Дворец альгамбра в южной испании. Дворец альгамбра в гранаде

Альгамбра в Испании – это великолепный дворцовый комплекс, лучший образец мавританской архитектуры. В его состав входят несколько дворцов, великолепные сады и фонтаны. Из Альгамбры можно наблюдать , горы и далекое Альбаранское море.

«Альгамбра» переводится с испанского, как «Красный замок». Он расположен в испанской Гранаде, стоит на возвышенности и построен из рыжего камня. Весь этот великолепный архитектурный шедевр можно увидеть за несколько километров.

Красный замок окружен мощными каменными стенами. Главный вход в него называется Воротами Юстиции, они построены в середине XIV века. Следующими идут Винные ворота, и только после них – вход непосредственно во дворец.

Замок Альгамбра на карте Гранады

История Альгамбры

Город Гранада появился во времена Римской Империи, а после падения Рима эта территория неоднократно переходила из рук в руки разных мавританских эмиров, пока в XIII веке ее не завоевал Махаммад ибн Наср I и не образовал Гранадский эмират.

Махаммад сделал Гранаду столицей эмирата и приказал строить в ней будущую резиденцию Альгамбру. Большая стройка началась в 30-е годы XIII столетия. Так наступил золотой век Гранады, продлившийся почти 250 лет.

При строительстве Альгамбры архитекторы придерживались принципов мавританской, мусульманской архитектуры. Уже тогда этот дворцовый комплекс был назван современниками земным раем, одним из чудес света.

Возведение этого уникального, единственного в своем роде дворцового комплекса, окруженного крепостными стенами, осуществлялось по сложному проекту, течение речек с горы было изменено, и они стали питать дворцовые сады и фонтаны.

В центре дворца Альгамбры построили Львиный и Миртовый дворцы, вокруг них были посажены сады, вырыты и украшены искусственные водоемы, построены несколько открытых залов, организованы внутренние патио и пр.

Миртовый двор и сегодня имеет чрезвычайно роскошный вид. Это настоящий образец архитектуры и ландшафтного искусства средневековых арабов. В его центре находится большой пруд, окруженный миртовыми деревьями.

На севере Миртового двора находится дворец Комарес, где расположен тронный зал. Он имеет второе наименование – Палата Послов. Стены дворца внутри покрыты тончайшими восточными резными узорами, а купол, благодаря освещению, мерцает узорами из звезд.

Искусная резьба по дереву – один из известных признаков восточных культур. Особенно красив во дворце резной потолок из кедра, с которого опускаются сталактиты. Сталактиты в Альгамбре часто используются в качестве украшения.

Мешуар – один из самых старинных дворцов на Миртовом дворе. После падения Гранадского эмирата он был частично разрушен, а потом переделан в католический храм. Изначальная мавританская красота Мешуар дошла до наших дней не полностью.

В Мешуаре при эмире проходили суды, а во дворце Комарес эмир осуществлял торжественные приемы. Во времена христианства некоторые части дворцов были перестроены, но сохранился главный зал, стены которого украшены суннами из Корана.

Во времена эмиров здесь располагались жилые покои, где проживали сам эмир, его гарем, дети и прислуга. Посреди Львиного двора установлен прекраснейший фонтан, обязательный атрибут всех восточных дворцов.

Вода фонтана льется в большую мраморную чашу, которая стоит на спинах 12 каменных львов. Создавая этот шедевр, мавританские скульпторы сравнивали фонтан с троном библейского царя Соломона.

По сторонам Львиного двора располагаются три прекрасных дворцовых зала. Их стены покрыты уникальной майоликой, отделаны восточной мозаикой, разноцветным мрамором, гипсом, керамикой и другим декором.

Как принято в исламе, здесь преобладают растительные и геометрические орнаменты, изящно переплетенные с арабской вязью, утонченные разноцветные узоры, всегда вызывающие особенный восторг у публики. Людей мусульманам изображать нельзя.

Поздние постройки в Альгамбре

Гранадский эмират вплоть до конца XV века считался одним из богатейших государств на территории современной Испании, однако наступил закат мавританского владычества на Пиренейском полуострове, и Альгамбра осталась последней цитаделью мавров.

«Красный замок» – так переводится название шикарного дворцового комплекса, о котором я сегодня вам хочу рассказать. Откуда точно пошло название, сегодня уже никто не скажет. То ли обилие красных факелов на крепостных стенах дали для этого повод. То ли цвет высушенной на солнце глины послужил толчком к такому названию. Как бы там ни было, но я трактую по-своему. А по-моему «красный» — это «красивый»! И в этом вы убедитесь, побывав тут лично. Для этого вам нужно приехать в замок (Испания).

Итак, то ли город, то ли сад, то ли крепость, а то ли огромаднейший мавританский комплекс из дворцов и садов.

История создания

Строили Alhambra, строили, и, наконец, построили. Начали возводить дворцовый комплекс в 13-м столетии, хотя на самом деле начали тут «копошиться» ещё на несколько веков раньше.

Ещё в 9-м столетии в официальных документальных записях встречались упоминания о некой полуразрушенной крепости, которая находилась на этом самом месте ещё до дворца. В те далёкие времена один из воюющих правителей Кордовского эмирата скрывался от противников в этих развалинах. Ещё лет сто-двести крепость укрепляли, перестраивали, пока в 11-м столетии её территориально соединили с городом. Крепость превратилась в более-менее самостоятельный квартал (медину). Такие кварталы могли быть самодостаточными, если город брали в осаду завоеватели.

