Новгородская земля (Республика). Культура новгородской земли Крупные регионы страны

Великий Новгород считается источником русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни. Географическое положение Новгорода избавило его от непосредственного давления русских князей, претендовавших на главенство над Русью и от участия в княжеских раздорах. Густые леса и болота, окружавшие Новгород, спасли его от татарского нашествия, близость к водным бассейнам способствовали оживлённой торговле с удельными князьями и европейским западом. Владения Новгорода простирались от Ледовитого океана и до Урала.

Несмотря на то, что вече считалось в Новгороде верховным органом, тем не менее, боярство и церковная власть обладали большой силой. Установление в Новгороде республиканского строя сказалось и на искусстве архитектуры. Церкви стали центром общественной жизни, местом хранения имущества, в культовом строительстве наметилось Формирование местных архитектурных и художественных школ. Возник новый тип храма - четырёхстолпный кубический храм с тремя абсидами и одним куполом. Лаконизм и суровая простота свойственны сооружениям Новгорода XII века, это Николо - Дворищенский собор, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, Георгиевский собор Юрьева монастыря, которые поражают богатырской мощью внешнего облика. Со второй половины XII века новгородское зодчество претерпевает значительные изменения: храмы становятся более контактными, отличающимися простотой внешнего облика ее скупым декором и ясной конструкцией. Это церковь Благовещения, Петра и Павла на Синичьей горе, церковь Георгия в Старой Ладоге.

Чрезвычайно интересна монументальная живопись Новгорода XII -XIII веков. Она свидетельствует об упорных творческих исканиях и широких культурных связях с другими странами. Если фрески Софии Новгородской тесно связаны с живописью византийского киевского круга, то фрески Рождества Богородицы Антониева монастыря указывает на связь с романской живописью. Своё оригинальное лицо новгородская живопись обретает в XII веке: это конкретность трактовки священных событии, выразительность образов святых, священнослужителей, пророков, например «Чудо Георгия о змие».

Особый раздел древнерусской живописи домонгольского периода представляет иконопись. Под кистью новгородских иконописцев возникают образы, исполненные подлинного величия, например, «Устюжное Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Успение», «Ангел Златые власы».

Монгольское нашествие XIII века нанесло огромный урок русской культуре, но Новгород и Псков не пострадали. В XIII - XV веках роль Новгорода, как торгового центра, стала ещё более значительной - торговали с Византией, Астраханью, стали партнёрами Ганзейского союза.

Чрезвычайно интересны литературные произведения, возникшие в Новгороде в XIII- XV веке. Это дружинная повесть об Александре Невском с подробным описанием Невской битвы и «Ледового побоища» (переработана в «Житие Александра. Невского»), а также о псковском князе Довмонте, которые говорят о демократизации культуры. Это подтверждает и огромное количество берестяных грамот разного назначения: хозяйственные записи, долговые расписки, письма, учебные тетради, обнаруженные при раскопках в Новгороде. Это подтверждает наличие большого количества грамотных в Новгороде и даёт представление о методах обучения в школах того времени не только в Новгороде, но и за его пределами.

Новгородские зодчие и художники опираются в своих исканиях на широкие народные традиции, перерабатывая их и приспосабливая для выражения своих собственных художественных идей. Местоположение Новгорода и его богатства способствовали тому, что сюда устремлялись мастера издалёка, так большой вклад в развитие новгородской живописи внёс византийский художник Феофан Грек. Он приехал в Новгород сложившимся мастером, но здесь в полной мере раскрылись самобытность и мощь его творчества в свободном обращении с иконографическими традициями, виртуозностью исполнения и интересом к эмоциональному миру человека, его внутреннему содержанию. Его лучшие работы находятся в церкви Спаса на Ильине улице, позднее работал также в Москве на оформлении Кремлевских соборов.

С XIII века оживляется строительная деятельность с развитием нового стиля в зодчестве, с классической ясностью пропорций, с нарядностью внешнего убранства. Это церковь Фёдора Стратилата на Ручью, Спасо-Преображенский собор, церковь Петра и Павла в Кожевниках. Кроме того, в XIV веке в Новгороде и Пскове начинается строительство мощных крепостных стен - Кремлей. Так в Пскове длина кремлёвских стен составляла 9 километров.

