Болгарский флаг и герб: история и описание символов. Флаг и герб Болгарии: история Герб и флаг болгарии

Обзор о национальных символах Болгарии по материалам болгарского иновещания.

В аудиофайлах в обзоре вы также можете послушать несколько передач из Болгарии о болгарских символах:

1. архивную передачу от марта 2008 года русской редакции болгарского иновещания («Радио Болгария») о символах Болгарии. Также в этой передаче звучит современный болгарский гимн «Милая Родина».

2. фрагмент передачи русского вещания «Радио Болгария» от 06/09/2011, где звучит гимн Болгарского царства с 1886 по 1944 гг. «Шумит Марица».

Запись передач сайт.

Поговорим о национальных символах Болгарии — гербе, флаге, девизе, гимне, а также девизе и... конском хвосте.

Герб Болгарии — лев.

Однако лев не всегда был символом болгарского государства, как и трехцветный болгарский флаг, о котором речь пойдет чуть ниже.

В древности символом Болгарии был конский хвост.

С него и начнем этот обзор.

Конский хвост — первоначальный символ Болгарии

Болгарское иновещание «Радио Болгария» отмечало в своей русской программе от 05/09/2006:

«Бесспорно, самый древний известный болгарский символ — это лошадиный хвост — предшественник флага. Он неизменно развевался над хорошо обученной и маневренной конницей, которая защищала государственные интересы. Болгария, как государство на Балканском полуострове было создано в VІІ веке (Имеется виду период, когда тюркская группа во главе с ханом Аспарухом (680-700) объединилась с потомками фракийцев, а также со славянскими племенами, покорив двух последних на территории нынешней Болгарии. Прим. Portalostanah.ru.)

В течение следующих столетий, особенно после введения христианства в ІХ веке, появились флаги из ткани, украшенные символами веры. Сожительство с лошадиным хвостом, однако, сохранилось до времен Второго болгарского царства (ХІІ-ХІV вв.)».

Лев — символ современной и древней Болгарии

Гербы Болгарии с момента провозглашения независимости от Османской империи до настоящего времени.

Гербы Болгарии с момента провозглашения независимости от Османской империи до настоящего времени. Везде главный персонаж герба - лев.

Ныне действующий герб Болгарии был принят в 1997 году.

Со временем конский хвост был забыт. И уже давно символом Болгарии и ее государственности стал лев. «Радио Болгария» русское вещание от 05/09/2006:

Герб царской гвардии Второго Болгарского царства (XIV век), существовавшего до оккупации Болгарии Османской империей.

В качестве главных символов-персонажей этого герба присутствуют три красных льва.

Иллюстрация с сайта Болгарского геральдического общества.

«Ныне основной образ на болгарском государственном гербе — это лев . Он — символ силы, власти, могущества и храбрости.

Царь животных был изображен на восточных воротах первой болгарской столицы — Плиска (VІІ-ІХ вв.).

В своих путевых заметках один арабский путешественник упоминает, что на щитах стражи в Тырновграде — столице Второго болгарского царства (существовало в 1185-1396, от времени, когда болгары освободились от оккупации Византии, и до османского завоевания. Прим..

Болгарский герб с изображением льва с короной, вставшего на задние лапы, присутствовал в рукописных и печатных работах по геральдике в Европе, даже во времена, когда Болгария находилась под османским владычеством (на гербах различных европейских владетелей, ппретендовавших на оккупированную турками Болгарию. Прим. сайт).

Лев был изображен на знаменах и печатях болгарских революционных организаций, вышит и на флаге, вышитом для восстания (1876 г.) учительницей Райной Попгеоргиевной Футевовой (известной под прозвищем Райна Княгиня. Прим. сайт)».

В более поздней программе «Радио Болгария» от 22/09/2010 тема льва, как символа Болгарии получила развитие:

«В болгарской народной мифологии лев — символ высшей, божественной мощи, благородства, спокойствия, благоразумия и справедливости. Но существует и другой образ «царя животных». Во многих болгарских народных сказках его обводят вокруг пальца намного более слабые и небольшие животных. Но независимо от этого лев в Болгарии являлся символом власти и государственной мощ и .

В нашем аудиофайле № 1 вы можете послушать архивную передачу от марта 2008 года русской редакции болгарского иновещания («Радио Болгария») о символах Болгарии. Также в этой передаче звучит современный болгарский гимн «Милая Родина»:

  • аудио файл №1

Запись передачи сайт.

Изображения льва в Болгарии встречаются в различных исторических памятниках. Самыми старыми являются плитки, обнаруженные в городе Стара-Загора. Они датированы IX-X веком.

А в известной «Чаталарской надписи» хана Омуртага (тоже с IX века) говорится: «Кан Омуртаг... обитая стан Плиску, воздвиг аул на Туче... и воздвиг в том ауле четыре колонны, и на колонны поставил два льва...».

Лев изображен и на уникальном скальном рисунке, известным под именем .

Средневековый барельеф — среди болгарских памятников в списке ЮНЕСКО всемирного культурного наследия. Лев присутствует и в символике болгарских царей, например, одного из последних владетелей Второго болгарского царства — Ивана-Шишмана.

В эпоху Возрождения лев снова был самым распространенным болгарским символом. Монах Паисий Хилендарски пишет в своей «Истории славяноболгарской», что лев был изображен на царской печати болгар, как символ смелости и непобедимости болгарских воинов, которые дрались, как львы.

Для великих болгарских революционеров борьба с османским владычеством была немыслимой без знамени, на котором изображен лев. Даже самый любимый болгарами национальный герой — Васил Кунчев остался в истории, как Левски (от слова «лев»).

Изображения льва на почти всех знаменах Апрельского восстания (против турок) 1876 года — доказательство, что льва воспринимали как национальный символ. Во время подготовки восстания знамена с разъяренным львом и заветными словами «Свобода или смерть» шили в четырех революционных округах. Обычно этой работой занимались изографы и учительницы. И до наших дней во многих музеях хранятся много из этих знамен. В преобладающей части они из зеленого шелка, а изображения — нарисованы или вышиты. Лев изображен в геральдической позе, а своими ногами он топчет полумесяц — символ Османской империи. Тот же знак можно обнаружить и на одежде повстанцев — на колпаках и пуговицах формы», - — напоминало «Радио Болгария».

Отметим, что на всех гербах Болгарии нового и новейшего периода лев выступал и выступает в качестве главного символа. Это касается и герба Княжества Болгарии 1879-1881 гг., и герба Княжества Болгарии 1881-1927, а также наследовавшему им Царству Болгарии 1927-1946 гг. После прихода коммунистов к власти в Болгарии, и образования в 1946 году Болгарской Народной Республики, лев также остался главным элементом болгарского герба и символом страны, но он лишимся короны, присутствовавшей во всех предыдущих упомянутых версиях герба страны . Ныне корона на гербе восстановлена, хотя Болгария осталась республикой.

