7 чудес света названия. Современные семь чудес света

Всем известно, что было всего в мире семь чудес света. Какие из них сохранились, а какие канули в лету?

Шесть из семи чудес света, к сожалению, не сохранилось. И лишь одно осталось радовать взор туристов. Причем, чудо света, которое продержалось до наших дней, является самым древнем. Сколько ему лет, где оно находится? Мы обязательно ответим на этот вопрос Но сначала вспомним их все, причем по порядку, начиная с самого молодого – построенного в III веке до нашей эры.

Шесть чудес света, недоживших до наших дней

Колосс Родосский – гигантская (колоссальная), по тем временам, античная статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, воздвигнутая на острове Родос (в Эгейском море), в городе с одноимённым названием.


Статуя была заказана жителями Родоса у скульптора Харесу. Изначально они планировали, что она будет в десять раз выше человеческого роста, но впоследствии увеличили высоту проекта до 36-и метров.

Строительство началось 292-м году до н. э и продолжалось 12 лет. Колосс Родосский стоял на мраморном постаменте, имел железный каркас и был облицован бронзовыми пластинами, а внутренний объём был заполнен глиной. При этом известно, что на его строительство ушло около 8-ми тонн железа и примерно 13-ть тонн бронзы.

Колосс Родосский простоял всего лишь около 55-ти лет и был разрушен землетрясением примерно в 225 году до нашей эры.

Александрийский маяк был построен в третьем веке до нашей эры в древнем Египте на острове Фарос в Средиземном море недалеко от берегов Александрии. Строился он от 5-ти до 20-ти лет (тут данные разнятся) во времена правления царя Египта Птолемея II. Примерным годом завершения строительства считается 283 год до новой эры. Известно имя архитектора, им был Сострат Книдский.


Александрийский маяк был сделан из мрамора (или облицован) и имел три уровня:

  • нижний уровень был прямоугольным и имел жилые помещения
  • средний уровень был восьмиугольным
  • верхний уровень – цилиндр, в котором горел огонь маяка

Другое название Александрийский маяк получил в честь острова, на котором был построен – Фаросский маяк. Он был высотой порядка 130 метров, а его свет был заметен для кораблей, по разным данным, на расстоянии от 50-ти до 80-ти километров.

Маяк в целостности простоял до 796 года нашей эры. В этот год сильное землетрясение сильно повредило его. Он был восстановлен, но не в полном объёме. Известно, что 14-м веке его высота составляла всего 30 метров. А в веке 15-м султан Аль-Ашрафом Саиф аль-Дин Кайт-бей построил на этом месте крепость “Кайт-Бей”, которая существует по сей день.

Мавзолей в Галикарнасе – надгробный памятник Мавсола, правителя карийского народа. Древний город Галикарнас, где был построен мавзолей, располагался на территории современной Турции (город Бодрум).


Возведение мавзолея заказала жена Мавсола Артемисия III ещё при жизни супруга. За строительство взялись греческие архитекторы Сатир и Пифей. Также к работе были привлечены известные в то время скульпторы Бриаксид, Леохар, Скопас и Тимофеос.

Мавзолей строился восемь лет с 359-го по 351-й год до нашей эры. Мавсол не дождался завершения строительства и умер в 353 году.

Получившееся сооружение было 45 метров высотой, первый уровень украшали 36 колонн и множество статуй, над ним возвышалась пирамида, на вершине которой находилась мраморная квадрига – двухколёсная колесница с четырьмя запряжёнными в неё конями.

Галикарнасский мавзолей простоял 19 веков и бал разрушен сильным землетрясением в 13-м веке.

Для справки: слово “мавзолей” произошло от имени Мавсол.

Олимпийские игры, в честь бога грома и молний - Зевса, проводились в древней Греции с 776 года до нашей эры. Они пользовались огромной популярностью. И вот спустя 300 лет греки решили построить храм в честь своего главного бога и покровителя олимпийских игр. В 470 году до новой эры они начали собирать пожертвования на его постройку.


