На каком топливе летают самолеты. Кто заправляет самолеты в московских аэропортах? Заправка самолетов в аэропортах

Для заправки бензосистемы самолета Ан-2 применяется авиационный бензин Б-91/115 (октановое число не ниже 91) и бензин Б-89. Бензин Б-89 разрешается применять.при температуре входящего в карбюратор воздуха не более +20° С, не более 900 мм и n =2100

Самолет можно заправлять из раздаточных колонок, из авто бензозаправщиков и прицепных цистерн, оборудованных специальными насосами и фильтрами, а также электробензонасосом БПК-4, смонтированным на самолете, или ручным насосом из бочек.

l. Перед заправкой самолета бензином (маслом) проверить по паспорту марку и качество топлива или масла. Убедиться в том, что на паспорте имеются визы инженера о разрешении заправки самолета данным бензином (маслом). Проверить пломбировку авто бензозаправщиков, состояние сетчатого фильтра в раздаточном пистолете и тканевого фильтра.

2. Слить отстой бензина (масла) из отстойника автозаправщика, убедиться в чистоте его. Слить 1-2 л бензина (масла) через пистолет в чистую тару и убедиться в его чистоте.

Если в топливе или масле слитом из отстойника или пистоле

та автозаправщика, обнаружатся механические примеси, щелочные осадки или их следы, заправку самолета не производить. При заправке топлива

а) производить на самолете работы связанные с включением источников электротока на самолете;

б) проворачивать винт, запускать мотор.

2. Непосредственно перед заправкой проверить надежность заземления самолета и автозаправщика и убедиться том, что самолетная электросеть выключена, а сливной кран бензосистемы закрыт.

3. Проверить, отвязан ли самолет от якорной стоянии.

4. Для предохранения от пожара самолет надо заправлять не раньше чем через 5 после остановки двигателя.

Оставлять самолет на стоянке с не заправленными бензобаками

1. Во избежание засорения баков открывать лючки над горловинами бензобаков и снимать крышки только перед началом заправки.

2. При заправке через воронку, если есть ветер, устанавливать щиток с наветренной стороны воронки. При заправке во.время дождя или снега воронку нужно покрыть чистым брезентом или чехлом.

3. Заправку правой и левой групп баков производить раздельно через горловины консольных баков, расположенных на верхнем крыле. Заправку контролировать по показанию бензиномера и по времени заправки (25-30

После заполнения топливом крайнего бака каждой группы необходимо приостанавливать заправку и ждать, пока топливо из него перетечет в другие баки.

Количество топлива заливаемого в каждую группу бензобаков, определяется продолжительностью предстоящего полета.

При неполной заправке бензобаков количество потребного топлива Контролируется по указателю бензозаправщика или же по емкости тары, из которой производится заправка, а по окончании заправки проверяется по самолетному бензиномеру.

4. В зимнее время для предупреждения закупорки бензинофильтра кристаллами льда необходимо заправку самолета производить только вымороженным в надземных емкостях течение двух суток топливом (если оно хранилось в подземных емкостях).

При температурах наружного воздуха минус 10° С и ниже, когда в период между полетами или непосредственно перед летным днем произошел резкий перепад температур окружающего воздуха (на 10° С и более), производить осмотр топливного фильтра самолета после опробования двигателя, а также после 5-7 налета. Пробу двигателя перед ремонтом фильтра необходимо производить поочередно на обеих группах бензобаков.

При обнаружении кристаллов льда на фильтре и в топливе, залитом в самолет, последнее необходимо слить из бензосистемы и заправить самолет вымороженным и отфильтрованным топливом.

5. Осмотр и промывку сетчатых бензофильтров карбюратора производить в сроки, указанные в регламентных работах.

При применении топлива, содержащего жидкость «И», осмотр сетчатого фильтра бензосистемы производить в соответствии с регламентом через 25±5 налета самолета.

Заправка топливом через топливную систему самолета бензонасосомБПК-4

При отсутствии бензозаправщика для заправки самолета пользоваться бензонасосом БПК-4. Порядок заправки следующий:

1. Подключить аэродромный источник питания.

2. Открыть люк между шпангоутами № 2 и 3 фюзеляжа.

