Китай и кндр поцапались из-за ядерной программы. Китай и южная корея развернули борьбу за "будущую кндр" Кндр корея или китай

Зигфрида Хекера - профессора Стэнфордского университета в Калифорнии, в прошлом руководителя национальной лаборатории США в Лос-Аламосе:

«Учитывая два последних успешных испытания в этом году, следует предположить, что КНДР разработала и продемонстрировала ядерные боеголовки, которыми можно оснастить ракеты ближнего и, вероятно, среднего действия».

«Их возможности поставить на вооружение межконтинентальную баллистическую ракету (МБР), оснащенную ядерной боеголовкой, которая могла бы достичь США, все еще далеки от воплощения — на это потребуется, возможно, 5-10 лет, но это вполне осуществимо, если не препятствовать развитию программы»

Что происходит в Корее?

Сейчас в регионе Дальнего Востока происходят шумные и грозные события. Импичмент президента Южной Кореи, испытания ракет Северной Кореей, убийство Ким Чен Нама и прочее. Я постараюсь объяснить, как могу, что все это значит.

Я думаю, что и убийство Ким Чен Нама, и майдан в Южной Корее, и ракетные испытания Северной Кореи, повлекшие за собой развертывание американского ПРО в Южной Корее, - это все звенья одной цепи - политики США против Китая.

В общественном сознаний принято считать, что КНДР и США — это непримиримые враги, но на самом деле это не совсем так. КНДР вполне может подыгрывать США. Все эти игры в ядерно-ракетное устрашение со стороны КНДР всегда выступает удобным поводом для США для наращивания ПРО и военной группировки в регионе. Так получается и в этот раз.

Начну с ракетных пусков и отношений Северной Кореи с Китаем. Китай и Северная Корея раньше были крепчайшими союзниками. Одно только участие Китая в Корейской войне чего стоит. И так все было вплоть до прихода Си Цзинпиня.

Раньше отношения Китая с Северной Корее проходили через группу бывшего генсека КНР Цзян Цзэминя и его ближайшего помощника - главы китайского КГБ - Чжоу Юнкана. Когда Си Цзинпинь пришел он стал вычищать всю Цзян Цземиновскую группу, а Чжоу Юнкана посадили. Как итог Китай стал с Южной Кореей общаться больше чем с Северной. Я думаю, именно поэтому Северная Корея пошла на «договорняк» с США. Они устраивают ядерную провокацию со своими учениями ракет - в ответ американцы размещают ракеты в Южной Корее, а Япония усиливает армию.

Для того, чтобы такой поток «бабла» прервать, надо устроить майдан - не иначе. Добровольно от «такого потока» никто не откажется.

Ранее, при администрации Обамы, «договорняк» США с Китаем был возможен, в том числе, благодаря Соросу и Баффету, которые выступают за дружбу с Китаем (подробнее - в моем посте «Будет ли война между США и Китаем?»).

Теперь же в администрации сидит Трамп, открытый сторонник Тайваня и конфронтации с Китаем. Только Трамп сейчас полностью поглощен внутренней политикой, вряд ли у него есть время на такие комбинации. Плюс майдан в Южной Корее начался еще задолго до Трампа. Тут, скорее всего, система работает без него.

Наконец, существует, версия, согласно которой что Ким Чен Нам, равно как и ряд других бежавших в Китай северокорейских чиновников, Китай держал на случай политического кризиса в Пхеньяне, чтобы, в случае чего, поставить там во власть сразу группу своих ставленников.

Так что убийство Ким Чен Нама это еще один удар по связи Китай - КНДР, причем по времени это совпадает с ракетными испытаниями КНДР, повлекшими напряженность в регионе.

Теперь еще и Япония «выражает глубокую озабоченность действиями Северной Кореи», и тоже не прочь на этом фоне нарастить свою военную мощь, которая была ограничена по результатам Второй Мировой.

И тут понятно, что все это направленно не против Северной Кореи, которую Китай тут же стал давить экономически, а в первую очередь против Китая.

А причина этого антикитайского давления очень проста - Китай растет слишком быстро, а весь Западный мир и его союзниками стагнирует. Если позволить Китаю еще беспрепятственно расти ближайшие несколько лет, то любые попытки тягаться с ним станут даже потенциально бесперспективны. Единственный вариант - срезать стремительно растущий Китай на взлете. Так же как Британская Империя постаралась «срезать» Германию в Первой Мировой.

Третья Мировая война, если она будет, станет повторением не Второй Мировой, а Первой. Увядающая сверхдержава №1 устраивает войну против стремительно набирающей силу молодой сверхдержавы №2, пока не стало слишком поздно.
Размещение THAAD в Южной Корее, наращивание сил Японией, все это этапы подготовки к войне с Китаем.

Ланьков

И сейчас отношения между Китаем и КНДР неоднозначны. С одной стороны, существование северокорейского государства выгодно Китаю, так как Северная Корея образует геостратегический буфер у китайских границ. Вдобавок кризис в Северной Корее будет иметь негативные последствия для Китая, которому совсем не хочется иметь дело с потоками беженцев, и уж тем более с проблемами, которые могут быть вызваны потерей контроля над северокорейским химическим или ядерным оружием. Кроме того, объединение Кореи противоречит интересам Пекина – чтобы там ни говорили по этому поводу китайские дипломаты. Таким образом, у Китая есть причины, для того чтобы поддерживать Северную Корею на плаву.

