Латвийский национальный костюм. Танцевальная культура Латвии тысяч национальных костюмов

     Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

     В современном значении “национальный костюм” связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники.

     Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек.

     Женский костюм, сформировавшийся к тринадцатому веку, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.

     Мужской костюм в большей степени находился под влиянием городской моды, чем женский. В то время как рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.

     Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники.

     http://www.latvia.eu/ru/library/nacionalnyy-kostyum

     К латышскому наряду прилагаются богатые украшения из серебра, из позолоты и камнями. http://pribalt.info/lv.php?month=8&news=99 Над созданием платья обычно трудятся от пяти до семи человек, стоит такая работа порой до 1000 евро.

     С древности известна традиция, которая женскому головному убору в праздничном наряде приписывала символическое значение. Венки были символом и в то же время материальной ценностью, которая передавалась из поколения в поколение. Замужние женщины носили чепец или другую женскую шапку, у девушек же символическим головным убором был венок. В некоторых местностях вместо венка повязывали ленту. Венки в каждой округе тоже были разными. Самые распространенные венки украшала вышивка стеклянным бисером.

     Рубашки и шали-виллайне (покрывало на плечи) скреплялись сактами. Их изготовляли ремесленники, среброкузнецы. В XVII-XIX веках в различных мастерских утвердились различные варианты сакт. Поверхность сакт зачастую украшали «камни» из ограненного стекла. Янтарные сакты характерны для народной одежды Южной Курземе. Кроме практической и этнографической ценности, украшения приобретали также значение реликвии. Сакты и перстни с изображением сомкнутых рук дарили во время помолвки. http://blogs.privet.ru/community/Suede_78/24039639

     Национальный костюм – один из символов Латвии, который помог латышам сохранить и пронести через столетия национальное самосознание и самоуважение.

     Современные исследователи Латвийской материальной культуры, латышским национальным костюмом называют одежду крестьян, которая создавалась и развивалась в ходе многих столетий и существовала до середины 19-го века, когда её постепенно вытеснила одежда городской моды.

     “TAUTAS TĒRPU CENTRS SENĀ KLĒTS” – частный центр создания и исследования национальных костюмов, который был создан вместе с рождением Латвии как независимого государства. В коллекции центра представлены мужские и женские наряды из всех даже самых маленьких местечек Видземе, Курземе, Латгале, Земгале и Аугшземе. Все они сделаны мастерицами и мастерами центра. На создание одного наряда может уходить до полугода, от других национальных костюмов латышский отличается сложной и очень трудоемкой вышивкой на женской накидке. Ранее располагался в здании латышского общества. Сейчас центр расположен в Старой Риге - Rātslaukums 1 (Rātes pasāžā). Основатель “SENĀ KLĒTS” Марута Грасмане. http://www.senaklets.lv

Изменено: 18.2.2016

В литературных памятниках XVII—XVIII веков можно найти упоминания о танцах,
однако наглядного описания их литература той эпохи не дает.
Объясняется это тем, что авторы того времени, в большинстве
случаев немецкие пасторы и знатные путешественники, пренебрежительно
относились к народному искусству.

С высоты своей барской культуры они как на дикость смотрели на незатейливые развлечения крестьян, усматривая в бытовых обрядах и праздничных играх народа только остатки язычества.
Но созданные в те далекие времена танцы и песни сохранились вплоть до наших дней. Наиболее древнего происхождения — игры и танцы, исполнявшиеся на
праздниках в честь встречи или проводов зимы, весны, лета.

В рождественские дни и в дни весеннего праздника масленицы молодежь
латышской деревни имеет обычай рядиться и устраивать пляски под звуки
бубенцов, под грохот импровизированного оркестра, в который,
кроме обычных народных инструментов, входит также утварь бытового обихода.

В день «Лиго» (праздник Ивана Купалы, 24 июня) молодежь как в старину,
так и в нынешнее время зачастую затевает пляски с венками и цветами
около костров и поднятых на шесты горящих бочек с дегтем.

В тяжелые времена крепостничества крестьяне тайно от господ
собирались в харчевнях, особенно ночью с воскресенья на понедельник,
и здесь под музыку простых народных инструментов с увлечением заводили танцы.
Распространены были танцы по кругу, причем танцевали не только мужчина с женщиной,
но и двое мужчин или две женщины.

В латышском танце немало движений, навеянных процессом сева, уборки урожая, дерганья льна, работы на мельнице. Примером подобных танцев является хотя бы «Судмалиняс» (мельница),
исполняемый под песенку, рассказывающую о работе мельницы.

