Дания. Где находится Дания? Столица, государственный язык, население и валюта Дании Религия и культура Дании

Россияне в основном очень приблизительно могут ответить на вопрос о том, где находится Дания. А уж подробности о быте, культуре, государственном устройстве вообще знакомы единицам. А между тем, Дания - государство с очень интересной историей, развитой экономикой и особым укладом.

Географическое положение

Так где находится Дания? На самом севере Европы, в Скандинавии. Границы страны омываются водами Северного и Балтийского морей. По суше она соседствует с Германией, по воде - с Норвегией и Швецией. Площадь страны вместе с водными просторами составляет 700 тысяч кв. км. Суша же занимает всего 42 тысячи кв. км. Береговая линия страны составляет 7300 км. Сюда засчитываются и многочисленные острова Дании. В состав страны входит формально и Гренландия, но у нее свое управление, которое делает ее независимой. Особенностью государства является то, что оно владеет большим количеством островов (около 400), из них 80 - обитаемы. Самый большой остров - Зеландия. Многие островные части находятся так близко друг к другу, что соединены между собой мостами.

Дания в целом простирается на равнинных территориях, только в центре есть небольшие гряды холмов. Самая высокая точка страны - 170 метров над уровнем моря (холм Моллехой), а средняя высота территорий составляет около 30 метров. Берега Дании отличаются замысловатой, изрезанной фьордами, формой.

Страна очень богата водными ресурсами, здесь протекает около десятка рек, самая протяженная из которых - Гудено. 60% земель Дании пригодны для ведения сельского хозяйства. В период бурного заселения страны были почти уничтожены естественные леса, и сегодня государство тратит много ресурсов для их восстановления. Ежегодно здесь засаживают дубами и буками около 3 тысяч гектаров. Страна активно разрабатывает имеющиеся на ее территории месторождения нефти, известняка, природного газа, соли, мела, песка, гравия.

История страны

В тех местах, где находится Дания сегодня, первые люди появились примерно 10 тысяч лет назад. Они шли с более южных территорий вслед за отступающим ледником. Устойчивая культура достаточно высокого развития сформировалась здесь во 2 тысячелетии до нашей эры. В начале новой эры на севере Европы жили племена данов, которые активно завоевывали земли южнее Ютландии и в Англии. Гены племен, проживавших на территории современной Дании, стали одной из значительных составляющих в формировании английского этноса. В Средние века датские племена викингов прославились своей воинственностью. Они успешно захватывали земли в районе реки Сена и создали там герцогство Нормандия. Успех сопутствовал им и в завоевании Английских территорий. В 10-11 веке Англия почти полностью была в подчинении датского короля Кнуда Второго и платила ему дань. В 11 веке территория Дании была очень большой, включала части современных Норвегии, Германии, Швеции. Но в позже начались серьезные внутренние разногласия между правящими силами и духовенством. 13 век был временем затяжных гражданских войн, но короли Вальдемар Четвертый, Эрик Копенгаген, Кристиан Первый и королева Маргрете активно подавляли внутреннее сопротивление и вели завоевания новых земель. До 15 века Дания укрепляла свои позиции в Европе, в 16 веке в страну проникает протестантизм и становится государственной религией. В 16 веке происходит бурное развитие датской культуры.

При этом страна на протяжении всей своей истории почти безостановочно участвовала в различных войнах, на Севере Европы активно шла борьба за территории, разные народы, входящие в состав государства периодически поднимали восстания, также систематически возникали конфликты между народом и аристократией. В 18-19 веке в стране идут серьезные социальные и политические преобразования, монархи стараются уменьшить влияние церкви и дать возможность народу жить лучше. Не прекращается и сильное внешнее давление, особенно много трений было со Швецией. В начале 19 века Дания становится конституционной монархией, после чего наступает «золотой» век, здесь работает много выдающихся ученых, художников, философов. Однако во второй половине 19 века наступают новые времена, после войны с Пруссией Дания теряет большое количество земель. Начало 20 века ознаменовано внутриполитической борьбой, в стране устанавливается нарастают социалистические настроения. В 1936 году Дания заключает договор о ненападении с Германией, но все-таки в 1940 году немцы оккупировали страну. Освобождение пришло вместе с британской армией в 1945 году. Несколько десятилетий страна вела переговоры о вступлении в Евросоюз и в 1996 году стала полноправным членом Шенгенского соглашения.

Климат

Климатическая зона, где находится Дания, находится во власти влияния теплого течения Гольфстрима. В стране наблюдается умеренный с очень большим количеством осадков. В среднем в году в Дании выпадает от 600 до 800 мм осадков. Самое дождливое время года - осень. В стране прохладное недолгое лето и влажная, мягкая зима. В среднем градусник летом поднимается до 18 градусов тепла, а зимой удерживается в районе нуля. Снежный покров в Дании держится не более 3 недель в году. Наилучшим временем для посещения Дании является период с мая по сентябрь, но тогда нужно быть готовым к тому, что в любое время пойдет дождь.

