Карелия тайны и загадки. Места силы Карелии

К загадкам русского севера все относятся по-разному. Особенно разнятся мнения религиозно настроенных: для одних верующих - это место связи с энергией космоса, для других - исток русской духовности, а для третьих - скопище ведьм и чертей.

Одно точно: аномальных мест в Карелии очень много и все они полны полуисторических-полумифических фактов. Выбрать самые интересные я попросила директора Карельского Национального музея, Михаила Леонидовича Гольденберга, посвятившего изучению истории края несколько десятков лет.

№1. Гора Воотоваара - каменное волшебство

Самая высокая точка Карелии (417 метров), на которой сосредоточена, наверное, вся мистика края.

Загадки места:

Почему гору не любят ни животные, ни птицы, а у деревьев такие покорёженные стволы, как будто кто-то в порыве шаманских плясок вырвал их с корнем и воткнул в землю обратной стороной?

Как появились гигантские каменные плиты геометрически правильной формы, будто их вырезали лазером?

Зачем нужна каменная лестница с обрывающимися в небе 13-тью ступенями? Да еще с такими мистическими координатами: 63 04.999 32 38.666.

Как образовались сейды - огромные валуны, стоящие на камнях поменьше?

Возможно, последняя загадка - ключ ко всем остальным странностям горы. Часть историков считает, кто сейды - дело рук Саамов (или их духов) - древнего племени с шаманами-нойдами. До сих пор считается, что они способны подчинять своей поле группы людей. Все на полном серьезе - за нойдами охотились и НКВД, и Аненербе.


Сейды на Воотовааре

Но есть и прагматики, которые уверяют, что все каменные образования - сотворил ледник: это он «навалил» большие камни на маленькие, потом лед растаял, крошечные камешки вымылись, остались застрявшие. А четкие каменные разрезы - последствия землетрясений. Но когда ты видишь все это вживую, сохранять прагматичный взгляд на вещи сложно. Эзотерики называют Вотооваару энергетическим аккумулятором и «акупунктурной» точкой планеты, в которой можно принять информацию космоса.


Абсолютно ровный срез камней

Как добраться до Воотаваары?

Поездом: из Санкт-Петербурга или Петрозаводска до ст. Гимолы, это ближайший к горе поселок. Дальше пешком или на транспорте, договорившись с местными - 15-18 км.

На автомобиле: от Санкт-Петербурга есть 2 пути - слева от Ладоги (ближе и живописнее) и справа (дорога чуть лучше). В любом случае готовьтесь к необходимости оставить машину, потому что через 5 км от Гимолы, когда основная дорога уйдет налево, а к горе надо будет ехать прямо, начнется несносная грунтовка.

№2.Остров Кижи - христианство или язычество?

Кто не помнит со школы легенду о деревянной церкви без единого гвоздя? Кижи стали визитной карточкой русского Севера, охраняются ЮНЕСКО, принимают несколько сотен тысяч паломников в год. Но история острова не ограничивается христианством, по некоторым археологическим находкам очевидно, что место было сакральным для древних язычников.


Вид на Кижский погост

Загадки места:


  • Церковь Преображения , возведенная в 1714 годом неизвестным мастером все-таки с гвоздями. Мистики утверждают, что на этом месте раньше было древнейшее языческое капище.

  • Кижский погост славится опять же неподтверждёнными, но упорными слухами о НЛО и пространственно-временных искажениях на месте старообрядческого кладбища.

  • Церковь Воскрешения Лазаря - по преданию ее построил Преподобный Лазарь Муромский аж в начале XIV века. Люди верили, что церковь «чудотворна», до революции сюда тянулись вереницы паломников. Но во времена большевиков строение разорили и забросили, реставрация началась только в 1954 году. Теперь церковь является частью экспозиции «Русские Заонежья».

Церковь Воскрешения Лазаря

Словом, эзотерики всех мастей считают остров местом интенсивного геоактивного излучения, говоря простым языком - место силищи богатырской, где переплетаются верхние миры духов, людей и мир демонов.


Меня на Кижах атаковали чайки, кода я охотилась за прекрасным кадром, в центре которого было гнездо.

Но птицы, наверное, подумали, что гнездо у меня на голове.

Как добраться до острова Кижи:


  • Если у вас есть в запасе время, а денег нет, то можно доехать автобусом из Петрозаводска до поселка Велкая Губа (около 250 км. по трассе),оттуда до острова оставется всего 1 км, находим местных и договариваемся о лодке.

  • Самый быстрый и комфортный путь: водный трансфер из Петрозоводска, туда возит компания "Русский Север" двумя путями:

Относительно дешево и быстро на судне Метеор или Комета , идет 1.15 минут;
Дороже, но совсем по-царски на теплоходе "Меридиан" , целый мини-круиз на 3.30 минут в одну сторону

№3.Лабиринты - спираль в иной мир

Еще одна загадка - каменные символы спиралевидной формы, лабиринты с диаметром до 30 метров.

Вопрос тут один: с какой целью древние люди складывали булыжники в такие причудливые формы?

Лабиринт на острове Олешин (архипелаг Кузова, Белое море).

Популярных версий две:

Промысловая магия. Все лабиринты находятся в рыбных местах и связаны с побережьем и островами. Может так помечали места для рыбалки? Или это схема глобальной морской навигации?

Культ мертвых. Возможно, лабиринты символизируют трудный и извилистый проход от жизни к смерти? Или это вместилище душ умерших? Запутанный путь, чтобы духи не могли вернуться в мир живых. Но ведь не все лабиринты сопровождаются захоронениями...

Отдельные исследователи полагают, что образ спирали - код к знаниям, которые передавались из поколения в поколение, от народа к народу, невзирая на культурные и религиозные различия.

Как добраться до лабиринтов Карелии?

Два лабиринта находятся на архипелаге Кузова, остров Олешин, Белое море. Добраться до них можно водным транспортом из Кеми - 30 км. Кстати, кроме лабиринтов на архипелаге еще масса таинственных объектов.


Архипелаг Кузова

Регулярного сообщения с островами архипелага нет, они необитаемы, поэтому добраться до Кузовов можно или с экскурсией или дикарем, договорившись с перевозчиками из поселка Рабочеозерск. Обратите внимание, что Кузова - особо охраняемая природная территория и разбивать лагерь можно лишь на трех островах: Немецкий Кузов, Русский Кузов и Чернецкий.

Третий лабиринт расположен близ полуострова Красная Луда в северной части Чупинского залива. Но по этим координатам Гугл ничего не выдает, прокладывать маршрут надо до рабочего поселка Кереть, лабиринт - на 20 км севернее.

№4.Онежские петроглифы - северная Кама-сутра

Петроглифы (древние наскальные рисунки) есть во многих местах: от промозглой Норвегии до палящей Эфиопии. В большинстве случаев в них нет никакой мистики, рисунками древние люди передавали информацию: как охотиться, строить, собирать травы. Но с карельскими петроглифами все не так просто, большинство рисунков до сих пор не разгадано. Особенно интересны эротические мотивы в Онежских петроглифах, созданные около 6-ти с половиной тысяч лет назад.

Петроглиф на мысе Бесов Нос.

Загадки места:

Каково назначение рисунков? Информационной нагрузки как таковой нет, может, подсказка к лучшим позам или первые иллюстрации для разжигания своей фантазии?