С другой стороны, у Китая есть основания быть недовольным многими аспектами северокорейской политики. Особое раздражение в Пекине вызывают ядерные амбиции Пхеньяна. Похоже, в последние полгода недовольство это усилилось. Целый ряд событий последнего времени заставляет подозревать, что отношения Пекина и Пхеньяна вступили в полосу очередного кризиса.

Первым признаком проблем стал скандал вокруг неудачных инвестиций крупной китайской компании "Сиян". Она вложила около 50 миллионов долларов в постройку шахты в Северной Корее, после чего шахта была захвачена северокорейской стороной. Подобные ситуации возникали и раньше, но на этот раз о конфликте пострадавшая китайская сторона заявила открыто.

В августе 2012 года в Китай прибыл Чан Сон-тхэк, ближайший советник Ким Чен Ына. Он надеялся получить дополнительную экономическую помощь, но вернулся с пустыми руками.

В январе 2013 года Китай поддержал резолюции Совета Безопасности ООН с осуждением запуска северокорейской ракеты. Это решение Китая оказалось неожиданным для большинства наблюдателей.

Наконец, в конце января китайская газета "Хуаньцю шибао" заявила, что в случае проведения Северной Кореей ядерного испытания Китай сократит масштабы помощи КНДР. Это заявление трудно проигнорировать, потому что эта газета входит в холдинг "Жэньминь жибао", то есть подчиняется официальному органу ЦК Компартии Китая.

Конечно, правительство КНДР не слишком прислушивается к мнению своих союзников, в том числе и Китая. Однако сейчас игнорировать недвусмысленные предупреждения из Пекина становится всё сложнее – слишком уж велика экономическая зависимость КНДР от китайской помощи и от торговли с Китаем. Поэтому нельзя исключать, что китайское давление отчасти достигло своей цели и заставило правительство Северной Кореи то ли отложить, то ли отменить ядерные испытания.

Это, безусловно, хорошие новости. Однако следует помнить: Пекин вовсе не собирается загонять Северную Корею в угол и тем более не стремится к тому, чтобы спровоцировать там серьезный кризис. Поэтому, вероятнее всего, Китай и впредь будет поддерживать КНДР на плаву, лишь изредка выражая свое недовольство по поводу тех или иных акций Пхеньяна.

Во-вторых, Китаю необходимо получить от Северной Кореи некие экономические гарантии дееспособности, что возможно только на пути системного усвоения КНДР опыта китайских реформ. В этом случае КНР гипотетически могла бы закрыть глаза на северокорейскую ядерную программу, органично встроив ее в собственную политику "сдерживания" США.

Складывающиеся реалии совершенно иные. КНДР не торопится применять у себя китайский опыт, сосредоточив все силы и ресурсы нации на развитии ядерной программы. Корейская атомная бомба для многих северокорейцев, возможно, является и некоей "национальной идеей", и единственным защитным оружием от Америки и других врагов, и одновременно понятным миллионам объяснением: "почему мы живем так бедно".

При этом Пхеньян требует от Пекина расширения кредитной, продовольственной, энергетической и иной помощи. Китай всегда поддерживал идеологически близкий ему режим, иногда спасая его от смертельной угрозы (Корейская война 1950-1953 гг.). Не оставил он КНДР и после установления дипломатических отношений с Южной Кореей (24 августа 1992 г.), хотя это и вызвало на севере Корейского полуострова бурю негодований и обвинений в предательстве.

В настоящее время в Чжуннаньхае (так называется "китайский Кремль") с растущим раздражением констатируют стойкое нежелание Пхеньяна строить социализм по китайской модели. Причем, если в конце 1990-х начале 2000-х годов многие ученые КНР писали о "легкости и быстроте" реализации данного проекта, указывая на уже апробированный опыт открытых зон КНР, возможности использования китайского финансового и кадрового ресурса, то сегодня тон публикаций резко изменился. Многие эксперты вообще не верят в корейскую модернизацию по китайскому варианту, считают, что Северная Корея "превращается в обузу" на пути Китая "в великую региональную и мировую державу".

Возможно, что одной из причин неудачного визита в КНР 13 августа 2012 г. заместителя председателя Государственного комитета обороны КНДР, ближайшего советника молодого вождя Ким Чен Ына - Чан Сон Тхэка - как раз и стало недовольство китайских руководителей, вызванное подобной "упертостью" северокорейцев. Посланник не смог убедить Ху Цзиньтао в необходимости визита молодого руководителя в КНР до XVIII съезда. Судя по всему, не удалось Чан Сон Тхэку и получить новый льготный кредит в несколько миллиардов долларов.

