Шедевры архитектуры: Кельнский собор. Кельнский собор внутри Кельнский собор стиль и эпоха

Автором проекта Кельнского собора являлся Герхард фон Риле. Строительство началось в XIII веке. По сей день Кельнский собор является одной из самых посещаемых достопримечательностей в Германии. Высота Кельнского собора - 157 метров, и какое-то время он даже являлся самым высоким зданием мира, а также собор внесен во Всемирное культурное наследие.

В соборе 11 колоколов, один из которых является самым большим среди всех действующих колоколов в мире.

Место было выбрано не случайно: еще до появления собора здесь были размещены небольшие церквушки, и место являлось христианским религиозным центром. Остатки этих церквей можно увидеть и в наши дни: их можно наблюдать в нижней части собора, в тех местах, где проходят раскопки, которые растянулись на площади 4 т. м² вокруг Кельнского собора.

Строительство Кёльнского собора

Точно сказать, сколько строился собор, невозможно. Первый камень заложил в XIII веке архиепископ, и началось строительство, которое считается одним из самых длительных в истории Европы. Действительно, строительство длилось в 2 этапа: с XIII по XV век и в середине XIX века. Второй этап строительства был не реставрацией, а именно строительством, так как до этого здание несколько веков простояло незавершенным. Собор посвящен апостолу Петру и святой Деве Марии.

Помимо Герхарда фон Риле, строительством собора занимались и другие. Правда, происходило все это в разные века. Например, в XVIII-XIX веке Карл Фридрих Шинкель был главным архитектором, а работал он вместе с Эрнстом Фридрихом Цвирнером, который на тот момент был главным немецким церковным архитектором. На последнем этапе, уже в XX веке, строительством занимался Barbara Schock-Werner, профессор.

Проект собора в обмен на душу архитектора

Существует немало интересных фактов и легенд о соборе. Одна из самых распространенных заключается в том, что архитектор продал душу дьяволу за чертежи схемы здания.

История гласит, что первоначальный архитектор якобы увидел возле камня на берегу странного человека, который вырисовывал непонятные схемы. Именно они и оказались чертежами проекта собора. Человек был готов отдать их архитектору, но за весьма большую плату - за его душу. А за души семьи архитектора, у которого к тому моменту уже были жена и сын, человек обещал сам построить собор в течение ближайших трех лет.

Где находится Кёльнский собор

Для начала уточним, в какой стране находится Кельнский собор. Он расположен в Германии и регулярно открывает свои двери туристам для экскурсий. Если вы уже прилетели в Германию, необходимо добраться до земель рода Северный Рейн-Вестфалия. Именно там и расположен собор.

Если вы находитесь в аэропорту Кельна, то можно без пересадок добраться на пригородном поезде S 13. Билет на него можно купить там же в аэропорту — специально для туристов и жителей расположены автоматы с билетами. Стоит билет 2,40 EUR, время поездки занимает примерно 15 минут. Выйти необходимо на станции Köln Hbf. Поезд ходит довольно часто, но начинает ездить реже после полуночи, а после 2 часов ночи перестает вообще.

Помимо поезда, добраться до собора можно на автобусах и метро, которые есть в Кельне. Собор очень высокий, и видно его практически с любой точки города. По прибытии в Кельн на поезде у вас не останется вопросов, где находится Кельнский собор — от главного вокзала Кельна до собора всего 50 м.

Время посещения и адрес

Кельнский собор расположен по точному адресу Domkloster 4. Время работы сокровищницы и башни меняется в зависимости от сезона, и его нужно постоянно уточнять. Сам собор работает с ноября по апрель с 6:00 до 19:30 и с мая по октябрь с 6:00 до 21:00. А по воскресеньям и праздникам собор открыт с 13:00 до 16:30. Стоит помнить, что экскурсии по собору не проводятся во время богослужений и других мероприятий.

Они включают в себя:

  • сокровищницу;
  • башню;
  • раскопки;
  • баптистерий;
  • крышу.

Экскурсии по Кельнскому собору могут быть туристическими группами или самостоятельно. Экскурсия в группе платная, для самостоятельных туристов вход свободный. Правда, вход в главный зал бесплатный, а вот за остальные места нужно платить. Например, подъем на башню будет стоить 4 EUR, а вход в сокровищницу - 6 EUR.

Восхождение на башню, как уже было указано, платное, но цены на билеты отличаются для разных категорий людей. Для взрослых билет стоит 4 EUR, семейный всего 8 EUR, школьникам, студентам и инвалидам билет обойдется всего в 2 EUR. Подниматься можно не позднее 30 минут до закрытия.

Такая же ситуация и с Сокровищницей. Билет для взрослых - 6 EUR, льготный - 3 EUR и семейный - 12 EUR. Работает Сокровищница с понедельника по воскресенье. Если в планы входит посещение обоих мест, то выгоднее купить комбинированный билет.

Простой комбинированный билет будет стоить 8 EUR. Семейный комбинированный обойдется посетителям в 16 EUR и для льготников (студенты, школьники, инвалиды) 4 EUR. Кроме этого, есть и другие достопримечательности.

На крыше есть смотровая площадка, и такая экскурсия для группы обойдется в 170 EUR - 190 EUR. Для одного посетителя или группы до 4 человек с экскурсоводом билет стоит 15 EUR на человека. Оплатить можно только наличными, а вот забронировать через сайт. Кроме того, экскурсия проводится в фиксированное время - в понедельник, среду и пятницу в 17:15 и длится полтора часа.

