Всемирная история обустройство архитектуры собор в ульме. Германия: Собор Мюнстер в Ульме

Кафедральный собор Ульма, или Мюнстер, – один из известных в Германии памятников архитектуры. Он является одной из визитных карточек Ульма. Его стройные шпили тянутся к небу изо всех сил, самая высокая точка отмечена на уровне 161,5 метров.

Если говорить с исторической точки зрения, то Мюнстер в разные периоды своего строительства успел повидать многое. Первый камень был заложен в далеком 14 веке, а окончание строительства пришлось на бурное и насыщенное событиями 19 столетие. Руководство строительством изначально осуществлял Ульрих фон Энсинген, который известен своей невероятной точностью в расчетах. Центральная часть Мюнстера была возведена достаточно быстро, за период с 1392 по 1405 годы, а вот с боковыми нефами – а собор является пятинефным – было сложнее: своды не выдерживали нагрузки, потому их строительство было на время прекращено.

Стоит сказать также, что шпиль собора далеко не сразу был таким высоким. К примеру, в те времена, когда Мюнстер оказался в руках у лютеран, они достроили его в высоту и шпиль достиг стометровой отметки. А вот окончательные изменения появились уже в 19 веке, тогда же собор обрел свой нынешний вид. Среди настоящих шедевров здесь отмечают уникальные витражи, а также знаменитые хоры, вырезанные Йоргом Сирлингом-младшим. Последние знамениты тем, что построены из дуба, который полтора столетия вымачивался в водах Дуная и приобрел поразительную крепость. Стоит обратить внимание и на скульптуры Ганса Мульчера, одна из которых - Христос-страдалец - украшает главный портал собора.

Завершает всю гениальную композицию скульптура воробья: незаметная на первый взгляд птичка имеет огромное значение в истории всего города. Согласно легенде, именно воробышек показал строителям, как же стоит проносить огромные бревна для строительства через ворота, которые были сделаны слишком узкими. Трудолюбивая птичка носила соломинки для своего гнезда, располагая их поперек, а не вдоль, и именно такой способ позволил строителям обеспечить Ульм материалами для возведения домов. Теперь воробей уютно расположился на крыше Ульмского собора, наблюдая за жизнью города с огромной высоты.

Старинный южнонемецкий город Ульм расположен среди плодородных равнин левобережья Дуная, у подножия Швабских Альп, при слиянии рек Дунай и Блау. Некогда город-крепость и важный стратегический пункт, Ульм до сих пор сохраняет множество средневековых построек, имеющих большую историческую и художественную ценность.

Готический стиль пришел в Германию довольно поздно, и церкви, построенные до 1230-х годов, несут в себе еще черты романской архитектуры. Однако восприняв новые веяния, немецкие зодчие внесли свой вклад в развитие готики. Храмы, созданные в Германии в период господства этого стиля, отличаются своими ярко выраженными чертами. А одним из последних больших готических соборов Германии и стал собор в Ульме (строился в 1377-1529 гг.).

Собор в Ульме, история возведения

Первую церковь в Ульме заложил в 813 году Карл Великий, основатель Священной Римской империи. Она располагалась за чертой городских стен и в административном отношении была подчинена монастырю Рейхенау. К XIV столетию Ульм стал одним из богатейших городов средневековой Германии.

Среди его жителей росло недовольство духовной зависимостью от монастыря. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала осада Ульма войсками императора Карла IV. И хотя она была успешно отражена, горожане были крайне недовольны тем, что за все время военных действий они были отрезаны от своей церкви, остававшейся за пределами городской территории.

И в 1377 году ульмские бюргеры пошли на беспрецедентный шаг: они по камешку разобрали церковь и за шесть недель собрали ее заново - уже внутри городских укреплений.

В том же самом году бургомистр Ульма заложил краеугольный камень в основание нового собора, посвященного Деве Марии, - «Unser lieben Frau» («Нашей любимой Госпоже»).