По сообщениям южнокорейских СМИ, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предъявил корейскому представителю некие китайские претензии, связанные с фактами ущемления Пхеньяном китайского бизнеса, в частности горнодобывающей компании "Сиян групп". Как уверяют источники в Сеуле, северным корейцам было изложено пять условий, без выполнения которых не может идти речи о дальнейшем сотрудничестве, – принятие соответствующих законов о регулировании иностранного бизнеса, борьба с коррупцией, отмена практики введения новых налогов для инвесторов, оказание помощи со стороны властей, реорганизация таможни.

Очевидно, что новому руководству Китая придется встречаться с Ким Чен Ыном и "забыть" временные разногласия. Этого требуют протокол и более общие проблемы региональной и глобальной безопасности. Если бы Си Цзиньпину в итоге удалось каким-то образом вернуть КНДР за стол шестисторонних переговоров и возобновить работу "шестерки", это стало бы сильным "козырем" нового китайского руководителя в его дальнейшей региональной и глобальной "игре" с США и их союзниками.

И до кучи еще немного Ланькова
http://rus.ruvr.ru/_print/103637102.html
Пора признать очевидное: санкции не оказывают на Северную Корею особого влияния. Проблема в том, что за пределами узкого круга экспертов это обстоятельство понимают очень немногие. Зато введение очередных санкций позволяет и дипломатам, и парламентариям демонстрировать избирателям, что они реагируют на угрозу, исходящую от КНДР.

Впервые режим международных санкций в отношении КНДР был введен после первого ядерного испытания, которое состоялось в 2006 году. За семь лет действия этого режима Пхеньян трижды пытался запустить искусственный спутник Земли, причем последняя попытка оказалась удачной, а также провел еще одно ядерное испытание. При этом нельзя сказать, что КНДР достигла этих успехов ценой затягивания поясов. Напротив, период 2006-2012 годов, то есть период санкций, был также временем умеренного, но вполне ощутимого роста экономики КНДР.

Анализ этих обстоятельств вынудил экспертов сделать вывод, что санкции не оказывают заметного воздействия на Северную Корею. Тому есть несколько причин.

Во-первых, в случае с Северной Кореей не работает обычный для всего остального мира механизм действия санкций. От них страдает, как правило, не высшее руководство, а население в целом, в том числе и значительная часть элиты. В результате и население и элита начинают требовать от правительства, чтобы оно отказалось от политических решений, которые вызвали введение санкций.

Такая модель сработала в Югославии и ЮАР. Она может сработать и в Иране, при всем своеобразии его политического режима. Однако в Северной Корее эта политика имеет мало шансов на успех. Население Северной Кореи не имеет никаких возможностей оказывать давление на политику своего правительства. Северокорейцы не голосуют – точнее, голосуют раз в пять лет на официальных выборах, на которых единственный кандидат всегда получает 100% всех голосов. Вероятность мятежа или переворота в Корее также ничтожно мала.

Введение санкций может привести к тому, что значительная часть населения КНДР окажется в действительно бедственном положении – возможно, даже будет голодать, но вот на северокорейское правительство эта ситуация не окажет никакого влияния. Как показал опыт последних 20 лет, никакие страдания населения не могут заставить Пхеньян идти на уступки в вопросах, которые там считают приоритетными.

Во-вторых, режим финансовых санкций, скорее всего, не получит реальной поддержки от Китая, являющегося главным торговым партнером Северной Кореи. Китайские банки найдут способы обходить ограничения. Объёмы северокорейской внешней торговли весьма невелики, поэтому во многих случаях расчёты могут производиться наличной валютой. Вполне можно представить себе северокорейских чиновников, которые будут ездить в Китай с чемоданами, набитыми стодолларовыми купюрами.

Похоже, Китай все больше недоволен поведением Северной Кореи, и такое недовольство может дойти до того, что он откажется от своей многолетней поддержки Пхеньяна. Будучи крупнейшим экономическим спонсором Северной Кореи, Пекин на протяжении многих лет предоставляет этому режиму экономическую помощь и обеспечивает дипломатическую защиту от Соединенных Штатов и прочих государств. Людям посторонним китайский альянс с Северной Кореей может показаться реликтом холодной войны, не имеющим особого права на существование в 21-м веке. Однако та поддержка, которую Пекин продолжает оказывать Пхеньяну, основана в большей степени не на общей идеологии и не на истории сотрудничества прошлых лет, а на расчетах Китая по поводу собственной безопасности.

Пожалуй, нынешние отношения между двумя странами можно лучше всего охарактеризовать часто повторяемой фразой о том, что две страны «близки как губы и зубы». Это отнюдь не заявление о крепкой дружбе, а вторая половина китайского афоризма «когда губы исчезнут, зубам будет холодно». Этим и объясняется китайская заинтересованность в поддержании северокорейского режима. Северная Корея играет роль буферного государства на северо-востоке Китая, и хотя Пхеньян может использовать такую потребность Пекина в буфере в своих интересах, северокорейское руководство не питает иллюзий и прекрасно понимает, что Китай заинтересован в выживании его режима лишь в той мере, в какой он продолжает играть роль буфера.

