Александр кочнев вим авиа. Суд отправил гендиректора "вим-авиа" под домашний арест

Главное следственное управление Следственного комитета России завершило основные следственные действия по громкому уголовному делу о махинациях и злоупотреблениях в некогда одной из крупнейших авиакомпаний страны «ВИМ-Авиа» , которая сейчас проходит процедуру банкротства. В пятницу следователи ГСУ предъявили обвинения в окончательной редакции трем фигурантам расследования. В зависимости от роли каждого из них бывшие гендиректор компании Александр Кочнев , вице-президент Алевтина Калашников а и бухгалтер Екатерина Пантелеева были обвинены в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 201, ч. 1 ст. 176 и ч. 3 ст. 193.1 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия; незаконное получение кредита и перевод валюты нерезидентам РФ с использованием подложных документов). Аналогичные статьи, но уже в заочной форме следствие инкриминировало совладельцу компании Рашиду Мурсекаеву , который еще до начала разбирательства покинул Россию.

Изначально ГСУ СКР обвиняло фигурантов в особо крупном мошенничестве, совершенном организованной преступной группой (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, зная о том, что авиакомпания находится в сложном финансовом положении и не может заплатить за топливо и аэродромное обслуживание, они продолжали продавать билеты на рейсы, которые в итоге не полетели. Однако, как полагает адвокат Александра Кочнева Михаил Воронин, следователи, проанализировав этот эпизод, очевидно, пришли к выводу, что авиакомпания все же пыталась до конца исполнять свои обязательства перед клиентами. Свою вину бывшие топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» не признали.

«Александр Кочнев добросовестно исполнял обязанности гендиректора авиакомпании, поэтому все его действия соответствовали закону,- полагает адвокат Воронин.- Сам Кочнев считает, что если бы в сентябре прошлого года компания смогла оплатить топливо, то ее самолеты летали бы до сих пор».

По словам адвоката Воронина, после предъявления окончательного обвинения его подзащитный отказался давать показания, посчитав нужным вначале подробно ознакомиться с его текстом. «Кроме того, нам необходимо изучить еще несколько документов, которых нет в деле,- пояснил “Ъ” защитник.- Мы заверили следствие, что дадим свой ответ на предъявленное обвинение через неделю».

После снятия обвинения в мошенничестве основной в деле стала статья УК РФ о злоупотреблении полномочиями, предусматривающая до десяти лет заключения. По версии следствия, топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» допустили его, в частности, в отношении ЗАО «Коммерческое агентство аэропорта Домодедово» , которому не заплатили более 500 млн рублей за наземное обслуживание самолетов, а также ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Последнее не смогло получить за аэронавигационное сопровождение полетов лайнеров «ВИМ-Авиа» более 200 млн рублей. При этом стоит отметить, что поручителем по топливным кредитам в Домодедово выступал Рашид Мурсекаев. К нему лично был удовлетворен иск на 300 млн рублей, однако обратить взыскание фактически оказалось не на что.

В пресс-службе аэропорта Домодедово сообщили, что по решению арбитража с «ВИМ-Авиа» была взыскана вся задолженность, однако затем она была в полном объеме включена в реестр требований кредиторов авиакомпании.

Адвокаты фигурантов расследования не смогли пояснить, с какими именно эпизодами связаны обвинения по ст. 176 и 193.1 УК РФ, объяснив это тем, что подробно не ознакомились с документами следствия. По данным источника “Ъ”, следствие полагает, что сотни миллионов рублей были выведены из авиакомпании под фиктивные контракты . Банковский же эпизод, очевидно, связан с ПАО «Банк “Зенит”» (62,66% принадлежит ПАО «Татнефть»), предоставившим «ВИМ-Авиа» кредитную линию на 3,6 млрд рублей до 31 декабря 2020 года. Средства выделялись под залог дорогостоящих авиадвигателей, вспомогательных силовых установок и ценных бумаг различных обществ. В 2017 году «ВИМ-Авиа» перестало обслуживать кредит, не выплатив по нему проценты в размере 32 млн рублей. Кроме того, в нарушение договора с «Зенитом» авиакомпания получила еще один заем - в банке «Абсолют» на 581 млн рублей. «Абсолют», кстати, до сих пор пытается вернуть свои деньги через арбитраж.