Когда средства были собраны, началось строительство храма, которое продолжалось десять лет между 466 и 456 годами до нашей эры. Храм Зевса получился поистине грандиозным: мраморную крышу размером 27 на 64 метра поддерживали 34 колонны из известняка. Каждая колонна была 10.6 метров в высоту и более 2-х метров в диаметре. А общая площадь здания составляла 1728 квадратных метров.

Храм был построен. Спустя некоторое время встал вопрос о создании достойной бога Зевса статуи. За её создание взялся знаменитый афинский скульптор Фидий. Для этого ему понадобилась гигантская мастерская равная по площади самому храму, которую построили в 80-ти метров от него.

Открытие статуи Зевса в Олимпии состоялось в 435 году до н. э. Она была выполнена в технике хрисоэлефантинной скульптуры: деревянный каркас был обклеен пластинами из слоновой кости, а накидка, скипетр с орлом в левой руке, статуя богини Ники в правой руке, и оливковый венок на голове, были покрыты золотом. И при всём при этом Зевс сидит на золотом троне. Сведения о высоте статуи разнятся: вместе с постаментом она составляла 12-17 метров.

Статуя просуществовала более 800 лет. Последнее письменное свидетельство о ней датируется 363 годом. А в 11-м веке историк Георгий Кедрин утверждал, что в 5-м веке статуя ещё была цела. Её могли перенести в Константинополь, где она сгорела во время пожара в 476 году. По другой же версии её никуда не перевозили, и она погибла вместе с храмом в пожаре 425-го года.

Храм Артемиды Эфесской, как несложно догадаться, находился в древнегреческом городе Эфесе, неподалёку от современного города Сельчук (крайний запад Турции). Храм был воздвигнут в честь Артемиды – богини охоты и плодородия, и покровительницы всего живого на Земле.


Средства на постройку храма пожертвовал лидийский царь Крёз, а проект разработал архитектор Херсифрон. Он воздвиг стены и колоннаду храма. Не дождавшись завершения строительства Херсифрон умер. Строительство продолжил его сын Метаген, а закончили возведение храм архитекторы Пеоний и Деметрий.

Храм Артемиды был построен примерно в 550 году до нашей эры. А в 356 году до н. э он был уничтожен пожаром, который устроил, согласно легенде, житель Эфеса по имени Герострат. Таким образом, Герострат просто хотел прославиться и добился своего.

К 323 году до нашей эры храм Артемиды в Эфесе был полностью восстановлен архитектором Александром Дейнократом. А средства на это выделил Александр Македонский. Храм получился точно таким же, как и его прежняя версия, за исключением того, что он был поднят на более высокое ступенчатое основание. Крышу поддерживали 127 колонн, стоящих в восемь рядов и имевших 18-ти метровою высоту. Длинна храма была 105 метров, а ширена – 52. Внутри храм был украшен скульптурами, барельефами и картинами.

Храм Артемиды в Эфесе благополучно просуществовал несколько веков, до того, как в 263 году уже нашей эры был разграблен готами. А в конце 4-го века был закрыт и разрушен христианами, в связи с запретом язычества.

Висячие сады Семирамиды – самое противоречивое чудо света. Доподлинно неизвестно существовали ли они вообще. Причем, если и существовали, то не в то время, когда жила царица Семирамида.


Легенда такова: вавилонский царь Навуходоносор II заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии, и чтобы закрепить союз, женился на дочери Киаксара, которую звали Амитис (Аманис). Амитис переехала к мужу в Вавилон (руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла в Ираке), который был пыльным и сухим пустынным городом.

Амитис скучала по своей горной и зелёной родине – Мидии. И чтобы погасить эту скуку Навуходоносор II приказал возвести зелёные висячие сады. Они были предположительно созданы в 605 году до нашей эры.

А Семирамида - легендарная царица Ассирии, супруга царя Нина, жила на два века раньше. Так что “висячие сады Семирамиды” правильнее называть “висячими садами Амитис”. Что же касается термина “висячий сад”, то он предполагает сад, который расположен на крыше, галерее или специальных каменных опорах. Растения в нём растут на насыпном почвенном слое.

Если верить легендам висячие сады Семирамиды просуществовали вплоть до первого века нашей эры.

Пирамида Хеопса – самое древнее и самое высокое чудо света. И к тому же единственное которое сохранилось до наших дней. А значит и самое прочное. Находится она на плато Гиза в основании дельты Нила, не далеко от Каира, в Египте.