Судьбоносные события произошли тут в первой половине 13-го столетия. Тогда некий Мухаммед ибн Наср «отцапал» себе немного власти в государстве мусульман. Он и стал основателем Гранадского эмирата со столицей в Гранаде. Разумеется, резиденцию решено было сделать в Альгамбре.

Замок стали усиленно укреплять. Как-никак резиденция правителя… Укрепляли так усердно и ответственно, что наследникам Мухаммеда даже пришлось изменить русло местной реки – всё в угоду «общему военному делу».

Как вы поняли, на то время строение играло роль оборонительного сооружения, которое не было похоже на роскошный дворец. И только в 14-м веке один из наследников правителя стал придавать Alhambra вид настоящего дворцового комплекса.

Тогда же был построен Дворец львов, несколько новых ворот и бань, а на стенах появилась резьба. Впоследствии мало кто заботился об убранстве и оформлении дворца. Дворца так, как это было в 14-м веке.

Новым важным моментов жизни Альгамбры стал 15-й век. Тогда Гранаду освободили от мавританцев. Испанская корона завладела дворцом. В 16-м столетии комплекс дополнили специальным дворцом для Карла-пятого. Параллельно с этим некоторые из старых построек были уничтожены, как и элементы декора на дворцовых стенах. В 18-м веке дворец «впал в кому», о нём почти забыли, доведя до разрушения и упадка…

Вновь вспомнили о нём в 19-м веке. Глаз на неё положили не правители, а творческие люди – живописцы и писатели. Почти 60 лет подряд комплекс пытались восстанавливать, «высасывая из пальца» некоторые его детали. К работе подошли не научно, а творчески… Что тут сказать, художники – народ впечатлительный и фантазийный… И только спустя время, уже с приходом 20-го века, восстанавливать дворец стали, опираясь на исторические документы.

Сейчас – это целый дворцово-парковый комплекс, состоящий из крепости и дворцов с музеями, из садов и скульптурных композиций. Alhambra переживает своё второе рождение, привлекая ежегодно миллионы туристов.

Элементы дворца

Поскольку наша достопримечательность – это целый архитектурный ансамбль, то говорить о ней, как об одном дворце было бы неправильно.

Для удобства, как правило, Альгамбру делят на зоны или секторы. Так и описывать легче, и туристы не заблудятся.

Алькaсаба

Таким словом раньше в Испании арабы называли укреплённую резиденцию своего правителя. В нашем случае Алькасаба – это самая старинная часть комплекса, находящаяся на верхушке холма. Тут и жили первые «строители» и хозяева крепости.

Из самых старых элементов построек видим древние стены, Дозорную башню, развалины нескольких старых строений, остатки резервуара для сбора воды, тюрьму и часть жилых построек для прислуги. В наше время к этому сектору отнесли и сады. Но они появились позднее, к старым постройкам отношения не имеют.


Последняя династия эмиров, её представители жили именно здесь в этом здании с прилегающими двориками, залами и башнями. Тут власть имущие жили чаще всего. Тут было их, так сказать, ПМЖ. Дворец имел три сектора: Мешуар, Дворец Львов и Комарес. Их и сегодня могут увидеть туристы. Мешуар – это помещение для работы суда, приёма подданных. Комарес – официальная резиденция для приёма высокопоставленных гостей и иностранных посланцев. А во Дворце Львов обитали сами «львы», правители. Там были их личные покои. В эмирском дворце сегодня постарались максимально восстановить тот интерьер, который был во время правления его хозяев. Заходи, да властвуй.


Карл V Габсбург, император Священной Римской Империи, официально пребывал тут (в Альгамбре) в летнее время. Но капризный, видимо, был правитель, — не удовлетворяли его старинные постройки, возжелал новый дворец себе. И вот в 16-м столетии напротив старого начали строить новый дворец. Его-то впоследствии и назвали Дворцом Карла V. Стиль выбрали – итальянский ренессанс. Здание в форме квадрата. Внутренний дворик – круглый. Достроили его только в 20-м веке, когда и заказчика-то уже в помине не было.


Как я уже говорил выше, со временем она стала полноценным жилым массивом (районом, кварталом). В него входили и правительственные дворцы, и жилой сектор простолюдинов. Меди́на и была названа Верхней Альгамброй. Тут, собственно, жил и простой люд, и господа, и ремесленники. Все они были заняты в обслуживании дворцового комплекса. Сам квартал отделили вполне заметно от «монаршей части» — вырыли ров, который окружили прочной стеной с крепостными башнями. Когда настала эпоха христиан, эту часть комплекса забросили. Постройки разрушились от времени. В одном дворце католики устроили свой монастырь. Остальную часть медины сделали парком (садом).


Об этом дворце частенько пишут отдельно, как о знаменитой достопримечательности Гранады. Это своего рода отдельный пункт в туристических маршрутах путеводителей. Находится этот дворец в 350-ти метрах от основного комплекса Alhambra. Смешно, но сюда правители «приезжали» отдыхать, как мы сегодня ездим на дачу. Хотя расстояние-то всего как «кот наплакал». От прежнего внешнего вида Хенералифе не осталось и кирпичика. Христианская эпоха и регулярные перестройки подчистую стёрли всё то, что тут было изначально. Добавьте к этому период полной разрухи, который тянулся не одно десятилетие. И, не смотря на это, данный дворец – удивительно красив. Если не «заморачиваться» на отсутствии «первозданности», то тут есть, на что посмотреть.