Почему отдельных мужчин изображали с огромным фаллосом, огромной ногой и огромной рукой? Выражение превосходства?

Почему в разных местах все женщины изображены одинаково: с поднятыми руками и колесообразными ногами. Процесс выбивания на базальте длился тысячу лет, они что, сговорились?- Эротические сцены изображены в 7 местах, почему именно там? Своеобразная табличка «место для..» из-за особой энергетики?

Какие бы не были версии, надо смириться с мыслью, что часть петроглифов мы не сможем разгадать никогда. Хотя размышлять на эту тему очень занимательно.

На северо-западе России в составе одноименного федерального округа расположилась Республика Карелия. Она граничит с Финляндией и крупными областями РФ - Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Вологодской. Больше всего сюда привлекают туристов загадочные места Карелии. Карелия переполнена удивительно загадочными, а иногда сказочно-жутковатыми явлениями, объяснить которые пока не в силах никто.

Конечно же, первое, что заставляет приезжать сюда, это необычные места в Карелии, поражающие красотой нерукотворных лесов, покоряющих прямыми и уходящими ввысь стволами елей, величие кряжей. И все это окружено множеством чистых голубых озер, разбросанных по всей территории Карелии. Спокойно можно было бы наслаждаться таинствами природы, если бы не загадочные места Карелии. Даже, скажем, не просто загадочные, а мистические места в Карелии, заставляющие испытывать волнующие воображение чувства.

Одним из таких мест является выступ на берегу Онежского озера – Бесов Нос. Выступ покрыт многочисленными древними наскальными рисунками – петроглифами. Ученые давно и не всегда удачно пытаются прочитать зашифрованные надписи. Главной фигурой Бесова Носа является каменный исполин, называемый Онежским Бесом. Он отдаленно напоминает фигуру человека с бочкообразным телом, квадратной головой и пятипалыми руками.

По мнению некоторых ученых здесь, в проломе скалы, находится портал связи с потусторонним миром. Доказательством является то, что здесь часто пропадают люди, причем все их вещи остаются нетронутыми. Все объекты данной местности направили свой взор в карьер Малинового кварцита – своеобразный мини Марс. Необъяснимым является тот факт, что дожди обходят его стороной. Другой минерал с необъяснимыми свойствами – шунгит. Благодаря тому, что этот минерал очищает воду и заживляет раны, русские воины одержали победу в войне со шведами. В это время стояла необычайная жара, вода в реках цвела от водорослей, пить ее было невозможно из-за размножающейся дизентерийной палочки. Шунгит же очищал воду, чем и воспользовались русские войска.

На этом загадочные места Карелии не заканчиваются. Места силы в Карелии привлекают туристов не меньше. К примеру, на берегу залива есть деревушка Импилахти. Легенда гласит, что жили в ней когда-то влюбленные, родители которых воспротивились их любви. Девушка не в силах пережить душевных мук бросилась со скалы в воды озера, превратившись в русалку Импи. С тех пор каждую ночь над заливом Импилахти можно услышать душераздирающие крики. Или, к примеру, в озере Янисъярви часто появляются необычные огненные шары, вызывающие красивое свечение озера. При этом человек ощущает вибрацию и слышит гул.

Кстати, вода это озера благоприятно воздействует на энергетику человека. А в деревне Кочкомозеро неведомая сила открывает и закрывает двери заброшенных домов. Озеро Светлое (Урозеро) наполнено чистейшей водой голубоватого цвета, которая долго хранится. А к озеру Ведлозеро часто прилетают летающие тарелки и светящиеся шары. Здесь живет невысокого роста водяной с огромной головой и тонкими руками, выпадают студневидные дожди, залечивающие раны. Удивительным является то, что с глубин Ладожского озера между островами Валаам и Коневец слышны звуки, напоминающие работу турбин реактивного самолета. Это ли не загадочные места в Карелии?

– прекрасный край, который привлекает туристов со всей страны не только живописной природой, озёрами, полными рыбы, но и так называемыми местами силы. Основные «места силы» в Карелии располагаются по всей республике, но объединяют их необъяснимые факты, загадочные явления и эзотерические мистификации.

Что такое «места силы» и где они находятся, разберём подробнее.

Название «место силы» говорит само за себя. Считается, что по всей Земле разбросаны особые, «аномальные» зоны, которые могут влиять на физическое и эмоциональное самочувствие человека. В разные времена у разных народов были свои поверья и названия для этих мест. В России, Украине, Беларуси до сих пор можно услышать в сёлах и деревнях рассказы о «гиблых» местах. О территориях, которые местные жители стараются обходить стороной, ходят разные слухи от шабаша ведьм до прилёта НЛО.

Что же на самом деле скрывается под кодовым словосочетанием «место силы»? С научной точки зрения аномальные или геопатогенные зоны находятся в местах тектонических разломов, которые являются «каналами» выхода электромагнитной энергии Земли. Чем мощнее магнитные потоки, тем больше заметно их влияние на окружающую среду.

Не только люди чувствуют себя хорошо или плохо рядом с такими местами, но и растения, и животные. Деревья переплетаются стволами, покрываются обильным мхом, притягивают к себе молнии. Животные редко заходят на эти территории, а люди стараются селиться подальше.

Стоит сказать, что республика Карелия и Мурманская область находятся в зоне тектонических разломов и сдвигов.

Карелия является лидером аномальных зон среди северных широт России. Связано это не только со слухами и легендами, но и с действиями самой природы. Погода в этих местах переменчива, места болотистые, ветра не любят шутить. На озёрах постоянно пропадают рыбаки то ли из-за мистики, то ли из-за разыгравшихся волн.

Болота манят и пугают «блуждающими огоньками», а проливные дожди размывают дороги, по которым невозможно вернуться обратно. Природа Карелии сурова, но очаровательна и привлекательна для многих туристов. Несмотря на все легенды и страшные истории, каждый год сюда приезжают путешественники и искатели приключений. Только в этой манящей силе северного края есть что-то мистическое.

Про места силы знают все, кто увлекается эзотерическими практиками и любит проводить свободное время на ретритах. Многие духовные учителя утверждают, что аномальные зоны усиливают действия духовных практик, поэтому это благоприятные места для проведения семинаров и осознания себя.

Чем же знамениты места силы, и чем они привлекают к себе внимание? Почему гуру выбирают именно эти зоны? Расскажем о некоторых из них.

Гора Воттоваара

Пожалуй, это самое популярное место силы, которое у всех на слуху. Воттоваара – значительная, но не самая высокая точка республики Карелия . Высота горы составляет чуть больше 400 метров над уровнем моря. Это не обычная гора, а кряж, то есть скалистая линейная возвышенность, которая характеризуется отвесными и относительно ровными склонами. Общая площадь кряжа — 6 кв. км.

Туристов интересует плато Воттоваары, на котором нагромождены камни и валуны. Данные валуны до сих пор вызывают споры краеведов, археологов, историков. По одной из версий нагромождение камней не случайно, это «святилище» древних саамов. Возможно, древний северный народ соорудил здесь что-то вроде английского Стоунхенджа для принесения жертвы перед охотой. С другой стороны о нахождении древних саамов в этой местности ничего не говорит (не найдены места стоянок, орудия, остатки очагов). Воттоваара пережила сход ледника и землетрясение, что и стало результатом образования множества разломов и валунов.