Думает Китай или нет о серьезных изменениях в отношениях с Северной Кореей, связи между двумя странами определяются в равной степени географией, историей и выбором. Корейский полуостров примыкает к северо-востоку Китая, который называется Маньчжурия. Северную Корею от Китая отделяет река Ялу, и район на западной оконечности границы, проходящей по горной местности, играет роль пропускного пункта между двумя странами. География Северной Кореи не дает возможности оказывать серьезное сопротивление противнику в случае стремительных перемещений войск как в северном, так и в южном направлении, в чем две страны неоднократно могли убедиться в прошлом.

Иногда приграничные районы доставляли неприятности китайским империям, которым приходилось сражаться с различными захватчиками и противостоять растущей военной мощи Кореи. А иногда полуостров служил проводником для проникновения китайской культуры в Японию, и периодически становился главной площадкой военной конфронтации между Пекином и Токио. В 19-м веке, когда Европа и Америка расширяли свою деятельность в Азии, национальная безопасность Китая могла оказаться под еще более серьезной угрозой, если бы иностранные державы заняли в Корее господствующее положение. А во времена холодной войны Северная Корея обеспечивала стратегический буфер, защищавший КНР от американских войск, дислоцировавшихся в Японии и Южной Корее. Эту функцию она выполняет до сих пор.

История вражды

Оценивая собственное стратегическое положение и стратегические позиции друг друга, Китай и Северная Корея очень многое черпают из истории. Китай видит в Северной Корее весьма полезный буфер, который, однако, может втянуть его в войну, а также ослабить либо сдержать попытки Пекина добиться своих стратегических целей. Для Северной Кореи Китай является партнером, без которого ей не обойтись, и который посредством тщательных манипуляций будет и впредь финансировать и защищать Пхеньян. При этом КНДР постоянно рискует утратить контроль над собственным будущим, отдав его в руки китайцев. Данные идеи не отличаются особой новизной - они основаны на многовековом опыте взаимодействия и взаимовлияния, но Китай и Северная Корея извлекают разные уроки из этой истории.

Северные корейцы ведут свое происхождение и отчасти свою национальную философию от царства Когурё, которое существовало с 37 года до н.э. до 668 года н.э. Его центр находился на территории сегодняшней Северной Кореи, а само царство простиралось вглубь нынешнего северо-востока Китая. В седьмом веке одна китайская династия изнурила себя попытками захватить Когурё, а преемник той династии добился успеха лишь после того, как заключил непродолжительный союз с доминирующим царством, расположенными на территории нынешней Южной Кореи. То, что китайские династии посягали на царство Когурё, свидетельствовало о их обеспокоенности по поводу сильной державы на китайской границе. Такая обеспокоенность сохраняется по сей день. Китай и обе Кореи и сегодня периодически вступают в научную перебранку по вопросу исторической принадлежности царства Когурё. Отчасти это делается для того, чтобы оправдать сохраняющийся контроль Пекина над Северной Кореей, а также в случае объединения Севера и Юга подвергнуть сомнению любые возможные правопритязания Кореи на корейское население, живущее на китайской стороне реки Ялу,

Корейский полуостров также использовался в качестве маршрута для вторжения как Китаем, так и Японией. В 13-м веке, после более чем двадцатилетнего конфликта, династия Юань наконец разгромила правящее корейское царство, подчинила его себе и при помощи корейских корабелов, солдат и припасов провела два наступления на Японию, которые в итоге закончились неудачей. После объединения Японии при Тоётоми Хидэёси, произошедшего спустя три века, японцы начали крупномасштабное вторжение в Корею на пути в Китай, которым правила династия Минь. Шестилетняя война показала один из важных недостатков в корейской обороне - японцы стремительно продвинулись на север полуострова, захватив по пути Сеул, Кэсон и Пхеньян. Войска династии Минь были спешно переброшены в Корею, чтобы остановить быстро наступавших японцев, которые практически лениво отмахивались от совершенно неподготовленной корейской армии.

Благодаря китайским пушкам и маневренным войскам с юга Китая, а также корейском флоту, который умело перерезал пути снабжения японцев, ситуацию удалось переломить. Но на всем протяжении вторжения китайцы и корейцы мало в чем соглашались. Правившая в Корее династия Чосон считала, что защищает династию Минь от японских агрессоров, и требовала, чтобы китайцы полностью разгромили японцев, а если возможно, то и поработили их. Корейцы также боялись, что Китай воспользуется возникшей возможностью и оставит свои войска на полуострове надолго. Китайцы же были готовы согласиться на сохранение корейского государства в качестве буферной зоны, а также на японскую оккупацию южной части Кореи. Во время войны они часто объявляли о прекращении огня, а корейцы считали, что это слишком выгодно для японских и китайских интересов, но не для корейских. Интервенция во время японского вторжения, как и интервенция периода Корейской войны, длившейся с 1950 по 1953 годы, была основана не на корейских интересах, а в значительной мере на интересах китайцев.

Хотя корейцев беспокоило возможное владычество китайцев, с седьмого столетия различным корейским царствам удавалось сохранять свою независимость и самостоятельность за счет того, что они номинально соглашались с имперскими замыслами Китая и на особые взаимоотношения с китайскими династиями. Это позволяло Китаю сохранять уверенность в лояльности Кореи на границе, а Корея получала определенные гарантии того, что Китай не будет на нее нападать. Для обеих стран это был брак по расчету и по необходимости, и этим принципом они руководствовались в своих отношениях.