В свою очередь, «Зенит» уступил право требования по кредиту ООО «РНГО», которое также обратилось в суд. В ходе проверки залогового имущества выяснилось, что шесть из десяти авиадвигателей и одна вспомогательная установка (оцениваемые почти в 1 млрд рублей) отсутствуют, а ценные бумаги не очень соответствуют той стоимости, по которой их брали в залог. Арбитраж взыскал с подозрительного заемщика в пользу РНГО 3 млрд рублей, разрешив выставить на аукцион оставшиеся двигатели и реализовать векселя.

Предполагается, что уже через пару недель фигуранты расследования могут приступить к ознакомлению с его материалами, после чего обвинительное заключение будет направлено на утверждение в Генпрокуратуру.

МОСКВА, 29 сентября. /ТАСС/. Басманный суд Москвы отправил под домашний арест до 25 ноября генерального директора компании "ВИМ-Авиа" Александра Кочнева, обвиняемого в мошенничестве со средствами авиакомпании.

"Суд постановил ходатайство следствия удовлетворить и избрать в отношении Кочнева меру пресечения в виде домашнего ареста сроком до 25 ноября", - огласила решение судья Елена Ленская.

Судья также отметила, что находясь под домашним арестом, Кочнев может посещать медучреждения для оказания квалифицированной помощи, предварительно уведомив органы следствия. В остальном суд наложил на Кочнева стандартные ограничения - не покидать место проживания, не общаться со СМИ, не пользоваться интернетом и не отправлять почту. Также суд не разрешил ему прогулки.

В пятницу под домашний арест до той же даты судом отправлена и главный бухгалтер авиакомпании Екатерина Пантелеева. Она не возражала против данной меры пресечения. Обвиняемая будет находиться под домашним арестом в своей московской квартире. Ей запрещены контакты с другими фигурантами дела.

Руководство авиакомпании осуществляло вывод активов компании с целью последующего их хищения, также следствием установлено, что, не имея возможности производить услуги по перевозке пассажиров, компания продолжала продавать билеты, уточнил следователь в суде. На данный момент установлены и задержаны "не все возможные соучастники преступления", добавил он.

Источник, близкий к следствию, рассказал ТАСС, что следствие обвиняет Кочнева и Пантелееву в продаже билетов на рейсы, вопреки объективной невозможности компанией выполнить свои обязательства. "Кочнев и иные лица заранее знали о плохом положении дел в авиакомпании, но не приняли мер к прекращению продажи билетов, а полученными денежными средствами распорядились по своему усмотрению", - рассказал собеседник агентства.

Согласно материалам дела, в качестве свидетеля по данному делу был допрошен глава Росавиации Александр Нерадько.

Дело в отношении фигурантов было возбуждено 25 сентября по признакам ч. 4 ст. 159 ("Мошенничество, совершенное в особо крупном размере"). Максимальное наказание по данной статье - 10 лет колонии.

Следователь в суде рассказал, что владельцы авиакомпании Рашид и Светлана Мурсекаевы скрылись ровно в день возбуждения уголовного дела. Их местонахождение устанавливается. Они будут объявлены в розыск в рамках уголовного дела о мошенничестве, ранее сообщали ТАСС в правоохранительных органах. По данным Следственного комитета, "Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули страну, по имеющейся у следствия информации, они находятся за границей".

Позиции сторон

Следователь просил заключить Кочнева и Пантелееву под домашний арест и наложить стандартные ограничения. "Кочнев осуществлял управление компанией и принимал все значимые решения", - сказал следователь, мотивируя ходатайство. По его словам, Кочнев и Пантелеева "в силу должностного положения могут оказать давление на других фигурантов дела".

Прокурор позицию следствия в суде поддержал. "Материалы следствия в своей совокупности позволяют считать позицию следствия обоснованной", - заявил прокурор.

