Секирная гора. Секирная гора на соловках

Секирная гора (Секирка) Описание Соловецких островов.

"Здесь, на «Секирке», ангелы выСЕКли злобствовавшую бабу-поморку, научив ее не творить неправды первым подвижникам Герману и Савватию.

Здесь соловецкий лагерь СЛОН построил Соловецкую тюрьму под честным названием СТОН, слишком честным, по-человечески невместимо… Рассказ о святынях Соловков был бы неполон, если бы не упоминались факты того, во что превращали созидаемые чудеса человеческой веры строители светлого будущего. Так и Секирная гора – - удивительная по красоте возвышенность главного острова Соловецкого архипелага, где был построен единственный в мире храм-маяк (главный храм Секиро-Вознесенского скита), сиявший кораблям светом Христовым на 40 верст денно и нощно,- имеет свою историю «советского периода».

Соловки – всегда были очень прогрессивным местом по техническим нововведениям: , искусственная ирригационная система соединяла многочисленные озера. К началу ХХ века у монастыря был свой самолет, два корабля и . Лампа, встроенная в барабан главки храма на Секирной горе, была выписана из Франции, но сама идея использовать храм для спасения мореходов во всех смыслах принадлежит русским инокам.

Здесь же, на «Секирке», в 20–30-е годы проявилась «нечеловеческая» способность к изобретательности иного рода - изуверской смекалке по истреблению себе подобных. Вознесенский храм, возведенный на горе, по образу Масличной, был превращен в штрафной изолятор СЛОНа для провинившихся узников. Сажали , за самоувечья (некоторые из заключенных играли в карты на отрезание пальцев), за отказ от работ и «контрреволюционную агитацию в лагере». Два неотапливаемых этажа, окна, забитые щитами, каменный пол вместо нар, отхожее место в алтарной части.

Трудились на лесозаготовке. Норма – 8-10 деревьев: срубить, очистить от веток и сучьев, приготовить к отправке. Питание: , цинготникам – вобла (Прим. СЭ: имеется ввиду вяленая рыба) на двоих и по ложке тюленьего жира (использовавшегося ранее монахами только для чистки сапог). Спали в храме. На ночь одежду изымали. Чтобы как-то отогреться на заиндевевшем полу заключенные придумали спать «в штабелях». Люди ложились друг на друга, слоями: первый - вдоль, второй – поперек, третий – опять вдоль. Больше 4 слоев разместить было невозможно: «низы» не выдерживали. Время от времени менялись местами. Нередки были случаи, когда задавленные или задушенные с нижних ярусов умирали.

Сохранился рассказ об «утешительном попе», отце Никодиме, который попал сюда уже в очень преклонном возрасте: ему было за 70. Лежа в штабелях, он рассказывал собратьям по несчастью притчи из Евангелия, или, как их называли узники, «священные сказки». Большей популярностью пользовалась притча о блудном сыне. Заключенные с интересом обсуждали, как бы они поступили на месте отца. Кто-то соглашался принять сына, кто-то спорил. В одну из ночей отец Никодим задохнулся.

Жили здесь недолго. Людей наказывали за малейшее неповиновение или невыполнение трудовой нормы. Нередко прибегали к пыткам: отправляли на «комарики» - оставляя заключенного нагим в лесу, привязанного к дереву. Мало кто переживал ночь. Зимой провинившегося, раздев, обливали холодной водой или заставляли переливать воду из одной проруби в другую. Иногда - просто расстреливали. Могли послать на «лесенку»: привязать к бревну и столкнуть с крутого склона по просеке рядом с высокой лестницей, спускающейся от Вознесенского скита к подножию горы.

Два года назад «лестницу мучеников» восстановили . Внизу – поклонный крест в память о тех, кто скончался на этом месте.

Согласно личным свидетельствам трупы свозились в определенное место, однако не было доподлинно известно, где располагалось «кладбище». В 2005 году обнаружили первое захоронение, теперь открыто около 10 братских могил. Ведутся раскопки, определяется количество людей, на месте захоронения водружается крест. Один Господь ведает имена страдальцев.

Экспозиция в скиту на Секирной горе включает фотографии . Приезд писателя был обусловлен успешным побегом нескольких заключенных с Соловков. Они добрались до Канады (Прим.СЭ: имеется ввиду . Побег произошел в 1926 году. Позднее вышли книги Ю.Безсонова во Франции и второго участника побега - Созерко Мальсагова в США) и придали общественной огласке ужасы СЛОНа. , заготовленный в регионе. Удар по казне молодого государства оказался слишком ощутим. Решено был организовать приезд Максима Горького, имевшего в ту пору немалый авторитет в Европе.

