штакеншнейдером для игры детей были сооружены: крестьянская избушка, фермочка с огородом, водяная мельница, пожарная каланча и крепость с земляным валом. Интересно, что здесь, в Фермерском дворце, обсуждался указ об отмене крепостного права.

После революции Фермерский дворец был превращен в историко-бытовой музей, во время войны он был поврежден, позже отреставрирован.

Одной из самых оригинальных и интересных построек Александрии является Готическая капелла - домашняя церковь царской семьи, сооруженная в честь Александра Невского. Богослужения в ней проводились только в летнее время. Расположена она на холме вблизи Звериных ворот. Проект Капеллы был заказан берлинскому придворному архитектору К. Шинкелю. Постройку вели архитекторы А. Менелас и И. Шарлемань. Для здания церкви в 1832 году мастера Александровского литейного завода отлили из чугуна около тысячи разнообразных художественных деталей. В том же году по двенадцати моделям В. И. Демут-Малиновского на Александровском заводе из медных листов были выбиты сорок три статуи: фигуры ангелов, апостолов, евангелистов и Богоматери с младенцем. На Петербургском стеклянном заводе были выполнены зеркальные стекла для витражей, установленных в розетках над порталами. В 1834 году все работы по сооружению церкви Александра Невского были закончены. Капелла - своеобразное архитектурное сооружение, гармоничное по своим пропорциям, великолепное по совершенству художественного декора из литого чугуна. В 1932 году Капелла была превращена в музей истории паркового комплекса Александрии. В годы войны зданию был нанесен большой ущерб, но позже - оно было отреставрировано.

Недалеко от Капеллы можно видеть надгробный камень на могиле Петра Ивановича Эрлера. Его имя вошло в историю паркового строительства в России первой половины XIX века. Замечательный мастер-садовод, принимавший активное участие в создании пейзажных парков Петергофа: Колонистского, Александрийского (Пролетарского), Лугового, Александрии, являлся одним из составителей «практического наставления для садовой команды», которое широко использовалось как руководство для мастеров во всех садах и парках. Умер П. И. Эрлер в Петергофе в 1857 году и был похоронен на Свято-Троицком кладбище. В 1970 году прах Эрлера был перенесен на территорию Александрии.

Последнее крупное дворцовое сооружение Александрии - четырехэтажный Нижний, или Новый, дворец Николая II, называвшийся чаще Нижней дачей, так как располагался на берегу моря, в северо-восточном углу парка. Первоначально на этом месте стояла башня сигнального телеграфа, служившего Николаю для связи с Кронштадтом и Петербургом. В середине 80-х годов XIX века архитектор А. Томишко построил для Александра III павильон «итальянской архитектуры», а через десять лет он же пристройкой так называемой детской половины исполнил желание Николая II иметь в Александрии новую дачу.

Вблизи дворца на самом берегу залива были построены служебные помещения. Выдержанные в едином стиле, они создали небольшой дворцово-парковый ансамбль. Дача Николая II была свидетелем событий огромной политической важности. Так, здесь был подписан манифест о вступлении России в империалистическую войну.

В годы войны Нижняя дача была разрушена. В парке Александрии, недалеко от Коттеджа, в 1929 году был открыт необычный музей. Два вагона из царского поезда Николая II, бывшего его последней «резиденцией», были получены петергофскими музеями от Народного комиссариата путей сообщения и поставлены в парке. В одном из них последний русский царь подписал отречение от престола. В этих вагонах, сохранивших бытовую обстановку, и в специально построенном помещении была развернута выставка: «Империалистическая война и крушение царизма» со следующими разделами:
1) Причины мировой войны и участие в ней России.
2) Крушение царизма.
3) Последний рейс Николая Романова от Царского Села до Екатеринбурга.

Недалеко от вагонов Николая II стоял еще один «железнодорожный» памятник - вагон поезда, ходившего между Петербургом и Москвой во времена Николая I. Во время оккупации вагоны сгорели, а их остовы были убраны уже в послевоенное время.