Строительство Ульмского собора растянулось на полтысячелетия и завершилось лишь в 1890 году. В его строительстве приняли участие знаменитые династии архитекторов, которые своим творчеством определили характер немецкого зодчества XIV-XV веков.

В начале строительства здесь работали Хайнрих Парлер с сыном, затем их сменили мастер Ульрих из Энсингена и его сын, потом здание расширял Буркхарт Энгельберг, а в конце XV века храм был в основном закончен мастером Матеусом Бёблингером.

Западную башню, квадратную в основании, в начале XV века начал строить Ульрих фон Энсинген. Поощряемый тщеславием горожан, он задумал возвести гигантское сооружение, которое должно было превзойти самую высокую в те годы башню собора в Страсбурге. В 1474 году работу продолжил Матеус Бёблингер. В начале XVI века работы были прерваны и башня осталась недостроенной. Лишь в 1840-х годах работы по ее завершению возобновились.

В 1844-1890-х годах башню увенчали дополнительный восьмигранный ярус и массивный ажурный шатер, возведенный по старым чертежам Матеуса Бёблингера.

Сегодня высота западной башни Ульмского собора составляет 161,5 м, и она является самой высокой церковной постройкой в христианском мире. Знаменитые башни-близнецы ниже ее по высоте на 4 м.

Собор в Ульме, архитектура и интерьер

Гигантская западная башня определяет облик всего сооружения. Две башни восточного фасада, сооруженные в конце XIV века и не менее живописные (их высота составляет 84,5 м), теряются в великолепии своей могучей «сестры».

На вершину башни ведет очень узкая винтовая лестница, на которой с трудом могут разойтись два человека. Однако усилия того, кто решится преодолеть 768 ее ступеней, будут вознаграждены: перед его глазами откроется великолепная панорама Альп.

Начатый как зальная церковь, собор в ходе строительства приобрел форму базилики. Его внешняя длина составляет 140 м, ширина - 48 м. Из-за недостатка строительного материала использовалось сочетание камня с кирпичом.

Первым был возведен хор, затем центральный неф высотой 41 м и протяженностью 123 м. Несколько позже были пристроены боковые нефы. Общая ширина всех нефов составляет 44 м и выглядит огромной в сравнении с длиной храма.

Отсутствие окон верхнего ряда в центральном нефе первоначально компенсировалось высокими окнами в боковых нефах, украшенных узорными переплетами. В начале 1500-х годов боковые нефы были разделены тонкими колоннами, и таким образом собор стал пятинефным.

При этом освещенность центрального нефа ухудшилась, и он выглядит значительно более темным, чем другие готические постройки. Однако благодаря внушительным размерам - собор способен одновременно вмещать до 30 тыс. человек - в интерьере господствует ощущение свободного пространства. Отсутствие трансепта и простота внутреннего убранства усиливают это впечатление.

Особого внимания заслуживает тимпан главного (западного) портала собора (1380). Вопреки классической традиции изображать на нем сцены страшного суда (которые все же присутствуют на заднем плане в трех углах тимпана), основной мотив здесь – миф о сотворении мира. Интересен тот факт, что на барельефе Господь держит в руках Землю, изображенную в форме шара. Таким образом, на тимпане показано начало и конец мировой истории, которые объединены образом Христа.

Сам Христос в терновом венце работы знаменитого скульптора Ганса Мульчера (1429) установлен на средней колонне портала (это копия; оригинал находится в интерьере собора, у юго-западной опоры хора).

Колонны, поддерживающие вход в собор, также украшены изваяниями святых – святого Антония с колоколом, Иоанна Крестителя с ягненком, Марии с младенцем, а также святого Мартина с мечом.

Стены собора, подобно Ноевому ковчегу, украшают изваяния животных, рыб и птиц со всего мира.

Небольшой северо-западный Малый портал Марии (kleinen Marienportal) посвящен рождеству Иисуса Христа и поклонению волхвов. Тимпан (1356) был перемещен сюда из старой приходской церкви Ульма. Северо-восточный портал, Реформационный портал (Reformationsportal; 1370) изображает сцены страстей Христовых.