Отразился в танце и повседневный быт латышской деревни.
Около своего дома крестьянин разбивает сад, девушки копают
грядки и разводят цветы. Все это нашло свое отражение в танце.

Почти в каждом групповом латышском танце имеется фигура «садик» - круг,
иногда два «садика» — два концентрических круга.

В других танцах исполнители заплетают плетень, прогуливаются по просеке,
вьют гирлянды, т. е. меняются местами, двигаясь по кругу в противоположных
направлениях и обходя друг друга.

В танце «Гатвес-дэя» (аллея) юноши и девушки выстраиваются в две линии,
перпенди-кулярные зрителю, а между ними проходят, как бы прогуливаясь по аллее,
поочередно отдельные исполнители той и другой линии.

Некоторые фигуры танцев соответствуют часто встречающимся латышским народным орнаментам, как то: солнышко, звездочка, елочка/крестик. Сообразно с этим танцующие образуют «звездочку», выстраиваются крестом, квадратом, в четыре или восемь пар и т. д.

Такие фигуры, в частности, встречаются в танце «Ачкупс», очень популярном в народе.
Наивностью и чистотой веет от танцев, рисующих взаимоотношения юноши и девушки.

Вот девушка, рукодельничая, сматывает нитки в клубок и своим трудолюбием привлекает
к себе сердце юноши. Таков сюжет танца «Клубочек». В танце «Анджиньш»
(Андрюшенька) юноша, следя за девушкой, напевает: «Танцуй, танцуй, девушка,
если красиво и легко станцуешь, будешь моей невестой». В танце «Цимду парис»
(пара рукавиц) девушка кокетливо поддразнивает своего возлюбленного рукавичками,
которые она для него связала. Изяществом движений отличается танец «Белка»,
в котором девушка должна танцевать с легкостью белочки.

Некоторые танцы получили наименование по той местности, в которой они зародились.
Таковы «Алсунгиетис» Алсунгского района, «Литениетис», возникший в районе-Литене,
«Руцавиетис», возникший в области Руцава и очень распространенный по всей Латвии.

Латышские народные танцы делятся на парные и групповые. Парные танцуются по
кругу против хода часовой стрелки. В групповых танцах исполнители также стоят парами.
Чаще всего участвует в них четыре или весемь пар, в некоторых — три пары.
Музыкальный размер танца: 2/4, 4/4, 3/4, 6/8.

Основные движения танца не сложны: простой шаг, бег, подскок, галоп, полька и др..
Движения вальса для латышской хореографии не характерны, даже в танцах на 3/4 споворотом
исполняется не вальс, а легкий бег или шаг с подскоком. Наоборот,
фигуры латышских народных танцев сложны, именно в них заключается красота танца.
По характеру исполнения латышские танцы обычно спокойные, степенные,
без резких движений, без контрастных, переходов или смены ритмов.

Особенную красоту танцам придают народные костюмы, различные в каждом районе.
У мужчин будничные костюмы обычно серого цвета с черной вышивкой;
праздничные — белого цвета, кафтаны тоже с черной вышивкой.

Для большинства женских латышских костюмов характерны широкие юбки,
иногда в сборку или складку и кофты с длинными рукавами.
Особое своеобразие костюму придает широкий платок, переброшенный через
плечо и скрепленный на плече большой брошью, носящей название «сакта».
Разнообразны и головные уборы, иногда высокие, напоминающие кокошник,
иногда низенькие, в виде ободка.

Наиболее старинный народный музыкальный инструмент, которым пользовались
для сопровождения танца, — «кокле», похожий на гусли. Позднее его вытеснила скрипка,
более-мощная по звучанию. Из духовых инструментов, сопровождавших танцы,
наиболее древними были свистульки из древесной коры и дудки из коровьего рога.
Иногда применялись в деревнях самодельные шумовые инструменты: трещотки,
свиные пузыри с насыпанным в них горохом. На зимних праздниках появлялась
елочка — «тридекснис», украшенная лентами и звенящими пластинками,
ритм отбивался ударами ствола этой елочки об пол.

Народный костюм для латышей всегда играл важную символическую роль в сохранении национальных ценностей и культурного наследия, а также в формировании единого самосознания. Не случайно его называют символом национальной идентичности, рассказывает программа Латвийского радио 4 «100 символов культуры».

Латышский народный костюм — возрожденный вариант традиционной народной одежды — широко используется и в наши дни в качестве праздничного наряда для торжеств личного и национального характера. Он не только демонстрирует социальный статус своего владельца, но и показывает принадлежность к конкретному региону Латвии.