Кочнев в свою очередь просил отпустить его под подписку о невыезде для ликвидации возникших в авиакомпании трудностей. Он добавил, что в случае избрания ему домашнего ареста в качестве меры пресечения, просит разрешить двухчасовые прогулки и посещение врачей. Старший партнер в коллегии адвокатов "Юков и партнеры", адвокат Кочнева Михаил Воронин поддержал заявление своего подзащитного. Он также добавил, что "задержание (Кочнева)было проведено с нарушениями и оно незаконно".

Нелетная авиакомпания

25 сентября авиакомпания "ВИМ-Авиа" заявила о прекращении выполнения всех чартерных рейсов из-за финансовых проблем и нехватки оборотных средств. Этому предшествовала серия задержек рейсов в российских и зарубежных аэропортах. По данным Росавиации, общая задолженность "ВИМ-Авиа" составляет около 7 млрд рублей.

Накануне правительство выделило Росавиации 98 млн рублей на обслуживание воздушных судов "ВИМ-Авиа", в том числе на оплату горючего и услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов. Согласно распоряжению, подписанному премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, средства будут выделены из Резервного фонда. При этом общая задолженность авиакомпании "ВИМ-Авиа" за работы, услуги, топливо, аэропортовое и наземное обеспечение полетов составляет около 1,3 млрд рублей.

Суд отправил под домашний арест бывшего гендиректора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера авиакомпании Екатерину Пантелееву, обвиняемых в мошенничестве. Владельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули страну

Александр Кочнев (Фото: Артем Геодакян / ТАСС)

Басманный суд Москвы поместил под домашний арест бывшего генерального директора компании «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и ее главного бухгалтера Екатерину Пантелееву, которых СКР обвиняет в мошенничестве с денежными средствами авиапассажиров на сумму более 1 млн руб. Решение о домашнем аресте приняли судьи Наталия Дударь и Елена Ленская, передает корреспондент РБК.

«Руководство «ВИМ-Авиа», не имея финансовой возможности продолжать реализацию перевозок, продолжало продажи билетов. Кроме того, установлено, что руководители компании осуществляли вывод ее активов с целью последующего хищения», — заявил представитель СКР на заседании по мере пресечения Кочневу. Кроме того, потенциальными свидетелями по делу являются около тысячи сотрудников «ВИМ-Авиа», все они находятся в прямом подчинении Кочневу и подвержены его влиянию, указал сотрудник СКР. Финансовая документация о состоянии компании пока не изъята; обвиняемый знает, где она хранится, и может ее уничтожить, добавил следователь.

Сам бывший генеральный директор попросил разрешить ему прогулки и посещение врача. «Также прошу, если это возможно, изменить мне меру пресечения на подписку о невыезде, чтобы я мог принимать участие в ликвидации возникших задержек и других проблем», — кратко заявил Кочнев. Его адвокат старший партнер КА «Юков и партнеры» Михаил Воронин настаивал, что «не увидел доказательств наличия основания для домашнего ареста, который является довольно серьезной мерой пресечения». По его словам, задержание Кочнева было оформлено с нарушениями: так, в его протоколе сказано, что он был «застигнут следствием в момент совершения преступления». В действительности Кочнев был оформлен как задержанный после десятичасового допроса в СКР.

Следствие уже успело допросить по делу нескольких свидетелей, в их числе — глава Росавиации Александр Нерадько. Протокол его допроса представитель СКР приложил к ходатайству о мере пресечения Кочневу в качестве доказательства причастности бывшего гендиректора «ВИМ-Авиа» к мошенничеству, сказала судья Ленская.

Бегство владельцев

Кочнева и Пантелееву задержали в четверг утром после многочасового ночного допроса в СКР, РБК Михаил Воронин. Владельцы авиакомпании Рашид и Светлана Мурсекаевы , подтвердил СКР в своем официальном сообщении в четверг. Об их отъезде сообщили накануне два источника РБК; по информации одного из них, супруги во вторник, 26 сентября, между 18:00 и 19:00. По сведениям Александра Нерадько, еще в понедельник вечером Рашид Мурсекаев был в Москве на работе, на следующий же день сотрудники агентства не смогли его найти, чтобы продолжить переговоры о проблемах «ВИМ-Авиа». «Без собственника предприятия очень трудно сменить менеджмент предприятия, ввести так называемое антикризисное управление», — сетовал Нерадько.