Помимо главных достопримечательностей — сейдов или валунов «на ножках» — Воттоваара имеет каменную «лестницу», которая сформировалась путём выветривания. Здесь же есть «ванная» — небольшое каменное углубление, которое заполнено водой.

Ландшафт кряжа — природный памятник и прекрасный образец северной природы. Туристы не останутся равнодушными к причудливо изогнутым деревьям, камням, поросшим лишайниками, к панораме на безмолвные северные леса.

Многие, кто побывал на плато, говорят о притяжении к этому месту. Воттоваара навсегда остаётся в сердце, к ней хочется вернуться, её невозможно забыть. Суеверные туристы оставляют на горе личные вещи — платки, бусы, тесёмки — и записки с желаниями.

В видео можно посмотреть на гору с высоты птичьего полета

Паанаярви

Лоухский район республики Карелии знаменит национальным парком Паанаярви. Парк был учреждён в 1992 году и занимает более 1000 кв. км. На западе Паанаярви граничит с Финляндией . Летние ночи здесь короткие — солнце заходит всего на 2-3 часа. Зимой здесь можно увидеть северное сияние.

В парке располагается несколько природных памятников, ради которых туристы устремляются сюда каждый год. Одна из знаменитых достопримечательностей — гора Кивакка. «Прославилась» вершина тем, что на ней так и не удалось установить православный крест. Из-за ветра сделать это невозможно. Однако суеверные местные жители говорят о мистических силах, мешающих укорениться «чужому» культу. Здесь же находится самая высокая гора Карелии — Нуорунен (576,7 метров). На её вершине располагается крупный сейд — святилище древних саамов, а склоны горы украшены «висящими болотами».

Другое чудо парка — озеро Паанаярви. Длина озера — 24 км, ширина — 1,4 км. Это одно из самых глубоких озёр мира, его глубина — 128 метров. Озеро окружают скалы, что создаёт здесь особый микроклимат. Из-за этого в апреле-сентябре здесь значительно теплее, чем в окрестностях. Озеро с чистейшей водой, откроет прекрасные виды и восполнит энергию.

Национальный парк предусматривает туристические маршруты и места стоянок. Здесь запрещена охота, а рыбачить можно только с разрешения администрации в специальных местах.

Ольховая глушь

Располагается лесная глушь рядом с посёлком Леппясюрья. Эзотерики считают, что это место женской энергии. Когда-то здесь жила ведьма – повелительница ветров. Фундамент её дома до сих пор остался на холме. Сюда устремляются туристы, которые хотят осознать себя и набраться мудрости у силы природы.

Название посёлка с финского переводится как «Ольховая роща». Место характеризуют сильные ветра и обугленные стволы деревьев. Как и многие другие места силы, Ольховая глушь притягивает молнии, что провоцирует лесные пожары. Изначально здесь была священная роща, позже – лютеранская церковь, но нередкие пожары уничтожили и деревья, и постройки.

Кочкомозеро

Рядом с посёлком Надвоицы располагается заброшенная деревня Кочкомозеро. В деревне давно никто не живёт, многие дома прогнили и обвалились. Изначально деревня была рассчитана на 50 домов, сейчас здесь осталось около 10 изб. Место это на многих наводит ужас, а эзотерики отмечают особую энергетику, исходящую от домов. Деревня даёт ощущение присутствия потусторонних сил.

Ходят слухи, что двери и ставни в домах открываются и закрываются сами собой. Хотя, это и неудивительно: место сильно продувается ветрами со всех сторон.

Шардонский архипелаг

Архипелаг, возникший в результате вулканической активности, насчитывает 40 островов и находится в 10 км от материка. Это идеальное место для уединения, спокойного отдыха, медитаций и размышлений. Главный плюс для многих туристов — здесь нет комаров и клещей, так как острова хорошо продуваются ветрами. Кроме того, здесь отличные рыбные места, и даже неумелые рыбаки смогут поймать рыбку на уху.

Туристы, верящие в мистические силы, без труда найдут «то самое место». Причудливые скалистые разломы, лишайники, кварцит и гранит, рельефность и высокие, переплетённые деревья подскажут, где искать энергию и силу. Живописные виды во все стороны не оставят равнодушным никого. Идеально пожить здесь 5-7 дней.

Бесов Нос

Это мыс на противоположном от Петрозаводска берегу Онежского озера, находящийся недалеко от посёлка Шальский. Бесов Нос интересен и учёным, и мистикам. Мыс знаменит петроглифами — наскальными рисунками. Всего их насчитывается более 500. Рисунки относятся к IV-III веку до н.э. Особенность петроглифов: изображения зверей, людей и мистических существ находятся не на отвесных скалах, а под ногами.

Мыс получил своё название благодаря изображению «Онежского беса» (название дали монахи, первые нашедшие рисунок). Фигура, отдалённо похожая на человека, ровно посередине рассечена проломом. Существует версия о том, что этот загадочный «человечек» связывает реальный мир с потусторонним. Среди рыбаков и охотников есть поверье, что задабривание «беса» принесёт удачу в промысле. Поэтому в щель нередко бросают монеты.

Также большое количество петроглифов можно осмотреть на побережье Белого моря. Один из туристических маршрутов — Залавруга. Это место, находящееся рядом с городом Беломорск, насчитывает 1,5 тыс. петроглифов (III-II век до н.э.). «Главное» изображение — «Пляшущий шаман». Необходимо потереть рисунок, тогда явится дух шамана и исполнит любое желание.

Как добраться

До многих мест добраться несложно, главное, чётко спланировать маршрут. Стоит оговориться сразу, что вряд ли посещение аномальных зон будет похоже на прогулку. Необходимо заранее готовиться к походу, даже если кажется, что идти недалеко и можно без труда это сделать за пару часов. Идти в любом случае придётся: не везде можно проехать на машине.

Леса Карелии зачастую перемежаются с болотами, местность рельефная, а от злобных карельских комаров отбиться не так просто. Даже если поход планируется в июле, следует быть готовыми к плохой погоде, проливным дождям и неприятному ветру. Босоножки лучше оставить дома и облачиться в кеды или другую удобную непромокаемую обувь. Следует позаботиться о своей безопасности: сообщить подробный маршрут друзьям и родственникам, а также заранее узнать номера службы спасения и продумать способы связи.

Самостоятельно

Туристы могут отправиться в поход самостоятельно. Маршруты начинаются от Петрозаводска или Петербурга. В распоряжении путешественников поезд, автобус, теплоход или другой водный транспорт.

Маршруты до описанных мест силы представлены в таблице.

