Что такое круиз-контроль и зачем он нужен. Что такое круиз-контроль и как им пользоваться Что такое круиз контроль в машине

Продолжительные поездки на автомобиле для многих водителей становятся настоящим испытанием. Усталость и напряжение за рулем превращают долгожданный семейный отдых в мучительное ожидание покоя. Настоящим спасением является наличие в автомобиле круиз-контроля. Устройство, придуманное в 50-х годах прошлого столетия в США, постепенно завоевало популярность во всем мире. Однако, что такое круиз контроль, знают не все.

Круиз-контролем называют специальное устройство в автомобиле, способное без участия водителя поддерживать заданную скорость при автоматическом нажатии педали газа в случае снижения скорости, а также её увеличении на спусках. Удобнее всего пользоваться круиз-контролем в поездках на дальние расстояния, поскольку в городских условиях водителям редко удается передвигаться с постоянной скоростью.

Правила пользования круиз-контролем

Система управления круиз-контролем обычно расположена на рулевом колесе, либо под ним в виде отдельного лепестка с кнопками, включающими:

  • On (включает круиз-контроль);
  • Off (выключает круиз-контроль);
  • Set\Accel (устанавливает скорость движения/увеличивает скорость на 2-5 км/ч при каждом нажатии в случае необходимости ускорения);
  • Resume (возврат к движению с заданной скоростью после временного отключения круиз-контроля),
  • Coast (снижение скорости).

По правилам безопасности круиз-контроль мгновенно отключается после того, как вы нажали педаль тормоза, а если скорость движения составляет менее 40 км/ч круиз-контроль просто не включится.

В сердце круиз-контроля спрятан настоящий компьютер, объединённый в единую систему с дросселем и специальными датчиками. Качество работы круиз-контроля определяется по тому, как быстро увеличивается скорость при нажатии соответствующей кнопки, а также по возможности поддержания постоянной скорости на склонах и подъемах во время движения автомобиля. При установке контроля скорости компьютер учитывает пропорции расстояния и ускорения. Подобный принцип работы заложен в так называемый пассивный круиз-контроль.

Адаптивный круиз-контроль

По мере развития идеи контроля скорости во время движения автомобиля, разработчики интеллектуальных систем предложили качественно новое устройство - адаптивный или активный круиз-контроль. Усовершенствованная система способна осуществлять слежение за скоростью впереди идущего автомобиля и удерживать на соответствующем уровне скорость движения вашего автомобиля с целью сохранения безопасной дистанции. Возможность контролировать расстояние между движущимися объектами стала возможной благодаря установке специального радара и мощного цифрового процессора сигнала.

Например, вы следуете за определенным автомобилем, так называемым лидером. Чтобы не сбиться с пути, видеокамера вашего автомобиля находит уникальный номерной знак впереди идущего транспортного средства и следует за ним в любом направлении при условии, что ведущий автомобиль не поменяет полосу движения, а дорога не представляет собой крутоизогнутый серпантин в горах.

Такая технология «преследования» функционирует в диапазоне скорости 30 - 200 км/ч. С целью безопасности адаптивный круиз-контроль мгновенно отключается, если водитель снимает руки с рулевого колеса. Новейшие системы круиз-контроля способны также отслеживать корректность движения машины относительно дорожной разметки. Датчик мгновенно определяет, движетесь ли вы в пределах одной и той же полосы, или находитесь в поисках другого автомобиля-лидера.

Меры предосторожности

Каким бы совершенным ни было электронное устройство вашего автомобиля, помните, круиз-контроль запрещено использовать при:

  • при обледенении дорожного полотна;
  • при движении по мокрой дороге;
  • при недостаточной видимости (ночью, во время дождя, снегопада, тумана).

В описанных случаях производители автомобилей рекомендуют водителям взять управление транспортным средством на себя.

Круиз-контроль действительно упростил жизнь дальнобойщиков и автопутешественников во время утомительных поездок по ровной и прямой дороге. И все же «беспилотным» такое управление назвать нельзя, будьте внимательны!

Система круиз-контроля присутствует далеко не у всех автомобилей. В основном это прерогатива современных моделей, начиненных россыпью электронных систем, чаще всего с автоматической коробкой передач. Встречается подобная функция и у машин с механикой, однако подобное исполнение не слишком распространено. Сегодняшняя статья расскажет о назначении, принципах работы и основных правилах безопасного использования круиз-контроля.

Для чего нужен круиз-контроль?