3. Снять предохранительный колпачок на штуцере БПК-4 и надеть специальный шланг (прилагаемый к одиночному комплекту самолета) на штуцер. Опустить другой конец шланга в тару с топливом (бочку, автоцистерну, заправщик).

4. Установить кран у БПК-4 в положение «Заправка».

5. Установить в кабине летчика на левом пульте четырехходовой кран в положение «Баки открыты».

6. Включить на центральном пульте автомат защиты сети «Бензиномер».

7. Включить на левом пульте автомат защиты сети «Бензонасос» и следить по бензиномеру за заправкой топлива по группам бензобаков. (На самолетах с 60-й серии кроме автомата защиты сети на центральном пульте включить выключатель в люке возле насоса БПК-4).

При неравномерности заправки в группе баков 100 л или более переключить четырехходовой кран на одну группу баков для получения одинакового количества топлива в группах.

8. Полная заправка продолжается не более 20- 30

9. При дозаправке баков (не более 500 л) разрешается использовать бортовой аккумулятор.

1. Специальный шланг отфильтровывает через сетку только механические примеси, поэтому заправку необходимо производить только уже отфильтрованным топливом.

2. При заправке топлива сверх 1200 л оно начинает поступать в дренаж.

производить включение насоса БПК-4 при положении трехходового крана «Питание» или четырехходового крана «Баки закрыты».

4. Работа насоса БПК-4 вхолостую без подачи топлива приводит к выходу из строя насоса.

5. Вблизи самолета при заправке обязательно иметь огнетушитель.

При посадке на площадку, не имеющую источников аэродромного электропитания, для экономии энергии бортовой аккумуляторной батареи или если нет.фильтрованного топлива необходимо производить заправку через горловины бензобаков, расположенные на верхнем крыле. В этом случае для улавливания воды необходимо заправлять топливо через воронку c частой сеткой и замшей. Замшу укладывать в воронку гладкой стороной вверх.

1. Установить кран у БПК-4 в положение «Питание», закрыть люк фюзеляжа.

2. Закрыть горловины баков крышками; убедившись в целости прокладок и плотности прилегания крышек к горловинам, законтрить их, закрыть лючки над горловинами бензобаков.

3. Убрать снаряжение для заправки. Замшу следует тщательно стряхнуть, просушить, сложить гладкой стороной внутрь.и хранить в чистой коробке.

4. Спустя 10-16 после заправки слить отстой из каждой группы бензобаков через фильтр-отстойник.

Независимо от способа заправки бензобаков необходимо через 15 слить из фильтра-отстойника 0,5-1 л топлива.

Следует иметь в виду, что при длительной стоянке самолетов с бензобаками, заправленными топливом, иногда в отстойниках баков вновь появляется вода. Эта вода является результатом конденсации влаги из воздуха. Поэтому, прежде чем выпустить самолет, необходимо слить в тару столько топлива, чтобы полностью убедиться, что в сливаемом топливе нет следов воды.

Качество топлива играет важную роль при заправке самолетов, от этого напрямую зависит уровень полета и безопасность. Самым распространенным видом горючего считается реактивное топливо (керосин), при этом важно учитывать, что каждая модель лайнера рассчитана на определенный тип авиатоплива, использование которого позволяет достичь максимально возможных результатов. Иногда допускается применение аналогов, безопасных для характеристик двигателя.

Многих пассажиров интересует, чем заправляют самолеты, на каком топливе они летают, в современных лайнерах чаще всего заливают следующие виды горючего:

  • авиационный бензин для поршневых двигателей — он может использоваться также в качестве растворителя при техническом обслуживании;
  • авиационный керосин для реактивных самолетов - глубоко переработанное топливо, его подвиды предназначены для разных условий эксплуатации.

Авиатопливо

Авиационный бензин практически не отличается от автомобильного аналога, основные особенности связаны со спецификой использования. Его синтезируют методом перегонки нефти или способом каталитического крекинга, существуют две основных разновидности состава, разница заключается в октановом числе. Топливо данного типа используется в последнее время в качестве топлива для самолетов все реже, это связано тем, что поршневые двигатели постепенно уходят в прошлое. Его основная сфера применения — технические осмотры двигателя и комплектующих.