По приезде писатель посетил штрафной изолятор. Заключенные должны были инсценировать чтение газет и намеренно держали их вверх ногами. Горький подошел к одному и перевернул, дав понять, что осознает происходящее. Был он и . (На Соловках дети-беспризорники, собираемые по поездам, содержались изначально среди заключенных. В силу их физической немощи им не давали места, они спали под нарами. «Вшивки» - именно так их называли. Позже было построено .) К приезду писателя готовились: на пути к бараку понатыкали срезанные елочки. Говорят, одному мальчишке удалось прорваться к писателю и что-то рассказать. Говорят, Горький плакал. Однако в «книге отзывов» засвидетельствовал, что «не стыдно ему впасть в шаблонные похвалы изумительной энергии людей, которые, являясь зоркими и неутомимыми стражами революции, умеют, вместе с этим, быть замечательно смелыми творцами культуры».

Некоторые из иноков пожелали остаться в обители. Таковым давался статус монахов-инструкторов. Монах Флавиан работал на Секирном маяке; вместе с другим отцом, Иринархом, они служили в Онуфриевской церкви. Хотя заключенным и нельзя было посещать богослужения, однако монахи упорно молились каждый день вечером в 6 – на всенощной, в 4 утра – на литургии. После запрета 1925 года тюремное начальство немного смирилось и позволило Пасхальным торжествам 1926-1927 года состояться. указывает, что добивается от начальника лагеря разрешения быть на службе для всех заключенных.

Облачения были изъяты из музейных фондов с помощью воровской отмычки. Онуфиевская церковь даже не смогла вместить духовенство, собравшееся на молитву со всего лагеря. Их было более 500 человек.

«С победным ликующим пением о попранной и побежденной смерти шли те, кому она грозила ежечасно, ежеминутно… Пели все. Ликующий хор «сущих во гробех» славил и утверждал свое грядущее, неизбежное, непреодолимое силами зла Воскресение…» (Юлиана Годик, Павел Конотопов. Путевка на острова. Секирная гора. Православное интернет-издание МГУ "Татьянин день". Москва. 14.07.2007 ).

На Секирной горе пройдет акция "Свеча памяти"

Соловки. На Секирной горе в рамках традиционных Дней памяти жертв политических репрессий сегодня пройдет акция «Свеча памяти» "Об этом сообщил один из организаторов, член правления правозащитного общества «Мемориал» Сергей Кривенко, передает «Эхо Москвы». В акции примут участие делегации из Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, а также отдельные люди с разных концов России. Всего ожидается участие порядка 70 человек. На Секирной горе пройдет небольшая лекция, минута молчания и молебен, после чего участники акции совершат поход по скитам, рассказал Кривенко. Завтра в 14 часов около Соловецкого камня в поселке состоится митинг, а в 19 часов в музее - обсуждение новой концепции выставки, посвященной лагерю. Сергей Кривенко отметил, что Дни памяти жертв политических репрессий проводятся с 1989 года". (Автор не известен. Соловки. На Секирной горе в рамках традиционных Дней памяти жертв политических репрессий сегодня пройдет акция «Свеча памяти». Новости. Москва, 07.08.2008 )

Самым высоким местом на Большом Соловецком острове является Секирная гора. Её высота 73,5 метра. В ясную погоду с неё открывается чудесный вид на северную сторону Большого Соловецкого острова.

Историки утверждают, что первые жители Соловков иноки Савватий и Герман, прибывшие на остров с Валаама в 1429 году, поселились именно здесь.

Почему же гора называется Секирной?
Большинство людей даже не задумываются: конечно, мол, потому что в 20-30-е годы прошлого века здесь находился штрафной изолятор.
Но это не так, однако: Секирной гора звалась задолго до тех печальных лет.
И другое её название – Чудова гора.

Одна из версий происхождения названия начертана на камне у подножия горы:
«На Чудову гору вход женскому полу возбранён по тому случаю, когда Преподобный Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы прлживая летом с женами под горою оскорбляли Преподобных, чтобы изгнать их из Острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде двух светозарных юношей изгнали рыболова жену прутьями из Горы: на крик ея пришел Препод. Савватий, коему жена сказала, что Ангелы, изгоняя её, говорили: Сей остров предназначен Богом для Иноков. Это чудо заставило рыболовов оставить Остров и благоговеть к Преподобным. А женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху Л.А. 1857».


