Около замка Кщенж в Польше ищут с экскаваторами легендарный «золотой поезд» с сокровищами нацистов. Польша не рада обнаружению «золотого поезда» нацистов Золото рейха найденное в польше

В конце прошлой недели СМИ буквально взорвала новость об исторической находке. Двое поляков заявили, что нашли в легендарный нацистской поезд с золотом, который якобы исчез во время Второй мировой войны.

О том, что вагоны с сокровищами найдены сообщили агенты охотников за кладом. Мужчины согласились раскрыть местоположение находки. Но только в том случае, если власти гарантируют им получение 10% от стоимости груза, сообщает КП .

Магистрат города Валбжих подтвердили, что получили в середине этого месяца официальное письмо о кладе. Также выяснилось, что юристы представляют интересны поляка и немца – именно им принадлежит открытие.

Однако, интерес вызывает тот факт, что 26 августа в мэрии города должна была состояться официальная пресс-конференция с кладоискателями, но они на нее не явились. Вместо них со СМИ общались все те же агенты.

Также, по словам представителей городской власти, представители двоих кладоискателей дали очень подробное и внушающее доверие описание деталей самого бронепоезда и груза внутри. По их словам, состав имеет в длину около 150 метров и поезд был найден в горах около Валбжиха, на польской границе с Чешской Республикой, передает издание wiadomosci.onet.pl.

Завершена процедуры уведомления в соответствии с правилами и документ был принят нами. Кроме того процедурой также займутся соответствующие государственные органы. Также напоминаем вам, что это находка формально принадлежит государственной казне, – подчеркнул мэр города Валбжих Роман Желемей.

В ближайшее время эксперты отправятся на осмотр золотого поезда Третьего рейха. А пока что необходимые документы направлены в три профильные министерства Польши: обороны, казначейства, а также культуры и наследия.

По мнению историков, в вагонах находится около 300 слитков, жемчуг и алмазы. Сам поезд исчез возле Вроцлава перед наступлением советских войск в 1945 году,

Часть этого золота во времена Второй мировой была переплавлена из золотых зубов, обручальных колец и украшений жертв Третьего рейха.

После войны американцы нашли на дне озер (в частности, Топлицзее) ящики с золотом, но это был лишь пятая часть сокровищ рейха. Где находится остальное – было загадкой. До этих пор.

В среду, 19 августа, мир облетела сенсация: поляк и немец , что обнаружили в Польше легендарный железнодорожный состав Третьего рейха, груженный золотом, драгоценностями и предметами искусства. Не исключено, что в его вагонах могут находиться и сокровища знаменитой «Янтарной комнаты» Царского Села. Пока разные претенденты богатства, само существование которых еще под вопросом, «Лента.ру» разбиралась, как железнодорожный состав попал в польское подземелье и что его теперь ждет.

Закат империи

Сентябрь 1943-го, четвертый год Второй мировой войны. Развязка пока не очевидна, но «тысячелетний рейх» уже сотрясается под могучими ударами союзнической коалиции. На восточном фронте Красная армия в ходе Курской битвы только что разгромила одну из сильнейших группировок вермахта.

Англо-американские войска в ходе операции «Хаски» взяли под контроль Сицилию, а верхушка итальянских фашистов свергла диктатора Бенито Муссолини, лишив фюрера важного союзника на юге Европы. Инициатива полностью переходит к антигитлеровской коалиции: американцы с британцами приступили к освобождению Италии, а советские войска начали операцию по ликвидации немецких войск на территории Левобережной Украины.

Проект «Гигант»

Учитывая сложившиеся обстоятельства и постоянные налеты союзнической авиации, руководство нацистской Германии принимает решение перенести стратегически важные промышленные объекты в более безопасные районы. Самые важные объекты - военные заводы - планировалось разместить в сложной сети подземных тоннелей. Личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер, занимающий пост рейхсминистра вооружений и военного производства, ведет переговоры с организацией Тодта о возможных вариантах выполнения задания.

Военно-строительная организация, названная в честь ее создателя и предшественника Шпеера на посту рейхсминистра Фрица Тодта, занималась координацией действий различных немецких фирм для осуществления масштабных строительных проектов еще до войны. Под эффективным руководством Тодта на территории рейха было построено больше трех тысяч километров современных автомобильных дорог - автобанов. С началом боевых действий организация была привлечена для работ за пределами страны. К 1942 году в ней числилось уже почти полтора миллиона человек, по статусу они были приравнены к военнослужащим. Радикально изменился состав рабочей силы: один процент - негодные к военной службе немцы, полтора процента - узники концлагерей, все прочие были либо военнопленными, либо призванными на принудительную трудовую службу жителями захваченных территорий.

