Древняя греция храм афины. Что нужно знать о величайшем храме Афин Парфеноне? Чёрные дни Парфенона

Колоссальные суммы были отведены на строительство храма в Афинах. Затраты не были напрасны. Парфенон и до сих пор остается жемчужиной мировой архитектуры. Его величие вдохновляет и манит уже на протяжении 2500 лет.

Город богини-воительницы

Удивительный город Афины расположился в Греции. Он задал направление для демократии, развил философию, сформировал основы театра. Еще одна его заслуга - древний Парфенон: выдающийся памятник античной архитектуры, сохранившийся до наших дней.

Город был назван в честь богини войны и мудрости - Афины.

По легенде, она и правитель морей Посейдон затеяли спор о том, кому из них будут поклоняться жители. Бог океанов, чтобы показать свою силу, ударил трезубцем о скалу. Там заиграл водопад. Так он хотел избавить горожан от засух. Но вода была соленая и стала ядом для растений. Афина же вырастила которое давало масло, плоды и дрова. Победителем выбрали богиню. Ее именем назвали город.

Впоследствии в честь защитницы города был построен Парфенон. Храм Афины расположен на Акрополе, то есть в верхнем городе.

Заказчик дома богини

Древние Афины - один из двенадцати независимых городов Аттики (средняя часть Греции). Его золотой век пришелся на V столетие до н. э. Много делал для полиса его правитель Перикл. Мужчина родился в семье афинских аристократов, хотя позже яро поддерживал демократию. С народом он выгнал из города действующего руководителя и занял его трон. Новая политика и масса реформ, которые ввел Перикл, сделали Афины очагом культуры. Именно по его инициативе был заложен храм Парфенон.

Одной из традиций греков было то, что святыни сводились на специально отведенных местах и имели общее название Акрополь. Это была верхняя часть города. Она была укреплена на случай нападения врагов.

Предшественник Парфенона

Первый храм Афины был сооружен еще в середине VI века до н. э. и назывался Гекатомпедон. Он был разбит персами в 480 году до н. э. С тех пор было сделано еще несколько попыток построить святыню, но постоянные войны разоряли бюджет.

Следующим, кому удалось возблагодарить богиню, был Перикл. В 447 году до н. э. началось сооружение храма Парфенон. В Греции в то время было относительно спокойно, персы наконец отступили, и памятник на Акрополе стал символом успеха и мира. Стоит заметить, что построение входило в планы правителя по восстановлению Афин. Интересно, что средства, которые были потрачены на строительство, владыка позаимствовал из денег, которые были собраны союзниками на войну с персами.

Старт строительства

В то время Акрополь фактически был свалкой того, что осталось от стен предыдущих храмов. Поэтому для начала пришлось очищать территорию холма. Главная святыня была в благодарность Афине за ее помощь в победе над врагами при Нередко богиню военного дела называли Афина Дева. Это еще один ответ на вопрос о том, что такое Парфенон. Ведь с древнегреческого слово «парфенос» переводится как «дева» или «девственность».

Фундаментом стали останки здания, все, что обрушилось. Для работы были приглашены лучшие художники, инженеры и скульпторы того времени. Для проектирования были призваны гении архитектуры Иктин и Калликрат. По документам, которые остались, известно, что первый разработал план, а второй зодчий следил за работой. Их команда работала над храмом шестнадцать лет. В 438 году до н. э. они сдали работу. В том же году состоялось освящение здания. Фактически скульпторы трудились до 432 года до н. э. Ходом отделки руководил близкий друг Перикла и художественный гений Фидий.

Феномен храма

Часто Перикла обвиняли в расточительстве. Колоссальных затрат требовал Парфенон. стоил 450 серебряных талантов. Для сравнения - за одну такую ​​монету можно было смастерить боевой корабль.

Когда недовольный народ восстал, правитель схитрил. Он заявил, что вернет расходы, но затем станет единственным спонсором храма, и через века потомки будут благодарить только его. Простой народ также пожелал славы, согласился, чтобы расходы были записаны на горожан, и больше не выступал с протестами. Кстати, именно по финансовым чекам (в то время это были мраморные дощечки) исследователи установили все даты.

Пришлось побывать Парфенону и христианской святыней. В период Византии (V век) место поклонения Афине трансформировалось в храм Святой Марии.

Что такое Парфенон и каково его главное назначение, не знали и турки. В 1460 годах Афины перешли в их руки, и церковь Богоматери (т. е. храм богини воинов) переделали в мечеть.