Если учредители скрылись, так же может поступить и сам обвиняемый, заявил следователь в Басманном суде на заседании по мере пресечения Кочневу. «Побег учредителей следствием документально не подтвержден. К тому же они не имеют прямого отношения к моему подзащитному», — возражал адвокат Воронин.

Проблемы перевозчика

Следователи СКР возбудили по факту мошенничества в «ВИМ-Авиа» вечером 25 сентября. За несколько дней до этого в московском аэропорту Домодедово, где базируется компания, были задержаны​ десятки ее рейсов по российским и международным направлениям. Генпрокуратура сообщила, что 12% рейсов в 2017 году компания выполнила с многочасовыми задержками.

Задержки связаны с перед поставщиками топлива, сообщила тогда Росавиация. По данным ведомства, проблемы у «ВИМ-Авиа» начались из-за того, что авиакомпания приобрела в лизинг дальнемагистральные Airbus А330 и Boeing 777, но не рассчитала спрос на перевозки и понесла убытки.

Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства закончились и финансирование заморожено». При этом билеты на рейсы «ВИМ-Авиа» до конца года купили около 200 тыс. пассажиров, Ассоциация туроператоров России (АТОР). По ее сведениям, общий долг перевозчика перед контрагентами, пассажирами, аэропортами и банками составляет от 3 млрд до 10 млрд руб. В пятницу, 29 сентября, новым гендиректором «ВИМ-Авиа» назначили Александра Бурдина, авиаперевозчик.

Массовые задержки рейсов «ВИМ-Авиа» стали происходить с июля 2016 года. В компании тогда связывали их с высоким сезоном и попыткой государственного переворота в Турции. Проблемы удалось решить благодаря вводу в эксплуатацию новых судов, отчитывалась представитель перевозчика. В июне 2017 года волну отмен чартерных рейсов компания объяснила задержкой при ремонте самолетов. Количество пострадавших тогда оценивалось приблизительно в 30 тыс. человек.

В январе—сентябре 2017 года управление Ространснадзора по Приволжскому федеральному округу провело в авиакомпании (зарегистрированной в Татарстане) семь проверок, в основном по обращениям граждан. Против топ-менеджмента «ВИМ-Авиа» было возбуждено по задержкам зарплат на сумму 206 млн руб., еще одно дело завел 29 сентября Роспотребнадзор.

​По данным картотеки арбитражных судов, в январе—сентябре 2017 года было зарегистрировано 38 дел, в которых авиакомпания выступает ответчиком.

Реакция Кремля

Утром 26 сентября было отменено более 20 регулярных рейсов и более десяти чартерных рейсов авиакомпании в трех российских городах и шести зарубежных странах. На экстренном совещании в Росавиации министр транспорта Максим Соколов сообщил, что поддержка «ВИМ-Авиа» бессмысленна, поскольку «компания практически прекратила работу». По его словам, главной задачей сейчас является вывоз из-за рубежа от 40 тыс. до 100 тыс. клиентов «ВИМ-Авиа», отдых которых подошел к концу.

Перевезти пассажиров «ВИМ-Авиа» из-за рубежа согласились . Часть обязательств по возвращению туристов придется взять на себя , купив им новые билеты, — эти дополнительные расходы могут превысить $10 млн. Кроме того, правительство «Аэрофлоту» потратить на выполнение обязательств «ВИМ-Авиа» порядка 1,8 млрд руб. собственных средств.

27 сентября президент Владимир Путин объявил министру Соколову . На совещании с членами правительства глава государства выразил недоумение, что авиакомпания, по словам чиновников, соответствует всем критериям, но работать не может. Критики от президента удостоился также курирующий транспорт вице-премьер Аркадий Дворкович. «Вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Может быть, вы перегружены слишком?» — сказал Путин. ​Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, в свою очередь, указала главе Росавиации Нерадько на недостаточное внимание к тревожным сигналам о состоянии «ВИМ-Авиа», которые поступали уже около года.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» была создана в октябре 2002 года. По данным ЕГРЮЛ, учредители ООО «ВИМ-Авиа» — Рашид (1%) и Светлана (99%) Мурсекаевы. Также они числятся учредителями признанного в июле 2017 года банкротом ПАО «Инвест Холдинг».