Административно-территориальное деление

С 2007 года Дания, на карте которой выделяются пять территориальных единиц, отказалась от деления своей территории на коммуны, как это было раньше. Теперь страна делится на пять округов, в них, в свою очередь, выделяются города и коммуны. Традиционно сами датчане делят свою страну на 4 большие части: Южная, Центральная и Северная Дания и Зеландия, особняком держится столичный регион. Каждый округ и города имеют свои выборные органы - представительные советы. Гренландия и Фарерские острова наделены особым статусом и являются автономными единицами, с собственными законами и управлением.

Столица Дании

Самый крупный город страны и его столица - Копенгаген - находится на островах Зеландия, Амагер, Слотсхольмен. Свою историю поселение ведет с 12 века. В то время Дания на карте Европы была довольно значительным государством и со временем только набирала силу, как и ее столица. Сегодня Копенгаген - самый безопасный мегаполис Европы. В городе проживает 569 тысяч человек, а если считать всю агломерацию - то более 1,1 миллиона. Плотность населения в столице очень высокая - примерно 6,2 тысячи человек на кв. км. Но это не оказывает на качество жизни отрицательного влияния. Город очень комфортен для проживания, в его 10 округах и четырех пригородных зонах созданы очень благополучные условия для проживания. Копенгаген богат достопримечательностями и музеями, но более всего приезжих поражает абсолютно умиротворяющая атмосфера города. Здесь приятно гулять, рассматривая памятники архитектуры и вдыхая свежий воздух с моря.

Государственное устройство

Дания - конституционная монархия. Официально глава Дании - король, сегодня - королева Маргарете, она управляет страной вместе с парламентом, правительством и премьер-министром. На королеве в основном лежат представительские функции, она возглавляет вооруженные силы, принимает парады, встречает иностранных гостей. Все основные задачи исполнительской власти лежат на премьер-министре, ему подчиняются главы округов страны. В Дании установлена многопартийная система, значительную политическую силу представляют профсоюзы.

Национальная валюта

Несмотря на то что Дания является членом Евросоюза, в стране имеет хождение собственная денежная единица - датская крона. В одной кроне - 100 эре. Современные банкноты в 50, 100, 200, 500 и 1000 крон начали выпускаться в 1997 году. С 2009 года в оборот были выпущены банкноты новой серии. Финансовый центр Дании - Копенгаген, в котором монетный двор страны выпускает в оборот все купюры и монеты. Здесь же находится крупнейшая в северной Европе фондовая биржа.

Население

Сегодня в Дании проживает 5,7 миллиона, число мужчин и женщин почти равно, разница составляет 1 процент в пользу женщин. Плотность составляет 133 человека на кв. м. Благополучная экономическая ситуация и стабильность в стране способствует тому, что ежегодно численность населения возрастает примерно на 20 тысяч человек, смертность немного отстает от рождаемости. Около 65% жителей страны относятся к работоспособному возрасту, это способствует экономическому благополучию государства. Средняя продолжительность жизни в Дании составляет 78,6 лет, это на 7 лет выше общемирового показателя. Миграционный кризис, охвативший сегодня Европу, почти не затронул Данию, хотя количество приезжих составляет около 20 тысяч человек в год. Но правительство налагает серьезные требования на мигрантов, поэтому пока поток удается сдерживать.

Язык и религия

Официально признанный государственный язык Дании - датский. На нем говорят около 96% населения. произошел из общескандинавского языка, но за время автономного развития приобрел уникальные черты, поэтому понимание между жителями разных стран северной Европы было бы затруднено, если бы они не общались на английском. Также в обороте у некоторой части жителей немецкий, гренландский и фарерский языки. Кроме того, 86% населения владеют английским языком, 58% - немецким, 12% - французским.

Официальной религией страны является Лютеранская церковь датского народа, согласно конституции монарх должен исповедовать это вероисповедание. И хотя датчане не очень религиозны, 81% населения говорит, что исповедует государственную религию, т. е. являются прихожанами церкви. Согласно конституции, в Дании гарантируется свобода вероисповедания и в стране есть мусульманские, буддистские и иудейские общины.

Экономика

Дания - страна с хорошо развитой экономикой, инфляция здесь составляет всего 2,4%, профицит бюджета исчисляется цифрой в 400 с лишним миллиардом долларов. Экономика страны является одной из самых устойчивых в Европе. Наличие собственных месторождений нефти и газа позволило стране избежать зависимости от мировых цен на энергоносители. Дания отличается высокоэффективным и технологичным сельским хозяйством. Ведущая отрасль - мясомолочное производство. Но также развито выращивание картофеля, пшеницы, овощей повседневного спроса, сахарной свеклы. Кооперативная форма хозяйствования создает около 80% всей сельхозпродукции страны. Поэтому потребительские цены в Дании невысоки при достаточно большой средней заработной плате. Страна отличается высоким уровнем развития современных технологий, в свое время государство сделало рывок в индустриализации и сегодня это приносит свои плоды. Современные предприятия металлургической, легкой, химической отрасли, а также машиностроения создают качественные и конкурентоспособные товары. Около 40% национального дохода обеспечивает промышленность. Также активно растет и развивается рынок услуг.

