Категории сложности в альпинизме и горном туризме. Справка

источник: Шатаев В. Н.


УТВЕРЖДЕНЫ
Правлением Федерации альпинизма России
(Протокол № 17 от 23 мая 2010 г.)

1. Общие положения о классификации маршрутов.

1.1. Маршруты восхождений (подъемы на вершины) делятся в порядке возрастающей сложности на категории - от 1-й до 6-й. Категории от 2-й до 6-й включительно подразделяются на две полукатегории - А и Б. Согласуются с действующей Единой Всероссийской Спортивной Классификацией (нормы, требования по альпинизму).

1.2. Предварительную оценку категории сложности маршрута производят сами альпинисты - первопроходцы маршрутов восхождений, уточняют наличие вершины, ее высоту и расположение, орографию района, ориентацию или наименование маршрута, его характер и новизну.
1.3. Все маршруты рассматриваются только классификационной комиссией Федерации альпинизма России. Восхождения по маршрутам 6Б категории сложности (кат сл.) после рекомендации комиссии (по новым маршрутам - совместно с заключением группы экспертов) утверждаются Правлением федерации альпинизма России.

1.4. В категорию сложности классифицируемого маршрута восхождения включается только путь подъема. Путь подхода к началу маршрута и спуск с вершины (при траверсе - спуск с последней вершины) в категорию сложности маршрута не включается, но должны быть отражены в отчете.

1.5. Под траверсом понимается прохождение не менее двух вершин, причем спуск с предыдущей вершины должен проходить в направлении последующей, но не по пути подъема.
Траверс одной вершины не классифицируется (за исключением специально оговоренных случаев).

1.6. Отдельные маршруты могут быть классифицированы только для зимних восхождений с индексом " з ".

1.7. Маршрут может быть классифицирован как первовосхождение, первопрохождение, вариант, комбинация маршрутов.

Первовосхождением считается восхождение на вершину впервые, оно же будет и первопрохождением по данному маршруту.

Первопрохождением считается восхождение по маршруту, проложенному по непройденным склонам, гребням, контрфорсам, рёбрам (при траверсе - когда новые участки, без учета повторно пройденных, определяют более высокую категорию сложности маршрута).

Вариантом считается восхождение по маршруту, частично совпадающему с ранее пройденным или проходящему по ранее пройденной стене (склону), не разделенной с представленным на классификацию маршрутом, гребнями, ребрами, кулуарами и т. д.
(в траверсах - когда новые участки определяют более низкую категорию, чем весь пройденный маршрут).

Комбинацией считается восхождение или траверс, маршрут которого состоит из ранее пройденных участков или маршрутов (классифицируются индивидуально для групп).

1.8. Некоторые маршруты могут быть объединены в одном пункте таблицы «Классификатор маршрутов на горные вершины», далее - («Классификатор»).

1.9. Под вершиной понимается:
а) высшая точка возвышенного участка хребта (гребня), расположенного между двумя седловинами (перевалами);
б) возвышение в гребне не менее 100 метров, если на данном участке гребня нет явно выделяющихся по высоте отметок
В «Классификаторе» в этом случае вершинам пункта «б», как правило, даются наименования основной вершины (массива), например - Шхельда (1-я З.), Шхельда (2-я З.), Бивачная (Ю.) и т.д.

1.10. Классификационная комиссия включает в дополнение или «Классификатор» наименование вершин в соответствии с федеральным законом «О наименовании географических объектов».

2. Оценка сложности маршрута и система единых символов

2.1. В описании маршрута должно быть четкое разграничение между свободным лазанием и передвижением с использованием искусственно созданных точек опоры.

2.2. Схема маршрута в символах УИАА предполагает обязательную оценку сложности каждого отдельного участка. Для участков, проходимых свободным лазаньем, применяется следующая шкала сложности: I, II±, III±, IV±, V±, VI±.
I - лёгкий - необходимы знания азов техники. Опоры для ног надежны, приемы практически любые. Сохранение равновесия на перенос тела больших усилий не вызывают. В общем - нетрудно.

II - умеренно тяжелый - для сохранения равновесия нужен ледоруб, выбор опор и приемов разнообразен, перенос тела требует достаточных усилий, необходимы некоторые познания по технике передвижения.

II - тяжелый - выбор ступенек (опор) не ограничен, но не все они обеспечивают удобство и надежность. Передвижение - на ногах, руки используются для сохранения равновесия и обеспечения плавного переноса ног.

IV - очень тяжелый - выбор опор и приемов ограничен. Те, что допустимы, маневренности и уверенности не обеспечивают. Для движения и сохранения равновесия прилагать значительные усилия.

V - особенно тяжелый - опор мало, не все надежны, требуют тщательного опробования, а выбор пути и приемов - серьезных раздумий; для сохранения равновесия и переноса тела понадобятся большие усилия и ловкость.

VI - чрезвычайно тяжелый - опор очень мало, выбор приемов весьма ограничен. Сохранение равновесия и передвижение требуют ловкости и силы, вплоть до максимальных усилий.
В дополнение к вышеизложенным требованиям допускается применение способов классификации, принятых в других странах (см. «Дополнения»).
2.3. При лазанье с применением искусственных точек опоры - ИТО (подвешиваемые на крючья лесенки, петли, платформы), сложность оценивается по 4-балльной шкале: А1, А2, АЗ, А4.