Экскурсия на раскопки, колокола и баптистерий

Не секрет, что Кельнский собор является одним из самых привлекательных объектов для археологов. Экскурсии на раскопки проводятся в 15:00 в любой день, кроме вторника и четверга. Длится экскурсия полтора часа и стоит 12 EUR за человека, оплачивается только наличными.

Для экскурсии на колокола нужно собраться в западной стороне собора. Билет стоит 15 EUR, само посещение длится около 2 часов. А вот баптистерий займет у посетителей всего 30 минут и стоит 2,50 EUR. Кстати, в определенное время можно услышать органную музыку, исходящую из собора.

Как сориентироваться в соборе

Кельнский собор, Германия, является достаточно крупным строением, и во время посещения у туристов могут возникнуть вопросы. Поэтому сразу стоит уточнить, где купить водички, где сходить в туалет и где находится вход и выход.

От главного вокзала Кельна до Кельнского собора менее 100 метров. На вокзале можно заранее сходить в туалет или в том случае, если туалет в Кельне вы не нашли. Стоит посещение 1 EUR. Воду лучше покупать там же, на вокзале.

Можно отметить еще кое-какие интересные факты. Вильгельм IV утверждал, что каждый посетитель города сразу после прибытия должен поклониться. Именно поэтому главный вокзал расположен прямо рядом с собором.

Вход и выход

Вход имеет массивные большие двери, которые точно ни с чем не спутаешь. Сразу после входа вы, скорее всего, увидите мужчину в длинном красном одеянии. Но не стоит его бояться, он всего лишь следит за порядком.

Для русских туристов, не владеющих иностранными языками, для самостоятельного посещения поможет листовка. На ней есть небольшой план собора и инструкция на русском языке. Взять ее можно на территории перед собором. Само здание выполнено в готическом стиле.

Ежегодно Кельнский собор посещают около 2 миллионов туристов. Билеты на экскурсии лучше бронировать заранее. Для хорошей ориентации по собору рекомендуется нанять экскурсовода. Если вы находитесь в Кельне, обязательно уделите несколько часов посещению этого собора. Поверьте, там есть, на что посмотреть!

Кельнский собор можно считать одной из самых ярких жемчужин немецкой архитектуры, описанный в ЮНЕСКО как "исключительная работа творчества человеческого гения". Собор Святых Петра и Марии, напоминающий в плане латинский крест, на сегодняшний день является одним из крупнейших католических соборов на территории Европы и самым значительным храмом Германии. Устремленный ввысь собор, возвышающийся над историческим центром Кельна, сочетает в себе несколько противоречивых свой – он является одновременно монументальным и ажурным, величественным и изящным. Грандиозные размеры храма поражают и сегодня – собор простирает на 144 метра в длину, его ширина составляет 83 метра, а купола собора, возвышающегося над площадью на высоту в 60 метров, видно со всего центра старинного немецкого города. А остроконечные шпили двух расположенных по бокам собора по своей высоте сопоставимы лишь с современными небоскребами – они устремляются в небо на высоту 157 метров.

Первый камень в основание собора был заложен 15 августа 1248 года. Но лишь спустя 632 года и 2 месяца, 15 октября 1880 года, состоялось его торжественное открытие. Однако ещё и сегодня собор не покидают строительные леса. Его возведение всё продолжается и продолжается. И если верить легенде, так будет вечно.

По преданию, архитектор Герхард очень переживал, что не сможет выполнить столь грандиозную задачу - построить самый большой готический собор в мире. И все чертежи, которые он делал, ему не нравились. И тогда явился дьявол и предложил обмен: архитектор получает чертежи, но взамен отдаёт душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Герхард был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала его жена и решила уберечь мужа и заполучить чертежи. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился и передал заветные чертежи. Но обман сразу же вскрылся, потому что была глубокая ночь и все петухи ещё спали. И тогда дьявол заявил: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». И с тех пор собор не перестают строить и достраивать, ведь если закончится строительство, то может наступить обещанный дьяволом конец света.

Интересным фактом является также то, что во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь город, не пострадал только Кельнский собор. По негласному сговору летчиков, собор берегли как географический ориентир.

И сегодня самый известный памятник архитектуры Германии возвышается в центре Кельна на вершине Соборного холма. Это третий храм, построенный на этом месте. Первый был основан в 313 г. н.э., когда римский император Константин ввел христианство в Европе. Второй - "Старый собор" - был возведен в 818 году и сгорел дотла в 1248 году. В этот же год началось строительство нынешнего готического шедевра, которое длилось вплоть до 1880 года. Примечательно, что каждый последующий строитель этого многовекового проекта подтвердил правильность первоначальных чертежей.

Кельнский собор основан как саркофаг трех святых волхвов, останки которых кельнский архиепископ привез из миланского монастыря в 1164 году. Высокий статус, которого Кельн достиг в христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться в кафедральном соборе, которой бы затмил собою все остальные храмы.

Первый камень Собора Святых Петра и Марии был заложен в 1248 году кельнским архиепископом Конрадом фон Хохштаден, и с этого момента начинаются длинная история строительства храма – во время его постройки поколения сменялись следующими поколениями, а собор строился в течение долгих столетий. Хотя хор Кельнского собора, который сам по себе является произведением искусства, был освещен еще в 1322 году, строительные работы еще не были завершены. К этому моменту была возведена часть портала, и часть здания была покрыта крышей, после чего в нем начали проводиться религиозные службы, но с 1450 дальнейшее строительство собора было остановлено, на тот момент высота Южной башни составляла 59 метров. Причин остановки строительства храма было много – к ним относятся многочисленные войны, эпидемии чумы и других смертоносных заболеваний, нехватка денежных средств на строительство. Но самой главной причиной стало изменение мировоззрение – средневековые взгляды уже давно стали прошлым, и цель строительства грандиозного храма стала выглядеть как-то неубедительно.