Хотя с момента строительства прошло уже около 4500 лет, мы знаем (насколько достоверное это знание - вопрос) кто был её архитектор. Им был племянник Хеопса - Хемиун. Предположительно строительство было закончено где-то около 2540 года до нашей эры и заняло порядка 20-ти лет.

Доподлинно нельзя утверждать точную дату начала строительства пирамиды Хиопса. Разные методы её определения дали разные результаты, которые укладываются в следующий период: 2850 – 2560 года до н.э. При этом в Египте празднуют официальную дату начала строительства: 23 августа 2560 года до н. э.

Пирамида Хеопса сделана из блоков гранита и известняка (в основном из известняка). Сейчас она имеет ступенчатый вид, но изначально она была облицована белым известняком (т. н. Юрский мрамор) и имела покатые склоны. Кое где эта облицовка сохранилась. Склоны пирамиды сияли на солнце персиковым цветом, а вершину венчал позолоченный камень – пирамидион.

Высота пирамиды 135.5 метров (изначально - 146,6 метров). Длинна сторон основания примерно равна 230 метров. Площадь основания - около 53 000 квадратных метров. А средняя масса одного каменного блока - 2.5 тонн. При этом самый тяжёлый блок весит 35 тонн. Всего в пирамиде около 2,3 миллионов блоков. Общий вес пирамиды составляет 6,5 миллионов тонн.

На протяжении более 3000 лет пирамида Хеопса была самым высоким творением человека, а в 1311 году в Англии был построен Линкольнский собор, шпиль которого возвышался уже на 160 метров. Правда, в 1549 году шпиль рухнул. Сейчас высота собора не превышает 83-х метров.

Что же касается предназначения пирамиды Хеопса, то оно доподлинно неизвестно. Логично предположить, что она является усыпальницей фараона Хеопса (Хуфу), но никаких мумий в ней найдено не было.

Восьмое чудо света

Официально восьмого чуда света не существует. Этим термином принято называть некоторые грандиозные сооружения человечества, которые могли бы претендовать на звание чуда света, но … но чудес света всего семь и этот список расширить нельзя.

Давно мудрецы и путники составили перечень 7 чудес света , в перечень занесли самые прекрасные и самые величественные по их взгляду строения всего мира.

Изначально, в 5-м веке до н.э. в перечне было лишь 3 чудес света. После этого в 3 веке до н.э., благодаря, стихотворению Антипатра из Сидона, в перечень было занесено еще 4 чудеса света и так перечень получил имя 7 чудес света.

В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес.

Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным. По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до н. э.

1. Египетские пирамиды


Возглавляют список Древних семи чудес света , что не удивительно, так как они являются единственным из чудес света, сохранившимся до наших времен.

Эти каменные сооружения стали величайшими памятниками древнеегипетской архитектуры. Они служили усыпальницами для египетских фараонов и должны были обеспечить вечное жилье для бессмертного духа правителей. Период строительства пирамид относится к II-III тысячелетиям до нашей эры.

За это время было построено более сотни этих сооружений. Самой крупной из них является пирамида Хеопса. Ее изначальная высота равнялась 146,6 м, а длина боковой грани — 230,33 м. Однако время и землетрясения несколько изменили ее облик, и к настоящему моменту высота этого величественного сооружения достигает лишь 138,8 м, а длина боковой грани ~ 225 м. Остальные египетские пирамиды существенно уступают ей в размерах.


Висячие сады были построены в 600 г. до н.э. по приказу вавилонского царя Навуходоносора II. Считается, что это было сделано для развлечения его супруги, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зелени своей родины. Висячие сады прдставляли собой четырехъярусную пирамиду, внешне напоминавшую цветущий холм. Нижний ярус — неправильный четырехугольник, наименьшая сторона которого равнялась 34 м, наибольшая — 42 м. Ярусы поддерживались колоннами, высота которых достигала 25 м. Каждый ярус был покрыт слоем плодородной почвы, на которой можно было высаживать различные растения.

Хотя супругу вавилонского царя звали Амитас, название Висячих садов традиционно связывают с именем легендарной ассирийской правительницы Семирамиды.