В XV веке в Новгороде и Пскове начинается подъём в развитии древнерусской живописи, свидетельствующей о глубоком постижении мира, о расширении круга идей, о выходе за рамки религиозной тематики, о новых чувствах и переживаниях. В новгородскую иконопись врывается стихия сказочности и ярких радостных красок, взятых у народного творчества. Это святой Георгий, поражающий дракона - радостный рассказ о прекрасном юном витязе, борющемся против сил коварства и зла, идея самопожертвования в иконе «Чудо о Флоре и Лавре». Обострение взаимоотношений между Новгородом и Москвой вызвало появление исторической иконы «Битва Суздальцев с новгородцами», кроме того, традиционные композиции новгородские мастера наполняют бытовыми подробностями: изображают пейзаж, животных, архитектуру, реально существующих людей как, например, в иконе

«Молящиеся новгородцы». Широкое распространение получило искусство миниатюры с тератологическим орнаментом, близким плоской деревянной резьбе. Процветает искусство шитья, резьба по дереву и кости, прикладные искусства по изготовлению украшений.

Культура Пскова не обладала большим своеобразием в отличии от культуры Новгорода, в храмовых и в гражданских постройках просматривалась скромность, сдержанность, суровость, иконография отличалась демократичностью и экспрессией в толковании сюжета иконы, например, «Параскева Пятница» или «Дмитрий Солунский». Но псковские строители обладали большим авторитетом в возведении храмов, и их приглашали для строительства соборов в московском Кремле.

Кроме берестяных грамот, обнаруженных в Новгороде, есть многочисленные сведения о существовании училищ для детей и учителях-«книжниках», которые встречаются в книгах о житии русских святых. Такие училища, как правило, существовали при церквях, где начинали обучение с 7 лет и учили чтению, письму, счёту и церковному пению. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, где существовали книгописные мастерские и библиотеки, особенно в северной части Новгородской республики: Кириллово-Белозерском и Соловецком монастырях.

В XIV веке сложились новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко, отразившие богатство и могущество Великого Новгорода в период его самостоятельности. В этот же период оформляется новый жанр устного народного творчества - историческая песня, где в отличии от былинного эпоса исторические события передаются более близкими реальности, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными.

Терминология:

Лаконизм - краткость, чёткость в выражении мысли, изображения и т. д.

Экспрессия - выразительность, сила проявления (чувств, переживаний).

Тератологический орнамент - изображение фантастических существ.

В период Средневековья на территории Руси находилось 15 княжеств, но их число в результате феодальной раздробленности увеличилось до 50. Однако особую роль играли 3 из них, самых крупных. Это были Галицко-Волынское, Владимирско-Суздальское и Новгородское. О последнем можно что-то более-менее достоверно узнать только с IХ века. Датой официального основания Новгорода считается 859 год, но историки отмечают, что сам город появился значительно раньше, просто установить точное время не представляется возможным.

Дело в том, что все здания в то время были полностью деревянными. Следовательно, они легко сгорали и сгнивали, от них мало что оставалось. А деятельность людей, живших на этой же земле в более поздние века, практически окончательно похоронила надежды археологов что-то достоверно установить о тех временах. Кроме того, многие письменные упоминания о княжестве Новгородском пропали в связи с татаро-монгольским нашествием. Огромное количество документов просто-напросто погибло в огне.

Однако из того, что удалось установить, становится понятно, что Новгородское княжество познакомилось с государственностью довольно рано. А местные краеведы и вовсе предполагают, что здесь был Рюрик. Но подтверждений пока не найдено, одни только предположения.

Самые ранние записи касаются сыновей Святослава, Олега и Ярополка. Между ними разгорелась борьба за власть. В результате ожесточённых битв Ярополк победил своего брата, стал Великим князем, захватив Киев. Для управления Новгородом он выбрал посадников. Которых убил младший брат, Владимир, бежавший к варягам, откуда вернулся с наёмным войском, получил власть сначала в Новгороде, а потом и в Киеве. И именно его сын, Ярослав Мудрый, отказался платить дань Киеву. Владимир, собиравший дружину, чтобы разобраться с этой проблемой, внезапно умер. Власть захватил Святополк Окаянный, который довольно жестоко сражался за власть, не выбирая методы. Но в итоге Ярослав победил, во многом при помощи поддержки народа, боявшегося более жестокого князя. Теперь уже Ярослав стал Великим Князем, а в Новгород он стал отправлять своих сыновей.