Культура

Дания - страна с богатейшим культурным наследием, которое здесь тщательно сохраняют и пропагандируют. В свое время государственный язык Дании стал объединяющим началом страны и литература сыграла в этом немаловажную роль. Самым известным датским писателем является Г.-Х. Андерсен, хотя здесь есть немало и других значимых авторов, например, и его роман «Снежное чувство Смиллы». Дания - страна замков и архитектурных памятников разных исторических эпох, только памятников мирового уровня здесь насчитывается около 600. Внесла Дания свой вклад и в развитие мирового кинематографа, режиссер Ларс фон Триер навсегда внес ее имя в историю кино.

Качество и особенности жизни

Датчане - трудолюбивый и спокойный народ. Благодаря тому что им всегда приходилось бороться за существование с природой и внешними силами, а также отчасти протестантизму, у нации сформировался особый тип характера. Датчане много и усиленно работают, они привыкли к стабильному достатку, но им мало свойственно избыточное потребление. Это очень практичный народ. Поэтому жизнь в Дании вполне комфортна. Здесь нет сильных социальных волнений, потому что правительство много внимания уделяет социальной защите населения. Дания занимает пятое место в мире по оценке И это говорит о многом.

Датчане, как и большинство скандинавов, люди либерально настроенные, и такое мировоззрение отражается в политическом и социальном устройстве страны. Послевоенное развитие Дании было основано на соглашении, позволяющем стране сохранить лучшие достижения и при этом соответствовать требованиям современного демократического государства. Результатом такого развития явилось слияние монархии, демократии и рыночной экономики, подкрепленное одной из самых развитых систем социального обеспечения в мире.

Политическое устройство
Дания - конституционная монархия, где Королева выполняет роль главы государства, а правительство формируется из парламента, или "фолкетинга". Парламент в Дании однопалатный; депутаты избираются путем пропорционального представительства, хотя каждый член парламента также представляет избирательный округ. Четыре из 179 членов Парламента избираются от Гренландии и Фарерских островов. В общем, Правительство Дании является правительством меньшинства (не содержащее парламентского большинства), что означает, что политика Дании основана на компромиссах различных политических партий. В случае, если Фолкетинг выражает недоверие правительству, правительство должно уйти в отставку или провести выборы.

По Конституции выборы должны проходить каждые четыре года. Если распределение мест после выборов четко указывает на определенную партию или партии, монарх назначает их как правительство. В случае, если результат выборов не представляется четким, Королева организует ряд совещаний, на которых избранные партии высказывают свои пожелания. Тогда Королева назначает королевского поверенного, чтобы он провел переговоры о формировании правительства с избранными партиями. По окончании переговоров проводится еще одно совещания во главе с Королевой, после которого монарх назначает нового премьер-министра.

Судебная власть
Независимые суды являются частью разделения властей в Дании. Обычно дела рассматриваются в первую очередь местным или городским судом; апелляции по решению городского суда рассматриваются в одном из двух Высоких Судов страны. Некоторые важные дела, затрагивающие административные проблемы, разбираются одним из высоких судов в первую очередь. Высшим органом судебной власти является Верховный Суд. Судей назначает Королева.

Дания в ЕС
Дания, вместе с Великобританией, Норвегией и Ирландией, подали заявки на членство в Европейском Союзе (ЕС) в 1961 и 1967 годах. Однако в обоих случаях президент Франции Шарль де Голль наложил вето на членство Великобритании в ЕС, и Дания, не желая вступать в Союз без Великобритании, также осталась вне Европейского Союза. Только в январе 1973 года Дания вместе с Великобританией и Ирландией стала членом ЕС.

Несмотря на небольшую территорию, Дания – совершенно независимая страна, и это находит отражение в ее иногда капризных отношениях с ЕС. Самым ярким примером такого поведения может служить случай, когда страна проголосовала против Маастрихского договора, что рассматривалось как замедление продвижения на пути к единой Европе, на референдуме в 1992 году (Договор был впоследствии ратифицирован в результате переговоров в следующем году). В 2000 году Дания проголосовала против присоединения к европейской валюте, евро, на референдуме.

Север
Север всегда был и остается важным идеологическим партнером для сотрудничества, что можно наблюдать в работе Северного Совета и нового Балтийского Совета. Пересечение культурных интересов, так же как и северный паспортный союз и свободный внутренний рынок труда, создали тесные связи между Данией и другими северными странами. Одной из задач Дании стало сочетание общности северных интересов с Европейской политикой. После вступления в ЕС Швеции и Финляндии Дания перестала быть единственной северной страной, членом ЕС, однако Норвегия, Исландия, Гренландия и Фарерские острова остаются за пределами ЕС, а северное сотрудничество на сегодняшний день во многом основано на вступлении балтийских стран в Союз.