Собор медленно разрушался, и выглядел настолько запущенным, что наполеоновские войска в 1794 году разместили здесь склады сена для конницы. Но после разгрома Наполеона на Рейне начинает возрождаться из пепла национальная идея. Сразу вспоминают о первоначальном замысле: отстроить самый крупный католический собор. Молодые романтики, окрылённые идеями о свободе и независимости страны, подхваченные волной подъёма национального самосознания, решают создать общество поддержки возведения собора. Заручаются они и поддержкой короля Фридриха Вильгельма IV.

Кстати, общество существует и сегодня, насчитывая более 1000 членов и собирая ежегодно большую часть суммы из 6 млн. евро, необходимой для поддержания собора и содержания 100 рабочих, осуществляющих его реконструкцию. В 1842 году общество приступило к своей работе, и начался сбор средств. Они собирались не только внутри страны. Известно например, что немецкий поэт Генрих Гейне был одним из организаторов сбора средств в Париже. Начинаются работы по завершению строительства собора. Один из камней храма заложил Вильгельм IV 4 сентября 1842 года.

Работы возглавляют известный архитектор Цвирнер (Zwirner), а затем Фойхтель (Voigtel). Согласно преданию, где-то в Дармштадте, на постоялом дворе, была найдена часть средневековых чертежей Кёльнского собора и архитекторы, строго соблюдая их, возвели это удивительное готическое сооружение. Однако, нынешняя Dombaumeisterin собора, профессор, доктор Barbara Schock-Werner, утверждает, что когда наполеоновские войска в спешке покидали Кёльн, они захватили с собой все чертежи и архивы Кёльнского «Дома». Где они находятся сейчас никому неизвестно.

Скорее всего, великие архитекторы Цвирнер и Фойхтель, являясь поклонниками модного тогда стиля «Неоготика», бесспорно имея какую-то подоснову, (что-то было найдено ещё и в Париже) тем не менее, возвели собор, используя собственные представления о готике и совершенно новую, современную технику строительства.

Невольным подтверждением этого является отсутствие над главным входом в собор знаменитой «готической розы». Ведь все предшественники Кёльна - соборы в Шартре, Реймсе, Амьене и Париже её имели. Но, как считали приверженцы неоготики: «роза», зрелищно расширяя композицию, затрудняет создание эффекта общей устремлённости всех элементов фасада вверх, к небу, к создателю. И они упускают её. И вот 15 октября 1880 года император Вильгельм I прибывает в город, и при огромном скоплении народа объявляет о завершении строительства. Две башни собора, высотой 157 метров 31 и 38 см., высоко вознесись над городом, сразу становятся его главным символом и опознавательным знаком.

Но работа над Кельнским собором не прекращается и сегодня. На поддержание и дополнения собора расходуется 10 млн. евро ежегодно. Так в 2007 году собор обрел новые витражи на южных окнах, которые были уничтожены во время Второй мировой войны. Витражи состоят из 11500 одинакового размера кусочков цветного стекла, расположенных случайным образом на компьютере, образуя красочный "ковер".

На сегодняшний день Собор Святых Петра и Марии в Кельне является не только храмом, в котором проводятся религиозные службы, но и одним из самых значимых музеем страны, в котором собрана богатейшая коллекция скульптур, редких картин и всевозможных драгоценностей, а оценить бесценные сокровища храма просто невозможно. Даже предметы интерьера – алтарь, фрески, средневековые скамьи храма и украшающие экстерьер храма скульптурные композиции являются памятниками историко-культурного наследия. Среди скульптур наиболее ценными считаются фигуры Иисуса Христа и Девы Марии, а также двенадцати апостолов. Вызывают интерес и витражи Кельнского собора, самыми старыми из которых являются Библейские окна, окна Королей, а также окна Святых волхвов, сохранившиеся в первозданном виде с 1280 года.

Древние капеллы украшают работа «Поклонение волхвов» Стефана Лохнера и редкое средневековое распятие Иисуса Христа, в одной из капелл покоится прах основателя храма Конрада фон Хохштадена.

Среди многочисленных произведений искусства, содержащихся в соборе, ларь с мощами трех волхвов: Гаспера, Мельхиора и Валтасара. Ларец расположен за алтарем в восточной части собора, размерами 1,53 м в высоту, 1,10 м в ширину и 2,20 м в длину, его деревянный корпус обит позолоченными пластинами, инкрустированными 1000 драгоценных камней. Дальше, через проход, находятся ряд небольших богато украшенных часовен. В соборе хранится крест Геро - двухметровое распятие Христа, подаренное архиепископом Геро (969-976 гг.), Миланская мадонна - резное изображение Марии с младенцем Иисусом XIII века и статуя Святого Христофора.

Интерес представляет также старая ризница - часовня Святого причастия, сокровищница собора. Вы можете подняться по лестнице на вершину собора, но имейте в виду - это крутой подъем в 509 ступенек!

А самые ценные реликвии собора хранятся в сокровищнице, поэтому б туристы не смогут их увидеть, - это рака Святого Энгельберта, епископские жезлы и кресты различных исторических эпох, богатые дары, реликварии и другие ценности.

В 1996 году Собор Святых Петра и Марии в Кельне был включен в список памятников историко-культурного наследия ЮНЕСКО, однако уже в 2004 году его признали объектом, находящимся под угрозой исчезновения.

Кельнский собор открыт ежедневно с 06.00 до 21.00 с мая по октябрь и до 19.30 с ноября по апрель, за исключением религиозных служб. Вход бесплатный. Осмотр башни: 2.50 евро. За несколько евро вы можете воспользоваться услугами экскурсовода на английском языке. Часовая экскурсия на английском языке: в будни в 10.30 и в 14.30, в воскресенье в 14.00, стоимость: 4 евро, с осмотром башни: 5 евро.

Как добраться: собор расположен рядом с центральным железнодорожным вокзалом Кельна. Метро, автобус до станции Dom/Hbf.

Кёльнский кафедральный собор — первое, что бросается в глаза при выходе из главного железнодорожного вокзала Кёльна. Стекло вокзальной крыши над головой еще не закончилось, а уже видны острые шпили готического исполина, откровенно рвущие небеса. От собора веет величием и торжественностью, он создан будто не для радости вовсе, а для нервного трепета, пронзающего до кончиков пальцев при каждом осмысленном взгляде на стены Кельнской достопримечательности. Захватывает дух, сбивается дыхание. Сложно сказать, что внутри чувствуешь себя уютней, нежели снаружи; хотя о каком уюте можно просить, находясь внутри одного из величайших творений человеческого гения. А человеческого ли?

Как и всякая подобная величина, Кёльнский собор буквально пропитан легендой. Говорят, что главный архитектор, Герхард фон Риле, создавая чертежи будущего собора, настолько запутался и потерялся в собственных записях и рисунках, что воссоздать единый проект совершенно не представлялось возможным. Отчаявшись в собственном бессилии, он нашел едино верное решение — попросить помощи у самого дьявола. Сатана себя ждать не заставил, и за оказанную услугу затребовал душу архитектора, как плату: в назначенный час, когда пропоет первый петух, сделка должна была быть заключенной — архитектор получит готовые чертежи и взамен отдаст свою душу. Далее разные источники дают разное развитие событий: кто-то говорит, что совершить сделку помешала жена архитектора, подслушавшая разговор, кто-то считает, что сам архитектор обманом нарушил сделку. В любом случае, исход легенды одинаковый — сатана, подаривший чертеж Кёльнского собора и не заполучивший желанной души, в ответ на обман пообещал, что в день, когда работа над собором завершится, в момент когда будет возложен последний камень, наступит Конец света.

Несмотря на внушительное количество архитекторов, причастных к созданию и строительству собора, ни один из них не отошел от первоначальных, средневековых чертежей. Кёльнский собор полностью соответствует оригинальной задумке.

Судить легенду сложно, также как выбирать или отрицать веру в неё — но на сегодняшний день работы в Кёльнском соборе все еще продолжаются; храм будто живой, постоянно меняется, движется и дышит. И посмотрев на него со стороны, не слишком охотно верится, что это дело человеческой мысли и человеческих рук — уж слишком собор таинственный, слишком своенравный и внушающий. Да только кто к нему приложил свою руку, Бог или дьявол, решить нужно самостоятельно, ибо подлинного не известно.

Строительство Кёльнского собора

Святое место

Место, на котором 15 августа 1248 года начнется первый этап строительства Кёльнского собора, изначально можно назвать особенным или как настаивают некоторые исследователи, святым. Этот факт неопровержим и официально задокументирован — на месте нынешнего собора, его церкви — предшественницы возводились с завидной частотой. Поражает то, что первое здание с апсидами, по показанию историков и исследователей, возведенное на месте собора, относится к концу IV — началу V века нашей эры(до наших дней дошли фрагменты кладки помещения для крещения, а также восьмигранная купель). Признан также факт, что еще во времена Римской империи, это место воспринималось как религиозный центр христиан, проживающих в окрестностях. Поиски следов и доказательств древности не прекращаются и сегодня — на территории собора постоянно ведутся археологические исследования и раскопки, к поискам неоднократно привлекаются эзотерики и экстрасенсы. Посмотреть и понаблюдать за процессом можно издалека — туристов не подпускают ни к непосредственно месту проведения раскопок, ни к добытым экспонатом.

Поэтапное строительство.

Началу строительства Кёльнского собора предшествовал далеко не благородный замысел. По одной из версий, архиепископу Кёльна, заложившему первый камень в основание будущего собора, хотелось подчеркнуть статус и богатство одного из самых величественных городов тогдашней Германской империи. В его мечтах, собор обязан был затмить известный Собор Парижской богоматери, и превзойти по своему масштабу и величию любой ранее созданный храм. Другая версия менее амбициозная — в Кёльне хранилась одна из христианских реликвий — останки Святых волхвов или Трех королей. Для святыни, в течении десяти лет создавался саркофаг из золота, серебра и драгоценных камней — Рака трех царей-волхвов, и именно это произведение лотарингского искусства навело на мысль о соборе, вход в который будет открыт всем паломникам мира, желающим своими глазами увидеть реликвию (старый городской собор уже не выдерживал толп верующих, прибывающих в город).