И далее «Радио Болгария» о современной версии болгарского герба, а также о еще одном символе Болгарии — девизе государства , присутствовавшем на нем в 1927-1948 гг., и восстановленном в нынешней версии герба, с 1997 года — «Съединението прави силата» («В единении — сила»):

Из передачи от 05/09/2006:

«Новый болгарский герб был принят в 1997 году на торжественном заседании Народного собрания. Авторы проекта — художник Кирил Гогов и скульптур Георги Чапкынов. В центре современного герба Болгарии, на темно-красном поле в форме щита изображен стоящий на задних лапах золотой лев с короной на голове. Над щитом расположена корона, первообразом которой являются короны владетелей Второго болгарского царства. Щит поддерживают два золотых льва. Они стоят на перекрещенных дубовых ветках с плодами. Под щитом изображена белая лента с окантовкой цветов национального флага — белого, зеленого и красного, на которой золотыми буквами написано «В единении — сила » .

Девиз Болгарии «В единении — сила » размещен и на здании Народного собрания в Софии. Многие болгары думают, что девиз вдохновлен Соединением Княжества Болгария и Восточной Румелии в 1885 году, которые были разъединены после Освобождения от османского ига в 1878 году по воле Великих сил («Великие силы» — так в болгарской историографии называют крупнейшие державы мира (Великобританию, Россию, Германию и так далее) , которые в новый и новейший период определяли ситуацию в Болгарии после 1879 года. Прим. сайт). Надпись «В единении — сила » , однако, бельгийская. Так как первая болгарская конституция, принятая в 1879 году, опирается на законодательство Бельгии, этот девиз был воспринят болгарскими законодателями . До того, как украсить фасад парламента, он появился на первых монетах, которые были отчеканены в Болгарии после Освобождения».

Отметим, что наличие в гербе Болгарии ни одного, а целых трех львов иногда неофициально (вопреки Закону о гербе Республики Болгария., публ. «Държавен Вестник», бр. 62 от 4.08.1997 г.) интерпретируют следующим образом: эти львы якобы символизируют три основных части болгарских земель — Мезию, Фракию и Македонию. С точки зрения геральдики такая интерпретация также некорректна, т.к. два льва на гербе являются вспомогательными элементами — щитодержателями по отношению к третьему льву — основному элементу герба, а следовательно не могут являться равноценными символами. Хотя версия про значение львов на своевременном болгарском гербе еще и в качестве символов Мезии, Фракии и Македонии, упоминалась в передаче «Радио Болгария» на русском языке от марта 2008 года (запись этой передачи слушайте в аудиофайле № 1 наверху страницы ).

Болгарский флаг

С момента восстановления болгарской государственности, после свержения турецкого ига, и до настоящего времени флаг Болгарии практически не менялся.

На илл. слева: флаг Болгарии с 1879 по 1947 гг. Он же восстановлен в неизменном виде с 1991 года.

На илл. справа: С 1971 по 1991 гг. традиционный флаг Болгарии был дополнен размещением на нем коммунистического герба, но цветовая гамма флага не менялась.

Иллюстрация с сайта Болгарского геральдического общества.

А теперь о болгарском флаге. Сначала цитата из болгарского первоисточника. «Радио Болгария» от 05/09/2006:

«После попадания Болгарии под османское иго в конце ХІV века, флаг, как знак государственности, исчез. Свои знамена, однако, имели дружины гайдуков и повстанцев. Они были выражением желания болгар о свободном болгарском государстве и самопожертвования перед алтарем отечества. «Свобода или смерть» было написано на известном знамени, сшитом учительницей Райной Княгиней к Апрельскому восстанию с 1876 года — вершине освободительной борьбы болгар против османского поработительства.

Создание первого болгарского трехцветного флага связано с именем Георги Раковского — идеолога и основоположника организованного революционного движения в Болгарии . Его цвета были такими же, как у современного флага — белый, зеленый и красный, только в ином порядке. (Находясь в эмиграции, Раковский в 1861-1862 гг. основал на территории Сербии (и под патронажем сербского правительства) первое в новой истории вооруженное формирование болгар — т.н. болгарскую легию (легион), для борьбы с турецкой оккупацией Болгарии. Именно флагом этой легии и стало то, что позже было провозглашено, как уже говорилось, в несколько измененном виде в качестве флага Болгарии. Прим. сайт)

Спустя год после Освобождения от турецкого ига, в 1877 году, Учредительное собрание одобрило национальный флаг белого, зеленого и красного цветов, расположенных в горизонтальном порядке, как символ независимости болгарского государства».

Значение цветов флага Болгарии

Официально значение цветов на болгарском флаге в законодательстве страны не определяется, однако неофициально считается, что болгарский флаг был создан под влиянием русского бело-сине-красного триколора , принятого тогда в Российской империи в качестве торгового флага страны. При этом синяя полоса для болгарского флага была заменена на зеленую в качестве символа сельского хозяйства и цветущей природы Болгарии.

Одновременно, в передаче «Радио Болгарии» от марта 2008 года указывалось, что согласно легенде, красный, белый и зеленый цвета в виде ленточек присутствовали на древках копей древнего болгарского войска. Белая лента завязывалась на древках копей полков левого фланга (легковооруженных и маневренных всадников), красная лента повязывалась на полках правого фланга (тяжеловооруженных всадников) и зеленая — у центральных полков (элитных соединений). И это якобы также принималось при выборе цветов болгарского флага в XIX веке.

Флаг Болгарии оставался без изменений цветовой гаммы с момента освобождения страны от власти Турции, до настоящего времени . Однако в коммунистический период 1946-1990 гг. в левом углу флага размещалось изображение герба Болгарской Народной Республики — лев со звездой над ним в обрамлении колосьев.

Болгарский гимн

И в третьей части этого обзора о болгарских гимнах. Русское вещание «Радио Болгария» от 05/09/2006:

«После Воссоединения Княжества Болгария и Восточной Румелии в 1885 году был утвержден и первый болгарский государственный гимн — « Шумит Марица » . Он был национальным гимном Болгарии с 1886 по 1944 год. Первоначальный вариант текста был написан Николой Живковым, а после множества вариантов осталась последняя редакция поэта и писателя Ивана Вазова с 1912 года».

В свою очередь, программа «Радио Болгария» от 09/09/2009 дополняла:

«В роли гимна Болгарии было несколько песен. П ервый официальный гимн после освобождения Болгарии в 1878 г. назывался «Шумит Марица», затем (с 1944 года) гимном стала композиция «Республика наша, здравствуй» (1944-1950 гг.). Третий гимн назывался «Болгария, милая» (1950 −1964 гг.) . Постепенно возникла необходимость в новом гимне. Так появился современный — «Милая Родина» (с 1964 г, и с изменениями после 1990 г) .». Конец цитаты.

«Шумит Марица» («Шуми Марица») — гимн Болгарского царства с 1886 по 1944 гг.:

В нашем аудиофайле № 2 вы можете послушать фрагмент передачи русского вещания («Радио Болгария от 02/03/2011, где звучит гимн Болгарского царства с 1886 по 1944 гг. «Шумит Марица»:

  • аудио файл №2

Запись передачи сайт.