С тех пор, дескать, и прозвали гору: одни – Чудовой, другие – Секирной.
Кстати, скептики предполагают, что это вовсе не ангелы женщину высекли, а сами иноки. Тем не менее, в течение продолжительного времени женщинам на гору нельзя было подниматься.

Есть и другая версия, почему эта гора зовётся Секирной, она намного прозаичнее: просто-напросто на горе рубили лес для строительства - секли секирой.


Экскурсия на Секирную гору состоялась в последний день нашего пребывания на Соловках, и выдался этот день ясным, солнечным.

От Гостевого дома до Секирки всего 11 километров, но автобус шёл почти час: уж больно плохая туда дорога.
Приятно удивил водитель нашего автобуса, он ни за что не хотел брать девушку, которой не хватило места, и она согласна была ехать стоя. Наотрез отказался – нельзя, мол, по правилам безопасности.
Пришлось организаторам вызывать ещё один, в который пересели ещё несколько человек из другого автобуса – может быть, им тоже места не хватило?..


Дорога вилась по лесу - густому, красивому. Но снимать во время езды никакой возможности не было...
Наконец автобусы остановились у подножия горы, и мы стали подниматься наверх по пологой тропинке...


А можно было и по такой подняться.


На горе в XIX веке был основан Свято-Вознесенский скит. Вот он показан на карте, как и весь наш экскурсионный путь.


Валунная баня, указанная на карте под номером 3.


Небольшое картофельное поле...


Остановились у стендов, рассказывающих об истории Секирной горы, печально известной современникам, прежде всего, своим штрафным изолятором, который существовал здесь в "лагерные годы". Очевидцы рассказывают, что это была тюрьма в тюрьме с невыносимыми для людей условиями проживания. И мало кто выбирался отсюда живым.

Подробности выживания здесь проштрафившихся заключённых рассказывать не буду - в интернете множество эмоциональных историй.
Потому что без эмоций пересказывать невозможно...


Свято-Вознесенский скит получил официальный статус в 1861 году с возведением Воскресенской церкви.
Позже при церкви было построено деревянное двухэтажное здание для братии и паломников, которые занимались земледелием и огородничеством.


В 1992 году в скиту возобновилась религиозная жизнь.



В боковом приделе храма открылся музей штрафного изолятора.
Рядом стоит Поклонный крест в честь новомучеников соловецких.


Одноглавая церковь на вершине горы была построена по проекту архангельского архитектора А.П. Шахларева.


Церковь уникальна тем, что над её куполом установлен маяк.
Первоначально источником его света служили керосиновые лампы, освещавшие пространство в 49 километров.


Секирная гора — одна из достопримечательностей Соловецких островов и одно из самых важных мест для церковнослужителей. Не знаю, что влечет сюда простых туристов, а не паломников. Я сюда ехала в надежде увидеть остров сверху. Гора высотой в 72 метра вполне для этого подходила.

Для истории Соловков это место куда более значимое, чем мое желание смотреть с высоты на местные пейзажи. Вот что пишет Википедия: «Однажды, согласно легенде, важно это понимать, Ангелы высекли здесь розгами жену корельского рыбака и запретили местным жителям селиться на Соловках, ибо «на острове этом иноки жить будут, и соберется здесь множество братии, и будет прославляться имя Божие на месте сем, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут ими будет». После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Узнав о происшедшем, Преподобные Савватий и Герман возблагодарили Бога, определившего Соловецкий остров в жилище инокам. В память об этом чуде гора посреди Соловецкого острова получила название «Секирной». Так зовется она и сейчас. Эта легенда высечена монахами на камне у подножия горы.»

Легенда или нет, но и само происхождение горы тоже до сих пор не ясное, рукотворная ли гора или природная. Но так или иначе, именно здесь был построен первый скит.

А еще это местно известно тем, что в кровавые времена острова, здесь расстреливали заключенных.

Ехать сюда и смотреть ли на все это, каждый решает сам. Я поехала, но посмотрела не все. Я не стала спускаться вниз по лестнице, хотя считает, что нужно подняться по ней вверх, чтоб очиститься от грехов. Я не посетила братские могилы, что находятся внизу у подножья горы. Просто не хватило на это времени. В другой раз.

А сейчас небольшой фото рассказ. Как я уже писала в статье про Соловки, я приехала на гору на велосипеде.

Дорога сюда вполне проходима пешком. У подножья нас встречает поклонный крест.

Поднимаемся по винтовой дороге вокруг горы и видим колодец и баню. Я не взяла с собой воды, когда поехала на велике, просто магазины были закрыты. Поэтому с удовольствием напилась воды из колодца. Он такой старинный, нужно крутить ручку поднимая со дна ведро. Вода ледяная и очень вкусная.

На самой горе находится Церковь Вознесения Господня. И по совмещению маяк. Это единственная церковь маяк. Откуда он здесь и почему?

Раньше Соловецкий монастырь был очень богатым. Монахи имели свой флот, который строили здесь же. Имели корабли и теплоходы, экипаж состоял из монахов и на острове была даже школа юнг. Они совершали пассажирские перевозки. Поэтому маяк был просто необходим. Он работает до сих пор.

Согласно карте, гору можно обойти с другой стороны и подняться по лестнице. Но с этой стороны конечно проще и по лестнице мало кто поднимается.

Лестница очень крутая. Это вид сверху вниз. Голова немного кружится начинает.

Внизу братские могилы расстрелянных политзаключенных. На кресте написано, что лестница восстановлена на деньги Директората по культурному наследию Норвегии.

Здесь есть смотровая площадка. Я шла сюда ради нее. Но оказавшись здесь время просто остановилось. Я поэтому еще чуть не опоздала на теплоход. Знаете, вот живешь и не впускаешь в себя плохое, стараешься не впускать, ничего о нем не знать. Вот зачем… а потом оказываешься на Соловках у Секирной горы. И ничего толком не зная, чувствуешь просто всем нутром. Это не место силы, Соловки, а место боли. Хоть и красивое.

На многих островах Соловецкого архипелага встречаются холмы различной высоты. Секирная гора – самая высокая гора на Большом Соловецком острове, высота её составляет около 80 метров. Секирная гора была названа так в память об ангелах, которые высекли жену рыбака. Согласно преданию, в давние времена, когда на острове жили преподобные Савватий и Герман, летом у подножия горы жили рыболовы с семьями.

Рыболовы всячески оскорбляли преподобных и хотели изгнать их с Соловецкого острова. Но случилось чудо – явились ангелы в образе юношей, они высекли прутьями жену рыбака и изгнали её с горы, говоря при этом, что остров предназначен для иноков. После этого случая рыбаки покинули остров и стали относиться к преподобным с уважением.

В XIX веке у подножия Секирной горы был поставлен большой камень с надписью, рассказывающей об этой истории. На горе был устроен Свято-Вознесенский монастырский скит. Центром скита стала каменная церковь, строительство которой было завершено в 1862 году. Храм был освящён в честь Вознесения Господня. В верхнем ярусе храма расположена колокольня, с южной стороны небольшая галерея соединяет церковь с деревянным братским корпусом, в котором частично сохранилась внутренняя планировка и печи.

Свято-Вознесенский скит на Секирной горе был полностью обустроен и обжит, рядом с келейным братским корпусом стояли хозяйственные постройки. До наших дней сохранились валунная баня на склоне горы и колодец. На склонах горы были выложены каменные дорожки, построены лестницы, возделаны огороды.

Подъём на Секирную гору идёт по плавно изгибающейся дороге, а с западной стороны есть крутая лестница. Поднимаясь в гору по дороге, видим постепенно вырастающий перед нами на вершине горы храм. Рядом, в братском корпусе, есть мастерская по обработке дерева. Здесь лежат деревянные заготовки, инструменты, вырезанные рамы и готовые ажурные цветы из дерева, вкусно пахнет свежей стружкой.

Над колокольней Свято-Вознесенской церкви в 1862 году был устроен маяк, свет которого помогал всем мореходам, это единственная церковь-маяк в России. Верхний храм Вознесения Господня – летний, неотапливаемый, поэтому его стены не были расписаны. Нижний храм был освящён в память о чуде Архистратига Михаила в Хонех, его росписи восстановлены в 2005-2006 годах.

В период Соловецкого лагеря особого назначения на Секирной горе был штрафной изолятор, у подножия горы производили массовые расстрелы заключённых. Секирная гора стала одним из страшных мест на Соловках, где люди испытывали безмерные страдания и принимали смерть. У подножия горы в память погибших установлен Поклонный крест.

Перед храмом расположена смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на северо-западную часть Большого Соловецкого острова. Панорама лесов и озёр завораживает взгляд. Спускаемся с Секирной горы по крутой высокой деревянной лестнице в 294 ступени, которая тоже была недавно отреставрирована.

В 2002 году российские ученые подтвердили возможность искусственного происхождения Секирной горы. Хотя в основе возвышения - ледниковые отложения, есть основания полагать, что сверху оно действительно дополнено насыпями искусственного происхождения.

Самая высокая гора Соловецкого архипелага - Секирная (ее второе название - Чудова гора). Название «Секирная» связывают с легендой о произошедшем здесь чуде: два ангела у подножия горы высекли вицами жену помора, который на Соловецких островах ловил рыбу и косил сено, но не позволял это делать монахам. От слова «секли» якобы и происходит название.

Название горы Секирная должно было бы происходить не от слова «сечь», а от - «секира» (средневековый боевой топор). Получается, что ангелы должны были засечь насмерть жену помора не вицами, а боевыми секирами.

Вы сторонник версии искусственного происхождения Секирной горы. Почему?

Острова Соловецкого архипелага плоские, словно отутюженные ледником. Высокие горы на них смотрятся как искусственные образования. На Большом Соловецком острове гора Секирная (или Секирка) - самая высокая, ее высота почти 100 метров. Огромные песчано-каменные насыпи Соловецких гор впервые описали краеведы в 30-х годах ХХ века. Но ученые не смогли объяснить, откуда на плоских островах могла появиться такая высокая гора. Предположили, что Секирка частично создана ледником и частично является пирамидой из валунов, которую построили несколько тысячелетий назад древние люди, населявшие берега Ледовитого океана и Белого моря.

В 2002 году российские ученые подтвердили возможность искусственного происхождения Секирной горы. Хотя в основе возвышения - ледниковые отложения, есть основания полагать, что сверху оно действительно дополнено насыпями искусственного происхождения.

Если древняя соловецкая гора - пирамида, откуда у нее исконно русское название? Зачем монахам нужна была такая странная легенда об ангелах?

Есть сомнения в том, что название горы изначально было славянским. Ведь и слово «Соловки» хоть и созвучно с «соловьями», не имеет к ним никакого отношения: соловьи за Полярным кругом никогда не водились. Легенду об ангелах монахи использовали как «доказательство» того, что Соловецкий остров должен принадлежать монастырю, а не коренным жителям.

На самом деле, археологи подтвердили, что Соловецкий архипелаг еще за тысячи лет до прихода первых монахов принадлежал жителям Беломорья. Новгородцы называли эти беломорские племена «чудью», а местные народы, ненцы, - «сикиртя».

Что означает название народа «сихиртя», какое отношение он имел к насыпям-пирамидам?

Упоминание о народе сикитря встречается в «Повести временных лет». В переводе с древнего языка «схрт» или «скрд» - это искусственная насыпь вытянутой формы. В слове «скирда» - тот же корень. Скирда - искусственная гора из сена вытянутой формы. Но скирда может быть не только из сена, поэтому возникла версия, что «схрт» - это форма примитивного насыпного доисторического жилища, наподобие гигантской скирды из травы, мха и веток, в котором жили наши древние предки. Та же древняя корневая основа «скрт» и в слове «скрыть». Ведь основная функция жилища - скрыться от холода и диких зверей. Людей, которые жили в таких примитивных жилищах, называли скитниками, а на севере - сикиртя.

Первые летописные сведения новгородцев о доненецком пещерном населении севера (ненцы пришли на территорию печорской тундры из-за Уральского хребта лишь в 13-14 в.в.) подтверждают, что жившие там племена не знали железа и обитали в пещерах.

Но в плоской печорской тундре практически нет гор, в которых сегодня можно найти такие пещеры, да еще чтобы в них могли жить пещерные люди…

Такими «горами» древнего пещерного народа могли быть только искусственные насыпи-жилища - огромные дома-скирды из торфа и мха. Тогда понятно, почему спустя тысячу лет от них практически ничего не осталось - они превратились в обычные небольшие холмы среди ровного ландшафта тундры. Периодически археологи находят в тундре следы доненецкой цивилизации - бронзовые и каменные орудия, украшения.

А следы жилищ народа сикитря не осталось?

Остались: еще в 19 веке академик Лепехин писал: «вся самоедская земля в нынешнем Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некоего народа. Находят оные во многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделаны в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями подобным зверем. В сих пещерах находят печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки». А что касается каменных насыпных гор, как Секирная, - то это уже не дома из торфа и мха для живых людей, а дома мертвых, пирамиды, сложенные из камней.

Таким образом, каменные горы на Соловках - не что иное, как памятники древней цивилизации. Нашим исследователям предстоит большая работа по изучению истории, скрытой в земле.

Анатолий РУКША

«Курьер Беломорья» 19(166)