Интерес к народному костюму возник и сохраняется во многом благодаря Празднику песни. Это уникальное событие демонстрирует не только традицию хорового пения в Латвии, но также многообразие народного костюма и традицию его ношения. На праздничном шествии и в рамках Показа народного костюма уже в помещении можно увидеть, как эта традиция живет и развивается.

В народном костюме с помощью цвета и орнамента, а также способа ношения закодирована информация об особенностях истории и культуры конкретного народа. Этот символ тесно связан с народной жизнью и праздничными ритуалами. Свадьба - пожалуй, самый главный из них.

Вы не задумывались, почему латышский народный костюм такой тяжелый, многослойный и теплый? Не только потому, что климат на территории нынешней Латвии был холоднее, поясняет Линда Рубена, эксперт в области народно-прикладного искусства Латвийского Национального центра культуры.

«Этот костюм теплый и потому, что праздники всегда происходили осенью — был урожай, можно было покормить всех гостей. С тех пор завелась традиция справлять свадьбы осенью»,

— говорит Рубена.

Это образец народно-прикладного творчества, комбинация ремесленничества и рукоделия: ткачества изо льна и шерсти, вышивки нитками, бисером и бусинками, вязания спицами и крючком, плетения кружев, ленточек и поясов. Не забудем про сапоги и постолы из кожи, и сакты из металла. И все это создавалось своими руками. Как правило, девушки сами заботились об этой части приданого.

На создание одного праздничного наряда уходило не меньше года. Ну, а рукавиц с традиционными латышскими узорами невеста должна была навязать пару сотен — чтобы было, чем одаривать гостей на свадьбе.

Латышский народный костюм состоял из традиционных элементов одежды, с которых можно было считать информацию о достатке и семейном положении владельца.

«Латышский народный костюм состоит из рубашки, брюк для мужчин и юбок для женщин, жилетка или кофта с длинными рукавами, носки, длинное пальто. По эскизам он похож, как говорят историки, на классический английский костюм. За 200 лет ничего не изменилось.

В мужских костюмах меньше орнаментов, это связано с тем, что женщины оставались для работы дома, а мужчины ездили в города и имели возможность купить для себя больше одежды, чтобы прилично выглядеть на публике.

[...] В женском костюме большую роль играл головной убор. Если это венок — девушка незамужняя, у замужней — шапка или платок. Правда, к концу XIX века ношение платка уже не было так строго определено. Чтобы закрывать воротник, использовались сакты. Накидка на плечах могла держаться на сразу нескольких сактах — это было демонстрацией зажиточности», — рассказывает специалист.

Народные костюмы балтийских народов чем-то похожи, но чем дальше от границы или портовых центров, тем более самобытно одевался народ.

С какого времени ведет свою историю латышский народный костюм? Историки берут во внимание письменные свидетельства, в данном случае — рисунки.

«Наверное, самый старый рисунок — от 1576 год, это «Дева из Курляндии». Там видны основные детали народного костюма, сохранившиеся до наших дней», — говорит Линда Рубена.

Свою лепту в сохранение латышского народного костюма внесли немцы и русские.

«Иоганн Бротце любил рисовать Ригу и ее жителей. Рисунки довольно примитивные, но, тем не менее, по ним можно узнать, как здесь одевались. Это конец XVIII и начало XIX века. [...] Он путешествовал по Латвии, рисовал жителей разных регионов. Его рисунки сохранились в архиве. В 40-50-е года XIX века Русское географическое общество решило исследовать все регионы, принадлежащие к Российской Империи, в том числе и Прибалтику. К нам приезжали исследователи, которые рисовали местных жителей. По этим работам тоже можно понять, как здесь одевались», — рассказывает Линда Рубена.

Осознание латышского народного костюма как культурно-исторической ценности пришло в конце XIX века. Знаковым событием стала Латышская этнографическая выставка — первая репрезентация латышского народа, его истории, культуры и достижений. Она проходила Риге в 1896 году в специально построенных деревянных павильонах. Экспонаты для нее собирались всем миром: вещи этнографического характера привозились из экспедиций по регионам, люди сами везли, что могли, в Ригу.

В каждом культурно-историческом или этнографическом крае — Видземе, Латгале, Аугшземе, Земгале и Курземе — народный костюм имеет неповторимый облик.

Народный костюм у суйтов — католиков в лютеранских землях Курземе — необычайно яркий для латышей. Богатый на детали и цвета — это один из знаков их культуры. У мужчин — двубортные костюмы с перламутровыми пуговицами и шелковыми шейными платками, у женщин — красные юбки, клетчатые шали, цветастые платки. Дополняет женский наряд огромная сакта. На Празднике песни суйтов видно издалека. Даже поговорка родилась «Вырядился, как суйт».