Итак, в 1248 году, был запущен первый этап строительства Кёльнского собора. К 1265 году стены собора были равны высоте сводов, а в 1311 оконные пролеты хора уже украшали семнадцатиметровые витражи. К этому времени уже был возведен алтарь и внутренние хоры, окруженные галереей. Также были установлены два колокола, именуемые «Специоза» и «Претитоза». отлитые в 1448/1449 г. В последующие годы, темп работы над созданием величественного собора заметно убавился, и уже в середине XVI века, работы полностью остановились. Причин такой «заморозки» достаточно много, и выбрать главную не является возможным. Говорят о Реформации, об изменившемся эстетическом восприятии собора, о финансовом кризисе ввиду уменьшения посещающих собор паломников. Как итог, более трехсот лет незавершенный собор являл собой широкое и продолговатое сооружение, высотой не более тринадцати метров, с незаконченной южной башней, с отсутствием западных башен и фасадов. Первый этап строительства завершен.

Официально, Кёльнский Собор — третий по счету храм внушающей величины, возведенный на этом месте, ему предшествовал храм 313 г н.э. и « Старый собор», возведенный в 818 году и сгоревший в 1248 г.

Новая «эпоха» создания Кёльнского собора начинается вместе с реставрационными работами в 1823, хотя официальной датой начала второго этапа строительства принято считать 4 сентября 1842 года — день, когда в южную башню был вмурован камень. Ответственным за строительные работы был назначен Эрнст Фридрих Цвирнер. Официальной датой завершения строительства собора считают 1880 год, хоть завершением это сложно назвать: завершены были башни, высота которых равнялась 157 метрам. Сам Кёльнский собор продолжал «жить» — менялись стекла, украшения, обновлялся интерьер. Постоянно велись работы по реставрации, а в 1906 даже пришлось заменять внезапно рухнувшую декоративную башню. Тем не менее, собор уже соответствовал чертежам и планам 1280 года, а заостренные арки Кёльнского собора тянулись ввысь, символизируя тягу человека к Богу.

Внешний вид Кёльнского собора

Высота Кёльнского собора — 157,38 метра, и все, что видно путешественнику, впервые ставшему лицом к стенам — искусное готическое кружево, изогнутые арки и башни, тянущееся ввысь. Особенность строения Собора Святых Петра и Марии полное отсутствие горизонтальных линий. Также примечательно то, что каждый ярус собора имеет свою форму, особенность и даже стиль исполнения, при этом в контексте единого храма, все смотрится более чем гармонично и впечатляюще. Особо впечатляет туристов тот самый Западный фасад, построенный по старым планам собора.

Каждая сторона фасада имеет свои порталы (украшенные скульптурами входы либо же отдельные здания). У Западного фасада три портала, среди них единственный средневековый, сохранившийся до наших дней, портал Святого Петра, левый портал Трех волхвов и единственный безымянный, главный портал собора. Южный фасад тоже состоит из трех входов: портал святой Урсулы, портал Страстей Христовых и портал святого Гереона.
Южный фасад представляет собой одно из наиболее значительных творений стиля неоготики. С историей создания и непосредственно строительства собора художественно связаны три портала северного рукава — портал Бонифация, портал святого Михаила и портал святого Матерна.

Фотографу-любителю или просто туристу невозможно сфотографировать Кёльнский собор в «полный рост», сколько бы передвижений и поисков «нужной точки» на площади он не совершил.

Следует упомянуть, что из-за временных особенностей строения, камень фасада отличается по оттенку, а иногда можно заметить и отличие в качестве резьбы, скульптур и иного внешнего декора.

Внутренний интерьер Кёльнского собора

От готической сдержанности и налета мрачности, внутри собора не остается и следа. Внутреннее убранство чрезвычайно богато и особую атмосферу создают ломаные лучи солнца, наполняющие собор через стекла цветных витражей. В сумерках же, Кёльнский собор, подсвеченный бутылочно-зеленым светом, обретает совершенно иное очарование — складывается ощущение, что собор парит в воздухе. Не стоит забывать и о древних сокровищах, украшающих Кёльнский собор. К примеру, Главный алтарь, представляющий собой единую мраморную плиту, в центре которой изображена церемония коронации Богородицы, а по бокам, каждый в своей нише, покоятся статуи двенадцати апостолов; который был освящен еще в 1322. Алтарь Трех волхвов, расположен в капелле Богоматери, считается жемчужиной не только Кёльнского собора, но и ярчайший примером кёльнской позднеготической живописной школы. Примечательно, что алтарь, в закрытом и раскрытом виде, демонстрирует разные отрывки и картины библейских сюжетов.

Внизу, под ногами также творится чудо — от напольной мозаики, от трех основных её сюжетов, оторваться действительно сложно. Мозаика была создана в 1887 году и демонстрирует историю епископства, в хоре — христианский картину мира, а под деревянным подиумом, в средокрестии, спрятана картина Вселенной. Внимания заслуживают даже скамьи, созданные в 1308 — 1311 г., предусматривающих места для папы римского и императора.

Во время Второй мировой войны, собор не был уничтожен благодаря негласному сговору летчиков, использующих высокие башни как ориентир. Развалины города укрывали обломки и пепел, и тень нетронутого собора прятала их.

Не смотря на обилие декораций, украшений и откровенных драгоценностей, общую атмосферу и тем более картину интерьера сложно уличить в яркости, выедающей глаза роскоши — внутренне убранство собора по-готически сдержанное, цвет драгоценностей приглушенный, а блеск камней не вызывает раздражения. Собор не наполнен излишеством или крайностями — каждая деталь на своем месте, каждый элемент составляет единую картину неповторимого духа Кёльнского собора.