О местных садах говорят, как об отдельном самостоятельном туристическом объекте. Сказать «сады» — это ничего не сказать. За этим словом скрываются и сами садовые насаждения, и чудные уютные внутренние дворики, и фонтаны на террасах, каскады водных потоков, каналы, водоёмы, вычурные арки, невесомые своды, стройные колоннады, резные окна с воздушными лёгкими узорами…Повсюду декорирование арабской вязью с прославлением аллаха, орнаментами растительной тематики, яркой разноцветной мозаикой, изразцами из керамики, ажурной резьбой по дереву и даже камню.

Дивно пахнущие апельсины, аллеи стройных кипарисов, цветущие клумбы, журчание воды в каскадах и брызги фонтанов. Такое впечатление, что, разбивая сады Альгамбры в Гранаде, их создатели уделили воде и свету особое внимание и значение. Тут всё подчинено общей идее создания комфорта, уюта, светлой радости…

В каналы и фонтаны вода приходила с горных склонов. Ценность воды в эпоху мавров была высока. Это как для греков колонны. Вода должна была быть обязательным элементом важных архитектурных ансамблей того времени.

Как добраться?

Как добраться до дворца Альгамбра в Гранаде? Как я уже неоднократно говорил, дворцовый ансамбль расположился на холме под названием Ла-Сабика возле самого исторического центра Гранады. Потому проблем с поиском этой достопримечательности возникать не должно.

Три популярных способа: на своих двух, на авто (личном или такси), на автобусе.


От центра города до холма не более километра ходу. Потому и пешком не сложно будет дойти. Отправная очка – Кафедральный собор Гранады. Если же вы стеснены по времени, то воспользуйтесь городским транспортом, или же возьмите авто в аренду. Нужный вам маршрут – С3. Для удобства туристов с автомобилями возле дворцового комплекса есть стоянки с охраной. Если вы не едите в экскурсионном автобусе, а взяли авто, то ваш путь немного будет отличаться от «автобусного». Вам придётся заезжать не из центра города, а со стороны южного отрезка кольцевой дороги.

Цена билета и график работы

Тут, как обычно, я посоветую взглянуть на официальный сайт Альгамбры , чтобы не попасть впросак.

входной билет в Дворец Насридов действителен исключительно в течение 30 минут от указанного в билете времени. Это связано с лимитированием количества посетителей в помещениях дворца. Если вы опоздаете, и ваши 30 минут истекут, — вас уже никто не пустит, придётся купить билет заново.

Единого билета для посещения всего комплекса дворцов сразу — не существует. Вернее, существует, но такой билет даёт право на очень-очень общий обзор территории. Если вы хотите детально и скрупулёзно всё рассмотреть, то в каждый дворец и даже в сады билеты приобретаются отдельно. Кроме этого, существуют билеты для дневного и вечернего посещения. Они тоже отличаются по цене.

Итак, самый общий обзорный билет во дворец Альгамбра в Испании стоит 14 евро. Дети до 12-ти лет входят бесплатно. От 12-ти до 15-ти лет – платят по 8 евро. Пенсионеры после 65-ти лет – платят за вход по 9 евро. Инвалидам билеты продают по 8 евро.

Более детальную информацию по посещению каждой зоны Альгамбры узнавайте на сайте .

Важно: в среднем, экскурсия занимает не менее трёх часов. Билеты раскупают на УРА. Потому приобретайте их заранее. Удобнее это делать в режиме online на официальном сайте Дворцового комплекса. Делать фото и сэлфи разрешено, но без вспышек и штативов. Курить нельзя!!! Кушать и пить можно только в определённых специально отведённых для этого местах.

Первых посетителей тут начинают пускать с 8.30 утра. Зимой объект завершает работу в 21.30, а в летнее время – в 23.30.

Как обычно, посещение возможно с гидом или самостоятельно. Это тоже влияет на стоимость билетов.

Итог

Как её не назови, — архитектурным шедевром исламских мастеров или выдающимся памятником мавританского зодчества, — в любом случае – это удивительной красоты достопримечательность. Её слава уже давно вышла за пределы Гранады и Испании. Могли ли предположить последние правители мусульманской династии в Гранаде, что их жилищем (грубо говоря) станут восхищаться миллионы иностранцев сегодня? Обычный, казалось бы, для того времени крепостной и дворцовый комплекс спустя столетия, пережив расцвет и разруху, стал непревзойдённым достоянием не только испанцев, но всего человечества. Не красного словца ради говоря я всё это сейчас. Эту красоту сложно описать, её нужно видеть. К чему я вас и призываю всем своим рассказом об Альгамбре.

Это архитектурная композиция, являющаяся выдающимся достижением мавританских архитекторов во всей Западной Европе. Он расположен на скалистом плато в юго-восточной части Гранады и включает в себя прекрасные дворцы, райские сады и старинную крепость. Ежегодно на юг Испании съезжаются миллионы туристов для того, чтобы увидеть воочию это чудо мавританской архитектуры.