1687 год стал роковым для Афины-Девы. Венецианский корабль попал ядром в здание и разбил практически полностью его центральную часть. Пострадала архитектура и от неумелых рук охранников искусства. Так, десятки статуй были разбиты, когда их пытались снять со стен вандалы и защитники культуры.

Особенности, достопримечательности

В начале XIX века лорд Элджин взял разрешение у Османского султана на перевозку в Англию статуи и стен с резьбой, которые сохранились. Таким образом, были спасены десятки метров ценного каменного полотна. Архитектурное сооружение Парфенон, а точнее его части, до сих пор сохраняется в Британском музее в Лондоне. Также такими экспонатами может похвастаться Лувр и музей Акрополя.

Частичная реставрация началась после восстановления независимости страны. Это пришлось на конец XIX века. Тогда впервые пытались восстановить первоначальное лицо Акрополя.

Сегодня это уникальное место реставрируют.

Ансамбль верхнего города

Храм стал венцом и прославил Афинский Акрополь. Парфенон - классика Помещение просторное, со всех сторон окружено колоннами. Для строительства не использовали цемент, кладка была сухая. Каждый блок - правильный квадрат. Крепились блоки, которые четко соответствовали друг другу, на железные штыри. Все мраморные плиты были идеально отполированы.

Территория была разделена. Отводилось место для хранения казны. Отдельный зал был для статуи Афины.

Основной материал - мрамор. Он имеет свойство золотиться под светом, поэтому его солнечная сторона желтее, а другая часть имеет сероватый оттенок.

Расцвет храма пришелся на расцвет Греции. После падения страны дом Афины также рухнул.

Главная гостья храма

Вся скульптурная работа проводилась под руководством греческого скульптора и архитектора Фидия. Но самую главную часть храма он украсил сам. Центром святыни и венцом его работы стала статуя богини. Парфенон в Греции был известен благодаря ей. Высота составляла 11 метров.

За основу взяли дерево, но обрамлена фигура была золотом и слоновой костью. Драгоценного металла было использовано на 40 талантов (это равнялось весу около тонны золота). Чудо, которое создал Фидий, не сохранилось до наших дней, но его детально воссоздали. Образ скульптуры был выгравирован на монетах, сотни маленьких статуй Афины (копии с Парфенона) заказывали храмы из соседних городов. Все это стало материалом для восстановления наиболее точной репродукции.

Ее голова была в шлеме, который не закрывал ее красоту. В руке щит, на котором изображена битва с амазонками. По одной из легенд, автор выбил там свой портрет и портрет заказчика. На ладони она держит статую богини победы в Древней Греции - Ники. Против большой Афины она кажется крохотной, хотя на самом деле ее высота - более двух метров.

Для того чтобы лучше понимать, что такое Парфенон и насколько он соответствовал тогдашнему представлению реальности, можно прочитать мифы Греции. Афина была единственным божеством, которое стояло в латах. Часто ее представляли с копьем в руке.

В 438-437 годах до н. э. Фидий завершил работу над статуей Афины. Далее ее судьба была непростой. Автора обвиняли в хищении золота. Впоследствии часть дорогих пластин сняли и заменили на бронзу. А в V веке, по некоторым свидетельствам, она окончательно погибла во время пожара.

Рождение богини

Что такое Парфенон и в честь кого он построен, знает каждый грек. Главный храм древнего города возведен, чтобы прославлять мудрость и справедливость его покровительницы - прекрасной Афины.

Появление богини на Олимпе необычное. Она не была рождена, а вышла из головы своего отца Зевса. Эта сцена изображена в восточном крыле храма.

Зевс, главный бог, некоторое время был женат на владыке океана, женщине по имени Метида. Когда жена забеременела, богу предсказали, что у него родится двое детей. Дочь, которая не будет уступать ему в храбрости и силе, и сын, которому будет под силу сбросить с трона отца. Хитростью Зевс заставил любимую уменьшиться. Когда Метида стала крохотной, муж ее проглотил. Таким поступком бог решил перехитрить судьбу.

Храм Парфенон не существовал бы, если бы не родилась Афина. Через некоторое время Зевсу стала плохо. Боль в голове была такой сильный, что он попросил своего сына Гефеста расколоть ему череп. Тот ударил отца молотом, и из головы вышла взрослая красивая женщина в латах - Афина.

Впоследствии она стала покровительницей воинов-героев и домашнего ремесла.

Храм - книга мифов

Главное богатство сооружения - его для будущих поколений. Так, каждая частица рассказывает свою неповторимую историю: рождение богини, любовь к городу и его отношение к героям.