В 2016 году компания показала чистую прибыль 89 млн руб. при выручке 17,174 млрд руб. Стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 10,481 млрд руб., а чистый финансовый долг — 7,007 млрд руб. (

Главное следственное управление Следственного комитета России завершило основные следственные действия по громкому уголовному делу о махинациях и злоупотреблениях в некогда одной из крупнейших авиакомпаний страны «ВИМ-Авиа» , которая сейчас проходит процедуру банкротства. В пятницу следователи ГСУ предъявили обвинения в окончательной редакции трем фигурантам расследования. В зависимости от роли каждого из них бывшие гендиректор компании Александр Кочнев , вице-президент Алевтина Калашников а и бухгалтер Екатерина Пантелеева были обвинены в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 201, ч. 1 ст. 176 и ч. 3 ст. 193.1 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия; незаконное получение кредита и перевод валюты нерезидентам РФ с использованием подложных документов). Аналогичные статьи, но уже в заочной форме следствие инкриминировало совладельцу компании Рашиду Мурсекаеву , который еще до начала разбирательства покинул Россию.

Изначально ГСУ СКР обвиняло фигурантов в особо крупном мошенничестве, совершенном организованной преступной группой (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, зная о том, что авиакомпания находится в сложном финансовом положении и не может заплатить за топливо и аэродромное обслуживание, они продолжали продавать билеты на рейсы, которые в итоге не полетели. Однако, как полагает адвокат Александра Кочнева Михаил Воронин, следователи, проанализировав этот эпизод, очевидно, пришли к выводу, что авиакомпания все же пыталась до конца исполнять свои обязательства перед клиентами. Свою вину бывшие топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» не признали.

«Александр Кочнев добросовестно исполнял обязанности гендиректора авиакомпании, поэтому все его действия соответствовали закону,- полагает адвокат Воронин.- Сам Кочнев считает, что если бы в сентябре прошлого года компания смогла оплатить топливо, то ее самолеты летали бы до сих пор».

По словам адвоката Воронина, после предъявления окончательного обвинения его подзащитный отказался давать показания, посчитав нужным вначале подробно ознакомиться с его текстом. «Кроме того, нам необходимо изучить еще несколько документов, которых нет в деле,- пояснил “Ъ” защитник.- Мы заверили следствие, что дадим свой ответ на предъявленное обвинение через неделю».

После снятия обвинения в мошенничестве основной в деле стала статья УК РФ о злоупотреблении полномочиями, предусматривающая до десяти лет заключения. По версии следствия, топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» допустили его, в частности, в отношении ЗАО «Коммерческое агентство аэропорта Домодедово» , которому не заплатили более 500 млн рублей за наземное обслуживание самолетов, а также ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Последнее не смогло получить за аэронавигационное сопровождение полетов лайнеров «ВИМ-Авиа» более 200 млн рублей. При этом стоит отметить, что поручителем по топливным кредитам в Домодедово выступал Рашид Мурсекаев. К нему лично был удовлетворен иск на 300 млн рублей, однако обратить взыскание фактически оказалось не на что.

В пресс-службе аэропорта Домодедово сообщили, что по решению арбитража с «ВИМ-Авиа» была взыскана вся задолженность, однако затем она была в полном объеме включена в реестр требований кредиторов авиакомпании.

