Словущего на успенском вражке. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее) (335)

13 сентября по старому стилю православная церковь вспоминает торжество по случаю обновления и освящения храма Воскресения Христова, сооруженного святыми равноапостольными царем Константином Великим и матерью его царицей Еленой. История храма возводит нас к временам вольных страданий, крестной смерти и воскресению Господа нашего Иисуса Христа. Эти места, освященные земной жизнью Иисуса Христа, нарочито попирались язычниками. В 70 году Иерусалим был завоеван и разрушен римским императором Титом. Позднее римский император Адриан (117 – 138), ревностный язычник, построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, назвав его в свою честь Елий-Капитолина Публия Элия Андриана и Капитолийской триады богов (Юпитера, Юноны и Минервы). Местное население было уничтожено или рассеяно, иудеям было запрещено его посещать (кроме как один раз в год), а планировка практически разрушенного города сильно изменилась. Андриан уровнял лощину между Голгофой и Гробом Господним. Над последним он насыпал земляную платформу, на которой поставил святилище Юпитера Капитолийского. А на Голгофе был построен храм Афродиты-Венеры. Иерусалим превратился в один из центров языческого культа. Нечестивый царь все делал для того, чтобы люди забыли о Христе Спасителе и никогда не вспоминали о тех местах, где Он жил, учил, пострадал и со славою воскрес.

Прошло около 200 лет после этих событий, и на царство вступил Константин Великий (306 – 337), первый из римских императоров, признавших христианскую религию. В 313 году он прекратил гонения на христиан, им даровалась свобода вероисповедания. Кроме того, Миланский эдикт предусматривал возвращение конфискованного у них имущества – церквей, кладбищ и другой недвижимости. Константин Великий вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим, очистив все связанные с памятью Спасителя места от скверных языческих культов и все их освятить. Царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а Константин Великий написал письмо патриарху Макарию I (313 – 323), в котором просил всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Иерусалимский епископ Макарий, человек весьма энергичный, поставил себе целью истребление языческих культов. Идея поиска гроба Господня на месте, где в его время стоял храм Венеры, принадлежала именно ему. В 325 году на Никейском соборе он добивается от императора разрешения на уничтожение языческих храмов ради поиска гробницы. Снеся языческий храм, рабочие Макария обнаружили под его фундаментом еврейское кладбище – ряд вырубленных в камне склепов с закрывавшимся каменными плитами входом. Оставалось только установить, которая из них была местом погребения Иисуса. Их выбор остановился на одном склепе с круглой откатывающейся плитой, остальные закрывались обыкновенными квадратными плитами. В I веке такая плита была редким новшеством, ее могла себе позволить только очень богатая семья. В Евангелии от Матфея сказано: «И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:60). Глагол προδχυλιω имеет значение «прикатывать, приваливать».Вероятно, что именно употребление этого глагола в Евангелии определило выбор археологов IV века.

Святая царица Елена горела желанием отыскать Крест Господень. Рядом с засыпанным Гробом Господним обнаружили лобное место на Голгофе, как об этом свидетельствует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором никто еще не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19: 41-42). Вблизи было найдено три креста и гвозди. Чтобы определить, который именно из трех крестов принадлежал Спасителю, патриарх Макарий повелел по очереди возлагать найденные кресты на мертвеца, которого проносили мимо на место погребения. Как только крест Христов коснулся мертвеца, он тотчас ожил. Царица, с радостью приняв честный Крест, поклонилась ему и облобызала его, также и все бывшие с нею начальники и вельможи воинские и гражданские. Некоторые в то время, по причине тесноты, не имели возможности увидеть и облобызать святой Крест и просили чтобы, по крайней мере, издали показали бы его им. Тогда Макарий, патриарх Иерусалимский, став на возвышеннейшем месте, воздвигая Крест, показывал его народу. А народ восклицал: «Господи помилуй!» Отсюда и получил свое начало праздник Воздвижения честного Креста Господня. По исследованиям агиологов, это было приблизительно в конце мая 326 года. Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицею Еленой в Иерусалиме православная церковь празднует 6 марта.

На месте обретения святынь очень быстро было возведено три величественных храма. Главным сооружением являлся возведенный на месте Святого Гроба Господня храм Воскресения или “Анастасис”. Особой красотой отличалась находившаяся внутри храма часовня-кувуклия из белого мрамора, украшенная двенадцатью колоннами с серебряной капителью. Чтобы погребальная пещера могла войти под своды храма, Елена принуждена была отсечь ее от скалы и выступающего из нее притвора. Внутренность пещеры царица оставила без изменений, но снаружи выровняла отсеченные стены, кверху свела их в виде заостренной пирамиды и обложила ее дорогим мрамором, золотом и драгоценными камнями.

На вершине Голгофы был возведен обнесенный балюстрадой цикличный храм, посредине которого возвышался крест. Посетители Святых Мест называли этот храм «Крестом», но в истории он сохранился под названием «Лобный». Невдалеке от храма Воскресения, с восточной стороны возвышался и третий из возведенных святым Константином храмов – базилика «Свидетельства», позже названная базиликой «Святого Константина». Храм был украшен большим количеством обрамленных золотом мраморных колонн.