В отличие от войны, Афина стремилась к справедливым сражениям. Она была защитницей воинов, помогала городам, где были места для поклонения, часто сопровождала героев в их приключениях. Так, Персей с ее помощью победил Ясону и аргонавтам Афина построила корабль, на котором они поплыли за Золотым Руном. Также часто этот персонаж встречается на страницах о Немало богиня сделала для того, чтобы Одиссей вернулся домой. Ее любимцем на Троянской войне был Ахилл, поэтому сцены этих сражений изображены в западной части храма.

Статуи Парфенона были образцами для подражания для многих поколений художников.


Великий храм Парфенон был построен в Афинах в период расцвета Греции в V веке до н.э. в качестве дара богине - покровительнице города. До сих пор этот удивительный храм, даже будучи сильно разрушенным, не перестает поражать своей гармонией и красотой. Не менее увлекательна и судьба Парфенона - многое пришлось ему повидать.

После победы греков над персами наступил «золотой век» Аттики. Фактическим правителем Древней Эллады в то время был Перикл, пользующийся большой популярностью в народе. Будучи очень образованным человеком, обладая живым умом и ораторским талантом, огромной выдержкой и трудолюбием, он имел большое влияние на впечатлительных горожан и с успехом проводил в жизнь свои планы.

В Афинах Перикл развернул масштабные строительные работы, и именно при нем на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, венцом которого явился Парфенон. Для воплощения грандиозных планов были привлечены архитектурные гении Иктион и Калликрат и один из лучших скульпторов Фидий.


Грандиозное строительство требовало и колоссальных затрат, но Перикл не скупился, за что его не раз обвиняли в расточительстве. Перикл был непреклонен. Выступая перед жителями, он объяснял: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу» . И граждане поддержали своего правителя. На все строительство ушла сумма, достаточная для создания флота из 450 боевых кораблей-триер.


В свою очередь от зодчих Перикл требовал создания настоящего шедевра, и гениальные мастера его не подвели. Через 15 лет был построено уникальное сооружение - величественный и в то же время легкий и воздушный храм, архитектура которого не была похожа ни на какой другой.

Просторное помещение храма (примерно 70х30 метров) со всех сторон по периметру окружали колонны, такой тип зданий называется периптором.

В качестве основного строительного материала использовали белый мрамор, который привозили за 20 км. Этот мрамор, имеющий сразу после добычи чисто белый цвет, под воздействием солнечных лучей начинал желтеть, и в результате Парфенон оказался окрашен неравномерно – северная его сторона была серо-пепельного цвета, а южная – золотисто-желтого. Но это совершенно не портило храм, а, наоборот, делало более интересным.

При строительстве использовали сухую кладку, без строительного раствора. Отполированные мраморные блоки соединяли между собой железными штырями (по вертикали) и скрепами (по горизонтали). В настоящее время строительными технологиями,используемыми при его строительстве, активно заинтересовались японские сейсмологи.


Есть у этого храма еще одна уникальная особенность. Со стороны его силуэт представляется абсолютно ровным и безупречным, а на самом деле в его контурах нет ни одной прямой детали. Для того, чтобы нивелировать результаты перспективы, использовались наклоны, искривления или утолщения деталей - колонн, кровли, карнизов. Гениальные зодчие разработали уникальную систему корректировки за счет оптических трюков.

Многие считают, что все древние храмы имели естественный цвет, но это было не всегда так. В античный период многие здания и сооружения старались делать красочными. Не стал исключением и Парфенон. Основными цветами, доминирующими в его палитре, были синий, красный и золотистый.
Интерьер украшало множество различных скульптур, но главной среди них была легендарная 12-метровая статуя Афины в образе богини войны, Афина Парфенос, - лучшее творение Фидия. Вся одежда и оружие ее были сделана из золотых пластин, а для открытых частей тела использовали слоновую кость. Золота только на эту статую ушло больше тонны.


Чёрные дни Парфенона

История Парфенона довольно печальна. Расцвет храма пришелся на расцвет Греции, но постепенно храм утратил свое значение. С распространением в Римской империи христианства в V веке храм был переосвящен и превратился в византийскую церковь Пресвятой Девы Марии.

В XV веке после захвата Афин турками храм стали использовать, как мечеть. Во время очередной осады Афин в 1687 году, турки превратили Акрополь в цитадель, а Парфенон - в пороховой склад, понадеявшись на его толстые стены. Но в результате попадания пушечного ядра от мощнейшего взрыва храм рухнул и его средней части практически ничего не осталось. В таком виде храм стал совсем никому не нужным, и началось его разграбление.