Праздник песни подстегнул интерес общества к народному костюму. Это событие демонстрирует не только традицию хорового пения в Латвии, но также многообразие народного костюма, традицию его ношения и мастерство ткачей и рукодельниц. На праздничном шествии и в рамках Показа народного костюма уже в помещении можно увидеть, как эта традиция живет и развивается.

В Празднике песни участвуют хоры и танцевальные коллективы, которые уделяют народному костюму большое внимание, находят деньги и к следующему празднику дополняют наряды хористов и танцоров новыми элементами одежды.

Подробнее о латышском народном костюме с комментариями Линды Рубены слушайте в подкасте выпуска программы .

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке .

Сообщить об ошибке

Несмотря на то, что фибулы (по латышски sakta) встречаются в археологических раскопках в Европе, Скандинавии и России, так повелось, что многие латыши считают сакту исконно латышским украшением. Все потому, что в Латвии традиция носить национальную одежду и украшения сохранялась вплоть до 19 века, на эту традицию не повлияла ни эпоха возрождения ни Парижская мода. В некоторых регионах Латвии национальный костюм можно было встретить даже в начале 20 века. Вероятно поэтому Латвия отличается большим разнообразием сакт.


Изначально сакта носила практический характер, ею пользовались для скрепления одежды. Постепенно серебряная сакта стала своего рода показателем социальной принадлежности и зажиточности латышских крестьян.
Разнообразие латвийских сакт в большей мере связано с развитием городского ювелирного искусcтва. Главными заказчиками сакт были латышские крестьяне, а ювелирными мастерами были немцы, так как строгие цеховые правила не давали латышам попасть в городские цеха. Таким образом соединились древние традиции национальных украшений и художественные тенденции которые сформировались под влиянием искусства ренессанса и барокко. Благодаря чему появилось разнообразие сакт не имеющее аналогов в мире.

Магический смысл, который придавали сактам в древности окончательно был утрачен уже в 19 веке. Считалось, что металлические украшения защищают от злых духов, предотвращают несчастья и приносят удачу. В Латвии было поверье, что в момент смерти человека сакта должна была быть при нем, отчего она якобы приобретала исцеляющую силу. Эти сакты перед захоронением снимали с умершего и бережно хранили. Считалось, что ими можно лечить скот, они полезны при укусах змей.

По назначению сакты можно поделить на две группы, сакты для рубах, которые носили и мужчины и женщины, и сакты для покрывал. Сакты для покрывал более крупные 5-25 см и более нарядные, носили женщины.

Напишу подробней о самых популярных видах сакт.
1. Сакта для рубашек, небольшие 2-5 см в диаметре, простые плоские с рисунком и без него, есть конусообразные или зубчатые по краям.

2. Совиная сакта старинное мужского украшения балтов, служившего застежкой для верхней одежды, датируется примерно 8-9 веком. На территории Латвии было найдено самое большое количество таких сакт.


В 2007 году в Латвии даже была выпущена в обращение монета достоинством в 1 лат с изображением совиной сакты.

2. Подкововидная сакта - самая распространенная сакта в 12-13 веках. Такие сакты носили и мужчины и женщины.

3. Lapainā sakta - Зубчатая по краям сакта, центральная часть такой сакты украшена кованными листиками и вставными стеклышками. Такие сакты появились в 18-19 веке. Носили эти сакты исключительно женщины.

4. Derību sakta - Помолвочная сакта, особая сакта которую дарили женихи своим невестам при помолвке. В Латвии это были круглые сакты в виде соединенных рук.

5. Сердцевидные сакты также имели символический смысл и нередко дарились невестам в день помолвки.

6. Riņķasakta, кольцевидная плоская сакта с выгравинным растительным или цветочным орнаментом. Встречается начиная с 17 века.

7. Burbuļsakta - Пузырчатая сакта, характерные серебряные сакты чаще всего изготавливались в регионе Видземе. Эти сакты были украшены выкованными по окружности выпуклостями похожими на пузырьки, отсюда и название.

8. Čupu sakta несколько сакт, обычно три и больше, которыми скреплялись наплечные покрывала, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой, скрепленные между собой красной ленточкой.

9. Янтарные сакты изготавливались из куска янтаря и применялись для скрепления ворота рубашки.