Название Альгамбра переводится с арабского языка, как "красный замок". Одни связывают происхождение названия с высушенной солнцем глиной из которой выполнены дворцы, другие полагают, что название произошло от красных факелов, которые освещали территорию при строительстве дворцов.

История Альгамбры

Развитие Альгамбры началось во времена завоевания Пиренейского полуострова мусульманами, которые в VIII веке поселились на юге Испании. Во времена правления династии Насридов (1230—1492) Гранада получила статус столицы Гранадского эмира - мавританских владений на территории Испании.

Мавританские эмиры пожелали создать райский уголок на отдаленных от дома местах - так среди садов Гранады возникла Альгамбра, ставшая резиденцией эмиров-завоевателей. В то время в состав комплекса, окруженного высокими стенами с башнями, входили жилые дома, мечети, сады, бани, склады и кладбище. До наших времен сохранились только дворцы построенные в XIV веке.

Внутреннее убранство комплекса Альгамбра гармонично сочетает в себе живописные сады и внутренние дворики, украшенные фонтанами, водоемами и каналами с множеством изысканных арок, колонн и резных окон. Все это декорировано с традиционными арабскими вязями, пестрой керамической мозаикой, растительными орнаментами и резными узорами по камню и дереву.

Наиболее важная роль в композиции Альгамбры уделена воде и свету. В окружении благоухающей растительности вода переливается в множестве фонтанов и весело журчит в каналах и каскадах.

Вода, поступавшая в фонтаны и каналы с горных вершин Сьерра Невада, очень ценилась маврами. Да и вообще, ручьи, фонтаны и водопады являются не менее характерной чертой для арабов, чем для греков колонны.

Альгамбра состоит из комплекса внутренних двориков, помещений, башен и переходов, каждые из которых имели свое предназначение. Названия говорят за себя:

  • "Миртовый дворик" украшен вечнозелеными миртовыми шпалерами.
  • "Зал двух сестер" назван так благодаря встроенным в пол двум большим плитам из белого мрамора.
  • "Дворик львов" получил свое название благодаря фонтану установленному на спины 12 львов.

Палата послов создавалась для проведения официальных церемоний и торжеств. Купол помещения украшен мерцающим звездным узором.

Отдельно стоит отметить многочисленные башни Альгамбры с красиво оформленными холлами, бассейнами и потрясающим видом с их вершин.

На фоне всех строений резко выделяется самая поздняя постройка - дворец Карлоса V. Он был построен в XVI веке и представляет собой квадратное строение с круговым внутренним двором с тосканскими колоннами на нижнем этаже и ионической колоннадой на верхнем. В настоящее время во дворце проводят различные концерты. Также, во внутренних помещениях находятся музей изящных искусств Гранады и археологический музей Альгамбры.

Где находится Альгамбра

Дворец Альгамбра расположен по адресу Calle Real de la Alhambra, s/n, 18009 Granada, Испания

Телефон:+34 958 02 79 71

Дворец Альгамбра - самый прекрасный из выстроенных когда-либо укрепленных дворцовых покоев. Его устройство хранит черты классического средневекового замка, в котором верхние этажи занимали аристократы, военные и знатные горожане, а нижние уровни и защищенный стенами двор отдавали торговцам и челяди. В 1241 г. Ибн аль-Ахмед положил начало династии Насридов в Гранаде, именовав себя Мохаммедом I. Насриды правили Гранадой до 1492 г. Цитадель Альгамбра была выстроена по приказу Мохаммеда I.

В начале 1492 г. пришел конец семисотлетней власти мавров. Испанские христианские короли изгнали из Гранады правителей династии Насридов, 250 лет считавших город и его окрестности своими владениями. Насриды бежали из своего дворца, несравненной Альгамбры. Этот «красный город» на самом деле следует рассматривать как выдающийся архитектурный ансамбль, а не как отдельное здание.

Первая часть огромного укрепленного комплекса, Алькасаба (Верхний город) , была закончена либо в конце XIII, либо в начале XIV в.

Мехуар, или Дом справедливости, в том числе и богато изукрашенная Кварто Дорадо (Золотая комната) , были официальными помещениями самого султана. Здесь он в присутствии чиновников оглашал законы и указы. На стенах Золотой комнаты красовалась надпись: «Войди и не бойся требовать справедливости, ты ее получишь».

Дворец Комарес, в котором находились жилые апартаменты султана и его чиновников, является настоящей жемчужиной Альгамбры. Своды Посольского зала согласно Корану изображают семь небес. Они выполнены из кедра с искусными инкрустациями из слоновой кости и перламутра. Личная гвардия султана Мохаммеда V (1354-1391) занимала Львиный двор, выдающий образец арабской архитектуры в Иберии и исламского стиля в целом. Стены выложены орнаментом из алых, зеленых, золотых и синих изразцов. Внутренний двор со 124 мраморными колоннами получил свое название из-за фонтана. Его чашу держат на спине 12 мраморных львов.

Самой роскошной комнатой дворца считается зал Двух сестер (Сала-де-лас-Дос-Эрманас) . Ее своды в мавританском стиле украшены сталактитами, так что потолок поделен на более чем 4000 сверкающих ячеек. Одна стена покрыта стихами, выписанными золотом на глазури.