В начале XIX века с разрешения властей английский дипломат вывез в Англию огромную коллекцию великолепных древних греческих статуй, скульптурных композиций, фрагментов стен с резьбой.


Судьбой здания заинтересовались лишь тогда, когда Греция обрела независимость. С 20-х годов 20 века здесь начались работы по реставрации храма, которые ведутся по сей день, по крупицам собираются утраченные детали. Кроме того, правительство Греции ведет работу и по возвращению в страну вывезенных фрагментов.

Что же касается самой главной ценности Парфенона – статуи богини Афины гениального Фидия, то она утрачена безвозвратно во время одного из пожаров. Остались лишь ее многочисленные копии, хранящиеся в разных музеях. Наиболее точной и достоверной из сохранившихся считается римская мраморная копия Афина Варвакион.


Конечно, надежды на то, что когда-то храм предстанет в первозданном виде, нет никакой, но даже в нынешнем состоянии он является настоящим шедевром архитектуры.


Церковь святого Элефтерия, или старая Митрополия находится в самом центре Афин, рядом с современным Кафедральным собором Афинской митрополии.

Церковь святого Элефтерия является одной из самых оригинальных церквей византийской эпохи, сохранившихся до наших дней. Церковь была построена в 12 веке. Она имеет крестообразную форму и купол. От всех традиционных построек церковь отличается своим материалом. Архитектор церкви собрал обломки памятников и использовал их в строительстве. В результате получилось гармоничное строение.

Изначально церковь называлась «Малой митрополией» и была освящена в честь Богородицы Скоропослушницы. В 17 веке какое-то время церковь даже служила митрополией.

Позже в церкви находилась библиотека, но она погибла в ходе Греческого восстания 1821 года.

Церковь является живым олицетворением единства греческой культуры.

Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос, или бескрылой победы, был самой первой постройкой в знаменитом Акрополе, который возвышается над греческой столицей. Строительство храма относится к 427 г. до н.э. (в это время шла Пелопоннесская война). Стены храма сложены из мраморных блоков, внутри стояла живописная статуя Афины, в одной руке держащей шлем, а во второй гранат, символ победы и плодородия.

За свою историю храм неоднократно подвергался разрушению. Наиболее крупные перестройки происходили два раза: после того, как в 1686 году его разобрали турки, а также в 1936 году, когда разрушилась платформа. Миниатюрный храм Ники Аптерос - это один из немногих дошедших до нас памятников ионийского ордера.

Храм Святой Троицы

Храм, который сегодня называется Русской посольской церковью, имеет богатую историю. В глубокой древности на месте храма располагались римские бани, которые со временем были разрушены. Именно на фундаменте бывших бань возникла ранняя христианская церковь, которая была освящена в честь Пресвятой Троицы. С 1202-го года храм являлся женским монастырём. Впоследствии он стал бенедиктинский, а после и мужским.

Храм не единожды становился жертвой трагических обстоятельств - в разные периоды истории, храм страдал от землетрясений и нападений чужеземцев. Русским храм стал в 1847-ом году, когда его приобрело правительство Российской Империи. После этого храм длительное время реставрировался.

Освящение храма состоялось в 1855-ом году. Он является действующим и по сей день.

Храм Эрехтейон

Храм Эрехтейон, построенный в 421-406 годах до нашей эры, является священным центром Афин и по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры. Он находится недалеко от храма Парфенона в Акрополе.

Храм, не имеющий аналогов в древнегреческой архитектуре, был построен в ионическом стиле по инициативе Перикла на месте спора между Афиной и Посейдоном за власть над Аттикой. Из-за многообразия святилищ, объединенных в храме, и неровностей земли он имеет асимметричную планировку.

С южной стороны вы увидите знаменитый портик Пандросейон, названый именем дочери царя Кекропа Пандросы. У западного фасада расположен Кекропейон - могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается известный во всем мире портик кариатид - шести мраморных статуй девушек, которые поддерживают перекрытие.

Храм Гефеста

Гефест - древнегреческий бог огня и металлообработки. Среди обитателей Олимпа он был единственным богом, имевшим физический недостаток - он был хромым. Кроме того, Гефест был единственным богом, который занимался тяжелым физическим трудом, он работал кузнецом и в его обязанности входил ремонт поврежденных доспехов Ахиллеса. Кроме того, храм был посвящен богине-воительнице Афине, которая являлась символом города, покровительствовала гончарному ремеслу, а также некоторым другим.