10. Сакты времен Югендстиля, появились в начале 20 века в 20- годах во времена первой латвийской независимости, когда на подъеме было национальное самосознание и национальные мотивы повсеместно применялись в современной моде. Эти сакты скорей похожи на брошь в национальном стиле, но тем не менее сохранили название - сакта.

Отдельно хочется рассказать о сактах изготовленных из настоящей пятилатовой монеты, которая чеканилась из серебра 835 пробы в 1920-х годах и использовалась ювелирами как основа для броши к которой припаивался замочек и различные украшения. Кстати профиль девушки изображенной на 5 латах 1920-х годов сегодня красуется на новеньких латвийских евро.

11. Сакты советских времен изготавливались из недрагоценных металлов и помимо дам занимающихся народными танцами и пением пользовались популярностью у латышской интеллигенции.

Как уже говорила фибулы (сакты) встречаются во время археологических раскопок по всей Европе.
Венгрия, 12-13 век "Hungarian National Museum"

Польша, средние века.

Англия или Франция, 13 век.

Норвегия, 20 век.

Россия, копия с оригинала найденного в слоях X-XII веков в г. Новгороде

Чтобы поставить точку на теме «Литовский национальный костюм» публикую статью кандидата исторических наук, этнографа Марии Мастоните «Литовская народная одежда в XIX - начале XX века», опубликованную в Вильнюсе в 1967 году Институтом истории АН Литовской ССР и вошедшую в разные издания, посвященные народной одежде.
Статью иллюстрирую серией рисунков литовских народных костюмов. Рисунки собраны на разных сайтах, но, судя по стилю и манере, принадлежат одному автору, имя которого, увы, неизвестно.

Литовский народный сценический костюм

Литовская традиционная одежда, которая формировалась и развивалась на протяжении столетий, бытовала до XIX в. С развитием капитализма, особенно в пореформенный период, из города в деревню начали проникать новые виды одежды, постепенно вытесняя традиционную. Прежде всего, изменения коснулись материала, из которого изготовлялись некоторые преимущественно нарядные элементы одежды - лифы, передники, головные уборы. Покрой их оставался традиционным. Основные же части одежды - рубахи, юбки, штаны, кафтаны, долго шились из домотканой материи. Некоторые предметы традиционной одежды сохранились до наших дней.

Женский костюм

Традиционная женская одежда состояла из рубахи, юбки, передника, лифа, пояса, головного убора, обуви и украшений.

Одной из основных частей традиционного женского костюма была длинная холщовая рубаха (marškiniai), иногда цельная, но чаще сшитая из двух частей - верхней и нижней. Для верхней применялось более тонкое, иногда покупное полотно, для нижней - более грубое, домотканое. По покрою различалось четыре основных типа женских рубах:
1) туникообразные,
2) туникообразные с наплечниками,
3) с поликами, пришитыми по основе,
4) более поздние, на кокетке.
За исключением рубах с поликами, характерных для клайпедского комплекса одежды, все остальные были распространены по всей территории Литвы. Рубахи богато украшались белой ажурной гладью или ткаными узорами из красных, синих или белых ниток. Во второй половине XIX века в восточной и юго-восточной и в отдельных местностях центральной и западной частей Литвы распространилась вышивка рубах крестом красной и черной бумагой по канве. Большой популярностью вышивка крестом пользовалась на юго-востоке Литвы, в соседних с Белоруссией районах, видимо оттуда она и была заимствована. Во время полевых работ женщины ходили в одних рубахах, подпоясывая их ткаными поясами. В рубахах особенно украшались длинные рукава и воротник, так как они видны из-под лифа, меньше - грудь, полики и наплечные нашивки. Самым распространенным орнаментом был геометрический или стилизованный растительный.

Литовский народный костюм Сувалкии (занавичка) (1)
Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (3)

Обычно поверх рубахи надевались юбки (sijonas) из льняной, шерстяной или полушерстяной ткани. Литовки носили две-три, иногда четыре юбки - одну поверх другой. Шили их широкими и длинными, наверху у пояса собирали в складки или сборки. Расцветка и орнамент юбок были разнообразными: поперечно- или продольно-полосатые, в клетку различных пропорций, одноцветные или отделанные ткаными геометрическими и растительными орнаментами. В юбках, как и во всем традиционном литовском женском костюме, преобладают сочетания красного и зеленого, черного и красного, белого и синего цветов. Нередко применялись желтые, оранжевые и фиолетовые тона.

Обязательной принадлежностью литовского традиционного как женского, так и девичьего костюма был передник (prijuosté), тканый из льняной, шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, или сшитый из покупной материи. Литовские передники очень разнообразны по своим узорам и их исполнению. При тканье передника использовались почти все формы техники - браная, закладная и др. Клетчатые, полосатые, белые и темные с многоцветным тканым или вышитым орнаментом передники дополняли и украшали женский костюм.