Знаменитая статуя Зевса, верховного бога древнегреческого пантеона, была создана великим скульптором и архитектором Фидием. Она предназначалась для храма Зевса, расположенного в Олимпии — городе, в котором проводились Олимпийские игры. Каркас статуи был выполнен из дерева, на которое были наклеены пластины из слоновой кости, имитирующие обнаженную кожу. Волосы, борода, венок, одежда и обувь были сделаны из золота, а глаза — из драгоценных камней. В правой руке Зевс держал богиню победы Нику, также сделанную из слоновой кости и золота.

В 393 году римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческое мероприятие. В начале V века статуя Зевса была перевезена в Константинополь, где через некоторое время погибла в результате пожара.

4. Храм Артемиды в Эфесе


В 550 году до нашей эры в городе Эфесе, расположенном в Малой Азии, было завершено строительство храма, посвященного богине Артемиде. Это было большое белокаменное здание, однако история не сохранила его подробного описания. В 356 до н.э. житель Эфеса по имени Герострат сжег для того, чтобы прославить свое имя. Однако уже к началу III века н. э. на месте сгоревшего храма был построен новый. Второй храм Артемиды по размерам превосходил предыдущий. Его ширина равнялась 51 м, а длина — 105 м. Крышу храма поддерживали 127 18-метровых колонн, установленных в 8 рядов. Внутри храма были установлены статуи его строителей — Праксителя и Скопаса.

В конце IV века нашей эры храм был закрыт по приказу римского императора Феодосия I, а затем частично разобран для новых построек.


Эта гробница была построена в середине IV века до н. э. в городе Галикарнасе, находившемся на территории современной Турции. Она стала усыпальницей для царя Мавсола, правителя одной из областей Малой Азии, и по его имени названа мавзолеем. Гробница Мавсола — это кирпичное здание, облицованное белым мрамором. Римский писатель и историк Плиний Старший утверждал, что длина этого сооружения равнялась 60 м, а высота — 46 м.

Этот мавзолей просуществовал почти две тысячи лет и был окончательно уничтожен только в XVI веке, когда рыцари-иоанниты разобрали его остатки на строительство крепости.

В III веке до нашей эры эта гигантская статуя была установлена на греческом острове Родос. Работа над ней продолжалась около 20 лет. Итогом стала глиняная статуя с металлическим каркасом, отделанная бронзовыми листами и изображавшая бога солнца Гелиоса. Высота этого колосса, стоявшего на белом мраморном постаменте, почти достигала 36 м. На его изготовление было потрачено около 13 тонн бронзы и 8 тонн железа.

Колосс Родосский простоял на своем месте всего 56 лет. В результате произошедшего в 222 году до н.э. землетрясения он переломился в области колен и упал. Именно отсюда пошло выражение «колосс на глиняных ногах». В 977 году н. э. то, что осталось от статуи, было продано купцам. Согласно хроникам, обломков хватило для того, чтобы нагрузить ими 900 верблюдов. В качестве одного из Колосс Родосский был впервые упомянут древнегреческим автором Филоном Византийским.

7.

Приблизительно в 280 году до нашей эры на маленьком средиземноморском острове Фарос, расположенном около порта Александрия, было завершено строительство первого в мире маяка. На эту работу ушло около 20 лет. Высота Александрийского маяка равнялась 135 м, а свет от него был виден на расстоянии, превышающем 60 км. На вершине маяка постоянно горел костер, свет от которого при помощи отполированных бронзовых пластин направляли в море. Днем ориентиром для мореходов служил столб дыма.

В XII веке н. э. Александрийская бухта перестала использоваться из-за заполнения илом, и Фаросский маяк утратил свое значение. В XIV веке он был поврежден землетрясением, а затем разобран мусульманами для постройки крепости.

— Великая китайская стена, которая является воистину неимоверным объектом, на которую было потрачено огромное количество средств, материалов, и человеческих жизней.

Невиданная по своим размерам конструкция вызывает восторг, когда мы только можем задумываемся о тогдашнем уровне техники. К сожаления не вошла в список , из-за молодого возраста, но поистине вдохновляет масштабами не меньше чем пирамиды Хиопса.