Строительство храма осуществлялось в 449-415 годах до н.э. Имя архитектора, к сожалению, неизвестно, но многие исследователи считают, что это был тот же мастер, который возводил храм Ареса на Агоре и некоторые другие постройки.

Храм святого Пантелеймона

Храм святого Пантелеймона, основанный 12 сентября 1910 года королем Георгиосом I, является одним из величайших храмов на Балканах и самым большим храмом святого Пантелеймона. Он находится почти в центре Афин.

Огромный, впечатляющий размерами храм был построен Номикосом Георгиосом по проекту архитектора Джона Пападхакиса и был освящен 22 июня 1930 года Архиепископ Афинским и всей Греции Хризостом I. Большинство икон храма написаны известным греческим художником Джоном Кароузосом.

Придя сюда, не стоит удивляться, что собор заставлен рядами кресел - в греческих храмах есть свои особенность, которые нужно помнить: в течение службы прихожанам разрешается сидеть. Кроме того, ни в одном храме ничего нельзя трогать, кроме свечей.

Храм Парфенон

Храм Парфенон - это известнейший памятник древнегреческой цивилизации, построенный в 432 году до нашей эры. Он является международным символом Греции и находится в Афинах, на территории акрополя.

Он был построен в дорическом стиле под руководством архитекторов Иктина и Калликрата в честь покровительницы города - Афины Парфенос.

В центре храма, окруженного 50 колоннами, можно увидеть статую Афины, исполненную Фидием из золота и слоновой кости.

Фриз фасада украшен изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии, а целла - барельефной лентой, на которой изображен главный праздник древних Афин - Панафинейская процессия. Фронтоны святилища украшают великолепные скульптурные композиции.

Руины храма Зевса Немейского

Юго-западнее Коринфа, в нескольких километрах от дороги к Микенам расположен древний город - знаменитая Немея. Здесь разворачивалось место действия мифов о героическом подвиге Геракла, одолевшего Немейского льва. В античные времена Немея была знаменита еще и тем, что с VI века до н. э., как и в Олимпии, здесь проводились спортивные состязания, которые в 270 году до н. э. были перенесены в Аргос. Центром игр был храмовый комплекс, который детально исследован археологами. Главная постройка комплекса - храм Зевса Немейского. До наших дней сравнительно неплохо сохранились только три стройные дорические колонны, возвышающиеся над руинами. Помимо храма Зевса в городе сохранилось еще несколько атичных построек, а также прекрасный музей археологии и один из древнейших в Греции стадионов вместимостью 40 тысяч зрителей, на стенах которого нанесены имена знаменитых атлетов античности.

Храм Зевса Олимпийского

Когда-то в центре храма стояла огромных размеров хризоэлефантинная (покрытая золотом и слоновой костью) статуя Зевса. Она в точности копировала знаменитую статую Зевса Олимпийского, созданную великим мастером Фидием.

Около статуи Зевса возвышалась выполненная в такой же технике статуя императора Адриана, при котором храм был освящен. Рядом с храмом в 130 году н.э. греческие зодчие возвели арку Адриана, которая играла роль ворот в новые городские кварталы, выстроенные императором.

Находиться здесь всегда приятно, ведь место было выбрано с очень тонким художественным замыслом: если смотреть в сторону Акрополя от храма Зевса, то вашему взору предстает еще одна древнегреческая святыня - Парфенон, который словно обрамлен этой аркой. А если смотреть в нее со стороны Акрополя, то вас наверняка поразят мощные формы огромного храма Зевса Олимпийского.

Храм Тессейон

Храм Гефеста (Гефестейон), или Тессейон породил множество легенд, связанных с его названием. По одной из версий храм был посвящён сыну Зевса и богу огня Гефесту - покровителю кузнечного дела. По другой версии, храм носил имя Тессейон - в честь Тесея, знаменитого героя древнегреческой мифологии.

Храм был сооружен за четыреста лет до нашей эры, и представляет собой отличный образец здания дорического ордера. Имя архитектора стёрлось на страницах истории, но по мнению большинства исследователей, этот же человек создавал храм на мысе Сунион и храм Ареса на Агоре.

Удивительно, но с начала шестнадцатого века храм использовался как православная церковь. Впоследствии храм был превращён в музей, коим и является по сей день.


Достопримечательности Афин

В этой статье мы собрали интересные моменты, мифы и факты о Парфеноне – великом храме древнегреческой культуры.