А1 - одиночные крючья; рельеф прост и надежен; (безопасное ИТО все точки надежны)

А2 - серия искусственных точек; рельеф прост и надежен (не все точки страховки надежны, в случае срыва есть вероятность получить травмы)

АЗ - большие серии искусственных точек; рельеф усложнен; преодоление карнизов и навесов; (50% точек страховки ненадежны, в случае срыва есть большая вероятность получить травмы)

А4 - большие серии искусственных точек; рельеф сложный, ненадежный; преодоление больших карнизов более 1 метра (около 80% точек страховки ненадежны, в случае срыва есть вероятность получить травмы несовместимые с жизнью).

2.4. Если требуется применение шлямбурных крючьев (или дырочек под скайхуки), то после обозначения градации сложности участка ставится буква "е" с указанием длины в метрах, например: V+, АЗе-15м.

3. Оформление записей маршрутов и уточнение маршрутов

3.1. При записи в "Книжке альпиниста" о первопрохождении (в том числе первовосхождении, варианте, комбинации) категория сложности не указывается. Категория сложности записывается после классификации маршрута.

3.2. Сведения о классифицированных маршрутах указываются с обозначениями:

"пв" - первовосхождение;

"пп" - первопрохождение;

"2-е, 3-е" - второе или третье прохождение;

"вар" - маршрут классифицирован как вариант;

"ком" - классифицирован как комбинация маршрутов;

"з" - маршрут классифицирован для зимнего периода.

"д/гр" - маршрут засчитан только группе и для спортивных и учебных целей не рекомендован (в таблицу не вносится);

3.3. В "Классификаторе» и дополнения к нему вносятся новые маршруты по мере рассмотрения и своевременно опубликовываются.

3.4. Наименование вершин, высот, маршрутов и категории сложности в «Классификаторе» или в дополнениях уточняет классификационная комиссия Федерации альпинизма России по представлению дополнительных материалов, а также по статистическим данным отчетов альпинистских мероприятий (АМ).

4. Единые требования к отчету для классификации

Отчет должен представляться в сброшюрованном виде.
Текст печатается на листах формата А4 (т.е.) - стандартного формата 210 х 297 мм через 1,5 интервала.

Лист 1, стр.1.
Паспорт восхождения

1. Район, ущелье, номер раздела по классификационной таблице 20__ года
2. Наименование вершины, ее высота, название маршрута
3. Предлагается - ____ кат. сл., _____ прохождение (вариант, комбинация)
4. Характер маршрута:____ (скальный, комбинированный, ледово-снежный)
5. Перепад высот маршрута: ___________ (по альтиметру или GPS)
Протяженность маршрута: ____________________ м.
Протяженность участков: V кат сл. - ____ м., VI кат сл._____ м.
Средняя крутизна:
основной части маршрута - ___ град.; всего маршрута - ___ град.
6. Оставлено "крючьев" на маршруте:
всего ________; в т.ч. шлямбурных __________
7. Ходовых часов команды: _____ часов, _____ дней
8. Руководитель: фамилия, имя, спортивный разряд

Участники: фамилия, имя, спортивный разряд
___________________________________________________
___________________________________________________
9. Тренер: ______________________ , ______________ (звание ЗТР)
10. Выход на маршрут из БЛ: час, число, месяц, год
Маршрут начат: « ___ », «___», «___», « ___»
Выход на вершину: « ___», «___», «___», «___»
Возвращение в БЛ: « ___», «___», «___», «___»
Спуск с вершины: по ___ кат. сложности в _________ ущелье;
(по пути подъема)
11. Организация: (город, федерация, клуб, сборная команда…)
12.Ответственный за отчет __________________ . Электронный адрес и телефон____________________________________________________

Лист 1,стр.2.
Общее фото вершины, где должен быть нанесен пройденный командой маршрут и нанесены ближайшие справа и слева имеющиеся классифицированные маршруты. Под фото надпись с расшифровкой обозначений маршрутов. Указать дату, год, место фотосъемки.
Фотография изготавливается на тонкой цветной фотобумаге размером не менее 13х18 см.

Лист 2, стр.3.
Фото профиля маршрута справа или слева, а для маршрутов 5-6-й кат сл. и рисованный профиль (3а).

Лист 2, стр.4.
Фотопанорама района. Фотография изготавливается на тонкой цветной фотобумаге размером не менее 13х18 см. На панораме справа и слева от объекта восхождения должны быть видны несколько вершин того же гребня. На фото обязательно нанести все наименования вершин (их высоты) и перевалы.

Лист 3, стр.5.
Для малопосещаемых районов необходимо привести:
- карту района масштаба не более 1:80000 или географические координаты вершины (широта, долгота до секунды) и картосхему (стр.5а) объекта восхождения. В обзоре указывается расположение района и его особенности, посещаемость. Общая схема описания подходов: город (поселок), ущелье, ледник, перевал. Указать расстояние и время подходов (подъездов).

Лист 3, стр.6, 6а.
Для маршрутов 1Б - 3Б категории сложности


Для маршрутов 4А - 6Б категории сложности
Схема маршрута в символах УИАА, выполненная в масштабе М 1:2000.
При необходимости можно отдельные ключевые участки выполнять в более крупном масштабе. Если маршрут не умещается на одной странице, то оформляется следующий 6а и т.д. В таблице должны быть указаны масштаб, протяженность, крутизна и сложность участков, направление движения. Схема маршрута разбивается горизонтальными линиями по участкам.