Адвокаты фигурантов расследования не смогли пояснить, с какими именно эпизодами связаны обвинения по ст. 176 и 193.1 УК РФ, объяснив это тем, что подробно не ознакомились с документами следствия. По данным источника “Ъ”, следствие полагает, что сотни миллионов рублей были выведены из авиакомпании под фиктивные контракты . Банковский же эпизод, очевидно, связан с ПАО «Банк “Зенит”» (62,66% принадлежит ПАО «Татнефть»), предоставившим «ВИМ-Авиа» кредитную линию на 3,6 млрд рублей до 31 декабря 2020 года. Средства выделялись под залог дорогостоящих авиадвигателей, вспомогательных силовых установок и ценных бумаг различных обществ. В 2017 году «ВИМ-Авиа» перестало обслуживать кредит, не выплатив по нему проценты в размере 32 млн рублей. Кроме того, в нарушение договора с «Зенитом» авиакомпания получила еще один заем - в банке «Абсолют» на 581 млн рублей. «Абсолют», кстати, до сих пор пытается вернуть свои деньги через арбитраж.

В свою очередь, «Зенит» уступил право требования по кредиту ООО «РНГО», которое также обратилось в суд. В ходе проверки залогового имущества выяснилось, что шесть из десяти авиадвигателей и одна вспомогательная установка (оцениваемые почти в 1 млрд рублей) отсутствуют, а ценные бумаги не очень соответствуют той стоимости, по которой их брали в залог. Арбитраж взыскал с подозрительного заемщика в пользу РНГО 3 млрд рублей, разрешив выставить на аукцион оставшиеся двигатели и реализовать векселя.

Предполагается, что уже через пару недель фигуранты расследования могут приступить к ознакомлению с его материалами, после чего обвинительное заключение будет направлено на утверждение в Генпрокуратуру.

И Екатерина Пантелеева являются фигурантами дела о хищении денег пассажиров обанкротившегося перевозчика, вскоре им должны предъявить обвинение. В то же время журналисты обнаружили место регистрации авиакомпании, входившей до недавнего времени в российский топ-10: это оказался чулан в отдаленном татарском поселке.

Михаил Воронин, адвокат генерального директора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева, сообщил, что его клиент попросил отложить дачу показаний в Следственном комитете по уголовному делу о мошенничестве. «Он... находился в СК без еды, воды, отдыха и сна. Он физически сегодня утром не мог давать показания, поэтому попросил отсрочить», - сказал юрист, подчеркнув, что Кочнев в принципе не отказался от общения со следствием.

В свою очередь, адвокат главного бухгалтера «ВИМ-Авиа» Екатерины Пантелеевой Екатерина Павловская сообщила РБК , что 27 сентября Пантелеева вместе с Кочневым по вызову явились в Следственный комитет для дачи показаний. «Завтра будет допрос и избрана мера пресечения», - сказала Павловская. Адвокат при этом не смогла подтвердить информацию о том, что Пантелеева отрицает хищения в авиакомпании, сославшись на подписку о неразглашении. Ранее агентство «Интерфакс» сообщило о том, что Пантелеева после допроса, который продолжался всю ночь без еды и сна, дала развернутые показания и объяснила причины массовой отмены рейсов «ВИМ-Авиа».

Ранее СКР завел дело в отношении неназванных сотрудников «ВИМ-Авиа» по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Их заподозрили в получении 1 млн рублей за продажу билетов, когда уже было известно, что «ВИМ-Авиа» не способна выполнять обязательства перед клиентами. 27 сентября дело было перенаправлено в центральный аппарат.

Ситуация вокруг «ВИМ-Авиа» обострилась в конце прошлой недели . 22 сентября в московском аэропорту Домодедово были задержаны​ десятки рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» как по российским, так и по международным направлениям. В Росавиации сообщили, что эти задержки связаны с неурегулированной задолженностью авиакомпании перед топливозаправочными организациями.

25 сентября один из владельцев «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства закончились и финансирование заморожено». Утром 26 сентября было отменено более 20 регулярных рейсов и более 10 чартерных рейсов авиакомпании в трех российских городах и шести зарубежных странах (Болгария, Италия, Испания, Греция, Турция и Кипр). «ВИМ-Авиа» имеет обязательства о перевозке около 200 тыс пассажиров до конца года. Росавиация обратилась к нескольким российским авиакомпаниям (среди них - Azur Air и UTair) в связи с ситуацией с перевозкой пассажиров «ВИМ-Авиа».