На юго-восточном портале (1360) можно увидеть сцены страшного суда. Он также был перенесен сюда со старой приходской церкви. Самый пышный и большой портал собора – юго-западный Большой портал девы Марии (große Marienportal), который, видимо, задумывался как главный. Тимпан (1380) изображает сцены из жития пресвятой девы Марии. Ниже находятся три барельефа (около 1400). На левом изображено поклонение волхвов, на правом рождение Христа, а на среднем шествие трех волхвов к святому младенцу.

Во внутреннем убранстве церкви интересны прежде всего средневековые витражи. Шесть из девяти витражей дошли нетронутыми до наших дней (в апсиде). Самый старый — витраж Анны и Марии (1385), созданный на средства гильдии ткачей. На витраже изображено житие девы Марии, а также рождение и детство младенца Иисуса.

В центральном пролете хора расположен витраж городского совета (Ratsfenster) с изображением воскрешения Христа, а слева от него — витраж купцов (Kramerfenster) с изображением Рождества, выполненные в позднеготическом стиле, близком к реализму (1480). Витражи боковых нефов образца 19 века были утеряны в годы Второй мировой войны и заменены прозрачными стеклами, а в 2001 году два окна были оформлены современными витражами работы художника Иоганна Шрайтера.

Главная драгоценность собора - знаменитые резные сиденья в хоре, представляющие собой лучшие образцы средневековой немецкой деревянной скульптуры. Они созданы в 1469-1474 годах в мастерской Йорга Сирлина Старшего, где работали выдающиеся мастера швабской школы.

В основе резного оформления скамей лежит единый замысел. На балдахинах над скамьями размещены рельефные изображения персонажей Нового Завета и святых: на северной стороне - мужского пола, на южной - женского.

Ниже, на спинках кресел, вырезаны фигуры ветхозаветных пророков. Сами сиденья украшены бюстами языческих философов Древнего Рима и Греции. Вот уже шестое столетие ведут здесь свой нескончаемый диалог Сенека и Цицерон, Птолемей и Пифагор. Их образы индивидуальны и отличаются большой экспрессией.

Главный алтарь собора также известен под именем алтарь Хутца по имени одной из наиболее зажиточных семей города. Создателем алтаря является Мартин Шаффнер (1521) В центральной части (коробе) алтаря изображено святое семейство – дева Мария с младенцем Иисусом и ее мать Анна, в приделе — Тайная вечеря.

На колоннах, отделяющих центральный неф от боковых, установлены многочисленные каменные изваяния 19 века. Но интересны не они, а консоли, на которых они установлены. Консоли были созданы в период в 1381 по 1391 год. Пожалуй, самые примечательные из них - пара музицирующих ангелов и дева, чьи волосы формируют основной объем консоли. В центральном нефе расположена кафедра работы Йорга Зирлина младшего (1510).

В южном боковом нефе находится чаша со святой водой (1507), выполненная в позднеготическом стиле и украшенная орнаментом из листьев, но со времен Реформации, с 1530 года, чаша стоит пустая. Невдалеке от чаши находится восьмигранная купель (1474), установленная под балдахином, украшенным статуями шести пророков, двух королей и гербами курфюрстов и империи. Купель покоится на четырех львах.

Пространство над аркой хора украшено огромной фреской площадью 145 квадратных метров с изображением Страшного суда (1471). Предположительно роспись (130 фигур!) была создана мастером Гансом Шухлином.

Гордостью Ульмского собора является самый большой в Германии орган, созданный в 1856 году. В туристический сезон по рабочим дням в полдень в соборе проходит концерт органной музыки.

Среди всех церквей мира самым высоким сооружением является Ульмский собор (нем. Ulmer Münster ), расположенный в одноименном немецком городке Ульм.

Следуя официальному статусу, Ульмский собор является всего лишь лютеранской церковью, так как его стены никогда не служили резиденцией для епископа. Но внушительные размеры этого готического сооружения дали ему более громкое название.