Христианские святыни и реликвии хранящиеся в Кёльнском соборе

Не поддается сомнению, главная реликвия Кёльнского собора находится чуть позади Главного алтаря -Реликварий трех волхвов, одно из главнейших произведений ювелирного искусства времен Средневековья. Реликварий состоит из двух возлежащих рядом саркофагов и возвышающимся над ними третьим. Достоверные источники, указывающие на автора, создателя святыни, отсутствуют. Известно только, что мощи трех волхвов, хранящиеся в реликварии, были перенесены в собор уже на первом этапе его строительства — 27 сентября 1322 года.

Помимо реликвий волхвов, архиепископом Дассельским, была привезена и другая христианская святыня — резное изображение Мадонны, признающееся благословенным, чудодейственным и исцеляющим. Миланская Мадонна была изменена временем — считается, что оригинальная скульптура сгорела при пожаре, поэтому используя утраченный образец, была создана новая скульптура, сохранившая за собой имя и славу предшественницы. Рождение Миланской Мадонны датируется 1290 годом но в конце XIX века статуя изменилась — Мадонне «вручили» скипетр и корону, что говорит о новом витке в истории изваяния, одного из прекраснейших образцов зрелой готики.

Неоспоримое украшение Кёльнского собора — крест Геро, слухи о котором и мистические намёки, сопутствовали всем историям подаренной реликвии. Особенность этого распятия не столько в монументальных размерах (около двух метров), сколько в необычайном реализме и детализации изображения Христа в момент его смерти.

Помимо скульптур, в Кёльнском соборе, в так называемой «палате святынь» хранится условная коллекция наиболее ценных, дорогих реликвий. К ним относят: посох Святого Петра с набалдашником IV века, дароносица Святого Петра и ларь с мощами Трех волхвов. Многие экспонаты выставлены в витринах с подсветкой: можно увидеть церемониальный крест, эпитафия Якова Кройского. На этом этаже можно познакомится и с редкими, необычайно ценными литературными произведениями, хранящимися в библиотеке собора. Этажом ниже, можно осмотреть древние церковные одежды и найденное, в результате раскопок 1959, содержимое могилы матери и ребенка династии Меровингов.

Захоронения

Кёльнский собор привлекает паломников всего мира не только своими драгоценными реликвиями, но и древними захоронениями архиепископов, большая часть которых была причислена к лику святых. Но не все архиепископы были похоронены в соборе, так же как и не все захоронения были перенесены из старого собора в новый. Примечательно, что многие «могилы» несут в себе не только христианскую ценность, но и ценность художественную.
К примеру, на саркофаге архиепископа Конрада Хохштаденского, умершего в возрасте 63 лет, установлена лежачая бронзовая скульптура молодого архиепископа, своей точностью передачи деталей и мастерством бронзового литья, относящаяся к образцам выдающихся произведений.

Интересна с художественной точки зрения и могильная плита архиепископа Филиппа Гейнсбергского — его лежачая фигура, высеченная из известняка, надежно окружена литьем стен и ворот. Такой памятник объясняют деяния при жизни — архиепископ работал с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены.

Среди иных захоронений вызывает интерес могила графа Готфрида Арнсбергского, уснувшего рыцарем в доспехах и окруженного решеткой, что возвышается над саркофагом. Поговаривают, что эта решетка была создана специально для защиты могилы от родственников, не согласившись с завещанием графа.

Посещение Кёльнского собора

Кёльнский собор находится в 50 м от центрального железнодорожного вокзала и приблизительно в 250 м от берега Рейна. Точный адрес — Domkloster 4, 50667 Köln, Германия. Собор открыт ежедневно, с 6 утра до 9 вечера с мая по октябрь и с 6 утра и до 7.30 вечера с ноября по апрель. Вход в собор бесплатный, как и возможность фотографировать, снимать видео и просто прикасаться к экспонатам и святыням. Заплатить придется только за осмотр башни (2,50 евро) или услуги экскурсовода (4 евро). Цены могут меняться, но любую желаемую информацию можно получить как на официальном сайте, так и по телефону, указанному в разделе контактов.

1. В соборе не продают свечи и брошюры — в свободном доступе они выставлены на специальных подносах. Каждый желающий может зажечь свечу, поставить на отведенное место и помолится.

2. Доступ в сокровищницу, где хранятся самые ценные экспонаты собора, туристам, к сожалению, воспрещен.

3. Собор действующий и до сегодняшнего дня в нём справляют службы. Со «списком» служителей можно ознакомится на официальном сайте.

4. Ежегодно на содержание и нужды собора тратится не менее 10 миллионов евро.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Кёльнский собор в Германии – популярнейшая достопримечательность, которую туристы включают в список обязательных мест для посещения. Одно из самых узнаваемых религиозных сооружений занимает третье место в мире по высоте. Оно является одним из популярных долгостроев, ведь первый камень заложен в 1248 г., а финальные работы все еще не завершены. Некоторые немцы рассказывают давнюю историю, что окончание строительства Кёльнского собора приведет к концу света. Это объясняет, почему строители не торопятся.

Святое место

Рядом со строительными бригадами у Кёльнского собора можно увидеть несколько групп археологов. Уже давно известно, что строительство ведется на месте более ранних религиозных построек, следы которых скрыты в толще земли. Ученые выяснили, что еще в VI в. до н.э. место, где возвышается собор, считали святым, на нем стояли языческие храмы и святилища. После прихода христианской эпохи здесь же несколько раз сооружали церкви, которые довольно часто сгорали.