В тот же день Росавиация провела экстренное совещание, посвященное проблеме. Министр транспорта Максим Соколов сообщил, что главной задачей сейчас является вывоз из-за рубежа тех клиентов «ВИМ-Авиа», отдых которых подошел к концу. В тот же день Соколов заявил, что поддержка «ВИМ-Авиа» бессмысленна, поскольку «компания практически прекратила работу».

Ситуация с «ВИМ-Авиа» 27 сентября обсуждалась на совещании с членами правительства, которое проводил президент Владимир Путин. Глава государства выразил недоумение тем фактом, что авиакомпания, по словам чиновников, соответствует всем критериям, но при этом работать не может. Путин объявил неполное служебное соответствие министру Соколову и указал вице-премьеру Аркадию Дворковичу , что тот уделяет отрасли недостаточно внимания. Эксперты отмечают, что кризис "ВИМ-Авиа" может закончится отставкой Соколова с поста министра.

Как сообщало агентство "Руспрес ", вечером 27 сентября расследование в отношении должностных лиц «ВИМ-Авиа» по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина было передано в Главное управление СК по расследованию особо важных дел. Тогда же стало известно, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его супруга покинули Россию.

Богатые Сабы - сердце и печень российской авиации

Десятки тысяч клиентов «ВИМ-Авиа» на неопределенное время застряли в аэропортах, тем временем головной офис авиакомпании зарегистрирован далеко от российской столицы - на территории небольшого татарстанского села Богатые Сабы . Репортеры ИА «Татар-информ» решили разобраться в таком необычном расположении представительства авиаперевозчика и понять, чем занимается офис «ВИМ-Авиа» в далеком от столичной суеты татарстанском поселке.

Чтобы добраться из Казани до головного офиса «ВИМ-Авиа», расположенного в Богатых Сабах, у корреспондентов ИА «Татар-Информ» ушло примерно полтора часа поездки на автомобиле и еще час на то, чтобы отыскать необходимое здание, затерявшееся среди непримечательных построек на окраине поселка.

Сразу по приезду на местность корреспондентам повстречалась местная жительница, работающая почтальоном, которая и подсказала, где находится дом 1А по улице Строителей (именно этот адрес указан в регистрационных данных авиакомпании). При этом сама почтальон не имела никакого представления о том, что находится по данному адресу и очень удивилась, когда услышала об офисе авиакомпании в родном поселке.

Отыскав необходимый адрес корреспонденты ИА «Татар-информ» столкнулись с новой проблемой - периметр здания огораживал длинный темно-зеленый забор, на единственной калитке которого красовался навесной замок. Пройти на территорию удалось через проходную соседнего участка, там же репортеры встретили местного охранника, который неохотно объяснил, что пройти к офису «ВИМ-Авиа» можно.

«Можете пройти, там все равно ничего нет, только вывеска. У них там сейчас идет ремонт, вот недавно заменили окна. Помещение пустое стоит, там никто не работает. Я их давно не видел, с прошлого года. Как вывеску поставили в прошлом году, они там ходили, а после этого я их не видел ни разу», - рассказал охранник.

Головной офис «ВИМ-Авиа» расположился в одноэтажном здании сомнительного вида - с одной стороны в нем располагаются 2 помещения (1 из которых и принадлежит авиаперевозчику), с другой стороны постройки находится въезд для машин и гараж. На фасаде дома висит ярко-красная вывеска «ВИМ-Авиа» . Дверь в помещение была открыта, постучавшись в нее, журналисты ИА «Татар-информ» решили войти внутрь.

Там их встретил узкий темный коридор, заставленный коробками, а также две двери - одна закрытая, а на другой висела табличка с надписью «контролёры». Постучавшись во вторую дверь, мы решили зайти и проверить наличие людей. В небольшой комнате, порядка 18-20 кв. метров, сидели две женщины, как выяснилось - представительницы сабинских коммунальных служб. По их словам, территория и здание, в котором расположен офис «ВИМ-Авиа», принадлежит сабинскому «МПП ЖКХ», которое сдает соседнюю комнату в аренду авиаперевозчику.