В результате переговоров для Силезии была создана отдельная организация, а проект по строительству сети тоннелей получил кодовое обозначение Riese (Гигант). Уже в ноябре для рабочих были готовы особые лагеря. В них разместили пленных и угнанных из СССР, Польши и Италии. Была поставлена задача прокопать тоннели под Совиными горами в Польше. Развернулись масштабные работы по вырубке лесов, прокладке дорог и созданию системы водоотвода. Горную породу сверлили и взрывали под руководством нанятых специалистов-горняков.

Дело продвигалось медленно из-за эпидемий и твердости состоящей из гнейса породы. В апреле 1944 года Гитлер, недовольный темпами строительства, передал его под прямое управление организации Тодта. Фюрер также приказал направить на объекты заключенных Освенцима - руководство лагеря выделило для этого около 13 тысяч евреев. Питание на стройке было скудным, нормы завышенными, а работы опасными, к тому же в лагерях случались эпидемии тифа.

К февралю 1945 года стало очевидно, что стройку закончить не удастся: советские войска наступали слишком быстро. Грандиозный проект был далек от завершения: успели прокопать лишь девять километров тоннелей. Общая площадь подземных помещений достигла 25 тысяч квадратных метров. В мае в район, где должен был разместиться «Гигант», вошла Красная армия.

Наследие «Гиганта»

19 августа 2015 года власти города Валбжих в Силезии получили сообщение от представителей двух кладоискателей о том, что недалеко от местной достопримечательности - замка Ксёнж - в замурованном тоннеле обнаружен железнодорожный состав. В нем предположительно находятся награбленные нацистами ценности, которые они хотели перевезти из Бреслау (ныне польского Вроцлава) в Берлин.

В годы Второй мировой власти Третьего рейха отобрали Ксёнж у его владельцев - семьи Хохберг - и сделали там штаб-квартиру Немецких имперских железных дорог. Позже замок был включен в состав грандиозного проекта: под ним выкопали два уровня тоннелей, внутри возвели новые лестничные пролеты и установили лифтовые шахты. После войны ходили легенды о таинственном поезде: местные жители рассказывали, что немцы, покидая Польшу, но надеясь вернуться, замуровали в подземном тоннеле состав с золотыми слитками.

Сперва польские власти отнеслись к заявлению кладоискателей со скепсисом, но изменили свое мнение, увидев снимки с георадара. И согласились с претензиями удачливых охотников за сокровищами на одну десятую всех найденных драгоценностей.

Заместитель министра культуры Польши Петр Жуховский поделился некоторыми подробностями. По его словам, о «золотом поезде» на смертном одре поведал поляк, помогавший его прятать. «Это невероятно. Состав длиной больше 100 метров, к тому же он бронирован. Мы не знаем, что внутри, но его бронирование говорит о том, что там необычный груз, - рассказал чиновник. - Скорее всего, в вагонах не только военное оборудование, но и драгоценности, предметы искусства и архивные документы, о существовании которых мы знали, но понятия не имели, где они могут находиться». Жуховский также отметил, что с вероятностью 99 процентов кладоискатели действительно нашли тот самый поезд, о котором говорится в местных легендах. Разве что вместо золотых слитков в бронированных вагонах могут оказаться награбленные личные вещи и предметы искусства, конфискованные из частных коллекций и музеев.

Узнав о находке, в Валбжих кинулись искатели приключений, жаждущие добраться до таинственного железнодорожного состава раньше остальных. Однако на подходах к тоннелю местные власти выставили наряды полиции: при эвакуации подземного комплекса все было заминировано, и срок действия многих взрывных устройств еще не истек.

Кладезь раздора

Хотя неясно, что именно находится внутри «золотого поезда Третьего рейха», его уже делят. Когда сообщили о том, что внутри состава скорее всего не золотые слитки, а личные вещи, официальная Варшава поспешила заверить, что все они будут возвращены законным владельцам или их наследникам - если таковых удастся установить. Остальное поступит в собственность государства.

О своих правах заявил и Всемирный еврейский конгресс. «Если какие-либо из этих предметов были украдены у евреев перед их убийством или отправкой в концлагеря, мы должны предпринять все необходимое, чтобы вернуть это собственникам или их наследникам», - заявил генеральный секретарь организации Роберт Зингер. Он подчеркнул, что отнятые у евреев ценности должны послужить благу польских евреев, которые «не получили должной компенсации за страдания и экономические потери во время холокоста».