Высота Ульмского собора, благодаря внушительному размеру западной башни, составляет 161 метр. Это выводит его на первое место в списке самых больших религиозных сооружений – на втором месте находится . Строительство Ульмского собора началось еще в 14 веке (первый камень был заложен в 1377 году). Основная часть будущей церкви была построена к 1405 году, именно тогда и был произведен обряд освящения. Несколько раз строительство приостанавливали в силу разных причин. Поэтому своей стометровой отметки Ульмский собор достиг только в середине 16 века, а полностью завершен в конце девятнадцатого столетия. Несмотря на большие промежутки между строительством церкви, Ульмский собор был выдержан в едином готическом стиле, без привнесения элементов других эпох и культур.

Сохранил свой первоначальный вид собор и во время Второй Мировой Войны, когда город Ульм был подвергнут бомбардировке (17 декабря 1944 год). Удивительный факт, ведь вся историческая часть города была сильно разрушена.

Построенный на деньги зажиточных горожан, в настоящее время Ульмский собор функционирует за счет пожертвований своих прихожан и средств, вырученных от регулярно проводимых экскурсий.

Ульмский собор ежедневно открыт для посетителей. Есть даже возможность подняться на смотровую площадку, расположенную в башне на высоте 143 метра, но для этого придется преодолеть 768 каменных ступенек винтовой лестницы. С высоты башни открывается потрясающий вид на зеленые пастбища и Альпы.

Поражает своими размерами и главный зал собора, который способен во время службы вместить свыше двух десятков тысяч человек. Это только лишний раз подчеркивает масштабность сооружения, ставшего главной достопримечательностью немецкого города Ульм.

Ульмский собор фото.

В Европе есть несколько десятков готических соборов, которые стоит увидеть хоть раз в жизни. Среди них Ульмский собор в Германии, который конечно не считается самым красивым, но зато является самым высоким в мире. Он находится в городе Ульме, земля Баден-Вюртемберг.

Если подходить формально, то это просто городской храм. Ведь соборами называют резиденции епископов, а она у Вюртембергского епископа находится в Штутгарте, столичном городе этой земли. Но по тому впечатлению, которое производит этот готический «небоскреб», его иначе как собор назвать язык не поворачивается.

Чем интересен собор:

  • Во-первых, конечно, своей уникальной высотой – 161 метр от земли до верхушки шпиля. На 4 метра «обгоняет» знаменитый Кельнский собор, который занимает второе место по высоте.
  • Во-вторых, поднявшись по 768 ступеням до нижней части шпиля, можно попасть на смотровую площадку, с которой открываются чудесные виды на домики с красными крышами и на протекающий внизу Дунай.
  • В-третьих, строили его в Ульме почти пять веков, и окончательно достроили только в 19 веке, в 1890 году. Именно тогда и обнаружили, что он является самым высоким собором в мире. Но самым высоким зданием в мире он не был никогда, в отличие, например, от Страсбургского собора, который на 19 метров ниже, но зато построен был на 3 века раньше.

2.
Внутри собора

Начали строить собор в Ульме в 1377 году как католический, но в 1543 он стал лютеранским, таким и остается по сей день.

От американских бомбардировок во время Второй Мировой собор почти не пострадал, в отличие от самого города, который полностью разбомбили.

Крыша собора украшена скульптурой воробья, держащего в клюве веточку. Такая неожиданная для храма птица появилась здесь, если верить сохранившимся в городе легендам, в знак благодарности воробьям за подсказку, как провозить бревна через узкие городские ворота. Воробей – почетный символ Ульма.

3.
Вид с воздуха

Во время подъема на смотровую площадку можно рассмотреть все красивые наружные статуи, так как есть промежуточные площадки, на которых можно остановиться и сделать фотографии. Внутри очень светло и просторно, есть великолепные росписи и резные хоры из дуба.

Информация для путешественников:

Время работы: ежедневно 9.00.-19.00.

Сколько стоит: вход бесплатный. Подъем на шпиль – 3,5 евро.