Такая ситуация с недолгими перерывами сохранилась и в 19-м веке, в то время как европейские колониальные державы изматывали Китай войнами. Китай ревностно отстаивал право Кореи на самоизоляцию от внешнего мира. Пекин был недостаточно силен, чтобы военными средствами обеспечивать сохранение стратегического буфера, каким являлась Корея. Поэтому он использовали свои особые отношения с Кореей, действуя методами дипломатии. Пекин время от времени заявлял свои права на сюзеренитет над Кореей, превращая это в условие для продолжения диалога с государством-отшельником, а также утверждал, что несмотря на особые взаимоотношения, корейцы сами формируют и проводят внешнюю политику, а поэтому Китай не отвечает за их действия. Главная цель Китая заключалась в том, чтобы не дать иноземцам взять Корею под свой контроль.

В конечном итоге Китай потерпел неудачу. Совершая в начале 20-го века сложные маневры между китайцами, русскими, корейцами и прочими, Япония взяла власть над Корейским полуостровом в свои руки. Эффективно удерживая Корею под своим контролем, японцы практически лишили Китай и прочие державы любых шансов на использование этой территории в качестве плацдарма для вторжения на японские острова. Владея Кореей, японцы сумели захватить новые территории в Маньчжурии, и тем самым лишний раз показали Китаю, насколько важна Корея для его интересов национальной безопасности.

Корея как стратегическое преимущество

В конце Второй мировой войны Китай занимался своей гражданской войной и был не готов к восстановлению особых отношений с Кореей. Но к 1949 году китайские коммунисты в основном одержали верх у себя дома, и оккупационные советские войска ушли из Северной Кореи. Новое коммунистическое правительство этой страны, сформированное после ухода японцев и раздела полуострова на две части в 1945 году, консультировалось с Москвой и Пекином и, пожалуй, манипулировало ими, добившись в результате военной поддержки своему вторжению на Юг.

Пока Пхеньян готовился к нападению на Южную Корею, в Китае шли приготовления к высадке через пролив на Тайвань. Но китайцам пришлось отложить свои планы. Через несколько дней после начала боевых действий между Северной и Южной Кореей в июне 1950 года Соединенные Штаты направили свои корабли в Тайваньский пролив для защиты националистического правительства в Тайбэе. Когда спустя несколько месяцев войска Севера были остановлены и отброшены обратно к реке Ялу, у Китая не осталось иного выбора, и он был вынужден переключить свое внимание с Тайваня на Корейский полуостров, вступить в Корейскую войну и заняться гораздо более насущной угрозой, возникшей у него на границе.

Советы, обеспокоенные тем, что в результате успешных действий по разгрому националистов на Тайване Пекин обретет свободу действий и сможет предпринять попытку политического примирения с США, в ходе Корейской войны обеспечили сохранение враждебности между Соединенными Штатами и Китаем. Действия северных корейцев в случае их успеха могли быть выгодны КНР, но вместо этого они помешали Пекину восстановить свою власть над Тайванем, на два десятилетия испортили его отношения с Вашингтоном, и в итоге Китай оказался ответственным за поддержку слабого государства, находящегося на важной границе с ним. Северные корейцы были благодарны китайцам за вмешательство, но при этом, как и во время предыдущих интервенций, китайцев опять устраивал раздел Кореи, поскольку это позволяло им сохранить свой буфер.

Хотя после войны северные корейцы сумели воспользоваться усиливавшимся в то время советско-китайским расколом, добиваясь экономических уступок от соперничавших между собой коммунистических держав, после распада Советского Союза и окончания холодной войны северокорейский режим встал перед незавидным выбором: либо пойти на риск утраты контроля над страной, попытавшись ее реформировать и открыть навстречу внешнему миру (пример Советского Союза и многих стран Восточной Европы не способствовал выбору такого пути), либо согласиться на другой риск, оставив для себя лишь одного спонсора в лице Китая. Но Пхеньян выбрал свой путь: он решил создать мощные силы ядерного сдерживания любых военных акций и угрожать применением этих сил, выбивая экономические уступки из американцев, японцев, южных корейцев и всех тех, кому дороги мир и стабильность. Пхеньян также решил использовать страх Китая перед утратой своего стратегического буфера.

В конце августа 2018 г. из различных источников стала поступать информация, что председатель КНР Си Цзиньпин посетит Пхеньян в день образования КНДР 9 сентября и, с высокой вероятностью, будет присутствовать на военном параде. Это будет первый за 13 лет визит китайского руководителя на Север. Самому визиту мы посвятим отдельный материал, а пока посмотрим, как выглядят отношения КНР и КНДР на фоне дальнейшего противостояния США и Китая.

Можно обратить внимание, что когда Дональд Трамп описывает причины торможения «переговоров по денуклеаризации КНДР», он винит в этом не Ким Чен Ына, а «китайские козни». Так, 9 июля в своем Twitter он пишет: «Я уверен, что Ким Чен Ын с уважением отнесется к условиям подписанного нами договора и, что немаловажно, к нашему рукопожатию. Мы договорились о денуклеаризации Северной Кореи. С другой стороны, Китай может оказывать негативное влияние из-за нашей позиции по китайской торговле. Надеюсь, это не так!». Другая запись от 30 августа: «Мы знаем, что Китай поставляет Северной Корее значительную помощь, включая деньги, топливо, удобрения и другие важные товары. Но это не помогает!».