Упомянутая в гимне Болгарского царства нового периода (т.н. Третьем Болгарском царстве, отчет названия царства идет от двух древних болгарских государств), который действовал с 1886 по 1944 гг., Марица (болг. Марица, греч. Εβρος, тур. Meriç, лат. Hebrus) — это река , одна из самых протяженных на Балканах. Исток ее находится в Болгарии.

Под душманской ордой и вообще врагом, который обидел вдовицу, и с которым сражается болгарский лев, в данном гимне подразумевается Османская империя , за независимость от которой боролась в предшествующий период Болгария. Позднее песня, ставшая национальным гимном, поднимала боевой дух болгар в войне с Сербией , которая началась вскоре после освобождения Болгарии от турок, — отмечало болгарское иновещание. Тогда Сербия, как считают болгары, вероломно напала на Болгарию. Причиной войны были пограничные споры (слушайте аудиофайл № 2 ).

Шуми Марица

окървавена,

плаче вдовица

люто ранена.

Припев:

Марш, марш,

с генерала наш!

В бой да летим,

враг да победим!

Български чеда,

цял свят ни гледа.

Хай към победа

славна да вървим.

Припев:

Марш, марш,

с генерала наш!

В бой да летим,

враг да победим!

Левът балкански

в бой великански

с орди душмански

води ни крилат.

Припев:

Марш, марш,

с генерала наш!

В бой да летим,

враг да победим!

Млади и знойни,

в вихрите бойни.

Ний сме достойни

лаври да берем.

Припев:

Марш, марш,

с генерала наш!

В бой да летим,

враг да победим!

Ний сме народа,

за чест и свобода,

за мила рода

който знай да мре.

Перевод

Шумит Марица,

Окровавленная,

Плачет, вдовица,

Ранена люто.

Припев: Марш, марш,

С генералом марш,

В бой мы поспешим,

Врага победим!

Болгарии дети,

На глазах у света

К своей победе

Славной мы придем.

Припев: Марш, марш,

С генералом марш,

В бой мы поспешим,

Врага победим!

Лев наш балканский

На бой гигантский

С ордой душманской

Нас ведет, крылат.

Припев: Марш, марш,

С генералом марш,

В бой мы поспешим,

Врага победим!

С духом юным, знойным

В вихре лютой бойни

Будем же достойны,

Лавры обретем.

Припев: Марш, марш,

С генералом марш,

В бой мы поспешим,

Врага победим!

Мы храброго рода,

За честь, свободу,

За благо народа

Можем смерть принять.

Припев: Марш, марш,

С генералом марш,

В бой мы поспешим,

Врага победим!

«Республика наша, здравствуй» («Републико наша здравей!») — гимн Болгарии (Болгарской Народной Республики) в 1944-1950 гг.:

Гимн «Республика наша, здравствуй» отличался большой идеологизированностью , клеймил фашистский террор и подчеркивал республиканскую форму правления (впервые тогда принятую Болгарией, но в извращенной форме советской республики) .

Ярема на робство сурово

И мрака на сива съдба

Ний сринахме с огън и слово

В жестока неравна борба.

Припев:

Републико наша народна,

Републико наша здравей!

Земята ни днес е свободна,

Свободно днес всеки живей!

За нас свободата е свята

И ние ще браним с любов

Кръвта на борците, пролята

По всяка падина и ров.

Припев:

Републико наша народна,

Републико наша здравей!

Земята ни днес е свободна,

Свободно днес всеки живей!

За наши и чужди тирани,

Родино, в теб няма простор!

Ний помним безбройните рани,

Фашисткия кървав терор.

«Болгария, милая» («Българийо мила», также известен как «Българийо мила, земя на герои» «Болгария милая, земля героев») — гимн Болгарской Народной Республики с 1950 по 1964 гг.:

Българийо мила, земя на герои

безспирен и мощен е твоят възход!

Да крепне навеки съюзът ни боен

с великия братски съветски народ!

Припев:

Великото слънце на Ленин и Сталин

с лъчите си нашия път освети.

Димитров за подвиг сърцата запали,

в борбата и в мирния труд ни сплоти.

Припев:

Слава републико наша свободна!

Страж на мира непреклонно бъди!

Враг ли нападне земята ни родна,

В бой до победи ни смело води!

Строим ний заводи, разкриваме мини,

нивята широки задружно орем.

За нашата скъпа, прекрасна родина

готови сме труд и живот да дадем!

Перевод

Болгария милая, земля ты героев,

Непрестанен и мощен твой восход

Да крепнет навеки союз наш боевой

С могучим братским советским народом!

Припев:

Великое солнце Ленина и Сталина

Лучами своими наш путь осветило.

Димитров свой подвиг в сердцах нам зажег,

В борьбе и в мирном труде нас сплотил.

Припев:

Славься, Республика наша свободная!

Стражем мира непреклонно ты будь! —

Если враг нападет на землю родную,

В бой до победы нас смело веди!

Мы строим заводы, копаем мы шахты,

Широкие нивы дружно пашем.

За нашу дорогую, прекрасную родину

Готовы и труд, и жизнь мы отдать!

«Милая Родина» («Mila Rodino») —гимн Болгарской Народной Республики в 1964-1990 гг. (дореволюционная песня с добавлением двух куплетов, отражающих революционную социалистическую ориентацию и союзничество с СССР):

Горда Стара планина,

до ней Дунава синей,

слънце Тракия огрява,

над Пирина пламеней.

Мила Родино,

ти си земен рай,

ах, те нямат край.

Паднаха борци безчет

за народа наш любим,

Майко, дай ни мъжка сила

пътя им да продължим.

Дружно братя българи,

с нас Москва е в мир и бой,

партия велика води,

нашият победен строй.

Перевод

Гордые Балканские горы,

До Дуная синего,

солнце Фракию согревает,

над Пирином пламенея.

Припев:

Милая родина,

Ты сам земной рай,

ах, они не имеют края.

Пало борцов без счета
За народ наш любимый,
Мать, дай нам мужества и сил
Путь их продолжить.

Дружно, братья болгары,
С нами Москва и в мире и в войне,
Великая партия ведет,
Наш победный строй.

«Милая Родина» («Mila Rodino») — современный гимн Республики Болгария с 1990 г.:

В нашем аудиофайле № 1 (наверху этой страницы) вы можете послушать архивную передачу от марта 2008 года русской редакции болгарского иновещания («Радио Болгария») о символах Болгарии, где звучит современный болгарский гимн «Милая Родина»..

Горда Стара планина,

до ней Дунава синей,

слънце Тракия огрява,

над Пирина пламеней.

Мила Родино,

ти си земен рай,

твойта хубост, твойта прелест,

ах, те нямат край.

Перевод

Гордые Балканские горы,

До Дуная синего,

солнце Фракию согревает,

над Пирином пламенея.

Припев:

Милая родина,

Ты сам земной рай,

Твоя красота и твоя прелесть,

ах, они не имеют края.