Город Петра

— Город Петра — этот объект, также по праву был включен в новые семь чудес света, так как он представляет собой большой город, полностью вырубленный в горах.

Мастерство рабочих поражает даже по современным критериям, а если снова же вспомянуть, что этому городу несколько тысяч лет, то можно с решительностью утверждать — это истинное волшебство.

Скульптура Христа

— Скульптура Христа — популярная нам по бразильским телесериалам, высочайшая конструкция, венчающая возвышение в Рио. Высота статуи 38м., пъедистал 8м., вес статуи составляет 1145 тонн, размах рук 30м.

Мачу-Пикчу

— Мачу-Пикчу — индейский город, который сохранился до наших дней, и представляет монумент старой цивилизации инков. Новые семь чудес света ставят его на одно место с китайской стеной и египетскими пирамидами, тут есть на что просмотреть.

Пирамида Чичен Итца

— Чичен Итца — эти пирамиды, ставшие монументом второй величавой цивилизации — майя. Тут сохранились древнейшие статуи, строения, изобретения, фактически в безупречном состоянии, которые сохранились до наших дней. Даже отдельные предметы мебели были найдены здесь.

Римский Колизей

— Римский Колизей — место, где проходили схватки гладиаторов, пропитанные кровью и ужасными рассказами, последними вздохами людей и зверей. Новые чудеса света включают Колизей не только из-за его красоты, но из-за истории, деяний в древних произведениях, повествованиях и рассказах.

Тадж Махал

— Тадж Махал — овеянный романтичным нимбом, храм, выстроенный в память одной из самой популярной истории любви в мире, считается наилучшим примером архитектуры стиля Мугал, сочетающий в себе элементы индийского, персидского и исламского стилей архитектуры.

Египетские пирамиды

— Египетские пирамиды — они были включены в новые восемь чудес света, так как египтяне разобиделись из-за того, что их чудо не вошло в список наилучших. Решено было уважить просьбу, так как конструкция заслуживает восторг.

Семь чудес света - это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Число 7 было выбрано далеко не просто так. Оно принадлежало Аполлону и являлось символом завершенности, полноты и совершенства. При этом традиционным жанром эллинистической поэзии являлось прославление списка самых знаменитых деятелей культуры - поэтов, философов, царей, полководцев и пр. либо выдающихся памятников архитектуры.

Первые упоминания о Чудесах света встречаются именно в эту эпоху, когда по Европе уже прошли победоносные войска Александра Македонского. Широкое распространение греческой культуры на территориях, входящих в состав государств, которые завоевал великий полководец, обеспечило громкую известность отдельным памятникам и архитектурным сооружениям. Но следует отметить, что «отбор» чудес происходил постепенно. Одни названия сменяли другие, и на сегодняшний день в перечень самых величественных произведений искусства и архитектуры входят:

Кратко обо всем

Историки и ученые считают, что самой древней является первая достопримечательность - Египетские Пирамиды . Отличительной особенностью этого Чуда света является то, что только оно сохранилось по нынешний день в почти первозданном виде. Датируется постройка Пирамид Гизы приблизительно 1983 годом до н.э., и самым крупным строением из комплекса является гробница Хеопса.

Остальным Чудесам света не так повезло, и до наших дней дожили только развалины некоторых из них. К примеру, Висячие сады Семирамиды , которые создавались в VI веке до н.э., были разрушены наводнениями во II веке. Но даже обветшалые остатки этого величественного сооружения захватывают дух.

Статуя Зевса из Олимпии , созданная приблизительно в 435 году до н.э. известным античным скульптором Фидием, сгорела почти через тысячу лет в Константинополе. Храм Артемиды в Эфесе был возведен в 550 году до н.э., но по прошествии двух веков его так же разрушил сильнейший пожар.

Галикарнасский Мавзолей создан архитектором Пифеем в 351 году до н.э. В 1494-м на юго-западе Турции были отмечены землетрясения, после которых сохранились лишь фундаменты и архитектурные фрагменты строения. Что касается Колосса Родосского , построенного в начале III века до н.э. греками, то он пал в результате серии сильнейших подземных толчков где-то между 224 и 225 годами до н.э.