При раскопках археологи обнаружили небольшую усыпальницу, которую датируют V в. н.э. В ней находились тела женщины и ребенка. Даже по прошествии веков усыпальница удивляла богатством и не была разграблена. По большому количеству золотых и серебряных украшений, инкрустированных драгоценными камнями, можно предположить, что останки принадлежали членам знатной династии города.















Величие Кёльнского собора

Для истовых католиков Кёльнский собор является не только архитектурным чудом, но и местом захоронения ныне святых архиепископов. Также в священных стенах укрыты важные религиозные реликвии.

Кёльнский собор окутывает множество вековых поверий и легенд, но каждый сам решает, что он ждет от посещения этого великого сооружения. Даже абсолютно неверующий человек, впервые увидев собор, испытывает шок от его превосходства. Постройка высотой 157 метров благодаря множеству арок и острых шпилей кажется совсем легкой, ажурной. Не зря толпы туристов постоянно оккупируют площадь перед собором и делают тысячи фотографий Кёльнского собора. Нередкими гостями у его стен являются съемочные группы. Собор чаще других встречается в мистических кинолентах. Виной тому строгие черты и легенды о дьяволе, которые уже несколько столетий пересказывают немцы.

Легенда о сделке с Дьяволом

Существует поверье, что Герхард (архитектор, придумавший план Кёльнского собора) не смог самостоятельно создать чертежи. Он часто ошибался и хотел уже отказаться от непосильной задачи. В минуту отчаяния он решился на сделку с дьяволом, который обещал принести уже готовую работу в обмен на его бессмертную душу. Сделку назначили на час рассвета, когда прокричит петух. Жена Герхарда попыталась уберечь любимого и прокукарекала раньше времени, явился дьявол и передал готовые чертежи. Когда закричала настоящая птица, условия сделки были нарушены и душа архитектора оказалась вне опасности. За столь вероломные действия дьявол проклял собор и объявил, что день завершения строительства станет последним днем для человечества.

Кажется, сам дьявол и охранял собор во время Второй мировой войны. Сброшенные с самолетов и выпущенные из артиллерийских орудий снаряды даже не приблизились к собору. Некоторые считают, что военные специально берегли высокие башни, чтобы использовать их как ориентир. Однако в это трудно поверить, ведь Кёльнский собор остался невредимым, когда все окрестности устилали руины.

История строительства

Идея строительства пришла в голову служителям Бога задолго на начала работ. Еще в 1164 г. после покорения Милана солдаты доставили в Кёльн останки Святых волхвов. Для столь важных реликвий понадобилось достойное сооружение. Мощи поместили в надежный саркофаг, который и сегодня могут увидеть все посетители. Древние мастера изготовили золотую раку для мощей и отделали её серебряными деталями. Иногда в туристических проспектах можно увидеть упоминание о мощах трех королей, а не волхвов. В данном случае это синонимичные понятия.

Весь период строительства Кёльнского собора можно разделить на несколько этапов. Первый из них начался в 1248 г. Епископ Конрад фон Гохштаден захотел превзойти французские соборы и приступил к великому строительству. Архитектором и разработчиком проекта стал Герхард, хотя основная идея была позаимствована им у французских мастеров.

По задумке архитектора в храме должно было преобладать естественное освещение, поэтому здание состоит из множества арок и пилястр, которые создают минимальное препятствие солнечным лучам. Чтобы увеличить различия с французской архитектурой, арочные проемы сделаны заостренными.

Спустя 70 лет было завершено строительство восточного фасада Кёльнского собора. В это же время появился главный алтарь и хоры в окружении галерей. Затем началось создание северного фасада. Чтобы освободить место, пришлось снести старую церковь, в которой все это время совершались богослужения.

В течение XIV и XV веков были отстроены южный фасад, три этажа звонницы и установлены колокола. Несколько позднее северную часть накрыли кровлей. Так завершился первый этап работ, и вся деятельность была приостановлена до середины XVIII в.

Долгий простой негативно сказался на сооружении. Под воздействием сил природы уже готовые части стали нуждаться в ремонте. Особенно пострадали хоры. Следующая активная стадия возведения собора началась в 1842 г. под руководством Фридриха Вильгельма IV. Строительство продолжилось по первоначальным планам, которые были еще раз пересмотрены и полностью одобрены.

Спустя 40 лет башни были достроены, и собор достиг своей нынешней высоты в 157 метров. Теперь начался этап постоянных реконструкций и усовершенствований. Заменялись пострадавшие от времени элементы отделки и стекла, добавлялся декор. В 1906 г. произошло обрушение одной из башенок, которую пришлось срочно восстанавливать и проверять устойчивость остальных.

Как выглядит собор

Строгий готический силуэт здания украшают две остроконечные башни. В широком фасаде из темного камня просматриваются красочные витражи с библейскими сюжетами. В башню можно подняться по длинной лестнице, которая состоит из более пятисот ступеней. С огромной высоты открывается превосходный вид на центр города.

Общая площадь Кёльнского собора равна 8,5 тыс. м². Внутреннее помещение состоит из главного зала, галерей, капеллы и нескольких часовен. Стены богато украшены лепниной, а на поверхности колонн вырезаны изящные узоры. Вдоль стен и у алтаря собрана целая коллекция прекрасных скульптур.

