Интересные факты о храме артемиды в эфесе. Храм Артемиды в Эфесе (Турция)

Шедевр архитектурного искусства, храм Артемиды прославлял всю греческую цивилизацию. Его руины напоминают о былой славе могущественного государства.

Современность храма

Четвертое чудо света, храм Артемиды в Эфесе, больше не найти в Греции. Его стоит искать в Сельчуке, турецком городе. В свое время там располагался древнегреческий Эфес. И туристам часто предлагаются экскурсии из курортного города Мармариса к руинам священного места покровительницы древней цивилизации.

От древнего чуда остались только руины, которые абсолютно не похожи на храм богини Артемиды в Эфесе.

Артемида

Богиня материнства, охоты, храбрости и отваги была любимицей всех жителей греческого государства. Каждый древний полис строил в честь нее святилища. Греки подносили щедрые дары богине, устраивали пиршества.

Артемида была прекрасной сестрой Аполлона, бога солнца и музыки. Их отцом был могущественный покоритель молний - Зевс.

Богине молились верные жены, чтобы она защитила мужей в бою и подарила потомство, а также воинственные амазонки. Они избрали Артемиду своей главной покровительницей.

Эфес был одним из центральных городов культа вечно юной охотницы Артемиды. Здесь и было решено начать строительство ее храма.

Создание святыни

Легенда гласит, что Артемиду решили прославить на все века амазонки. Для этого они построили ей в Эфесе чудесный дом.

Но, согласно официальным источникам, строили его по заказу Креза, царя из Лидии, два архитектора: Метаген и его отец Херсифрон. Владыке так понравилась идея, что он даже подарил двум проектировщикам по колонне.

Месторасположение было выбрано уже на существующем фундаменте древнего святилища, забытой нынче проэллинской богини. Она также покровительствовала женщинам, но была забыта с приходом культов «олимпийцев».

Первые здания из дерева постоянно сгорали, разрушались, страдали под действием землетрясений. Но в шестом веке до нашей эры, приблизительно в пятьсот шестидесятом году, Крез согласился спонсировать небывалый на то время по своим масштабам проект. Горожане также сдавали деньги, чтобы достроить самый прекрасный во всем мире храм Артемиды в Эфесе. История не сохранила даже его очертаний.

Святилище было решено делать не на жестком грунте, а в мягком болоте, дабы землетрясение не повредило его.

А чтобы масштабное сооружение не осело в болото, под ним вырыли большую яму, которую заполнили шерстью и углем на несколько метров.

Подобные необычные решения принимались и во время перевозки колон. Их пристегивали к волам, словно колеса. Это не только облегчало работу животным, но и позволяло увеличить объёмы перевозок.

Древние греки считали, что и Артемида помогает при строительстве. Архитекторы говорили, что никак не могли положить центральную балку порога на место. Они уже хотели сдаться. Но тут перед ними в облике случайного прохожего возникла богиня. Она взялась за работу, и порог встал на свое место просто идеально.

Во время жизни Херсифрона достроили лишь каркас здания и колоннаду вдоль него. Работы над храмом длились в общей сложности сто двадцать лет. После Метагена к проекту подключились Деметрий и Пеонит. Четыре архитектора на свой вкус добавляли новые детали.

Метаген закончил верх у святилища. Он придумал революционный способ аккуратно и плавно водрузить архитрав сверху капителей колонн. Для этого Метаген приказал наполнять песком сшитые мешки, класть на вершину, а сверху саму перекладину. Не выдержав веса, ткань разрывалась, и из нее потихоньку ссыпался наполнитель. В итоге архитрав становился идеально.

В пятьсот пятидесятом году до Рождества Христова храм Артемиды в Эфесе закончили строить.

Первозданный вид

Видимо, древняя богиня не благоволила к своему святилищу, поскольку оно уничтожалось несколько раз. В своем изначальном виде храм стоял всего лет двести.

Длина его достигала ста десяти метров, а ширина - пятидесяти пяти. Колонны шли вокруг здания в пару рядов. Каждая из них достигала восемнадцати метров в высоту. Еще одно сказание говорит про то, как 127 монархов со всего мира подарили в святилище по одной колонне.

Крышу выстелили плитами из мрамора.

Геростратова слава

Синонимом незаслуженной популярности стало имя одного эгоистичного грека. По преданию, Александр Македонский родился в тот день, когда произошел страшный пожар в Эфесе. Артемида была слишком занята будущим царем, чтобы спасать свой храм.

А в это время никому на то время не известный, ничем не выдающийся грек Герострат решил, что лучший способ заработать себе популярность - поджечь четвертое чудо света.

Он полез в храм Артемиды в Эфесе и поджег его. В 356 году до нашей эры самое прекрасное здание, на которое ушло более ста лет, сгорело.

Совет города осудил преступника на полное забвение. Тем не менее его имя знают и современные люди.

Реконструкция

Александр Македонский распорядился реконструировать храм Артемиды в Эфесе - чудо света Древнего мира. Пожертвования на него брались из всех уголков Греции. Отстраивал здание Александр Дейнократ. Он решил оставить тот же макет храма, при этом приподняв его еще на один уровень выше.

Император хотел, чтобы его имя оказалось на самом святилище. Он предложил горожанам полностью заплатить за реконструкцию в обмен на эту услугу. Эфесцы отказали, аргументировав тем, что бог не может строить храм себе подобным.

Взялись за восстановление прекрасной конструкции и новые художники, скульпторы. Они использовали в своей работе мрамор. Теперь колонны были длиной в двадцать метров. Их делали из больших каменных блоков, что в итоге соединялись вместе.

В середине чуда света

Внутри его украшали барельефы известных художников и работы скульптора Праксителя. Храм Артемиды в Эфесе был самым крупным среди имеющихся святынь давних цивилизаций. Парфенон Афинский оказался в несколько раз меньше.

Центральной фигурой храма стала статуя Артемиды.

Во время археологических раскопок данного места найдена многогрудая статуэтка Артемиды Полистамос, символизирующая изобилие. Некоторые ученые полагают, что это не груди богини, а ритуальные бусы, которыми она обвешана.

Храм Артемиды Эфесской стал настоящим центром культурной и деловой жизни города. Им руководили как сами жрецы богини, так и власти города.

Он выстоял пятьсот лет на таком зыбком месте. Когда пришли римляне, то они не тронули его, сделав храмом схожего культа Дианы. Разные правители устанавливали в помещении статуи из золота и серебра. Храм купался в драгоценных подношениях.

Место быстро прославилось. Его стали относить к семи чудесам света.

Когда на эфесские земли пришло христианство, по легенде, Артемида рассердилась на новую религию, и жители города прогнали приверженцев Иисуса и его апостолов. За эти действия их наказали.

Уничтожение святилища

Святое место греков подверглось варварскому разграблению готскими кочевниками в 263 году нашей эры. Однако оно уцелело.

В четырехсотых годах христианские правители решили разрушить храм Артемиды в Эфесе. На месте древней языческой церкви построили новую. Та вскоре была снесена.

Во время Византийского царства мрамор разнесли по другим церквям и зданиям. Софийский собор сооружали благодаря античным колоннам. Крышу, сделанную из этого материала, разобрали первой. После этого колонны остались без поддержки и просто падали на болотистую местность.

Хватило нескольких десятков лет, чтобы стереть все воспоминания о некогда самом масштабном храме в мире.

О том, где стояло здание, тоже забыли. Только в 1869 году ученый Вуд из Англии нашел его руины. В двадцатом веке откопали фундамент храма. Когда археологи сняли первые камни, то нашли более устаревшую версию античной святыни, которую поджег Герострат.

От гигантского древнего сооружения в сотню колонн теперь практически ничего не осталось. О том, что когда-то на том месте возвышался могущественный храм Артемиды Эфесской, напоминает стоящая в одиночестве полуразрушенная колонна. Ее высота - лишь четырнадцать метров. Время не пощадило еще четыре.

Когда в 1870 году новая английская экспедиция начала работать на указанном Вудом месте, они обнаружили куски фриза и разные небольшие остатки древнего храма. Выкопанные артефакты сейчас охраняются в Британском историческом музее, в Лондоне, а также в музее столицы Турции.

Где находится храм Артемиды в Эфесе?

Добраться до памятника истории можно благодаря многочисленным указателям. Он расположился в Артемисионе.

Туристу нужно повернуть сразу же после того, как он выехал из Сельчука на трассу в Кушадасы. Свернув на первом же повороте, можно легко добраться до места.

Вся прогулка по храму не отнимет больше пятнадцати минут от силы, с прочтением информационного стенда на месте, где раньше располагалось четвертое чудо света - храм Артемиды в Эфесе.

Пройти и посмотреть, где был храм, можно абсолютно бесплатно.

В городе Сельчук стоит зайти в музей истории Эфеса. Там хранятся некоторые находки из храма богини Артемиды.

Древнегреческий Эфес знавал период небывалого расцвета. Основанный в XII веке до н.э., город являлся крупнейшим центром торговли и излучал богатство и достаток. Покровительствовала ему Артемида. Она, как известно, была богиней плодородия и покровительницей животных, охранительницей рожениц и охотников. Свято почитая ее, горожане решили построить в честь Артемиды величественный храм, который, к тому же, должен был значительно приумножить доход города.

Строительство святыни

В VI веке до н.э. в Эфес прибыл Харсифрон, известнейший архитектор. Именно ему принадлежит идея постройки здания из мрамора. Согласно его замыслу, храм должны были опоясывать два ряда внушительных колонн. При этом мастер, судя по всему, обладал незаурядным инженерным умом, поскольку проект является самым сложным и в то же время оригинальным из всех, что разрабатывались в то время. Так как город был богатым и мог себе позволить постройку такого большого и дорого здания.

Но было одно препятствие - не было еще найдено месторождение, способное удовлетворить аппетиты проекта. Но вскоре, благодаря случаю, достаточное количество камня было найдено, и храм успешно построили. Отдельное место в конструкции здания заслуживают как раз монолитные мраморные колонны. Их перевозили сюда прямиком из каменоломен, расположенных в десятке километров от строительной площадки. Фундамент храма представляет собой высший пилотаж инженерной мысли.

Здание строили на болотистой местности, поскольку еще жива была печальная память об обрушившихся на Элладу землетрясениях. На месте будущего строения был вырыт огромный котлован, который строители заполнили древесным углем и шерстью. Это и плюс весьма неортодоксальный фундамент Храма должны были стать гарантией того, что здание выстоит при подземных толчках любой мощности.

В главном зале Храма была установлена удивительной красоты статуя богини Артемиды, высота которой составляла около 15 метров. Она была очень дорогой, поскольку сплошь и рядом ее инкрустировали драгоценными камнями и золотом. В художественном оформлении здания принимали участие выдающиеся греческие художники и скульпторы. Слухи о прекрасной святыне быстро распространились по всему античному миру, и впоследствии Храм Артемиды стал одним из Семи чудес света.

Судьба Храма

Следует отметить, что Харсифрон не успел довести строительство до конца. Но дело продолжил его сын, а после - архитекторы Пеонит и Деметрий. И вот примерно в 450 году до н.э. мир увидел непревзойденный Храм Артемиды. Говорят, что если бы он сохранился по нынешний день, то мог бы затмить любой из ныне существующих шедевров архитектурного искусства. Но, к сожалению, в 356 году до н.э. Герострат, одержимый идеей прославиться любой ценой, устроил в здании пожар.

Здание было практически полностью уничтожено, естественно, за исключением тех элементов конструкции, которые были изготовлены из мрамора. После этого Храм Артемиды несколько раз возрождался и вновь прекращал свое существование. Но в 263 году до н.э. он был в последний раз разграблен готами. Окончательно «мраморное» здоровье постройки было надломлено болотистой почвой, а также протекавшей неподалеку рекой Каистрой. И чтобы восстановить первоначальный облик здания, ученым со всего мира понадобилось несколько десятилетий.

Пожар в храме был явным предзнаменованием того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу было суждено полностью подчинить её. Не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой храм.

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города Эфеса, в котором был установлен храм, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Древний город Эфес. (pinterest.ru)

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления самого города (около 1,5 тыс. лет до н. э.) — местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н. э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великой Матери» чрезвычайно здесь почитаем. Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё величественный храм, который современники практически сразу внесли в список чудес света.


Вид на руины храма Артемиды. (pinterest.ru)

Деньги на возведение храма дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому он применил несколько нестандартных и оригинальных инженерных решений. Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов не попал по сопернику, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора — так проблема была решена.


Александр Македонский на фрагменте мозаики из Помпей. (pinterest.ru)

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто — и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались. Болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью — и только после этого сверху начали строить фундамент.

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина — 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом. В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Однако, храм простоял недолго — около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.

Преступление Герострата

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным. Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э. Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.

Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.

Фото которого сегодня изображают всего несколько колонн, по праву считается одним из чудес античного мира.


По легенде, Артемида - сестра-близнец Аполлона - заботилась о животных и растениях, опекала домашний скот и диких зверей, могла вызвать рост деревьев, цветов и кустарников. Не обделяла она своим вниманием и людей, давая им счастье в семье и благословение на рождение детей. Женщины часто приносили ей жертвы как покровительнице продолжения рода.

Первый храм Артемиды был построен в шестом столетии до нашей эры в греческом городке Эфес, который в настоящее время является турецкой провинцией Измир. В середине четвертого века до н.э. он был сожжен Геростратом, затем восстановлен и снова разрушен готскими варварами.

Храм Артемиды стоял на месте находившегося в этой области святилища карийской богини, покровительницы плодородия. Средства на его строительство были пожертвованы знаменитым лидийским богачом царем Крезом, надписи которого до сих пор сохранились на базах колонн, а проект, как пишет Страбон, был разработан архитектором Херсифроном из Кносса. При нем была установлена коллонада и возведены стены, а когда он скончался, строительство продолжил его сын, а после - зодчие Деметрей и Пеоний.

Огромный белокаменный храм Артемиды вызывал восхищение и удивление. Точных сведений о том, каким именно образом он был украшен внутри, до нас не дошло. Известно лишь, что скульптурным убранством одного из чудес Древнего мира занимались лучшие мастера, а сама статуя богини была создана из слоновой кости и золота.

Это священное место использовалось не только для проведения религиозных служб и церемоний, оно почти сразу же стало деловым и финансовым центром Поскольку им управляла коллегия только из жрецов, он был практически независимым от городской власти.

В 356 году до н.э., в ночь, когда родился Александр Македонский, тщеславный Герострат, желая прославиться, поджег этот великолепный храм. Однако к началу третьего до нашей эры века храм Артемиды был полностью восстановлен и получил прежний вид. Деньги на реконструкцию были выделены Александром Македонским, а проводил работы архитектор Хейнократ, который на этот раз поднял здание на еще более высокое основание. Размеры храма были внушительными: 51 метр в ширину и 105 - в длину. Крышу поддерживало 127 колонн в восемь рядов.

Храм фото которого, к сожалению, сегодня изображают только одну восстановленную колонну, внутри украшали статуи и рельефы Скопаса и Праксителя. Эфесцы, в благодарность заказали его портрет, который изображал великого полководца подобно Зевсу - с молнией в руке.

А в середине третьего столетия святилище Артемиды разрушили готы. Позже на его месте была построена небольшая церквушка, которая тоже была снесена.

Облицовочные были разграблены, крышу разобрали, вскоре колонны начали падать из-за нарушения единства конструкции. Падающие каменные блоки со временем засосало болото, на котором был построен храм Артемиды. А несколько десятков лет спустя то место, на котором стояло одно из лучших архитектурных произведений Ионии, было даже забыто.

Долгие годы понадобились английскому исследователю Вуду для того, чтобы найти хоть какие-то следы храма, и в 1869-м ему, наконец, повезло. Работы по вскрытию фундамента храма были закончены только в прошлом веке, и в это же время были найдены и следы колонн самого первого варианта, сожженного Геростратом.

Храм Артемиды в Эфесе был построен в греческом городе Эфесе на территории нынешней Турции в 5 веке до нашей эры. Отличительной особенностью храма от других античных чудес света является то, что его частично удалось сохранить - руины храма стоят и по сей день

Назвали храм в честь Артемиды не случайно. В Эфесе существовал целый культ, посвященный богине. Согласно легендам, Артемида была сестрой близнецом Аполлона и покровительствовала всей живности, что растет и обитает в полях и лесах. Ко всему прочему от неё зависело счастье в семейной жизни, и даже рождение детей


Именно в честь Артемиды и был построен эфесский храм, считающийся одним из 7 древних чудес света . Финансировал строительство царь Крез из Лидии, а архитектором был Херсифрон. После его смерти храм достраивал его сын Метаген. Окончательно завершили возведение этого чуда уже другие архитекторы, в первой половине V века до н. э.

Как и в случае со статуей Зевса в Олимпии , в храме была огромная статуя Артемиды, сделанная из золота и слоновой кости. В украшении храма участвовали лучшие скульпторы Греции. Использовали храм не совсем традиционным образом, помимо богослужений он был к тому же деловым и финансовым центром Эфеса, но совершенно не зависел от властей города

Приведем еще несколько интересных фактов из истории храма. Несколько раз в своей истории храм полностью разрушался, и снова восстанавливался. В 365 году до н.э. один из жителей Эфеса поджег храм, желая прославиться. Но спустя несколько десятилетий Александр Македонский решил восстановить сооружение, сожженное как раз в день и год его рождения. Личный архитектор полководца в деталях восстановил прежний облик храма


В ширину храм Артемиды простирался на 51 метр, а в длину - на 105 с колоннами высотой в 18 метров. Всего было 127 колонн. Ходила легенда, что каждая из колонн была подарком каждого из 127 царей, но это скорее всего не соответствует действительности. Мы уже упоминали выше, что изначально деньги выделил царь Лидии, а восстанавливался храм на деньги Александра Македонского. Часть колонны и барельефа этого храма храниться была восстановлена и храниться в Британском музее:

Помимо величественных статуй и рельефов, внутри было множество великолепных картин, включая портрет Македонского, подаренный ему благодарными эфесцами. Он был изображен с молнией в руке, как бог Зевс.
В 3 веке нашей эры величественное сооружение подверглось атаке готов и было полностью разграблено. В период власти печально известного царя Феодосия I, в 391-39 годах нашей эры, под предлогом борьбы с языческими культами, храм был закрыт. В этот же период закрыли и храм Зевса - еще одно чудо света, не дожившее до наших дней по вине Феодосия. Сооружение было постепенно растащено мародерами, и со временем ушло под землю, подмытое водами подземной реки. Со временем забылось даже место, где стояло это великое сооружение

Лишь спустя полтора тысячелетия археолог Вуд отыскал место, где стоял храм и нашел его останки, включая фундамент. Были обнаружены даже следы самого первого храма, сожженного бешеным фанатиком Геростратом. В наши дни на месте храма среди руин стоит в одиночестве одна восстановленная колонна