Шум воды можно слышать в любом уголке Альгамбры. В стенах цитадели бьет множество источников. Султан Мохаммед I решил, что в его крепости воды будет в избытке. И послушные архитекторы сделали воду деталью внутреннего убранства. Филигранные струи фонтанов превосходно сочетаются с блеском покрытых глазурью кирпичей, мраморных полов и пестрых изразцов.

Альгамбра состоит из четырех частей:

  • Военной крепости Алькасабы (самая старая часть)
  • Потрясающего дворца Насридов (последний всплеск мавританской архитектуры) ;
  • Летнего дворца Хенералифе;
  • Ренессансного дворца Карла V.

Между ними пролегает лабиринт райских садов, которые действительно кажутся воплощением небесных кущ. Пленяют нежные сочетания света, цвета, звуков и ароматов, созданные журчащими фонтанами, зеркальной гладью прудов, высокими живыми изгородями и изобилием благоухающих цветов.

Цвет стен из смеси красной глины и камня дал Альгамбре ее название, происходящее от арабского слова «красный». Некогда эти стены окружали небольшой город с четырьмя воротами, 23 башнями, семью дворцами, жилищами прислуги, мастерскими, банями, учебными заведениями (медресе) и мечетями. Многие из них давно исчезли, но те, что остались, продолжают завораживать своей магией, как это случилось с Карлом V: построив тут императорский дворец, монарх использовал его лишь для церемоний, а сам предпочитал жить со своей семьей в более приятном ему мавританском дворце. Из-за колоссальной популярности Альгамбры в разгар сезона вы можете оказаться в густой толпе из множества экскурсионных групп. Поэтому лучше запланировать второе посещение, и придти еще раз вечером, когда мягко подсвечены те элементы архитектуры, которые вы могли пропустить днем. Что касается дворца Насридов, то туда надо заказывать экскурсию и ждать в течение получаса (попробуйте прийти после 12.00, когда толпа схлынет) . Но в любом случае вы сможете впитывать чувственную атмосферу Альгамбры так долго, как захотите.

Алькасаба

С этой крепости можно начать осмотр. Поднимитесь на крышу Торре-де-ла-Вела, чтобы полюбоваться фантастической панорамой Гранады, Сьерры-Невады и бескрайней равнины (вега) к западу. Алькасаба, построенная в IX в., представляла собой первое крупное мавританское сооружение в Гранаде, хотя две ее передние башни появились только через 400 лет.

Паласиос Насариес (Дворец Насридов)

Французский поэт Теофиль Готье назвал земным раем этот дворец, построенный для Юсуфа I и Мухаммеда V в 1300 году. Два его патио, изысканная резная лепнина потолков, фризы, капители и арки, геометрическая мозаика, фонтаны и ощущение бесконечной перспективы стали воплощением расцвета мавританского стиля в Испании. Из выложенного замечательной плиткой Мехуара (Зала совета) пройдите в Патио-дель-Куарто-Дорадо, а затем в потрясающий Салон-де-лос-Эмбахадорес (Зал послов) в башне Комарес. Это сооружение увенчано купольным сводом, на который пошло, как утверждают, более 8 тыс. плиток кедрового дерева. Обратите внимание на мастерскую лепнину стен, прекрасные мукаркас (решетчатая лепнина потолка, арок и куполов) , а потом полюбуйтесь чудесным видом из окон. В Патио-де-лос-Аррайянес (Миртовом Дворике) представлена одна из лучших перспектив Альгамбры, которую подчеркивают кусты мирта по сторонам водоема.

Отсюда ведет проход в Зал мосарабов, которому предшествует знаменитый Львиный дворик. Это ритмично организованное, окруженное колоннадой пространство поделено на четыре части в традиционном исламском духе, где главенствуют фонтан и водные каналы - символы четырех потоков жизни. Бассейн, чей обод испещрен поэтическими строфами, воспевающими красоту двора, сада и игру вод, сторожат 12 каменных львов. Автором этих и многих других надписей в Альгамбре был главный министр Мухаммеда V ибн Самрак.

Вокруг патио находятся три зала исключительной красоты. Наиболее впечатляет Сала-де-лас-Дос-Эрманас (Зал Двух сестер, слева при входе в патио) с восьмиугольным купольным потолком, украшенным замечательными мукарнас, напоминающими сталактиты. Они залиты естественным светом, льющимся через расположенные ниже окна.

С противоположной стороны этот зал связан водным каналом с Залом Абенсеррахов. У него высокий купольный потолок и сталактитовые своды. Третий зал, Сала-де-лос-Рейес (Зал королей) , находится позади скопления арок. Роспись его потолка выполнена художниками-христианами, нанятыми Мухаммедом V. К северу отсюда еще один зал ведет в Мирадор-де-Дараха над красивым внутренним двориком с садом.

От главного дворца можно пройти к Паласио-дель-Парталь, который, вероятно, являлся первой частью строения. Арочная галерея ведет к Торре-де-лас-Дамас (Башне дам) , которая отражается в зеркальной чистоте большого бассейна. Расположенные поодаль на разных уровнях сады создают мост, ведущий в Хенералифе.

Хенералифе

Здание Хенералифе, возведенное выше уровня Альгамбры, было летним дворцом. Главную его достопримечательность составляет продолговатый бассейн в окружении фонтанов в Патио-де-ла-Асекия; кроме того, здесь есть террасные сады, беседки и кипарисовые рощи, дарующие целительную прохладу даже в летний зной.