НАТО
Дания много сделала для того, чтобы поддержать НАТО как основной инструмент достижения политической безопасности в Европе, и для Дании особенно важно, что США является активным членом НАТО. В области политики безопасности Дания занимает позиции близкие США. Дания также является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Религия в Дании
Религиозная деятельность страны подчиняется Конституции Дании, основным принципом которой является предпосылка, что Лютеранская церковь - официальная церковь Дании - должна поддерживаться государством, а также принципом свободы вероисповедания, слова и совести. Поддержка, оказываемая государством, является частично моральной и политической (законодательное закрепление праздника воскресенья, а также законодательство по религиозным вопросам), частично финансовую и административную (участие в зарплатах и пенсиях духовенства, сбор церковных налогов, поддержка управления национальной церковью при помощи Министерства Церковных Дел, помощь в контролировании, консультационных услугах и проч.).

Скандинавская модель благосостояния
Скандинавская модель благосостояния часто используется как общий термин для описания того, как Дания, Швеция и Норвегия организуют и финансируют свои системы социальной поддержки, программы здоровья и образования.

Принцип, лежащий в основе модели благосостояния, заключается в том, что помощь должна предоставляться всем гражданам, на которых она распространяется, независимо от их социального или семейного статуса. Эта система универсальна, и помощь предоставляется отдельной личности, так, например, замужняя женщина имеет права независимо от своего мужа. В области здравоохранения и занятости, однако, право на получение пособия зависит от предыдущего места работы и иногда от членства в профсоюзе и членских взносов. Тем не менее, наибольшая доля финансовой ответственности лежит на государстве и осуществляется посредством системы налогообложения, которая характеризуется широким охватом и высоким уровнем, а не при помощи особых дотаций.

В области политического устройства все скандинавские страны являются парламентскими республиками, и между политической системой и организациями, представляющими интересы работников и работодателей, существует тесное сотрудничество. Кроме того, лояльное отношение населения к центральным органам управления и другим общественным властям является основополагающей характеристикой политического устройства страны и играет немаловажную роль в скандинавской модели благосостояния.

В последнее время появилось много дебатов о поддержании такой модели благосостояния, которая была разработана сорок лет назад во времена низкого уровня безработицы и сильного экономического роста. Возрастающая необходимость государственного финансирования такой щедрой системы социальной поддержки привела к некоторым изменениям данной модели, чтобы соответствовать изменениям в экономике и обществе.

Самый известный во всем мире датский кинорежиссер - Карл Дрейер (1889-1968). Дрейер снял множество фильмов, в том числе и свой шедевр "Страсти по Жанне д"Арк", признанный во всем мире благодаря своему богатому визуальному ряду и новаторскому использованию крупных планов.

В последние годы датский кинематограф привлек к себе внимание замечательным фильмом "Праздник Бабетты ", а также киноверсией романа датского писателя Мартина Андерсена Нексё "Пелле - завоеватель ", снятого режиссером Билле Августом.

Ведущим кинорежиссером нового тысячелетия является Ларс фон Триер , чьи фильмы "Разбивая волны" и "Танцующая в темноте" получили призы на Международном Каннском фестивале; последний получил Большую Пальмовую Ветвь, главный приз фестиваля в 2000 году.

Карл Нильсен , знаменитый датский композитор, написал более 100 произведений, от струнных квартетов до оперы; он является автором совершенно изумительного произведения для хорового исполнения "Весна на Фюн" (остров Фюн - родина композитора); концерта для кларнета, по некоторым отзывам, самого лучшего в 20 веке; и шести симфоний, самые известные - Четвертая, "Неугасаемая", и Пятая, с её почти невротическим барабанным боем.

Королевский Балет Дании , выступающий в Королевском Театре Копенгагена с осени до весны, считается одним из лучших в Европе. Дания также славится своим промышленным дизайном, её стиль - холодные чистые линии во всем, начиная от архитектуры, заканчивая мебелью и украшениями из серебра.

Датчане гордятся тем, что являются чрезвычайно современными людьми, поэтому надевание национальных костюмов, традиционные народные фестивали и соблюдение старомодных обрядов не столь популярно здесь, как в большинстве других европейских стран.

Туристы могут заметить, что датчане - спокойные, раскованные, не склонные к излишествам и терпимые к образу жизни других людей, отличному от их собственного.

В 1989 году Дания стала первой страной в Европе, в которой было разрешено официально заключать браки между людьми одинакового пола, тем самым гомосексуалисты получили такие же возможности в создании семьи, как и гетеросексуальные пары.

Пожалуй ни одно слово так точно не отражает датское представление о жизни, как "хигге", что в приблизительном переводе означает "уютный, удобный".

Это предполагает способность отгородиться от забот и проблем внешнего мира и погрузиться в теплую интимную атмосферу. Это слово отражает способ решения многих вопросов частной жизни, от обустройства домов до пристрастия к маленьким кафе и пабам. Самым лучшим комплиментом для хозяев, принимающих гостей, будет благодарность за уютный вечер.

Сущность датской кухни лучше всего воплощается в блюде, которое называется сморреброт (дословно, хлеб с маслом), это открытый сэндвич, который может быть как очень простым, так и искусно выполненным кулинарным сооружением.

