Израильская кухня. Еда в израиле Традиционные израильские блюда

Израильская кухня сохранила вековое наследие практически в первозданном виде. Кроме того, она примерила традиции Востока и Запада. За это национальные блюда Израиля и любят во всем мире.

Чудо на бобах

Одним из таких блюд является хумус - закуска из нута, популярная в Израиле и других странах. Замачиваем на ночь 200 г нута. Затем варим его, пока он как следует не размягчится. Подрумяниваем на сухой сковороде 4 ст. л. кунжута, измельчаем его в кофемолке и смешиваем с 1 ст. л. оливкового масла. Готовый нут взбиваем блендером, добавляем 2 зубчика чеснока, сок половины лимона, 2 ст. л. оливкового масла и кунжутную пасту. Для богатства вкуса и аромата кладем по щепотке кориандра, зиры и красного перца. Смажьте хумусом гренки или лаваш, и домочадцы не смогут оторваться от такой закуски!

Селедка в засаде

Не менее любим и форшмак. Это национальное блюдо Израиля, которое готовят из сельди, реже - из мяса. Очищаем от костей селедку и нарезаем ее небольшими кусочками. Точно так же измельчаем 2 яйца вкрутую, 2 вареных картофелины, луковицу и среднее яблоко. Рубим кусочками 100 г сливочного масла. Все ингредиенты пропускаем через мясорубку или взбиваем миксером. Готовую смесь сдабриваем солью и перцем, перекладываем в селедочницу и отправляем на час в холодильник. Перед подачей посыпаем форшмак зеленым луком. Эта закуска удачно разнообразит меню как обычного семейного обеда, так и званого ужина.

Запеканка без излишеств

Как известно, традиционная кухня Израиля не обходится без мацы - пресных хрустящих лепешек. Их едят как хлеб или добавляют в различные блюда. Например, в , он же запеканка. Ломаем 500 г мацы кусочками, заливаем ½ стакана кипятка и даем ему впитаться. По отдельности взбиваем 6 желтков и 6 белков, смешиваем их с размоченной мацой. Вводим 150 г куриного жира, солим и перчим. Смазываем жаропрочную форму маслом, посыпаем ее тертой булкой и вливаем основу из мацы, можно добавить изюм по вкусу. Выпекаем кугель 30 минут при температуре 180 °C. В Израиле его подают с бульоном. Впрочем, и сам по себе он обязательно придется домашним по вкусу.

Царица морей

Фаршированная - поистине коронное национальное блюдо Израиля. Рыбу (щуку или треску) очищаем от чешуи, удаляем плавники, хвост, голову и внутренности. Нарезаем ее кусками толщиной 2 см и удаляем мякоть. Дважды пропускаем ее через мясорубку, второй раз - с сырой луковицей. Добавляем к фаршу вареную морковь, 100 г замоченного в молоке хлеба и еще раз прокручиваем в мясорубке. Вводим 2 сырых яйца, 2 ст. л. сливочного масла, соль и перец. Начиняем фаршем куски рыбы и выравниваем края. На дно кастрюли кладем нарезанные ломтиками луковицу, морковь и свеклу, сверху - рыбу в один слой. Заливаем ее водой, кладем любимые специи и варим 1,5 часа. Чтобы домашние гурманы оценили блюдо по достоинству, подайте его охлажденным.

Гусиные истории

Есть в кухне Израиля рецепты весьма любопытные. Фаршированные гусиные шейки - как раз такой случай. Перед приготовлением пару гусиных шеек нужно просмолить и промыть водой. Для начинки смешиваем 8 ст. л. говяжьего фарша, сырое яйцо, нашинкованную луковицу, 2 ст. л. панировочных сухарей, щепотку соли и перца. Начиняем фаршем шейки, только неплотно, иначе они лопнут. Края аккуратно зашиваем нитками. Сначала варим шейки полчаса в подсоленной воде, затем обжариваем в масле до золотистой корочки. Перед подачей нарезаем шейки наискосок. Такое блюдо станет настоящим украшением любого праздничного ужина.

Свекольная прохлада

Супы в традиционной кухне Израиля - в большом почете, в том числе холодные. Отвариваем до полуготовности свеклу с добавлением 1 ст. л. 9%-го уксуса. Натираем ее на крупной терке и возвращаем в отвар вместе с крупной картофелиной, нарезанной брусочками. Добавляем соль и доводим овощи до готовности. В конце вливаем 100 мл сырого свекольного сока - это сделает цвет насыщеннее. Кладем 5 ст. л. сахара, размешиваем и охлаждаем суп. Разливаем его по тарелкам и кладем в каждую мелко порубленные свежие огурцы, зелень, нарезанные на дольки помидоры. Гармоничным дополнением к такому борщу станет соус из 1½ стакана сметаны и 3 ст. л. хрена.

Испытание десертом

Израильские - чрезвычайно сытные, например, пирожные киндли с маком и орехами. Замешиваем тесто из 1 кг муки, 400 г гусиного жира, 6 сырых и 2 вареных желтков, 30 г сахара. Вводим 5 г дрожжей, разведенных в теплой воде, и 50 мл белого вина. Оставляем тесто, чтобы оно поднялось. Отвариваем до густой консистенции 200 г орехов, 200 г изюма и отдельно 100 г мака и 100 г сахара в смеси из 100 мл белого вина и 150 мл воды. Разделяем тесто на 8 лепешек, выкладываем на каждую начинку и сворачиваем, придавая им удлиненную форму. Смазываем киндли яйцом и выпекаем при температуре 180 °C, пока они не зарумянятся. Сладкоежкам ни за что не устоять перед таким лакомством.

Кухня Израиля производит неизгладимое впечатление на тех, кто встречается с ней впервые. Надеемся, наши рецепты убедят вас в этом. А если вы уже хорошо знакомы с этой кухней, расскажите о своих любимых блюдах.

Считается одним из таких мест, где можно вкусно и недорого поесть. Только в Израиле существует богатое разнообразие удивительно вкусных продуктов, доступных только в этой стране (в основном, благодаря огромному потоку иммигрантов и смешению их культур – людей из 120 стран!). Выбор блюд придется по душе самому избалованному гурману.

Мы предлагаем список пяти лучших израильских блюд, которые Вам просто необходимо попробовать и которые наверняка заставят Вас пустить слюнки. И, если Вы сейчас не поели и чувствуете голод, рекомендуем отложить чтение!

Фалафель (Falafel)

Бесспорно, фалафель считается «царем» израильской пищи, хотя, на самом деле, блюдо - родом из Египта. Вкусные блюда из нута и / или бобов, плюс специи - эти ингредиенты широко применялись каждым израильским поваром в соответствии с секретным рецептом изготовления фалафель.

Эти маленькие фалафель-шарики заворачивались в хлебную лепешку (лаваш) и удобно умещались между свежими листьями салата, хумусом, соусом техина (соус из семени кунжута), маринованными овощами и другими мелко нарезанными продуктами. Фалафель Вы можете найти на каждом углу израильской улицы, особенно, если город крупный.

Стоят они дешево, меньше 10-15 шекелей за порцию; кроме того, существует негласное правило - Вы можете попросить положить больше листьев салата (но Вам необходимо будет доплатить за шарики-фалафель) до тех пор, пока у Вас хватит места в лаваше! Дешевая, сердитая, но очень сытная пища.

Хумус (Hummus or humus, hummous, etc)

«Принц» израильской пищи – хумус - на самом деле изначально имеет ливанские корни. Хумус – это своего рода закуска или паста, изготовленная из измельченных плодов нута и смешанная с соусом техина, с лимоном, оливковым маслом, солью и чесноком. Его можно подать в любом виде, в том числе, как главное блюдо для фул (бобов) или яиц вкрутую, а также в качестве гарнира к главному блюду. Хумус очень распространен в Израиле – хотя многие кафе и рестораны готовят данное блюдо, Вас может удивить наличие хумуса в супермаркетах.

Хумус также известен своей высокой питательной ценностью. В израильском обществе принято протирать тарелку с остатками хумуса куском лаваша - в этом есть особый стиль (просто присмотритесь, как это делают люди вокруг). И, конечно же, хумус абсолютно не имеет ничего общего с Хамасом (Hamas); но он вполне может сыграть злую шутку с вашим кишечником.

Шаурма, шаверма (Shwarma)

В большинстве своем, шаурма продается в тех же местах, что и фалафель, а если ее там нет, значит она продается где-то поблизости. Этот вид «уличной» еды очень популярен в Израиле. Обычно в шаурму добавляют ломтики индейки, курицы или ягненка, которые обычно «сбривают» с огромного куска мяса, вращающегося (вертикально) на большом вертеле. Шаурма чем-то похожа на турецкой дёнер кебаб (Doner Kebab).

Его едят таким же образом, как и фалафель, - заправляют лаваш салатом, хумусом, соусом техина, солеными огурцами и другими мелко нарезанными продуктами; есть вариант «для настоящих мужчин» - лафа (Lafa), иракский лаваш с кусочками мяса и салата. Стоит шаурма столько же, сколько и фалафель, но если Вы хотите купить лаваш-лафа, то Вам придется заплатить около 30 шекелей.

Джахнун (Jachnun)

«Король выходного дня». Джахнун - традиционное йеменское блюдо, которое обычно готовят только в субботу утром (хотя во многих отелях и ресторанах его можно заказать и в течение недели). Джахнун изготовлен из раскатанного теста с большим количеством вредного для организма маргарина, который затем запекают в духовке приблизительно 10-12 часов. Лучше всего его есть с тертым помидором.

Шакшука (Shakshooka)

Еще одно удивительное израильское блюдо, которое имеет арабские корни. Шакшука – дешевая и сытная еда. Это смесь из помидоров, лука, большого количества чеснока, а также некоторых необходимых для этого блюда специй, таких как сладкая паприка. Ингредиенты просто бросают в блюдо. Затем в эту же сковороду кидают яйца и готовят яйца-пашот.

Если вы заказываете шакшуку где-нибудь в другом месте, например, в большом ресторане (а не готовите ее дома), не надо пугаться при виде большущей сковороды, которую положили перед Вами, еще с пылу с жару.

Еврейская гастрономия, в отличие от многих других кухонь мира, подчинена строгому своду религиозных правил. Все блюда готовятся в соответствии с кашрутом - требованиям Галахи, еврейского Закона. Так, по закону строго запрещено сочетать мясные и молочные продукты, употреблять свинину, верблюжатину, мясо дамана и зайца, а также насекомых, земноводных и пресмыкающихся. Кошерными считаются только одновременно жвачные и парнокопытные - коровы, козы, овцы, жирафы, лоси. Разрешается употреблять мясо птиц - гусей, кур, индеек, перепел, уток. Забой животных осуществляется также по особым правилам. Что касается рыбы, она мясом не считается; кошерная рыба должна иметь чешую и плавники.

Перед приготовлением продукты тщательно осматриваются и моются. Они не должны иметь никаких дефектов.

Стоит также отметить, что традиционная еврейская кухня делится на ашкеназскую и сефардскую. Евреи, проживающие в Европе, придерживаются традиций первой, в то время как евреи ближнего востока - второй.

Давайте посмотрим на нее немного поближе …

Древняя культура со своими традициями и правилами удерживает этот рассеянный по всему миру народ в единой целостности сильнее любых границ. Давно бы стерлась с лица земли гонимая нация, если бы голоса предков, звучащие в каждодневном укладе жизни, рецептах блюд, благословениях перед едой, священных праздниках и обычаях, не рассказывали об истории и нравах родного народа, не заботились о единстве и здоровье своих детей. Крепости и живучести традиций этого удивительного народа нам, детям современной цивилизации с ее хаотичным укладом и ритмом, остается только удивляться, проникаясь чувством глубокого уважения к рациональной и жизнелюбивой культуре.

Взглянув на еврейский календарь, неподготовленный человек просто растеряется. Месяцы года, названия и продолжительность которых лишь незначительно отличаются в разных странах мира, у евреев соответствуют движению Луны и называются совсем по-другому. Но самое интересное – это праздники, со своими меняющимися датами, особенностями и традициями, столь не похожие на те, к которым мы привыкли: Новый год (или День рождения) деревьев, Королевская Суббота, Праздник кущей (шалашей), Ханука – праздник света, Судный День, «молочный» праздник года Шавуот, и только Пасха – Песах откликается в душе чувством радостной причастности. В еврейской кухне каждый праздник имеет свой сценарий, свои правила и запреты, свое особое меню. Выставляемые на стол блюда могут рассказать о том, какое на дворе время года, день недели или праздник. Изобилие блинчиков и масляных пончиков укажет на зимний праздник Ханука, а сладкие треугольные пирожки с маком или вареньем расскажут о наступлении яркого и веселого праздника Пурим, знаменующего начало весны.

Духовное содержание трапезы определяется не тем, насколько она разнообразна и обильна, а в какое время, из каких продуктов, для какого случая приготовлена. Ведь согласно Торе – священной книге еврейского народа, еда – это первая ступень процесса облагораживания человека. Питаться только ради насыщения или наслаждения считается низшим уровнем поведения, ведь пища в первую очередь несет духовную силу, принимать ее нужно правильно, не забывая благословлять и благодарить Бога. Поэтому и приготовление еды приравнивается к обряду священнодействия.

Вот, например, обычное повседневное занятие – выпечка кошерного хлеба. От приготовленного по еще бабушкиному рецепту теста отделяют маленький кусочек и бросают в огонь. Этот «хлебный дар» – халу – в далекие времена вместо огня относили священникам в качестве приношения, а впоследствии обычай трансформировался в жертвоприношение хлеба огню. Отделение халы считается почетной обязанностью хозяйки. И по сей день в Израиле и за его пределами еврейские женщины, следующие традициям национальной кухни, неукоснительно исполняют эту древнюю заповедь.

Израильская кухня уникальна и разнообразна, ее история неотделима от истории самого народа. В основе этой кухни – рецепты с преобладанием зерновых культур, ведь древний еврейский народ – это земледельцы. Питались они преимущественно плодами, злаками и бобовыми. Щедрые благодатные почвы обеспечивали богатыми урожаями и людей, и скот. Молочные продукты, яйца, немного мяса (животные больше нужны были в хозяйстве, чем на столе), рыба по праздникам, разнообразные мучные и овощные блюда, немного специй, чтобы не нарушить вкус блюда, мед, орехи, фрукты – вот примерный рацион в те давние времена.

Но история еврейского народа полна трагических поворотов. С вынужденным расселением из родных мест по другим странам, адаптацией к новым продуктам и кулинарным традициям изменялась и еврейская кухня. Изменялась, но не исчезала, и как губка впитывала местные кулинарные особенности и колорит. Закономерное и неизбежное взаимовлияние культур разных народов приносило свои чудесные плоды. Так появился мясной суп-гуляш, полюбившийся евреям из Венгрии, штрудель с сухофруктами – подарок от евреев из Австрии, фалафель – знаменитый гороховый «фаст-фуд», который с любовью готовят в странах Ближнего Востока, и еще много-много рецептов, пришедших из других стран и укоренившихся в еврейских «поваренных книгах».

В традициях приготовления пищи еврейского народа сформировались свои излюбленные приемы и особенности, иногда диктуемые условиями местности проживания, иногда религиозными правилами и обычаями. Для еврейской кухни характерна несложная, но длительная тепловая обработка: отваривание, тушение с водой и под крышкой, реже используется запекание в духовке. В результате многочасовой тепловой обработки получаются традиционные цимесы, чолнты, густые наваристые бульоны, обязательно с огромными клецками из мацы – кнейдлах, тушеное кисло-сладкое мясо – это все блюда, в которых составляющие ингредиенты долго томятся и вывариваются, пропитываясь ароматом специй и превращаясь в однородную, нежную массу с новым вкусом.

Очень популярны в еврейской кухне блюда из яиц: вареных, сырых, жареных. Взбитые яичные заливки используются для приготовления кугелей из мацы, рыбы, овощей. В пресное тесто добавляют желтки, а из сваренных вкрутую и рубленых яиц готовят закуски и салаты.

Блюда из рыбы – это целая отдельная область кулинарного искусства еврейского народа. Фаршированная целиком или кусочками, варенная в бульоне или запеченная, рыбные котлетки, студень, форшмак – самые любимые и распространенные блюда национальной кухни, известные во всем мире. На праздничном столе рыба приобретает дополнительное символическое значение – выложенная целиком с головой на блюдо, она символизирует мудрость и цельность жизни.

Обязательными компонентами почти всех блюд, но только в ограниченном количестве, являются пряности: анис, мускатный орех, укроп, черный перец. Их добавляют для вкуса, аппетита, хорошего пищеварения, с целью более долгой сохранности пищи. Старая еврейская поговорка гласит: «В пище без пряностей нет ни пользы, ни радости». Также для повышения вкусовых качеств супов, бульонов, рыбных и мясных блюд используют пряные овощи: корень сельдерея и петрушки, лук, чеснок и т. д.

Самая главная особенность, без чего и всей еврейской кухни просто бы не было,– это соблюдение основных религиозных правил подбора и приготовления продуктов – правил Кашрута. В каком бы месте не оказывались представители этого народа, основой ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи для них всегда оставались религиозные законы питания. Евреи питаются только «подходящей», кошерной пищей, т. е. той, которую готовят в соответствии с законами Кашрута.

Правила Кашрута

Вопреки распространенному заблуждению, раввины и другие еврейские религиозные деятели не принимают участия в приготовлении кошерной пищи, вернее, они могут участвовать, но это не является определяющим фактором. Блюдо будет считаться кошерным, если при его приготовлении соблюдались следующие простые, но обязательные к исполнению правила:

  • Разрешается есть мясо только травоядных животных: крупного рогатого скота, овцы, козы, а также мясо диких животных, таких как олень и косуля. Считается, что чем ближе животное к растительному миру, тем меньше агрессии оно передает человеку и тем меньше в нем проявляются животные инстинкты. Таким образом, мясо хищников, а также свиней запрещено. Это же положение касается и птиц, только помимо хищных, запрещены еще певчие и экзотические.
  • Кошерными считаются только те виды рыб, которые имеют чешую и плавники. Сом, осетр, стерлядь, угорь, белуга и др. запрещено употреблять в пищу, так как их чешуя не может быть отделена от кожи. Также некошерными считаются остальные обитатели водоемов: моллюски, крабовые, кальмары, креветки и пр.
  • Все части запрещенных животных, птиц и рыб тоже считаются некошерными (например, черную икру есть запрещено, т. к. она от некошерной рыбы).
  • Животные и птицы, предназначенные в пищу, должны быть убиты в соответствии с «шехитой» – еврейскими правилами забоя, т. е. очень быстро, безболезненно, специально обученными людьми. Эти ограничения не распространяются на разрешенную рыбу.

  • Тора категорически запрещает употреблять в пищу любую кровь, считая, что в крови содержится душа животного или птицы. Поэтому, если вы купили свежее или мороженое мясо, а на упаковке стоит «ло мукшар», что значит «не откошеровано», то из него обязательно нужно удалить всю кровь. Для этого необходимо хорошо промытые куски мяса опустить на несколько часов в воду (не более суток), затем дать воде стечь, мясо посолить и откинуть на наклонную плоскость еще на час, тогда оставшаяся кровь стечет и мясо будет откошеровано. Если в яйцах разрешенных птиц содержится хотя бы капля крови, их нельзя употреблять в пищу, поэтому лучше перед использованием разбить яйцо в стеклянный стакан, во избежание порчи всего блюда. Печень кошерных животных и птиц обескровливается только поджариванием.
  • Все виды насекомых запрещено употреблять в пищу. Поэтому еврейские хозяйки очень большое внимание уделяют предварительной обработке продуктов, тщательно перебирая крупы, просеивая муку, осматривая овощи, фрукты и зелень на предмет жучков и гусениц. Зелень рекомендуется замочить в слабом растворе соли или уксуса, а затем хорошенько промыть.
  • Вся еда, в соответствии с правилами Кашрута, делится на мясную, молочную и нейтральную, «парве». Строжайше запрещено как употреблять, так и готовить одновременно молочную и мясную пищу. Это касается не только самого мяса и молока, но и животных продуктов, например, животного жира или сливочного масла, сыра, творога и т. д. Прием молочной пищи должен быть отделен от приема мясной как минимум на 6 часов, если же мясная пища принимается после молочной, то достаточно разницы между приемами в 1 час. Исключением является твердый сыр, после него интервал тоже должен быть не менее 6 часов. Рыба, яйца, все растительные продукты относятся к «парве» и могут сочетаться как с мясными, так и с молочными продуктами. Это разделение касается не только самих продуктов, но и посуды, в которой они готовятся. Разделочные доски, сковороды, ножи, кастрюли и тарелки для мясного ни в коем случае не должны смешиваться или быть использованы для молочного. Мыть такую посуду нужно тоже раздельно. Если случайно на посуду для молочного попали содержащие мясо продукты, то такую посуду нужно кошеровать: кипятить или прокаливать.
  • Во время празднования Песах (Пасхи) Кашрутом запрещено употреблять в пищу «хамец» – блюда с использованием любой закваски (дрожжевой хлеб, пиво, уксус и т.д.). Вместо хлеба готовят «мацу» – тонкие лепешки, которые замешиваются и пекутся за очень короткое время, чтобы тесто не успело закиснуть.
  • Вино, если оно произведено не евреем, считается некошерным продуктом.
  • Все остальные продукты, если они не содержат пищевых добавок, разрешены.

Изучение традиционной еврейской выпечки предполагает полное погружение в историю Израиля и Библии, ведь каждая отдельная выпечка в этой стране представляет собой не только вкусный десерт, но и символ одного их важнейших еврейских праздников, который несет в себе глубокий смысл и предназначение.

ХАЛА
Challah

Хала – традиционный еврейский хлеб с большим количеством яиц, который обычно едят в шаббат. Халу отличает характерная форма в виде “косички”, готовят ее без использования молочных продуктов. Изначально халой называли только небольшой кусочек хлеба, который отрывали для подношения в Храм, после чего халу выпекали и ели священники, так как только они имели на это право.

ЛЕКАХ
Lekach

Медовый кекс леках – главный символ еврейского Нового Года Рош Ха-Шана. Считается, что благодаря наличию на праздничном столе этого медового кекса следующий год непременно пройдет самым наилучшим образом. Леках готовят с добавлением меда, специй и иногда чая или кофе для придания кексу более темного цвета.

ХАМАНТАШЕН (ОЗНЕЙ АМАН)
Hamantaschen

Треугольное печенье Хаманташен является важной составляющей праздника Пурим. Для его приготовления используют различные сладкие начинки: маковую, ореховую или фруктовую.

Слово “Хаманташен” дословно переводится как “карманы Амана”, а второе название “Озней Аман” – “уши Амана”. Кстати, у второго варианта очень интересное толкование, ведь это название произошло от старинного обычая отрезать преступниками уши перед повешением. Именно таким способом был убит персидский принц Аман, герой Ветхого Завета, стремившийся истребить всех евреев, а Пурим отмечают в память о спасении евреев от него на территории Персидской импарии.

КЕКС ТУ БИ-ШВАТ
Tu bi’Shvat Cake

Еще одна сладкая выпечка, которая воздает дань очередному еврейскому празднику Ту би-Шват (буквальный перевод – «Новый Год деревьев»). В священной Торе говорится о том, что деревья, увидев, как Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его установить им такой же день. В современном Израиле Ту би-Шват празднуется как день экологического сознания, и отмечается посадкой деревьев. После того, как свяженный долг выполнен и дерево посажено, евреи вкушают свежие и сушеные фрукты. Из сухофруктов в этот день также принято готовить традиционный кекс с идентичным названием “Ту би-Шват”.

РУГЕЛАХ
Rugelach

Ругелах – одна из немногих выпечек Израиля, которая не относится к определенному еврейскому празднику. Ругелах можно есть в любое время года и в любой день, тем не менее, эта выпечка пользуется особой популярностью в шаббат и на Хануку. Традиционно ругелах готовят из теста на основе сметаны, однако сейчас популярен вариант с творожным тестом на основе творога или крем-чиза. Начинка может состоять из изюма, грецких орехов, мака, корицы, шоколада, марципана или варенья. Кстати, ругелах можно очень просто приготовить дома буквально за пол часа. Для этого вам понадобится замороженное тесто (которое необходимо предварительно разморозить) и банка израильского джема Elsa’s Story. Раскатайте тесто, намажьте на него джем, разрежьте тесто на длинные треугольники, закатайте в рогалики и запекайте около получаса в духовке до готовности.

БАБКА
Babka

Бабку готовят во многих странах восточной Европы, однако, у еврейского варианта есть свои особенности, такие как, обязательное наличие шоколада и/или корицы и типичная форма, которая получается вследствие скручивания двух длинных кусков теста со сладкой начинкой внутри. Как правило, бабку посыпают кондитерской крошкой, или, как в данном случае на фото, шоколадными каплями. В Израиле бабку часто называют Shmarim Cake, что в переводе означает “Дрожжевой торт”.

СУФГАНИЯ
Sufganiyot

Израильские пончики суфгания готовят на Хануку, так как для их приготовления требуется большое количество растительного масла, а именно оно, согласно приданию, является главной составляющей всех блюд для Хануки в память о ханукальном чуде, когда оливковое масло горело в храмовом светильнике восемь дней.

Раскрою страшную тайну : за все время пребывания с Израиле мне так и не довелось попробовать еврейскую кухню. Фаршированная рыба-фиш и легендарные пончики так и остались для меня тайной за семью печатями.

Может быть, потому, что я специально их не искала, поскольку довольствовалась ресторанчиками и лавочками, попадавшимися по дороге. А может быть, еврейская кухня в настоящее время существует там же, где русские хороводы – в заказниках для туристов да на страницах книг. Не знаю.

Но качество и объем еды в Израиле, подаваемой в любом заведении – от мишленовского ресторана до лотка на улице – я оценила. Свежайшие продукты и размер порции, которого хватит на троих, вам обеспечены.

Итак, где поесть в Израиле

Дома

Самый верный и беспроигрышный вариант, поскольку Израиль – очень дорогая страна. Найти апартаменты с небольшой кухней несложно, а экономия на еде получается очень существенная. Судите сами (чтобы получить цифру в рублях, умножайте на 8): буханка хлеба обойдется вам в 10 шекелей, упаковка кофе – около 4,5 шекелей, йогурт – не менее 6 шекелей, 1 кг яблок – 5-6 шекелей.

Фрукты и овощи – это самое дешевое, что продается в Израиле, поэтому мы, северяне, отъедались зеленью, пока у нас была такая возможность). Нужно отметить, что цены на еду в разных городах различаются очень существенно. Килограмм апельсинов, стоивший в Хайфе 4-5 шекелей, в супермаркете Эйлата обошелся нам в 12 шекелей.

На улице

Самый дешевый вариант уличной еды, для сравнения, – это шаверма в лотке на улице. Ее стоимость начинается от 8 шекелей (маленькая, в пите). Шаверму вам могут подать в пите, в багете, в лаваше или на тарелке. Разница – в объеме.

Нужно сказать, что израильская шаверма сильно отличается от того зловредно-майонезного варианта, к которому мы привыкли в России. Во-первых, она содержит гораздо больше овощей и пряностей, которые вы обычно можете выбирать сами из выставленных на лотке.

Краснокочанная капуста, зеленый острый перец, жареные баклажаны, мелко нарубленные огурцы и помидоры, салат, поджаренные оранжевые кругляшки апельсинов и множество других овощей заманчиво лежат за стеклом, а вам остается только показать пальцем, что нужно добавить в вашу шаверму.

Во-вторых, майонез израилитяне почти не используют, его заменяет хумус - паста из семян кунжута и нута, растертых в порошок и сдобренных пряностями и оливковым маслом. Хумус едят как в качестве основного блюда, посыпав его зеленой пряной зирой и макая в него лепешки, так и в качестве соуса к мясу и овощам.

Здесь же, в киоске, вам продадут – шарики или этакие «пирожки» из нутового (горохового) фарша, обжаренные в кипящем масле. Удовольствие на любителя, хрустящие, слегка безвкусные – но не хуже чипсов.

В Иерусалиме на улице бойко торгуют плетеными калачами и горячим чаем. Чай, увы, пакетированный, но продавец любезно добавит туда свежей мяты, или фисташек, или кедровых орешков.

А еще на улице можно купить халву или арабские сладости. Как правило, они выставлены под тонкой пленкой у кондитерских лавочек. Покупайте, покупайте, покупайте! Эти люди знают толк в сластях!

И еще одна яркая деталь уличной жизни Израиля (к сожалению, она присутствует не во всех городах) – это ларьки, торгующие свежевыжатым соком. В Тель-Авиве и Акко это целые фруктовые хижины, убранные низками бананов, рядами разламывающихся от спелости гранатов, круглобоких апельсинов и сочных яблок. По яркости и цветовой гамме эти ларьки соперничают со светофорами.

Бистро-забегаловки

Со всей ответственностью заявляю, что Израиль – это страна победившей арабской кухни. Вне зависимости от того, насколько изыскан ресторан, в который вы зашли, и вытирают ли там руки грубой серой бумагой или камчатными салфетками, вам всегда и везде предложат уже упомянутую нами шаверму или кебаб. Очень вкусны наваристые густые супы с большим количеством пряностей и овощей. Кроме того, здесь можно попросить сварить вам кофе. (В Израиле кофе в турке именуют «арабским». Вся остальная страна пьет растворимую бурду). Средняя стоимость обеда – около 40 шекелей.

Ресторан

По моим впечатлениям, рестораны в Израиле дороги и не слишком изысканны. Порции гигантские – так что можно сразу заказывать одно блюдо на двоих. Исключения очень редки. В крайнем случае – закажите салат, посмотрите на размер тарелки, а затем решайте, способны ли вы столько съесть. Качество, скорее всего, будет соответствовать количеству – приготовят добротно, на совесть. Но фантазии от повара не ждите.

С удовольствием выпить бокал от вина вам, скорее всего, тоже не удастся. Несмотря на то, что Израиль производит восхитительные вина, с которыми когда-то можно было познакомиться в российских дегустационных салонах, на территории данной страны найти что-либо приемлемое для питья мы так и не смогли. Такое впечатление, что все хорошие вина немедленно экспортируются за ее пределы.

Нужно сказать, что в силу исторических и культурных причин Израиль потребляет спиртное в очень малых количествах. Насколько мне известно, в быту ни иудаизм, ни мусульманство винопитие не приветствуют. Для правоверных евреев исключением является вечер шаббата, когда на столе обязательно присутствует вино. Но это ритуал, а не залихватское пьянство. Большинство моих израильских друзей – убежденные трезвенники. Однако сами израилитяне жалуются, что в последние годы страна столкнулась с проблемой молодежного алкоголизма.

Ну и еще одна, с моей точки зрения, не очень приятная черта местных ресторанов – это тот факт, что стоимость обслуживания не включена в цену блюд, и вы обязаны оставить 10-15% чаевых. Именно так. Не желательно оставить, а обязаны оставить, вне зависимости от того, понравилась ли вам работа официантов.

Ну и на сладкое хочется упомянуть израильские кафе-мороженицы. Это, без сомнения, маленькие филиалы рая на земле. Мороженое там готовят из натурального молока и фруктов. Вы подходите к прилавку, где выставлены замороженные экзотические фрукты, финики, орехи, и выбираете понравившееся вам сочетание. Далее автомат на ваших глазах смелет это в мелкую крошку, смешает и выдаст в виде огромного засахаренного облака. Вкуснее мороженого я не ела никогда. И главное – оно натуральное и очень полезное! Никакого сахара, только фруктоза!

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО ЕДУ В ИЗРАИЛЕ:

Вы находитесь в глубоко верующей стране, строго придерживающейся правил кашрута. Что такое кашрут – можно прочитать самостоятельно. Туристу достаточно знать следующее:

Во-первых, кашрут ограничивает потребление в пищу ряда продуктов. Из мясных продуктов разрешено употребление мяса жвачных парнокопытных (именно поэтому свинину иудеи не едят) и домашней птицы. Прочее – с ограничениями или под запретом. Из морепродуктов допустимо употреблять в пищу тех животных, у которых есть чешуя. (Угорь и устрицы мимо).

Во-вторых, существует строгий запрет на смешение мясного и молочного. В доме у правоверного иудея даже посуда для этих блюд – разная. А в самых богатых домах могут быть даже разные кухни. И уж тем более вам никогда не подадут за завтраком ветчины, а за ужином – сыра или молока. Всему свое время.
Даже самые дорогие гостиницы и рестораны не являются исключением, более того, каждое уважающее себя заведение в Израиле имеет сертификат кашрута. Так что относятся здесь к религиозным запретам весьма и весьма серьезно.

Но самое главное в Израиле – это все-таки не еда, а питье! Не забывайте выпивать хотя бы 2 литра воды в день, влажность воздуха здесь невелика, испарение идет интенсивно, и обезвоживание – это вполне реальная проблема, с которой может столкнуться любой путешественник. Пить воду из-под крана, в принципе, можно – ее берут из озера Кинерет, но лучше не рисковать и использовать минеральную воду или соки.

Израильская шаверма сильно отличается от того зловредно-майонезного варианта, к которому мы привыкли в России.

Цены на продукты питания в разных городах различаются очень существенно.

В любом израильском ресторанчике готовят добротно, на совесть.