Преимущества состава:

  • детонационная стойкость;
  • фракционный состав;
  • химическая стабильность — сопротивляемость химическим изменениям при перевозке, использовании и т. д.

Авиационный керосин

Авиакеросин - это дизельное горючее, которое получают в результате глубинной переработки нефти. В соответствии с требованиями эксплуатации турбореактивных двигателей топливо должно быть тщательно очищено от углеводородов и примесей, октановое число авиационного керосина составляет 45. Авиакеросин используется при заправке военных и пассажирских самолетов, проходит 8 этапов очистки.

Существуют 2 основные разновидности авиационного керосина:

  • для дозвуковой авиации;
  • для сверхзвуковых лайнеров.

Разница заключается в том, что сверхзвуковой полет сопровождается сильным повышением температуры топлива, мелкофракционные составы при этом испаряются.

Разновидности керосина

На территории России используются следующие виды авиатоплива:

  • РТ - высококачественное топливо, используется для заправки СУ-27 и других моделей, аналоги на западе отсутствуют
  • ТС-1 - смесь из фракций, ближайший аналог - Jet-A, один из распространенных видов топлива на территории РФ и стран СНГ, подходит для заправки современных лайнеров, старых турбореактивных моделей, дозвуковых и турбовинтовых самолетов;
  • Т-8В и Т-6 - применяются для заправки военных самолетов, в т.ч. сверхзвуковых истребителей (МИГ-35, например), из-за сложного продолжительного процесса переработки цена очень высокая.

Для улучшения характеристик авиационного керосина используются следующие присадки:

  1. Антистатическая - способствует повышению электропроводности керосина, их применение снижает накопление статического электричества, присутствие которого повышает риск взрыва топливного бака.
  2. Антиокислительная - ее присутствие позволяет снизить окислительные процессы, предотвращает процессы синтеза смол.
  3. Противоизносная - повышает эксплуатационные свойства механизмов в топливном отсеке.
  4. Антиводокристаллизационная — даже небольшое количество воды в топливе на большой высоте кристаллизуется, небольшие частички льда могут привести к повреждению двигателя вплоть до прекращения его функционирования, присадка поможет предотвратить такие процессы.

Необходимое для заправки количество топлива

Основной технической характеристикой самолета считается расход топлива, от этого напрямую зависят расходы на обслуживание. Количество авиакеросина зависит от модели воздушного судна и параметров полета, при перелетах на близкие расстояния предполагается экономия.

Количество топлива на борту зависит от следующих факторов:

  • маршрут;
  • дополнительные пункты пересадки;
  • погодные условия.

Точный расчет горючего затруднен, данный показатель совпадает с указанными в технической документации параметрами очень редко. Больше всего топлива потребляют гражданские лайнеры, но в перерасчете на количество пассажиров стоимость полета окупается. В Боинги заливают в среднем 15 т., в Аэробусы - 15 - 25 т., при расчете параметра учитываются расстояния, 5 % заливается «про запас».

Заправка в аэропортах осуществляется двумя способами:

  • по насосам из резервуаров;
  • по трубопроводу.

Все горючее проходит тщательную проверку по 12 параметрам, средняя продолжительность заправки составляет 40 мин., при необходимости может проводиться дозаправка в воздухе.

Заключение

При заправке самолетов чаще всего используется авиационный керосин, для различных моделей воздушных судов предназначены разные типы горючего. Для повышения качественных характеристик топлива используются специальные присадки, они позволяют улучшить характеристики двигателя. Топливо поставляется во все аэропорты, предварительная проверка позволяет предотвратить попадание некачественного горючего в самолет.

Многие из нас летали самолетами не только широко известного авиаперевозчика, но и другими авиакомпаниями. Кто-то м.б. обращал внимание на заправку самолета перед вылетом, но не многие знают какой путь проходит топливо от поставщика до выдачи воздушному судну. А путь очень интересный и многоемкий.