Нарядной и праздничной частью традиционного литовского женского костюма была безрукавка-лиф (liетепé). В будни безрукавки носились реже. Шили их из домотканого мелкоузорчатого шерстяного или полушерстяного материала, зажиточные крестьянки - из шелка, парчи и сатина, которые более широко стали применяться в XIX в. В различных этнографических областях Литвы безрукавки отличаются некоторыми деталями покроя. К концу XIX в. безрукавки были заменены белыми холщовыми лифами, поверх которых надевались кофты.


Литовский народный костюм Аукштайтии (2)

Традиционный женский, как и мужской, костюм дополнялся поясом (juosta). Судя по археологическим данным, пояса в Литве были известны уже в VIII в. В быту пояса использовались очень широко, например, при изготовлении девичьих головных уборов, при пеленании детей и т. д. С давних времен пояса дарили на свадьбах и в иных случаях. По способу изготовления литовские пояса бывают нескольких видов: тканые на дощечках, плетеные, тканые на ниту и на станках браной и закладной техникой. Соответственно технике различаются и узоры поясов. В плетеных поясах встречаются косые цветные полосы, ромбы, треугольники, в тканых на дощечках - продольные или поперечные полосы, в тканых закладной техникой - растительные мотивы и звездочки. В наиболее распространенных и красивых браных поясах преобладает геометрический орнамент. В поясах, как и в других частях одежды, доминируют красный, синий, белый и фиолетовый цвета. Фон образует белая, льняная основа, узор - шерстяные, реже шелковые цветные нити утка. Литовские пояса изготовлялись различной ширины - от узкой тесьмы в 1-2 см до поясов в 10 и более см. Пояса почти всегда заканчиваются разноцветными кистями.

Верхней зимней женской одеждой служили домотканые серые, коричневые, иногда белые суконные сермяги (serméga) и овчинные шубы (kailiniai). Сермяги шились в талию, с цельной спинкой и небольшими клиньями по бокам, а жемайтские - иногда отрезные по талии, с нижней частью в мелких сборках. Отложной воротник, манжеты и карманы украшались бархатом, плюшем, черной фабричной тесьмой или вышивались черными нитками. Шубы или полушубки из овчины шились прямого покроя, с отложным воротником из того же меха.

Литовские народные костюмы Жямайтии (1-2)

Обязательной частью традиционной женской верхней одежды было большое, накидываемое на плечи покрывало (skara), бытующее в некоторых местах, особенно в Дзукии, и в настоящее время. Его ткали из шерстяных или льняных ниток одноцветным и клетчатым.

Литовский народный костюм Сувалкии (капсы) (1)
Литовский народный костюм Дзукии (2)
Литовский народный костюм Жямайтии (3)

Головные уборы, а также прически девушек и замужних женщин отличались друг от друга. Еще в начале XIX в. женщины волосы подстригали или обвертывали жгутом вокруг головы, девушки же заплетали две косы, которые укладывали вокруг головы или носили распущенными. К концу XIX в. и женщины стали заплетать косы.
Традиционные девичьи головные уборы довольно разнообразны: венки из цветов руты, из тканых поясков, парчовых или шелковых лент, в основу которых клалась твердая бумага и береста. Иногда девичьи венки бывали и в виде мягкой перевязи.
Наряду с венками девушки в XIX в. часто носили и разные платки . Традиционным головным убором замужних женщин был полотенчатый убор - намитка (nuometas), широко распространенная у балтийских, славянских и других народов. В первой половине XIX в. весьма популярными стали платки и чепцы, а с начала XX в. платки из ситца, шелка, шерсти и домотканые холщовые вытеснили все головные уборы и по сей день бытуют в литовской деревне. Носили платки по-разному, чаще всего, завязывая под подбородком.
Традиционный как мужской, так и женский костюм дополнялся красивыми узорчатыми вязаными перчатками (pirštinés), нарукавниками (riešinés) и чулками (kojinés).

Основным украшением литовских женщин до конца XIX в. оставались серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы (karoliai). Хотя археологический материал Литвы богат фибулами, браслетами, кольцами, гривнами, височными кольцами и другими украшениями, до XIX в. они уже не дошли.

Региональные особенности

В народной женской одежде были некоторые локальные особенности. По покрою отдельных предметов одежды, колориту и технике изготовления тканей в литовском традиционном женском костюме выделяются шесть основных комплексов: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, в Занеманье - капский и занавикский. В каждый из них входят все вышеперечисленные элементы одежды и резких различий между ними не существует.