Здание храма Воскресения строилось 10 лет, и святая царица Елена так и не увидела его оконченным. Возвратившись к сыну, она скончалась в 327 году. Когда храм Воскресения Христова был вполне закончен, царь Константин Великий повелел собраться епископам всех стран в Иерусалим. Святители прибыли из Вифании, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта, из стран Африки и Персии. При большом стечении народа храм был с великим торжеством освящен 13 сентября 335 года, и весь город Иерусалим обновлен и освящен. Собравшиеся святые отцы постановили на все последующие времена праздновать день обновления и освящения Великой Иерусалимской церкви, воздвигнутой на священных местах страдания, крестной смерти и славного Воскресения Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.

Ибо как в Ветхом Завете Иуда Маккавей, очистивши величайшее святилище – Святое Святых от осквернения Сирийским идолослужением, узаконил на все времена праздновать его обновление (1 Макк. 4: 36-59), о чем в Евангелии упоминается: «Быша же тогда,- сказал Господь, - обновления во Иерусалимех» (Ин. 10:22); так и в Новом Завете равноапостольный царь Константин, построив как бы второе Святое Святых, установил со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо было Обновление великой церкви Иерусалимской, которая есть матерь всех церквей.

От первоначальной постройки Храма Гроба Господня в настоящее время мало что сохранилось. То, что можно видеть сейчас, – в основном сооружение эпохи крестовых походов. Впоследствии эти здания разрушались и перестраивались, и теперь это все одно здание, и нынешний храм Воскресения Христова в Иерусалиме был построен в XI веке на деньги византийских императоров, хотя эта территория была тогда под властью арабов, и там находятся сразу и храм Воскресения, и место на Голгофе, где нашли Крест. Но суть в том, что это один и тот же храм, где празднуется и само Воскресение Господне, и Крест Христов, найденный на Голгофе. С 335 года, когда было освящение храма Воскресения Христова 13 сентября, положено было праздновать Воздвижение Креста Господня на другой день, 14-го сентября. И первоначально праздник обновления был первым и главным днем общего празднования в честь Креста и Воскресения. Так было в Иерусалиме. Но по мере того, как иерусалимские традиции стали забываться, этот праздник стал понемногу угасать, а праздник Воздвижения Креста становился все более и более значительным.

В России праздник обновления храма в Иерусалиме почему-то назывался Воскресение Словущее. Название не вполне объясненное. Московский митрополит Филарет (Дроздов) полагал, что это не церковное, а народное название праздника. А “словущий” означает “так называемый”, то есть не настоящее воскресение, а слывущее за таковое. В «Словаре русского языка XI-XVII веков» и в словаре В.И. Даля “словущий” означает “прославленный, знаменитый, славный”. При таком словоупотреблении “Воскресение Словущее” может относиться только к Воскресению Христа.

В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.

Построенный при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции. По свидетельству летописи, его создавали псковские мастера.

Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI–XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя. В соборе совершали церемонии семейного характера: крестили царских детей, сочетали браком, отмечали дни именин.

После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства.

В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода связанных с историей собора.

С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.

Православный храм в историческом центре Москвы. Посвящён празднику Воскресения словущего.

История

Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.

В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века. При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, Покровский придел которого переосвятили в Елисеевский. (По другим сведениям, Елисеевский храм был упразднён, с перенесением его престола в Воскресенский храм, при восстановлении Москвы, выгоревшей во время нашествия Наполеона в 1812 году).

Николай Найденов (1834-1905) , Public Domain

Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик.

в XX веке

В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего, посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного как Храм Гроба Господня ) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли иметь такое же название. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением.

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) - типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в.

Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816-1820 гг.

Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой.

Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершенными фронтонами.

Московский храм в честь Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме), на Успенском вражке (Центральное благочиние Московской епархии)

Некогда между улицами Никитской и Тверской проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, "урочище") получило наименование "Успенского вражка" (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом "Белом городе" Москвы.

С 1620 г. рядом находился храм прор. Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета , возвращавшегося из польского плена. Храм сгорел в 1812 г. и был возобновлен как придел к храму Воскресения в 1820 г.

Трапезная и колокольня перестроены в - гг., еще раз колокольня перестраивалась в г.

В 1930-е гг. храм не закрывался, но колокола были сняты.

В 1963-1964 гг., 1979 г., 1982-1986 гг. в храме были проведены реставрационные работы.

Архитектура и убранство храма

Здание храма - типичной "уличанской" церкви - представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX в. Скорее всего и большая часть икон для главного иконостаса была написана тогда же.

Святыни

  • список иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (написана в 1802 году, перенесена из снесенного в 1930 годах храма Рождества Христова в Палашах)
  • список иконы Божией Матери "Страстная"
  • образ свт. Спиридона, еп. Тримифунтского
  • образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова ,
  • образ преподобного