В 1932 году на поляне, недалеко от Фермерского дворца, был установлен еще один памятник - пирамидальный гранитный обелиск на массивном пьедестале. На мраморной доске, прикрепленной к обелиску, высечена надпись: «Работным людям - строителям Петергофа».

По материалам Е. П. Логуновой.

1 этап постройки: 1829 - 1831 гг., архитектор А. Менелас,

2 этап постройки: 1838 - 1860 гг., архитектор А. И. Штакеншнейдер.

После того, как дворец "Коттедж" был построен, семья императора Николая I традиционно проводила летние месяцы в "Александрии". Чтобы ещё сильнее подчеркнуть идиллический характер загородной резиденции, по указу императора в 1831 году главным творцом дворцово-паркового ансамбля, архитектором А. Менеласом была построена Ферма с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. Специально из Англии для нее были выписаны породистые коровы, которые обеспечивали семью молочными продуктами, и даже пастух – англичанин. Это был скромный сельский домик с крышей, окрашенной под цвет соломы, и окруженный галереями на столбах в виде березовых стволов. В конце 30–х годов к фермерскому павильону добавили двухэтажную пристройку, в которой разместились жилые комнаты наследника престола – будущего императора Александра II.

На протяжении двух последующих десятилетий здание неоднократно перестраивалось под руководством архитектора А.И. Штакеншнейдера. Первая перестройка была связана с женитьбой в 1841 году цесаревича Александра на Гессен-Дармштадтской принцессе, в православии – Марии Александровне. Впоследствии здание расширялось в связи с рождением детей и ростом семьи. В ходе перестроек коровник был переведен в новое здание у Петергофской дороги. Со вступлением Александра Николаевича на престол статус дачи изменился, и к 1860 году скромная ферма превратилась в Фермерский дворец императора Александра II.

Отделка интерьеров Фермерского дворца, как и всех построек на территории парка "Александрия", выполнена в неоготическом стиле. Внутри сохранились элементы первоначальной отделки – лепнина, фрагменты росписей стен и потолков, фрагменты дубового паркета, печи, камины и лестницы. Здание было оснащено всеми необходимыми для проживания удобствами. Здесь был устроен лифт, водопровод, туалетные и ванные комнаты. До наших дней сохранилась мраморная ванна в Туалетной Марии Александровны. На половине, принадлежавшей императрице, комнаты отличаются изяществом и уютом. В некоторых помещениях готические элементы в отделке сочетаются с мебельным убранством в стиле второго рококо.

Самая значимая интерьерная деталь Фермерского дворца – Синий кабинет Александра II. Здесь император принимал министров, заслушивал доклады о ходе военных действий, проводил заседания комитетов по реформированию страны. Именно здесь подготавливался важнейший законопроект об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

В Синем кабинете хранятся мемориальные вещи, принадлежавшие императору: кожаный портфель для документов, готовальня, распятие из слоновой кости. Сохранились кресла из первоначального мебельного убранства и уникальные часы с множеством циферблатов. Они показывали время в 66 губернских городах России и на Аляске. Кожаная подушка со следами крови, которая находилась в карете императора 1 марта 1881 года, напоминает о его трагической гибели.

Многие помещения Фермерского дворца имеют выход на террасы или в сад. Перед восточным фасадом дворца по проекту архитектора Э. Гана был устроен Собственный сад императрицы, окруженный с трех сторон перголой. Фонтан в овальном бассейне украшает бронзовая скульптура "Ночь", отлитая по слепку с мраморного оригинала французского скульптора Жозефа Полле.

На территории Фермерского дворца, к югу от него, сохранилось здание Кухонного корпуса. Из разнообразных построек, возведенных для детей (Детская фермочка с огородом, Детский сельский домик, маленькая мельница), сейчас, со стороны западного фасада, воссоздана детская Пожарная каланча с колоколом и набором инструментов.

Фермерский дворец интересен не только своей необычной историей. Это единственный дворец в России, построенный специально для Александра II. На протяжении полувека, с детских лет, его жизнь была связана с этим уникальным зданием, которое менялось вместе с хозяином.

Впервые с 1932 года экспозиция Фермерского дворца, как музея, была открыта после реставрации 19 июня 2010 года.