Совершая длительные междугородные поездки, водитель может испытывать определенную усталость ног. Особенно сильно страдает правая нога, осуществляющая постоянное давление на педаль акселератора. Чтобы снять необходимость использования педали, автолюбитель может активировать работу круиз-контроля, которая будет сохранять величину заданной им скорости. Данная функция имеет определенную схожесть с системой автопилотирования самолета. При задействованном круиз-контроле водитель может притормаживать. После выполнения этого действия машина сама вернется к заданному скоростному уровню.

Активация системы может осуществляться с помощью педалей газа и тормоза, однако подобные решения применяются крайне редко. В основном функция включения-выключения отдается специальным кнопкам, расположенным в районе рулевого колеса. Их несколько:

  • «ON» — активирует работу устройства;
  • «OFF» — отключает его;
  • «SET/ACCEL» — фиксирует скорость и увеличивает её. Первичное нажатие кнопки выставляет текущую скорость автомобиля в качестве основы, повторное и последующие — увеличивают её на 2 км/ч.
  • «RESUME» — команда для разгона до установленной скорости. Если по каким-либо причинам автолюбитель притормаживал, нажав на данную клавишу, он даст команду транспортному средству разогнаться до заданного скоростного уровня.
  • «COAST» — имеет противоположное действие клавиши «ACCEL». Нажатие на кнопку «COAST» снижает величину зафиксированного скоростного режима.

Как работает круиз-контроль?

Основным устройством, поддерживающим постоянное значение скорости, является сервопривод. Именно он выполняет регулировку дроссельного узла. Клапан дросселя осуществляет контроль подачи воздуха внутрь камер сгорания силового агрегата автомобиля. Чем выше его количество, тем большее число смеси будет выделено системой топливного впрыска, с соответствующим повышением мощности двигателя и увеличением скорости движения. Осмотрев внешний вид данного клапана, можно заметить пару приводящих тросов: один связан с педалью газа, которую во время поездки нажимает водитель, второй подключается к исполняющему органу круиз-контроля, управление которым осуществляет электроника.

В некоторых моделях регулировка осуществляется при помощи вакуума, образующегося внутри впускного коллектора ДВС. Изменение давления влияет на расположение мембраны, зависящее от величины заданного скоростного уровня. Мембрана, в свою очередь, выбирает различные положения заслонки дросселя.

Перед активацией функции управляющий блок всегда проверяет текущую скорость движения. Если она выходит за границы 40-135 км/ч включения круиз-контроля не произойдет.

Адаптивный круиз-контроль

В современных автомобилях, особенно известных дорогих марок, все чаще можно встретить функцию адаптивного круиз-контроля. В спецификации транспортного средства она обозначается «ACC». Он имеет некоторое количество полезных различий с обычными классическими системами. Для установки режима движения водителю требуется не только зафиксировать скорость поездки, но и задать расстояние до ближайшей, двигающейся спереди, машины. Эта величина определяется специальными датчиками, вмонтированными в переднюю часть автомобиля. Управляющее устройство производит постоянный запрос данных и в случае, если они достигают заданного водителем минимума, система либо подает звуковой сигнал, либо самостоятельно сбрасывает скорость для увеличения дистанции. Помимо этого, многие адаптивные круиз-контроли наделяются способностью сохранения заданной полосы движения, а также могут осуществлять считывание линий разметки. Такая система очень удобная, но, к сожалению, достаточно дорогая.

Правила безопасного использования круиз-контроля

  1. Не следует использовать круиз-контроль на дорогах, изобилующих крутыми подъемами. Если автомобилю придется преодолевать множество гор, он будет работать в постоянном максимально нагруженном режиме, что негативно скажется на состоянии внутренних компонентов двигателя и общей топливной «прожорливости».
  2. Ни в коем случае не следует применять круиз-контроль в гололед. Подобное использование с большой долей вероятности приведет к вылету машины в кювет или спровоцирует серьезное ДТП.
  3. Включать круиз-контроль следует при сохранении четкого уровня скорости. Если вы активируете функцию в режиме разгона, круиз-контроль может не зафиксировать текущий скоростной режим, а продолжит ускорение, что чревато выходом транспортного средства из-под контроля водителя.
  4. Никогда не применяйте круиз-контроль на оживленных трассах. В подобной ситуации система попросту не сможет оперативно реагировать на возникающие препятствия.

Подведем итоги

Подводя итоги статьи, скажем, что системы автоматического круиз-контроля является несомненным удобством, призванным значительно облегчить жизнь водителю. Важно понимать, что помощь будет полезной лишь при соблюдении определенного набора правил эксплуатации, перечисленных нами в тексте. И еще. Даже при условии обладания автомобилем с адаптивным круиз-контролем, старайтесь особо не расслабляться. Насколько бы «умной» не была электроника, гораздо безопаснее, если она будет работать под неусыпным контролем человека.

Развитие современной отрасли автомобильной промышленности вносит существенные коррективы в сам стиль вождения транспортным средством. Знание правил дорожного движения, полный контроль над ситуацией, следование четко установленным правилам – всё это составляет трудовые будни любого автомобилиста, и является обязательным набором атрибутов любой поездки за рулем. Но смена поколений и светлый ум разработчиков сделали возможным отвлечься от всех этих нюансов на определенное время, при этом находясь в пути. Внедрение в транспортные средства разного сегмента и качества системы круиз-контроля сейчас не для кого не является сюрпризом. Однако, как работает круиз-контроль на механике, и вообще возможно ли подобное сочетание, если это не предусмотрено заводским набором? Попытаемся разобраться в этом вместе.

Что такое круиз-контроль

Круиз-контроль (Passive Cruise Control «PCC») – это система, позволяющая поддерживать заданную скорость в автоматическом режиме, без вмешательства водителя в процесс. Подобный принцип управление подразумевает облегчение участия водителя в частичной утрате контроля над вождением. В длительных поездках эта функция позволяет отвлечься от процесса езды, до определенного момента.

Чтобы разобрать принцип работы круиз контроля вообще, необходимо понять, как работает круиз на автомате (АКПП). Всего существует несколько вариантов систем управления этой функцией. Например, некоторые автомобили оснащены специальной кнопкой, расположенной на руле, после активации которой автомобиль ускоряется ровно на 1 км/час. В зависимости от нажатий – изменится и уровень скорости (20 нажатий ускорит автомобиль на 20 километров в час). Чтобы прекратить действие PCC необходимо нажать на педаль газа или тормоза.

Система адаптивного круиз-контроля

С первыми проявлениями заинтересованности в подобном продукте создатели подобных систем начали активно продвигать и модернизировать уже имеющийся продукт. Новые поколения улучшили отклик системы на реакционные проявления водителя, повышалась стабильность круиз-контроля. Однако настоящим прорывом стало изобретение адаптивного типа круиз-контроля («ACC» – Adaptive Cruise Control).

Представляя из себя схожую по типу систему, адаптивный круиз-контроль имеет ряд преимуществ, которые позволяют вывести комфорт от поездки на предельно новый уровень. В конструкции системы имеется радарная установка (в некоторых версиях их несколько), которая учитывает расстояние до ближайшего объекта спереди и контролирует скоростной режим в зависимости от ситуации. Иными словами, адаптивный круиз-контроль позволяет поддерживать безопасное расстояние с расположившемся впереди машиной, подстраиваясь под изменения его скорости.

Расположенный в радиаторной части маячок, активно взаимодействует не только с цифровым процессором, но и с тормозной системой. После исчезновения преграды впереди, транспортное средство в автоматическом режиме возвращается на первоначальный скоростной темп.

Работа круиз-контроля на механической коробке передач

Принципы работы понятны, теперь остается разобраться с последним вопросом «как работает круиз-контроль на механике?». Отличительной ошибкой многих водителей является полная уверенность даже в тех вопросах, в которых они некомпетентны. Статистическими данными подтверждено, что многие водители считают невозможным работу круиз-контроля на авто с МКПП. Однако, это вовсе не так.

Для того, чтобы понять, как работает круиз на механике необходимо провести предварительный анализ. Естественно, в штатном режиме работы автомобиля эта система не предусмотрена. Почти все примеры, встречающиеся на дороге – это продукт ручной установки этой системы. Принцип работы круиз-контроля на механике подразумевает установку кронштейна и троса к педали акселератора, благодаря чему осуществляется управление скоростным режимом машины. Работает круиз-контроль на механике благодаря размещению кнопки управления системой рядом с дефлектором (снизу).

В целом, работа круиз-контроля на механической коробке передач ничем не отличается от подобной у автомобилей на АКПП. Однако, она имеет несколько важных нюансов. Первый из них, это снижение скорости до отметки в 40 км/ч при резком снижение скорости в автономном режиме (трудный подъем на возвышенность). Второй стороной медали является, невозможность осуществить переход на передачу ниже в автоматическом режиме, в случае въезда на подъем.

Плюсы и минусы круиз-контроля

Мы разобрались как работает круиз-контроль на механике, но так уж он необходим для автомобилей с подобным видом переключения передач? Прежде всего, перед принятием решения по переоборудованию своего авто такой системой нужно учитывать характер вашего вождения. Для густонаселенных пунктов нет особого смысла по установке круиз-контроля (даже адаптивного типа). А вот для водителей, которые совершают частые загородные маршруты, и преодолевает в таком режиме огромные дистанции подобная система послужит хорошим помощником.

Достаточно просто одного нажатия кнопки, и автомобиль автоматически будет поддерживать заданный скоростной темп. Нога и осанка водителя в это время не будет перенапрягаться от механического воздействия на педаль газа, и он сможет сконцентрироваться на преодолеваемом участке дороги. Кроме того, автомобиль даже после совершения необходимых маневров (обгона или объезда), автоматически вернется к своему заданному скоростному режиму.

Ко всему прочему, следует ответственно подходить к решению установки такого продукта, не являющимся штатным оборудованием. Для владельцев механических коробок передач вариант с «попробовать и посмотреть на результат» может быть невыгоден с точки зрения экономии средств. Кроме того, сам процесс установки займет немало хлопот, потому как монтаж круиз-контроля является кропотливой работой требующей определенного уровня знаний в строении конструкции автомобиля.

Современный автомобиль оснащается большим количеством вспомогательных систем, которые облегчают процесс управления автомобилем. Причем количество этих систем постоянно увеличивается, но есть и те, которые появились достаточно давно, среди них и круиз-контроль. Но не смотря на это, далеко не все знают, что это за система и для чего она нужна. Все потому, что особой популярности круиз-контроль в европейских странах не сыскал, и далеко не все производители его устанавливают. И все же разберемся, что такое круиз-контроль в автомобиле, для чего он нужен и как им пользоваться.

Изображение круиз контроля на приборной панели

Круиз-контроль – вспомогательная система автомобиля, основная задача которой – поддержание заданной скорости движения. Она является полезной при длительных поездках по загородным трассам, в городе же от нее никакой пользы нет.

Если авто выехало на длинный участок трассы, водитель просто устанавливает определенный скоростной режим, и система его поддерживает независимо от дорожных условий (подъем, спуск). При этом водителю нет необходимости жать на педаль акселератора, что позволяет ему более комфортабельно расположиться и расслабить ноги. В итоге, водитель в меньшей степени устает от длительных переездов.

Данная система далеко не новинка, ей уже почти полвека. Изобретена она была в США, и там она более востребована. Устанавливаться круиз-контроль может на автомобили с любыми типами двигателей и трансмиссий (АКПП, механика).

Пассивный круиз контроль

Существует два типа круиз-контроля: пассивный и адаптивный. Пассивный круиз-контроль – простая по конструкции система, которая способна поддерживать только заданный скоростной режим. Состоит она обычно из блока управления, нескольких датчиков и привода дроссельной заслонки.

Работает пассивная система достаточно просто – водитель, при достижении скорости, которую считает оптимальной, включает в работу круиз-контроль. Электронный блок посредством датчиков фиксирует скоростной режим и положение дроссельной заслонки. При изменении условий движения (подъем, спуск), датчики сигнализируют об этом, и блок управления подает сигнал на привод дроссельной заслонки, который и осуществляет необходимые действия с дросселем (открывает, закрывает), чтобы поддерживать заданный скоростной режим.

Адаптивный круиз контроль

Датчики адаптивного круиз контроля

Адаптивный круиз контроль – новое поколение круиз-контроля. Она уже не только поддерживает заданный режим движения, но еще и учитывает дорожную ситуацию. Для этого в систему включают дополнительные датчики, радары, камеры.

Благодаря такой системе существует возможность «привязать» свое авто к идущему впереди. Такой круиз-контроль «следит» за впереди идущем автомобилем, и полностью подстраивается под ее скоростной режим, удерживая при этом безопасную дистанцию между авто.

Вот для этого в конструкцию и включены дополнительные датчики, камера и радар. Они позволяют привязаться к другому авто и поддерживать его скорость движения. Если «ведущий» автомобиль изменит скорость, датчики «уловят» это и передадут сигнал на ЭБУ круиз-контроля, а тот в свою очередь задействует привод, чтобы установить необходимый режим.

Некоторые виды адаптивной системы могу также брать в расчет и дорожную разметку, то есть, круиз-контроль будет следить за тем, чтобы автомобиль не покинул выбранную полосу движения.

Отметим, что круиз-контроль не является системой, которая работает в автоматическом режиме. Чтобы его задействовать, водителю необходимо его включить.

Видео о круиз контроле

Как пользоваться круиз контролем

Блок кнопок для управления круиз контролем

Для удобства работы с системой, блок ее управления располагается на рулевом управлении. При этом, с его помощью можно не только включать и выключать систему, но еще и изменять условия ее работы.