История Парфенона

В честь покровительницы города Афин в 5 ст. до н.э. был возведен на вершине скалы величественный храм из мрамора. Афину Парфенос (в переводе Дева) возвеличивали и ранее, в ее имя был выстроен храм в знак благодарности за помощь богини в битве с персами, которая ознаменовалась победой в Марафонской битве. На его месте в 447 – 437 годах до н. э. был воздвигнут новый еще более величественный храм. Грандиозные суммы были задействованы при строительстве. Причем изымались они из средств, первоначально планировавшихся на расширение военного дела.

Политический деятель Перикл восславил неувядаемую славу Афин, не поскупившись на расходы. Неоднократно народ обвинял его в расточительстве, но Перикл был непоколебим. Храм был призван увековечить славу города и его самого на многие века. На все строительство была потрачена громадная сумма, составившая в общей численности 450 серебряных талантов. В те времена за 1 талант можно было построить триеру, так назывался боевой корабль. То есть вместо храма Афины можно было получить целый флот из 450 боевых кораблей. В конечном итоге народ согласился с тем, чтобы расходы на строительство были списаны с общего счета.

Архитектура Парфенона

Для такого монументального храма и скульптор был выбран соответствующий. Им стал Фидий, который большую часть работ по украшению выполнил собственноручно. После завершения строительства, наконец, состоялось освещение храма, приуроченное к празднеству Панафинеи.

Трагедия храма

В византийский период восторжествовало христианство, и Парфенон Афины превратили в Храм Святой Марии. Центральная статуя была вывезена в Константинополь. Еще позже в 1460 году храм опять переделывают, на этот раз в мечеть. В это время турки захватили Афины. Но наибольший ущерб Парфенону принесла война венецианцев с турками. В 1687 году пушечное ядро пробило крышу и разорвалось внутри храма. Большинство украшений сооружения было уничтожено. Оставшиеся скульптуры были вывезены в Англию в девятнадцатом веке, где она хранится до сих пор.

Великолепие дорического стиля

Храм Парфенон выстроен в классическом древнегреческом стиле - колоннада вокруг прямоугольного здания. Существовали определенные стандарты, по которым рассчитывалось число колонн в здании. В Парфеноне число колонн бокового фасада 8, соответственно на торцевой стороне должно быть в два раза больше плюс 1. Итого их ровно 17. Древние зодчие приложили все свое умение, чтобы придать храму изящность. Для устранения иллюзии вогнутых линий архитекторы сделали утолщенной среднюю часть колонн, а угловые колонны слегка наклонили.

Мифы, застывшие в камнях Парфенона

Барельефы со сценами единоборства украшали фриз фасада храма. На восточной стороне здания воспроизводилась битва лапифов с кентаврами, с южной стороны увековечена битва греков и амазонок, на северной стороне прославлялась борьба богов и гигантов, а на западной воспевалась Троянская война. По преданиям боги появляются на свет самым необычным образом. Легенда гласит, что верховный бог Зевс проглотил свою беременную жену. Он опасался рождения сына, так как было предсказано, что именно сын свергнет его с трона. Почувствовав сильнейшую головную боль, Зевс обратился за помощью к кузнецу Гефесту и тот стукнул его по голове. Из трещины выпрыгнула Афина. Имена эта картина изображена на восточном фронтоне Парфенона.

На западном фронтоне каменные статуи рассказывают посетителям о споре Афины и Посейдона. Богиня мудрости превзошла бога моря в мастерстве в споре за обладание Аттикой. Оливковое дерево, выращенное Афиной стало более ценным, чем источник воды. По всему внешнему периметру храма тянулся ионический фриз. С высоты 11 метров его рельефы изображали сцены празднования Панафинеи. Здесь представлены изображения всадников, музыкантов, люди с дарами и жертвенными животными. Во время завершения празднества жрец принимает пеплос, новое одеяние для Афины. Эта картина изображена на восточном торце здания.

К сожалению, наибольшая ценность храма, статуя богини, созданная скульптором древности Фидием, до наших дней не сохранилась. В музеях демонстрируются лишь ее копии.

Название : Παρθενών (el), Parthenon (en)

Местонахождение : Афины (Греция)

Создание : 447–438 гг. до н.э.