02. Как принято говорить «мне удалось попасть», а на самом деле меня пригласили посетить топливозаправочный комплекс московского аэропорта Домодедово. Основная задача топливозаправочного комплекса (ТЗК) — обеспечение бесперебойной и безопасной заправки воздушных судов кондиционными горюче-смазочными материалами с учетом требований международных стандартов.

03. Одним из операторов по заправке воздушных судов в Домодедово, является Domodedovo Fuel Services — на данный момент крупнейший оператор в России и СНГ (про остальных чуть ниже). Сливная эстакада для приема топлива – именно отсюда начинается путь авиатоплива, поступающего в Domodedovo Fuel Services по железной дороге.

04. Сливная эстакада обеспечивает одновременный слив авиационного керосина с 22 железнодорожных цистерн. В день слив осуществляется в среднем три раза, т.е. 66 цистерн в сутки, а это ~ 5000 м3 авиационного топлива. Поставки топлива также осуществляются через трубопровод, в процентном соотношении поставки ж/д / трубопровод составляет 70/30.

05. Куда же сливают топливо? У Domodedovo Fuel Services есть два резервуарных парка (приемный и расходный) для приема, хранения и подготовки авиационного топлива перед его подачей на заправку воздушных судов. Емкость приемного и расходного резервуарного парков составляет 15 000 и 34 000 м3 соответственно.


Данные объекты связаны между собой магистральным топливопроводом протяженностью около 5 километров.

06. Поставку и продажу топлива авиакомпаниям в аэропорту Домодедово осуществляют различные операторы: «ЛукОйл», «ГазпромНефть», ТНК-ВР, «Шелл и Аэрофьюэлз» и сам Domodedovo Fuel Services.

07. Но вернемся чуть ранее. Как же наше топливо себя чувствует? Просто взяли и слили в резервуар? НЕТ! Все топливо, которое поступает в аэропорт, еще до слива в резервуары, уже под контролем. Первый — входной контроль. При приеме каждой партии, забираются пробы, для идентификации поступившего продукта из средства транспортировки. В среднем это три литра для лабораторных исследований, а также арбитражная проба.

08. Все пробы поступают в высокотехнологичную лабораторию. Лаборатория оснащена новейшим оборудованием, часть которого закупалась Домодедово впервые среди аэропортов России и СНГ. Некоторые приборы компании-производители оборудования специально устанавливали в лабораторию на апробацию. А после испытаний это оборудование приобреталось для лаборатории.
В лаборатории проходят исследование не только авиатоплива, но и спецжидкости (например, противообледенительная, противокристаллизационная), авиамасла и гидрожидкости, используемые в системах ВС.

09. Входная проверка — не единственная. После слива продукта в резервуары склада, топливо проходит второй контроль — приёмный. Здесь уже топливо тестируется строго в соответствии с ГОСТом по 11 показателям: плотность, фракционный состав…

10. кинематическая вязкость, кислотность, температура вспышки в закрытом тигле…

11.

14. Топливо, поступив из приемного в расходный резервуар, проходит приемный анализ по 11 показателям ГОСТа и после проверки на него выписывается Паспорт качества, который является основанием для выдачи авиатоплива на заправку в воздушные суда.

Третий контроль — аэродромный — это уже дополнительная проверка подготовленности и чистоты авиатоплива перед выдачей в воздушное судно. На этом этапе контроля выделенный резервуар во втором парке — расходном складе (общая емкость расходного склада 34 000 м3)- проверяется на чистоту и ему выдается Паспорт качества. На этом этапе проверяются топливозаправщики и заправочные агрегаты, им выдается контрольный талон, который подтверждает, что заправочное средство работает исправно и выдает качественное топливо.

15. Как авиакеросин попадает в топливные баки самолёта? Для этого в аэропорту используется специальная техника: топливозаправщики,

и заправочные агрегаты, которые закачивают авиакеросин в топливные баки воздушных судов напрямую из топливопроводной системы Центральной заправки самолетов (проложенной под искусственным покрытием перрона аэродрома). На ряде мест стоянок в ДМЕ выведаны гидрантные колодцы с топливными гидрантами, к которым подключается заправочный агрегат.

В аэропорту Домодедово топливозаправщики и заправочные агрегаты используются в соотношении 60/40.

16. Для поддержания постоянного давления в системе ЦЗС работает насосная станция.

17. В резервуаре на выдаче, в насосной станции, в топливозаправщиках стоят специальные фильтры, которые обеспечивают дополнительную фильтрацию топлива.

18. Парк топливозаправочной техники включает в себя машины, оборудованные гидравлической подвеской, позволяющей регулировать высоту.

19. Заправочные агрегаты, которые подключаются прямо на перроне к ЦЗС и производят заправку судов. В планах стоит дополнительное оснащение стоянок воздушных судов системой ЦЗС в рамках реализации программы по реконструкции перрона аэродрома.

20. Топливозаправщики вместимостью от 10 до 60 м3, обеспечивающие заправку всех видов отечественных и зарубежных воздушных судов, включая самый большой в мире пассажирский авиалайнер Airbus А380.

21. В парке также есть низкопрофильные топливозаправщики, осуществляющие заправку самолетов типа А319 и А320 «в крыло» без применения дополнительных приспособлений.

22.

23. Компьютеризированные пункты налива топливозаправщиков.

24. При заправке топливозаправщика, а потом им воздушного судна все параметры по заливке топлива отображаются на специальном пульте управления.

25. Небольшое отступление. Заправить воздушное судно — не просто воткнуть шланг и ждать, когда топливо перельется из топливозаправщика. При заправке воздушного судна, в обязательном порядке делается заземление борта и топливозаправщика. Оператор топливозаправщика (см. правую руку) держит прибор контроля оператора «DEADMAN». Через определенное количество времени оператор должен нажимать на кнопку, тем самым подтверждая, что с ним все нормально. В случае не отзыва оператора — заправка прекращается.

Далеко не все знают, чем заправляют самолеты. Для бесперебойной и хорошей работы подобных агрегатов требуется специальное топливо высшего качества. Уровень полета во многом зависит от того, что было залито в самолет. Следует отметить, что стоимость во много раз возросла из-за дефицита нефти. На данный момент разрабатываются новые составы. Так чем заправляют самолеты? Какое топливо для этого применяют?

Разновидности горючего для самолетов

Итак, чем заправляют самолеты? На данный момент существует всего несколько разновидностей горючего для такой техники:

  • топливо, предназначенное для поршневых двигателей;
  • реактивное топливо, предназначенное для турбореактивных моделей.

Каждый вид разрабатывается для определенных Замена горючего на другой тип очень опасна. Ведь от топлива зависит безопасность всех, кто будет находиться на борту самолета. Именно по этой причине заправке агрегатов уделяется особое внимание. Чем же отличается реактивное топливо от авиационного бензина?

Авиационное топливо

Теперь вы знаете, чем заправляют самолеты. Виды топлива для подобной техники обладают определенными качествами и свойствами. В чем же заключаются отличия. Авиатопливо, или, по-другому, авиационный бензин, в последнее время перестали использовать в качестве горючего. Теперь его используют как растворитель. Не так давно на таком горючем летали ТУ-22 и ТУ-16.

Получали же авиатопливо несколькими путями переработки либо каталитическим крекингом.

Особенности авиационного топлива

Авиационный бензин ранее считался качественным топливом. Почему? На то есть несколько причин:

  1. Детонационная стойкость. Иными словами, такое топливо можно использовать в двигателях, оснащенных высоким уровнем сжатия горючей смеси. В данном случае исключено появление детонационного сгорания.
  2. Фракционный состав. Авиационный бензин способен испаряться. Это указывает на его способность образовывать топливовоздушные, рабочие смеси. Данную черту определяют давление насыщенных паров и температура выкипания.
  3. Химическая стабильность. Авиационное топливо способно выдержать химическое воздействие определенных компонентов при использовании, транспортировке и так далее.

Как видите, авиационный бензин имеет множество преимуществ. Однако его уже давно не используют в качестве горючего. Так чем заправляют самолеты, если авиационный бензин для этих целей не применяется?

Авиационный керосин

Каким топливом заправляют самолеты, которые перевозят пассажиров и военных? В таких ситуациях применяется авиакеросин - это одна из фракций нефти, получаемая путем прямой перегонки сернистых и малосернистых разновидностей нефти. При этом широко применяется метод гидроочистки. В подобное горючее очень часто добавляют дополнительные присадки.

Стоит отметить, что авиационный керосин, прежде чем попасть в бак самолета, проходит 8 ступеней проверки. Помимо этого, в нашей стране контроль за качеством топлива осуществляют военные. Стоимость одной тонны подобного горючего составляет 20-35 тысяч рублей.

Разновидности авиакеросина

Имеет множество особенностей. Это и кислотность, и серность, и термостабильность. На данный момент в нашей стране применяется несколько его разновидностей:

  1. РТ - это топливо очень высокого качества. Это объясняется нефтяной фракцией. Здесь она составляет 135-280 °С и проходит полную гидрообработку. Стоит отметить, что такое топливо не имеет аналогов даже среди западных разновидностей горючего. РТ обычно применяют для заправки СУ-27 и так далее.
  2. ТС-1 - это топливо для самолетов представляет собой смесь прямо очищенных и прямогонных фракций. Такое горючее соответствует Jet-A - зарубежному аналогу. В нашей стране это наиболее популярная разновидность авиационного керосина. Им заправляют современные и старые самолеты, оснащенные дозвуковыми, турбореактивными и
  3. Т-6 и Т-8В - топливо, которое производится исключительно для нужд военных. Им заправляются сверхзвуковые истребители МиГ-35. Такое горючее получается в результате длительной переработки нефти, что делает их стоимость очень высокой.

В зимний период в топливо добавляют дополнительные присадки, которые не позволяют горючему менять свои физические свойства в процессе использования.

Сколько у самолета баков

Прежде чем ответить на вопрос о том, как и сколько топлива заправляют в самолет, стоит выяснить, сколько баков имеется у агрегата. У разных моделей техники они располагаются практически в одних и тех же местах: у крыльев и в центре. При этом из каждой емкости горючее расходуется для определенных нужд. Топливо из центрального бака предназначено для стабильной работы двигателя. В некоторых самолетах предусмотрена дополнительная емкость в районе хвоста. Такой бак необходим для регулировки центровки агрегата при перелете.

Процесс заправки

Процесс заправки самолета - это сложная процедура, которая осуществляется в аэропорту группой людей. Для этих целей используется специальная техника. При этом процедура проходит под контролем оператора заправочной станции. Стоит отметить, что топливо проходит тщательную проверку. Сколько заправляют самолеты? Все зависит от разновидности техники. Для заправки "Боинга" требуется примерно 15 тонн топлива, а для "Аэробуса" - 15-25 тонн.

Как обещала, сегодня показываю и рассказываю про то, как заправляют самолеты на примере "Роснефти" в аэропорту Внуково.

Топливо поступает на приемный склад ГСМ двумя способами:

Железнодорожным транспортом.
Все начинается с терминала железной дороги, куда приходят составы с авиационным керосином, который доставляется из ближайших к Внуково нефтеперерабатывающих заводов в Рязани и заводов Самарской группы и ЯНОС (Ярославль);

По кольцевому трубопроводу напрямую с НПЗ.

2.

3. Из цистерн и по трубопроводу топливо перекачивается вот в эти огромные 5-тысячные (м3) резервуары.

4. Вид с самолета на ТЗК Роснефти и аэропорта Внуково. Внизу тысячные резервуары, пятитысячники остались за двигателем.

5. В каждом таком резервуаре максимально находится 4,25 тысяч литров авиационного керосина. Внизу трубная обвязка - она служит для приема и выдачи авиатоплива.

6. На крыше 5-тысячного резервуара размещен логотип Внуково.

7. По трубопроводу авиакеросин попадает в расходные емкости.

8. Переезжаем на предперонный пункт налива, где в бело-красных полосатых пунктах налива происходит непосредственная заправка керосина в топливозаправщики.

9. Шланг присоединяется к штуцеру топливозаправщика.

В ТЗК процедура происходит следующим образом. Через специальный кран сливается около 10 литров керосина и в чистую банку берется проба для более детального анализа.

11. Сначала происходит визуальный контроль - керосин раскручивается в банке по спирали до образования воронки и осматривается на предмет пузырьков или осадка.

12. Второй этап проходит с помощью специального приспособления (ПОЗ-Т).
ПОЗ-Т два раза промывается керосином, а затем проводится тест. Использованный керосин потом сливается в подземный резервуар.

13. Внутрь ПОЗ-Т устанавливаются специальные индикаторы (ИКТ), через которые протягивается авиакеросин на протяжении 8-10 секунд.
Если в керосине содержится вода или механические примеси, на индикаторе выступят три пятна. При наличии механических примесей появятся 3 черных пятна, при наличии воды - три синих пятна.

14. Всё чисто, пора заправлять самолёт!

15. Во Внуково "Роснефть" заправляет авиакомпании "Трансаэро", "Россия", "Турецкие авиалинии", "Нордвингз", "Якутия", "ЮТэйр", Lufthansa, Fly Dubai, Hainan Airlines, Air Arabia, а также Федеральных потребителей.

16. Мне повезло, в съемочное утро заправляли Боинг-747 "Трансаэро".

17. Такой большой самолет могут одновременно обслуживать сразу два заправщика.

18. Топливозаправщик, в зависимости от размера цистерны, может вместить 60 тысяч литров.

19. С другой стороны еще один.

20. Это новый заправщик - за кабиной у него подъемная платформа, чтобы удобно подбираться к крылу для подсоединения топливного шланга.

21. На заправщиках установлены по 2 независимых наконечника нижней заправки, так быстрее будет идти процесс...

22. Фюзеляжный Пульт Контроля и Управления Заправкой
Из показаний: тумблер задачи количества топлива, тумблер включения/отключения автоматического режима заправки, а также органы управления клапанами в случае ручной заправки.

23. Заправочный модуль топливозаправщика.

24. Заправка 747-го длится около часа, самолет берёт на борт до 241140 литров керосина и, чтобы полностью его заправить, понадобится 6 заправщиков.

25. Дальность с максимальной нагрузкой 14200 км. Почти до Мельбурна (14400), Буэнос-Айреса 13500, Сантьяго (Чили) 14100. Практически весь мир - за исключением западного берега Австралии.

26. Оператор заправочной станции контролирует подъезд и отъезд топливозаправщика, помогает машине правильно встать под крыло, контролирует перепады на фильтр-элементах, управляет насосной установкой, а также осуществляет контроль качества топлива.

27. Пока заправляют 747-й, проедемся по аэропорту и посмотрим, где еще "кормят" самолеты.

28. Вот нашли Боинг-737 и это снова "Трансаэро".

29 Здесь крыло пониже и шланг подсоединяют с помощью стремянки.

30. Что самое интересное - информация о том, сколько топлива в какой самолет залить теперь происходит не на бумаге, а через современные средства связи.

31. В нашем случае это специально обученный телефон с программой, на который диспетчер отправляет все данные о количестве топлива для конкретного самолета.

32. А работнику остается только контролировать показания датчиков.

33. Вот например устройство, на которое нужно нажимать каждые полторы минуты для безопасности.

34. Это дифманометр. Он служит индикатором перепада давления. Если значение отклоняется от нормы - фильтры нужно менять.

35. Суперджет "Газпрома" закончили заправлять, жаль, мы не успели. Его обычно заправляют 16 минут.

36. "Роснефть" является одним из лидеров на рынке авиационного топлива РФ. Реализацией авиатоплива, производимого на 9 НПЗ "Роснефти", занимается специализированное дочернее общество Компании - ООО "РН-Аэро".

37. С 2008 года предприятие осуществляет реализацию авиационного топлива, а также оказывает полный комплекс услуг по поставке авиационного керосина и организации заправки воздушных судов в аэропортах России и зарубежья.

38. Сеть присутствия ООО "РН-Аэро" по заправке воздушных судов на территории РФ увеличилась до 29 аэропортов, включая 13 собственных ТЗК.

39. Заправщики с узнаваемым логотипом компании можно увидеть в столичных аэропортах Внуково и Шереметьево...

40. ...аэропортах Екатеринбурга, Владивостока, Ростова-на-Дону, Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика, Абакана, Красноярска, Иркутска.

Вот такая красота.