Александрийский маяк , построенный в III веке до н.э. по указанию правящей династии Птолемеев, является вершиной инженерно-технической мысли того времени. Строение продержалось до 1480 года, обеспечивая надежным освещением прибрежные воды. В XV веке маяк был частично разрушен землетрясением.

О каждом из Семи чудес света можно говорить бесконечно. О них знает любой школьник. С ними связывают античные эпосы и древние легенды. Каждое из них укрыто тенью тайны и неизвестности. Но одно можно сказать со всей уверенностью - это самые значимые памятники цивилизации из всех, которые удалось создать человечеству.

Новые семь чудес света — проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Он был организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вебера. Выборы новых семи «чудес света» из известных архитектурных сооружений мира происходили через SMS, телефон или интернет. Итог был объявлен 7 июля 2007 года.

Колизей или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

В древнем Риме сохранилось много исторических монументов, но самый необыкновенный из них — Колизей, в котором обреченные на смерть люди отчаянно дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима. Он стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Грандиозный Колизей изумлял всякого, кто впервые попадал в столицу империи. Это — символ Рима и его вековой истории, самый большой и красивый стадион античного мира.

Амфитеатр — римское изобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ диких экзотических зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их друг с другом в смертельной схватке.

Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н. э. понадобилось новое сооружение. Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., желая ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов, распорядился начать в 72 году н. э. строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой. Амфитеатр поначалу называли Флавиевым (Amphiteatrum Flavium).

Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома. Подобный выбор места был весьма выгоден не только с технической, но и с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней декадентской роскошью. Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для ублажения личных капризов императора.

В окружности Колизей достигает 527 метров, он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров. Высота не разрушенной части составляет 57 метров. Четыре этажа постройки могли вместить 80 тысяч человек. На колоннах верхнего яруса крепился гигантский балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца. Внутри здание было выложено мрамором, а по фасаду — травертином (пористой породой, широко использовавшейся в античную эпоху как строительный материал), плиты которого скрепляли железные скобы. Под покрытым слоем песка деревянным полом арены начинались многочисленные подземные ходы. Во время представлений по этим ходам при помощи специальных механизмов поднимали декорации, зверей, гладиаторов и их вооружение. Публику отделяла от арены металлическая решетка. Попасть внутрь здания можно было через одну из 80 арок первого яруса.

Он был торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, императором Титом. По этому случаю устроили праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. За тот период времени на арене Колизея убили 5 тысяч хищников, привезённых из северной Африки и сотни гладиаторов. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено. Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане.

Отличительная особенность этого сооружения — большое число ярусов. Его архитектура показывает, сколь гениально — просто можно упорядочить и направить движение несметных людских скопищ. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. Четыре основных входа позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Всё это говорит о высоком инженерном и архитектурном уровне конструкции. Но нужно также заметить, что там не было туалетов со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

Места в Колизее распределялись в соответствии с социальным статусом зрителей. Нижние предназначались для представителей высших слоев общества — государственных чиновников, жрецов, весталок. На верхних ярусах сидели простолюдины. Императорская ложа — подиум с просторной террасой — находилась у самой арены. Ближайшие к ней ряды отводились для богатых патрициев и почетных гостей. Амфитеатр был разделен на сектора, каждый из которых имел порядковый номер.

Имя архитектора, которому принадлежит проект амфитеатра, — неизвестно, но предполагают, что им был Рабирий, явившийся впоследствии автором дворца Домициана. Снаружи амфитеатр целиком покрыт травертином и имеет четыре яруса. Три нижних представляют идущие по всему профилю арочные пропеты, разрезанные пилястрами и полуколоннами в канонической последовательности: на первом ярусе — дорическими, на втором — ионическими, а на третьем — коринфскими. Четвертый, верхний ярус, достроенный несколько позже, представляет собой сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами и прорезанную небольшими окнами. На венчающем карнизе до сих пор сохранились отверстия, куда вставляли опоры для натяжения яркого тента, защищающего зрителей от зноя. Каждому арочному пролету первого яруса соответствовал вход на места для зрителей: 76 из этих входов были пронумерованы (на арках до сих пор можно видеть римские цифры); четыре главных входа предназначались: один — для императорской свиты, другой — для весталок, третий — для судей и последний — для почетных гостей.