И снова фрагмент из передачи «Радио Болгария» от 09/09/2009:

«Интересна история песни «Милая Родина». Ее автор — Цветан Радославов из города Свиштов. Его отец и оба деда были не только богатыми и хорошо образованными людьми, их имена остались в болгарской истории благодаря огромному вкладу в духовное и политическое развитие болгар.

(Цветан Радославов родился в 1863. Прим. сайт). Частным учителем музыки Цветана Радославова был композитор — создатель первого хора в Болгарии Янко Мустаков.

В 1885 г. Цветан Радославов уходит добровольцем на Сербско-болгарскую войну. В то время он — студент в Австрии. На корабле, по пути в Болгарию, (в возрасте двадцати двух лет) он сочинил текст и мелодию песни под названием «Гордая Стара-Планина». Позднее ученые установят, что музыка в большой степени напоминает хоро, которое было очень популярным в то время в родном городе Радославова. И текст, и мелодия этой композиции менялись многократно. Сначала причиной этому был факт, что песня сразу стала народной. Она была включена в ряд песенников и сборников без упоминания имени автора. Даже сестры Цветана Радославова, которые пели ее с удовольствием на всех семейных и общественных праздниках, намного позже узнали, что написана она была их старшим братом.

Цветан Радославов затем был учителем в знаменитой «Априловской гимназии» города Габрово, а затем в Русе и Софии. Преподавал западные и древние языки, психологию, этику, логику. (Скончался в 1931 г. Прим. сайт)

Когда в 1964 г. социалистическое правительство объявило конкурс, целью которого было избрание гимна, комиссия не одобрила ни одну из предложенных композиций.

В то время песня «Милая Родина» была известна в обработке композитора Добри Христова, в которой использовалась часть оригинала. В конечном счете, было принято решение о том, чтобы именно «Милая Родина» стала гимном Народной Республики. Текст был переработан поэтами Димитром Методиевым и Георгием Джагаровым. Сохранена первая фраза — «Гордая Стара-Планина». Остальная часть изменена. Позднее композиторы Филипп Кутев и Александр Райчев сделают новую оркестровку этой композиции.

После демократических перемен 1989 г. часть текста, в котором присутствуют слова «С нами Москва и в мире, и в бою» отпала», — отмечало русское вещание «Радио Болгария»;

Обзор подготовлен сайт по материалам болгарского иновещания, а также других болгарских источников; Записи передач болгарского иновещания взяты из архива сайт.

На карте Европы можно найти не одну страну, на главном официальном символе которой изображен грозный лев, символизирующий силу и мощь. Современный герб Болгарии содержит не одного, а трех львов, один изображается непосредственно на щите, другие поддерживают щит с двух сторон. К сожалению, после Второй мировой войны страна, ставшая участницей Варшавского договора и подчинившаяся Москве, отказалась от этого символа. Второе пришествие львов на болгарский герб произошло в 1991 году.

Торжественно и символично

Главный государственный символ Болгарии выглядит чересчур пафосно, особенно в сравнении с ближайшими соседями с востока. Но, поскольку лев является даже национальной валютой, то ничего удивительного в появлении красивых хищников нет.

Для болгар важен еще был и подбор цветов. Сам щит червленого цвета, лев, изображенный на нем, – золотого. Венчает эту композицию историческая корона Болгарии, которую еще называют короной царя Второго Болгарского Царства. Пять крестов изображены на ней, еще один – выше.

Два льва, исполненные также в золотом цвете, держат щит с обеих сторон. Они как бы стоят на зеленых ветвях дуба с золотыми подами. Снизу композиция украшена лентой с написанным девизом страны.

Извилистая история

Львы, в том или ином виде, всегда присутствовали на гербах, печатях и штандартах болгарских князей или царей. Самый первый зафиксированный в документах лев относится к 1294 году, в первой части свитка лорда Маршала было дано описание герба короля Болгарии. В описании присутствует серебряный лев, увенчанный золотой короной.

Во время правления Ивана Шишмана (XIV столетие) его личная гвардия имела щиты, украшенные изображением трех красных львов, расположенных дин над одним. Об этом сообщал арабский путешественник, а ныне эту запись можно увидеть в Национальной библиотеке Марокко. В 1595 году количество львов сократилось до одного, который изображался в красном цвете, стоящим на задних лапах в центре щита. В XVIII веке окраска животного изменилась с угрожающей краской на торжественное золото. А вот щит, наоборот, стал темно-красным, червленым.

С 1881 по 1927 герб княжества Болгарии стал выглядеть по-королевски, поскольку была добавлена пурпурная мантия, подбитая горностаем, а также государственные флаги. С изменением формы правления в 1927 году была утверждена форма официального символа, совпадавшая в личным гербом царя Фердинанда I.

Коммунистический период Болгарии, наступивший в 1944 году, повлек коренное изменение официальных символов. Вместо герба появилась эмблема. Золотой лев присутствовал и в новом изображении, но добавились символы, навязанные соседями с востока, пшеничные колосья, шестеренка, звезда.

С возвращением независимости в 1989 году через несколько лет и любимые львы заняли свои места на гербе Болгарии.