Для западнолитовского - жемайтского (Žemaitija) - комплекса народной одежды характерна довольно темная цветовая гамма и сочетание контрастных цветов: красной и синей, красной и черной, черной и зеленой красок в юбках, безрукавках и других частях одежды. Для жемайтского комплекса характерны продольно- и поперечнополосатые юбки, а также красные нижние юбки. Нижние юбки украшались черной тесьмой.
Жемайтские передники также продольно-полосатые, однако колорит их светлее: на белом или сером фоне располагаются красные, синие или разноцветные полоски. Лифы короткие, по линии талии пришивалась полоса шириной 10-15 см, заложенная в мелкие складки. Спереди лиф застегивался на крючки или пуговицы. Вырез у шеи небольшой, круглый. Для жемайтского комплекса одежды характерно ношение разнообразных платков на голове, плечах и на шее. Особенно красивы жемайтские шерстяные многоцветные платки, а также тканые из льняных или хлопчатобумажных ниток в красную и белую клетку. Жемайтский комплекс народной одежды XIX в. отличается и своеобразными долблеными деревянными башмаками (klumpés), которые носили женщины, мужчины и дети как повседневную, а иногда и как выходную обувь. Вероятно, деревянные башмаки в западную часть Литвы проникли через Пруссию, куда они были принесены колонистами из Западной Европы, переселившимися на опустевшие прусские земли после морового поветрия 1710 г.

Литовские народные костюмы Жямайтии (1-3)

Аукштайтский (Aukštaitija) - восточнолитовский - комплекс заметно отличается от жемайтского цветовой гаммой. В нем преобладали светлые тона, особенно белый цвет. Кроме рубах, белыми были передники, а иногда и холщовые юбки, которые украшались красными или синими браными узорами. Характерны также и клетчатые юбки светлых тонов. Аукштайтские безрукавки многоцветные или черные, короткие, с глубоким вырезом у шеи, со шнуровкой из металлической цепочки или ленточки. Характерный девичий головной убор - парчовые ленты. В аукштайтском комплексе народной одежды дольше всех, до начала XX в., сохранилась намитка, как праздничный головной убор замужних женщин. В Аукштайтии преобладают плетеные пояса. Только для местного комплекса одежды характерны металлические бусы.

Литовские народные костюмы Аукштайтии (1-3)

Юго-восточный - дзукский (Dzūkija) - комплекс народной одежды отличается многоцветностью: клетчатыми юбками, а также передниками и лифами, в которых переплетаются различные цвета. Лифы короткие, с четырехугольным или круглым вырезом у шеи, украшались они узкой тканой тесьмой. Из поясов изготовлялись также и девичьи головные уборы - невысокие (3-4 см) венцы (pakalké). Пояса в Дзукии использовались очень широко и изготовлялись разной техникой. В Дзукии была известна своеобразная вязаная из льняных ниток обувь (čempés), которую носили дома и на полевых работах.

Литовские народные костюмы Дзкуии (1-3)

Особенно богата и многоцветна занеманская традиционная одежда, в которой выделяются два определенных комплекса - южный капский (Kapsai) и северный занавикский (Zanavykai), распространение которых и названия совпадают с границами соответствующих диалектов Занеманья и исторической областью под названием Сувалкия (Suvalkija). Занеманские комплексы прежде всего отличаются многоцветными передниками с вытканными закладной и браной техникой узорами из стилизованных лилий, расположенных полосами или разбросанных по всему переднику; рубахи богато украшены белой ажурной гладью; юбки темных тонов - зеленые, бордо, фиолетовые в широкую продольную полосу; лифы от талии расклешены, в капском комплексе они длинные, в занавикском - короткие.

Литовские народные костюмы Сувалкии (капсы)

Клайпедский комплекс (Lithuania Minor, Klaipėda region), который принадлежит территории, называемой Малой Литвой, отличается особенно темными тонами: преобладали черный, коричневый, синий и зеленый цвета. Несомненное влияние на одежду клайпедцев оказала местная лютеранская секта гернгутеров, запрещавшая светские развлечения, яркую одежду и пр. Клайпедский комплекс отличался и покроем рубах. Кроме туникообразной рубахи с наплечниками, известен также тип с прямыми поликами, пришитыми по основе; юбки продольнонолосатые или клетчатые, мелко плиссированные. Только для клайпедского, костюма характерны и привязные карманы - «делмонас» (delmonas), которые носили на правом боку под передником. В них хранились деньги, носовой платок и разные мелочи. Клайпедские пояски узенькие, многоузорчатые, часто встречается сочетание синего и зеленого цветов.