Огромный собор для маленького городка

Ульмский собор (так называемый Ульмский Мюнстер) располагается в небольшом городке Ульме, в земле Баден-Вюртемберг. Он на самом деле не является кафедральным собором. В церкви небольшого городка никогда не было реззиденции епископа. Но из-за ее внушительных размеров церковь наградили славным именем собора, которое само по себе прижилось.

Фото 1. Ульмский собор

Высота Ульмского собора — чуть больше 161 метра

Интересна причина, по которой решили возвести Ульмский собор. Дело в том, что в XIV веке местная церковь находилась за пределами городских стен. Во время осады прихожане оставались без доступа к ней. Такое уже случалось: например, в 1376, когда на городок напал Карл IV. Ситуация в те времена была неспокойная, так что горожане решили на всякий случай перестраховаться и построить церковь в черте города. К тому же Ульм стремился избавиться от влияния монастыря Райхенау, которому принадлежала уже существовавшая приходская церковь. На тот момент население Ульма едва ли составляло 10 тысяч человек. Но они собрали средства и в 1377 был заложен первый камень в основании будущего собора.

Пять веков строительства

Над первоначальным проектом здания работал архитектор Генрих Парлер. Он хотел построить зальную церковь с двумя равными нефами. Также планировалось дополнить ее одной башней с запада и двумя со строны хора. Правда, сам Парлер построить церковь не успел: он лишь заложил основание, возвел хор и нижние ярусы башен. На протяжении полутора веков архитекторы сменяли друг друга, и каждый добавлял что-то новое в проект здания. Например, предложили увеличить количество нефов до трех. Над строительством главной башни начал работу архитектор Ульрих Энзинген, тот самый, который создал собор в Страсбурге — некоторое время он считался самым высоким зданием в мире. Неудивительно, что именно Энзинген предложил сделать главную башню высотой 150 метров.


Слева направо: Ульмский собор, Кельнский собор, Собор Пресвятой Девы Марии в Мюнхене, мемориальная церковь кайзера Вильгельма в Берлине, Ахенский собор

В середине XVI века деньги кончились, и строительство заморозили почти на 300 лет. Церковь таки стояла недостроенной, со стометровой башней. В 1844 работы над созданием собора возобновились. Устаревшую конструкцию укрепили. В 1890 главную башню наконец достроили, увенчав ее верхушку крестоцветом. Тут и оказалось, что жители небольшого городка случайно построили самую высокую церковь в мире. Башня второго по высоте Кельнского собора возвышается всего на 157 метров. В таком виде мы и знаем башню Ульмского Мюнстера. Правда, подняться на 161 метр не удастся: обзорная площадка расположена на высоте 143 метров. Чтобы полюбоваться прекрасным видом Ульма, нужно преодолеть 768 ступеней. Для сравнения, к обзорной площадке Исаакиевского собора ведут 262 ступени. Сам собор возвышается на 102 метра.

Строительство длилось больше пятисот лет

Шедевр архитектуры

Ульмский собор не только занимает почетное место самой высокой церкви мира, но и является настоящим шедевром готической архитектуры. Искусствоведы отмечают тимпан главного портала Ульмского Мюнстера, который, вопреки традиции, украшен в основном не сценами страшного суда, а мотивами из мифа о сотворении мира. Удивительно, что изображенный на рельефе Бог держит в руках Землю в форме шара. Внутри собор украшен витражами, шесть из которых дошли и до наших дней. В 2001 году два окна, где витражи не сохранились, были оформлены современными витражами Иоганна Шрайтера.


Ульмский собор внутри

На одном из рельефов изображен Бог с Землей в форме шара в руках

Во время Второй мировой войны собор почти не пострадал. Угроза разрушения пришла, откуда не ждали. Недавно немецкое издание Südwest Presse сообщило, что каменное основание самого высокого в мире собора разрушается солью и кислотами, содержащимися в моче. Михаэль Хильберт, ответственный за содержание Ульмского собора, жалуется, что не только туристы, но и сами горожане позволяют себе облегчиться у средневековой церкви. За это нарушение был даже введен штраф размером в 100 евро.