О том, что Китай тянет КНДР назад, заявлял 23 июля и американский сенатор Линдси Грэм, призывая оказать более сильное давление на Пхеньян и Пекин, и иные политики.

В этом контексте нельзя не упомянуть и поток обвинений со стороны США в том, что китайские компании содействуют КНДР в нарушении санкционного режима, в особенности – помогая Пхеньяну тайно поставлять уголь.

Подобная позиция вызывает протест. 25 августа МИД Китая отверг обвинения США в том, что Пекин тормозит процесс денуклеаризации КНДР. «Заявление США противоречит основным фактам и безответственно. Мы серьезно обеспокоены этим», - указывается в заявлении китайского внешнеполитического ведомства. В МИДе отметили, что сделали «строгие представления» официальным лицам США, добавив, что будут и дальше продолжать работу по ускорению разоружения Северной Кореи.

В Пхеньяне также следят за ситуацией. 27 августа центральная газета КНДР «Нодон синмун» опубликовала комментарий, в котором говорится о торговом конфликте между Вашингтоном и Пекином, законе о национальной обороне США на 2019 финансовый год и реакции Китая. Как отмечает газета, закон о национальной обороне сдерживает китайские инвестиции в США, запрещая использовать технологии китайских фирм и заниматься бизнесом с организациями, использующими китайские технологии. Такой закон ещё больше обострит китайско-американские отношения, и без того напряжённые из-за тарифных проблем.

Действительно, хотя правительство КНР нельзя обвинять в прямом саботаже санкционного режима, на фоне торговой войны США и Китая и перспектив «четвертого тайваньского кризиса» в Пекине де-факто отказались от сотрудничества с Вашингтоном по северокорейскому вопросу и начали активно поддерживать Пхеньян.

В первую очередь это касается стремления официально ослабить нынешний режим санкций, благо КНДР соблюдает мораторий на ядерные испытания, не проводит пуски ракет и разрушила ряд релевантных объектов инфраструктуры. В смычке с этим идет развитие экономических связей там, где нет прямых санкционных запретов.

Так, 20 июня 2018 г. в ходе встречи с южнокорейскими журналистами представитель МИД Китая отметил, что смягчение санкционного давления на КНДР должно осуществляться по мере решения северокорейской ядерной проблемы. Вместе с тем, он отметил наличие планов увеличения инвестиций в пограничные с Севером районы: многие компании могут изъявить желание развивать экономическое и торговое сотрудничество с Севером, что станет для Пхеньяна хорошим шансом.

29 июня в ходе очередного брифинга представитель МИД КНР Лу Кан заявил, что санкции не являются самоцелью, указав на необходимость дипломатического решения ситуации с КНДР. Также РФ и КНР продвигали заявление СБ ООН для прессы о необходимости смягчения санкционного давления на КНДР.

20 июля КНР и Россия заблокировали инициативу США, предполагающую запрет на поставки в КНДР продуктов нефтепереработки. Они попросили больше времени на рассмотрение данного документа, запросив от США доказательства того, что лимит поставок уже исчерпан. В конце августа США направили запрос в СБ ООН о том, что в течение этого года в КНДР осуществлялось 89 незаконных поставок нефтепродуктов. Таким образом, КНДР превысила разрешённый годовой лимит по поставкам нефтепродуктов в 500 тыс. баррелей, который был введён в рамках резолюции 2397, принятой в декабре 2017 года. США утверждают, что Северная Корея в этом году получила как минимум 759.793 барреля. Россия и Китай, вместе с тем, требуют дополнительных данных, которые могут подтвердить информацию США.

25 июля посол России в КНДР Александр Мацегора в интервью ТАСС отметил, что Россия вместе с Китаем и другими странами попытается убедить США в необходимости смягчения антисеверокорейских санкций. По его мнению, «это будет работать на пользу денуклеаризации». Посол указал, что санкционный режим серьёзно сдерживает реализацию трёхсторонних проектов с участием двух Корей и России. «Следует открыть широкую улицу для межкорейских связей, затем для трёхсторонних, четырёхсторонних и прочих международных проектов. Только таким образом КНДР будет вовлечена в систему международных экономических отношений и в конечном счёте станет признанной частью мирового цивилизованного сообщества».

Теперь об экономической поддержке: здесь, хотя обычно данные такого рода поступают из ангажированного источника, их не стоит отбрасывать, ибо многое подтверждается косвенными данными. Например, как сообщает консервативная газета РК «Чосон Ильбо» , после третьего визита северокорейского лидера Ким Чен Ына в КНР в июне 2018 г. Китай возобновил поставки в Северную Корею удобрений и продовольствия и удвоил поставки сырой нефти по трубопроводам из Даньдуна. По данным источников газеты, на Север под предлогом гуманитарной помощи «ушло от 200 000 до 300 000 тонн удобрений, — примерно столько же, сколько Китай отправил в 2013 г., до обострения ситуации.