Архитектор(ы) : Калликрат, Иктин

Заказчик / Основатель : Полис Афины в правление Перикла
















Архитектура Парфенона

  1. Антаблемент . Ордеры каменных храмов были заимствованы греками из древних деревянных строений. В их основе лежит простое соединение несущих частей (колонна с капителью) и несомых балок перекрытия - антаблемента. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) ордерная система достигла совершенства.
  2. Архитрав . Каждая каменная балка архитрава (нижней части антаблемента) в центре на 6 сантиметров уже, чем по краям. Стесанная по кривой линии, издали они выглядит абсолютно ровной.
  3. Фриз . Внутри храма прямо под балками перистиля проходил резной мраморный фриз. На мраморных рельефах Парфенона изображены афинские всадники, мифологические персонажи, соревнования богов, героические сражения греков с амазонками, эпизоды осады Трои. Главная тема фриза - торжественное шествие в честь празднования Дня великих Панафиней, посвященное богине Афине. В 1801-1803 годах панели фриза были демонтированы. В верхней части фриза скульптурные изображения выполнены более рельефно. Этот прием смягчает впечатление резкого уменьшения фигур, возникающее при взгляде снизу.
  4. Дорический ордер . Парфенон окружают монументальные колонны дорического ордера . Ствол колонны по всей высоте прорезают вертикальные желобки - каннелюры. Они создают особую игру светотени и подчеркивают объем колонны.
  5. Угловая колонна . Угловые колонны толще других. Они ближе придвинуты к соседним и слегка наклонены к центру здания - иначе строение казалось бы разваливающимся. Остальные колонны тоже наклонены внутрь на 6 см относительно вертикальной оси.
  6. Ступени . Парфенон стоит на подиуме, изогнутая поверхностью которого повышает к центру. Так же изогнуты и ступени. Гармония Парфенона основана на сложных геометрических расчетах.
    Энтазис. Колонны Парфенона слегка выпуклы в средней части. Если бы они были прямыми, то издали казались бы вогнутыми. «Поправку» на оптическую иллюзию греки называли энтазисом.
  7. Статуя Афины . Статуя Афины, покровительницы города, были выполнены Фидием из золота и слоновой кости. Она стояла напротив восточного входа и освещалась лучами восходящего солнца. Высота статуи - 12,8 м.

Символическая трактовка структуры Парфенона

  • В Парфеноне максимальное количество колонн, воспринимаемое с одной точки, например от Пропилеи, составляет 24 (8 +17-1 угловая, общая для двух фасадов), что прямо соотносится с количеством часов, составляющих сутки.
  • Количество барабанов в колонне 12, что прямо соотносится с количеством месяцев в году.
  • Каждый триглиф состоит из трех выступающих частей, что соответствует принятому в Античной Греции членению месяца на три декады по десять дней. Общее количество триглифов-месяцев по всему периметру храма составляет 96, что соответствует широко распространенному в античности восьмилетнему календарному циклу. В триглифы как бы помещалось время, реальное время: набранный из декад и месяцев восьмилетний цикл.
  • В промежутках триглифами, в метопах помещалось время мифологическое — история борьбы греческого племени лапифов с кентаврами. За фризом дорическим, содержащим восьмилетний цикл, в глубине периптера на стене целлы, ближе к Афине, к главному божеству храма размещен рельефный фриз с изображением панафинейского шествия, совершавшегося раз в четыре года. За внешним общекалендарным восьмилетним циклом скрыт частный четырехлетний цикл времени, важнейший именно для храма Афины.
  • Под каждым триглифом находится доска с 6 капельками: 6 капелек над колонной и 6 капелек над интерколумнием. Можно предположить, что в каждый шаг колонн помещался год, состоящий из 12 капель-месяцев. Общее число капель по периметру храма: 96 досок по 6 капель составляло 48 лет — период, кратный восьмилетнему циклу, и возможно соотносилось со средней продолжительностью человеческой жизни того времени.
  • Под полкой карниза с досок-мутул также свисали каменные капельки: 6 рядов по три в каждом ряду. Если предположить, что каждая из них соответсвовала декаде, то получается шесть месяцев по три декады. В этом случае на каждый шаг колонн (две доски — 3×12 капелек) опять приходится год, состоящий из 12 месяцев по три декады в каждом. Латинское название этих капель — «регула» (от «regulo» — направлять, упорядочивать) указывает на преемственность традиции в понимании времени как всеобщего регулятора жизни.

Это далеко не полный анализ развития дорической традиции в Парфеноне, но уже он раскрывает этот храм как сложную, гармонично сбалансированную пространственно-веременную систему, содержащую как архаические, так и более поздние, современные для его строителей, представления о мироустройстве.