ГЕРБ БОЛГАРИИ

Славянское племя болгар, согласно Мефодию Мученику, Иордану Алану и Франциску Иреникусу (VI, 32), пришло из Скандинавии и, осев на той оконечности Германии (Alamagna), которая омывается Померанским, или Балтийским, морем, некоторое время там жили. Затем, уйдя оттуда, они, грабя и предавая огню все вокруг, захватили просторные равнины вдоль великой реки Волги (Volga), по названию которой стали именоваться волгарами (Vulgari), а затем - болгарами (Bulgari). По прошествии времени часть их ушла с Волги и пришла на Дунай, а затем оттуда проникла во Фракию. О времени, когда это произошло, у историков нет единого мнения: одни считают, что впервые упомянутый народ спустился к Дунаю и захватил его побережье в 679 году при папе Агафоне, который был родом из Сицилии; другие относят это к 700 году. Однако эти мнения ошибочны. Как пишет Марк Аврелий Кассиодор, болгары воевали с римлянами, когда империей правил Феодосий I. Примерно в 390 году после продолжительной войны они были побеждены, и Италия вернула себе Сирмий. Павел Диакон (I, 16), Готфрид Витербский (XVII), Альберт Кранц (VIII, 8) и Паоло Эмилио пишут, что в 450 году болгары, которые в ту пору жили на Дунае, напали на лангобардского короля Агельмунда и, убив его в битве, одержали над лангобардами победу. Зонара и Кедрин в жизнеописании императора Анастасия Дикора повествуют от том, что упомянутый народ в начале понтификата папы Симмаха, которое относится к 495 году, не только напал на Фракию, но и проник в Иллирик. Вторжения эти были неоднократными, на что указывает Зонара. В упомянутом труде он пишет: «Болгары вновь напали на Иллирик. Некоторые из римских трибунов оказали им сопротивление, но были с позором разбиты и все, за малым исключением, перебиты. Это поражение было предвещено римлянам кометой, вороньей стаей, кружившей перед и над их войском, а также печальным и скорбным звуком, который издавали трубы вместо привычной боевой музыки». Несколько далее он продолжает: «На двенадцатом году правления императора Юстиниана I болгары совершили набег на Иллирик и, разорив провинцию, перебили всех солдат. Узнав об этом, иллирийский король Акум (Acumo) выступил в поход и, соединив свои войска с римскими, устроил болгарам великую резню. Однако остальные болгарские воины, видя, что Акум утратил бдительность, напали на него. Перебив множество иллирийцев, они захватили Акума в плен и вернулись домой. В следующем году на сторону римлян перешел также гепид Мунд, сын сирмийского государя Гисма (Giesmo). Император со всем радушием принял его вместе с одним из его сыновей и, передав в управление Иллирик, к полному его довольству отпустил восвояси. На обратном пути в Иллирик на Мунда напало великое множество болгар. Одержав над ними победу, он отослал лучшую часть пленных в Константинополь. Упомянутые пленные были расселены императором по Армении, Ла- зике и другим провинциям, и в тех краях на протяжении длительного времени проживали болгары». Согласно Бонфини (3–я книга (?) декады), болгары напали на остроготского короля Теодериха, когда тот уходил в Италию, и доставили ему немало хлопот. В те времена они жили на Дунае, и королем у них был Борис (Burisc), которого некоторые латинские историки называют Busare. Регино из Прюма (II) и Аймоин (Annonio) Монах (IV) пишут, что болгары, проживавшие в Паннонии совместно с аварами, поскольку и те и другие были славянами, после смерти своего короля, так как каждый из упомянутых народов стремился поставить нового короля из числа своих соплеменников, пошли на аваров войной. Не совладав с превосходящими силами аваров, болгары потерпели поражение, и те из них, кто остались в живых, были изгнаны из Паннонии. Девять тысяч болгар с женами и детьми отправились к королю франков Дагоберту, прося предоставить им место для жительства в его королевстве. Дагоберт приказал, чтобы их приняли близ Хаймонда (Heimondo) и в Баварии. В одну из ночей по его приказу все расселенные по домам болгары вместе с женами и детьми были перебиты. Как указывает в своих франкских анналах Аймоин Монах (IV), это произошло на тринадцатом году правления Дагоберта. За это Дагоберт подвергся суровому осуждению историков. Насколько дурно обошелся упомянутый [король] с народом, не причинившим ему ни малейшего вреда, настолько хорошо поступил с ним лангобардский король Гримуальд. Павел Диакон в своей «Истории лангобардов» (IV, 29) пишет, что примерно в 650 году один из болгарских воевод Альцек (Alzeco), отделившись по неизвестной причине от остальных болгар, мирно вторгся в Италию со всем своим войском и пришел к Гримуальду, прося принять его на службу со всем своим воинством и поселить в своих владениях. Король отправил его к своему сыну Ромуальду в Беневент, приказав тому подобрать для Альцека и его войска удобное место для жительства. Ромуальд радушно принял его и предоставил ему для жительства весьма обширные и просторные области, которые до того времени не были возделаны и заселены, а именно Сепино (Sepiano), Бовино (Bouiano), Изернию (Ysernia) и другие города с их территориями. Кроме этого, по его приказу Альцек из воеводы (Duca) был переименован в гастальда. Эти болгары (как пишет все тот же Диакон) жили в упомянутых областях еще в его время и, хотя и говорили по–латыни, своим наречием продолжали пользоваться. Этот народ под началом Вуки- ча и Драгича, которых Диакон в жизнеописании императора Юстиниана (XVI) именует Вольгером (Volgere) и Драконом (Dragone), напал на Скифию и Мезию в то время, когда магистром армии Мезии был Юстин, а Скифии - Бландарий. Эти магистры, выступив в поход, сошлись с болгарами в битве, во время которой упомянутый Юстин был убит. Назначенный на его место Константин, сын Флоренция (Costantino de Florentio), у которого воспреемником при крещении был сам император, сразился с болгарами и одержал победу, перебив великое множество болгар и отняв у них всю захваченную добычу. В этой битве пали вышеупомянутые болгарские воеводы Вукич и Драгич, заставив неприятеля заплатить за свою смерть немалой кровью.

Таким образом, из свидетельств столь авторитетных авторов явствует, что болгары, покинув Волгу и придя на Дунай, совершали свои вторжения во Фракию под началом разных полководцев задолго до времени папы Агафона. Говоря о древности их происхождения, Павел Диакон (XII) пишет: «Будет крайне полезно рассказать о древности болгар оногундуров и кон- трагов (Onogudurensi Bulgari, & Contragensi). По проходимым землям, лежащим севернее Евксинского понта и Меотийского озера, через Сарматскую землю течет величайшая река под названием Атель (Atel), с которой соединяется Танаис (Tanai). Танаис берет свое начало в Иберии, которая, как говорят, находится в горах Кавказа, и, устремляясь вниз, выше Меотийского озера впадает в реку Атель. В месте разделения Атели в сторону Меотийского озера течет река, называемая Евктис (Euctis), которая впадает в Понт у Мертвых врат (Necropela) и мыса, называемого Криомето- пон, то есть Бараний лоб. Из вышеупомянутого озера вытекает река, подобная морю, которая через Босфор Киммерийский достигает Евксинского понта. В этой реке ловят мурзилин (Murzilin) и другую подобную рыбу. В соседних землях к востоку от Фанагории (Fagoria), помимо евреев (Iberi), которые тоже тут есть, живет множество народов. За вышеупомянутым озером вплоть до реки Куфис (Cufi), где ловится ксист, называемый "болгарской рыбой", лежит древняя Великая Болгария, и тут живут соплеменники болгар под названием контраги (contrary). Когда на западе правил Константин, Кубрат, правитель Болгарии, или Контрагии, скончался, оставив после себя пятерых сыновей. В своем завещании он наказал сыновьям непременно жить вместе и не служить никакому другому народу. Однако вскоре после его смерти между пятью сыновьями начался разлад, и они отделились друг от друга вместе с той частью народа, которая каждому их них была подвластна. Первый сын по имени Батай (Butaia), исполняя волю своего отца, остался жить в стране в краю своих предков, и живет там и поныне. Второй сын по имени Контраг (Contargo), перейдя Танаис, избрал местом своего первого жительства земли, лежащие против владений своего брата. Пятый, переправившись через Дунай, осел со своим народом в Аварской Паннонии, сделавшись подданным кагана, а другой [четвертый], придя в Пятиградье близ Равенны, сделался подданным христианского императора. Третий из братьев по имени Аспарух переправился через Днепр (Danapin) и Днестр (Danastri) и, придя в Огл (Honglone), поселился между Таной и Дунаем, найдя этот край безопасным и труднодоступным со всех сторон, поскольку он был расположен среди болот и отовсюду окружен реками. Благодаря своей бедности, край этот давал возможность его подданным жить в полном покое, хотя и с соседями он не забывал поддерживать добрые отношения. Итак, когда они разделились на пять частей и стали малочисленны, из самого дальнего края Азиатской Сарматии под названием Барсилия (Barsilia) вышло великое племя хазар и овладело всеми землями вплоть до Евксинского понта, сделав государем Болгарии Батая (Batau), первого из пяти братьев, и наложив на него дань, которую он платит до сего дня. Император, узнав, что какой?то нечистый народ из Триполья (Triplo) водворил свои хижины за Дунаем у Огла (Honglon) и, приближаясь к Дунаю, совершает набеги на земли, которыми ныне ими заняты, а в те времена принадлежали христианам, которые там жили, пришел в сильный гнев. Приказав войску выступить во Фракию, он снарядил флот и пошел на них войной по суше и по морю. Сухопутное войско он послал через Албанию в направлении Огла и Дуная, а сам, подойдя к берегу, приказал кораблям ожидать его там. Болгары, видя, что на них стремительно надвигается огромное воинство, отчаявшись в спасении, укрылись в вышеупомянутом убежище, защищенном со всех сторон. В течение трех или четырех дней они не осмеливались выйти из своего убежища. Равным образом и римляне, опасаясь близлежащих болот, воздерживались от нападения. Болгары, видя малодушие римлян, воспрянули духом и повеселели. Император, жестоко страдая от подагры, был вынужден вернуться на юг для принятия ванн. Отплыв на пяти быстроходных кораблях (Bergantini) вместе со своими домашними, он приказал военачальникам и народу упражняться в обращении с пикой и быть готовыми атаковать болгар, если те захотят выйти; в противном случае - держать их в осаде, окружив рвами и прочими укреплениями. Конница, напуганная облыжными слухами, что император бежал из трусости, бежала со своих позиций, хотя никто ее не преследовал. Болгары, увидев это, бросились в погоню. Перебив и ранив немало вражеских воинов, они гнали их до Дуная. Переправившись через него, они дошли до Варны (Вогпа), лежащей у пределов Одисса (Odisso). Там они увидели равнину (Mediterraneo), которая была прекрасно защищена с тыла - Дунаем, а спереди - ущелья ми и Евксинским понтом. Главную же свою защиту они нашли в господстве над славянскими (Slavini) племенами, которых, как они говорили, было семь [колен]. Северян они поселили на переднем крае с востока, где находится ущелье Берегава (Veregabi), а с юга и запада до самой Аварии - другие семь колен, заключив с ними договора. Поселившись в упомянутых землях, болгары возгордились и стали опустошать и грабить крепости и имения, находящиеся под властью римлян. Однако император к великому стыду и смущению всех римлян был вынужден заключить с ними мир с обязательством выплаты ежегодной дани. И дальние и соседние народы изумлялись, узнав, что тот, кто сделал свои данником весь мир - от востока до запада и от севера до юга - сам сделался данником, уступив такому народу, как болгары». Так повествует Павел Диакон. Ламберт Ашаффенбургский и Иоганн Авентин, однако, полагают, что именно Батай (Bataia), или Бутай (Butaia), разбил Константина и заставил его платить дань, и именно он положил начало госпо детву болгар во Фракии. В самом деле, после того, как он нанес императору судьбоносное поражение между Паннонией и Верхней Мезией, император, помимо обязательства платить дань, уступил ему и ту и другую Мезии. На протяжении некоторого времени они жили в полном мире и покое, ни разу не подняв друг на друга оружия, пока сын Константина Юстиниан, став императором в шестнадцать лет и руководствуясь в управлении только своими желаниями, не вверг империю в пучину бедствий. Он нарушил мир, заключенный с болгарами, и, разорвав договор, столь тщательно составленный его отцом, прекратил выплату дани. Устремившись в новый поход на западные земли, он приказал коннице двигаться на Фракию, желая разграбить болгарские и славянские земли. Посему на третьем году своего правления (как пишет Кедрин) он выступил с войском против Славонии и Болгарии. Дойдя до Салоников, он перебил великое множество славян. Одни из них покорились ему, уступив силе, другие - добровольно. Этого не случилось бы, не будь его нападение столь внезапным. На обратном пути болгары преградили ему путь через ущелья, и он смог вернуться лишь ценой огромных потерь. Разорив славянские земли, на седьмом году своего правления он собрал новое войско, отобрав тридцать тысяч самых крепких славянских юношей и назвав их «дорогим народом» (popolo accettabile). Положившись на них, он разорвал и союз с арабами под тем предлогом, что на деньгах из дани того года не было римской печати, а была какая?то новая арабская, в то время как на золотых монетах, которые давались в качестве дани, им не дозволялось чеканить ничего иного, кроме изображения римского императора. Итак, он пошел на них войной, полагаясь не столько на римские легионы, сколько на отборное славянское войско. Арабы, подвесив на шесте грамоту с мирным договором и приказав нести ее перед войском наподобие хоругви, вступили в бой с римлянами. Однако еще до начала схватки славяне, памятуя о непростительных обидах со стороны императора, немедленно его оставили и в числе двадцати тысяч перешли на сторону арабов. Это обстоятельство пошатнуло дух римлян и послужило причиной их поражения, укрепив дух их врагов и принеся им победу. Римляне бежали, а арабы, упорно их преследуя, убивали всех, кого могли настичь. Несметное число легионеров погибло, а император с горсткой своих воинов к своему великому позору спасся бегством. Вернувшись в Левкадию, он приказал казнить остальных славян вместе с их женами и детьми, сбросив их с горы Левкатий, которая возвышается над морем в Никомедии. Арабский государь Мухаммед (Moamede), познав великую доблесть славян, в том же году вторгся с ними в римские владения и, предав их жестокому разорению, собрал немалую добычу. Юстиниан, возвратившись в Константинополь, собрал новое большое войско и пошел с ним на Болгарию, грабя и предавая огню все вокруг. Болгары оказались тогда застигнуты врасплох, так как полагали, что военные приготовления, которыми был занят Юстиниан, направлены на войну с арабами, а не на погибель их народа. В замешательстве они бежали к пределам Мезии и Фракии, где вскоре образовалось великое скопище народа. В течение многих дней все их усилия были направлены лишь на то, чтобы вывезти в безопасное место своих жен, детей и то имущество, которое можно было унести с собой, оставив в добычу разъяренному императору города, крепости и прочие селенья. Затем, видя, что войско Юстиниана, уверенное в своей безнаказанности, движется, не соблюдая строя, они решили напасть на него. Собравшись с духом и силами, первым делом они постарались перекрыть все проходы, по которым император должен был возвращаться во Фракию и Константинополь. Узнав об этом, малоопытный император отправил к болгарам послов с просьбой о мире. Болгары после долгих раздумий согласились, но потребовали, чтобы император, отпустив всех пленных и вернув всю добычу, скрепил мир, достигнутый после долгих упрашиваний, торжественной клятвой, и все бывшие с ним военачальники и вельможи сделали то же самое. После этого болгары принялись укреплять города и других селения, разрушенные римлянами. Король Батай, обессмертивший свое имя боевыми подвигами, умер от лихорадки, кляня судьбу за то, что та не дала ему умереть с мечом в руке, как подобало такому мужу, как он. Ему наследовал Тарбаль (Tarbagl), которого греки и латиняне называют Тервел (Terbele) - блестящий военачальник и муж великого духа. Свида в статье «Болгары» говорит о нем следующее: «В прошлом болгары совершали набеги на земли аваров и полностью их истребили. Произошло это при Юстиниане, который наряду с Константином, сыном Ираклия, был данником болгар. У болгар же в то время правил Тервел. Когда болгары одержали победу над аварами, Тер- вел спросил у пленных, что послужило причиной столь полного их истребления. Ответ авар гласил: во–первых, взаимные обвинения и междоусобицы, во–вторых, то, что, истребив самых мудрых и доблестных среди них, они отдали власть в руки воров и подлецов, и, наконец, в–третьих, алчность к подаркам и прочему добру, которая заставляла их устраивать козни друг другу, предаваясь еще и пьянству. Тервел, услышав это, повелел созвать своих болгар и обнародовал закон: если кто?либо будет обвинен [в преступлении], то следует немедленно провести дознание; если будет доказана кража или другое злодеяние, то виновный должен быть немедленно обезглавлен. Это был первый закон, изданный Тервелом для своих болгар». Во время его правления император Юстиниан III был свергнут Апсимаром (Assimaro) и бежал к Тервелу. Подарив ему среди прочего царскую утварь, он обещал взять в жены его дочь и отдать область, называемую Загорье (Zagorie), если тот поможет ему вернуться на трон. Болгарин согласился и, собрав большое войско, лично выступил в поход на Константинополь. Разбив лагерь под городскими стенами, он стал испытывать дух горожан, вступая с ними в разговоры, когда те разглядывали его, прячась за зубцами стен. Однако вместо слов привета горожане осыпали его грубой бранью. Посему он, проникнув под покровом ночи в город через один из акведуков, овладел им. Более чем неблагодарный Юстиниан, позабыв о благодеяниях, оказанных ему Болгарином, начал против него войну, выступив в поход на Анхиал с флотом и сухопутным войском из пехоты и конницы. Поначалу перепуганные болгары укрывались в горах. Затем, видя, как разрозненные отряды римлян бродят в поисках добычи (поскольку в римском лагере не было порядка), болгары воспрянули духом и напали на римлян. Перебив многих из них, они взяли большой полон, захватив при этом немало коней. Император с остатками войска заперся в одной из крепостей. Перерезав жилы коням, чтобы они не могли служить неприятелю, он сел на корабли и с великим позором вернулся в Константинополь.