Что же до нефти, то для того, чтобы трубопровод не засорялся, минимально возможный поток нефти должен составлять 30 000-40 000 тонн летом и около 80 000 тонн зимой, однако в последнее время Китай увеличил поток «до зимнего уровня». Как замечает газета, Совет Безопасности ООН ограничил поставки сырой нефти в Северную Корею до 4 млн баррелей или 560 тыс. тонн в год. Но если Китай ежемесячно отправляет на север 80 тысяч тонн нефти, то это уже приносит 960 тысяч тонн в год. Нарушение?

Та же газета упоминает о том, что по мосту, соединяющему северокорейскую провинцию Хамгён и китайскую провинцию Цзилинь были замечены большие грузовики, перевозящие железную руду производства КНДР. Хотя экспорт железной руды запрещен СБ ООН.

А по сообщению «Радио Свободная Азия» , КНР в нарушение санкций передал Северной Корее два генератора, способных вырабатывать 100 000 киловатт энергии. Чтобы избежать внимания, генераторы были перевезены морем и ныне установлены на Пхеньянской ТЭЦ. Учитывая, что потребность жителей Пхеньяна в электроэнергии составляет 500 000 киловатт каждый день, это серьезная прибавка, позволяющая лишить проблему нехватки электричества в столице.

Кроме того, если ранее ГЭС на разделяющей КНР и КНДР реке Амноккан питали обе страны, то еще после второй встречи Си и Кима, состоявшейся в Даляне 7 мая, Китай обеспечивает приграничные регионы из иных источников, а все электричество идет на Север. Это очень серьезный подарок, учитывая, что большая часть проблем КНДР, включая «трудный поход» конца 1990-х, были следствием энергетического кризиса.

Не создается проблем и туристам. Как сообщает агентство Reuters, в Китае приобрели популярность туристические поездки в КНДР. Самым большим спросом пользуется 4-дневная программа посещения Пхеньяна и межкорейской границы. По мнению китайских гидов, поток туристов увеличился за счёт высокого уровня общественной безопасности в КНДР.

Еще одно направление поддержки – одобрение усилий, направленных на развитие межкорейского сотрудничества и построения на Корейском полуострове режима мира. 26 июля замминистра иностранных дел Китая и спецпредставитель Пекина по делам Корейского полуострова Кун Сюанью посетил Пхеньян, где обсудил вопросы двустороннего сотрудничества. Как сообщило северокорейское агентство ЦТАК, он встретился с заместителем министра иностранных дел КНДР Ли Гиль Соном. О содержании переговоров не сообщается, но эксперты полагают, что речь шла о северокорейско-американском диалоге, денуклеаризации КНДР и формальном объявлении об окончании Корейской войны.

Похожие вопросы, по мнению южнокорейских аналитиков, обсуждались в связи недавним визитом в Сеул члена Политбюро ЦК КПК Ян Цзечи. На начальном этапе Пекин не демонстрировал видимого интереса к данному вопросу, но позже начал проявлять активность. СМИ РК полагают, что визит Ян Цзечи является показательным. Китай участвовал в Корейской войне на стороне Севера, и то, что он проявляет активный интерес к вопросам, связанным с войной, означает, что он не хочет оказаться в стороне.

Заметим, Сеул не против вовлечения Китая. Как заявил 31 июля представитель администрации президента РК, заключение мирного договора может рассматриваться в четырёхстороннем формате с участием двух Корей, США и Китая. Как подчеркнул представитель, важен не сам факт участия Китая в урегулировании конфликта, а то, насколько эффективно продвигается работа в данном направлении.

И, разумеется, Китай приветствует решение провести в сентябре очередной межкорейский саммит. Об этом говорится в заявлении представителя МИД КНР Лу Кана, размещённом на сайте министерства. Китай, будучи близким соседом Корейского полуострова, с оптимизмом смотрит на поддержание диалога между Югом и Севером Кореи, продвижение мирного сотрудничества. В заявлении выражена надежда на то, что встреча руководителей двух Корей увенчается позитивными результатами, будет способствовать денуклеаризации Корейского полуострова и политическому урегулированию.

Впрочем, поддерживая мир, КНР готовится к разным вариантам: как сообщил 20 августа «Голос Америки» , весной-летом в приграничных районах КНР несколько раз проводились учения, на которых отрабатывалась реакция на начало конфликта на полуострове, вплоть до пересечения Бохайского залива ночью и большими контингентами войск. Цитируя секретный доклад Пентагона о китайской военной политике и его раздел о КНДР, «Голос Америки» пишет, что, в случае возникновения кризиса или конфликта на полуострове, НОАК может получить самые разные приказы — от обеспечения безопасности китайско-северокорейской границы для предотвращения потока беженцев до вторжения в Северную Корею. Отмечается, что такое вторжение возможно благодаря формулировкам китайско-северокорейского договора о взаимной помощи и сотрудничестве, подписанного в июле 1961 года, хотя американские военные все еще не уверены, насколько это вторжение будет помощью правящему режиму.