Место Как доехать
Воттоваара Располагается между посёлками Суккозеро и Гимолы. Если ехать на поезде из Санкт-Петербурга, то лучше выбрать Гимолы (станция Гимольская), а оттуда уже пройти пешком (35 км). Прямой поезд идёт с Ладожского вокзала в течение 13 часов. Также есть маршруты с пересадкой в Петрозаводске. Рядом с Гимолы есть рабочий посёлок, где можно снять номер, а на следующий день отправиться в путешествие. На машине можно доехать непосредственно до подножия. Однако стоит учитывать, что не по всем дорогам пройдёт транспорт, а большую часть пути от Гимолы составляют грунтовые дороги. На гору лучше подниматься с северной стороны. Этот путь длиннее южного, но более пологий.
Паанаярви Это национальный парк, поэтому о своём приезде стоит сообщить заранее через официальный сайт парка. В этом случае в парке резервируется место для стоянки. После заказа путёвки необходимо отправиться в посёлок Пяозёрский, где находится визит-центр (в 1050 км от СПб). Там предоставляется транспорт туда и обратно. Здесь же можно уточнить всю необходимую информацию, заказать экскурсию, получить разрешение на рыбалку.
Ольховая глушь Это довольно глухое место (название говорит само за себя), поэтому добраться сюда общественным транспортом сложно. Путешественникам нужно ориентироваться на посёлок Леппясюрья, который находится в 16 км от трассы Питкяранта-Суоярви. До станции Суоярви идут прямые поезда из Санкт-Петербурга и Петрозаводска. От станции примерно за 1 час можно добраться до Леппясюрьи на попутке. Проще всего доехать на автомобиле от Санкт-Петербурга (за 5-6 часов) или от Петрозаводска (за 3-4 часа).
Кочкомозеро Это самый сложный маршрут, так как деревня стёрта с карт, и навигатор вряд ли приведёт в нужное место. К тому же севернее располагается озеро Кочкомозеро. Основные ориентиры – посёлок Надвоицы и впечатляющий водопад Воицкий Падун. До Надвоиц легко добраться на прямом поезде из Санкт-Петербурга или Петрозаводска. Кочкомозеро располагается восточнее посёлка. Как таковой дороги нет, придётся идти пешком. Заброшенное селение располагается на полуострове, который хорошо видно на карте в режиме спутника. Лучше всего взять проводника.
Шардонский архипелаг Включает в себя водный маршрут либо сразу из Петрозаводска (45 км по воде), либо из деревни Суйсарь. В деревню можно приехать на автобусе (дорога занимает 40 минут). Если туристы планируют поездку на 3-5 дней, то можно сделать привал на острове Суйсарь или на Малом Картофельном. Лодку можно арендовать или взять свою. В данной местности хорошо ловит связь.
Бесов Нос Если ехать на автомобиле из Санкт-Петербурга, то необходимо двигаться по трассе Е105, а затем в районе Медвежьегорска свернуть на трассу А-119. Путешественникам необходима деревня Каршево, где можно найти проводника, который отвезёт по реке Чёрная к берегу Онежского озера и укажет путь. Более дорогой вариант: найти провожатого и арендовать лодку в Петрозаводске (придётся пересекать Онежское озеро). Кроме того, можно доехать до посёлка Шальский и оттуда проплыть на лодке вдоль берега или пройти пешком.

Главная проблема для самостоятельных путешественников – как найти то самое место. В этом случае поможет навигатор, проводник-гид или указатели. Если есть риск заблудиться в карельских лесах, то лучше отправиться в поход с организованной группой бывалых туристов.

Организованные экскурсии

Некоторые карельские туристические агентства предлагают путешественникам специальные туры по местам силы. Начальная точка отправления – или Петрозаводск. Также можно воспользоваться услугами местных жителей или одиночных гидов. Связаться и с первыми, и со вторыми можно через официальные сайты или группы в социальных сетях, а также найти их непосредственно на месте. К примеру, жители Каршево и Гимолы не стесняются зарабатывать на туристах и с удовольствием за определённую плату проводят путешественников до нужного места.

Цены за организованное путешествие зависят от продолжительности тура (на день, два, три). В среднем однодневный тур (16 часов) на одного человека из стоит 2000 рублей. Сезон длится примерно до ноября, а затем возобновляется весной – в апреле-мае.

Карелия богата и другими местами силы. Можно отправиться на побережье Белого моря, на Соловецкие острова, к острову Дивный. Сама северная природа подсказывает нужное место, удивляя тишиной и поражая необычайно живописными видами. Даже не верящий эзотерикам турист вернётся из путешествия с восполненной энергией и душевной гармонией.

Цитата сообщения

Арина: давно не читала таких добротно сделанных статей о Карелии! Очень интересно и возможно и вы сможете найти новое для себя


Места силы Карелии-1

Карелия в глазах большинства россиян - страна озер, порожистых рек, сосновых лесов. Но все чаще ее связывают с легендарной Шамбалой - родиной ариев и их умением управлять силой Земли.

В 1808 году немецкий философ и филолог Фридрих Шлегель первым написал, что много тысяч лет существовал пранарод, родиной которого были Гималаи. Этот народ захватил Индию, Персию, всю Европу и создал великие древние цивилизации. И именно Фридрих Шлегель дал ему имя «арийцы», что на санскрите означает «благородные».

Прошло столетие, и в начале ХХ века «арийская теория» совершила крутой поворот. Немецкие ученые стали доказывать, что Шлегель ошибся: не индоевропейские языки пришли из Индии, а наоборот, североевропейские в Индию. Поэтому родиной ариев являются не Гималаи, а Скандинавия и Северная Германия. Народ же, проживающий здесь, более правильно именовать «нордической расой»


Проверка «нордической гипотезы»

Эта «нордическая гипотеза» стала теоретической основой для германского общества «Наследие предков» или «Аненербе», которое до Второй мировой войны и во время нее организовало несколько экспедиций в Гренландию, Скандинавию, прибалтийские страны — Литву, Латвию, Эстонию.

Одновременно сотрудники «Аненербе» (их трудно назвать учеными) грабили музеи и библиотеки на оккупированных территориях Польши, Франции, Югославии, СССР, выискивая в них доказательства нордической теории.

Не пропустили «Аненербе» и Карелию. Здесь, в лесу под Кестеньгой, был найден медальон эсэсовца дивизии «Мертвая голова». Офицеры и солдаты этой элитной германской дивизии использовались в карательных операциях против партизан и на наиболее важных участках фронта - под Сталинградом и на Курской дуге. Но в Карелии боев не было и карательных операций не проводилось.

Чем же занимались представители отборной части СС в безлюдных лесах?

Разобраться в причинах появления эсэсовцев в Карелии попытался поисковый отряд «За Родину», руководимый Виктором Комковым. Отряд обнаружил у Елетьозера, на месте, не имеющем особого военного значения, две мощные линии обороны.

Первую занимал норвежский добровольческий лыжный батальон дивизии СС «Норд». За ним на сопках Хассельман и Капролат была еще одна линия обороны. Здесь в бой с красноармейцами вступили горные егеря дивизии СС. Если СС можно назвать элитой немецкой армии, то горные егеря СС были элитой в элите.

Возникают два вопроса. Первый: что делали отборные части CC на спокойном Карельском фронте долгое время? Ведь закопаться в землю и держать оборону вполне могли и резервисты.

Второй: почему в конце войны, в 1944 году, немецкие войска предприняли ряд отчаянных контратак, чтобы прорваться к егерям, окруженным у Елетьозера? Контратаки были очень серьезные. Немцы шли на прорыв напрямую, в лобовую атаку да еще через минное поле. Ради чего или ради кого приносились в жертву немецкие солдаты?

У Елетьозера был найден большой блиндажный городок. Под Кестеньгой были построены пилорамы, электростанции. Электророзетки были даже в траншеях, не говоря о блиндажах, и солдаты могли включать там свет.

Блиндажный городок в лесах больше подходил не для обороны, а для проживания ученых. В одном из них была найдена эсэсовская шпага, которую носили высокие чины СС. Их использовали только для магических ритуалов.

В результате обследований, проведенных в ближайших от блиндажей окрестностях одним из поисковых отрядов, были найдены три пещеры. Проникнуть в них не удалось — входы были аккуратно обрушены взрывами. Что там хранилось и какие работы в них велись, исследователям узнать не удалось.

Зато от местных жителей стало известно, что где-то в окрестных лесах есть так называемые места силы, около которых карельские колдуны совершали до революции свои таинственные обряды.

Золотая чаша викингов

Карелия не случайно привлекла сотрудников «Аненербе». Еще раньше здесь побывали исследователи из спецотдела при ВЧК-ОГПУ, руководимого Глебом Бокием. Об одной из экспедиций на Кольский полуостров, возглавляемой заведующим лабораторией нейроэнергетики Александром Барченко, закончившейся открытием Северной Шамбалы, известно, наверное, многим.

Но в последнее время в СМИ все чаще стала появляться информация о том, что Барченко в поисках сокрытых древних знаний проводил свои исследования и в Карелии, которую считал «территорией древнего магического Знания».

Существовала легенда, что именно здесь находится подземный храм богини Юмаллы, где хранится так называемая «Золотая чаша викингов», обладающая огромной магической силой.

Еще раньше, чем работники отдела Глеба Бокия и сотрудники «Аненербе», пытались найти в Карелии «Золотую чашу» российские мистики. По мнению современных исследователей, неожиданная поездка знаменитого художника и мистика Николая Рериха в Сердоболь, ныне Сортовала, в начале ХХ века была связана именно с поисками этой легендарной чащи.

В Петрограде Николай Рерих не только рисовал свои удивительные картины, посвященные древней истории Руси, но и серьезно занимался археологией. О возможном месте, где была спрятана легендарная чаша, он мог узнать из секретных документов, хранившихся у его отца Константина Федоровича Рериха, являвшегося одним из руководителей петербургских масонов. Высший знак розенкрейцера, принадлежавший Константину Федоровичу, хранится сейчас в Государственном музее Востока.

Но вернемся к экспедиции сотрудников «Аненербе» к Карелии. Исследователь Кольского полуострова и Карелии Владислав Трошин обнаружил материалы, свидетельствующие о том, что гитлеровцы, используя так называемые «места силы», часто встречающиеся в этом регионе, пытались разработать так называемое «сейд-оружие».

Сейды, по понятиям саами, аборигенов Карелии, это естественные или созданные рукой человека сооружения, состоящие из крупного валуна, поставленного на несколько мелких камней. В сейде живет «дух», почитаемый саами. С помощью специальных ритуалов можно заставит его выполнять совершенно невероятные с точки зрения современной науки задачи.

Ученые «Аненербе» догадались о назначении сейдов. Их целью стала попытка направить силу сейдов Кольского полуострова на Великобританию, чтобы вызвать там локальный катаклизм. Время должно было сжаться, превратив британцев в немощных, истлевающих стариков.

Разрабатывалась также и возможность использования силы сейдов для создания локального землетрясения в пределах фронтовой полосы. Это не является столь уж невероятной задачей. Если сравнить карты Карелии в годы войны с расположением новейших геологических разломов, то получается любопытная картина: линия фронта три года проходила именно по ним.

А разломы - это практически всегда аномальная зона, по которой идет разгрузка энергии, постоянно выделяющейся ядром Земли. Целенаправленно управляя этим процессом с помощью сейдов, можно разрушить самые надежные укрепления или остановить мощную танковую атаку.

Священные валуны

Побывал на Кольском полуостров и в Карелии известный своими поисками «мест силы» в Гималаях профессор Эрнст Мулдашев. Руководимая им экспедиция обнаружила там несколько источников мощной энергии, которая давала нойдам-шаманам власть над толпами людей.

По словам ученого, нойды сегодня почти исчезли, а вот объекты, через которые они колдовали, - сейды, во множестве имеются на полуострове. Сейды, как правило, установлены на плоских камнях, находящихся на вершинах гор. Порой диву даешься, как туда смогли занести огромный камень. Причем ни один сейд по облику не повторяет другой.

Заинтересовался профессор легендами и сказками саамов-лопарей, в которых фигурируют сейды. Из них явствует, что их создают духи вместе с существами подземного мира - чахкли. Нойды иногда просят духов создать сейд, чтобы было легче колдовать. Слово «сейд» с саамского языка переводится как «священный».

Мулдашев, объясняя происхождение сейдов, привел слова гениального русского ученого Николая Козырева, сказавшего, что время есть самая мощная энергия во Вселенной. Тогда вполне логично предположить, что сейды создаются для тех существ, кто способен пользоваться энергией времени, или так называемой «каменной силой».

Сейды Кольского полуострова изучала и группа ученых из Санкт-Петербурга под руководством Василия Волкова. Она обнаружила явление, необъяснимое с точки зрения современной физики. Оказалось, что сейд периодически меняет радиационный фон вокруг себя, то повышая, то понижая его.

Участвовавшая в работе этой группы Марина Карелина, обладающая экстрасенсорными способностями, сделала очень интересное наблюдение. Энергия сейда усиливается во время ритуальных жертвоприношений саамов. Карелиной удалось совершить еще одно открытие - энергия одного сейда течет к другому, третьему и так далее, образуя подобие энергетической сети.

Обратил внимание Волков и на то, что многие сейды «выглядят так, как будто их сделали только вчера. Старых сейдов мало, такое ощущение, что их периодически «ремонтируют».

Подводя итоги экспедиции, ее руководитель сделал вывод, что сейды - это сооружения некогда существовавшей мегалитической культуры. Следы ее раскиданы по всему миру - это дольмены Кавказа и острова Крит, мегалитические круги на Алтае и в Монголии, мегалитические блоки в Ливане и Египте, мегалитические храмы Сирии.

Так что же охраняли элитные войска СС в лесах Карелии? Добрался ли Николай Рерих до подземного храма богини Юмаллы и хранившейся в нем «Золотой чаши»? Нашел ли Александр Барченко «территорию древнего магического Знания»? Может быть, все эти три вопроса имеют один ответ, связанный с древней мудростью ариев…

Белое море

Карелия, как и Русский Север в целом, — это край, полный неразгаданных тайн и удивительных загадок. Разгадать их — значит понять наше прошлое и настоящее. Величие и историческое бессмертие народа определяются духовной культурой, которую представители даже самых малочисленных этносов сумели сохранить и донести до своих потомков. Разве духовная культура древних народов, издавна проживавших на огромной территории современной Карелии, менее древняя, чем культура любого из западно-европейских народов? Разве карело-финский эпос "Калевала" менее поэтичен, чем скандинавская "Эдда", французская "Песнь о Роланде" или германские "Нибелунги"?

Земной рай

В 1916 году Николай Константинович Рерих — выдающийся художник и мыслитель — прибывает в город Сердоболь, нынешний Сортавала. Это была уже не первая поездка Рериха в Финляндию и Карелию. Интерес Рериха к Северу был неотделим от его интереса к прошлому России, к ее истории. Он живо интересовался изучением древнего магического Знания, существование которого в стародавние времена связывалось с северными территориями. Испокон веков русский народ, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих русских книжников и проповедников, та счастливая и благословенная страна, которую можно сравнить разве что с земным раем, сохранившаяся в народной памяти под именем Беловодье. Беловодье — не предметная, а духовная реальность, аккумулировавшая в своем образе всю тысячелетнюю мудрость человечества. Истоки учения о загадочной стране и пытался отыскать Рерих на Севере.

Он занимался серьезным изучением северных преданий, легенд, вел научные исследования, рисовал. Результатом его изысканий явилось представление о существовании древней духовной традиции в виде единой и неразрывной цепи, начало которой — на Севере, а конец — на Востоке, в Тибете и Гималаях. И Николай Рерих отправился в экспедицию на Алтай и Тибет, чтобы уже там продолжить свои исследования. "В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье", — писал Н. Рерих в своей книге-дневнике "Алтай — Гималаи".

А в одной из легенд, которую свято хранили старообрядцы "Выговского общежительства", прямо говорится, что Беловодье расположено близ озера Лопон. Этого озера нет на географических картах. Но "лопь" — древнерусское название коренного населения Карелии и Кольского полуострова — саамов. От слова "лопь" ведет свое наименование и так хорошо знакомая Лапландия. Так, может, и само Беловодье где-то совсем рядом?

Массовый гипноз

В 1921 году была организована первая научная экспедиция на Кольский полуостров. Эта экспедиция проводилась под личным контролем Дзержинского, а возглавлял ее профессор Александр Васильевич Барченко, действовавший с мандатом Института изучения мозга и с личного благословения академика Бехтерева. А.В.Барченко, обладавший экстрасенсорными способностями, был привлечен к работе в органах советской госбезопасности, где возглавлял сверхсекретную лабораторию оккультного направления. Целью экспедиции являлся поиск остатков древних цивилизаций, которые, согласно концепции А.В. Барченко, владели универсальным Знанием, включавшим в себя знание иных источников энергии и действенных средств психического воздействия на людей. А.В. Барченко предполагал, что эти знания не исчезли бесследно, а сохранились в закодированной форме в мегалитических памятниках, легендах, преданиях и их можно отыскать и расшифровать. Интересны его исследования ряда мест в Мурманской области, в которых люди впадали в необычное состояние, похожее на массовый психоз, получившее наименование "меряченья".Обычно оно проявлялось во время проведения магических ритуалов (по официальным источникам — далеко не редких даже в конце XIX столетия), но могло возникать и спонтанно. В такие моменты люди начинали повторять движения друг друга, безоговорочно выполнять различные команды и пр. Пользуясь современной терминологией, вполне можно назвать это "зомбированием".

Эффект "меряченья" — это, в сущности, эффект массового и целенаправленного гипнотического воздействия, источник которого науке совершенно неизвестен. Подобные явления "меряченья" отмечаются по сей день и в ряде мест Карелии, на территории которых еще находятся останки древних святилищ. Все это требуют тщательного изучения не только в научных, познавательных интересах, но и с точки зрения возможного практического использования данного вида магической энергии, например, в лечебных целях.

Гиперборея где-то рядом

Карелия (Север России в целом) имеет глубокие и прочные традиции, связанные с сохранением эзотерического (тайного) магического Знания, берущего свое начало с древней, могущественной и таинственной Гипербореи. Территория Карелии уже с незапамятных (даже с точки зрения исторического подхода) времен включена в общую планетарную и геокосмическую "программу" сохранения эзотерических Знаний, являющихся основополагающими в общем контексте земной эволюции и фрагментарно зафиксированных в различного рода исторических, этнографических и культурных открытиях современности. Существуют древние карты, на которых изображен исчезнувший полярный материк — Гиперборея. До нашего времени дошли в копиях работы Герхарда Меркатора, самого известного картографа XVI века. Одна из его карт (1569 г.) воспроизводит очертания Северной земли наиболее полно, без поправок на новые географические открытия. Если наложить карту Меркатора на карту современной Скандинавии, обнаруживаются удивительные соответствия: южная граница Гипербореи проходит через Ладожское и Онежское озера, через Валаам и Выгорецию. "Волшебные утесы Валаама, столь похожие на рукотворные твердыни, когда-то были островом в океанском заливе у берегов Гипербореи — северная Ладога сохранила безмерно древние контуры этого залива, — пишет известный российский исследователь Гипербореи Е. Лазарев. — Подобным островом, по-видимому, был и гранитный монолит Соловков: подобным, но все же иным. Недаром мистическое чувство северных иноков нашло им разные священные имена: северный Афон — для сокровенного Валаама и Новый Иерусалим — для суровых Соловецких островов".

Карельский Стоунхендж

Конец 20-го столетия ознаменовался серьезными археологическими открытиями на территории современной Карелии. В начале 90-х годов на северо-западном побережье Онежского озера было открыто святилище времен неолита, названное Пегремой, в составе которого находились зооморфные идолы, диски из песчаника и пр., что свидетельствовало о развитости религиозно-магического культа и глубоких навыках в обработке камня у наших далеких предков. В 1993 году был открыт ныне широко известный, но до сих пор недостаточно изученный, древний языческий комплекс на горе Воттоваара, что в Муезерском районе. Он состоит из более чем тысячи сейдов (сооружения из камней, которые древние саамы — лопари — наделяли огромной магической силой), некоторые из которых достигают поистине огромных размеров, вырубленной в скале "лестницы" и т.д. Сооружения подобных масштабов не вписываются в насущные потребности древних саамских или карельских охотников и не укладываются в логические построения научной теории. Вот почему комплекс на горе Воттоваара уже окрестили "карельским Стоунхенджем".

Морская пирамида

В 2001 году экспедиция специалистов Российского географического общества обнаружила у острова Анзер Соловецкого архипелага странную "морскую пирамиду", возвышавшуюся на высоту около десяти метров над уровнем воды, также не получившую к настоящему времени вразумительного объяснения. Летом 2003 года экспедиция, организованная Международной академией меганауки, проводила исследования в Медвежьегорском районе недалеко от маленькой деревушки Венге-гора, что в пятнадцати километрах от более известного поселка Маслозеро. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд, которые свидетельствовали, что в стародавние времена на берегу одного из озер, расположенного в этом районе, находилось древнее языческое капище, сложенное из многочисленных камней и весьма почитаемое местными жителями. К настоящему времени памятник разрушен полностью; камни разбросаны на значительной территории или просто уничтожены. Многие из них "ушли в землю" или "в песок", и поиск их довольно затруднителен.

Легенды говорят также о том, что данное капище сооружалось из "помеченных" камней, т.е. из камней с выбитыми на них "руническими знаками", которые наравне со смысловой и магической функциями несли в себе и функцию охранительную. Интересно, что само слово "руна" вовсе не означает "букву" или "знак". Оно означает "секрет" или "тайну". Слово "руна" — аналог греческого "мистерион" (мистерия). Системы рун вовсе не являются просто системами "букв" в обыденном смысле. Скорее это системы таинств. Именно поэтому рунические знаки и символы всегда имели магический характер и понимались избранным кругом лиц. Поиски "карельской Гипербореи", видимо, еще только начинаются. Ясно одно — впереди еще много неожиданных, ярких и интересных открытий. Северные старцы-богомольцы предсказывали: в треугольнике, отмеченном тремя храмами Преображения — Валаамским, Соловецким и Кижским, — начнется очищение России. Это место, где как бы сгущается благодать, становясь явной для чутких сердец. Здесь душа Русского Севера, средоточие его гармоний.

Воттоваара

За семь лет деятельности археологической экспедиции Карельского государственного краеведческого музея (1987—1993 гг.) наиболее значительным событием было открытие летом 1992 года неизвестного ранее культового памятника — «святилища» на горе Воттоваара. Оно находится в 20-ти км на юго-восток от поселка Суккозеро Муезерского района Республики Карелия.

Гора Воттоваара — это наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности — 417,1 м. Культовый комплекс занимает в целом всю поверхность горы и несколько возвышенностей, расположенных одиночно близ нее (6 кв. км). Памятник невозможно представить вне связи с конкретным природным окружением. Его естественными границами являются крутые, местами отвесные южные и западные склоны. Подъем с севера и востока плавный и наиболее удобный для достижения вершины. Хорошо прослеживается высотная зональность растительности. Сосновый пояс по склонам сменяется сосново-березовой лесотундрой близ вершины.

Рельеф очень пересеченный: скальные выходы чередуются с небольшими болотцами — палеоводоемами и пересыхающими в жаркое время года мелкими озерками. Повсеместно разбросаны крупные, плохо скатанные валуны и глыбы местных пород. Наличествуют выпаханные ледником троговые ложбины и бараньи лбы. Ландшафт куэстовый: крутые уступы, экспонирующие на север и пологие скаты южной экспозиции. В целом породы мало дислоцированы, но хорошо проявляются элементы прототектоники в виде следующей системы трещин: пластовые (залегание их близко к горизонтальному) и зияющие вертикальные — субширотного и субмеридиалыюго направления. Раздвигание скальных блоков, что очень впечатляюще наблюдается в 150 м на юго-запад от центра вершины, в естественном скальном амфитеатре, могло происходить в процессе неотектопических подвижек в период послеледни-ковья. Первичной единицей изучения на данном памятнике является культовый камень (Автор преднамеренно не употребляет понятия «сеид», из-за несогласия с его устоявшимся использованием для обозначения данных культовых конструкций в российской научной литературе.). Несмотря на то, что о их культе, как неотъемлемой части религиозных верований саамов, упоминает каждый исследователь, изучавший мировоззрение этого народа, достоверно о них почти ничего не известно или же сведения противоречивы.

Чтобы избежать понятийной путаницы, нужно определить смысловое содержание термина «культовый камень», применяемое в данной работе: это камень-валун или обломок скалы, искусственный характер вычленения которого непреложно заменен. Не исключено и то, что некоторые камни выделялись человеком из окружающего ландшафта только на основе их отдельных природных черт. О другой стороне вопроса — обожествлялся ли данный объект, сейчас можно говорить с меньшей достоверностью. Это профессиональное определение несомненно отличается от понятия «сейта-каменъ», которое бытовало среди саамов еще в XIX веке.

Из многих тысяч валунов, находящихся на поверхности гори, к числу культовых камней были отнесены только те немногие, которые имели четкие искусственные признаки деятельности человека: наличие «наверший», «ножек» или явно преднамеренную группировку.

Несомненно, что памятник на горе Воттоваара по своему назначению может быть отнесен к разряду культовых сооружений, тo есть построек, специально возводимых для религиозных обрядов (1, с. 76) Отсюда можно заключить, что должны существовать пусть не достаточно строгие и не канонизированные, но устоявшиеся архитектурно-композиционные приемы и принципы при его создании, являющиеся отражением как религиозных идей их создателей, так и конкретных культовых функций. В данной работе делается попытка установления этих закономерностей на основе статистического анализа данных, полученных в ходе непродолжительных работ в полевой сезон 1993 года. Значительная статистическая выборка позволит свести к нулю все несомненно существующие погрешности субъективного восприятия такого неординарного памятника как комплекс па горе Воттоваара.

Каждый культовый камень описывался по двенадцати признакам, дающим, на наш взгляд, всестороннюю фиксацию местонахождения объекта и его морфометрических черт. Это нахождение в группе или же обособленность; присутствие обработки; наличие «ножек», «наверший», их количество и ориентация; размеры; расположение на скальной основе или дерне; вблизи водоема или на доминирующей точке окрестностей; привязка к краю обрыва. Всего в ходе обследования было выявлено 1286 камней. Вероятно, что число их значительно больше, так как на территории в 6 кв. км часть их могла ускользнуть от внимания. Несомненно, что некоторые из них были уничтожены человеком. Например, при возведении тригонометрического знака на вершине или же просто ради любопытства, камни сбрасывались вниз с обрывистых уступов. Наиболее плотная концентрация в центре — на самой вершине и на крутых юго-западных, южных и юго-восточных склонах. Здесь они находятся на каждом скальном выходе. При спуске с возвышенностей количество культовых объектов резко уменьшается.

Преимущественно наблюдается расположение культовых камней группами. Одиночными можно назвать только 138 экземпляров (18,7% от общего количества), находящихся в основном на низких отметках облесенных склонов горы. 1148 камней составляют 166 групп. Количество культовых камней в группе колеблется в довольно широких пределах — от двух до сорока четырех максимально. Исходя из имеющихся у нас данных, можно говорить, что группы числом от двух до шести составляют более двух третей (68,6%), причем преобладают группы из двух, трех, четырех камней. Более многочисленные сложения единичны. По чисто визуальному наблюдению количество составляющих в группе может зависеть от площади скального обнажения, на котором они располагаются. Например, наиболее крупное скопление (44 шт.) в центральной части святилища занимает скальный участок в 40 м длиной и 10 м шириной. Нельзя было не заметить другую закономерность: в отдельной группе число конструкций с «ножками» может быть от одной до пяти-шести (самой различной величины), но сопуствующие камни без «ножек» всегда имеют меньшие размеры.

Какой-то определенной избирательности в форме культовых камней не усмотрено — это разнообразные природные очертания окружающих валунов. Ни один из них не носит следов обработки и, по нашему мнению, не может быть определен как имеющий зооморфные или антропоморфные черты. Часто наблюдаются камни, распавшиеся частично или полностью на пять-шесть кусков. По мнению геологов это раскалывание — результат морозного выветривания или проготектонической дезинтеграции по трещинам, при полном отсутствии следов огня.

При обследовании проводился подсчет у каждого объекта так называемых «ножек», то есть камней, про которые можно было бы определенно сказать, что они искусственно установлены под основным камнем. Всего конструкций, поднятых на «ножки» около трети — 431 (33,5% от общего числа). Количество используемых «ножек» варьирует в пределах от одной до одиннадцати. Чуть менее половины установлено на один камень (184 — 42,6%) (табл. 2). Почти такое же количество культовых камней имеет две или три «ножки» (95 и 83 — в сумме 41,2%). С увеличением числа задействованных «ножек» число объектов, на них установленных, резко уменьшается. Была сделана попытка выявить систему их подкладывания. Можно твердо говорить об отсутствии на данном культовом комплексе ориентации «ножек» по сторонам света Как правило, если «ножек» было небольшое число (одна-две), ориентация проводилась в направлении ближайшего края обрыва или в сторону соседствующего водоема Если же камень был достаточно тяжел, то «ножка» «подсовывалась» в наиболее удобном месте. Если их было большое число, они располагались под камнем по кругу Обычно в качестве «ножек» использовались плитки или куски гон же горной породы, что и основной камень. Число культовых камней с «навершиями» очень незначительно — 24 штуки (1,8%). «Навершие» — это преимущественно одна или две плитки той же горной породы, что и находящийся под ними большой валун — основание. В двух случаях такая плитка сама имела «ножку» — камешек меньших размеров. За единичным исключением основание вросло в землю и расположение его обособлено. Исходя из этого, можно говорить, что, вероятно, конкретно «навершие» имело такое же смысловое значение, как и культовый камень, то есть оно само было отдельным маленьким его аналогом. Камни с навершиями в основном были зафиксированы на северо-западном склоне горы и единично близ центра вершины.

Одной из основных задач исследования было выявление закономерности в выборе места для установки конструкций. Уже в ходе первичного обследования святилища наблюдалось преимущественное нахождение культовых камней на скальных участках без дернового покрова. И действительно, при подсчете оказалось, что только очень незначительная часть располагалась на дерне (32 шт — 2,4%). Причем, в восьми случаях это были вышеупомянутые вросшие в землю валуны-основания с «навершиями». Уже при визуальном наблюдении четко чувствуется взаимозависимость нахождения культовых объектов от окружающего ландшафта. Как правило, они располагались в точках, доминирующих над ближними окрестностями (1093 — 85%). Более четверти от общего числа культовых камней (357 — 27,7%) установлены непосредственно по берегам многочисленных небольших озерков и болот.

Определенный порядок в группировке скоплений камней наблюдался сравнительно редко. Два раза на северном склоне близ вершины они были расположены в одну прямую линию длиной до 15 м. Причем, в одном случае ряд из двенадцати камней без «ножек» замыкался с двух сторон конструкциями с «ножками», а в другом — камень с «ножкой» занимал центральное место, с четырьмя валунами без «ножек» по обеим сторонам.

Говоря об искусственно созданных сооружениях на горе Воттоваара, нужно отметить наиболее хорошо заметный комплекс на юго-восточном склоне горы. На огромной, горизонтальной, скальной площадке длиной до 30 м, возвышающейся на 1,1 м над общи vi уровнем поверхности находятся четыре отдельно стоящие группы культовых камней (по 6, 7 и 15 экз). Каждая группа занимает свой микроучасток и образует круг с обязательной очажной кладкой из мелких обломков в его центре. Вероятно, следует рассматривать эти построения на данной площадке как обособленный культовый объект.

Суммируя все вышеизложенное и исходя из предположения, что данный памятник является единым комплексом и, основываясь на приведенных наблюдениях, можно сделать следующие обобщения-

1. Место для установки культового камня должно было иметь следующие черты: наличие скального участка без почвенного слоя высотное доминирование хотя бы в радиусе 30 м, желательное расположение па краю водоема, даже если он не превышает 10 м в диаметре.

2. Культовые сложения устанавливались группами, преимущественно из двух-шести камней. По-видимому, под крупный камень на месте подкладывались «ножки», а валуны меньших размеров приносились. Нельзя не отметить в группе более высокий смысловой статус культовых конструкций с «ножками" перед камнями без оных.

3. Не существовало какой-то необходимой ориентации культовых камней по сторонам света, которая иногда наблюдается у северных народов. Например, у ближайших соседей — ненцев «болваны лицеи всегда к востоку стояли» (2, с. 235). Хотя, возможно священные камни устанавливались в комплексе с деревянными сеидами, о существовании которых часто упоминают еще этнографы XIX в. (3, с. 391) и в ориентации которых могла существовать какая-то закономерность.

4. Культовые камни не имеют каких-то определенных очертании, позволивших бы говорить о вычленении их из окружающего ландшафта по антропо- или зооморфному виду. Также не выявлено и видимых следов обработки (раскалывания, отесывания)- «они таковы, как их создала сама природа» (4, с. 182). Древними создателями они просто выделялись из окружающей среды небольшими необходимыми штрихами — добавлением «ножек» «наверший».
5. Несомненно, что природные факторы — доминирующая возвышенность, явные следы мощной тектонической деятельности скудная высокогорная растительность — стимулировали появление памятника именно в данном месте.

Культовых комплексов подобных «святилищу» на горе Воттоваара в Карелии известно еще два. Один расположен на островах Русский и Немецкий Кузов в Белом море, в 20-ти км от города Кемь, а другой на горе Кивакка, находящейся в природно-национальном парке «Папаярви» в Северной Карелии. (5, с. 82). Известны также местонахождения пяти одиночных культовых камней с «ножкой»: на горе Нуорунен, Чуманный Камень близ Евжозер Матроилампи в Лоухском районе (7, с. 6). Существуют также непроверенные сообщения о их нали- чии на вершинах Поссосиро и Уконтунтури на территории уже упоминавшегося ПНП «Панаярви». Среди них святилище на горе Воттоваара является самым южным и наибольшим по числу культовых камней.

по материалам из инета

В Карелии есть удивительное место, а именно — гора Воттоваара, которое не входит в туристические маршруты.

Это место полно тайн, здесь растут деревья причудливой формы, имеется каменный бассейн, мертвая тишина и особенная атмосфера.

С момента открытия (более 30 лет назад) С.М. Симоняном гора успела обрасти всяческими легендами, в большинстве своем связанными с НЛО, которые видели местные жители. Суеверные люди считают ее местом сосредоточения темных сил и мостом перехода в другие миры. А обычных туристов она привлекает сказочными пейзажами и необычностью ландшафта.

Воттоваара не столь и доступна - на пути встречаются труднопроходимые участки дороги, подтопленные мосты, а подчас и сами реки преграждают путь. Для преодоления некоторых препятствий на пути к горе потребуется полноприводный автомобиль.

Но, чтобы посетить это удивительное мистическое место, преодолеть все эти трудности стоит.

У подножия горы располагается небольшое озеро:

Уже на подъезде к вершине нас встречают многочисленные каменные глыбы, как будто мечом разрубленные на части - срез абсолютно ровный:

Чем выше поднимаемся, тем меньше растительности встречаем - только сухие скрученные деревья и мхи. Создается ощущение «мертвого» места.

На вершине начинаешь ощущать мистическую атмосферу. Созерцание пейзажа завораживает.

Одна из самых главных тайн этой горы - Сейды, представляющие собой сооружения из камней, священных объектов северо-европейских народов. На вершине горы, площадью порядка 6 кв. км, по разных данным их около 1500 шт.

Размер камней различный - от небольших булыжников до огромных валунов, вес которых, по оценкам, исчисляется несколькими тоннами. Но самое интересное, что эти валуны поставлены на своеобразные «подставки» состоящие из 3-4 небольших камней.

Не известно кто, когда и для каких целей создал многочисленные каменные сооружения. Возможно, что это творение древних жителей Карелии - Саамов, которые знали о необычных свойствах горы, и использовали это место для проведения религиозных обрядов.

На вершине плато расположено болото. Крупные камни рядом с болотом называют амфитеатром:

Здесь же неподалеку можно найти каменный бассейн правильной прямоугольной формы: