Средняя полоса россии. Большие Вязёмы и Захарово: "Подмосковный пушкинский заповедник" Большие вяземы усадьба голицыных как добраться

Большие Вяземы - крупный поселок городского типа, находящийся в 20 километрах от города Одинцово в Московской области.

В первую очередь Вяземы связаны с именем Пушкина. Все детство, вплоть до поступления в лицей, Александр Сергеевич провел в усадьбе Захарово, находящейся по соседству с Большими Вяземами. Захарово принадлежало бабушке поэта по материнской линии, Марии Алексеевне Ганнибал. Именно в Захарово и Вяземах Пушкин впервые столкнулся с русской природой, с жизнью помещиков и крестьян, здесь начал писать свои первые стихи.

В имении Марии Алексеевны не было храма, и Пушкины ездили в Вяземы на церковные службы. На одном из балов, устроенных в Вяземах, поэт впервые встретился с Натальей Гончаровой.

Два имения нашли отражение в поэме «Евгений Онегин». Захарово стало прототипом усадьбы Лариных, а Большие Вяземы - Онегинским домом. Дворец Голицына, владельца усадьбы в Больших Ваземах, именуют Домом Пиковой дамы. Пушкин никогда не скрывал, что прообразом главной героини повести была княгиня Н.П. Голицына, мать хозяина имения Вяземы. История этого имения связана не только с родом Голицыных, но и с другими известными фамилиями. С какими же?.. Вы узнаете это, прочтя текст до конца.

Большие Вяземы - история

Сейчас Большие Вяземы занимают второе место в Одинцовском районе по числу промышленных предприятий. Но было ли так всегда? Чем привлекательны Большие Вяземы для экскурсионных туров? Давайте перенесемся на четыре с половиной столетия назад.

В России узнали о Больших Вяземах в 1556 году . Здесь можно было остановиться для того, чтобы поменять лошадей и отдохнуть перед прибытием в Москву - еще не усадьба, а ямская станция, Большие Вяземы были последней остановкой на Смоленской дороге перед прибытием в столицу. Здесь частенько назначались встречи с иноземными послами, не удостоенными чести быть принятыми на шикарном приеме в царских палатах.

Возможно, именно политическая важность сыграла решающее значение в том, что в 1586 году Большие Вяземы были пожалованы Борису Годунову. Он моментально развернул на ям-станции строительство.

Большие Вяземы меняются на глазах. Вырастают барский дом, Никольская церковь, храм Преображения Господня. Закладывается Иоанно-Богословский монастырь , строится здание ярмарки . Все это великолепие Борис Годунов окружает деревянной стеной с пятью сторожевыми башнями. Большие Вяземы, по сути, превращаются в крепость.

В годы Смуты Большие Вяземы становятся загородным дворцом Лжедмитрия. В 1606 году здесь останавливается Мария Мнишек. Она привезла с собой многотысячную свиту и пробыла во дворце совсем недолго. А после ее отъезда в усадьбе Большие Вяземы вспыхнул сильный пожар, уничтоживший большую часть имения. Смутное время было щедро на восстания, которые нередко заканчивались пожарами. В одном из них сгорел и терем Бориса Годунова…

Пришедший к власти Михаил Федорович, основатель династии Романовых, в 1618 году приписал усадьбу Большие Вяземы к дворцовому ведомству.

Последующие несколько десятилетий не были отмечены какими-либо важными событиями. Постройки Больших Вязем потихоньку начинают хиреть.

В 1694 году, благодаря Петру Первому, усадьба становится собственностью Бориса Голицына и с тех пор Большие Вяземы навсегда связаны с родом Голицыных. И, хоть сподвижник первого российского императора уже имел комфортное имение Дубровицы, он много сил положил на возрождение Вязем. Сам же Петр I всего два раза приезжал в Большие Вяземы - в 1701 и 1705 годах.

В Больших Вяземах, помимо господского дома, были суконная фабрика, две мельницы, конский завод и плотина. Село насчитывало 30 дворов. В конце XVIII века здесь был выстроен дворец, вокруг которого разбили красивый парк. По нему-то и любил гулять А.С. Пушкин , приезжая в Вяземы.

Интересен факт, что в 1812 году в Больших Вяземах останавливались и Кутузов, и Наполеон. Документальных подтверждений не сохранилось, но поговаривают, что они могли ночевать в одной и той же комнате с разницей всего в сутки!

В Больших Вяземах бывали также Павел I, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой.

Последний владелец усадьбы, Дмитрий Борисович Голицын, в 1908 году устроил в Больших Вяземах дачный поселок . Красивая, истинно русская местность полюбилась русской аристократии.

Но пришла революция, и Вяземы превращаются в совхоз. В барском доме размещается приют для беспризорников. Впоследствии в усадьбе Большие Вяземы сменили друг друга с десяток различных учреждений: санаторий, парашютная школа, танковое училище, разнопрофильные институты.

Из имения было вывезено около 60 ценностей, среди которых были гравюра с изображением родословного древа Голицыных и фамильные драгоценности. По районным библиотекам разошлись уникальные семейные книги.

Что можно посмотреть, приехав в Большие Вяземы с экскурсионным туром?

Хорошо, что люди имеют привычку одумываться вовремя. В конце 1980-х годов в Больших Вяземах краеведы начинают создавать музей.

А в 1994 году здесь образуется Историко-литературный музей-заповедник Пушкина , состоящий из двух усадеб - Захарово и Большие Вяземы . В этом же году музею присваивается звание Государственного музея-заповедника.

Сейчас, приезжая в Большие Вяземы с однодневным туром, можно увидеть дворцово-парковый ансамбль, сохранивший элементы XVI века, Преображенскую церковь, дворец с двумя флигелями, звонницу, несколько бытовых построек и парк XIX века.

Музей очень интересен, в нем представлены самые разнообразные экспозиции - есть даже кукольные комнаты и оловянные солдатики в мундирах XIX века. Интерьеры комнат, мундиры, портреты хозяев… Здесь по-настоящему уютно, отсюда не хочется уходить.

В Захарове сохранился пруд, на берегу которого Пушкин любил сидеть, подбирая рифмы к словам. Здание усадьбы полностью восстановлено и в нем находится «музей детства» поэта . Здесь хранятся поистине уникальные вещи, рассказывающие о культуре XVII-XIX веков.

Если вы цените наследие, доставшееся нам от лучших представителей русской аристократии, если хотите познакомить детей с историей России, неотделимой от истории отдельно взятых людей, вам непременно нужно поехать на выходные в Большие Вяземы. Пройтись по аллеям парка, посидеть у пруда, посетить экспозиции, увидеть оригинальную звонницу и зайти в храм… Можно с уверенностью сказать, что усадьба Большие Вяземы не разочарует и надолго запомнится.

Заехали(по дороге)!Как выяснилось-были,последний раз,где то до 1994(когда объединили Вяземы и Захарово). Итоги: Церковь,более-менее "свежая", звонница,еще "свежее", нижняя церковь реставрирована (интерьер полностью новый),верх открыт только раз в году(сказали,на Успение),работы там очень много,и,на гульбище даже НЕ пускают!; Восстановили Конный двор; Дворец, снаружи,выглядит очень хорошо, внутри,уже видны отслоения и протечки,но,в целом неплохо.А вот "наполнение"-значительно лучше, значительно!Особенно,последние залы второго этажа(детские комнаты и вещи),и АЖ две библиотеки!; Парк, НЕМНОГО,облагорожен,и на берегу три смотровые площадки(на мой взгляд -лишние,разве только осень-зима). ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Появилось ДВА бюста Нашего Всего,и памятник в честь лагеря русских/ французов.Билет 200(в составе экскурсии-350),ПАРК-30 ("принудительная" услуга),выставки-100-150,каждая,туалет(у стоянки)-10,попить чай(2-а)+три булки-350!Короче-тенденция понятна-платить ЗА ВСЕ и отдельно.Поэтому фото НЕ брали!Парк НЕ впечатлил,А "берег"-как был прекрасным,так таковым и остался!Можно НЕ брать экскурсию,если получится в будни,а просто примкнуть(не "порицают").Осталось приятное впечатление,но,при такой "тенденции",будет ВСЕ дорожать(почти,беспричинно!).

Музейный комплекс прекрасный. Здесь можно как заказать индивидуальные экскурсии (почти 2 000 рублей + входные билеты, звонить заранее), так и посетить так называемые "дежурные экскурсии", которые проводятся ежедневно в 12.00 и 14.00, стоимость билета 350 рублей с человека, для детей льгот нет. Мы были как раз на такой "дежурной экскурсии" в субботу в 12.00, народу было меньше 10 человек, продолжительность больше 1,5 часов, посетили конный двор, храм, парк и сам дворец со всеми экспозициями.
Экскурсия в основном посвящена хозяевам усадьбы - Голицыным, чем Пушкину, который бывал здесь только в детстве. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Нам очень понравилось.

путешественник ★★★★★

(14-01-2017)

Мне музей однозначно понравился. Как говорит Великий комбинатор "не все гладко, но главное - стулья целы". Если вы хотите получить солнечный удар, то айда во Францию. А здесь Россия и ничего с этим не поделаешь. Спасибо, что хоть что-то восстанавливают. Поклон директору музея, который говорят буквально живет музеем. Зайдите в туалет и вы поймете, что такое хорошо, а что такое плохо..

Небольшая уютная усадьба. Красивая церковь. Открыт только нижний этаж. Там всё отремонтировано, но как-то тесновато. Их музеев ходили только в основную усадьбу. Текущие выставки во флигели не посещали. Главный усадебный дом восстановлен качественно, работа проделана огромная. Внутри очень понравилось. В одном из залов (библиотеке на 1 этаже) проходят концерты классической музыки. Парк облагораживается и для середины апреля выглядит хорошо, думаю летом будет зелено и красиво. В принципе приветливые сотрудники, но немного удивила ситуация, произошедшая не с нами. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Сразу за нами в кассу пришла интеллигентная свадебная пара с где-то всего 5 гостями, которая оплатила в кассе фото сессию в залах усадьбы. Когда же они пришли в сам дом, то бабушка на входе минут 15 выносила им мозг, что они должны еще согласовывать это с директором музея, хотя в кассе им ничего такого не говорили. Как-то надо сотрудникам одного музея научится договариваться между собой и не портить людям праздник.

Церковь и звонница - великолепны, усадебный дом дает приблизительное представление об интерьерах 17-19 вв., т.к. подлинная обстановка не сохранилась. Парк небольшой, пруд совершенно заросший. Два момента показались нам негативными: постоянный шум от дороги и допотопный туалет.

Были 8 марта, для самостоятельных туристов экскурсии в выходные дни в 12 и 14 часов, примерно 1,5-2 часа стоимость экскурсии 250 рублей/чел, фото 175 руб. или самостоятельный осмотр без экскурсовода. Красивая церковь, но открыт только нижний этаж, второй этаж закрыт, реставрация не идет, и главная изюминка, на данный момент единственная такая оригинальная звонница. Реставрация усадьбы закончилась, открыты 2 этажа, красивые интерьеры, а вот парк не ухоженный, хотя может это в марте так. Рекомендую...продолжение src="/jpg/plus.gif">

совместить с усадьбой Захарово.

Avtodor ★★★★★

(25-11-2013)

Однозначно стоит посетить! В 12.00 и 14.00 по субботам и воскресениям проходят дежурные экскурсии примерно на 1,5-2 часа. Рассказ экскурсовода был немного сумбурным, но все равно интересно. Усадебный дом почти полностью отреставрирован, в парке еще ведутся работы по благоустройству. А по поводу закрытия парка: ну если современные люди не могут себя по-человечески вести и устраивают везде срач...калечат деревья, оставляют мусор...там даже объявления на этот счет висят.
да и зимнее расписание вроде бы говорит о закрытии парка в 20. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

00, что вполне допустимо.

Константин ★★★★★

(28-07-2013)

Побывал тут после 10-летнего перерыва, увидел разительные изменения. Усадьба отреставрирована (работы ещё продолжаются), огорожена, парк аккуратный с красивыми клумбами и новыми памятниками. Есть парковка и чистый туалет. Посещение парка бесплатно. Ходил по главному дому почти 2 часа всё подробно рассматривая. Билет 150 руб, фото 175 (дороговато). На 2м этаже потрясающая выставка артефактов наполеоновских войн (оружие и другие предметы). Во флигеле выставка, посвященная Тарковским, но уже сил не хватило. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

А храм великолепен.

маргарита ★★★☆☆

(9-07-2013)

Живу рядом, но попасть в парк невозможно, т.к. работает он с 9 до 18.
Даже летом в жару. Приезжаешь с работы и все закрыто. Я всю жизнь прожила рядом с этим парком. Всегда там гуляли, зимой катались на лыжах, а сейчас все закрыто. Парк сейчас ухоженный, но он для сотрудников, а не людей. Сотрудники парка злые, недовольные жизнью и зарплатой. Кому нужна такая красота? Ездим гулять в парк захарово. Совершенно другое отношение к людям, хочется еще приехать.

Екатерина ★★★★☆

(18-08-2012)

Ведутся активные восстановительные работы, готовятся к приезду государственных мужей в дни празднования 200-летия бородинской битвы! Красивый ухоженный парк, усадьба с хорошим содержанием, мощный храм и необыкновенная колокольня - все это можно увидеть в Вяземах. Недалеко располагается усадьба Захарово!

Усадебный дом сейчас на реставрации, которую обещают завершить к 200-летию наполеоновского нашествия, т.е. к сентябрю 2012 г. Серьёзный недостаток Б. Вязем как места отдыха - постоянный шум от Можайского шоссе. И никуда не денешь влияние растущего города Голицыно, охватывающего заповедник почти уже со всех сторон.
Представляет интерес для любителей и ценителей русской истории и в меньшей степени - для любителей-пушкинистов.

Леся ★★★★☆

(6-12-2011)

Хорошее место, парк очень понравился. Особенно солнечные часы. Запомнилась маленькая звонница! Почти всё на реставрации, много чего не показывают. Но у нас много мест, которые нуждаются в ремонте, так что можно только порадоваться, что здесь идут восстановительные мероприятия.

Местные ★★☆☆☆

(19-11-2011)

Живу рядом с этим с позволения сказать музээем. Полный новодел и отстой. Ни одного реального экспоната. Бывал ли тут пушкин - большой вопрос. В сознательном возрасте - скорее всего нет.

Побывали здесь 02.05.10. Красивый отреставрированный дворец, парк, запруда. Подъехали к 12.00 часам, к экскурсии. Экскурсовод понравилась, всё хорошо рассказывала, водила и по парку, и по постройкам. И музейная экспозиция понравилась, много всего, есть что посмотреть любителям старины. Мне очень понравились вещички, вышитые бисером, да и кукольный домик тоже ничего))) Много книг того времени, фарфора. А парк, честно говоря, не очень. Близость насыщенной трассы портит всё вапечатление((И цветочков...продолжение src="/jpg/plus.gif">

никаких в парке не было(((Очень бы они украсили усадьбу!

Красивое место, неплохо сохранившаяся усадьба.
Экскурсии для неорганизованных туристов по-прежнему в 12.00 и 14.00 по выходным.

Впечатление подпортили пьяные свадьбы на территории и занудная дама-экскурсовод. Место очень интересное, а вот рассказ про него - не получился.

Для такого большого дома, все-таки маловато восстановленных интерьеров, но на втором этаже кусочек детской с кукольным домом. Дочь тащили за уши, приклеилась на месте. В остальном все красиво и ухоженно. Только постоянно спрашивают билет на съемку и очень громко смотрительницы обсуждают свои дела и чай почему-то пьют в залах, гремя посудой.Парк небольшой и немного запущенный, что придает ему особое очарование.

Красивое место. Отреставрированы здания входящие в комплекс усадьбы- музея. Интересна церковь и колокольня. Есть на что посмотреть и внутри музейных помещений. Сравнивать с Захаровым - бессмысленно. В Захарове все восстановлено заново к юбилею Пушкина. ТАм оригинальным оставался только фундамент дома.
Большие Вяземы хорошее место, чтобы заехать в воскресный погожий день.

Алёна ★★★★☆

(4-12-2007)

Были осенью 2007 года. Хорошо, приятно. Усадьба в отличном сосотоянии, много указателей, правда, не всегда можно найти всё указанное, но, будум считать, что это наша промашка. Берег реки диковат, в бурьяне и следах посиделок. Однако в общем остаётся положительное впечатление от посещения.

Усадьба Большие Вязёмы находится в одноименном поселке Одинцовского района, недалеко от города Голицыно. На территории усадьбы находятся сооружения XVI-XIX веков. Вместе с усадьбой Захарово она входит в Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина, созданный в 1987 г.

История усадьбы «Большие Вязёмы»

Усадьба в Вязёмах — это очень значимый архитектурный и литературный исторический памятник. Помимо того что здесь часто бывал великий русский поэт, это место в разные годы посещали многие известные личности.

Большая история усадьбы началась в XVI веке, после того как царь Федор Иоанович подарил эти земли Борису Годунову, который затеял здесь большое строительство. Например, плотина запрудившая р. Вяземку была построена по его указу и сохранилась до наших дней. Также, при нем была построена одна из старейших церквей Подмосковья, также сохранившихся до наших дней — Спасо-Преображенский собор.

Остальные постройки, включая терем Годунова не сохранились.

В смутное время усадьба стала загородной резиденцией Лжедмитрия I. При Петре I была подарена князю Борису Голицыну, после чего на долгие годы стала имением князей Голицыных.

Усадьба Вяземы XVIII век. Вид со стороны Смоленской догори (Можайского ш.)

Интересные факты об усадьбе Вязёмы

  1. Именно в этой усадьбе, на балу, Пушкин познакомился со своей будущей женой Натальей Гончаровой.
  2. Княгиня Наталья Петровна Голицына, жившая здесь, послужила прототипом старой графини из повести Пушкина «Пиковая дама».
  3. Сама усадьба стала прототипом имения Евгения Онегина, описанного в одноименном произведении поэта.

Территория Музея-заповедника А. Пушкина в Вяземах

Территория усадьбы насыщенна различными историческими объектами. Особенно здесь интересно летом, когда открыта лодочная станция и конный двор. Но и зимой здесь есть на что посмотреть.

В первую очередь это конечно же Спасо-Преображенский собор с его нехарактерной для архитектуры этих мест звонницей.

Под стенами собора покоится подполковник Герасим Осоргин.

А ещё здесь можно увидеть могилу младшего брата Пушкина, умершего в шестилетнем возрасте.

На всей территории усадьбы множество указателей и QR кодов, благодаря которым можно моментально узнать всю необходимую информацию об экспонате.

Центральным зданием усадьбы является дворец Голицыных, построенный в 1784 году.

Сейчас в этом здании находится музей Пушкина, в котором представлены экспонаты связанные не только с поэтом. Вход платный, однако в некоторые дни вход в музей бывает свободный, например в .

Рядом с дворцом располагается парк, в котором мы можем наблюдать несколько памятников.

Первый посвящен Дмитрию Владимировичу Голицыну. Участнику войны 1812 года, а также хозяину усадьбы в период с 1813 по 1844 гг.

Второй установлен в честь самого Александа Сергеевича Пушкина.

И третий установлен в память остановки здесь русской и французской армий во время Отечественной войны 1812 года. Сначала, во время отступления к Москве здесь отсанавливался Кутузов, а затем и Наполеон.

Вообще здесь ещё много чего интересного есть. Приезжайте и посмотрите сами!

Адрес и схема презда

Адрес: Московская область, Одинцовский район, пос. Большие Вяземы.

Как добраться своим ходом: Доезжаете до станции Голицыно (Белорусская ветка), далее автобусом №38, №50, маршрутным такси №38, №79, №1055 до остановки «Институт» (3-я по счёту). От ж.д. станции также можно дойти пешком (время в пути около 20 минут).

Почему усадьба Большие Вязёмы стала историко-литературным музеем имени Пушкина, не вполне понятно. Единственная связь – расположение поблизости имения Ганнибалов, где прошло детство будущего классика русской литературы. Фактически это мемориал княжеского рода Голицыных, одного из древнейших и многочисленных, который изобилует известнейшими личностями. Место хранит память о Борисе Годунове, построившем здесь плотину и церковь, сохранившиеся и действующие поныне.

Дворец царя сгорел, земли Петр Первый пожаловал князю Голицыну, им и была основана усадьба Большие Вязёмы. Княжеский дом резиденции построен в 1784 году Николаем Михайловичем Голицыным в стиле раннего классицизма. Западный фасад (на заглавном снимке обзора) обращен к пруду на речке Вяземке, примечателен цилиндрическим ризалитом. Фронтон украшен родовым гербом Голицыных с княжеской символикой.

Ризалит оборудован балконами с металлическими решетками, такие же на ограждении входного крыльца. Кровля опоясана невысокой балюстрадой, над ризалитом устроен обзорный бельведер в виде граненой башенки. Восточный фасад – ровный, обращен в парковую зону, предваренную красочным газоном с цветником. На газоне крупные буквы с фамилией и инициалами Пушкина, юбилейная дата явно и безнадежноустарела.

Усадьба Большие Вязёмы, экскурсия по дворцу

Внутренней планировкой центрального здания усадьба Большие Вязёмы несколько отличается от большинства имений. Здесь нет анфиладной последовательности помещений, каждое имеет по нескольку дверных проемов. Тем не менее персонал музея старается не допускать хаотичного перемещения посетителей, направляя экскурсантов по стандартному маршруту. Начинают осмотр с Розовой гостиной, куда посетители проходят по парадной лестнице.

Сам собой разумеющийся цвет обивки стен соответствует названию, либо наоборот. Из предметов обстановки здесь диван с прямоугольным столиком, трюмо с большим зеркалом и бронзовыми подсвечниками. В углу – тумба с декоративной вазой, рядом женский бюст на постаменте. Наиболее приметный экспонат – живописное полотно XVIII века, Дама на готических развалинах, автор произведения неизвестен.

Далее следует одно из крупнейших помещений по площади, многотомная библиотека иностранной литературы, занимающая высоченные шкафы. Комната частично занята портретами с изображениями героев войны 1812 года, портрет Кутузова – в центре, возле лестницы. Без этого приспособления невозможно достать книги с верхних полок, но осматривать портретную галерею можно и снизу.

Все картины, которыми украшена усадьба Большие Вязёмы в библиотечном зале, являются копиями широко известной серии Джорджа Доу. Размещение здесь портретов полководцев более чем оправдано, ведь усадьба Большие Вязёмы была в центре противостояния двух армий. Сначала именно в иностранной библиотеке был штаб Кутузова, здесь же лекари пытались спасти раненного Багратиона.

Одним из героев противостояния с Наполеоном признан Дмитрий Владимирович Голицын, генерал от кавалерии. Князь был награжден всеми высшими российскими наградами и орденами еще нескольких стран. Его портрет размещен отдельно от прочих, у противоположной стены зала иностранной библиотеки. С 1813 года Дмитрием Голицыным была унаследована от скончавшегося брата усадьба Большие Вязёмы. После войны князь с 1820 года до кончины в 1844-м был военным генерал-губернатором Москвы.

Зал, посвященный неприятелю

Отдельный Французский зал усадьба Большие Вязёмы посвящен неприятельской армии и ее предводителю. Гениальность Наполеона Бонапарта как полководца и государственного деятеля никогда не отрицалась всеми его противниками. Экспозиция оформлена в виде инсталляции, изображающей приемную полководца в полевых условиях. Манекен адъютанта Наполеона показан в напряженной позе ожидания вызова к императору или другой команды.

Около входной двери помещен профильный портрет Наполеона, копия с работы Поля Делароша. Безмолвный часовой выполняет свой долг по охране полководца. Кроме его изображения, на стенах портреты ближайших сподвижников, маршалов Франции. Заметным во всех смыслах является экспонат напротив стола адъютанта, ваза французской работы. На изделии из фаянса и бронзы с позолотой – победившая Великая армия. Несбывшиеся надежды!

Инициированное амбициями Наполеона российско-французское военное соперничество осталось единственным конфликтом этих стран. Россия оказала захватчикам всенародное сопротивление небывалого масштаба, дополнившее усилия регулярной армии. Победоносным шествием по Европе армии Александра Первого освободили порабощенные страны и вошли в Париж. Война не убила в России интереса к культуре Франции и популярности изделий оттуда.

Французские изделия использовались и в бытовом обиходе, но основным было декоративное использование. Высокое качество и художественные достоинства делали привычные предметы произведениями искусства. Витрина в простенке оконных проемов Французского зала содержит образцы расписного фарфора, тарелки и фигурки солдат. Посетившие усадьбу Большые Вязёмы убеждаются в сказанном собственными глазами.

Столовая, Круглая гостиная и Будуар

Своей столовой усадьба Большие Вязёмы вовсе не поражает, во многих имениях обстановка побогаче и декоративнее. Выделяются своей прелестью подсвечники из бронзы и расписного фаянса, особенно на фоне полупустого стола. Формирование интерьера выполнено расстановкой столиков и постаментов с сувенирными вазами и часами, в углу – посудный буфет. Искусная драпировка оконных проемов вносит свою лепту в облик помещения.

Здешней художественной достопримечательностью называют картину Петера Лютке – Мавзолей в парке Шарлоттенбург, а мемориальной – портрет Н.Ф. Голицына 1730-х годов. Торцевая стена продолговатого зала представляет предков Голицыных – князей и княгиню Чернышовых. Как и прочая живопись усадьбы Большие Вязёмы, портреты являются копиями работ неизвестных мастеров прошлого.

Помещение Круглой гостиной буквальным образом соответствует названию, оно находится на первом этаже ризалита. Филигранно уложенный паркет напоминает роскошный ковер с геометрическим орнаментом. Центральным объектом круглого зала является мраморный камин с большим зеркалом над ним. Вторая достопримечательность здесь – копия известной скульптуры Спящая Ариадна, в кадр не попавшая.

Братья Борис и Дмитрий Владимировичи Голицыны были любителями заграничных поездок, откуда привозили произведения искусства. Рисунки и гравюры с изображениями посещенных городов развешены по стенам Круглой гостиной. Живописные полотна и выставочные витрины с привезенными сувенирами дополняют интерьер помещения. Завершает его изящная бронзовая люстра с множеством рожков.

Будуар с обивкой стен синего цвета – одно из примечательных помещений, которым гордится усадьба Большие Вязёмы. Последний оформленный хозяевами интерьер указывает на использование помещения как гостиной для кофе и азартных игр. Последнее подтверждается ломберным столиком с разложенными игральными картами. Однако архитектурные детали, прежде всего альковная ниша для кровати с колоннами, выдают спальное помещение.

Спальней помещение служило еще одному из предков XVIII века, Николаю Михайловичу Голицыну. Практически очевидно, что в преклонном возрасте здесь ночевала Наталья Петровна, мать Бориса и Дмитрия Голицыных. Ее единодушно считают прототипом героини Пиковой дамы Пушкина, якобы подсказавшей фабулу произведения. Левую стену Будуара украшают два ее портрета, в молодости и преклонном возрасте.

Чисто мужские помещения

Мужской парадный кабинет был домашним помещением для работы Дмитрия Голицына в бытность военным губернатором Москвы. Обстановка и декорирование помещения позволяли и принимать неурочных посетителей, и работать над бумагами. Можно было и отдохнуть в перерывах занятий. Примечательна в мужском кабинете изразцовая поверхность, нагреваемая скрытой за стеной печной топкой.

Парадные портреты Дмитрия Владимировича и его супруги были исполнены обрусевшим французом Франсуа Риссом (Францем Ивановичем). В кабинете вывешены их копии, должные подчеркивать нравственность семейства. Над рабочим секретером – портрет императора Николая Первого, на царствование которого пришлась почти вся высокая служба Голицына. Интерьер дополняют шкафы и стенд с книгами, князь был любителем словесности.

Пушкин был прекрасно знаком с генерал-губернатором, но после ссылки находился под негласным полицейским надзором. Руководил надзорной деятельностью именно Голицын, но особого рвения подчиненных в этом плане не допускал. Даже с будущей супругой Пушкин познакомился на губернаторском балу, но в его московском дворце. Книжная коллекция Голицына включала пушкинские произведения.

Сообщается о высокой оценке поэтом деловых качеств и итогов деятельности генерал-губернатора. Голицын же почитал Пушкина в полном соответствии с силой его литературного дара, но служебные обязанности исполнял исправно. Выставленные раскрытыми книги прижизненного издания наглядно подчеркивают не только интерес чиновника к литературе, но и желание вникнуть в настроения поднадзорного.

Масонский зал был обычным явлением для многих аристократических имений, усадьба Большие Вязёмы – в числе прочих. Ничего странного в принадлежности к Вольным каменщикам Дмитрия и Бориса Голицыных не было. Состояли в ложах и более высокопоставленные люди, начиная с императора Александра Первого. Масонами из гостей усадьбы были тоже многие, начиная с Кутузова и Пушкина.

Несмотря на напускную конспиративность, российские масоны часто оформляли подобные экспозиции о якобы тайном обществе. Портреты высокопоставленных вельмож, входящих в число посвященных, и здесь размещены открыто. Символика и ритуалы масонов содержали заимствования из объединений цеховиков Средневековья, элементы разных вероисповеданий. Целей объединения и гуманизации человечества не достигнуто, и не предвидится.

Второй этаж усадебного дома

Широкая лестница с оригинально выглядящим перильным ограждением ведет на второй этаж господского дома. Оформление лестничной клетки идентично содержанию экспозиции первого верхнего помещения, поэтому объединяем в слайдер несколько фотографий. Достаточно их посмотреть, чтобы понять, — перед нами Охотничий зал. Немногие из аристократов прошлого не страдал этим увлечением, этой же страсти усадьба Большие Вязёмы посвятила свое помещение.




Охотничий зал, как и ведущая к нему лестница, обильно украшены изделиями из добытых трофеев. Звериные шкуры и препарированные головы, отделенные и укрепленные на подсесках рога соседствуют с чучелами более мелкой добычи. Шкафы заполнены разными охотничьими аксессуарами и принадлежностями, много специализированных изданий в витринах. Специфично и содержание живописных полотен в этой сугубо мужской комнате.

Иное дело Гостиная, в это помещение усадьба Большие Вязёмы приглашает вместе милых дам и кавалеров. Богатство декорирования, обилие предметов меблировки и художественных произведений поражает взоры после помещений попроще. Равная по площади Столовой, находящейся под ней, Гостиная выглядит просторнее за счет более высоких потолков. Из мебели наибольшее впечатление произвели спинки дивана и кресел.

Роскошны угловые часы из светлой древесины с накладками и орлом наверху из позолоченной бронзы. Огромное зеркало позволяет обозревать всю комнату, даже наружный вид, стоя спиной к окнам. Хороши живописные изображения женщин, хотя блюстительницам нравственности некоторые не понравятся. Впечатление от Гостинойосталось великолепное, половина от всего, что дала усадьба Большие Вязёмы.

Библиотека отечественной литературы

Русская библиотека размещена не целиком над иностранной, как ожидалось, а над ее частью, но захватывает весь Круглый салон. Родной литературы осталось приличное количество, хотя многое позаимствовали большевики для школ и клубов, хоть не сожгли, слава Богу. На верхних досках книжных шкафов расставлены гипсовые бюсты выдающихся мыслителей и литераторов, посередине большой стол.





Несколько отступая от воссоздания подлинного интерьера, сотрудники отдельные издания выложили на демонстрационные стенды. Книги открыты на заглавных страницах, чтобы опознавали посетители, покровное стекло не даст листать и портить. Потрепанность корешков хранящихся в шкафах томов демонстрирует наглядно, что библиотеку для усадьбы Большие Вязёмы не просто собирали, книги активно читали.

Салон и Галерея

Салон соседствует с русским книжным собранием, располагаясь над большей частью площади иностранной, с военными портретами. Очевидным предназначением Салона было проведение различных увеселительных массовых мероприятий. Когда в 2006 году сгорела имени Тютчева, в зале размещалась тамошняя живописная коллекция. Сейчас произведений меньше, можно просмотреть быстро.

Меблирован музыкальный Салон предельно скромно, но пояснения наделяют предметы длинной историей. Концертный рояль почему-то без стула пианиста, что выдает временное затишье в использовании музыкального инструмента. Значительная площадь помещения позволяет и сейчас организовывать здесь и концерты, и литературные вечера. Бывают и временные тематические выставки, приезжающие со своим оборудованием для показа.

Галерея – самое протяженное помещение голицынского дома, от западного до восточного фасада. Здесь усадьба Большие Вязёмы более всего предстает учреждением музейного характера, экспонатов больше, нежели где-либо. Небольшая, почти коридорная ширина помещения Галереи позволяет осмотреть все экспонаты за один проход, обычно экскурсия проходит их предшествующего Салона в Детскую.




Галерея сосредоточила значительное количество живописных произведений разных жанров. Кроме картин и мебели, здесь достаточно специфического выставочного оборудования, витрин и стендов специального изготовления. В них экспонируются одеяния различных времен и сословий, предметы прикладного искусства и бытовая утварь. Из мебели оригинальными показались похожий на аквариум диван перед круглым столиком с вазой, да кушетка с синей обивкой.

Детская комната и Зеленая гостиная

Помещения для детского пребывания и развлечений по мере взросления назначение часто меняют. Однако усадьба Большие Вязёмы детский колорит сохранила, помещение Детской узнаваемо по своему предназначению. Вся мебель здесь миниатюрнее, соответствуют детскому возрасту и книги на этажерке, и набор посуды в серванте. Среди жанровых картин размещены умилительные детские портреты разных возрастов.

Не слишком изящно музейное вместилище для старинных кукол и детских игрушек, они выглядят как в заточении. Наверное, это оправданно для обеспечения сохранности достаточно редких экспонатов. А ведь детство – это как одна из эпох, только в масштабах индивидуума. Игрушки поры взросления запоминаются надолго, порой – навсегда. Оттого и возникает в Детской у некоторых чувство умиления, как бессознательное воспоминание.

Зеленая гостиная частично расположена над нижележащей Розовой, что означает приближение окончания осмотра дома Голицыных. Назначение этого небольшого и уютного помещения угадывается по некоторым экспонатам, выложенным на виду намеренно. Трудно не заметить альбом для коллекционирования бабочек на откинутой столешнице секретера, видны даже сами засушенные жертвы.

Впрочем, едва ли это альбом, хрупкие засушенные насекомые так не сохранить. Скорее это вынутая для показа подложка с бабочками, наколотыми специальными булавками. Рядом лежит и коробка для энтомологической коллекции, обеспечивающая сохранность экспонатов. Множество ящичков секретера способны разместить собрание значительного объема. Кресла здесь не для отдыха, о чем предупреждают веревочки.

Выход и прилегающая территория

Спускаемся со второго этажа уже не по парадной лестнице, а по «черной», в юго-восточном углу здания. Ничем этот спуск не примечателен, кроме полумрака и возникающего на пути бюста Пушкина. Это не последнее изображение великого гостя, которого изредка принимала усадьба Большие Вязёмы. Не такую уж и малую связь Александра Сергеевича с имением Голицыных удалось обнаружить при посещении.

Выйдя на восточную сторону здания, посетители переходят в приусадебный парк, также имеющий интересные экспонаты. Насаждения зеленой зоны достаточно взрослые, с трудом просматривается регулярный характер первоначального устройства. Памятник Пушкину поставлен к его 200-летию со дня рождения, московскому генерал-губернатору и вовсе в 2013т году. Нечаянно, должно быть, упустили аналогичный юбилей Бородино.




Гораздо более яркий, ухоженный цветник усадьба Большие Вязёмы почему-то оборудовала возле бюста Дмитрию Владимировичу Голицыну. У Пушкина он скромнее, позади его бюста – еще одна достопримечательность, солнечные часы. Дополняет ансамбль монумент в честь остановки в усадьбе двух армий – отступающей русской и настигающих французов. Такая трактовка памяти об исторических событиях достоверна, но где патриотизм?

Древний храм и кое-что еще

Южнее парковой территории расположено самое старое из строений, которыми дополняется усадьба Большие Вязёмы. Белокаменный храм, именовавшийся первоначально Троицким, стал затем Спасо-Преображенским, был возведен еще до конца XVI века, по приказу Бориса Годунова. Бывали здесь и не вполне достойные люди, вроде Лжедимитрия Первого и его пассии Марии Мнишек. Посещали церковь и герои нации, те же Голицыны и сам Пушкин.

Конструктивно и то облику храм необычен и для тех лет, и для нашего времени, вызывает восторг и восхищение. Целых семь глав венчают величественный собор из двух этажей. Ухоженная территория и отреставрированная церковь до сих пор радушно встречают верующих, собор действующий. Возле ограды, обращенной на запад, к пруду, установлена отдельная звонница тех же лет постройки. Она напоминает Великого Новгорода.

Еще южнее и ближе к водоему расположено здание Конного двора, никоим образом на конюшню не походящее. На этом самом месте располагался деревянный дворец Бориса Годунова, позже сгоревший. На его фундаменте получивший землю от Петра Первого его сподвижник Борис Алексеевич Голицын построил семейное жилище. Много позднее его потомок Николай Михайлович перестроил здание в конный двор, название сохранилось до наших дней.

Продолжительная реконструкция вернула Конному двору первоначальный облик, одновременно обогатив археологов многочисленными находками времен Годунова. Сейчас здесь размещается музейная экспозиция, охватывающая и времена правления царя Бориса, и петровское время. Бережное отношение к историческому наследию привело к тому, что усадьба Большие Вязёмы обрела еще один познавательный объект.

Усадьба Большие Вязёмы – любителям природы

Тем путешественникам, у которых усадьба Большие Вязёмы не отняла все силы без остатка, можно посоветовать продлить поход. Запруженная еще по приказу Бориса Годунова Речка Вязёмка образовала западнее осмотренных объектов живописный водоем. На берегу существует лодочный причал, не исключена прогулка по водной глади.

Можно и просто прогуляться по берегу, полюбоваться естественными видами и обитателями. Окружающие живописные пейзажи послужат прекрасным фоном для любителей фотографироваться на память.

Таким вот многогранным и разнообразным оказалось путешествие в ближайшие окрестности столицы. Дворянская усадьба Большие Вязёмы и вокруг этого объекта подарили и впечатления от разнообразных музейных экспозиций, и кое что ранее неведомое об известных людях. Парковые красоты дополнены природными, поэтому было увлекательно и весело. Не навязывая собственного маршрута, рекомендуем подумать о поездке.

– это не просто территория, объединяющая несколько центральных областей страны: Владимирскую, Калужскую, Московскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую.

— это край живописной и истинно русской природы: хвойные и лиственные леса, чистые озера и реки, свежий воздух и гармоничный, привычный нам с детства климат.

— это медленно текущие реки с широкими поймами, занятые заливными лугами. Густые, темные, заросшие мхом, словно заколдованные ельники. Великолепные широколиственные леса, состоящие из огромных дубов, ясеней, кленов. Это солнечные сосняки и веселые, радующие глаз березняки. Густые заросли орешника на ковре высокого папоротника.

И прекрасные полянки, усыпанные цветами, источающими упоительные запахи, сменяют огромные острова непроходимых чащоб, где высоченные пушистые ели и сосны живут своей размеренной многовековой жизнью. Они кажутся невероятными великанами, которые неспешно расступаются перед непрошеными гостями.

В чащобе повсюду виднеются старые высохшие коряги, которые так причудливо изогнуты, что, казалось, там, за пригорком, притаился леший, а возле камня мирно дремлет симпатичная кикимора.

И бескрайние поля, уходящие или в лес или в небо. А вокруг – только пение птиц и стрёкот кузнечиков.

Здесь берут свое начало крупнейшие реки Русской равнины : Волга, Днепр, Дон, Ока, Западная Двина. Исток Волги – легенда России, паломничество к которому не прекращается никогда.

В средней полосе более тысячи озер. Самое красивое и популярное из них – озеро Селигер. Даже густонаселенная Московская область богата красивейшими озёрами и реками иногда даже не изуродованными коттеджами и высокими заборами.

Природа средней полосы, воспетая художниками, поэтами и писателями наполняет человека душевным покоем, открывает глаза на удивительную красоту родной земли.

Славится не только своей в буквальном смысле сказочной природой, но также историческими памятниками. Это – лицо русской провинции , кое-где, несмотря ни на что, даже сохранившая архитектурный облик XVIII-XIX веков.

В средней полосе находится большинство городов всемирно известного Золотого кольца России – Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Сергиев Посад и другие, старинные помещичьи усадьбы, монастыри и храмы, памятники архитектуры. Их красоту невозможно описать, ее надо увидеть своими глазами и, как говорится, ощутить дыханье старины глубокой.

Но самым плодотворным и счастливым для меня, оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу.

Писал К.Г. Паустовский.

А можно просто забраться в какую-нибудь глухую деревеньку и вдали от цивилизации наслаждаться природой. Люди здесь очень радушные и приветливые.