Фото: Kornelia Glowacka-Wolf / Agencja Gazeta / Reuters

Со стороны России официальных требований о передаче какой-либо части найденного пока не поступило, однако в эфире радио Sputnik юрист Михаил Йоффе отметил: «Бесспорно, имущество должно быть описано и доступно странам-участницам антигитлеровской коалиции. И если это имущество вывезено с территории, в том числе Советского Союза, то данный груз по нормам международного права должен быть передан российской стороне». Он также сообщил о том, что кладоискатели не имеют права требовать вознаграждение в размере 10 процентов стоимости найденного - по его словам, у нацистов не было своего имущества, они везли награбленное, и потому нашедшим его ничего не полагается.

Но прежде чем поделить содержимое «Золотого поезда», нужно попасть в тоннель, вход в который был взорван нацистами при отступлении. На соответствующие раскопки, по словам археологов, может уйти несколько месяцев. Но и это не конец истории - директор замка Ксёнж по культурным вопросам Магдалена Вох (Magdalena Woch) в интервью The Telegraph заявила , что всего «золотых поездов» в районе замка было три, и в каком именно спрятана основная часть награбленных нацистами сокровищ, остается загадкой.

Вагоны находятся на глубине 70 метров

Стали известны новые подробности, связанные с , груженого тремя сотнями тонн золота. Хотя находка до сих пор ничем не подтверждена — сообщившие о ней граждане ждут от властей страны ответа на вопрос, каким образом им отдадут положенные по закону 10% - польская пресса уже пишет о том, как именно им удалось найти драгоценности нацистов.

Во-первых, названы имена адвокатов, в чью юридическую фирму за защитой своих прав на долю от золота обратились некие немец и поляк — это Малгожата Сосновска и Ярослав Хмелевский. Адвокаты сообщают и подробности оснащения якобы найденного поезда: «На его платформах также размещены самоходные орудия».

А журналисты газеты «Выборча» утверждают, что нашли гражданина, который лично знает людей, обнаруживших поезд. По его словам, они пользовались георадаром и … услугами лозоходцев. Поиски длились несколько лет. Вагоны находятся на глубине 70 метров в засыпанном туннеле.

Ясности с долей в 10%, между тем, нет ни малейшей: пока польские власти, к которым обратились адвокаты, даже не могут определить, какой орган будет отвечать за «вопрос с поездом» - курирующий недропользование, железные дороги и так далее.

Зато в префектуре города Валбжиха в Нижней Силезии, близ которого, рядом с замком Ксенз (третий по величине в , во время Второй мировой войны перестраивался под резиденцию Гитлера с мощной системой подземных ходов), должен находиться «золотой состав», провели совещание с участием пожарных, полицейских и прокуратуры. Обсуждали обеспечение безопасности местных жителей: вдруг в тоннеле, где предположительно скрыты сокровища, награбленные нацистами, находится метан или еще какие-нибудь вредоносные элементы, которые могут рвануть при извлечении находки.

А когда приборы показали, что под землей действительно есть что-то ценное, свой интерес появился и у государства. До тайны века - всего 9 метров, масштабные раскопки уже начались. Наш корреспондент Екатерина Иванова узнала, кто и на что может рассчитывать, если всё подтвердится:

Наряды полиции, оцепление, грозные таблички по периметру - «прохода нет». Со стороны раскопки больше напоминают место проведения спецоперации. Впрочем, меры предосторожности не помешают - а вдруг следопыты, и в самом деле, наткнуться на немецкий бронепоезд доверху набитый золотом и бриллиантами. Поисковики в чудо беззаветно верят.

«Наши ожидания оправданы. Мы должны найти подземный путь, возможно, туннель. И если он действительно существует, там должен быть поезд, который мы ищем меньше года, хотя о его существовании догадываемся около 20 лет».

Настроены кладоискатели решительно. Копать будут сразу в трех местах. Подогнали тяжёлую технику и приступили к работам. Разведка при помощи георадаров показала наличие под землей неких аномальных зон.

Анджей Гаик, представитель союза кладоискателей: «Вчера я видел результаты георадаров шести независимых компаний, полученные на восьми разных приборах. Я должен заявить вам, что все эти люди не были специально приглашены компанией, это просто обычные люди, которые сказали: «Если мы можем принять участие в исследовании, мы примем». Здесь нет совпадений, показания каждого радара говорят о существовании туннеля».

Золото третьего Рейха ищут семь десятков охотников за сокровищами. Грандиозные раскопки, которые ведутся еще и вплотную к действующей железной дороге, удовольствие не из дешевых - организаторам работ пришлось выложить 150 тысяч злотых, это более двух с половиной миллионов рублей.

Легенда о поезде фашистов с сокровищами гласит - в 1945, когда Красная армия вела наступление, немцы спасались бегством. Последний рейхсфюрер СС решил собрать всю добычу нацистов с оккупированных территорий и вывезти ценности на поезде. Состав якобы даже вышел из Вроцлава, но в районе Валбжиха бесследно исчез. Кладоискатели решили - вагоны могли спрятать в одном из многочисленных туннелей, но в результате бомбардировок советской авиации он обрушился. Немцы действительно вырыли в Польше целую сеть подземных ходов. Например, вокруг замка Ксенж. Или в поселке Мамерки, где располагалась штаб- квартира гитлеровской армии. Здесь, кстати, тоже снова ищут клад - знаменитую янтарную комнату.

Бартоломей Плебанчик, администратор комплекса бункеров в Мамерках: «Я очень надеюсь, что в данный момент стою на сокровищах, которые оцениваются в 500 миллионов долларов».

Впрочем, пока рассказы о несметных сокровищах третьего рейха не более, чем красивая легенда. Образумить неугомонных кладоискателей пытались даже ученые. Они тоже приезжали к предполагаемому месту нахождения поезда со специальном оборудованием, но пришли к неутешительному выводу - туннель, может, и есть, а вот состава точно нет. Слишком много металла - приборы бы показали. Но следопыты продолжают гнуть свою линию. И пусть место первого котлована выбрали неудачно - на глубине четырех с половиной метров они наткнулись на каменную породу, поиски продолжаются. Уверенные в своем успехе следопыты даже запросили вознаграждение - 10 процентов от стоимости клада. 30 тонн золота.

Повышенное внимание чуть ли не всей Европы приковано к раскопкам в Польше. Легендарный «золотой поезд» нацистов - тот самый эшелон, который якобы вывозил в Германию награбленные нацистами сокровища, вот-вот может быть найден. По крайне мере, шансы на это, полагают исследователи, велики, как никогда.

Чем глубже зарывается ковш, тем больше нетерпение окружающих. Возможно, еще чуть-чуть и будет разгадана одна из главных тайн ХХ века. Не исключено что, именно здесь погребен так называемый «золотой поезд» Третьего рейха.

«Должен признать, результаты исследований, проведенных с помощью гео-радаров, многообещающи. Их проводили шесть независимых фирм с помощью восьми разных приборов. Так что это не может быть совпадение. Все оборудование показывает, что туннель в месте поисков действительно существует», - говорит представитель группы поисковиков Анджей Гайк.

Главный вопрос сейчас - есть ли в этом тоннеле эшелон, в вагонах которого может быть несметное количество драгоценностей, предметы искусства и даже, по некоторым догадкам, Янтарная комната из Царского села. Согласно легенде, «поезд-призрак» зимой 1945 года вышел из Бреслау (нынешний Вроцлав), унося с собой награбленные нацистами на оккупированных территориях ценности. А дальше - как сквозь землю провалился. По мнению кладоискателей, в прямом смысле. Они уверены: мифические сокровища, стоимость которых оценивают в миллиарды евро - прямо здесь, под ногами, в одном из лабиринтов замка Кщенж, под которым якобы был построен целый подземный город, один из секретных бункеров Гитлера.

«Я бы никогда в это не ввязался, если бы не был уверен в успехе», - говорит участник экспедиции Петр Копер.

Поиски начались в прошлом году с заявления двоих искателей-энтузиастов о том, что они знают, где находится эшелон. Этого хватило, чтобы в Польшу со всего света слетелись сотни кладоискателей, чтобы рыть землю, причем, с риском для жизни. По одной из версий, нацисты заминировали подходы к составу. Власти отреагировали быстро - место оцепили, стянули военных, саперов и заявили, что все найденное в случае удачи перейдет в собственность государства, после чего о кладе на год как будто забыли. И лишь накануне мир облетела новость - раскопки начались, поисковики - в считанных днях от разгадки тайны.

«Думаю, в течение недели или даже пяти дней мы поймем, есть здесь что-то или нет», - говорит Анджей Гайк.

Но даже если нет, это, скорее всего, лишь подогреет интерес к мифическому поезду. Ведь мест, где он может находиться, останется меньше, а значит - шансов найти, если он все-таки существует, больше. А власти Валбжиха по-прежнему будут обеспечены потоком людей, желающих посмотреть на места, окутанные флером тайны. Скептики давно говорят о том, что власти польского городка сами раздули эту историю, чтобы привлечь побольше туристов.