Даже краткий пересказ относительно небольшого временного отрезка, касающегося событий с IX по XI века, наглядно показывает, что Новгородское княжество успело привыкнуть и к частой смене князей, и к постоянной борьбе за власть между ними. Заметно, что большинство стремились захватить престол, в конечном счёте, в Киеве. Пребывание же в Новгороде рассматривался часто как промежуточный вариант. Что сказалось на определённом восприятии княжеской власти народом: во-первых, как временной, во-вторых, неразрывно связанной с войной, дружиной и походами.

В то же время Новгород был довольно крупным городом, где постепенно начала формироваться своеобразная демократия с элементами олигархии. Особенно сильно это стало заметно в период феодальной раздробленности, когда князь был вынужден подписывать грамоту (договор), на основании которого он мог законно находиться в городе. При этом его полномочия сильно ограничивались. В частности, князь не мог объявлять войну или заключать мир, самостоятельно торговать, раздавать земли, предоставлять кому-то привилегии. Он не имел права даже охотиться в неположенном месте или же держать дружину в самом городе: последнее было связано с опасением, что власть захватят силой.

Фактически, фигура князя сводилась к роли военачальника, полководца, который обязан был защищать город и получал в связи с этим определённые привилегии. Но его положение оставалось часто шатким. Чтобы собрать людей, кроме собственной дружины, например, для военного похода, князь мог обратиться к жителям на народном вече, оставшемся высшим органом власти. Но он не имел права приказывать.

В вече мог принимать участие любой свободный мужчина. Созывали собрание посадник или тысяцкий, которых вече и назначало, отобрав это право со временем у князя. Высшим судебным органом тоже считалось собрание. Посадник был высшим должностным лицом, принимавшим в отсутствие князя послов, возглавлявшим в таких же условиях вооруженные силы. Тысяцкий являлся его правой рукой и помощником. Точного срока действия их полномочий не оговаривалось, но каждый мог потерять своё положение, утратив доверие народа. Вече имело право снять любого, кого назначило, с соответствующей должности. Вообще широта полномочий ярко демонстрируется тем, что в Новгороде на народном собрании выбирали даже епископа.

Что же касается Боярского совета, то он, по факту, занимался торговыми вопросами. Ещё носил функцию совещательного органа. Объединял всех влиятельных людей, возглавлялся князем. Занимался подготовкой вопросов, которые стоило вынести на вече.

Времена феодальной раздробленности

Уникальность Новгородского княжества в полную меру проявилась и в период феодальной раздробленности. Исторически такое разделение принято оценивать негативно, и оно действительно крайне отрицательно сказалось на славянах, сделав их уязвимыми перед лицом татаро-монгольского ига. Но для отдельных земель в этом были свои преимущества. В частности, географическое расположение Новгородского княжества подарило ему определённую защиту: оно оказалось довольно далеко даже для кочевников, в итоге меньше всех остальных земель пострадало от действий монголов. Защищать западные границы у русских князей же получалось намного лучше. А благодаря раздробленности новгородцы не ввязывались в проблемы своих соседей.

Также не стоит забывать, что Новгородская земля сама по себе была довольно большой. Размерами она была сопоставима с европейскими государствами того же периода. А выгодное географическое положение позволило ей наладить торговлю с Ганзой и с некоторыми другими соседями. Кроме самого Новгорода, в княжество входил Псков, Юрьев, Ладога, Торжок и прочие территории, включая даже часть Урала. Через Новгород можно было получить доступ к Неве и Балтийскому морю. Но не только географическое положение сделало княжество таким уникальным, а сочетание различных факторов, политических, экономических и культурных. И религиозных, в том числе.

Быт, религия и культура

В отношении такого государственного явления как Новгородское княжество характеристика не будет полной, если не уделить внимание вопросам религии, культуры и быта. Крещение Новгорода произошло вскоре после Киева, откуда прислали для этих целей византийского священника Иоакима Корсунянина. Но, как и многие славяне, новгородцы далеко не сразу отказались от языческих верований. Дошло до того, что христианская религия, не желая постоянно сталкиваться с сопротивлением паствы, впитала в себя некоторые традиции, объединив их с Рождеством (гадания и прочие обряды).