Блок управления круиз-контролем обычно состоит из нескольких клавиш:

  • «ON/OFF » — клавиша включения и выключения системы (может и отсутствовать).
  • «SET/ASSEL » — клавиша установки скоростного режима. При разовом нажатии, система начинает поддерживать скорость, с которой авто двигалось на момент нажатия. Повторное нажатие увеличивает скорость на определенное значение, к примеру, на 1 или 2 км/ч.
  • «COAST » — клавиша уменьшения скоростного режима. При нажатии скоростной режим уменьшается на определенное значение.
  • «RESUME » — возврат к раннее заданному скоростному режиму.

Дополнительно, для управления работой круиз контроля используется и педаль тормоза, а также педаль сцепления – у автомобиля с механическая КПП. Любое, даже незначительное нажатие на эти педали отключает круиз-контроль, то есть авто переходит на ручное управление акселератором и заданный скоростной режим уже не поддерживается.

В системах, у которых отсутствует клавиша «ON/OFF», включение осуществляется нажатием на «SET/ASSEL», а выключение – нажатием на тормозную педаль.

При отключении круиз-контроля, к примеру, при небольшом притормаживании, достаточно нажать на «RESUME», чтобы снова включить, причем он вернется к режиму, который был задан до отключения. Но стоит отметить, что круиз-контроль не способен долго хранить данные по скоростному режиму, поэтому возврат к нему при помощи «RESUME» может быть только при кратковременных отключениях.

В целом, круиз-контроль – достаточно полезная система, но только при длительных поездках. В городе от нее толку будет мало, особенно учитывая, что она обычно не работает на скоростях ниже 40 км/ч.

Круиз-контроль это устройство, которое управляет скоростью движения автомобиля. Устанавливается на автомобили c любой трансмиссией (МКПП и АКПП).
Есть два типа круиз-контроля - Пассивный и Адаптивный.

Пассивный Круиз-контроль (PCC) поддерживает постоянную скорость движения автомобиля (заданную водителем). Очень удобен в дальних поездках, когда нога устаёт постоянно держать педаль газа. Заданная скорость остаётся неизменной, пока водитель не меняет её сам, нажимая на тормоз или педаль газа (например при обгоне другого автомобиля или при вынужденном торможении).
В этом случае Круиз-контроль отключается, но как только водитель отпускает педаль тормоза или газа, опять устанавливает заданную скорость и поддерживает её до следующего «вмешательства» водителя. Менять настройки Круиз-контроля можно и во время движения.

Адаптивный круиз-контроль (ACC - Adaptive Cruise Control) представляет собой продвинутую версию пассивного круиз-контроля. ACC не позволяет приближаться к впереди идущему автомобилю на заданном расстоянии. Если впереди идущий автомобиль снижает скорость, АСС включает тормозную систему. Работа ACC очень сильно напоминает работу системы City Safety , с той лишь разницей, что City Safety работает на скорости до 30 км/ч. В отличие от пассивного, адаптивный круиз контроль зависит от работы тормозных систем безопасности ABS и ESP. Если какая-любо из этих систем неисправна - АСС отключается, предупреждая водителя сигналом на дисплее.

Существует два вида адаптивного круиз контроля - лазерные и радарные. Лазерные наиболее доступные по цене, но имеют существенный недостаток: лазер теряет свои свойства в плохую погоду и плохо «видит» грязный автомобиль. Радарный тип ACC гораздо дороже и соответственно намного эффективнее, поэтому устанавливается он пока только на автомобили представительского класса и дорогие спортивные Однако целиком доверять ACC не стоит. Бывают случаи, когда ACC может ошибочно определить наличие впереди идущего автомобиля, поэтому водитель всегда должен внимательно следить за дорогой.

Когда появился первый Круиз-контроль.

Первый автомобиль, оснащённый этой системой появился в 1958 году. Это был Chrysler Imperial. Система, примененная на этом автомобиле, считывала скорость вращения корданного вала и через соленоид контролировала подачу топлива в камеру сгорания. Позже стали появляться системы, которые контролировали подачу топлива измеряя скорость вращения колёс, считывая показания спидометра
или уровень оборотов двигателя.

Адаптивный Круиз контроль появился гораздо позже - в 1999 году на автомобилях Mersedes-Bens. В 2006 году появился так назывемый Full Adaptive Cruise Control, способный полностью «привязать» Ваш автомобиль к впередиидущему, т.е. эта система способна сама остановить и разогнать автомобиль до скорости впередиидущего автомобиля.

По материалам сайта