Позднее, на первом году правления [императора] Льва Исавра арабский государь Маслама (Masalda), переправившись с мощным войском из Абидоса (Abido) во Фракию, предал всю упомянутую провинцию разграблению. После этого он повернул свои войска на Константинополь. Разбив лагерь под городскими стенами со стороны материка, он подверг город суровой осаде. Туда же подошел и очень мощный флот под командованием Сулеймана (Solimano), которого некоторые авторы именуют Зулеймоном (Zulemone). Он переправил из Азии во Фракию другое войско того же племени, имея, согласно одним авторам, три тысячи судов. Согласно другим авторам, судов было не более трехсот. С упомянутыми силами варвары напали на Константинополь с суши и с моря. Не будь они столь жадны до добычи, при более упорной осаде город, без всякого сомнения, оказался бы у них в руках. Однако немалая часть их войска, отделившись от остальных, совершила набег на Фракию и, разоряя села, достигла пределов Болгарии. Болгарский король Тервел, побуждаемый к отмщению как христианской любовью, так и любовью к своей родине, выступил против неприятеля, который был увлечен грабежом, и устроил ему великую резню. Как пишет Иоганн Куспиниан в жизнеописании упомянутого императора Льва, в Болгарии пало примерно тридцать две тысячи арабов. Некоторые авторы придерживаются мнения, что Тервел был первым болгарским царем, принявшим христианскую веру. Более того, он не ограничился одним лишь крещением: оставив трон своему первородному сыну при условии, что тот сохранит болгар в вере, которую они приняли, он добровольно одел монашеское одеяние. Узнав же, что его сын склоняет болгар к оставленному идолопоклонству, он снял монашеское одеяние и немедленно вернулся на трон. Подчинив сына своей власти, он безжалостно ослепил его и, заключив в темницу, обрек на крайние лишения. После этого он передал власть второму по старшинству сыну при том же условии, призывая его извлечь урок из примера своего брата. Сам же, вернувшись к монашеской жизни, окончил жизнь в святости. Если все обстояло именно так, то болгары, очевидно, вновь впали в язычество. Зонара в жизнеописании императора Михаила Бальбы говорит, что другие придерживаются общего мнения, что болгары познали Христа при короле Мартине (Martino), которого греческие историки именуют Муртагом, а Иоганн Авентин (IV) - Ормортагом (Ormortag).

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Что такое герб «У каждых ворот стояли два герольда, шесть трубачей и шесть вестников и, кроме того, сильный отряд солдат. Герольды обязаны были проверять звание рыцарей, желавших принять участие в турнире, и поддерживать порядок на арене», – пишет Вальтер Скотт.Звание

Из книги Большая игра СМЕРШа автора Тарасов Дмитрий Петрович

«Братья» в Болгарии 3 января 1945 года на территории Болгарии была начата радиоигра от имени агентов Неро и Дио, заброшенных германской разведкой воздушным путем. Агенты получили задание установить связь с действовавшими в Болгарии подпольными фашистскими и

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Рождение Болгарии Третий сын хана, основателя Великой Болгарии в степях Причерноморья, Кубрата, Аспарух, он же Исперих, Есперих, Испор, Еспор, Есперерих, Аспар-хрук, Аспа-ру? (ок. 640–700), был глубоко уважаем всеми современниками за ум и рассудительность.В 679 году Аспарух

Из книги Тайны дома Романовых автора

Освобождение Болгарии В апреле 1876 года началось восстание в Болгарии, к лету безжалостно подавленное турками. Это вызвало необыкновенно сильное сочувствие к братьям-болгарам, а затем и к другим славянским народам Балкан – сербам, черногорцам, боснийцам.Видный

Из книги Повседневная жизнь Кремля при президентах автора Шевченко Владимир Николаевич

Герб Комиссию по разработке нового государственного герба, в соответствии с распоряжением президента, возглавлял профессор Рудольф Пихоя. В ее работе приняли участие ведущие ученые: юристы, философы, историки, специалисты по геральдике и символике, а также работники

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора

9. Почему русский герб и герб Габсбургов совпадали? Русским гербом является двуглавый орел. Как считается, с XV века. Таким образом, с точки зрения западноевропейцев, русские цари были правителями Восточного царства, герб которого - двуглавый орел. Но гербом Габсбургов

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

11. Почему Русский герб и герб Габсбургов совпадали Русским гербом является ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ. Историки полагают, что двуглавый орел стал русским гербом с XV века, мы думаем, что раньше. В любом случае, с точки зрения западных европейцев русские цари были правителями

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Образование Болгарии Завершающим этапом славянского заселения Балкан стало образование здесь славяно-тюркского государства - дунайской Болгарии. В 626 г. булгарский хан Кубрат, принявший христианство от константинопольского патриарха, освободился от власти кагана и