«Мы сами - контролеры коммунального хозяйства, а то помещение в аренде. Они (представители „ВИМ-Авиа“, - прим. Т-и) здесь редко бывают, их помещение постоянно закрыто, это двое мужчин. Мы их не видим, мы дверь в нашу комнату закрываем, у нас тут холодно бывает. Ну они иногда бывают там, заходят, уходят и все. По площади у них помещение такое же как и у нас. Сегодня я их не видела», - поделилась представительница сабинского «МПП ЖКХ».

Сразу после разговора с журналистами представительницы «МПП ЖКХ» заявили о том, что у них начался обед, после чего навесили на входную дверь здания замок и ушли, посоветовав через час-другой отыскать в соседнем административном помещении главного бухгалтера «МПП ЖКХ» (она тоже обедала), которая, по их убеждению, обладала большей информацией о необычном арендаторе.

Прождав полтора часа, репортеры ИА «Татар-информ» все-таки смогли застать на рабочем месте Лилию Новикову, которая услышав о цели визита журналистов, поспешила откреститься сразу от всех возможных вопросов. «„ВИМ-Авиа“ к нам никакого отношения не имеет, они просто арендуют это помещение, вот и все. Это не наше. Они вовремя платят аренду, а мы сдаем им помещение», - подчеркнула главный бухгалтер «МПП ЖКХ».

Тем не менее женщина рассказала, что оплата за аренду происходит раз в квартал, цена вопроса - 15 тыс рублей. «Они уже заплатили за третий квартал, через три дня четвертый квартал пойдет», - объяснила бухгалтер.

По словам Новиковой, оплату аренды помещения контролирует местный представитель авиакомпании по имени Руслан, с которым можно договориться о встрече по телефону и задать все интересующие вопросы. Написав номер Руслана на листке, Лилия Новикова вежливо попрощалась. Корреспонденты ИА «Татар-информ» позвонили по указанному номеру и договорились о встрече с Русланом, который прибыл на место всего через пару минут после звонка.

Парень приехал на своем автомобиле, представился Русланом Степановым, юрисконсультом «ВИМ-Авиа» в Богатых Сабах. По словам Степанова, сам он живет в Богатых Сабах, никакими данными о финансовом состоянии авиакомпании не обладает и узнает последние новости о своем работодателе из СМИ. Также он отметил, что связывался с московским офисом компании накануне, и никаких изменений в режиме его работы пока не намечается.

«Я здесь работаю, живу в Сабах, а они мне зарплату начисляют. В (арендованном, - прим. Т-и) помещении сейчас делаем ремонт, когда его закончат, я буду работать там. Я вот вчера только с ними (с московскими представителями „ВИМ-Авиа“, - прим. Т-и) общался, они мне ничего нового не сказали. То, что знаю я, знаете и вы», - рассказал Руслан Степанов.


Руководитель пресс-службы Президента РТ Эдуард Хайруллин заявил ИА «Татар-информ», что ни Правительство Татарстана, ни Татнефть отношения к авиакомпании «ВИМ-Авиа» и ее обязательствам не имеют.

По имеющейся у агентства информации, компания Татнефть занималась поставками топлива для «ВИМ-Авиа», а банк «Зенит» ее кредитовал. Сейчас, возможно, будет рассматриваться вопрос о реструктуризации долгов перед банком.

Напомним, что авиакомпания «ВИМ-Авиа» занималась внутренними и международными пассажирскими авиаперевозками. Согласно сведениям с официального сайта компании, в настоящее время ее авиапарк насчитывает 7 самолетов, в том числе Boeing-777-300 и Airbus-330-200, правда исполнительный директор Ассоциации российских туроперторов Майя Ломидзе отметила, что большинство бортов находится в лизинге в случае банкротства компании самолеты вероятно пойдут в зачет лизинговых платежей.

Учредителем «ВИМ-Авиа», согласно сведениям из открытых источников, является Рашид Мурсекаев. В мае этого года авиаперевозчик анонсировал программу чартерных рейсов по маршруту Казань-Китай, однако проблемы с оплатой топлива и периодические задержки рейсов, которые возникли у «ВИМ-Авиа» с начала 2017 года, не позволили полностью реализовать этот проект.