Датская кухня состоит, основном, из рыбы, мяса и картофеля. Традиционные блюда - это флэскестег (жареная свинина со шкварками), гравад лэкс (консервированный или соленый лосось, маринованный с укропом и подаваемый со сладким горчичным соусом) и хвид лабсковс (рагу из квадратных кусочков говядины с картофелем, лавровым листом и перцем).

Вкусная выпечка, известная во всем мире, как "датская" в самой Дании называется винеброт (Венский хлеб), и практически на каждом втором углу вы увидите кондитерскую, в которой вам будет предложен богатейший выбор рулетов и кексов, от вида которых у вас "засосет под ложечкой".

Датские пивоварни Карлсберга производят замечательное пиво. Самый популярный крепкий алкогольный напиток в Дании - аквавит, произведенный в Ольлборге.

Пиво, вина и крепкие алкогольные напитки предлагают во всех ресторанах, кафе и продуктовых магазинах.


В соответствии с индексом демократии стран мира (The Democracy Index) Дания находится в пятерке стран с высшим рейтингом по показателю уровня демократии, рассчитанным по методике британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) и основанным на комбинации экспертных оценок и результатов опросов общественного мнения из соответствующих стран. Согласно исследованию, охватывающему 167 государств, по состоянию на декабрь 2012 года индекс демократии в Дании составил 9.52 (полная демократия). 60 ключевых показателей сгруппированы в пять основных категорий: избирательный процесс и плюрализм, деятельность правительства, политическое участие, политическая культура и гражданские свободы.

С точки зрения известного датского юриста и философа Альфа Росса (1899-1979), демократия может быт понята в трех разных смыслах: как форма политического правления, как форма экономического равенства и демократия как способ жизни (Ross, Alf. Hvorfor demokrati?)

Форма политического правления в Дании - конституционная монархия. восходит к Горму Старому (умер в 958 году). Первоначально монархия была выборной, но на практике выбор всегда падал на старшего сына правящего монарха. Взамен король был обязан подписать коронационную грамоту, регулировавшую властный баланс между королем и его подданным. С введением в 1660-1661 гг. наследственной монархии возник королевский абсолютизм. Престолонаследие, основанное на принципе первородства по мужской линии, было освящено Королевским законом от 1665 года, который также регулировал внутренние дела королевского дома. Демократическая конституция, принятая 5 июня 1849 года, изменила статус монархии, превратив ее из абсолютной в конституционную.

В соответствии с Конституцией от 5 июня 1953 года глава государства - король, с января 1972 - королева Маргарете из династии Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург. Королева осуществляет законодательную власть совместно с однопалатным парламентом - фолькетингом, состоящим из 179 членов, из которых 2 члена избираются от Фарерских островов, а 2 - от Гренландии. Исполнительная власть Дании осуществляется королевой через правительство («регеринг»), состоящее из 19 членов (с 1971 года) и возглавляемое премьер-министром. По результатам выборов от 18 июня 2015 г. премьер-министром Дании на ближайшие четыре года стал Ларс Лёкке Расмуссен (род. в 1964), член либерально-консервативной партии Венстре (Venstre).

Существует два вида демократии: прямая (непосредственная) и косвенная (представительная). Во втором случае граждане страны выбирают представителей для того, чтобы они представляли их интересы. В Дании репрезентативная форма демократии как в случаях с выборами в фолькетинг, так и в случае с коммунальными и региональными выборами.

В ходе муниципальной реформы 2007 года Дания была поделена на пять крупных административных регионов: Ховедстаден, Шелланд (Зеландия), Северная Ютландия, Центральная Ютландия и Южная Дания, каждый из которых состоит из городов (в некоторых случаях - городских округов) и коммун. Региональные и коммунальные выборы проходят раз в четыре года. Члены фолькетинга также избираются раз в четыре года или же в случае ситуации, когда действующий премьер-министр подписывает решение о досрочных выборах.

Количество муниципалитетов на настоящий момент составляет 98 при средней численности населения муниципалитета 55 000 человек (исключение составляет архипелаг Эртхольмен, который управляется министерством обороны Дании).

Фарерские острова и Гренландия пользуются автономией и имеют собственные законодательные органы. На Фарерских островах внешнюю политику, оборону, валютную политику, деятельность полиции и судебную систему регулирует лёгтинг. Расширенная автономия Гренландии управляется ландстингом.

Основные характеристики административных систем закреплены в действующих конституциях стран Северной Европы: Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции. Страны Северной Европы представляют собой особую модель общества, экономики и государства, которая может быть названа «скандинавской». «Скандинавская модель... определяется как государство благоденствия с резко выраженными чертами институционализации всех сфер жизни человека. Человек при этом есть средство и цель».

Отличительными особенностями стран Северной Европы являются:

Ø развитые демократические формы и методы государственного управления обществом;

Ø относительная экономическая и политическая стабильность;

Ø высокий уровень социального обеспечения граждан.

Характеристика стран Северной Европы.