Что же касается культуры, то внимательное изучение летописей показывает, что здесь вплоть до захвата Новгородского княжества в XV веке Иваном III сохранялся довольно неплохой уровень письменности и образованности. Сказалось и то, что эти земли меньше остальных пострадали от нашествия татаро-монгольского ига. Многие знания передавались от родителей к детям и сохранились. Что, в свою очередь, повлияло на быт. Так, новгородцы были ярыми приверженцами деревянного домостроения, чистоты, определённых обрядов, связанных с природой. Выявленный культурный пласт настолько мощный, что его до сих пор изучают.

Новгород

Уже в конце 11 века борьба князей за власть приводит к постепенному дроблению Руси на уделы, которые в 12 веке превращаются в своеобразные государства со своей политикой. Феодальная раздробленность с ее междуусобными спорами и войнами, тем не менее способствовала развитию экономических связей, торговли, подъему ремесла, давала толчок для развития художественных традиций. Наблюдается рост городов. Церковь в этот период дробления русской земли выступает как сила, противостоящая княжеским интригам и распрям. Основателями церквей и монастырей становятся не только князья, но и местные бояре, купцы. К середине 12 века наряду с Киевом бурно развиваются такие крупные центры политической и художественной жизни, как Новгород, Галич, Владимир-Залесский, Смоленск, Полоцк.

Первое упоминание о Новгороде в летописи относится к 859 году. Новгородское княжество простиралось от Финского залива до Белого моря и Уральских гор. В XII веке Новгородское княжество достигает высокого расцвета благодаря торговле, которую оживленно вели новгородские купцы. Новгородское княжество управлялось народным вече, и это сказывалось на активности новгородцев.


Софийский собор в Новгороде


Новгородский кремль



Новгород начинается с Кремля, он выстоял почти десять веков, сохранил первоначальный вид многих построек и до сих пор остается символом древнего Новгорода. Красные кирпичные стены новгородского Кремля бесконечно живописны и выразительны. Внутри Кремля расположено одно из замечательных творений рук человеческих - София Новгородская . София и Новгород - понятия неразделимые. "Где святая София, там Новгород", — заявил перед собравшимися на вече горожанами князь Мстислав. Софию новгородцы строили недолго, всего 5 лет. Если учесть ее огромные размеры, то этот срок — минимальный. Сложенный из огромных камней неправильной формы, кремлевский исполин был виден издалека, а покрытая в XV веке золотом средняя глава храма служила незаменимым ориентиром для новгородцев. В последствии Софийский собор был оштукатурен. Собор и сейчас, особенно при первом знакомстве, поражает неземной монументальностью, строгостью архитектурного решения и суровой простотой. Он обязывает человека смотреть, поднимая взгляд снизу вверх. Интерьер Софии впечатляет не меньше, чем его внешние формы. Под гулкими сводами навсегда остановились часы истории. Древние плиты пола с вкраплениями мозаичной крошки отражали в себе теплое пламя свечей и казались подобием драгоценного ковра. Мозаики были сделаны из эмалевого камня, с тонким знанием техники, с большим вкусом.

Церковь Спаса - на реке Нередице 1198 г.



Одним из замечательных памятников Древней Руси является новгородская церковь Спаса - на реке - Нередице (1198 г.). Как и многие новгородские храмы церковь Спаса Нередицы отличается строгостью и простотой, как и вся северная новгородская земля. Благодаря этой земной простоте она кажется живой формой самой природы. Она, словно белый гриб, сочный и крепкий, выросла из - под земли и слилась с окружающими ее полями и лесами. Мужественный, суровый характер носят и росписи Спаса Нередицы. В тесном пространстве церкви изображения святых как бы обступают вошедшего и смотрят на него широко раскрытыми глазами. Фигуры их грубоваты, лики святых напоминают лица обыкновенных стариков. Во всем облике чувствуется какая - то могучая сила.

Славянское государство, известное как Новгородская Русь, образовалось приблизительно в IX веке, еще до централизации власти в Киеве. Появление его традиционно историки связывают с призванием варягов, а именно Рюрика, к власти в землях русичей.