Как бы то ни было, на прилегающем к КНДР ТВД находятся три группы армий примерно 170 000 солдат, военно-морской флот, две базы ВВС, одна специализированная воздушная дивизия, две дивизии морской авиации и подразделения Народной вооруженной полиции, отвечающие за защиту границы. Этот кулак нельзя не учитывать.

Встречный визит китайского лидера в Пхеньян, таким образом, будет естественным продолжением описанных выше тенденций, хотя еще год назад ситуация была совсем иной – именно третьего сентября 2017 г. Ким Чен Ын провел шестое ядерное испытание.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Сегодня уже почти нет сомнений в том, что северокорейский нарыв дозрел до той фазы, когда он должен уже прорваться. Однако создается впечатление, что последнее слово тут скажет именно Пекин.

Если же просмотреть всю цепочку событий в хронологическом порядке, то стоит, видимо, начать с 8 августа, когда почти предвоенные действия между США и КНДР начали развиваться слишком стремительно, захватывая в орбиту своих взаимоотношений почти весь мир.

Восьмого августа появляется информация о том, что межконтинентальная баллистическая ракета КНДР может быть оснащена ядерной боеголовкой. Разозленный санкциями ООН, Пхеньян обещает ответить на это "физическими действиями".

Президент США не смог пропустить мимо очередную порцию угроз, и пообещал Северной Корее такие "огонь и ярость, каких мир еще не видел".

Из Пхеньяна прозвучал ответ с намеком на то, что вот-вот, и база на Гуаме будет накрыта северокорейскими ракетами "Хвасон-12". Трамп понимает, что его предупреждение показалось "недостаточно жестким", и обещает КНДР "неприятности, о которых они даже помыслить не могут".

И вот накануне из США приходит новое известие. " , их можно в любой момент применить в случае, если КНДР будет действовать неразумно. Надеюсь, Ким Чен Ын найдет другой путь", — написал в пятницу американский президент в своем Twitter. А еще спустя пару часов делает ретвит с фотографиями бомбардировщиков B-1B на Гуаме. Готовность Вашингтона к самым решительным действиям подтверждает и глава Пентагона.

Как бы то ни было, но и мир стал постепенно готовиться к войне. Из Австралии сообщили, что вполне поддерживают действия США. Решение в пользу США готовы принять в НАТО, однако Германия призвала к сдержанности и предостерегла от ядерной войны. Япония стала приводить в боевую готовность ЗРК Patriot. Тут же из Пхеньяна пришла угроза запустить 4 ракеты средней дальности "Хвасон-12" по Гуаму через саму Японию.

В этой общей шумихе не было слышно, пожалуй, еще одного главного мирового игрока — Китая. Но и он, выдержав паузу, сказал свое слово, которые вылилось в редакционную статью официального издания Global Times: "Надо объяснить всем сторонам, чтобы им стало понятно: когда их действия будут угрожать китайским интересам, Китай жестко на эти действия ответит", — заявили в Пекине.

При этом китайское руководство объяснило, что в том случае, если КНДР будет угрожать своими ракетами США, Китай сохранит полный нейтралитет. Но стоит только Вашингтону и Сеулу, желая свергнуть существующий северокорейский режим, направить свои ракеты в сторону КНДР, Китай сделает все, чтобы этому помешать.

Иначе говоря, и это даже не надо читать между строк, Пекин будет защищать Пхеньян любыми способами, вплоть до военных. Надо ли напоминать о том, что именно так китайцы поступили в 1950-53 годах, выступив на стороне Северной Кореи против США, которые в этом конфликте прикрывались флагом ООН?

Именно об этом и напоминает сейчас Пекин Вашингтону, слишком уж азартно поигрывающему ядерным оружием. Вашингтон тоже не остается в долгу: несколько часов назад Соединенные Штаты заявили, что начинают расследование по поводу нарушений в Китае прав на интеллектуальную собственность и получение технологий незаконным путем. Дональд Трамп, как было сказано в заявлении Белого дома, официально объявит об этом 14 августа, в понедельник.

Как отмечает издание Politico, объявление о начале расследования пока не означает то, что в отношении Китая США прямо сейчас готовы применить санкции. Но это наверняка означает, что в недалекой перспективе объявленное расследование приведет к повышению пошлин на ввоз китайских товаров в Америку и некоторые страны Европы.

Сегодня ночью состоялся телефонный разговор председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Дональда Трампа, в котором китайский лидер прямо призвал американского избегать резких слов и действий против КНДР и заявил о возможном ответе КНР на американские военные действия против своего соседа.

На Капитолийском холме прямо сейчас не на шутку встревожены складывающейся ситуацией. Сегодня конгрессмен от штата Род-Айленд Дэвид Сисилайн, представитель Демократической партии США, невзирая на то, что члены конгресса до начала сентября находятся в своих избирательных округах, потребовал от спикера Пола Райана созвать экстренное заседание палаты представителей конгресса США.

Сисилайн предлагает коллегам обсудить и в кратчайшие сроки принять законопроект, который сможет запретить Дональду Трампу нанести без одобрения конгресса превентивный ядерный удар по Северной Корее.