Унитарное государство. Население - 5,3 млн. чел. Территория страны разделена на 14 административных единиц - амтов. Действует Конституция Государства Дании, принятая 5 июня 1953 г. По форме правления Дания - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический. Главой государства является Король. В соответствии с Законом о престолонаследии от 27 марта 1953 г. королевская власть передается по наследству по мужской и женской линиям.

Конституция закрепляет за Королем высшую власть в управлении государством. Король имеет право распускать парламент. Он утверждает законы, а в перерывах между сессиями сам издает законодательные акты временного характера. Король является верховным главнокомандующим, решает вопросы внешней политики (с согласием парламента). Все акты Короля должны быть скреплены подписью Премьер-министра или соответствующего министра, которые несут за них ответственность. Король за свои действия ни перед кем не отвечает.

Парламент Дании - Фолькетинг - осуществляет совместно с Королем законодательную власть. Это однопалатный орган, в состав которого входят 179 депутатов.

Правительство -Совет министров - сосредоточивает в своих руках широкие полномочия по управлению государством: фактически оно осуществляет большинство королевских функций. В состав правительства входят Премьер-министр и министры.

Норвегия

Унитарное государство, состоящее из 19 областей (фюльке). Население - 4,4 млн. чел. Действующая Конституция от 1814 г. По форме правления Норвегия - конституционная парламентская монархия.

Главой государства является Король. Конституция называет особу Короля "священной и почитаемой"; он не подлежит ответственности за свои действия. Король обладает законодательными и исполнительными правомочиями. В перерывах между сессиями Король может самостоятельно принимать нормативные акты, имеющие силу закона, по вопросам промышленности, торговли, охраны порядка. Король наделен определенными полномочиями в отношении парламента: он открывает парламентские сессии, выступая на первом заседании с тронной речью, имеет право созывать чрезвычайные сессии. По совету правительства Король назначает и увольняет высших должностных лиц, ему принадлежит право помилования. Он решает вопросы внешней политики: заключает и расторгает договоры с иностранными государствами, принимает дипломатических представителей, вправе начать войну для обороны страны и заключить мир. Король является верховным главнокомандующим сухопутными и морскими силами. Все акты Короля должны быть контрасигнованы соответствующими министрами, которые несут за них ответственность.

Законодательная власть принадлежит норвежскому парламенту Стортингу. В его состав входят 165 человек, избираемых на 4 года путем всеобщих выборов на основе пропорционального представительства.

Правительство (во главе с Королем оно образует Государственный совет) состоит из Премьер-министра (им обычно становится лидер партии парламентского большинства) и не менее чем 7 министров, которые назначаются и увольняются королем.

Унитарное государство, состоящее из 24 округов (ленов). Население - 8,5 млн. чел. (1997 г.). Государственный строй Швеции определен Конституцией 1974 г.

По форме правления Швеция - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический. Главой государства Конституция провозглашает наследного Короля, однако полномочия его носят, по существу, формальный характер. За Королем сохранились в основном церемониальные обязанности (к примеру, официальное открытие сессии парламента). Функции его как главы исполнительной власти принадлежат правительству и конституционно за ним закреплены. Решения, принятые правительством, не требуют подписи Короля, Король не присутствует на его заседаниях, он не обладает правом назначать и увольнять членов правительства, судей и высших чиновников.

Высшим органом государственной власти является парламент Риксдаг, однопалатный представительный орган из 349 депутатов, избираемых на 3 года путем всеобщих выборов на основе пропорционального представительства.

Исполнительная власть в стране возложена на правительство Кабинет министров, - формируемое при непосредственном участии Риксдага и ответственное перед ним. Правительство назначается в соответствии с расстановкой сил в парламенте, оно должно пользоваться доверием Риксдага. Порядок образования Кабинета закреплен в Конституции: на сессии парламента по предложению тальмана (председателя Риксдага) проводятся выборы Премьер-министра. Правительству переданы функции Короля. Правительство обладает правом роспуска Риксдага, однако это право ограничено определенными условия

Основные компоненты гражданского общества в странах Северной Европы как основа построения «государство всеобщего благосостояния»: особенности партийных систем в Скандинавии; экономические основы и социальная сфера; роль системы местного само-управления в становлении «скандинавской модели» общественного развития.

Основная идея государства всеобщего благосостояния заключается в том, что правительство несет ответственность за благополучие своих граждан, и что эта ответственность не может быть возложена на индивида, частную корпорацию или местное территориальное сообщество. Государства, называемые государствами всеобщего благосостояния, как правило, защищают людей от бедности посредством пособий по безработице, пособий малообеспеченным семьям, денежных доплат низкооплачиваемым работникам и пенсий по возрасту; они обеспечивают всестороннюю медицинскую помощь, бесплатное образование и государственное жилье. Финансируются эти службы посредством государственных страховых программ и системы налогообложения.

Особенности партийных систем в Скандинавии:

В Скандинавии мультипартийная система демонстрирует некоторые общие характерные черты: партии хорошо организованы и дисциплинированы, правительственные коалиции стабильны, т.к. партийное руководство способно принуждать к согласию своих членов.

Экономические основы и социальная сфера:

Можно выделить следующие характеристики скандинавской модели благосостояния.

Всеобъемлющий характер: государственная политика имеет широкий охват; по сравнению с другими странами, государство играет здесь большую роль, нежели рынок или гражданское общества;

Полная занятость: политика направлена на обеспечение полной (читай: более полной) занятости населения и/или предупреждение безработицы, особенно длительной;

Равенство: политика имеет целью увеличение равенства между различными гендерными, возрастными, классовыми, семейными, этническими и прочими группами;

Универсальность: право на основные социальные гарантий, высокое качество этих гарантий,- щедрость гарантий.

Социальная поддержка детей и семьи

Меры, связанные с решением проблем безработицы, образуют область, в которой сочетание денежных пособий и предоставляемых услуг обеспечивают своего рода «защитный пояс» или компенсацию доходов и способствуют облегчению первичного или повторного выхода на рынок труда.

Принцип «скандинавской модели» социального обеспечения состоит в том, что социальные блага одинаково доступны всем гражданам, независимо от их семейного и социального положения.

Система социального обеспечения в скандинавских странах предлагает гражданам гораздо большие возможности, чем в других странах Европы.

«Скандинавская модель» предусматривает гораздо более активное участие женщин в общественной жизни, в том числе и на рынке труда. Во многом благодаря этому данные страны имеют один из самых низких в мире уровней безработицы, а в отдельные периоды они были близки к достижению полной занятости.

Главным результатом действия социальной модели в скандинавских странах является максимальная и активная интеграция социально слабых групп в рынок труда. Социальное выравнивание и защищенность создают социальные, политические и экономические предпосылки для более эффективного развития экономики, что позволяет вкладывать средства в благосостояние населения.

Роль системы местного самоуправления в становлении «скандинавской модели» общественного развития:

Сегодня в Швеции, Дании и Финляндии сформировался так называемый широкий тип гражданского общества, для которого характерно существование множества разнообразных гражданских ассоциаций и некоммерческих организаций. В то же время данным государствам (за исключением Финляндии) присущ довольно выраженный «евроскептицизм». По мнению их правительств, принадлежность к ЕС не должна препятствовать реализации особой экономической, социальной и административной политики на национальном уровне. Все это, а также структурные и функциональные особенности систем административно-государственного и муниципального управления соответствующих стран позволяет говорить о наличии особой скандинавской модели местного самоуправления. Указанная модель предполагает полноценную, «универсальную» систему местного самоуправления, направленную на решение всего спектра локальных задач, и отличается высоким уровнем представительности и активности муниципалитетов, которые «могут использоваться в качестве органов представления различного рода услуг и тем самым способствовать реализации целей государства всеобщего благосостояния».

35. Трансформация «скандинавской модели» государства «всеобщего благоденствия» на со-временном этапе. Кризис политики мультикультурализма на примере Швеции.

«Государство всеобщего благоденствия» и процессы глобализации;

Социальное государство является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество". Повышение роли человеческого фактора в результате научно-технического прогресса привело к необходимости более широкого учета потребностей людей, признанию их социальных прав и принятию государством на себя ряда социальных функций.

Появление термина "социальное государство" фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Период с конца 50-х годов и до середины 80-х можно обозначить как этап государства всеобщего благоденствия. Идея государства всеобщего благоденствия возникла благодаря резкому повышению уровня жизни развитых стран в 50 - 60-е годы, когда система страхования социальных рисков практически полностью компенсировала неопределенность будущего. Государство всеобщего благоденствия наилучшим образом обеспечивало сплоченность общества и реализацию основных социальных принципов. Взяв на себя новую по сравнению с предшествующим периодом функцию обеспечения высокого уровня жизни всех членов общества, государство сделало эту функцию доминирующей.

Следует отметить, что высокий уровень обобществления социального страхования в тот период существенным образом трансформировал другие социальные функции. Например, большинство социальных услуг: страхование по безработице, медицинское страхование, пенсионное обеспечение. К концу 80-х годов в большинстве стран отошли от индивидуального контрактного страхования соответствующих рисков, "дрейфуя" в сторону социальной помощи, в том числе и социальным группам, которые не платят социальные взносы. Характеризуя данный этап как период максимального развития страховых принципов, необходимо подчеркнуть, что определяющим для государства всеобщего благоденствия стал принцип солидарности. Именно им обусловлена всеобщность социальной поддержки, ориентация на универсальные показатели качества жизни и преимущественное использование механизмов финансирования страхования рисков на солидарной основе.

Развитие национальных моделей государства всеобщего благоденствия способствовало более глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.

36. Концепции «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон) и «конца истории» (Ф. Фукуяма): сравнитель-ный анализ.

Прежде всего, концепции «конца истории» и «столкновения цивилизаций» роднит стремление их авторов предсказать будущее политическое устройство в мире после «холодной войны». Обе теории явились первыми попытками охарактеризовать, обосновать события, связанные с окончанием советско-американского противостояния. Концепции «столкновения цивилизаций» и «конца истории» предлагают варианты нового миропорядка, в условиях, когда ценности, имевшие вес в биполярном мире, утратили свое значение.

Так, например, обе теории предполагают отказ от идеологии в многополярном мире. Фукуяма уверен, что на смену конфликту идеологий непременно придет осознание и применение незападными государ-ствами западных ценностей. Хантингтон, в свою очередь, говорит о том, что на смене идеологии придет культура, которая вытеснит идеологические различия. Также обе теории носят этноцентрич-ный характер. Они основаны на признании превосходства Запада, его культурной исключительности. И Хантингтон, и Фукуяма уверены, что идеи либерализма - это лучшее, что создал цивилизованный мир, а посему - либеральные принципы и институты должны найти применение и в других, непросвещенных странах, «погруженных во мрак невежества». Мессианские идеи, несомненно, присутствуют в обеих теориях, с одним лишь отличием, что оптимизма и эйфории по поводу будущего либерализма в незападных странах в идеях Хантингтона куда меньше, чем в фукуямовских.

Сходной оказалась позиция двух авторов и в отношении нашей страны: ни Хантингтон, ни Фукуяма не учли специфики ее исторических традиций. Для Фукуямы неприемлема была сама мысль, что у каждой страны - и уж тем более такой крупной, как Россия - свой путь модернизации, свое самосознание и свои темпы перемен Российская наука международных отношений. Что касается Хантингтона, то он пренебрег евразийской идентичностью и спецификой географического положения России. Оба американских ученых явно недооценили тот факт, что интересы России простираются не только на Европу, но и Азию, благо ей это позволяет ее положение на карте мира.

Еще одним важным обстоятельством является тот факт, что обе теории имеют одну и ту же характер-ную черту - они отмечают «упадок уровня историчности» Российская наука международных отноше-ний. Концепции конца истории - это отражения глубокого общественного кризиса, острых социальных противоречий, требующих кардинальных преобразований, решительных революционных действий, которые бы вели от «конца истории» к постистории. Теории конца истории остро ставят перед всеми исследователями вопрос о нашем будущем, требуют поиска путей кардинального решения социальных проблем, стремятся определить идеал, высшую цель, возвышенные, перспективные идеи, устои пости-сторического свободного общества. Без решения этих задач любое общество не может нормально функционировать.

В качестве еще одного сходства можно привести и то обстоятельство, что обе теории были восприняты критически. Теорию Ф. Фукуямы раскритиковали за излишний оптимизм в отношении западного буду-щего. Действительно, прошедшие после окончания «холодной войны» годы не дают оснований для оп-тимизма, которым пронизана работа американского политолога Международная политика,

Теперь обратимся к различиям. Как уже было сказано, концепции Хантингтона и Фукуямы, сходны в главном - они несут в себе этноцентрическое предубеждение в отношении окружающего мира и в то же время имеют ряд принципиальных отличий. В отличие от Фукуямы, Хантингтон убежден, что Запад уникален как цивилизация, но, тем не менее, не универсален. Автор теории «столкновения цивилизаций», как и Фукуяма, является убежденным приверженцем западных ценностей, однако определяет их как локальные, а не универсальные, а посему не считает необходимым их повсеместное распространение за пределами первоначальных цивилизаций. Хантингтон не видит причин верить в то, что остальной мир адаптируется к западным ценностям. Напротив, он предсказывает, что эти ценности находятся в опасности, и утверждает, что Запад должен стремиться к дальнейшему укреплению своей мощи в целях эффективного обеспечения собственной защиты.

Хантингтон также обращает внимание на опасные тенденции в мировой политике: рост этнических конфликтов, угроза со стороны Ирака, демографические и иные опасности на африканском континенте. Сохранение этих проблем ставит под сомнение способность Запада обеспечить безопасность и стабильность в мире Российская наука международных отношений. Незападный мир ныне таит в себе гораздо больше опасностей, чем это было в период биполярного устройства. Однако концепция «конца истории» практически не затрагивает ни одну из этих проблем, поскольку основывается на принципе «бесконфликтности» Международная политика, которая, по мнению Фукуямы, должна воцариться в мире после окончания «холодной войны». Таким образом, Ф. Фукуяма, выдвинувший идею мировой «бесконфликтности», посчитал, что либеральные принципы не просто восторжествуют: согласно его логике, они должны повсеместно применяться, не встречая никаких препятствий на своем пути. Хантингтон в этом смысле менее оптимистичен: он считает, что путь демократии в незападных странах не будет таким легким, как это кажется на первый взгляд. По этой причине Хантингтон подверг критике взгляды Фукуямы и в качестве противовеса выдвинул собственную алармистскую теорию «столкновения цивилизаций».

Разница во взглядах двух ученых становится очевидна при анализе их отношения к исламскому фунда-ментализму. Фукуяма рассматривалрелигию и национализм как один из существенных вызовов либерализму. Религиозный вызов, по его мнению, заключается в развитии мусульманского и христианского фундаментализма, которые расширяют свое влияние в условиях духовной пустоты и безличия либераль-ного «общества потребления» Ф. Фукуяма Конец истории.