В бывших королевских апартаментах особо рассматривать нечего, кроме замечательных видов, поэтому посетите смотровую площадку Мирадор-де-ла-Султана на самом верху.

В конце июня в садах Хенералифе устраиваются музыкально-танцевальные представления.

Дворец Карла V

Дворец Карла V построен по проекту Педро Мачуки, ученика Микеланджело. Обширный круглый внутренний двор олицетворяет Мировую Империю (т.е. земной шар) и совершенно непохож на все остальные сооружения Альгамбры. Внутри расположены Музей изящных искусств и Музей Альгамбры. В последнем представлены образцы испанско-мусульманского искусства. Наверху, в разделе изящных искусств, хранятся работы гранадских мастеров (Диего де Силоэ, Алонсо Кано, Педро де Мена, Диего и Хосе де Мора) .

:  /  (G) (O) 37.176944 , -3.59 37°10′37″ с. ш. 3°35′24″ з. д.  /  37.176944° с. ш. 3.59° з. д. (G) (O)

Включение 1984 (8 сессия) Расширения 1994 * Название в официальном рус. списке
** Название в официальном англ. списке
*** Регион по классификации ЮНЕСКО

Имя «Аллах»

Внутренние дворики, переходы, фонтаны и водоёмы прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцы , резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное декоративное убранство арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых окон. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе .

Свет и вода играют важную роль в общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода. Она пенится в каскадах, сверкает брызгами фонтанов, резво бежит по каналам и льётся, наполняя пруды и водоёмы. Всё это - в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными снегами горных вершин и ярко-голубого неба.

История

Холм Ла-Сабика, бòльшую часть которого занимает Альгамбра, был населен еще в доримские времена. Первую крепость здесь построили арабы; она называлась Ильбира (по-испански Эльвира). В конце IX в. здесь укрывался вождь восстания в Кордовском халифате Саввар ибн Хамдун аль-Мухариби. Далее это место долго не упоминается - до XI века, когда полуразрушенное укрепление отстроил Шмуэль ха-Нагид (993-1055/1056), визирь эмира Гранады Бадиса ибн Хабуса из династии Зиридов . До воцарения Насридов Альгамбра представляла собой просто укрепленный квартал (медину). Она могла существовать автономно от города: там были дворец правителя, школы, ремесленные мастерские и т. д.

В XVI-XVII вв. на месте мечети построена церковь Санта-Мария, а рядом с дворцовым комплексом появился дворец Карла V.

  • Львиный дворик (Patio de los Leones ). Центральный двор дворца, по периметру окруженный арочными галереями, сходными с галереями Миртового дворика, но по преимуществу со сдвоенными колоннами, общее число которых составляет 124. Входы в апартаменты по преимуществу выделены выступающими портиками. Окружающие дома покрыты остроконечными черепичными крышами. Посредине дворика расположен Фонтан львов (Fuente de los Leones ), изображающий двенадцать стилизованных львов, держащих на спинах двенадцатигранную чашу. Долгое время существовала версия, что фигуры львов сделаны еще в XI в. и происходят из дома визиря Шмуэля ха-Нагида, а поскольку он был иудеем, они якобы символизировали двенадцать колен Израиля . Однако при реставрации фонтана в начале XXI в. выяснилось, что и львы, и чаша сделаны во время строительства дворца, то есть во второй половине XIV в. Чаша также украшена стихами Ибн Замрака.
  • Зал Сталактитов (Sala de los Mocárabes ). Служил как бы вестибюлем для входа во дворец. Названием обязан потолку из мукарн , сильно пострадавшему от взрыва порохового погреба в 1590 г. и замененного; с 1863 г. можно видеть остатки первоначального потолка. Окаймлен вдоль потолка богатым фризом из гипсовой лепнины с надписями и девизами Насридов. Имеет три арочных входа в Львиный дворик.
  • Зал Абенсеррахов (Sala de los Abencerrajes ). Расположен в корпусе с южной стороны Львиного дворика. Обязан названием легенде, согласно которой здесь во время празднества было убито 37 представителей знатного рода Абенсеррахов по доносу враждебного семейства: якобы один из Абенсеррахов был близок с женой султана. Ржавые пятна в двенадцатиугольном центральном фонтане ассоциируются с их кровью. Самое заметное в этом зале - купол звездообразной формы, состоящий из мукарн , с окнами, дающими мягкий свет. Стены украшены гипсовой лепниной, понизу - изразцами XVI в.
  • Зал Королей (Sala de los Reyes ). Замыкает Львиный дворик с востока. Возможно, это была гостиная и зал для отдыха. Разделен парными арками на три квадратных секции. Названием обязан росписи на потолке центральной секции, сделанной на коже и приклеенной: изображено десять сидящих персонажей в характерной восточной одежде, в тюрбанах и с саблями, беседующих меж собой, - по одной из версий, это десять первых эмиров династии Насридов. До XIX в. их считали судьями, и зал назывался Залом Правосудия (Sala de la Justicia ). На потолке двух боковых секций изображены галантные сцены с участием кавалеров и дам; здесь также можно усмотреть влияние христианского искусства.
  • Зал Двух Сестер (Sala de las Dos Hermanas ). Центральная комната покоев султанши. Обязана своим названием двум большим мраморным плитам пола, разделенным фонтаном. Особо выразителен здесь восьмигранный купол с мукарнами, который опирается на тромпы , также покрытые мукарнами. Стены покрыты тончайшей резьбой по стуку, где можно увидеть и девизы Насридов. Над дверями сделаны антресоли.
  • Зал Бифориев (Sala de los Ajimeces ). Примыкает к северу к залу Двух Сестер. Назван так из-за окон-бифориев (с двумя проемами, разделенными колонной) парных балконов на северной стене, выходящих в сад. Купол из мукарн, заново перекрытый в XVI в., стены покрыты гипсовой лепниной.
  • Мирадор Дарача (Mirador de Daraxa ). Крытый балкон зала Двух сестер, выходящий во дворик Линдараха (Patio de Lindaraja ). Первое в анфиладе помещений гарема . Название - от искаженного арабского «И-айн-дар-айша» («Глаза султанши»). Имеет расположенные низко окна (в расчете на сидящих на полу), центральное - двойное арочное, боковые одинарные. Первоначально, до строительства покоев Карла V, из него открывался вид на долину реки Дарро. Гипсовая лепнина со стихами Ибн Замрака, черно-бело-желтый изразцовый цоколь, кессонный потолок.
  • Покои Карла V (Habitaciones de Carlos V ), или покои императора (Habitaciones del Emperador ). Шесть комнат (коридор, кабинет, приемная, спальни императора и императрицы, Зал плодов), пристроенных к дворцу в 1528-1537 гг., в результате чего образовался дворик Линдараха. В них можно было пройти через бывшие дворцовые бани. Архитектор - Педро Мачука. По легенде, именно в этих покоях был зачат будущий Филипп II . В 1829 г. в Зале плодов останавливался Вашингтон Ирвинг , о чем напоминает мемориальная доска, повешенная в 1914 г.
  • Будуар королевы (Peinador de la Reina , до XVIII в. мог называться также Tocador или Mirador ). Комнаты верхнего этажа башни Аль-Хаджадж (часть титула Юсуфа I), которая примыкает к покоям Карла V, достроенные специально для императрицы Изабеллы Португальской около 1537 г. и расписанные в 1539-1546 гг. Состоят из передней, собственно будуара (кабинета) с арабскими арочными окнами и открытых галерей. Художники Хулио Акилес и Александр Майнер расписали эти помещения гротесками, растительным орнаментом, фигурами путти, мифологическими и аллегорическими сюжетами; цикл фресок в передней посвящен осаде Туниса Карлом V в 1535 г.
  • Двор Решетки (Patio de la Reja ), или Кипарисовый (Patio de los Cipreses ). Создан между стеной, зданием бань и покоями Карла V в то же время, когда строились последние; получил название по решетке балкона на южной стене, сделанного в 1654-1655 г. для прохода между дворцом Комарес и покоями императора. Посредине находится мраморный фонтанчик, по четырем углам - столетние кипарисы .

Дворец Карла V

Дворец Карла V (Palacio de Carlos V ) начал строиться архитектором Педро Мачука для императора рядом с дворцами Насридов в 1527 г., но в 1568 г. строительство было приостановлено на 15 лет из-за восстания морисков . Ренессансная архитектура дворца в духе итальянского маньеризма (архитектор долго жил в Италии) резко контрастирует с соседними постройками. После смерти Педро Мачука в 1550 г. работы продолжил его сын Луис (построивший круглый двор), здесь работали также Хуан де Ореа и Хуан де Минхарес. Впрочем, дворец достраивался до самого 1957 г., отчего носит отпечаток разных эпох. Дворец квадратный в плане (63 х 17,4м), но имеет внутренний круглый двор (диаметром 30 м). Имеет два этажа, на фасадах которых пилястры чередуются с парами окон - прямоугольным и сверху круглым. Первый этаж выполнен в стиле тосканского ордера и рустован , к пилястрам прикреплены декоративные железные кольца для привязывания коней. На втором этаже сделан ряд балконов, его окна богаче украшены, пилястры - ионического ордера . Парадный вход с восточной стороны выделен четырьмя группами дорических колонн, на фронтоне над главной дверью - аллегорическая фигура Гранады. Со двора оба этажа образуют галереи, первый - с дорическими колоннами, второй - с ионическими.

С 1958 г. на втором этаже здания находится Музей изящных искусств Гранады (Museo de Bellas Artes de Granada ), с 1994 г. в южном крыле первого этажа - Музей Альгамбры (Museo de la Alhambra ), музей исламского искусства, где экспонируются в основном археологические находки, сделанные в самой Альгамбре.

Парталь

Название «Парталь » (Partal , от арабского слова, означающего «портик») носит зона к востоку от дворца Насридов. Изредка ее называют двором Смоковницы (Patio de la Higuera ). Значительную ее часть ранее составлял дворец Парталь (Palacio del Partal ), или дворец Портика (Palacio del Pórtico ), построенный раньше насридских дворцов - в начале XIV в., при Мухаммеде III. От этого дворца осталось очень немногое; наибольшее из его строений - башня Дам (Torre de las Damas ), или башня Князя (Torre del Príncipe ), встроенная в наружную стену. Ее портик с пятью арочными входами выходит к прямоугольному водоему, как и у прочих дворцов. Внутренняя отделка тоже похожа: разноцветные изразцы понизу стен, над ними гипсовая лепнина, деревянный потолок. Сверху находится башенка (mirador), откуда открывается вид на долину реки Дарро, как и из нижнего квадратного зала. По легенде, именно из этой башни к своим восставшим сторонникам бежал будущий эмир Боабдиль . Во второй половине XIX в. здесь было частное жилище; в 1865 г. землю с этим зданием купил немецкий банкир Артур фон Гвиннер, в 1891 г. он подарил ее испанскому государству, но взамен получил разрешение вывезти декоративный потолок. С 1978 г. потолок выставлен в Музее исламского искусства в Берлине. Реставрация башни была закончена в 1924 г.