Народные костюмы Малой Литвы (Клайпедский район) (1-3)

Охарактеризованные локальные комплексы традиционной литовской женской одежды соответствуют тем этнографическим областям, которые выделяются и по другим элементам материальной культуры литовцев: жилищу, земледельческим орудиям, а также языковым диалектам.
На формирование некоторых элементов в локальных комплексах традиционной литовской женской одежды повлияли культурные и экономические связи литовцев с соседними народами.
Особенно много общих черт в одежде литовцев и латышей: покрой рубах, узор юбок, головные уборы, мотивы орнаментики. Сходные элементы одежды свидетельствуют о культурной общности обоих народов. Много общего в узорах и колорите у восточных литовцев (особенно дзуков) и белорусов.

Мужской костюм

Литовская мужская одежда свою национальную специфику утратила гораздо раньше, чем женская, но до этого и она имела много общих черт с мужской одеждой соседних белорусского и польского народов. В связи с ранним исчезновением народной мужской одежды выявить в ней локальные различия не удается.
Основными частями традиционного мужского костюма были рубаха, штаны, жилет и кафтан - холщовый (trinyčiai) или суконный, и сермяга.

Литовский народный костюм Сувалкии (1)
Литовский народный костюм Аукштайтии (2)
Литовский народный костюм Аукштайтии (3)

Мужские рубахи шились из холста, с отложным или стоячим воротником, длинными рукавами на манжете. Старинные рубахи были туникообразного покроя с наплечниками, а более поздние - на кокетке. Вышивкой или нашивками из белой хлопчатобумажной ткани украшались воротник, манжеты и грудь. Для вышивки подбирались растительные или геометрические орнаменты. Они выполнялись черной и красной бумажной ниткой, крестом по канве. Такая орнаментация, как и в женских рубахах, более широко распространена в соседних с Белоруссией районах Литвы. На западе Литвы рубахи заправлялись в штаны, и только в жаркие дни, в страдную пору, старики носили их навыпуск с белыми полотняными штанами. В восточной части Литвы рубахи круглый год носили навыпуск, подпоясав тканым поясом, в чем также прослеживается несомненное влияние восточных соседей - славян.

Штаны (kelnés) шились неширокими, длинными, для летнего времени из полотняной, для зимы - из суконной или полушерстяной ткани в мелкую полоску, клеточку или одноцветные. Из такого же материала шились и жилетки.

Литовский народный костюм Жямайтии (1)
Литовский народный костюм Жямайтии (2)
Литовский народный костюм Дзкуии (3)

Поверх рубахи надевались кафтаны . Шились они до колен, в талию, с отрезной спинкой. Карманы, грудь, воротник, манжеты и швы серых суконных кафтанов украшались тесьмой или обшивались черным шнурком. Основным материалом для изготовления мужской зимней одежды была овчина. Шубы и полушубки шились чаще всего прямого покроя и подпоясывались поясами.

Зимой носили различные меховые шапки, летом - соломенные шляпы и покупные круглые картузы с козырьками.

Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (1)
Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (2)

Повседневной обувью восточных литовцев до конца XIX в. были лыковые лапти (vyžos) и кожаные постолы (naginés), в западных районах Литвы, кроме постолов, - деревянные башмаки . Кожаную обувь зажиточные крестьяне в XIX в. носили по праздникам: мужчины - сапоги с высокими голенищами, женщины - полуботинки на каблуке. Валяная обувь с галошами более широко распространилась только в начале XX века.

В начале XX века литовская традиционная как женская, так и мужская одежда исчезает из повседневного употребления, крестьянская одежда сближается с городской. Однако ткани, особенно для рабочей одежды и белья, изготовлялись дома.

И напоследок еще одна информация. Тоже не вчера, а 20 лет назад, вышла книга «Литовские народные костюмы», автор которой Раса Андрашюнайте (Rasa Andrašiūnaitė).

В предисловии она написала: «...сегодня мы готовы и способны доказать всему миру, что литовские национальные костюмы, как сказки, песни и танцы, имеет давнюю традицию...». Увы, книга была напечатана на литовском и английском языках. Есть ли русский вариант – не знаю. Книга также богато иллюстрирована, но нигде не нашел информацию – кто автор рисунков. Да и самих иллюстраций к книге в Сети нашел всего несколько. Вот они:

Иллюстрации к книге Расы Андрашюнайте «Литовские народные костюмы».