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Освобождение Болгарии В апреле 1876 года началось восстание в Болгарии, к лету безжалостно подавленное турками. Это вызвало необыкновенно сильное сочувствие к братьям-болгарам, а затем и к другим славянским народам Балкан - сербам, черногорцам, боснийцам.Видный

Из книги Сокровища и реликвии Британской короны автора

Герб и флаг Одни суда были изукрашены знаменами и узкими флажками, другие - золотой парчой и разноцветными тканями с вышитым на них фамильным гербом, а иные - шелковыми флагами. Марк Твен. Принц и нищий (перевод К. Чуковского,

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

12. Почему русский герб и герб Габсбургов совпадали Русский герб - двуглавый орел. Как считается, с XV века, см. «Тайна русской истории», гл. 2:24. Таким образом, с точки зрения западноевропейцев, русские цари - правители ВОСТОЧНОГО ЦАРСТВА, ГЕРБ КОТОРОГО - ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ.Но

Из книги Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории автора Бунтовский Сергей Юрьевич

Герб Для начала рассмотрим герб Донбасса. Любознательные люди, узрев герб Донецкой области, практически всегда задают один и тот же вопрос: «Это что за синяя конопля на жёлтом фоне?»За наркосодержащее растение принимают так называемую «Пальму Мерцалова», о которой знают

Из книги Сокровища британской монархии. Скипетры, мечи и перстни в жизни английского двора автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Герб и флаг Одни суда были изукрашены знаменами и узкими флажками, другие – золотой парчой и разноцветными тканями с вышитым на них фамильным гербом, а иные – шелковыми флагами. Марк Твен, «Принц и нищий» (перевод К. Чуковского, Н. Чуковского) Человека, как и государство,

Из книги Нарис Історії ОУН [Перший том: 1920-1939] автора Мирчук Петр

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

На данный момент герб Великобритании принадлежит Елизавете II, а правительство и другие королевские особы имеют свои гербы. Герб Великобритании можно видеть в двух вариантах, так как у Шотландии он совершенно другой.

Государственный герб королевства и Северной Ирландии изображает щит, который поддерживают два льва и лошадь – символизирующие власть и труд. Сам щит делится на 4 части – гербы Англии, Шотландии и ирландского государства. Легенда гласит, что синяя лента под щитом с надписью – «Пусть устыдится тот, кто дурно об этом подумает» подлинные слова короля Георга, после того, как он во время бала увидел на полу дамскую повязку. Сверху на щит водружена корона, символизируя монархию. Лев, который расположен еще выше короны – символ государственной мощи. На щите есть лента, которая гласит – «Бог и мое право».

Обычный вариант герба изображает двух львов и семь леопардов, шесть из которых блестят золотом, располагаясь на щите в 1м и 4м делении щита по три. Лазурный лев на заднем плане – символ Шотландии. Оставшийся леопард одет в корону и клейнод, а золотой лев, также в короне держит щит с правой стороны. Другую сторону щита держит единорог, прикованный цепями.

Шотландский вариант герба изображает 4 льва и 3 леопарда, пять особей расположены на щите, леопарды относятся к Англии, а львы к Шотландии. Лев в короне расположен с нашлемником, а второй, также коронованный держит щит слева. По правой стороне единорог в цепях поддерживает щит. Оба варианта герба имеют изображение арфы в третьем делении – это Ирландия.

Государственный флаг Республики Болгария состоит из трёх равных по величине горизонтальных полос: сверху белая, посередине зелёная, снизу красная. Первая из них олицетворяет свободу и мир, вторая - леса и сельское хозяйство, третья - кровь, пролитую в борьбе за государственную независимость.


Ранее на болгарском флаге в верхнем левом углу был изображён герб Болгарии однако он был удалён с флага в 1991-ом году, в соответствии с новой конституцией страны. Также была изменена пропорция флага с 2:3 на 3:5. Флаг без герба (в пропорции 2:3) использовался в качестве торгового флага Народной Республики Болгария.




Герб Болгарии представляет собой тёмно-красный щит, увенчанный исторической короной Болгарии. На щите изображён стоящий на задних лапах коронованый золотой лев. Щит держат два золотых коронованных льва. Под щитом расположены ветви дуба и лента с девизом «Съединението прави силата » (Единство даёт силу).

Древнейшее изображение геральдического льва, как символа Болгарии относящееся к 1294 году , задокументировано в свитке лорда Маршала. В его первой части под № 15 представлен «герб короля Болгарии ». Наиболее вероятно, что это царь Смилец или его ближайщий предшественник. Н a этом гербе изображён серебряный лев с золотой короной на тёмном щите. В конце 14 века некий арабский путешественник видел в Тырново изображение трёх красных львов, нарисованное на круглом золотом щите, который несла личная гвардия царя Ивана Шишмана . Эта запись сейчас хранится в Национальной Библиотеке Марокко .

В 1396 году болгарские земли были захвачены Османской империей, но болгарская корона не была передана Османской династии. Болгарские геральдические знаки этого времени, сохранившиеся в европейских и балканских собраниях гербов, символизируют независимости государства. Постепенно изменялись и появлялись новые версии герба, однако лев оставался самым распространённым символом Болгарии и её правителей. В 1595 году три идущих льва были заменены на одного красного стоящего на задних лапах льва на золотом коронованом щите. В начале 18 века геральд Павел Ритер-Витезович изменил цвет герба: лев стал золотой, а щит - тёмно-красный.

Этот вариант принял знаменитый художник Христофор Жефарович в своей Стематографии, напечатаной в 1741 году . Его версия сильно повлияла на болгарскую интеллигенцию и революционеров во время национального пробуждения Болгарии, когда лев рассматривался и широко использовался как главный национальный символ. После получения Болгарией независимости в ходе Русско-турецкой войны герб Жефаровича был положен в основу нового государственного герба. Он описан в Тырновской конституции 1879 года так:

Ст. 21

Государственный герб Болгарии - золотой коронованный лев на тёмно-красном поле. Над полем - княжеская корона.

Вид и детали герба не были точно установлены специальным законом. Поэтому, несколько десятилетий он принимал разные формы: малая форма; малая форма без гербодержателей и девиза, но с плащём; большая форма с плащём и флагами; средняя форма с гербодержателями и девизом.


Эта запутанная ситуация была решена парламентской комиссией, собранной в 1923 году . Она утвердила среднюю форму, использовавшуюся как личный герб царя Фердинанда I и его сына - Бориса III , но без династических символов.

В 1944 году настало новое время для болгарской геральдики - коммунистическая эра. Традиционный герб был заменён эмблемой. Золотой лев был сохранён, но помещён на не оправданое исторически овальное синее поле, окружённое пшеничными колосьями, перевязанными лентой с датой образования республики; внизу шестерёнка, а вверху звезда. Эта эмблема происходит от герба СССР . После крушения социалистической формы правления в 1989 году и нескольких лет споров, герб 1927-1946 годов был возвращён с небольшими изменениями.