Догосударственный период

Перед тем как на территории северо-запада современной России возникло государство, именуемое Новгородской Русью, в этих землях проживали разрозненные славянские племена. Из-за отсутствия централизованной, единой власти они постоянно конфликтовали, не могли вести эффективное хозяйство и полноценно торговать между собой.

С целью объединения всех племен в этих землях и создания централизованного государства в Новгород были приглашены варяги (скандинавы), которые обладали более развитой культурой.

Приход Рюрика к власти

Согласно "Повести временных лет" (первая летопись), которая является чуть ли не самым ранним письменным источником событий того периода, Рюрик пришел к власти в 862 году.

На основании этого писания можно сделать выводы, что в IX веке в северо-западной Руси было чрезвычайно сильно скандинавское влияние, поэтому и государственность сюда пришла несколько раньше, чем на основную территорию.

С приходом Рюрика к власти Новгородская Русь стала мощным государством с обширной территорией. Под его началом объединились многочисленные племена, среди которых крупнейшими были словене и кривичи.

Само призвание варягов, как исторический факт, находится под сомнением у многих историков, поскольку нет точных подтверждений этому.

Новгородская Русь

После Рюрика править страной стал князь Олег, который покинул В. Новгород и ушел на юг. Новгородцев же он обложил данью.

Князь Олег был успешным воеводой и объединил практически все разрозненные племена восточных славян в единое государство. Далее, в X веке, при князе Владимире в Новгороде стал править его сын Вышеслав, который вскоре скончался.

Его место занял другой сын киевского князя по имени Ярослав, который не пожелал платить дань отцу. В связи с этим Киев стал готовить вооруженный поход на Новгород, который не увенчался успехом.

С этого момента Новгородская Русь получает значительную долю свободы от Киевского гнета. Ее исторический путь становится более самобытным и обособленным от остальной части Руси.

Новгородская Республика

Получив значительную свободу от Киева, правители города решили переустраивать свое государство на новый лад. Управление стало сильно отличаться оттого, что реализовывалось в остальной Руси.

Был создан правящий орган - вече, который решал все важные государственные вопросы путем голосования, в том числе и князь тоже мог выбираться голосованием.

Фактически страна перестала быть монархией и стала Новгородской Республикой. Глава государства избирался на вече пожизненно. Однако таким же путем неугодный правитель мог быть заменен на другого.

Период раздробленности

В XII веке Русь вошла в новый исторический период, через который в разное время проходили все крупные европейские государства. Его принято называть периодом раздробленности.

Раздробленность Руси для Новгородской Земли стала периодом наивысшего расцвета. Эти события позволили городу окончательно отделиться от киевских князей и стать суверенным. К слову, Новгородская Республика была крупнейшим государством восточных славян, обладала мощным хозяйством.

Конечно, были и значительные минусы, но правители страны успешно действовали, защищаясь от соперников и внешних врагов. Об этом можно судить и по тому, что только новгородцам удалось избежать монголо-татарского ига.

Иноземные захватчики

В XIII веке Новгородская Русь вместе со всеми остальными государствами подверглась неоднократным нападкам со стороны иноземцев. Первый удар был нанесен татаро-монголами, которые вторглись в Киевскую Русь и, как смерч, пронеслись по всей ее территории, кроме Новгорода.

Только этому городу удалось практически полностью избежать нашествия татаров. В это время Новгород приобрел наивысшее могущество среди княжеств русичей.

Однако, избежав серьезных нападений со стороны татар, новгородцы столкнулись с захватчиками на Западе. Католическое рыцарское государство Ливонский Орден вело активную захватническую политику, направленную на Великий Новгород. Целью войны было обращение русских в католическую веру.

Несмотря на то, что русичи были христианами, они принадлежали к православной церкви, а ливонцы к католической. Под эгидой Папы Римского ливонцы стремились присоединить огромные земли Новгорода к своей церкви, воспользовавшись ослабленностью Руси из-за нашествия монголо-татар.

Александр Невский

Несмотря на то, что Новгород был окружен с двух сторон мощными захватчиками, ему удалось устоять и сохранить относительную свободу и независимость. Во многом это произошло благодаря умелой политике и военной стратегии князя Александра, которого впоследствии стали называть Невским.

Он понял, что противостояние с татарами сейчас было бы смертельной ошибкой для Новгорода, поэтому он пошел с ними на мировую. И бросил все силы на борьбу с рыцарским орденом. Ему удалось разбить тевтонцев в столкновении на Чудском озере, в котором он поступил, как опытный военный стратег.

Он понял, что рыцари, облаченные в тяжелые доспехи, не смогут перебраться на другой берег озера по льду, который еще был слишком тонким. Поэтому, взяв немецких рыцарей на измор, он смог одержать победу. Таким образом князь сохранил Новгородскую Русь, культуру, веру и этнос. Недаром его считают одним из величайших правителей. Влияние Александра Невского признают не только в России, но и на Западе, где его считают великим полководцем и военным стратегом.

Закат Новгорода

Начиная с XIV века на Руси отмечается тенденция к объединению в одно большое, централизованное государство. Главными претендентами на роль центра объединения взяли на себя Тверь и Москва.

Новгород держался обособленно, хотя и был сильнейшим государством.

Вплоть до полного объединения Руси под главенством Москвы Новгород оставался в стороне, не стремясь объединить русских вокруг себя, но и не желая присоединяться к московским князьям.

В итоге завершилась история Новгородской Руси присоединением к единому государству Московскому в 1478 г. Захват самого крупного княжества Руси позволило князю московскому Ивану III бросить вызов ослабевшей Золотой Орде и одолеть их в 1480 г., освободив таким образом русский народ от трехсотлетнего ига.

Отныне Новгород перестал существовать как отдельное государство и стал частью единой страны. В связи с присоединением к Московскому государству Новгород стал быстро терять свое торгово-экономическое значение, а затем и культурное. Впоследствии он перестал быть ключевым центром страны, уступив это место Москве, Твери и другим крупным городам. Несмотря на это, город по-прежнему остается важным культурным и историческим центром даже сегодня.

Искусство Новгорода

Новгород являлся одним из крупнейших городов и центров культуры Руси и всей Восточной Европы. Здесь было сосредоточение торговли, ремесел, живописи и зодчества.

Значительное влияние на живопись и культуру города в целом оказало христианство (православие), благодаря которому искусство Новгородской Руси получило мощный толчок к развитию. Стала развиваться иконопись, получившая тут очень широкое развитие.

Благодаря тому, что Новгород был крупным морским, торговым центром, он тесно взаимодействовал с европейской культурой, и в первую очередь со скандинавской. Отсюда многие веяния в искусстве с Запада попадали в культуру Руси.

Зодчество

В Новгородской Руси архитектура достигла высокого развития. Город значительно превосходил по пышности и богатству другие города раздробленной Руси. Это было связано с тем, что новгородцы не платили дань татарам, избежали их набега и активно вели торговлю.

Наличие возможностей и каналов сообщения с Западными народами позволили новгородцам значительно быстрее перенимать передовые достижения Европы того времени. Особенно ярко это было видно в зодчестве.

В Новгороде раньше остальных русских городов появились сооружения, построенные из белого камня. Строилось много церквей и часовен, а также иконописных мастерских. Помимо этого появлялись ювелирные, ткацкие и швейные мастерские. Также было много других ремесленных мастерских.

Торговля

Не секрет, что Новгород являлся крупнейшим морским торговым портом в Древней Руси. Отсюда велась практически вся торговля с Западной Европой. Заключали выгодные союзы в первую очередь со шведами, немцами и поляками. Благодаря этому город был богаче остальных, что сразу бросалось в глаза. Достаточно было взглянуть на его белокаменные сооружения, которых в то время не было ни в одном другом городе Древней Руси.

Возможность торговать с европейцами стимулировала бурное развитие ремесел. Мастера со всего города создавали свои творения, которые затем продавали на базарах и ярмарках.

Ярмарки были обычным делом для Новгорода. Здесь они проводились регулярно и имели большие масштабы. Со всей Руси сюда съезжались торговцы, чтобы реализовать свой товар и приобрести диковинные вещи из других городов и стран.

Таким образом, Новгород являлся ключевым центром торговли и ремесла во всей Руси. Он стоял в одном ряду с Киевом, Владимиром и Черниговом, а позднее Москвой и Тверью.

Земледелие

Если торговля и ремесло, искусство и зодчество были хорошо развиты в Новгородской Руси, то земледелию уделялось меньше внимания. Виной этому заболоченная местность. Малое количество пригодных для выращивания злаковых земель привело к тому, что новгородцы были вынуждены покупать хлеб, муку и другую земледельческую продукцию у других княжеств, как правило, у Владимиро-Суздальского.

Именно такая зависимость в хлебе от Суздаля стала причиной давления в XIV веке князей Суздаля на Новгородцев с целью склонить их под свою власть. Однако такая политика Суздальских князей не увенчалась успехом, и Новгород сохранил свой суверенитет.

Несмотря на все трудности выращивания злаковых культур, земледелие в княжестве было развито очень хорошо. Здесь росла озимая рожь и пшеница. Для возделывания почвы использовалась многозубая или трехзубая соха, которая появилась здесь несколько раньше, чем на остальной территории Руси. Пожинали хлеб при помощи традиционных серпов.

Заключение

Образование Новгородской Руси оказало огромное влияние и значение на культуру, историю и формирование русского этноса. Благодаря Новгороду была сохранена самобытность русского народа, которая в свое время оказалась под угрозой из-за татарского ига. Зодчество, живопись и ремесло получило широкое распространение.

Фактически Новгород был родоначальником российской государственности, без которого Киевская Русь могла не появиться вовсе. Значение этого города в общероссийской истории сложно переоценить. Это был один из крупнейших центров, на базе которого строилась и формировалась вся русская культура, торговля и экономика.

Великий Новгород. Или Господин Великий Новгород, как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств . Как центр славянских земель в северо-западном углу Руси, Новгород к концу IX в. становится соперником Киева. Он победил Киев, но после перенесения столицы единой Руси на юг киевские князья стали посылать в своих наместников, как правило, старших сыновей.

И все-таки Новгород сохранил свое особое положение, княжеская власть не укоренилась здесь, как в других городах Руси. Причиной тому был весь строй жизни древнего Новгорода. Город с самого начала вырос в первую очередь как торговый и ремесленный центр. Он располагался на знаменитом пути «из варяг в греки» .

Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, в Скандинавию. Через озеро Ильмень и реку Мету пролегал путь на Волгу, а оттуда — в страны Востока.

Новгородцам было чем торговать. Они вывозили прежде всего пушнину, которую добывали в северных лесах. Ремесленники Новгорода поставляли на внутренний и зарубежный рынок свои изделия. Славился Новгород мастерами кузнечного и гончарного дела, золотых и серебряных дел, оружейниками, плотниками, кожевенниками. Улицы и «концы» (районы) города зачастую носили названия ремесленных профессий: Плотницкий конец, улицы Кузнецкая, Гончарная, Щитная. В Новгороде ранее, чем в других городах Руси, появились объединения крупных купцов. Богатые торговцы имели не только речные и морские суда, но и склады, амбары. Они строили богатые каменные дома, церкви. В Новгород приходило немало иноземных купцов. Здесь располагались «Немецкий» и «Готский» дворы, что указывало на тесные торговые связи города с немецкими землями. В торговлю включались в Новгороде не только купцы, ремесленники, но и бояре, представители церкви.

Уверенное хозяйственное развитие Новгорода во многом объяснялось не только выгодными природными и географическими условиями, но и тем, что он долгое время не знал серьезной внешней опасности. Ни печенеги, ни половцы не доходили до здешних мест. Немецкие рыцари появились здесь позднее. Это создавало благоприятные условия для развития края.

Большую силу в Новгородском княжестве со временем получили крупные бояре-землевладельцы. Именно их земельные владения, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию — пушнину, мед, воск, рыбу, другие продукты земли, леса, воды. Именно бояре и крупные купцы нередко организовывали дальние экспедиции ушкуйников, речных и морских, в целях овладения новыми промысловыми землями, добычи пушнины. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались воедино, вот почему верхушка города, так называемая аристократия, опираясь на свои несметные богатства, играла такую большую роль в политической жизни Новгорода.