Здесь же находятся девять арабских домиков, возможно, более поздней постройки, между водоемом и дворцовым комплексом; в одном из них можно видеть фрески середины XIV в. с изображением сцен охоты, войны, фантастических животных. Правей башни Дам, тоже в стене, расположена Молельня (Oratorio del Partal ), или башня Михраба (Torre del Mihrab ), украшенная гипсовой лепниной и соответственно имеющая михраб , обращенный на восток.

Южней этой зоны находятся сады Парталь (Jardines del Partal ), на территории, где раньше находились жилища арабских вельмож. Еще южней когда-то стоял дворец Юсуфа III (Palacio de Yusuf III ), от которого сохранились только фундаменты, а на месте центрального двора - водоем. После испанского завоевания в нем жили алькальды (губернаторы) Гранады, и он соответственно назывался дворцом Мондехар или Тендилья (по их титулам). В 1718 г. Филипп V в наказание за измену лишил титула и должности тогдашнего графа де Тендилья и велел снести дворец.

Верхняя Альгамбра, или Медина

Место, где находилась жилая зона Альгамбры: особняки, более простые дома, базары, бани и мечеть. Здесь жил обслуживающий персонал дворца и располагались ремесленные мастерские. Центральная улица, ныне называемая Королевской улицей (Calle Real ), идет с запада, от Винных ворот, на восток в направлении Хенералифе. Параллельно ей прежде проходил оросительный канал, называвшийся сначала Султанским, а потом Королевским.

  • Церковь Санта-Мария-де-ла-Альгамбра (Iglesia de Santa María de la Alhambra ). Построена в 1581-1618 гг. на месте Большой мечети по планам Хуана де Эрреры и Хуана де Ореа архитектором Амбросио де Вико, несколько упростившим их. Имеет в плане форму латинского креста. Барочный алтарь с витыми колоннами выполнил Алонсо де Мена в 1571 г., так же как распятие и статуи свв. Урсулы и Сусанны. Главную статую, Святой Девы Печалей (Virgen de las Angustias ), представляющую собой пьету , изваял в 1750-1760 гг. Торквато Руис дель Пераль. Во время Страстной недели эту статую торжественно проносят крестным ходом на серебряных носилках, изображающих аркады Львиного дворика.
  • Рауда (Rauda , Rawda ). Это слово значит «сады», но на этом месте, примыкающем к Дворцу Львов, находилось кладбище членов царствующего дома. Было найдено в конце XIX в.; могилы оказались пустыми, потому что Боабдиль перезахоронил предков близ замка Мондухар. К нему примыкают ворота Рауды (Puerta de la Rauda ), сохранившиеся от башни Рауды (Torre de la Rauda ), ныне восстановленной; они вели во Дворец Львов. Это четырехугольное в плане строение с землебитным куполом и тремя подковообразными арками; купол расписан имитацией кирпичной кладки.
  • Бани при Большой мечети (Baños de la Mezquita ). Построены в 1302-1309 гг., перестроены в XIX в. и получили название «дом Полинарио» (Casa del Polinario ), поскольку в то время там находилась таверна, которую держал певец и музыкант, кантаор Антонио Барриос по прозвищу «Полинарио», отец известного композитора и гитариста Анхеля Барриоса. С 1975 г. там устроен музей Анхеля Барриоса.
  • Бывший монастырь Сан-Франсиско (Convento de San Francisco ) построен в 1495 г. на фундаменте разрушенного арабского дворца. В его бельведере поначалу похоронили Католических королей , прежде чем их останки перенесли в Королевскую капеллу при соборе . В 1835 г. здание было превращено в интендантский склад и жилой дом, с 1928 г. в нем разместились художники-пейзажисты. С 1954 г. в бывшем здании монастыря находится туристская гостиница из сети Парадоров (Paradores ) - Parador de Granada . Через его дворик проходил Королевский канал.
  • Сухой сад (Secano , буквально «сухая земля»). Это название появилось с XVI в., когда были разрушены ведшие сюда акведуки. Бывшая территория ремесленного квартала; видны фундаменты домов, мастерских, гончарных печей. Вдоль нее идет кипарисовая аллея , где деревья пострижены в форме аркады; так делается с тридцатых годов ХХ в., чтобы туристы с аллеи могли видеть квартал.
  • Дворец Абенсеррахов (Palacio de los Abencerrajes ). Был построен в XIII в. и стоял рядом с одноименной башней; принадлежал одному из самых знатных родов эмирата. В 1812 г. взорван французскими оккупантами; уцелели только фундаменты, башня и водоем.

Башни Альгамбры

Помимо уже упомянутых, сохранились следующие башни:

См. также

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.