Линия маршрута в центре листа. Справа от маршрута на краю листа указывается сложность участка в символах, длина участка в метрах, крутизна в градусах. Слева - № участка, наименование и количество «крючьев» (если необходимо, то и их расположение), пункты страховки, их характеристика в символах, ссылки на фото-иллюстрации. В числителе - количество использованных точек для страховки, в знаменателе - в том числе ИТО.
Маршрут разбивается на отдельные участки по характерным признакам. Оценка сложности проводится для каждого участка в отдельности.

Лист 4, стр.7.
Техническая фотография маршрута, обеспечивающая видимость основного рельефа маршрута. Фотографии изготавливаются на тонкой цветной фотобумаге размером не менее
13 х18 см. На фото должна быть нанесена линия маршрута не толще 0,5 мм, (только видимая часть). Указаны номера участков; места, высоты и даты ночевок.

Лист 4, стр.8, 8а.
Краткое описание прохождения маршрута по участкам в произвольной форме. В описании ключевых участков после характеристики рельефа, трудности, направления движения следует при необходимости указать: незащищенность, трудность ориентировки и т.д.
Рекомендации по оценке безопасности маршрута, заключение о предварительной оценке маршрута в сравнении с классифицированными той же полукатегории сложности, имеющимися в опыте восхождений участников данной группы.

Лист 5, стр.9.
Фотоиллюстрация отчета. Фотографии изготавливаются на тонкой цветной фотобумаге либо на бумаге для печати на цветном принтере, размером не менее 13х18 см. .

Фотографии для маршрутов 1Б - 3Б кат. сл. (не более 8 шт.), характеризующих рельеф, условия погоды, применение технических средств.

Фотографии для маршрутов 4А - 6Б кат. сл. (не менее 8 шт.), где участки V - VI кат. сложности следует (в обязательном порядке) иллюстрировать фотографиями с отображением на них характеристик рельефа (поверхности), крутизны, работы первоидущего и применяемых приёмов и технических средств, способов страховки. Краткая надпись дает номер участка и уточнение действий. На фото отмечаются точки начала и конца участка.
Обязательно фото группы на вершине у контрольного тура.

Примечание: при отсутствии обязательных требований по страницам необходимо указать причины их не выполнения.

Требования к электронной версии отчета :

1. Электронные версии необходимо представлять вместе с отчетом в классификационную комиссию на CD-дисках, USB flash drive, либо по электронной почте на адрес:
[email protected]

2. Описание должно быть сохранено одним файлом.

3. Расширение файла - doc (программа - Word)

4. Большая сторона фотографии в отчете не должна превышать 800 pixels.

5. Отдельным файлом необходимо предоставить фотографию максимального качества (не обработанную на компьютере в спец. программах). С прорисованной ниткой маршрута по участкам (см. лист 4, стр.7)

Сравнительная таблица категорий сложности разных стран:

В горном туризме и альпинизме существуют категории сложности (к.с.), определенные Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) и Рекомендациями по классификации маршрутов восхождений, утвержденными Федерацией альпинизма России.

Категория сложности похода складывается из числа и сложности локальных препятствий, из протяженности маршрута и его длительности. Всего существует шесть категорий сложности для походов и для локальных препятствий - перевалов и вершин. Походы классифицируются от 1-й до 6-й к.с., а для локальных препятствий введены такие градации: некатегорированные перевалы (н.к.),1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б.

"Некатегорированные" (н.к) походы используются для подготовки новичков и доступны всем желающим, так же как и поход 1 категории сложности. Отличаются они тем, что в них не хватает количества перевалов или они слишком коротки. Обычно, походы н.к. и 1-й к.с. проходят в невысоких горных районах, они не страшны для здоровья и не требуют специальных технических навыков и специального снаряжения.

Участки второй - простой трудности - это снежно-ледовые участки крутизной 25-30° и некрутые скалы. При прохождении требуется элементарная альпинистская подготовка.

Участки третьей - средней трудности - это ледово-снежные участки крутизной 30-45°. С этой категории трудности начинается собственно альпинизм, т. к. движение по таким участкам требует специальной альпинистской подготовки и снаряжения для организации безопасного движения (страховки).

Участки четвертой - выше средней трудности (трудной). Это крутые (40-55°) ледово-снежные склоны и гребни с разнообразными снежными карнизами, прохождение которых требует напряженного свободного лазания и хорошего владения тех никой передвижения подгорному рельефу. Снаряжение: альпинистская обувь, кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки - различные скальные крючья, ледорубы, закладки, карабины, молотки, расходный репшнур, веревки.

Участки пятой трудности - крутые (более 45°) ледово-снежные склоны, стенки и гребни с разнообразными снежными карнизами, которые проходятся на передних зубьях кошек, но в основном требуют создания искусственных точек опоры. Для прохождения этих участков требуется хорошая специальная альпинистская техническая, тактическая, физическая и моральная подготовка. Снаряжение: специальная альпинистская обувь, кошки, ледорубы, большой набор разнообразных скальных крючьев, закладных элементов, буры, карабины, молотки, вспомогательный репшнур, лесенки. Страховка и самостраховка - только крючьевая, спуски осуществляются только дюльферами.