Аристократия в политической жизни вела за собой ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-Суздальского княжества. Здесь все новгородцы были заодно, защищая свое особое положение в русских землях, свой суверенитет. Но во внутренней жизни города такого единства не было: нередки были ожесточенные столкновения интересов простых горожан и городской верхушки, что выливалось в открытые выступления, восстания против боярства, богатого купечества, ростовщиков. Не раз врывались восставшие горожане и на архиепископский двор. Городская аристократия также не представляла собой единого целого. Соперничали между собой отдельные боярские и купеческие группировки. Они боролись за земли, доходы, привилегии, за то, чтобы поставить во главе города своего ставленника — князя, посадника или тысяцкого.

Подобные же порядки складывались и в других крупных городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге, Изборске, где были свои сильные боярско-купеческие кланы, своя ремесленная и работная масса населения. Каждый из этих городов, являясь частью Новгородского княжества, в то же время претендовал на относительную самостоятельность.

Новгород соперничал с Киевом не только в смысле хозяйственном, торговом, но и по части внешнего облика города. Здесь рано на левом берегу Волхова, на взгорье, появился свой кремль, обнесенный каменной стеной, в отличие от многих других русских детинцев, огороженных деревянно-земляными укреплениями. Сын Ярослава Мудрого Владимир выстроил здесь Софийский собор, который соперничал по красоте и величественности с киевской Софией. Напротив кремля располагался торг, где обычно проходило городское вече — сход всех политически активных новгородцев. На вече решались многие важные вопросы жизни города: выбирались городские власти, обсуждались кандидатуры приглашаемых князей, определялась военная политика Новгорода.



Иллюстрация. Новгородское княжество

Между левобережным и правобережным Новгородом был выстроен мост через Волхов, который играл важную роль в жизни города. Здесь нередко происходили кулачные бои между различными враждующими группировками. Отсюда по приговору городских властей сбрасывали в глубины Волхова осужденных на смерть преступников.

Новгород был для своего времени городом высокой культуры быта. Он был вымощен деревянными мостовыми, власти внимательно следили за порядком и чистотой городских улиц. Признаком высокой культуры горожан служит повсеместная грамотность, проявлявшаяся в том, что многие новгородцы владели искусством письма на берестяных грамотах, которые в изобилии археологи находят при раскопке древних новгородских жилищ. Берестяными грамотами обменивались не только бояре, купцы, но и простые горожане. Это были долговые расписки и просьбы о займах, записки к женам, челобитные грамоты, завещания, любовные письма и даже стихи.

По мере ослабления власти киевских князей, развития политического сепаратизма становится все более независимым от Киева. Особенно ярко это проявилось после смерти Мстислава Великого. В Новгороде тогда «сидел» его сын Всеволод. Когда он выехал из Новгорода и попытался неудачно добыть себе более почетный в княжеской семье престол Переяславля, новгородцы не пустили его обратно. Но город нуждался в князе — для командования войском, для обороны владений. Считая, видимо, что Всеволод Мстиславич получил хороший урок, бояре вернули его назад, но Всеволод вновь попытался, опираясь на Новгород, ввязаться в междукняжескую борьбу за власть. Он втянул Новгород в противоборство с Суздалем, которое закончилось поражением новгородской рати. Это переполнило чашу терпения новгородцев. Против князя выступили бояре и «черные люди» ; не поддержали его ни церковь, ни купечество, которое он ущемлял в правах. В 1136 г. Всеволод с семьей по приговору веча, в котором приняли участие представители от Пскова и Ладоги, был заключен под стражу.

Затем его выслали из города, обвинив в том, что он «не блюдет смерд» , т. е. не выражает интересов простых людей, плохо руководил войском во время войны с суздальцами и первым бежал с поля боя, втянул Новгород в борьбу на юге.

После событий 1136 г. к власти в Новгороде окончательно пришла городская аристократия — крупное боярство, богатое купечество, архиепископ. Город стал своеобразной аристократической республикой, где несколько крупных боярских и купеческих семей, посадник, тысяцкий, архиепископ определяли всю политику. Вече приглашало князей в качестве военных руководителей и верховных судей. Неугодные князья изгонялись. Иногда в течение года сменялось несколько князей.

Со временем Новгород в своих хозяйственных связях все менее ориентировался на юг, теснее становились его связи с южнобалтийским миром, скандинавскими и немецкими землями. Среди русских земель наиболее прочные связи Новгород сохранял со своими соседями: Полоцким, Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами.