Тайская деревня на воде. Тайская деревня на воде История деревни морских цыган

Деревня морских цыган, или Ко Панье, это уникальное поселение в заливе Пханг Нга. Она расположена у подножья известняковой скалы неподалеку от острова Пхукет.


Морские цыгане (Sea Gypsies) являются одними из первых жителей на Пхукете. По-тайски они называются Чао Ле, что переводится, как «Люди моря».

Это место довольно известно среди путешественников как плавучая деревня, которая примечательна тем, что была построена на воде еще индонезийскими рыбаками.


Периодом основания кочевым малайским рыбаком селения вблизи каменного острова Ко Паний, считается конец 18-ого столетия.

В те времена закон ограничивал иностранцев владеть земельным участком и разрешал земельную собственность исключительно тайцам, и многие считают это главной причиной для выбора проживания со постройкой в этих местах поселка не на земле, а на воде.

Строительство деревни на сваях в воде было оправдано целями защиты острова водами залива, с обеспечением легкого доступа для ведения привычного уклада жизни рыбака.


Возраст плавучей деревни превышает 200 лет.


Так же на суше имеется небольшое кладбище


Остальные постройки в этом поселении держатся на сваях, что и делает его не похожим практически ни на одну деревню в мире.


Над водой возвышаются полицейский участок, небольшое медучреждение, школа и другие объекты местной инфраструктуры.

В необычном населенном пункте работает мусульманская школа, в которой в смешанных классах (мальчики + девочки) учатся местные дети.


Из-за того, что школа с ее системой не получили одобрения у некоторых консервативных правоверных мусульман, многих мальчиков отправляют учится в школах, которые находятся довольно далеко от их дома - в Пханг-Нге или на Пхукете.


В деревне основана футбольная команда и даже создано уникальное футбольное поле: это деревянная платформа на воде.


Вдохновленные Чемпионатом мира 1986 года, тогда еще дети "сколотили поле" из старых отходов древесины и рыбацких плотов.

С 2011 года, местная команда ФК Panyee - одна из самых успешных в Тайланде



Переселение с плавучей деревни, так называемая - внутренняя миграция, местными и государственными властями скорее поощряется. Таким образом контролируется количество населения и его безопасность: в сезон дождей дома и жизнь жителей находятся в опасности.

В конце 90х община столкнулась с финансовыми трудностями, так как не могла существовать исключительно на доход от рыбалки.

Местный почтальон предложил приглашать туристов в деревню, чтобы дать возможность заработать жителям плавучей деревни.



В наше время это - одна из главных достопримечательностей с остановкой на обед, в программах большинства морских туров по заливу Пханг-Нга и вокруг Пхукета



.

В деревне так же процветает продажа сувениров из ракушек и жемчуга.

Для этого на острове и в деревне Ко Пани были открыты многочисленные рыбные ресторанчики и сувенирные киоски.


Название "мокен" у жителей деревни образовалось от "окен"-соленная вода и "мо"-нырять. Мокены-настоящие амфибии. Шведская исследовательница Анна Гислен выяснила, что зрение морских цыган под водой в несколько раз острее чем у европейцев. За столетий погружений их зрачки приобрели умение сужаться и менять фокус.Это качество и тренированные легкие позволяют мокенам выслеживать и ловить рыбу на глубине 23 метров.Они с легкость ныряют за жемчугом. крабами и очень хорошо плавают.

У них есть свой древний язык, но нет своей письменности.Они сторонятся материальных благ и берут в свои лодки только самое необходимое. До недавнего времени они свою добычу морепродуктов, жемчуг обменивали на инструменты и одежду.

Несмотря на расцвет туризма в стране, жизнь на Ко Пани все еще сконцентрирована вокруг ловли рыбы, ведь основная масса туристов приезжает посмотреть на диковинную деревню только в период сухого сезона.

Про деревню морских цыган можно посмотреть в коротком ролике

У цыган есть дом? Да-да! Та самая популярная деревня морских цыган в заливе Пханг-Нга, вблизи Пхукета. На какие деньги живут местные, как строятся дома, и кто стал основателем деревни цыган?

Деревня морских цыган – Ко Панье (Koh Panyee) – что она из себя представляет?

Деревня морских цыган - Ко Панье, что находится в заливе Пханг-Нга, рядом с о. Пхукет – удивительное место-городок, стоящее полностью на воде. Несмотря на полное отсутствие суши, в нем на постоянной основе проживает более 400 цыганских семей. Это именно тот редкий и удивительный случай, когда вы можете увидеть цыган, которые не кочуют, а живут и «зарабатывают» в одном месте.

Деревня морских цыган с высоты птичьего полета

Что представляет из себя морская цыганская деревня около Пхукета

Площадь деревушки – всего около 5 км². Она располагается у подножья огромной скалы, в заливе Пханг-Нга, которая входит в состав одноименного национального парка. Все дома, кроме мечети – стоят на сваях, вбитых в дно Андаманского моря. Школы, магазины и, даже, полицейские участки - «построены на воде». Жизнь местных никак не отличается от привычной, наземной. Вместо дорог - небольшие мостики, машин – лодки. Визитная карточка острова – мечеть. Она является символом деревни и почетным местом среди проживающих мусульман. В ней проходят собрания старейшин, религиозные праздники, крупные мероприятия.

На фото виднеется мечеть в деревне морских цыган

Удивительно, но в дневное (рабочее) время в деревне находятся только женщины, дети и старики. Все мужчины в этот момент занимаются рыболовным промыслом.

Школа "на воде" в деревне морских цыган. Улица с местным транспортом

История деревни морских цыган

Свою историю деревня начала в конце 18-ого столетия. К сожалению, селение на воде было «вынуждено» строиться «от противного». В те времена в Тайланде закон запрещал находится иностранцам на земле королевства. Про постройку постоянного жилья – и речи не шло. Выходцы из Бирмы и Малайзии, а именно они первыми претендовали на проживание на тайских землях – не растерялись и построили жилье на воде. Ведь так закон не запрещал! С течением времени, морские цыгане плотно основались на водяном островке, поддерживая и системно улучшая внутреннюю инфраструктуру.

На данный момент жителей селения сложно отнести к какой-либо расовой принадлежности. В деревне «гуляет» свой язык, внешние признаки «перемешаны». В селении нет своей письменности, что затрудняет вывод исконных корней.

Обычный день местного жителя в деревни морских цыган

За счет чего живет деревня – как зарабатывают морские кочевники

  • Рыбная ловля и добыча жемчуга

Sea ​​Gypsies – морские цыгане – великолепные рыбаки. От отца к сыну они передают свои умения в ловле рыбы. Помимо этого, жители добывают жемчуг, который в дальнейшем переправляют на материк.

  • Туристическая деятельность

Несколько лет назад старейшинами селения было принято решение «запустить» туристов, ведь они понимали, что их водные просторы будут интересны иностранцам со всего мира.

В истории развития Ко Панье упоминается некий почтальон, который постоянно курсировал между материком и деревней морских цыган. Именно он «кинул крючок» старейшинам и предложил «зарабатывать» на туристах, которые уже так активно посещали соседний материк и тайские острова.

В данный момент в деревне свои двери открывают множество рыбных ресторанов, ларьков и магазинчиков. Как и полагается, цыганские дети активно «впаривают» сувениры, мило цепляясь за руку.

Сувенирная лавочка в "плавучей" деревне цыган

Несмотря на современные реалии – основным доходом селения – осталось рыболовство. Власти Тайланда «зазывают» местный народ мигрировать на материк, так как постоянное проживание в деревне – не безопасно.

Необходимые продовольственные товары на Ко Панье доставляют с суши. Как и во всем мире, заработанные деньги – морские кочевники обменивают на нужные вещи.

Как добраться до деревни цыган

Как правило, посещение деревни морских цыган входит в экскурсию «Остров Джеймса Бонда». Это наиболее быстрый и выгодный способ оказаться в этом месте.

Если вы планируете самостоятельное путешествие, то придерживайтесь плана «самостоятельного путешествия по Пханг-Нга» - об этом написано в статье –

Морские Цыгане Пхукет.

1 (20%) 1 голосов

Морские цыгане – Пхукет.

Мы живем в огромном и удивительном мире. Ни для кого, ни секрет, что объемы воды на нашей планете во много раз превышают объемы суши. Но ведь большинство людей живет именно на суше. Хотя люди живут в разных местах, и по разному. Одни народы приспособились жить высоко в заснеженных горах. Другие построили свои города в пустынях. А третьи издавна живут в тропических джунглях. А еще существуют морские кочевые народы, которые приспособились к жизни в море. Морские народы есть во многих уголках нашей планеты. Они проживают в районе Гаваев, Филиппинских островов, Малайзии, Таиланда и других стран ЮВА.

О народе, у которого нет письменности, кто постоянно кочует в море, мало контактирует с другими народами и у кого свой собственный язык почти не возможно что-то сказать. Откуда они пришли, их история, их предки. Большинство наших исторических методов исследования опирается на письменные свидетельства и артефакты, найденные в земле. Получатся, что морские народы почти невидимы для истории. Ученые проводившие анализ ДНК многих островных и морских народов говорят, что ДНК морских кочевников удивительно похожи. Может они все являются предками одного когда-то давно существовавшего народа. Существование которого мы сейчас не можем подтвердить, ровно так же как и опровергнуть. И может эта человеческая расса была бы более успешной в будущем больше чем обитатели суши. Ведь большая часть нашей планеты это вода.

Самодельная сетка для ловли рыбы

Остров Пхукет в Андаманском море, одно из популярнейших туристических направлений. Остров ежегодно посещают миллионы туристов, но только некоторые из них знают о морском народе, который здесь проживает, и только единицы посещают их. Морской народ является одними из самых старых жителей острова.

В Таиланде их называют морские цыгане из-за их кочевого образа жизни или Чао Ле – в переводе с Тайского люди моря. Опять же трудно сказать о их появлении в Таиланде. Кто-то говорит, что они выходцы из старых Малазийских колоний, бежавших в Бирму от Мусульманского нашествия, другие говорят, что как и большинство цыганских народов они являются выходцами из Индии.

Представитель морских Цыган, остров Пхукет

По крайней мере, если рассматривать язык, то про морских цыган, которые обитают в районе острова Пхукет, можно сказать что они спустились сюда по рекам из Бирмы. Морских цыган здесь разделяют на три группы Мокены, Моклены, и Урак Лавой (по названию групп населения в Бирме). В то время как Мокены живут как кочевники, в основном на северных островах в районе Пхукета. Моклены и Урак Лавой основали поселение на Пхукете. Произошло это недавно, около десяти лет назад. В основном после событий связанных с Цунами. Сейчас существует три поселения Морских Цыган на Пхукете и одно рядом с островом. Самое старое поселение находится в Южной части острова на пляже Раваи. Другое в восьми километрах от Пхукет Тауна рядом с бухтой Сапам. И третье поселение на Пхукете находится на острове Сирей, до которого можно добраться по не большому мосту. Сирей и Пхукет соединены мостом. Все эти поселения больше похожи на поселения обычных жителей суши, несмотря на их удивительный образ жизни. А вот еще одно поселение, которое легко можно увидеть, проезжая по мосту Сарасин, соединяющему Пхукет с материком, отличается от трех предыдущих. Свои дома Чао Ле здесь построили прямо в море на больших деревянных сваях. Если вы хоть раз проезжали по мосту Сарасин, то обязательно видели их.

Дети Чао Ле играют в воде. Фото 2006г. Пхукет

Не смотря на то, что они осели на острове, как и раньше их жизнь неразрывно связана с морем. Большую часть времени они все равно проводят в море и лишь на короткий срок возвращаются на берег. Испокон веков морские цыгане высаживались на острова только лишь для то что бы пополнить запасы пресной воды и построить новые лодки, так происходит и сейчас, только цыгане проживающие на Пхукете больше не кочуют от острова к острову, и постоянно возвращаются в одно и то же место. Море их кормит и море их дом. Жители поселений, проживающие якобы на острове на самом деле большую часть времени проводят в море и занимаются выловом рыбы. Некоторые занимаются добычей жемчуга и морских ракушек. Кто-то из них собирает птичьи гнезда, которые являются деликатесом. Морские цыгане хорошие ныряльщики, они ныряют на большую глубину без специального современного оборудования. И тем самым подвергают свою жизнь опасности. Но так они могут поймать больше рыбы. На большой глубине они устанавливают свои самодельные ловушки для рыб, сделанные из прутьев и сетки. А потом ныряют за ними, что бы подцепить и затем вытащить на лодку. Из всего оборудования они используют только тонкий шланг с обычным воздухом, который зажимают между зубов. Этот шланг может порваться в любой момент. И тогда придется быстро всплывать, но при быстром всплытии существует большая вероятность получить травму легких. Они так же очень хорошо видят под водой. И это не удивительно. Основное развлечение для детей Чао Ле это море. С детства они вместо школы познают море его нравы и обитателей. Море для них и игровая площадка и школа в одно и то же время. Они учатся плавать, глубоко нырять и видеть под водой. Они знают море лучше, чем кто бы то ни был.

Конечно, с развитием туризма на острове у них появились и новые возможности прокормить себя. Сейчас можно увидеть, как они продают морские ракушки, жемчуг и различные поделки. Многие стали зарабатывать тем, что возят на своих лодках туристов. Хотя деньги для них не так важны как для нас. Они все еще умеют менять товар на товар, не вычисляя предварительно его денежный эквивалент. Но если у них есть деньги, то в первую очередь они купят сигареты, курят и мужчины и женщины. Следующе после сигарет по важности будет топливо для лодок. И потом уже овощи яйца и рис, это что бы повкуснее приготовить рыбу.

25 летний Супават Хантале рассказывает о визите Королевы на остров ко Лепе, который расположен в национальном парке Таиланда Туратао. Было это еще тогда, когда его мама была маленькой девочкой. Предпринимая усилия, помочь Чао ле ассимилироваться в Таиланде Королева предложила им использовать фамилии на островах где они осели. И кажется теперь, что каждый Чао ле, которого можно встретить носит фамилию Хантале, что обозначает “Тот, кто не боится моря”…. (Тале с Тайского переводится как море).

Они сохранили свой собственный язык и верования. Легенды рассказывают, что они отправляют своих умерших на так называемые ертвые острова, где их души живут вечно. Два раза в году они проводят самый важный для них ритуал – фестиваль “Лой Руея” (LoyRuea) или фестиваль уплывающих лодок. Все действие происходит ночью. Деревянные лодочки с рукодельными фонариками наполняются дарами для духов и маленькими деревянными куклами. После чего навсегда отправляются в вечное плавание. Деревянные куклы символизируют души умерших, которые отправляются далеко, далеко в свое последнее плавание, что бы не тревожить живых. После того как становится невидно света последнего фонарика на уплывающей лодочке, начинаются их традиционные танцы вокруг их знаменитых лодок Рам Ронг Нгенг.

Девушки морских Цыган, фото 2006г. Пхукет.

Мы живем в прогрессивном мире, где люди используют высокие технологии, живут в больших городах. Мировые цивилизации предпринимают шаги к покорению космоса. Наши ученые пытаются раскрыть секреты природы. Но мы очень сильно отдалились от самой природы. Мы забыли как жить на едине с природой и радоваться жизни не используя при этом благ, которые дают нам наши современные технологии. Сможет ли наше прогрессивное и высоко обученное сообщество хотя бы просто выжить, оставшись без всех наших технологий, машин, компьютеров, телефонов и одежды? Умеем ли мы это? Все современные цивилизации до сих пор упрямо пытаются изменить природу и подстроить ее под себя, но природа всегда настойчиво берет свое, преподнося людям один урок за одним. А ведь среди всех нас есть такие народы, поселения, племена. Которые научившись еще давным-давно жить в гармонии с природой и морем, сохранили свои традиции, свой образ жизни и самих себя. Они не изменяют природу, не используют высокие технологии и не создают экологических проблем. И при этом они могут радоваться той жизни, которая у них есть. Возможно сейчас их меньше чем всех так называемых прогрессивных людей, но возможно у этого человеческого рода на самом деле больше шансов на существование в будущем чем у нас.

Если вам наскучили (хотя, как такое может случиться?) лазурное море, пальмы и мягкий песок, если вам хочется посмотреть настоящий Таиланд, стоит отправиться в секретные нетуристические места. Именно там вы сможете проникнуться колоритом обычной жизни местных, посмотреть на ежедневный хардкор. Рядом с Пхукетом есть несколько таких интересных мест. Вы можете отправиться на экскурсию по и посетить , стоящую прямо на воде. Или самостоятельно поехать на остров Сирэ, где раскинулось поселение морских цыган.

Представителей этой народности можно встретить на . Там расположена совсем маленькая деревня, которая уже давно стала туристической достопримечательностью. На острове Сирэ находится более аутентичное поселение морских цыган, где туристов почти не бывает.

Кто такие морские цыгане?

Кочевники из Малайзии и Полинезии были первыми жителями Пхукета и близлежащих островов Андаманского побережья. Они приплыли на берега Малакского полуострова ещё несколько тысяч лет назад. Издревле морские цыгане селились в бухтах и использовали её ресурсы, пока они не заканчивались, затем отправлялись в другое место. Тайцы называют их чао-ле (Chao Ley) или чао-нам (Chao Nam), что буквально означает "люди моря". Десятки лет назад правительство Таиланда разрешило кочевникам строить поселения на тайской земле.

Среди чао-ле выделяют три народа: урак лавой, моклены и мокены. Их языки, хоть и относятся к австронезийской семье, очень различаются и совершенно непохожи на тайский. Самая аутентичная деревня мокенов расположена на Суринских островах. Они до сих пор живут в деревянных домах на сваях, покрытых крышей из пальмовых листьев, и практически не ассимилировались. Отличные знания моря помогли жителям деревни во время цунами 2004 года. Хотя дома были полностью снесены, сами мокены успели укрыться от стихии.

Языки мокенов и мокленов чем-то похожи, они могут понимать друг друга. Моклены больше подвержены тайскому влиянию, их деревни расположены по всему южному побережью от Мьянмы до Пхукета. Они занимаются земледелием, сбором каучука, кокосов и уже давно забыли кочевую морскую жизнь. Язык урак лавой совершенно отличается от наречий двух предыдущих групп морских цыган. Народность проживает на пляже Раваи, на островах Сирэ, Ланта, Джум, Аданг, Липе и других. По легенде все три этнические группы изначально были связаны друг с другом. Некоторые семьи до сих пор мигрируют, двигаясь от бухты к бухте, от деревни к деревне.

У старшего поколения морских цыган зачастую нет подданства Таиланда и паспортов. Исключение составляют некоторые урак лавой и моклены, которые поселились в Таиланде на постоянной основе и уже называются "новыми таиландцами".

Морские цыгане на Пхукете

Урак лавой на Пхукете занимаются рыболовством, сбором даров моря, ласточкиных гнёзд и раковин. Ещё несколько десятков лет назад кочевники не использовали в быту деньги. У них был натуральный обмен. Всеобщая глобализация и развитие туризма изменили привычный ход жизни. В деревеньке острова Сирэ можно за деньги купить некоторые сувениры ручной работы и бижутерию из . Морские цыгане Пхукета довольно цивилизованные. В деревнях есть телевизоры, холодильники, машины, мотобайки, чего не скажешь про мокенов на Суринских островах.

Прогуливаясь по улочке поселения, вы можете увидеть быт местных жителей. Одни дома построены из дерева и жести, другие - из кирпичей и черепицы. Как правило, в каждом жилище есть большая веранда для отдыха. Мужчины из деревни рано утром уходят на рыбалку, а женщины занимаются домашним хозяйством: готовят, стирают, убирают. Как правило, среди местных днём вы встретите только детей, женщин и стариков. Пойманные дары моря либо продают, либо используют для своей семьи. Вторая половина дня - это сиеста. Мужчины чистят рыболовные инструменты, женщины отдыхают, болтают с подругами или смотрят телевизор.

Родители разговаривают с детьми на двух языках: по-тайски и на урак лавой. У морских цыган отсутствовала письменность, некоторые до сих пор знают только разговорный язык. Дети чао-ле ходят в школы и учат тайскую письменность. У меня есть англоязычные друзья-учителями, работающие в школе на острове Сирэ, которую посещают дети из деревни чео-ле.

Верования чао-ле включают почитание предков, анимизм, спиритизм и поклонение . В наше время одни пользуются благами цивилизации и обращаются в больницы, другие до сих пор прибегают к помощи деревенского шамана, который уверен, что все беды насылают духи. Для лечения нетрадиционными способами используются заклинания и снадобья.

Морские цыгане заботятся о своих предках. По легенде они увозили умерших в особое место, где души могут жить вечно. Главный ритуал у Чао Ле - это фестиваль "Лой Рыа", что переводится "плывущая лодка". Чтобы отпугнуть неудачи, получить поддержку духов и почтить память предков, морские цыгане спускают на воду лодку, положив в них разные фигурки представителей клана, их ногти, волосы и миниатюрное оружие. Этот фестиваль проходит дважды в год - полнолуние шестого и одиннадцатого месяцев по лунному календарю. В деревнях устраивают настоящие торжества с и танцами.

Как добраться до деревни морских цыган?

Что посетить по пути?

Мост, соединяющий Пхукет и остров Сирэ, сам по себе является достопримечательностью. Здесь расположена площадка для наблюдения за обезьянами. Как только вы въезжаете на мост, увидите дорожные знаки, призывающие быть осторожными с перебегающими трассу животными. На острове Сирэ находится , копией Пагоды Чайттийо (Kyaiktiyo Pagoda) в Мьянме.

Если соберётесь в деревню морских цыган на острове Сирэ, то сможете узнать одну из граней нетуристического Пхукета. Приятного путешествия!

Деревня морских цыган, или Ко Панье, это уникальное поселение в заливе . Она расположена у подножья известняковой скалы неподалеку от острова Пхукет.

Возраст плавучей деревни превышает 200 лет. Местное население исповедует ислам, поэтому здесь расположена мечеть - единственное здание, которое стоит на небольшом участке суши. Остальные постройки в этом поселении держатся на сваях, что и делает его не похожим практически ни на одну деревню в мире. Над водой возвышаются полицейский участок, небольшое медучреждение, школа и другие объекты местной инфраструктуры.

Посещение этой достопримечательности Тайланда позволит познакомиться с уникальным бытом плавучей деревни. Туристам показывают устройство домов, можно погулять по улочкам плавучей деревни и заглянуть в сувенирные магазины.

Компании-организаторы экскурсий в деревню морских цыган

Компания Asia Journey Travel

Адрес: 919/535 (A), Jewelry Trade Center 47th Floor, Surasak Rd., Silom, Bangrak 10500, Bangkok, Thailand
Телефон: +(66 26) 303-955