Участки шестой трудности - гладкие вертикальные и нависающие скалы с весьма ограниченным количеством неудобных и малых по размерам зацепок, упоров, выступов, уступов, необходимых для организации движения, и даже трещин, позволяющих организовать искусственные точки. Практически отсутствуют даже короткие узкие (на одного человека) полки для отдыха. Участки требуют для их прохождения отличного владения высшей альпинистской специальной техникой передвижения, тактической, физической, психологической и моральной подготовки, владения специальной альпинистской техникой и могут проходиться ограниченным количеством очень хорошо подготовленных спортсменов-альпинистов.

Необходимость во введении понятия сложности в альпинизме появилась, когда взбирание на горы вышло за рамки очень узкого круга любителей экстремальных ощущений. Лазить по горам стало больше людей. Это потребовало классифицировать маршруты и ввести качественную систему оценки, на основе которой происходит подготовка инструкторов и присвоение разрядов по альпинизму.

Альпинистские категории сложности и категории трудности прохождения горных районов – официально установленные нормативы, которые мало изменились с советского времени. Уже к тому времени было собрано достаточно информации для того, чтобы классифицировать более 2000 маршрутов по горным районам СССР. На основе этих данных и была разработана система, которая используется до сих пор во всех постсоветских странах.

Факторы сложности

При оценке сложности маршрутов учитывают несколько факторов:

  • протяженность и расположение трудных участков;
  • высота вершины;
  • протяженность маршрута;
  • крутизна подъема;
  • время прохождения;
  • особенности метеорологических условий.

Сложные участи для прохождения оцениваются по следующим факторам:

  • рельеф;
  • крутизна;
  • характер выступов, трещин и др.;
  • количество и полезность зацепок;
  • возможность прохождения с рюкзаком;
  • способ подъема;
  • оптимальный способ спуска;
  • количество необходимого спецснаряжения;
  • использование технических приемов.

По рельефу маршруты разделяют на:

  • скальные;
  • комбинированные (ледово-снежно-скальные).

Иногда в отдельный вид выделяют ледово-снежные маршруты. Однако практической целесообразности в этом нет: их можно отнести к подвиду комбинированных.

Методика оценки сложности маршрута учитывает весь комплекс перечисленных факторов.

Категории сложности участков

Участки по своей сложности ранжируются на 7 категорий:

IA – очень легкий

Угол подъема до 20°, не требует специального снаряжения и экипировки.

I – легкий

Ледово-снежный рельеф с углом подъема до 30° или некрутые скалы. Необходимы альпинистские ботинки, ледоруб и, на всякий случай, веревка для страховки.

II – простой

Ледово-снежный рельеф с углом подъема до 35° или некрутые скальные участки. Прохождение с опорой на руки, экипировка – та же, что в I.

III – средний

Ледово-снежный рельеф с углом подъема до 45°, включения скальных образований, уступов или пологих плит, по которым возможно совершение уверенного движения. Восхождение проводится свободным лазанием при помощи рук. Использование кошек предполагается. Возрастает необходимость страховки: карабины, молотки, крючья, веревки др.

IV – выше среднего

Ледово-снежный рельеф с углом подъема до 55°, скальный рельеф с ограниченным количеством возможных зацепок. Преодолевается на кошках, вырубкой ступеней в замерзшей основе. На скалах – свободное лазание. Возможно прохождение с рюкзаком. Спуск по веревке дюльфером или спортивным способом. Снаряжение аналогично III.

V – трудный

Ледово-снежный рельеф с углом подъема более 50°, для прохождения требуется создавать искусственные точки опоры, вырубать ступени. Скальный рельеф с крутым подъемом, выступы и зацепки неудобны, их количество ограничено; проходится с помощью создания искусственных опор в трещинах породы. Подъем с рюкзаком крайне затруднителен и часто невозможен. Используется крючьевая страховка. Необходима отличная физическая подготовка, наличие навыков в выборе оптимального маршрута и способа движения. Спуск вниз – дюльфером. Экипировка полная.

VI – очень трудный

Вертикальные гладкие скальные породы, минимальное количество трещин и выступов, которые могут быть использованы для стабилизации положения тела альпиниста при помощи формирования искусственных опор и страховки. Требуют наличия солидного альпинистского опыта. Экипировка полная.

Категории трудности маршрутов

Для оценки сложности прохождения, помимо рассмотренных характеристик участков, используют классификацию маршрутов по трудности, включающую 11 категорий.

  • Горы высотой до 4,5 км, рыхлая порода, включая камни и траву.
  • Соответствуют категории сложности IA с включением непродолжительных участков I категории.

  • Комбинированный или скальный рельеф гор высотой до 5 км.
  • Состав маршрута: IA, I, короткие дистанции II категории.

  • Скальный или комбинированный до 6 км.
  • Минимальная длина восхождения – 0,5 км.
  • Состав маршрута: IA, I, с участками длиной до 100 м ледово-снежных или до 20 м скальных рельефов II.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 6 км.
  • Состав маршрута: IA, I, с участками длиной от 80 метров ледово-снежных или от 30 метров скальных рельефов II, до 30 м ледово-снежных и до 3 м скальных участков III.
  • Страховка: до 2 крючьев.

  • Скальный или комбинированный рельеф до 6,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,5 км.
  • Состав маршрута: I, II, с участками длиной до 200 м ледово-снежных или 20 м скальных рельефов III.
  • Страховка: до 5 крючьев.
  • Продолжительность – от 4 ч.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 6,5 км.
  • Состав маршрута: I, II, с участками длиной до 300 м ледово-снежных или 30 м скальных рельефов III, до 100 м ледово-снежных и до 8 м скальных участков IV
  • Страховка: до 8 крючьев.
  • Продолжительность – от 5 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 3-ей кат., сколько угодно маршрутов 1-2 кат.

  • Скальный или комбинированный рельеф до 7 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: II, III, с участками длиной более 200 м ледово-снежных или до 50 м скальных рельефов IV.
  • Страховка: до 20 крючьев.
  • Продолжительность – от 6 ч.
  • Траверсы: 5 и более маршрутов 3А, 3 и более – 3Б.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 7 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: II, III, с участками длиной более 300 м ледово-снежных или до 80 м скальных рельефов IV или до 5 м рельефа V.
  • Страховка: 10 и более крючьев.
  • Продолжительность – от 8 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 4А.

  • Скальный или комбинированный рельеф до 7,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: I, II, III, IV, с участками длиной более 300 м ледово-снежных или до 40 м скальных рельефов V.
  • Страховка: до 40 крючьев.
  • Продолжительность – от 10 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 4Б, 1 маршрут 4А, сколько угодно маршрутов 1-3 кат.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 7,5 км.
  • Состав маршрута: III, IV, с участками длиной более 50 м скального рельефа, более 600 м ледового рельефа V, до 5 м скальных участков VI.
  • Страховка: 30 и более крючьев.
  • Продолжительность – от 15 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 5А.

6А, Б

  • Скальный или комбинированный рельеф от 3,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,7 км.
  • Состав маршрута: IV, V, с участками более 20 м VI.
  • Страховка: 100 и более крючьев.
  • Продолжительность – от 40 ч.
  • Траверсы: 3 и более маршрутов 5Б, один из них – стенный.

Для отнесения маршрута к категории 6Б требуется экспертное заключение, рекомендация комиссии по новым маршрутам, подтвержденные решением Федерации альпинизма.

Иностранные системы оценки сложности в альпинизме

В других странах существуют свои системы оценки, которые соотносимы и адекватны категориям, использующимся у нас. Например, американская система категорий в альпинизме предполагает комплексный учет нескольких факторов сложности:

  • время проведения восхождения усредненной командой (6 уровней);
  • осложнение свободного лазания на основном участке (2 десятка вариантов);
  • осложнение прохождения с искусственными точками опоры (5 уровней).
Каждое восхождение описывается тремя показателями через запятую (напр.: III, 5.5, A1).

Британская система оценки в альпинизме оперирует буквенными кодами. Сложные уровни описываются буквой Е и соответствующей цифрой (от Е1 до Е10). Альпийская классификация похожа на британскую: имеет меньшую категорийную градацию, сверхсложным уровням присваиваются буквы ED и цифры, определяющие сложность (напр.: ED1, ED4 и т.д.). Канадская система использует для оценки такие факторы, как длина, опасность, трудность.

Отдельная классификация используется для оценки сложности льдовых восхождений. Она основывается на анализе следующих факторах:

  • качество льда;
  • наклон в градусах;
  • наличие мест для отдыха;
  • длина маршрута;
  • наличие осложняющих факторов (сосули, расслаивающийся лед и др.)

Категория сложности маршрута определяется совокупностью трех классификационных признаков: продолжительностью, протяжённостью и технической сложностью, зависящей от характера, количества и разнообразия препятствий.

Российская классификация

К маршрутам 1Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 м до 5000 м над уровнем моря, средней протяженностью 500 м, средней крутизной 10-25°. Маршруты в основном состоят из участков 0 - очень легкой трудности, но должны включать 20-30 м и более участков I - легкой трудности, скальных или иметь несколько коротких (3-15 м) участков II - простой трудности, либо 80-100 м и более снежно-ледовых участков I - легкой трудности, или иметь короткие (30-40 м) участки II - простой, трудности. Продолжительность прохождения маршрута - от 1.5 до 5-8 часов. При массовых восхождениях, возможно, потребуется крючьевая страховка.

К маршрутам 2А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 550 м. Средняя крутизна - 15-30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 - очень легкой трудности и I - легкой трудности, но должны включать не менее 5-20 м скальных участков II - простой трудности или не менее 80-100 м снежно-ледовых участков II - простой трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - от 2 до 6-10 часов. На некоторых участках, возможно, потребуется крючьевая страховка.

К маршрутам 2Б к.т. относятся маршруты и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 550 м, средняя крутизна - 15-30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 - очень легкой и I - легкой трудности, но должны включать участки II - простой трудности: скальные - не менее 15-30 м и более или снежно-ледовые - не менее 80-100 м и более, либо иметь несколько коротких участков III - средней трудности: скальных - по 3-10 м или снежно-ледовых - по 20-50 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2А к.т., и неограниченное количество маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - от 2 до 5-8 часов. Требуется, хотя и не всегда, крючьевая страховка (1-3 крюка).

К маршрутам ЗА к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 600 м, средняя крутизна - 20-40°. Маршруты в основном состоят из участков I - легкой и II - простой трудности, но должны включать участки III - средней трудности: скальные - не менее 5-20 м или ледово-снежные - не менее 50-200 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б и 2А к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - от 3 до 10 часов. В большинстве случаев требуется крючьевая страховка. На спусках возможно применение спортивного способа, а иногда дюльферов.

К маршрутам ЗБ к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 600 м, средняя крутизна - 20-40°. Маршруты в основном состоят из участков I и II - простой трудности, но должны включать участки III - средней трудности: скальные - не менее 20-30 м и ледово-снежные - не менее 100-300 м, либо иметь несколько коротких участков IV - выше средней трудности: скальных - по 3-15 м или ледово-снежных - по 50-100 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 3А к.т. и могут включать неограниченное количество маршрутов 1Б и 2-й к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 3-10 часов. Часто требуется крючьевая страховка (2-6 крючьев). Спуск - спортивным способом или дюльферами.

К маршрутам 4А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 650 м, средняя крутизна - 30-50°. Маршруты в основном состоят из участков II - простой и III - средней трудности, но должны включать участки IV - выше средней трудности: скальные - не менее 20-50 м или ледово-снежные - не менее 50-200 м. Траверсы должны включать не менее пяти маршрутов ЗА к.т. или не менее трех маршрутов ЗБ к.т., либо соответственно при одном маршруте ЗБ к.т. - не менее четырех маршрутов ЗА к.т., а при двух маршрутах ЗБ к.т. - не менее одного ЗА к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-2Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 5-6 часов и более. Для организации страховки и самостраховки на маршрутах необходима забивка 10-20 крючьев. Первый должен использовать двойную веревку, возможна организация на маршруте ночевок. Спуски по маршрутам на участках выше средней трудности осуществляются, как правило, спортивным способом и дюльферами.

К маршрутам 4Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря, средней протяженностью маршрута 650 м, средней крутизной - 30-50°. Маршруты в основном состоят из участков II - простой и III - средней трудности, но должны включать участки IV - выше средней трудности: скальные - не менее 40-80 м или ледово-снежные - не менее 200-400 м, либо иметь несколько коротких V трудности участков: скальных - по 3-15 м или ледово-снежных - по 50-150 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 6-8 и более часов. На большинстве маршрутов требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 10-15 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

К маршрутам 5А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 1000 до 7500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 700 м, средняя крутизна - 40-60°. Маршруты в основном состоят из участков III - средней и IV - выше средней трудности, но должны включать участки V трудности: скальные - не менее 10-40 м или ледово-снежные - не менее 100-400 м. Траверсы должны включать не менее одного маршрута 4Б к.т. и одного маршрута 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 6-8 и более часов. Как правило, на маршрутах требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 15-20 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5Б категории сложности К маршрутам 5Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 2000 м и выше над уровнем моря. Протяженность маршрута - 750 м, средняя крутизна основной его части 45-70°. Маршруты в основном состоят из участков III - средней и IV - выше средней трудности с практическим отсутствием участков 1 и II трудности, но они должны включать участки V трудности: не менее 50 м скальных и не менее 300-500 м ледово-снежных либо включать несколько коротких (по 3-20 м) участков VI трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-4Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 8-10 часов и более. Маршруты, как правило, требуют навыков и умения организовывать ночевки на неудобных местах. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 40-50 и более скальных крючьев. Спуски осуществляются только дюльферами.

К маршрутам 6А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины высотой от 3000 м и выше над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) - 65-75°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-III трудности. Основу маршрутов составляют участки IV и V трудности, но должны быть и участки VI трудности протяженностью не менее 20-40 м с суммарной протяженностью не менее 200-250 м. Продолжительность прохождения маршрутов - не менее 3-4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка более сотни скальных крючьев. Маршруты требуют, как правило, организации одиночных сидячих и висячих (в гамаках) ночевок. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 4-5А к.т. Спуск - только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

К маршрутам 6Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины выше 3000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) - 70-80°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-IV трудности. Основу маршрутов составляют участки V и VI трудности. Продолжительность прохождения маршрутов - не менее 3-4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется использование закладушек и забивка скальных крючьев более сотни раз. Бивуаки в основном висячие. Траверсы должны включать маршрут 6А к.т. Спуск - только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

По европейской (французской) системе:

F - easy - facile (легко)

Аналог российской 1B или I/II по UIAA системе.

PD - not difficult - peu difficile (не очень сложно)

Примерно PD/PD+ соответствует российским 2A/2B или II/III по UIAA системе.

TD - very difficult - trés difficile (очень сложно)

Соотношение: TD- = 4B, TD = 5A, TD+ = 5B, все в пределах V/VI по шкале UIAA .

ED1/2/3/4 - extremely difficult - extramement difficile (экстремальная сложность)

ED+/ED1/ED2 - 6A

все ED соотвествуют промежутку от V до VII в системе UIAA .

По американской системе:

В США, как правило, используется NCCS (National Climbing Classification System). Она состоит из шести категорий:

I - Один или два часа технических участков. Это самые легкие маршруты, на пару уровней сложней обычного треккинга.

II - Полдня технических участков. Требует реального лазанья, но с небольшим количеством питчей.

III - Большая часть дня на техническом участке. Скальные участки могут быть легкими (4 класса или нижних 5)

IV - Полный день технического лазанья. Ожидайте скальных участков до 5.7, или крутых (40-50 градусов) снежно-ледовых участков на маршруте.

V - Это потрбует от вас бивуака на маршруте. Скалы до 5.8, или серьезный уровень ледолазания (50-70 градусов)

VI - Один или два дня тяжелой работы - скалы, лед, снег, ИТО. Бигваллы всех типов.

Система UIAA.

I - Самый легкий вид скального лазанья. Руки используются только для баланса. Новички должны использовать веревку.

II - Простейшие комбинации с использование рук и ног. Лазанье с использованием трех точек опоры. Опытные каймеры обычно не пользуются на этом уровне веревкой или идут в двойке с короткой веревкой.

В спортивном туризме: 1,2,3,4,5,6.

Литература

1. Энциклопедия туриста. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия",1993 г.



фото Б.Жунусова

Альпинизм

Необходимость классификации маршрутов вытекает из особенностей альпинизма. Система классификации маршрутов на горные вершины решает одновременно несколько задач. Безаварийность в альпинизме обеспечивается прежде всего соответствием подготовки альпинистов сложности предстоящего восхождения. Располагая маршруты в определенной последовательности по степени их сложности, единая классификация позволяет сравнивать между собой маршруты, даже если одна гора стоит на Кавказе, а другая - на Камчатке.
При единой системе обучения это дает возможность обеспечивать последовательное нарастание сложности совершаемых восхождений на всех этапах обучения и спортивного совершенствования, делая тем самым каждое восхождение доступным и в то же время интересным и безопасным. Присвоение каждому маршруту определенного места в иерархии позволяет заранее оценить набор имеющихся на маршруте сложностей и тем самым определить его доступность для групп участников определенного уровня подготовки.

На классификацию маршрутов опирается система спортивных разрядов по альпинизму. Квалификационный уровень каждого альпиниста определяется имеющимся опытом восхождений по маршрутам определенной категории сложности и объемом знаний, приобретенных во время подготовки к ним, при выполнении требований единой учебной программы.

Оценка производится на основе впечатлений, сложившихся у данной команды или группы в условиях конкретного восхождения, в меру их сил, опыта и квалификации. Определенная условность такой оценки очевидна. Последующие прохождения маршрута подтверждают ее правомерность или дают материал для корректировки категории сложности.

При оценке сложности маршрута учитываются главным образом абсолютная высота вершины, протяженность маршрута, его крутизна, характер рельефа, техническая сложность отдельных участков и их общее количество на всем протяжении пути к вершине, сложность маршрута в целом. Иногда принимаются во внимание и вероятностные факторы, связанные с погодой или особыми условиями места расположения вершины или всего района.

Подходы и спуск с вершины не включаются в категорию сложности маршрута.

Повышение категории сложности связано в основном с крутизной, насыщенностью трудностями рельефа, требующими применения широкого диапазона технических приемов и тактических решений, высокого уровня взаимодействия и всесторонней подготовленности.

По типу рельефа альпинистские маршруты подразделяются на скальные, снежно-ледовые и комбинированные. Разрядные нормы предусматривают наличие опыта скальных и комбинированных восхождений. Чисто ледово-снежных маршрутов в классификации немного, и по приобретаемому на них опыту они фактически приравниваются к комбинированным. Отнесение маршрута к скальному или комбинированному производится по преимущественному характеру сложных мест, определяющих категорию сложности.

Наряду с восхождениями на вершины классифицируются также траверсы -- прохождение не менее двух вершин, причем спуск с предыдущей вершины должен проходить в направлении последующей и осуществляться не по пути подъема. И восхождения и траверсы могут по-разному классифицироваться для летних и зимних восхождений. В зачет на разряды и звания по альпинизму принимаются маршруты категорий: 1Б, 2А, 2Б, ЗА, 3Б, 4А, 4Б, 5А, 5Б, 6А, 6Б.

За рубежом несколько иная система, основанная на классификации отдельных участков. Элементы такой системы применяются и у нас. Так, схема маршрут в символах УИАА предполагает обязательную оценку сложности каждого отдельного участка. В этой методике для участков, проходимых свободным лазаньем, применяется следующая шкала сложности: I, II+-, III+-, IV+-, V+-, VI+-.

I - очень легко - необходимы знания азов техники. Опоры для ног надежны, приемы практически любые. Сохранение равновесия на перенос тела больших усилий не вызывают. В общем - нетрудно.

II - легко - для сохранения равновесия нужен ледоруб, выбор опор и приемов разнообразен, перенос тела требует достаточных усилий, необходимы некоторые познания по технике передвижения.

III - средняя трудность - выбор ступенек (опор) не ограничен, но не все они обеспечивают удобство и надежность. Передвижение - на ногах, руки используются для сохранения равновесия и обеспечения плавного переноса ног.

IV - трудно - выбор опор и приемов ограничен. Те, что допустимы, маневренности и уверенности не обеспечивают. Для движения и сохранения равновесия прилагать значительные усилия.

V - очень трудно - опор мало, не все надежны, требуют тщательного опробования, а выбор пути и приемов - серьезных раздумий; для сохранения равновесия и переноса тела понадобятся большие усилия и ловкость.

VI - крайне трудно - опор очень мало, выбор приемов весьма ограничен. Сохранение равновесия и передвижение требуют ловкости и силы, вплоть до максимальных усилий. Часто нужна помощь напарника.

При лазанье с применением искусственных точек опоры (подвешиваемые на крючья лесенки, петли, платформы) сложность оценивается по 4-балльной шкале: А1, А2, АЗ, А4.

* А1 - крючья, на которые навешиваются лесенки, забиты в надежные трещины. Переход с опоры на опору и сохранение равновесия -- легкие, обе ноги на скале, фиксация второй веревкой не нужна.

* А2 - крючья в неудобных местах, сохранение равновесия затруднено. При работе с лесенками обе ноги на скале. Фиксация второй веревкой необязательна.

* A3 - передвижение по ненадежным трещинам с использованием серии специальных крючьев. Нога зависает. Требуется фиксация второй веревкой. Преодоление нависаний.

* A4 - только специальные крючья, забитые в ненадежные трещины. Большая серия переходов с опоры на опору при обязательной фиксации второй веревкой Ноги зависают. Преодоление больших карнизов, потолков.

Логика и красота маршрута

На гору можно проложить много маршрутов, сходящихся наверху и в одну точку. На ранних этапах альпинизма пути на вершину обычно прокладывались по гребням. Такие маршруты обладают многими преимуществами. На гребне мала вероятность сбиться с пути: и общая и детальная ориентировка относительно проста. Там маловероятны камнепады и лавины, снежные карнизы хорошо видны, следовательно, меньше возможность попасть в опасную ситуацию. Пути по гребням имеют наименьшую крутизну, технические сложности на них минимальны для данной горы. Идти по гребню интересно - хороший обзор, мир открывается широко, рельеф и работа на нем разнообразны. Гребневые маршруты привлекают восходителей сочетанием логики, оптимальности и красоты. Большинство маршрутов, на которых человек приобщается к альпинизму, гребневые. В восприятии гор, в изменении своего отношения к горам и к восхождениям каждый альпинист в какой-то степени повторяет историю альпинизма.

Со временем альпинистские команды стали прокладывать новые, более сложные пути, обратившись к контрфорсам, ребрам, кулуарам. Такие пути редко выводят прямо на вершину, наверху до вершины все равно приходится идти по гребню; редкие исключения необычайно красивы. Значительно большая крутизна и техническая насыщенность таких маршрутов по сравнению с гребневыми обеспечивают им престижность и спортивный интерес. И в истории альпинизма, и в сознании каждого альпиниста по мере роста мастерства, знаний и возможностей понятие логичного и красивого маршрута постепенно меняет свой смысл.
Отдавая должное пройденным путям, человек стремится к новому. Логичным и красивым начинает представляться уже не путь по длинному гребню, а движение прямо вверх, к вершине, по крутым стенам. Даже если эта стена - тысячеметровая вертикаль. И лезть по ней приходится много дней, а спать - только в гамаках или сидя. Но маршрут красив и строг -- снизу вверх почти по прямой, лишь местами чуть отклоняясь в сторону.

Своеобразной логикой и притягательностью обладают траверсы. Когда команда заявляет на чемпионат траверс от одного семитысячника до другого, "золотой блеск" играет, конечно, роль при выборе такого маршрута. Он прекрасен своей запредельностыо и неимоверной широтой обзора. Каждый год ходят команды на траверс Талгара (5А), Талгарской подковы (5Б), Подковы Туюксу (4Б) - маршруты, которые давно уже не относятся к рекордным. На том же Талгаре есть несколько сложных маршрутов 5Б, которые можно пройти за 1-2 дня, не тратя время на траверс. Но идут на траверс, потому как маршрут он красив и элегантен. По всему гребню, от башни к башне, по стенам, гребешкам, снежно-ледовым карнизам. Восход, картина неповторимая, хотя и повторяется каждое утро.

Понятно, что и логичность и красота маршрута - понятия относительные. Одним нравятся отвесы, другим - ледовые купола.

Но отказ от эстетического критерия при выборе и оценке маршрута определенно обеднит нравственное содержание альпинизма. Горы были красивы и тысячу лет назад, но свою подлинную красоту маршруты на них обрели только тогда, когда по ним прошли люди.

Горный Туризм

Категория сложности маршрутов определяется набором перевалов и вершин определенных категорий трудности. Под понятием "перевал" в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела.

В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий сложности перевалов - от 1А до 3Б. Следует заметить, что туристская классификация не всегда совпадает с альпинистской шкалой трудности вершин. Перевалы проще 1А к. т. называются некатегорийными (н/к). Классификация перевалов приведена в "Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов" и дополнениях к нему. Категория трудности (к. т.) перевалов в зависимости от условий (времен и года, снежно-ледовой обстановки...) может изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

1А – простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 градусов, пологие (до 15 градусов) ледники без трещин, крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал; обычно наличие троп на подходах.

1Б – несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45 градусов), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом, закрытые ледники с участками скрытых трещин.

2А – скальные снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 25 до 45 градусов), закрытые ледники и несложные ледопады.

2Б – крутые (свыше 45 градусов) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м) стенные участки; ледопады средней сложности.

3А – крутые (от 45 до 65 градусов) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности, стенные участки до 1-2 веревок подряд; сложные ледопады.

3Б – То же, что и для 3А, но при большой протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60 градусов и более.