В Колизее работали 36 лифтов, управляемые вручную рабами. Каждый лифт могли поднимать до 10 рабов. На них также перевозили и диких животных. В 523 году н. э., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников. На этом античном стадионе показ гладиаторских боёв продолжался до V века н. э.

В центре римского Колизея находилась арена, окружённая стрельцами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. Вокруг арены была сооружена терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап. Остальные зрительные места были разделены на три яруса. Нижний ярус — знатные вельможи и богатые коммерсанты, второй — для свободных граждан Рима среднего сословия, последний — для простого люда. На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота Classis Miseniensis. Что они там делали? Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого здесь была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управлении парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Под ареной находились специальные проходы, которые использовались про проведении спектаклей, а также клетки с дикими зверями. Создатели Колизея сконструировали сложную систему проходов и подъемников, по которым разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье попадали прямо на арену. В Колизее существовало 2 специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили победители или помилованные гладиаторы, через другой выносили мертвых.

Вход в Колизей был бесплатным. Многие императоры заботились об увеселении своего народа, таким образом, его можно было легче держать под контролем. Для этой же цели перед входом на стадион бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Среди зрителей насчитывалось много женщин, которые являлись ярыми поклонницами этих кровавых зрелищ.

Гладиаторские бои начинались с рассветом и заканчивались в сумерки, а некоторые праздничные представления продолжались в течение нескольких дней. Спектакль обычно открывался выступлением празднично одетых гладиаторов, под их ногами находился деревянный настил, посыпанный песком для впитывания крови.

Первым номером программы значились калеки и клоуны: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины — состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей. Сначала выступали дрессированные звери, а потом на арену выпускали диких, которых натравливали друг на друга или на вооруженных людей. Любовь римлян к таким зрелищам приводила к массовому истреблению животных. Но намного более жестокими были бои сражавшихся не на жизнь, а на смерть гладиаторов. Их набирали из рабов, осужденных преступников или военнопленных. Основным оружием гладиаторов был короткий обоюдоострый меч — гладиус. Когда смертельно раненные бойцы падали, на арену выходил мужчина в костюме Харона (персонаж греческой мифологии — перевозчик мертвых в загробный мир). Тело выносили, кровавое пятно присыпали песком, а место погибшего гладиатора занимал следующий. Тот, кто был тяжело ранен, мог лечь на пол и просить зрителей о пощаде. Если толпа считала, что он сражался доблестно, то скандировала «Mitte!» («Освободи его!»). Но если бойцу не удавалось снискать симпатии публики, следовало неумолимое «Ingula!» («Убей его!»). В Колизее всемогущий цезарь не противоречил желаниям подданных: по требованию «Mitte!» он поднимал большой палец вверх, даруя гладиатору жизнь, а иногда и свободу, тогда как после выкриков «ingula!» опускал палец вниз, приговаривая бойца к смерти.

Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей — бестиариев. Зрелища с животными особенно любила римская чернь. Высшая знать предпочитала гладиаторские бои. Бестиариев готовили в специальной школе. У них были свои традиции, своя форма и свой профессиональный жаргон. В ходе пышных торжеств по случаю открытия Колизея в 80 году н. э. гладиаторами было убито около 5 тысяч львов, гиппопотамов, слонов, зебр. Огромное количество зверей погибло и в 248 году, во время празднеств в честь 1000-летия Рима.

Кровавые бои гладиаторов были запрещены только в 404 году н. э. В 523 году н. эр., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников.

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии, Павел III — паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Растаскивание камня, угрожавшее полностью уничтожить древний памятник, прекратил лишь в середине XVIII века папа Бенедикт XIV, установивший на здании крест, а вокруг него ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя и освятивший его как место мученической смерти многих христиан. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Нынешний вид амфитеатра — почти торжество минимализма: строгий эллипс, выполненные в трех ордерах три яруса, точно просчитанной формы арки. Изначально же к каждой арке прилагалось по статуе, а гигантский проем между стенами при помощи специального механизма затягивался холстом.