В Парфеноне человек, взойдя на ступени стилобата, попадал не только в сакральное пространство, но и в сакральное время, утвержденное ритмом колонн и потоком каннелюр, струящихся до самого пола.

О Парфеноне как о памятнике своей эпохи и особенностях его композиции

Н.И. Брунов

Москва, “Искусство”, 1973 г.


    1. Парфенон был хранилищем казны, государственным банком.
      В казну богини Афины на акрополе стекались различные поступления: драгоценные металлические сосуды, доходы с земель, принадлежавших богине, части военной добычи, десятая доля из добычи серебряных рудников. В совокупности это составляло очень крупную сумму, которая и представляла собой государственный фонд. Казна Афины фактически находилась в распоряжении государства. Богиня была банкиром…

  1. Основной строительный материал Парфенона – пентелийский мрамор, каменоломни которого находятся вблизи Афин в горном кряже Пентеликон. Очень существенны изменения, которые претерпевает этот мрамор под действием солнечных лучей. В каменоломне он белый, по цвету похож на сахар. Поверхность камня – кристаллическая, малозернистая, прозрачная, так что глаз немного проникает вглубь, что придаёт камню своеобразную прозрачную фактуру. Благодаря тому, что внутри мрамора имеются микроскопические кусочки металла, а под действием солнечных лучей в нём развиваются микроскопические мхи, камень окрашивается на воздухе в золотисто-желтоватый цвет, очень красивый и придающий ему тёплый оттенок…
  2. Архитектурно-художественная композиция Парфенона

    • Расчленение архитектурного массива Парфенона представляет собой плод аналитического архитектурного мышления. Наиболее существенно для архитектуры Парфенона, что этот анализ сочетается с целостным эмоциональным восприятием архитектурной композиции. В этом сходство архитектуры Парфенона с зодчеством восточных деспотий, и в этом ее отличие от многих произведений зодчества последующих эпох…

    • В Парфеноне с особой убедительностью выражено наблюдаемое и в других классических храмах взаимоотношение колонны и фигуры человека. В этом отношении греческая колонна продолжает традицию, восходящую к отдаленному прошлому. в конечном счете к первобытному вертикально поставленному камню в качестве погребального памятника или монумента, сооруженного в память какого-либо события…

    • Пентелийский мрамор в каменоломне, в природе, или даже кусок его, подверженный воздействия солнечных лучей, существенно отличается от того, что с ним сделали архитекторы в самом здании. Они, конечно, глубок учитывали естественные свойства пентелийского мрамора и те изменения. Которые в дальнейшем вызывает в нем действие солнечных лучей. Однако в зависимости от включения пентелийского мрамора в архитектурно-художественную композицию его образное качество претерпело существенные изменения. В соответствии с трехчастной диалектической структурой Парфенона необходимо в отдельности рассмотреть трактовку строительного материала в крепиде, колоннах и антаблементе…

    • Характерную особенность архаических и классических периптеров, осо­бенно отчетливо выраженную в Парфеноне благодаря его системе восьми колонн на торцовых сторонах, составляет компактность наружного объема, к основной части которого не примыкает никаких дополнитель­ных объемов. В древности эта черта должна была выступать особенно наглядно, так как в жилых городских домах господствовала сложная асимметрическая композиция…

    • Новым в Парфеноне по сравнению с геометризмом в архитектуре Египта является синтетическое соединение геометричности и органичности. В классической греческой архитектуре очень сильно выражено живое чувство материи…

    • Периптеральная форма здания создает взаимопроникновение массы и окружающего пространства. Последнее внедряется в архитектурный объем, образуя наружные портики. Их не-возможно оторвать от окружающего пространства и от ландшафта, на который из портиков открываются прекрасные виды во все стороны. Правда, как при созерцании Парфенона снаружи, так и при точках зрения из портиков на природу массивные стволы колонн преобладают над пространствами между ними, колонны выступают на первый план и зажимают своим объемом интерколумнии. Однако колонны скомпонованы во взаимоотношении с пространством, окружающим храм, и с открывающимися ландшафтами, которые служат необходимым фоном для восприятия самих колонн…

    • В Парфеноне завершился процесс кристаллизации единства наружного объема периптера, начавшийся в эпоху архаики… Единство объема Парфенона очень усиливается благодаря наклону колонн в сторону наоса, придающему всему объему несколько сужаю­щуюся кверху форму. Это сужение нарастает в более отвесной форме от земли к трем ступенькам крепиды, продолжается и заканчивается более пологими скатами кровли. В результате образуется изгибающаяся кри­вая очертания силуэта здания…