Пол отделан тем же серым камнем, что и фасады. На стенах присутствует яркая мозаика и позолоченные элементы. Кёльнский собор является величайшим сооружением, но особую славу ему снискали реликвии и сокровища:

  • ларь с тремя волхвами;
  • статуя Миланской Мадонны;
  • усыпальницы епископов;
  • крест Геро.

Специально для хранения реликвий в основании собора оборудована сокровищница. Древние мечи и жезлы дохристианской и более поздних эпох украшены драгоценными камнями. Продуманная подсветка оттеняет драгоценности и покрывает их магическим свечением. Здесь же хранятся летописи и древние свитки, которые повествуют о жизни святых.

Экскурсия

Чтобы добраться до Кёльнского собора, следует воспользоваться метро и выйти на станции Dom или Hauptbahnhof. На автомобиле или такси следует доехать до Domkloster 4.

Режим работы Кёльнского собора следующий:

  • 6:00-21:00 (май-октябрь);
  • 6:00-19:30 (ноябрь-апрель).

За посещение основных помещений собора плата не взимается, за вход в сокровищницу придется заплатить 6 евро, а подъем на смотровую площадку обойдется в 4 евро. В соборе периодически проводят службы, поэтому следует придерживаться строгого стиля в одежде. Более подробную информацию можно найти на официальном сайте: www.koelner-dom.de .

Когда римляне в начале I века основали еще одну колонию, вряд ли они подозревали, что спустя всего два столетия этот город станет крупнейшим экономическим, культурным и религиозным центром Германии. А еще несколько столетий позже здесь построят самый грандиозный собор мира (самый высокий до конца XIX века), описанный в ЮНЕСКО как "исключительная работа творчества человеческого гения".

Мифы и факты

Впервые увидев Кельнский собор, действительно захватывает дух! Сразу и навсегда впечатляет колоссальный размер сооружения – 157 метров в высоту. Это почти в два раза (!) выше – самого высокого здания того времени на территории нынешнего СНГ. Два шпиля пронзают небо на верхушке десятиэтажного здания, горящего зелеными огнями от заката до рассвета, доминируя над силуэтом древнего города. Трудно поверить, что этот величественный собор, ставший известным символом Кельна, был задуман в средневековье. Фотографии не могут представить всю грандиозность сооружения.

Древняя легенда рассказывает, что архитектор Кельнского собора Герхард, который был не в силах выполнить чертежи будущего собора, пригласил на помощь дьявола. Тот сразу предложил свои услуги в обмен на душу архитектора. Уговор должен был свершиться на заре после первых криков петухов. Но жена архитектора подслушала беседу и решила спасти мужа. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи и забрал ее душу. Обман вскрылся, но было уже поздно. Тогда дьявол сказал, что город Кельн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кельнский собор. С тех пор и по сей день собор не перестают строить и достраивать.

Интересным фактом является также то, что во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь город, не пострадал только Кельнский собор. По негласному сговору летчиков, собор берегли как географический ориентир.

И сегодня самый известный памятник возвышается в центре Кельна на вершине Соборного холма. Это третий храм, построенный на этом месте. Первый был основан в 313 г. н.э., когда римский император Константин ввел христианство в Европе. Второй - " " - был возведен в 818 году и сгорел дотла в 1248 году. В этот же год началось строительство нынешнего готического шедевра, которое длилось вплоть до 1880 года. Примечательно, что каждый последующий строитель этого многовекового проекта подтвердил правильность первоначальных чертежей.

Кельнский собор основан как саркофаг трех святых волхвов, останки которых кельнский архиепископ привез из миланского монастыря в 1164 году. Высокий статус, которого Кельн достиг в христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться в кафедральном соборе, которой бы затмил собою все остальные храмы.

Спустя столетие началось великое строительство, но было остановлено в 1560 году. Недостроенный храм использовался для церковных целей в течение следующих 300 лет до начала XIX века, когда строительство возобновилось. На возведение Кельнского собора было потрачено в общей сложности более 1 млрд. евро в переводе на современные деньги. Завершение грандиознейшего собора Германии отмечалось как национальное событие в 1880 году, спустя 632 года после начала строительства. На праздновании присутствовал император Вильгельм I.

Но работа над этим сооружением не прекращается и сегодня. На поддержание и дополнения собора расходуется 10 млн. евро. ежегодно. Так в 2007 году собор обрел новые витражи на южных окнах, которые были уничтожены во время Второй мировой войны. Витражи состоят из 11500 одинакового размера кусочков цветного стекла, расположенных случайным образом на компьютере, образуя красочный "ковер".

Что посмотреть

Кельнский собор содержит многочисленные произведения искусства, в том числе ларь с мощами трех волхвов: Гаспера, Мельхиора и Валтасара. Ларец расположен за алтарем в восточной части собора, размерами 1,53 м в высоту, 1,10 м в ширину и 2,20 м в длину, его деревянный корпус обит позолоченными пластинами, инкрустированными 1000 драгоценных камней.

Дальше, через проход, находятся ряд небольших богато украшенных часовен. В соборе хранится крест Геро - двухметровое распятие Христа, подаренное архиепископом Геро (969-976 гг.), Миланская мадонна - резное изображение Марии с младенцем Иисусом XIII века и статуя Святого Христофора.

Интерес представляет также старая ризница - часовня Святого причастия, сокровищница собора. Вы можете подняться по лестнице на вершину собора, но имейте в виду - это крутой подъем в 509 ступенек!